Профессиональный отбор при призыве на военную службу.  Профессиональный отбор при призыве на военную службу Порядок определения группы профессионально психологического отбора

1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.

2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан (иностранных граждан) при поступлении на военную службу по контракту, граждан при поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также граждан (иностранных граждан) в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):

5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.

Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах - это комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе оценки соответствия индивидуальных профессионально важных качеств требованиям военной профессии и воинских должностей.

Социально-психологическое изучение - предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, моральных и волевых качеств, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование (тестирование) - позволяет оценить познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), свойства нервной системы (сила, подвижность, лабильность, уравновешенность), психомоторики, психологические особенности личности (темперамент, характер, способности) и нервно-психическую устойчивость.

Задачи профессионального психологического отбора:

Военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военными специальностями, обучение в военно-учебных заведениях и поступление на военную службу по контракту;

Определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту;

Психофизиологическое сопровождение боевой подготовки в воинских частях и учебного процесса в военно- учебных заведениях.

Принципы профессионального психологического отбора:

Научная обоснованность;

Комплексность;

Деятельностный подход;

Системный подход;

Динамичность (пролонгированность);

Практичность мероприятий.

Методы профессионального психологического отбора:

Анализ документов (автобиографий, характеристик, аттестаций, карт профотбора, аттестатов о среднем образовании и др.);

Наблюдение, представляющее собой целенапраленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности;

Беседа (индивидуальное собеседование), позволяющая оценить индивидуальные особенности, которые не могут быть определены с помощью других методов психодиагностики;

Метод специальных тестов (психологическое и психофизиологическое обследование);

а) аппаратурные методики;

б) бланковые методики (анкеты, опросники и т.д.).

29. Память

Память - это совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение, воспроизведение и забывание информации.

Процессы памяти:

Запоминание - запечатление воспринятого материала, затем сохранение его в течение какого-то времени;

Узнавание - опознание ранее известного объекта;

Воспроизведение - извлечение из памяти ранее известной информации;

Сохранение - более или менее длительное удержание информации;

Забывание - невозможность извлечения из памяти ранее известной информации в данный момент времени.

Классификация памяти:

По видам памяти;

По времени хранения информации;

По степени участия волевых процессов.

По видам памяти:

Образная - связана с запоминанием и воспроизведением ранее воспринятого образа объекта (зрительная, слуховая, проприоцептивная, обонятельная);

Абстрактно-логическая - связана с запоминанием и воспроизведением словесной и абстрактной информации;

Механическая - связана с запоминанием и воспроизведением информации без ее переработки и изменения;

Эмоциональная - связана с запоминанием и воспроизведением ранее пережитого эмоционального состояния;

Двигательная - связана с запоминанием и воспроизведением различных движений.

По времени хранения информации:

Мгновенная (сенсорная) - обеспечивает сохранение воспринятого объекта в течение очень непродолжительного времени (от долей секунды до 1-2 секунд) без перекодировки;

Кратковременная память - позволяет удерживать воспринятую информацию от нескольких секунд до 1 мин (в среднем около 20 с);

Долговременная память - простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков секунд до минут, часов, дней, месяцев, лет;

Оперативная память - рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного времени.

По степени участия волевых процессов:

Память произвольная - связана с участием произвольного внимания, с предварительной установкой на запоминание;

Память непроизвольная - не связана с произвольным вниманием, не имеет цели на запоминание.

Физиологические механизмы памяти:

Мгновенная (сенсорная) - изменения в рецепторных клетках анализаторов;

Кратковременная память - многократное циркулирование нервного импульса по замкнутой цепочке нейронов (реверберирующее возбуждение);

Долговременная память - синтез новых белков и образование дополнительных разрастаний на дендритах.

В организации

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы кадрового подразделения любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В связи с этим ошибки в отборе кадров могут дорого обойтись организации.

Отбор представляет собой латентную функцию, осуществля­емую организацией для выявления из списка заявителей лиц, наилучшим образом подходящих для вакантной должности. Поскольку рабочая сила нанимается в организацию исходя из тре­бований как тактических, так и стратегических задач, необходимо, чтобы:

Были отобраны самые подходящие для организа­ции сотрудники;

Издержки, связанные с привлечением рабочей силы, были незначительными по отношению к результатам;

Сохранялась структура кадров с одновременным притоком новых идей в организации;

Не пострадал социально-психологический климат организации;

Личные ожидания сотрудников организации были воплощены в жизнь.

Отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств сотрудника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабо­чем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятель­ности, интересам организации и его самого.

Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуе­мого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

А. Г. Маклаков профессиональный психологический отбор рассматривает как комплекс мероприятий, направ­ленных на обеспечение качественного отбора персонала организа­ции на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.



В настоящее время профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение качественного отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.

Основная цель отбора - привлечение сотрудников с необходимой квалификацией и личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.

Основными задачами профессионального психологическою отбора являются оценка развития необходимых для успешной деятельности и обучения по выбранной специальности индивидуально-психологических качеств и свойств личности кандидата, а также вынесение итогового заключения о пригодности к обучению или практической деятельности по соответствующей специальности.

Научную основу мероприятий профессионального психологическою отбора в настоящее время составляют работы в области дифференциальной психологии, психологии труда, а также разработки современных методов исследования психики человека.

Условием, определяющим практическую целесообразность профессионального психологическою отбора, является доказанность его социально экономической оправданности, наличие обоснованной и апробированной системы отбора, опытных психологов.

Принципы организации процесса отбора кадров следующие:

Связь поиска и отбора кадров со стратегией и назначением организации;

Научно-методическое обеспечение (исследование рынка труда, разработка и использование технологии кадрового отбора, анализ адаптации и успешности молодых сотрудников);

Финансовое обеспечение (обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ по кадровому отбору);

Материально-техническое обеспечение (помещение, специальное психологическое оборудование, средства оргтехники по обработке и учету информации);

Правовое обеспечение (строгое использование нормативной правовой базы под все действия, связанные с персоналом: тру­дового законодательства, общероссийских классификаторов долж­ностей и профессий, тарифно-квалификационных справочников);

Обеспечение справедливого подхода к оценке всех кандида­та и претендентов на должность;

Конфиденциальность (осуществление отбора на условиях доверительности, неразглашение сведений о канди­датах непричастным к отбору сотрудникам, другим организациям, посторонним лицам).

Для успешного отбора первостепенное значение имеет опреде­ление критериев, на основании которых будет приниматься реше­ние о преимуществах соискателей. При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования: необхо­димость, достаточность, полнота, надежность и валидность крите­риев.

Необходимость и достаточность критериев. Не следует пере­гружать процесс поиска кандидатов, излишне сокращая число воз­можных кандидатов, необоснованно увеличивая число критериев, используемых в процессе отбора.

Полнота критериев. Требование полноты критериев, использу­емых при отборе, означает, что они должны учитывать все клю­чевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.

Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость резуль­татов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

Валидностъ критериев отбора означает, что данные критерии должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор. Низкая валидность критериев отбора может явиться источником ошибок.

Оценка профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций осущест­вляется в виде экзамена по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Она может проводиться как в устной или письмен­ной форме, так и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает организация.

Индивидуально-психологические, личностные и психофизи­ологические качества кандидатов оцениваются методом психо­логического тестирования с использованием при необходимости инструментальных измерений.

Существует несколько основных методов определения крите­риев отбора:

Проведение обследования всех поступающих на работу по данной специальности (без предварительного отбора) с исполь­зованием батареи психологических методик. Через несколько месяцев на основании сравнительного анализа рабо­чих показателей новых сотрудников устанавливаются показатели, но которым различаются успешные и неуспешные сотрудники. Данные показатели берутся за основу при установлении критериев способных прогнозировать профессиональную успешность. Впо­следствии эти критерии используют в ходе отбора на соответству­ющие должности;

Выделение среди сотрудников организации, работающих по данной специальности, группы успешных и группы неуспеш­ных. Психологическое обследование позволяет установить показатели, по которым существуют достоверные различия между сравниваемыми группами. Эти показатели и выступают впоследствии в качестве критериев отбора;

Выделение важнейших показателей, необходимых дли успешной работы в данной должности, на основе анализа долж­ностных инструкций (регламентов) и требований к должности;

Экспертная оценка, когда критерии предлагаются на осно­вании опыта (группы специалистом) имеющим представления о методах отбора, так и требований к должности, к работе. Этот метод используется чаще всего. При этом критерии отбора устанавливаются самим руководителем (высшим руководством).

Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки.

