Открыть категорию на снегоход. Какие права нужны на квадроцикл и снегоход? Особенности получения прав на снегоход

Многие считают снегоход одной из зимних забав и способом скрасить свой досуг, однако на снегоход необходимо получать права, а для его управления предусмотрена отдельная категория. Главное отличие заключается в том, что водительское удостоверение получать придется не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

Итак, какая категория нужна на гусеничный снегоход? Согласно введенным изменениям, теперь как на снегоход, так и на квадроцикл требуется открывать категорию A1. Причем нужно учесть, что пропустить срок обучения нельзя, то есть даже если у вас имеется водительское удостоверения и открыто сразу несколько категорий, то все равно автоматически получить A1 не получится.

Описанное выше правило получения прав на снегоход и квадроцикл не применяется по отношению к тем водителям, которые еще до вступления изменений получили категорию A. Все потому, что у таких людей A1 формально уже открыта, поэтому им остается только явиться в Гостехнадзор с необходимым списком документов и получить удостоверение, которое подтвердит право управления снегоходом.

Главной особенностью получения прав для снегохода является то, что отметка проставляется не в обычном водительском удостоверении. На самом деле обучающийся получает совершенно новые права, а именно удостоверение тракториста-машиниста.

Для чего открывать категорию A1 и тратиться на учебу, проходить регистрацию, если все равно на нем передвигаются в основном по заснеженным полям или же лесам? Однако сделать это все же нужно, ведь в любой момент может появиться срочная необходимость использовать дороги и трассы общего назначения. А наказание за езду с отсутствием удостоверения с необходимой категорией довольно строгое. К тому же в последнее время Гостехнадзор все чаще предпринимает рейды для выявления таких нарушителей.

Разрешено приступать к обучению с 14 лет, но нужно знать, что лишь с 16 лет предоставляется возможность получить права по этой категории.

Перечень документов

Для получения водительских прав на снегоход необходимо предоставить в автошколу документы:

  • фото 3х4 – 3 шт.;
  • мед. справка;
  • паспорт.

При наличии водительского удостоверения другой категории его тоже прикладывают к пакету бумаг. В Гостехнадзор в день сдачи экзамена с собой приносят более обширный список документов, а именно:

  • установленного образца медицинскую справку;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
  • паспорт;
  • справка, подтверждающая факт окончания курсов в автошколе.

Если сдаются экзамены не в месте жительства, то лучше предоставить еще и справку об отсутствии лишения права управления.

Обучение и сдача экзаменов

Обучение подразумевает не только вождение самого снегохода (то есть практику), но и теоретические занятия. Желающему получить права традиционно необходимо знать Правила дорожного движения, а также основы эксплуатации снегохода. Как правило, обучение на категорию продолжается в течение 1-1,5 месяцев. За это время ученик прослушает курс лекций и позанимается на автодроме.

Многие автошколы предоставляют возможность дистанционно ознакомиться с теоретической частью. Так как для эксплуатации снегохода необходимы определенные условия, то обычно обучение практической части проходит в зимнее время.

Как только будет сдан внутренний экзамен в условиях автошколы, можно отправляться в Гостехнадзор для прохождения полноценного экзамена, необходимого для открытия категории. Теоретическая часть представляет собой билеты, предусмотренные специально для A1. К практической части переходят только при условии, что в теории нет существенных ошибок.

Действительным теоретический экзамен остается всего 3 месяца, поэтому если вы провалились на практике, не медлите с прохождением обучения на категорию.

Экзамен по практической части разделен на 2 ступени, первую из которых проходят в условиях автодрома, вторую же – на дороге города. В первом случае требуется сдать следующие упражнения:

  • задним ходом осуществить въезд в бокс;
  • движение на подъеме с места;
  • соединение снегохода с прицепом и движение на нем;
  • разворот в условиях ограниченного пространства с единожды включенной передачей;
  • выполнение на разной скорости торможения и остановки, в т. ч. экстренно.

В условиях же города нужно не забывать не только о ПДД, но и об особенностях эксплуатации именно этого транспорта. Если вы трижды провалите экзамен по практике, то потребуется пройти дополнительное обучение. Причем спустя срок учебы обязательно нужно представить справку, что курс действительно пройден повторно.

Особенности пользования ТС

Но если с получением прав дела обстоят не так плохо, то зарегистрировать ТС торопятся не все владельцы. В данном случае нужно помнить, что выписать штраф способны не только сотрудники ГАИ, но и Гостехнадзора.

Его сумма составит от 800 до 1200 рублей. Стандартным сроком для постановки на учет снегоходной машины является 10 дней с момента ее покупки.

Регистрировать снегоход на свое имя по закону следует обязательно. Процедура проходит не как обычно в ГИБДД, а в Гостехнадзоре. Предоставить для этого понадобится такие документы, как:

  • аналог ПТС – ПСМ, т. е. паспорт самоходной машины;
  • паспорт;

Само транспортное средство обязательно предоставляется на площадку для проведения осмотра.

