Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды производств. Административно-юрисдикционные производства Административная юрисдикция примеры

Административная юрисдикция проявляется в рассмотрении и разрешении полномочными исполнительными органами спорных вопросов применения материальных правовых норм. Административная юрисдикция осуществляется, как правило, во внесудебном порядке. Принудительными мерами являются административные либо дисциплинарные взыскания. В своем состязательном выражении административная юрисдикция может осуществляться и в судебном порядке (применение административных взысканий).

Административно-правовой спор- спор возникающий между участниками управленческих отношений в связи со сложившимся у одной стороны этих отношений представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо ущемляются действиями второй стороны. Одной из сторон административно-правового спора всегда является тот или иной исполнительный орган (должностное лицо), чьи действия или решения служат предметом конкретного спора. Для административной юрисдикции важнейшим условием разрешения спора о праве административном является обязательная правовая оценка поведения участников спора.

Правовое регулирование административно-процессуальной деятельности наиболее полно осуществлено в отношении производства по делам об административных правонарушениях (КоАП). При характеристике административно-юрисдикционного производства необходимо учесть следующее. Помимо его основного предмета, т.е. административно-правовых споров, имеются достаточные основания для того, чтобы отнести к нему ряд иных действий, осуществляемых исполнительными органами.

Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством исполнительные органы (должностные лица), уполномоченные на деятельность правоохранительного характера, в большом масштабе применяют меры административного принуждения, не являющиеся мерами административной или дисциплинарной ответственности. При этом в центре внимания также индивидуальное административное дело, которое нельзя отнести к чисто процедурным, поскольку для них характерно отсутствие применения принудительных средств. Их специфика – отсутствие спора, но по результатам применения соответствующих предупредительных или пресекательных мер возможно его возникновение. Например, принудительное медицинское освидетельствование бесспорно; но лицо, подвергнутое ему, вправе обжаловать подобное действие, что повлечет за собой административно-правовой спор.

Применение такого рода принудительных мер – прерогатива исполнительных органов (должностных лиц).

Таким образом, административная юрисдикция фактически включает в свое содержание процессуальную деятельность по разрешению административно-правовых споров и по применению административно-принудительных мер, не носящих характер административных взысканий.

6. Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП).

Срок административного задержания лица включает время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, не должен превышать три часа. Внутренних дел (милиции), его заместителем на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, который не может превышать двух суток.

При вынесении постановления о назначении административного наказания за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций судья вправе обязать нарушителя, не являющегося жителем данной местности, покинуть ее. Во исполнение данного предписания судьи эти нарушители могут быть задержаны органами внутренних дел на срок, необходимый для их удаления, но не более 48 часов.

Законодательством некоторым органам исполнительной власти за ряд правонарушений предоставлено право административного задержания на более длительные сроки (например, на срок до 10 суток могут быть задержаны лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, до 30 суток - граждане, задержанные в пунктах пропуска через Государственную границу РФ без документов, удостоверяющих личность и гражданство).

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О военном положении" от 30 января 2002 г. на территории, на которой введено военное положение, задержание граждан допускается на срок до 30 суток.

Вместе с тем ст. 22 Конституции РФ допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Об административном задержании составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанный отказывается подписать протокол, об этом делается соответствующая запись.

Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции).

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований.

4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса.

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы.

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

7. Административное правонарушение: понятие, признаки.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (КоАП) в ст. 2.1. определяет: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суть понятия административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Общественная вредность и опасность – основной объективный признак правонарушения отграничивающее его от правомерного поведения.

Для правонарушения характерны следующие признаки:

♦ всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности общества и государства, ущемляет частные и общественные права и интересы.

♦ является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.

♦ как противоправное деяние по своей природе общественно вредно типичностью и распространенностью, имеет массовое проявление.

♦ дезорганизует нормальный ритм жизнедеятельности общества и государства, нарушает порядок государственного управления в обществе.

♦ причиняет вред обществу независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Одновременно с этим противоправное деяние находится в зависимости от законодателя и от него зависит придание правонарушению официальной огласки или его замалчиванию (нецензурная брань).

8.Административное правонарушение: юридический состав.