А. М. Павлова предлагает следующие показатели эффективности процесса отбора кадров:

Уровень текучести кадров, особенно среди новых сотрудников;

Доля сотрудников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;

Финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отборе кадров;

Уровень нарушений трудовой (служебной) и исполнительской дисциплины среди новых сотрудников (прогулы, опоздания, низким эффективность использования рабочего времени);

Уровень брака и ошибок, допускаемых новыми сотрудниками;

Уровень травматизма среди новых сотрудников;

Количество жалоб и претензий, поступивших по вине новых сотрудников со стороны клиентов.

Критериями (показателями) оценки эффективности профессионального психологического отбора являются следующие:

1) экономическая эффективность (снижение затрат на обучение и адаптацию специалистов);

2) показатели степени соответствия сотрудников занимаемым должностям;

3) степень удовлетворенности сотрудников своей работой, опла­той, премиальными, служебным положением, обучением;

4) косвенные показатели эффективности (снижение текучести кадров; сокращение количества самовольных невыходов на работу);

5) сокращение производственных заболеваний; сокращение отсева специалистов; повышение надежности систем управления);

6) показатели качества труда (например, мастерство сотрудника, т.е. высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом и имеющий ярко выраженные индиви­дуальные признаки, определяемые по конечному продукту труда и способам достижения результатов профессиональной деятель­ности).

Каждый из перечисленных показателей и их комбинации и целом выражают эффективность отбора персонала. Эффектив­ность отбора - количественная характеристика, которая может быть оценена долей отобранных кандидатов, прогноз профессио­нальной пригодности которых оказался правильным.

Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками:

Быть основанной на объективной информации и давать объ­ективные оценки кандидатов;

Стимулировать тех, кто производит отбор к тому, чтобы они обосновывали свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев;

Помогать сотрудникам организации, принимающим участие и процессе отбора, легче достигать взаимопонимания при оценке кандидатов и способствовать принятию взвешенного обоснован­ного решения;

Быть продолжением сложившейся в организации политики в области управления персоналом.

Отбор кандидатов заканчивается принятием на работу чело­века, наиболее успешно прошедшего все ступени отбора или вклю­чением в резерв организации, в крайнем случае - отказом всем кандидатам, если подходящая кандидатура не будет найдена.

Система профессионального психологического отбора вклю­чает комплекс специальных диагностических методик, техниче­ских средств и стандартизованных процедур. Также используют и приемы обобщения, интерпретации полученной диагностический информации и составление прогнозов успешности деятельности.

Технология отбора персонала состоит из следующих этапов:

Предварительное интервью;

Заполнение бланка заявления и анкеты;

Диагностическое интервью (собеседование);

Медицинское обследование;

Принятие окончательного решения.

В целом с позиций более официальных процедур профессиональный отбор кадров в организации включает следующие этапы:

Создание кадровой комиссии;

Формирование требований к рабочим местам;

Объявление о конкурсе в средствах массовой информации;

Медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;

Оценка кандидатов на психологическую устойчивость;

Заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;

Утверждение в должности, заключение контракта;

Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирована нормативными правовыми актами и имеет свою специфику.

Таким образом, профессиональный психологический отбор и настоящее время является тем инструментом, который позволяет решить одну из самых сложных проблем в деятельности любой орга­низации - осуществить качественный отбор персонала. Для этого необходимо прежде всего понимать, что представляет собой чело­век, какие психологические характеристики следует учитывать при прогнозировании успешности его профессиональной деятельности, а также как и с помощью чего можно оценить уровень развития этих качеств у конкретного кандидата на замещение вакантной должности.


Профессиональный психологический отбор кандидатов для прохождения военной службы по контракту. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан и военнослужащих.

Профессиональная пригодность гражданина (военнослужащего) определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.

Организационно-правовые основы профессионального психологического отбора содержатся в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», Положении о порядке прохождения военной службы. В Вооруженных Силах Российской Федерации организация и порядок проведения профессионального психологического отбора установлены в Руководстве по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору в войсках (силах) организуют командиры соединений и воинских частей в соответствии с вышеуказанным Руководством, указаниями Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабов военных округов, флотов, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, штабов объединений и соединений.