Поскольку номера иногда очень сложно установить на эту категорию ТС, их можно перевозить вместе с собой, чтобы сразу при остановке инспектором устранить нарушение.

Имейте в виду, что оформлять ОСАГО на гусеничные ТС самоходного типа в обязательном порядке не требуется. Это можно сделать исключительно при собственном желании, но предъявлять полис при остановке как Гостехнадзором, так и инспекторами ГИБДД не нужно. А уж если сотрудники решили выписать вам штраф на основании отсутствия полиса, знайте, что такие действия не являются законными.

Немногие обладают таким необычным транспортным средством, как снегоход. И уж тем более, мало кто в курсе, необходимо ли иметь права на снегоход, существуют ли подобные права, и, если они все-таки существуют, как их можно заполучить?

Те, кто думает, что на снегоход прав иметь не обязательно, аргументируют свое убеждение тем, что места, где обычно ииспользуют данное транспортное средство, достаточно отдаленные. Вряд ли инспектор ГИБДД станет останавливать водителя прямо в чистом заснеженном поле. Однако, не все так просто. Снегоход все же необходимо где-то хранить, а представители ГИБДД во время рейдов могут заглянуть и к вам, проверяя наличие незарегистрированных транспортных средств. Так какие права нужны на снегоход, и где же их можно получить?

Итак, удостоверение на право управления снегоходом называют «тракторным», так как официально данный документ носит название «удостоверение тракториста-машиниста категории А». Именно такое удостоверение должны получить не только обладатели снегоходов, но еще и те, в гараже у которых имеется мотовездеход и квадроцикл.

Какие документы понадобятся для получения прав на снегоход?

  1. Паспорт.
  2. Квитанция об оплате госпошлины.
  3. Справка о прохождении медкомиссии.
  4. Две фотографии три на четыре с левым уголком.
  5. Справка из Гостехнадзора о том, что ранее такое удостоверение вам не выдавалось, и/или вы его не лишались.

Как получить права на снегоход: инструкция.

В случае, если вы уже обладаете водительскими правами с открытой категорией А, то получение прав на управление снегоходам будет носить лишь формальный характер. Вам нужно будет просто прийти в Гостехнадзор, прихватив с собой права и паспорт, и написать соответствующее заявление. Остальным же, чтобы иметь возможность получить такие права, придется еще пройти обучение.

Кстати, данное обучение можно пройти дистанционно. Причем если опыт вождения снегохода у вас отсутствует, то его все равно придется получить, отработав все те упражнения, которые необходимо будет показать на экзамене. Последний состоит из нескольких частей: всем знакомой теории и практики. Теория включает в себя прохождение двух тестов: на ПДД и на технику безопасности при обращении со снегоходом, а практика, как обычно, — выполнение ряда упражнений, таких как: «змейка», «гараж» и другие.

Несмотря на то что снегоходы чаще всего используются в безлюдных зонах, регистрировать их и получать разрешение на вождение, придётся. Перемещение подобного транспорта по общим дорогам не запрещено, где без знания ПДД обойтись не получится. Автовладельцам мотосаней следует знать, как получить права на снегоход, из каких этапов состоит процесс регистрации ТС (транспортного средства), какие штрафы применяются к владельцам снегоходов и многое другое.

Снегоход представляет собой лыже-гусеничные сани, оснащённые двигателем, посадкой и рулём мотоцикла. Мотовнедорожник создан для перемещения по заснеженным труднопроходимым участкам и лыжным трассам. Этот вид техники относится к классу самоходных машин повышенной опасности, способным в определённых ситуациях и при неправильной эксплуатации нанести вред человеку и окружающей среде.

Ни одна из пяти основных категорий водительских прав, принятых для управления ТС, не даёт разрешения на вождение снегохода. Наиболее подходящей группой, к которой можно отнести снегоход, является категория самоходных средств, не имеющая права передвижения по обычным трассам и максимально разгоняющаяся до 50 км/ч.

Этот вид внедорожной мототранспортной техники определяется категорией А1 и включает в себя снегоходы, болотоходы, мотовездеходы, квадроциклы и иные мотомеханизмы повышенной проходимости. Подобные мотосредства имеют руль и сидение, как у обычного мотоцикла, но обладают различными опциями и назначением. Управлять такими механизмами разрешает удостоверение тракториста-машиниста (УТМ) с открытой категорией А1.

Процедура оформления УТМ несколько отличается от процесса получения водительского удостоверения (ВУ):

  1. Начать изучение азов хождения на самоходной технике разрешается подросткам с 14 лет. Но пройти квалификационный экзамен и получить удостоверение можно только по достижению 16 лет. Автомобильные права могут получать только граждане, достигшие 18 лет.
  2. Получить и обменять ВУ можно в любом регионе России. Для УТМ в этом плане существует ограничение, получившее применение с ноября 2015 года. Согласно нововведениям, оформить тракторное удостоверение можно в ведомстве по месту проживания либо по месту обучения кандидата.
  3. В регистрационно-экзаменационном органе процедуры оформления ВУ и УТМ отличаются. Но оформить тракторные права можно предварительно пройдя соответствующий курс в автошколе и выдержав экзаменационное испытание на открытие категории А1 - но не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

Инспекция Гостехнадзора курирует вопросы выдачи и наличия соответствующих удостоверений у водителей, а также процесс постановки на госучёт самоходных машин.