Для характеристики административных правонарушений важное значение имеет его юридический состав. Это совокупность элементов юридического характера, позволяющая осмыслить его внутреннюю структуру. В качестве таких элементов выступают: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения – это то, на что оно посягает, какие общественные отношения оно нарушает. Общий объект определен ст. 1 и 10 КоАП. Главный вывод из ее содержания состоит в том, что таковым объектом являются общественные отношения в сфере государственного управления, охраняемые мерами административной ответственности. Следовательно, объектом административного правонарушения является любое общественное отношение, охраняемое мерами административной ответственности.

Есть и конкретные объекты административных правонарушений. Ст. 166 предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения митингов, уличных шествий и т.п.

Это и есть конкретный объект данного правонарушения.

Объективная сторона – противоправное деяние, т.е. действие или бездействие, направленное на объект административного правонарушения, его характер, а также условия его совершения (или не совершения).

Большинство административных правонарушений выражается в действиях. Примером административно наказуемого бездействия можно назвать оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда (ст. 165 3 КоАП). Ст. 85 КоАП говорит о нарушениях правил охоты без надлежащего разрешения или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами. Учитывается также неоднократность правонарушения. Статья 88 КоАП предусматривает административную ответственность должностных лиц за неоднократное нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в промышленности. Объективная сторона, учитывает повторность совершения правонарушения одним и тем же лицом в течение года.

Субъект – это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Кроме того, выделяются специальные субъекты – должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане.

Гражданин РФ может нести ответственность за совершенное им административное правонарушение по достижении к моменту его совершения 16-летнего возраста.

При совершении правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности к лицу могут быть применены меры по защите прав несовершеннолетних. За правонарушения, совершенные лицами, не достигшими 16-летнего возраста, к административной ответственности могут привлекаться родители и лица, их замещающие, как не обеспечившие их должного поведения.

Юридические лица – государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации. Установлено, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо, равно как привлечение к ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

В качестве специальных субъектов должностные лица указываются в соответствующих статьях КоАП. Специально для них предусмотрены, например, следующие составы административных правонарушений: бесхозяйственное использование земель (ст. 50); незаконная выдача лицензии на осуществление деятельности на континентальном шельфе РФ (ст. 56 1); нарушение правил китобойного промысла (ст. 86); выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности (ст. 123); прием на работу без паспорта (ст. 181)и др.

Военнослужащие и приравненные к ним лица (например, работники органов внутренних дел) несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

Но они могут нести административную ответственность и на общих основаниях за нарушения санитарного законодательства, правил безопасности дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства, охраны рыбных запасов. Установлены определенные ограничения и в подобных случаях. К ним не могут применяться некоторые административные взыскания (например, административный арест), а к лицам, проходящим военную службу по призыву, не может применяться административный штраф.

Иностранные граждане (и лица без гражданства) – субъекты административной ответственности на общих основаниях, кроме пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Субъективная сторона правонарушения выражается в совершении административного правонарушения умышленно (ст. 11 КоАП) или по неосторожности (ст. 12 КоАП). Имеется в виду та или иная форма виновности.

Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.

Функции административной юрисдикции.

Охранительная функция - обусловлена ее принадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своим назначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функция реализуется, прежде всего, при разрешении дел об административных правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.

Регулятивная функция - юрисдикция как правоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовом регулировании. Она выполняет функции регулятора посредством перевода нормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения. Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ее управленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другие субъекты осуществляют регулирование общественных отношений.

Воспитательная функция - весь процесс направлен на возможность воспитания уважения к действующему закону. Исходя из этого значение имеет правильная и четкая организация и культура юрисдикционного процесса, которые обоснованно рассматриваются в качестве факторов, определяющих законность. Законное и справедливое постановление, принятое по делу повышает авторитет органа административной юрисдикции, способствует формированию позитивных правовых установок граждан, воспитывает их в духе уважения к закону.

Признаки административной юрисдикции:

Наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний;

Состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;

Издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.

Виды административно-юрисдикционного производства :

Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП

Дисциплинарное производство - применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;

Производство по жалобам - жалобам о нарушении прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство.

ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

Дела об административных правонарушениях;

Дела о дисциплинарных проступках;

Дела об обращениях граждан;

Дела о приеме в гражданство РФ;

Дела о возмещении в административном порядке материаль­ного ущерба, причиненного государству, предприятию, учреж­дению, организации;

Дела по исполнению постановлений о наложении админист­ративных взысканий;

Дела, связанные с административным надзором;

Арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

производство по делам об административных правонаруше­ниях;

дисциплинарное производство;

производство по делам об обращениях граждан;

производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

производство, связанное с административным надзором;

арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административная юрисдикция - установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция - это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.



Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должно­стным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифициру­ют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обяза­тельное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных трудовых и др.).

Юрисдикция - это круг полномочий специального органа по осуществлению оценки определенных фактов, разрешению споров и применению санкций, предусмотренных на законодательном уровне. Основным источником в области государственного управления считается специфический спор, который возникает между сторонами. Эти стороны (субъекты административной юрисдикции) требуют урегулирования конфликта при помощи административных правовых норм. Указанные споры возникают только в случаях, когда у одной стороны создается представление о том, что ее интересы и права нарушаются. Обычно в данном случае инициатива исходит от стороны, которая испытывает на себе воздействие властных полномочий.

Административная юрисдикция предусматривает соответствующее производство. Основанием к его началу служит обращение сторон возникших отношений в уполномоченный орган. основываются на индивидуальных делах, которые рассматриваются в судебном порядке.

Административная юрисдикция представляет собой деятельность, установленную законодательными положениями. Эта деятельность осуществляется уполномоченными органами и их должностными лицами. Административная юрисдикция предусматривает разрешение индивидуальных административных дел и применение соответствующих санкций.

Законодательные нормы формируют рамки указанной деятельности. Административно-процессуальные положения, кроме того, служат правоохранительным целям, обеспечивая в сферах госуправления стабильный порядок, осуществляя защиту административно-правового характера. Таким образом, деятельность указанной отрасли включает в себя не только защиту, но и реализацию

Административная юрисдикция обладает исключительным правом, выражающимся в функциях исполнительных органов, чья деятельность осуществляется не столько в судебных, сколько в административных рамках.

При целостном рассмотрении предмета необходимо учесть неодинаковость распространения полноты полномочий. Так, не все исполнительные органы абсолютно уполномочены вести административно-юрисдикционную деятельность. Как правило, их функции связаны с реализацией власти дисциплинарного характера, разрешением гражданских жалоб. При этом правомочия по разрешению дел по применению воздействия закрепляются не за всеми субъектами, имеющими свое или подведомственность.

Предметом рассматриваемых полномочий считается комплекс социальных отношений, которые складываются по ходу разрешения возникающих конфликтов.

Метод, присущий административной юрисдикции, определяется в соответствии с ее предметом. При этом предмет характеризует непосредственно возникающие отношения. Метод же характеризует в данной отрасли волевую сторону, присущую регулятивным свойствам.

Для метода административной юрисдикции характерны некоторые признаки. В частности, к этим признакам относят:

  1. участников.
  2. Факты, инициировавшие спор.
  3. Характер обязанностей и прав.
  4. Защищенность прав участников - субъектов конфликта.

В основе указанного метода лежит анализ и изучение главных закономерностей и свойств рассматриваемой деятельности государства, формирующихся в ее рамках общественных отношений, правовых норм, обеспечивающих регулирование указанных отношений.

Административно-правовой метод наделен рядом особенностей. Конфликты, которые возникают, разрешаются в соответствующем порядке. При этом применяются административные нормы. Кроме того, разрешение ситуации может осуществлять сам участник, вышестоящее лицо. В крайнем случае, административные споры решаются в судебном порядке.

Административная юрисдикция – это понятие используют при регулировании различных правонарушений административного характера.

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Регулирование административных правонарушений

Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Стоит отметить тот факт, сто в начале 21 века были большие сложности в практическом применении подобных документов, так как они не совпадали с положениями Конституции РФ. Лишь с 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет решать все возникшие несовпадения.

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Юрисдикционное производство – это юрисдикция административная, применяемая на практике. Предметом юрисдикционного производства выступает спор, возникающий в связи с тем, что одна сторона считает, что ее законные интересы и права нарушаются другой стороной.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административной юрисдикции

Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Формы и виды

являются:

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Реализация функций административной юрисдикции

Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Принципы административной юрисдикции

Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности . Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности . Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности . Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности . Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности . Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности . Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту . Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан .
  • Ответственности . Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Если проанализировать органы, занимающиеся разрешением подобных споров в РФ, лидирующее место занимают органы внутренних дел РФ.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.