Командиры соединений и воинских частей в целях обеспечения полноты и качества проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору обязаны:

Знать общий порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору при комплектовании воинских частей и подразделений и назначении на должности, замещаемые военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту;

Организовывать работу и контролировать деятельность подразделений (специалистов) профессионального психологического отбора, определять порядок их взаимодействия с органами воспитательной работы, врачами-специалистами;

Учитывать рекомендации и заключения специалистов по профессиональному психологическому отбору при принятии решений о назначении военнослужащих на воинские должности и заключении контрактов с гражданами, поступающими на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее - профессиональная пригодность):

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по 4 уровням:

Высокая нервно-психическая устойчивость;

Хорошая нервно-психическая устойчивость;

Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость, или нервно-психическая неустойчивость (под нервно-психической неустойчивостью понимается склонность к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках).

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей, установленных Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Проверка соответствия уровня образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для кандидатов, поступающих на военную службу по контракту . В соответствии с п. 12 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы требования по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти.

Приказом министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. № 350 установлены требования для назначения военнослужащих на должности офицеров и прапорщиков.

Кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

а) по уровню образования:

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - иметь высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь образование не ниже среднего профессионального, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

б) по уровню профессиональной подготовки:

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, иметь опыт не менее:

одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву;

двух лет стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь опыт не менее одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности - для граждан, прошедших военную службу по призыву, или одного года стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности - для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

в) по уровню физической подготовки: выполнять не ниже оценки «удовлетворительно» соответствующие нормативы по упражнениям, характеризующим развитие основных физических качеств (быстроты, выносливости и силы).

Кроме того, как правило, при изучении социально-демографических, морально-психологических и деловых качеств кандидатов определяются условия воспитания и развития личности, особенности общения и поведения в коллективе. Выявляются лица, желающие стать младшими командирами, и т. д.

Заверенные командиром воинской части копии документов об образовании и профессиональной подготовке, результаты проверки физической подготовки подшиваются в личное дело кандидата.

Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса.

Определение соответствия кандидатов, отбираемых в воинских частях и военных комиссариатах, требованиям, предъявляемым для граждан, поступающих на военную службу по контракту. По общему правилу, содержащемуся в ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определение соответствия кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на следующие органы:

Комиссии военных комиссариатов, определяющие соответствие граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

Аттестационные комиссии воинских частей, определяющие соответствие военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Кроме того, на аттестационные комиссии воинских частей возлагается функция по определению целесообразности приема на военную службу по контракту в отношении граждан, отобранных в военных комиссариатах.

Порядок создания и деятельности аттестационных комиссий регламентируется ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы.

Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии - первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

б) члены аттестационной комиссии - заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

в) секретарь аттестационной комиссии - один из офицеров воинской части.

Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

В отношении граждан, проходивших отбор в военных комиссариатах, комиссии военных комиссариатов на основании изучения документов, находящихся в личных делах кандидатов, с учетом заданий на отбор кандидатов и заявок войск (сил) принимают решение о соответствии (несоответствии) граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

После этого личные дела кандидатов, прошедших отбор и рекомендованных для поступления на военную службу по контракту, направляются в воинские части в соответствии с имеющимися заявками с учетом наличия вакантных воинских должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

Как уже упоминалось, в отношении кандидатов-военнослужащих аттестационные комиссии воинских частей на основании личных дел оценивают соответствие кандидатов предъявляемым квалификационным требованиям. При этом оценка осуществляется применительно к требованиям к конкретным воинским должностям (ВУС) с учетом результатов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов, заключения об их профессиональной пригодности, содержащегося в картах профессионального психологического отбора.

Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных подп. «б» - «д» п. 5 и п. 15 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы:

а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;

б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также, если это лицо не вправе в соответствии с данным Законом заключать контракт;

в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;

г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;

е) при признании его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или не годным к военной службе;

ж) при отнесении его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;

з) при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, профессиональной или физической подготовки.

Оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну . Оформление допуска кандидатов (за исключением иностранных граждан) к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в случае необходимости, как правило, в связи с предстоящим исполнением должностей, связанных с использованием таких сведений. Допуск кандидатов для прохождения военной службы по контракту осуществляется в добровольном порядке.

Процедура оформления допуска относится к мероприятиям, непосредственно связанным с отбором кандидатов на военную службу, и в соответствии с п. 5 ст. 6 Положения о порядке прохождения военной службы проводится до заключения контракта.

Оформление допуска к государственной тайне производится в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050.

Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск лиц к государственной тайне предусматривает:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 указанного Закона;

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

Ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Принятие решения о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

Первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

Вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

Третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ России и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за некоторыми исключениями, определенными в п. 26 указанной Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Основаниями для отказа в допуске к государственной тайне согласно указанной статье могут являться:

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или совершившим рецидив преступлений, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 83;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Перечнем медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено, что к медицинским противопоказаниям для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, относятся:

1) хронические и затяжные расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

2) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:

Синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;

Синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

При наличии указанных медицинских противопоказаний допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не производится.

По результатам психологического изучения кандидата психолог подразделения выносит заключение с выводами «рекомендован в качестве кандидата на службу в ОВД» или «не рекомендован в качестве кандидата на службу в ОВД».

    На основном этапе профессионального психологического отбора ГЦПД МВД России, ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалы проводят экспертизу профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу и на учебу в образовательных учрежденгиях системы МВД России.

    При отсутствии ЦПД в МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации или значительной отдаленности от него городских, районных и линейных органов внутренних дел, подразделений внутренних войск МВД России, экспертизу профессиональной психологической пригодности по программе обследования в ЦПД проводят психологи территориальных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, рекомендованные региональным Советом и утвержденные приказами руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации или округов внутренних войск МВД России.

    Экспертиза профессиональной психологической пригодности в ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалах осуществляется путем проведения комплексного психодиагностического обследования, включающего изучение психологических и психофизиологических качеств кандидатов на службу и на учебу, и экспертной оценки его результатов.

    При проведении психодиагностического обследования следует использовать установленный набор основных и дополнительных методов и методик, соблюдать стандарты применения методик (унифицированные тексты инструкций, стимульный материал, условия и приемы тестирования, способы обработки результатов).

    Обязательному обследованию подлежат:

    Кандидаты на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, поступающие в подразделения и виды деятельности, отнесенные к 1, 2, 3 и 4 группам предназначения 4 ;

    кандидаты, поступающие на учебу в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования системы МВД России;

    Кандидаты на службу после завершения прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки), отнесенные к «группе риска» 5 по результатам изучения психофизиологических качеств.

    Заключения для кадровых подразделений должно содержать развернутую психологическую характеристику кандидата и один из следующих выводов о его профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности с указанием должности, группы предназначения, принадлежности кандидата к «группе риска» и кода факторов риска:

    Вывод «рекомендуется в первую очередь» выносится в отношении кандидатов, у которых эксперты выявили индивидуальные особенности, которые обеспечивают оптимальную адаптацию к условиям и характеру предстоящей деятельности, включая экстремальные ситуации. Для этих лиц прогнозируется успешность службы и низкая вероятность развития отклоняющегося (ненормативного) поведения или профессиональных заболеваний. Эффективность и надежность их оперативно-служебной деятельности в основном определяется уровнем профессиональной подготовленности.

    Вывод «рекомендуется» выносится в отношении кандидатов, у которых индивидуальные особенности могут затруднить (удлинить) период адаптации к службе в наиболее ответственных или экстремальных ситуациях. Однако, после завершения адаптации профессиональная деятельность этих лиц прогнозируется как достаточно эффективная и надежная. Для данной категории кандидатов важным моментом профилактики нарушения адаптации или отклоняющегося поведения в экстремальных ситуациях является выработка устойчивых профессиональных навыков.

    Вывод «рекомендуется условно» выносятся для кандидатов, у которых индивидуальные особенности не позволяют надежно прогнозировать успешность службы на предполагаемой должности или обучения даже при качественной профессиональной подготовке.

    Даже при высокой мотивации к службе в органах внутренних дел или учебе в образовательных учреждениях системы МВД России эффективная деятельность таких кандидатов на протяжении длительного периода, как правило, невозможна в связи с быстрым истощением функциональных резервов из-за постоянного перенапряжения.

    Нарушение адаптации, болезненные состояния или отклоняющееся поведение у этих лиц могут проявиться даже в штатных ситуациях. Особенно это касается кандидатов, у которых выявлены маркеры, обусловленные эпизодическим употреблением или злоупотреблением психоактивных (наркотических) средств. Такие кандидаты, в большинстве случаев, относятся к «группе риска» и им должно быть отказано в приеме на стажировку в данной должности сразу по завершению экспертизы профессиональной психологической пригодности. Если выявляется факт эпизодического употребления (1-2 раза в случайной компании), при выраженном дефиците кадрового пополнения, они могут быть приняты в качестве стажеров, но с активным наблюдением в период стажировки со стороны психолога подразделения и сотрудника кадрового аппарата, а также обязательным проведением коррекционной, индивидуальной психогигиенической работы. При этом, после окончания испытательного срока, перед принятием решения о зачислении на службу, они должны в обязательном порядке пройти повторное психодиагностическое обследование в ЦПД соответствующего МВД, ГУВД, УВД.