Для оформления УТМ, кандидату следует предоставить в региональную инспекцию Гостехнадзора следующий состав документов:

  • паспорт РФ;
  • фото 3х4 – 2 шт.;
  • заявление по образцу;
  • УТМ (если выдавалось ранее);
  • квитанция об оплаченной госпошлине;
  • свидетельство о пройденном обучении в автошколе;
  • водительское удостоверение (если есть в наличии, без него необходимо будет сдавать ПДД);
  • медицинское заключение (с отметкой «годен к управлению самоходными машинами и тракторами»);

Успешно пройдя экзаменационное испытание, водитель получает удостоверение тракториста-машиниста категории А1 на 10 лет. Раздел «Особые отметки» в полученном УТМ заполняется сведениями ограничительного либо разрешительного характера. Обычно, в эту колонку вписывают данные, указывающие на вождение в очках, группу крови, общий стаж водителя, а также ограничения по здоровью, запрещающие открытие других категорий.

Важно знать, что водительское удостоверение с действующей категорией А на вождение мотоциклов, не имеет никакого отношения к категории А1 для управления самоходной техникой. По закону, водителю надлежит пройти обучение в автошколе и сдать экзамен в инспекции Гостехнадзора на оформление УТМ. Однако, в этой ситуации процесс аттестации упрощается - кандидат освобождается от сдачи теории на знание ПДД.

Исключения из общих правил касаются обладателей мотоциклов, получивших ВУ с открытой категорией А до 1 января 2000 года. Проходить экзаменационное испытание на оформление категории А1 им не нужно. Водителю надлежит обратиться в ближайшую к дому инспекцию Гостехнадзора с заявлением о выдаче УТМ категории А1 и предъявить необходимый комплект бумаг.

Приобретая снегоход, потенциальный хозяин должен осознавать, что покупает самоходную технику, требующую к себе особого внимания и ответственности. Мотоспецтехника с объёмом двигателя более 50 см 3 , неукоснительно должна быть поставлена на учёт в региональное подразделение Гостехнадзора. При этом, если ТС развивает скорость движения свыше 20 км/ч, то владельцу следует заняться обязательным в данной ситуации оформлением полиса ОСАГО.

Довольно часто люди, купившие снегоход для нечастых выездов в деревню либо в малолюдное место, не считают нужным тратить время и деньги на его регистрацию.

Эта позиция неверная и может принести проблемы счастливому обладателю мотовнедорожника:

Согласно ПП РФ от 12.08.1994, постановка самоходного транспорта на учёт в госорганы проводится владельцем в течение первых 10 дней после его покупки.

Снегоходы, имеющие рабочий объем двигателя более 50 см 3 , либо мощность электродвигателя - более 4 кВт, надлежит ставить на госучёт не позднее 10 дней после их приобретения.

Для этого владельцу ТС либо доверенному лицу, действующему от его имени, необходимо явиться в территориальный орган Гостехнадзора со следующими бумагами:

  • паспорт владельца ТС;
  • ПСМ (паспорт самоходной машины);
  • квитанция об уплаченной госпошлине;
  • заявление о регистрации ТС по образцу;
  • сертификат соответствия качества на технику;
  • полис ОСАГО (для моделей, развивающих скорость более 20 км/ч);
  • договор на покупку техники (с датой подписания не позднее 10 суток до обращения);
  • свидетельство о регистрации (в случае, если ТС уже состояло на госучёте).

Собственнику надлежит предоставить снегоход на смотровую площадку ведомства. Если мотосредство в исправном состоянии и не числится в угоне, хозяин обращается за выдачей свидетельства и госномеров. Номерные агрегаты - тип №3 крепятся на ТС согласно ГОСТу сзади таким образом, чтобы их просмотр не загораживал другие части снегохода.

Общая стоимость процедуры по постановке самоходной техники на госучёт составляет 2 350 рублей. Сюда входит выдача госзнаков – 1 500 рублей, оформление свидетельства ТС – 500 рублей, отметка о регистрации в ПСМ – 350 рублей. Кроме этого, по итогам госрегистрации собственник ТС получает талон о пройденном ТО, пошлина на который составляет 400 рублей.

В дальнейшем, собственник обязан проводить ТО своего снегохода 1 раз в год по правилам, регламентированным Постановлением от 13.11.2013 № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин». В связи с этим ему ежегодно следует оплачивать госпошлину и подавать заявление в местные подразделения Гостехнадзора на осуществление осмотра.

Техосмотр может быть проведён по месту пребывания транспортного средства. По закону, инспектор Гостехнадзора не имеет права отказать в выездном техосмотре. Нужно только вместе с ним утвердить дату и время проведения процедуры.

В 2013 году КоАП РФ претерпел изменения благодаря внесению поправок, на основании которых увеличились размеры штрафных взысканий.

Наказания, которым могут быть подвержены владельцы самоходной спецтехники при неправильной её эксплуатации, идентичны тем, которые используются при нарушениях ПДД автомобилистами:

  1. Эксплуатация мотовнедорожника без прав. Правонарушение влечёт за собой наложение на владельца денежного взыскания в размере 2 500 рублей. Наличие в этот момент у водителя прав другой категории не избавляет его от наказания. Мототехнику могут отправить на штрафстоянку, откуда владелец может забрать её только по предъявлении УТМ с категорией А1.
  2. Отсутствие регистрации ТС. Нарушение правил государственной регистрации накладывает на водителя административную ответственность на основании ч.1 ст. 19.22 КоАП РФ. С хозяина нелегального внедорожного мотосредства взыскивается штраф в размере 1 500 – 2 000 рублей. Для должностных лиц сумма взыскания выше, и составляет 2 000 – 3 5000 рублей, для юрлиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
  3. Езда на снегоходе без госзнаков. Это правонарушение касается тех машин, которые должны проходить госрегистрацию. Даже если ТС стоит на госучёте, но эксплуатация его осуществляется без регистрационных знаков, водителя наказывают штрафным взысканием в сумме от 500 до 5 000 рублей, либо лишением права управлять любой техникой на срок от 1 до 3 месяцев.
  4. Отсутствие талона техосмотра. Если техника не проходит ежегодное ТО, владельца наказывают денежным штрафом в размере 800 рублей. Повторное нарушение влечёт изъятие прав на срок от 1 до 3 месяцев. Инспектор Гостехнадзора вправе изымать УТМ у правонарушителя согласно ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ.
  5. Езда в нетрезвом состоянии. Водитель, севший пьяным за руль своего снегохода, заплатит в бюджет государства 30 000 рублей. Кроме этого, его лишат прав на вождение всех видов транспорта на срок от 1,5 до 2 лет. При этом, его техника помещается на спецстоянку.

На особом контроле у инспектирующих госорганов стоит запрет на эксплуатацию снегоходов во время охоты. За это правонарушение водителя ожидает денежное взыскание и уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ.

Охота на мотосанях разрешена исключительно при проведении мероприятий, сдерживающих количественный рост определённых хищников. Для этого выдаётся особое разрешение с указанием всех опознавательных параметров снегохода.

Обучение в автошколе

Вождение самоходной техники требует от водителя особых знаний и умений, приходящих во время обучения. Пройти обучающий курс можно в учебных заведениях, лицензированных на проведение подобной деятельности. Подготовка студентов ведётся по специальным программам профобразования либо дополнительного профобразования.

С ноября 2015 года самостоятельное образование граждан на оформление категории УТМ вне автошколы недопустимо.

Обучающий курс занимает в учебном центре 3 - 4 недели. Этого времени студентам достаточно для прослушивания лекций теоретического курса, включающего основы ПДД и правила эксплуатации снегохода. Обучающийся обязан знать нюансы устройства самоходной машины и перечень её неисправностей. Любая поломка либо авария, произошедшая вдали от населённого пункта либо при отсутствии связи, не должна стать для него в будущем серьёзной проблемой.

Пройдя внутреннее тестирование в учебном заведении, кандидат обязан подтвердить свои знания и сдать полноценный экзамен в Гостехнадзоре для получения УТМ с подкатегорией А1. Экзаменационное испытание содержит теоретическую и практическую части.

Если кандидат уверен, что сможет сдать экзамен без практических уроков, то допускается прохождение в автошколе только теории. Однако, целесообразно взять хотя бы одно занятие по вождению для понимания того, какие умения и навыки будут демонстрироваться на экзамене в Гостехнадзоре.

К теоретической ступени студенты готовятся по билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ.

Этот этап экзамена представляет собой тест на:

  • знание основ ПДД;
  • понимание технического устройства снегохода;
  • знание правил безопасной эксплуатации ТС и способов оказания первой помощи при авариях.

Тем кандидатам, кто исправно посещает лекции и учит билеты, сдать тестирование не составляет большого труда. Приобрести экзаменационные билеты сложно, но они есть в открытом доступе в интернете. Успешная сдача теории даёт допуск к практической части экзамена, который действует на протяжении трёх месяцев. Если в этот период кандидат не проходит практическое испытание, то ему надлежит сдавать тестирование вторично.

Получение неудовлетворительной отметки за теоретическую часть даёт право кандидату пройти тест повторно спустя неделю. Троекратно получив «неуд» за экзамен по теории, горе-студент снова отправляется за парту автошколы.

Практическая часть испытания имеет две ступени: вождение снегохода на территории автодрома и на городских дорогах. Первая часть не сложная.

Она представляет собой демонстрацию умений кандидата выполнять элементарные упражнения на мототехнике в искусственных условиях закрытой площадке:

  1. Заезд в бокс задним ходом, ориентируясь по зеркалам.
  2. Управление снегоходом с прицепом.
  3. Разворот в ограниченном пространстве.
  4. Выполнение экстренного торможения и остановки за 15 см до стоп-линии во время движения на разных скоростях.
  5. Въезд на эстакаду.

Вторая часть практики выполняется на городских дорогах с соблюдением всех ПДД РФ и норм безопасной эксплуатации ТС. Экзаменатор оценивает умение кандидата маневрировать на самоходной машине в потоке движения, а также контролировать обстановку на дороге и безошибочно на неё реагировать.

В случае провала практического испытания кандидату назначается пересдача, не ранее 7 дней после неудачной сдачи. Трижды не сдавшему практическую составляющую экзамена необходимо будет получить дополнительные уроки в автошколе.

При этом, при последующей пересдаче экзамена слушателю надлежит предъявить справку из учебного заведения о вторичном прослушивании обучающего курса. Порядок прохождения экзамена в органах Гостехнадзора отражён в пунктах 20 и 21 постановлении Правительства РФ от 12.07.1999 №796.

Экзаменационную комиссию на выдачу УТМ возглавляет инженер-инспектор Гостехнадзора с профильной подготовкой.

К специалисту применяются определённые требования:

  • возраст – старше 23 лет;
  • наличие УТМ той категории, по которой принимается экзамен;
  • профильное высшее либо среднее техническое образование.

В случае некачественного предоставления услуги инспекцией Гостехнадзора: отказ в приёме документов, нарушение сроков, требование дополнительных документов либо оплаты, некорректном поведении сотрудников, кандидат имеет право обратиться с претензией в вышестоящие инстанции и в суд.

Жалобу можно доставить лично, разместить в специальном разделе портала Госуслуги либо направить по почте. Обращение рассматривается госорганами в течение 30 дней после его регистрации.

Стоимость обучения и оплата госпошлины

Стоимость обучения управлению снегоходом зависит от специальной подготовки конкретного кандидата.

В обучающих центрах предусмотрены различные варианты учебного процесса и его оплаты:

  1. Полный курс - теория и практика. Разброс цен за такой курс обширный. Можно найти комплексную программу за 7 000 – 10 000 рублей, которая включает в себя полный теоретический курс и 10 практических уроков с инструктором. Есть учебные центры, предлагающие пройти за эту сумму только теорию, а практику по вождению ТС оценивают в 700 рублей за занятие.
  2. Теоретический курс. Кандидат, отлично управляющий техникой, может обойтись без практических занятий, но обязан изучить техническое устройство самоходных машин и ПДД. Цена за курс обучения формируется в зависимости от региона и варьируется от 5 000 до 7 000 рублей. Длительность курса в среднем составляет 2 – 4 недели.
  3. Дистанционное обучение. Этот пакет касается бывалых водителей, имеющих ВУ. Автошкола освобождает таких слушателей от постоянного посещения уроков. Подготовка к экзамену у них происходит по онлайн-тестам. Стоимость курса также имеет различные расценки и зависит от наличия прав той или иной категории.

В среднем, дистанционное обучение может обойтись в 5 000 – 9 000 рублей. Не стоит путать такой вид обучения с самостоятельным изучением основ управления самоходной техникой, запрещённым в России с 2015 года.

До процедуры получения УТМ, кандидату следует уплатить госпошлину в бюджет регионального ведомства Гостехнадзора. За получение прав на бумажном носителе госпошлина составит 500 рублей, на пластике – 2 000 рублей.

Оплатить обязательный взнос кандидат может любым удобным способом: портал Госуслуги, Сбербанк Онлайн, терминал любого банка либо отделение Почта России. Реквизиты для оплаты доступны на официальном сайте Гостехнадзора либо в территориальном органе ведомства, где будет проходить экзамен.

Студент может сэкономить на аренде снегохода у автошколы, пройдя практические уроки и сдав экзамен на своём ТС. Для этого самоходную технику необходимо оборудовать зеркалом заднего вида и знаком учебной машины.

Нюансы получения УТМ на снегоход

Перед покупкой снегохода будущему владельцу целесообразно ознакомиться с особенностями получения УТМ:

  • обычные ВУ с открытой категорий А1, позволяют управлять только скутерами и лёгкими мотоциклами - к снегоходам и прочей самоходной технике они отношения не имеют;
  • открытые категории А II, A III, A IV - не дают права водителю управлять техникой, входящей в класс A1;
  • военнослужащие имеют право получить УТМ по месту нахождения части, к которой они приписаны;
  • моряки, граждане других стран, беженцы, обязаны сдавать экзамен на получение УТМ главному инспектору Гостехнадзора в определённом субъекте страны;
  • изъятые госорганами права водитель может вернуть, сдав теоретическую часть экзамена в инспекции Гостехнадзора по истечении не менее половины срока лишения удостоверения;
  • если права были изъяты по причине алкогольного опьянения водителя, то перед сдачей экзамена водитель обязан предоставить медзаключение в Гостехнадзор.

Некоторые граждане задаются вопросом о покупке незаконного удостоверения на снегоход. Подобный подход имеет две стороны. С одной стороны, быстрое получение удостоверения без временных затрат на подготовку и сдачу экзамена. С другой стороны, стоимость таких прав выйдет дороже цены за обучение с госпошлиной.

Нелегальные права не вносятся в Госреестр и единую базу данных, а это рано или поздно принесёт владельцу снегохода ряд проблем с госорганами. Инспекторы ГИБДД либо Гостехнадзора, обнаружив подделку, выписывают штраф и изымают дорогостоящее ТС, забрать которое собственник сможет только, пройдя обучение и получив УТМ нужной категории.

Алексей-68

Добрый день господа форумчане. вчера поменял тракторные права, которые еще в школе получал в 1997 году с открытыми категориями А,В,Г, так вот инспектор г Ульяновска не открыл категорию А 1 ,сказал она перетекла в другую не в А, принесешь типа свидетельство на то что обучался на квадрик тогда открою. Может кто вразумительно объяснить это законно или нет?

Алексей , здравствуйте.

Алексей-68

Максим, добрый вечер: B,C,E,F

Алексей-68

Максим, добрый вечер: B,C,E,F

Алексей

Алексей-68

Максим,а возможна замена удостоверения в другом регионе?например если я приду в технадзор и скажу что утеряно мое удостоверение есть только талон предупреждений в Самаре, а прописка Ульяновская

Алексей-68

Алексей , к сожалению, не существует нормативного документа, который регламентирует перенос категорий из удостоверения старого образца в современное.

Кроме того в Вашем старом удостоверении не указано, что оно позволяет управлять внедорожными мототранспортными средствами.

Так что я не знаю, каким образом придраться к сотрудникам гостехнадзора в данном случае.

да но и в тех лохматых годах и не было других водительских категорий предусматривающих управление квадриками и снегоходами данные категории и предусматривали управление снег-ов и квадриков

Алексей , права тракториста-машиниста меняют только по месту жительства.

33. Выдача удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) взамен ранее выданного удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или взамен документов, указанных в пунктах 39 и 42 настоящих Правил, производится по месту жительства (месту пребывания) при наличии регистрации.

Что касается Вашего старого удостоверения, то скорее всего Вы правы по поводу управления снегоходом. К сожалению, у меня нет доступа к нормативному документу, действовавшему в 1997 году. Если у Вас есть хотя бы его название, напишите его.

Предположим я сдам на A1 (мне 16) то есть я смогу ездить на квадроцикле только по ofroad ? Я хочу купить cf moto 500 смогу ли я ездить на нем законно? И по дорогам общего пользования?

Иван , здравствуйте.

1. ПДД не запрещают движение самоходных машин по дорогам. Если у Вас будет удостоверение тракториста-машиниста, то никаких проблем не возникнет.

2. Если данный квадроцикл попадает в категорию А1 (является внедорожным мототранспортным средством), то Вы сможете им управлять.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте.

Не подскажете где в Белгороде можно пройти обучение на категорию A1

Андрей , здравствуйте.

Данную информацию придется искать на месте, т.к. гостехнадзор не предоставляет для общего доступа перечень автошкол.

Удачи на дорогах!

Сегодня первый раз тормознули гаишники. Квадроциклы, видимо, их очень привлекают. Предъявленный комплект документов привел их в уныние, отпустили и долго смотрели вслед...

Специально задал им вопрос о правомерности движения на ATV по дорогам общего пользования. "Документы есть - вытворяй, что хошь", был их ответ. ОСАГО не попросили.

Дмитрий-169

Здравствуйте, сегодня сходил в ГТН г. Набережные Челны, сказали что вышел закон о том что нельзя теперь самоподготовкой сдать, только учиться на А1, и дали визиту автошколы. Правда ли что вышле такой закон?

Дмитрий , здравствуйте.

Информация об отмене подготовки приведена в тексте статьи. В гостехнадзоре Вас не обманули.

Удачи на дорогах!

Анатолий-32

Здравствуйте. У меня возник вопрос по поводу медицинского заключения на право управления самоходными машинами, дело в том что в новой справки 003-В/у, не указанна категория А1 (на право вождения самоходными машинами). Какая категория должна быть указана что бы в Гостехнадзоре не возникли вопросы по мед справки?

Анатолий , здравствуйте.

Для управления тракторами и самоходными машинами должна выдаваться отдельная справка, однако она до сих пор не утверждена приказом Министерства здравоохранения.

Удачи на дорогах!

Путаница возникла после прочтения.

Есть удостоверение тракториста-машиниста. По правилам, относящимся к этому удостоверению квадроцикл относится к категории AI ("автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее; внедорожные мототранспортные средства").

Есть водительское удостоверение с категорией A1. С такой категорией можно управлять "мотоциклом с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт".

Квадроцикл имеет мотоциклетную посадку и мотоциклетный руль. По скорости он вообще не выходит за рамки водительской категории М (мопед). Но по объему двигателя может добраться до водительской категории A1 (а может и А). При этом, что мопед, что легкий мотоцикл могут использоваться на дорогах общего пользования. А вот квадроцикл - нет.

Т.е. водительская категория, по идее, должна позволять управлять квадроциклом. Но если нет желания возиться с дорогами общего пользования, а значит с автошколами и ГИБДД (но готовы общаться с Технадзором), то можно ограничиться удостоверением тракториста-машиниста. С другой стороны, в статье сказано, что и для "тракторной" категории AI нужно обучаться в автошколе.

Что все таки надо делать?

kiav , управлять квадроциклом можно только при наличии удостоверения тракториста-машиниста. Для его получения нужно пройти обучение в соответствующей организации и сдать экзамены в гостехнадзоре. Других вариантов нет.

Удачи на дорогах!

здравствуйте! вопрос в том,недавно я отучился на категорию "а1" и получил водительское удостоверение,можно ли по этому удостоверению, ездить на мопеде? или надо учиться на категорию "м"

Роман , здравствуйте.

Если в Вашем удостоверении нет особой отметки ML, то Вы можете управлять в том числе и мопедами.

Удачи на дорогах!

Евгений-115

Здравствуйте обучаюсь в автошколе на категорию А1 вездеходы, в автошколе заставляют сдавать ПДД кроме эксплуатационных 5 вопросов, автомобильные права у меня имеются, правомерны ли их действия?

Добрый день. У меня удостоверение тракториста-машиниста категории А, получено в 2008 г. действительно до 2018 г.

Могу ли я управлять квадроциклом и снегоходом до истечения срока его действия, а затем поменять на удостоверение нового образца?

Евгений , здравствуйте.

Внутренний экзамен автошкол проходит по правилам, определенным автошколой. Нормативными документами этот вопрос не регламентируется. Т.е. придется сдавать экзамены, которые предусмотрены автошколой.

Удачи на дорогах!

Юрий , здравствуйте.

Вы можете использовать удостоверение до окончания указанного в нем срока. Старая категория А позволяет управлять квадроциклами и снегоходами, поэтому Вы можете пользоваться имеющимся удостоверением.

Удачи на дорогах!

Георгий-10

Здравствуйте, хотел бы узнать, какие документы надо при себе иметь при езде на квадроцикле?

Георгий , здравствуйте.

Вам потребуются:

1. Удостоверение тракториста машиниста.

2. Регистрационный документ.

Удачи на дорогах!

Владимир-155

Здравствуйте. Слышал, что если в водительском удостоверении выданном в ГИБДД, до какого то определенного времени(к примеру до 2000 года), есть категория "А" мотоцикл то в гостехнадзоре выдают права на квадрацикл А-1 без учебы и сдачи - автоматом. Так ли это?

Владимир , в настоящее время получить удостоверение тракториста-машиниста без обучения и сдачи экзаменов невозможно.

Удачи на дорогах!

Георгий-14

Доброго времени суток!

Очень очень большая путаница.

Я так понял, что под категорию А1 не подходит

"Катег. «A» Авто- и мототранспорт, не предназначенный для движения по обычным автомобильным дорогам или способный развивать скорость до 50 км/час"

"Катег. «C» Колесные СМ с двигателями, имеющими мощность от 27,5 до 110,3 кВт. К этой категории относят тракторы, экскаваторы-погрузчики"

Мотовездеход, более известный под названием «квадроцикл», является быстрым, маневренным и удобным в управлении средством передвижения в условиях бездорожья. Снегоход отлично справляется с задачей быстрого перемещения в условиях дикой природы в зимнее время. Эти машины давным-давно доказали свою эффективность и завоевали заслуженную популярность. Вместе с тем, важно помнить, что и квадроцикл, и снегоход являются также источниками повышенной опасности, поскольку при определенных обстоятельствах могут нанести вред человеку и окружающей среде. Чтобы это исключить, к вождению таких машин допускаются только те, кто доказал свою способность управлять ими, сдав специальные экзамены и получив соответствующий документ. Как видите, требования те же, что и в том случае, если Вы, к примеру, хотите . Однако, несмотря на схожесть процедур допуска к управлению, существует принципиальная разница между обычными транспортными средствами и самоходными машинами, предназначенным для движения в условиях бездорожья. В данной статье мы рассмотрим, в чем проявляется эта разница и какие права, собственно, нужны для управления квадроциклом и снегоходом в 2016 году.

Транспортные средства

Первое и самое главное – транспортные средства (далее – ТС), то есть мотоциклы, легковые и грузовые автомобили предназначены для перевозки людей и грузов по автомобильным дорогам. На каждое ТС должен быть выдан паспорт транспортного средства (далее – ПТС) – документ, содержащий основные сведения о технических характеристиках, идентификационные данные, сведения о собственнике и др.

Самый распространенный вид транспортного средства — легковой автомобиль

Движение ТС по автомобильным дорогам общего пользования регламентируется специальными нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами дорожного движения. Поддерживает порядок на дорогах и обеспечивает безопасность движения государство, а точнее специальный орган полиции – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Она же занимается регистрацией ТС, организацией допуска к управлению и выдает специальные документы – водительские удостоверения, для получения которого необходимо .

Поскольку ТС различаются по конструкции и своему назначению, установлено разделение на специальные категории. В водительском удостоверении обязательно указываются категории транспортных средств, которыми может управлять его владелец. О том, можно прочитать в соответствующей статье.

Самоходные машины

Теперь поговорим о самоходных машинах. В отличие от транспортных средств, самоходные машины предназначены для передвижения и выполнения каких-либо работ вне автомобильных дорог. Для таких машин выдается специальный документ – паспорт самоходной машины (далее – ПСМ), который, как и ПТС, содержит сведения о технических характеристиках, сведения о собственнике, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о постановке на учет и др.

Самый простой пример самоходной машины — трактор

Передвижение самоходных машин по дорогам общего пользования осуществляется в том же порядке, что и движение транспортных средств. А вот регистрацией, организацией допуска к управлению и выдачей удостоверений занимается уже не ГИБДД, а органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее – Гостехнадзор, ГТН). Органы Гостехнадзора проводят экзамены на право управления самоходными машинами и выдают соответствующие документы – удостоверения тракториста-машиниста (далее – УТМ).

Существует огромное число разновидностей самоходных машин, поэтому для них установлено разделение на категории – точно так же, как и для транспортных средств. Поскольку мы рассматриваем вопрос о том, какие права нужны чтобы водить квадроцикл или снегоход, нас интересует прежде всего категория А, а точнее АI и АII:

  • АI - «внедорожные мототранспортные средства»;
  • АII - «внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8».

Квадроцикл и снегоход

Теперь мы подошли к главному – ответу на вопрос, какие все-таки нужны права для управления квадроциклом и снегоходом. В подавляющем большинстве случаев и квадроцикл, и снегоход определяются как самоходные машины категории АI либо АII, на них выдается ПСМ, а это означает, что управления ими необходимо получить удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории. Если со снегоходом все ясно – он имеет мотоциклетную посадку и мотоциклетный руль, а значит однозначно попадает под определение внедорожного мототранспортного средства – для управления нужно удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией АI, то в случае с квадроциклом возможны варианты.

Дело в том, что в нормативных актах такого понятия как «квадроцикл» нет. Применяются такие термины «мотовездеход», «снегоболотоход» и «квадрицикл». Мотовездеходы и снегоболотоходы относятся к самоходным машинам категории АI либо, если рулевое управление и посадка на нем автомобильного типа – АII, в этом случае для управления потребуется удостоверение тракториста-машиниста, выдаваемое органами Гостехнадзора.

А вот квадрицикл является транспортным средством, поэтому для управления им достаточно обычного водительского удостоверения, выдаваемого ГИБДД. Что касается категории, то вообще квадрициклы отнесены к подкатегории В1. Если Вы имеете право управления ТС категории А (мотоциклы), то Вам разрешено управление квадрициклами с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением. Если есть права категории В, то допускается управлять квадрициклами с автомобильным рулевым управлением и посадкой. Таким образом, чтобы управлять квадрициклом, достаточно иметь водительское удостоверение подкатегории В1 либо, в зависимости от типа посадки, категории А или В. Кстати, квадрицикл – это совсем не обязательно вездеход, например, мотоколяска СМЗ С3Д тоже является квадрициклом.

Мотовездеход с рулевым управлением и посадкой автомобильного типа («side-by-side»)

Как определить к какой классификации относится Ваш квадроцикл? Достаточно просто взять в руки имеющийся на него документ. Если это ПСМ, то значит у Вас – мотовездеход или снегоболотоход, если ПТС – квадрицикл. Какие права нужны на Ваш квадроцикл, определяется его классификацией и выданным на него документом. Еще раз вкратце – для квадрициклов нужны водительские права подкатегории В1 или категорий А либо В, для мотовездеходов и снегоболотоходов – удостоверение тракториста-машиниста АI или AII. Надо сказать, в подавляющем большинстве случаев квадроциклы классифицируются именно как самоходные машины.

Итак, мы вкратце рассмотрели, какие нужны права для управления такими внедорожными средствами как квадроцикл и снегоход в 2016 году. Надеемся, что данная информация будет полезна всем, кто владеет или просто интересуется мотовездеходами. Неважно, чем Вы управляете, автомобилем, мотоциклом или самоходной машиной, автошкола «Зачет» желает достичь всем высокого уровня водительских навыков передвигаться по дорогам без происшествий!