    Вывод «не рекомендуется» выносится в отношении кандидатов, имеющих выраженные признаки дезадаптации с высокой вероятностью развития заболеваний, с неудовлетворительной мотивацией к службе, негативными личностными особенностями и асоциальными формами поведения, в том числе аддиктивным поведением. У этих кандидатов состояние дезадаптации может развиться в обычных ситуациях.

    К этой же категории относятся лица, имеющие низкий уровень профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств, сниженные резервы функциональных систем, в связи с неблагоприятным прогнозом их профессиональной успешности.

    Указанные выводы имеют рекомендательный характер и должны учитывать степень соответствия индивидуальных психологических и психофизиологических качеств кандидата критериям психологической пригодности к основным видам деятельности или обучению в системе органов внутренних дел, а также наличия признаков психической дезадаптации (нервно-психической неустойчивости) или предрасположенности к деструктивным, в том числе аддиктивным формам поведения.

    Заключение ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалов, передается кадровому аппарату подразделения или комплектующего органа внутренних дел, направившего кандидата на экспертизу профессиональной психологической пригодности.

    На лиц, поступающих в образовательное учреждение, заключение оформляется для специалистов ГПО образовательных учреждений, психологов подразделений. В нем отражаются психометрические данные кандидата во всех тестах комплексного психодиагностического обследования, степень его профессиональной пригодности к предлагаемой должности или обучению, а также наличие или отсутствие психической дезадаптации, принадлежность кандидата к «группе риска» и коды факторов риска. К разделе заключения «дополнительная информация» следует указывать на выявленные факты (маркеры) употребления или злоупотребления психоактивными (наркотическими) средствами.

Заключения для психологов, оформленные по форме, направляются психологам подразделений с исключением возможности ознакомления с его содержанием самим обследуемым. Содержание и выводы заключений центров психофизиологической диагностики являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, особенно для обследуемых лиц и их близких.

    Заключительный этап профессионально-психологического отбора кандидатов на службу, сотрудников при перемещении осуществляют психологи подразделений органов внутренних дел.

    Психолог подразделения органов внутренних дел, при необходимости проводит дополнительное обследование кандидата. После анализа заключений медицинского освидетельствования в военно-врачебных комиссиях органов внутренних дел, экспертизы профессиональной психологической пригодности в ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалов, результатов социально – правового изучения кандидата психолог подразделения вносит предложения руководству подразделения органов внутренних дел о целесообразности его назначения на должность в качестве стажера, о длительности испытательного срока, о мерах, направленных на социально-психологическую адаптацию кандидата в органах внутренних дел.

Кандидаты в период прохождения испытательного срока находятся под наблюдением психолога подразделения. При этом непосредственный руководитель должен быть информирован психологом подразделения о позитивных и негативных личностных качествах стажера, об особенностях индивидуально-воспитательной работы с ним.

По окончании установленного испытательного срока психолог подразделения вносит предложения руководству подразделения о целесообразности назначения стажера на должность или перемещения сотрудника. В случае необходимости психолог подразделения направляет стажера на повторное обследование в ЦПД. Он же оформляет заключение на стажеров, условно рекомендованных ЦПД, которое отправляется в ЦПД вместе со служебной характеристикой. Заключение оформляется на кандидатов на службу по окончании стажировки (прохождения испытательного срока), сотрудников при перемещении с выводами: «рекомендуется» (соответствует требованиям предполагаемой должности); «не рекомендуется» (не соответствует требованиям предполагаемой должности).

После прохождения повторного обследования в ЦПД на стажера оформляются те же виды заключений, что и при первичном обследовании, но только с выводами:

Эти этапы определяют основные методологические подходы к экспертной оценке пригодности кандидата к службе на конкретной должности или обучению в образовательном учреждении МВД России и предусматривают раскрытие значений конституциональных, социальных, психогенных и соматогенных характеристик для развития состояний психической дезадаптации; выявление условий, способствующих возникновению и формированию этих нарушений.

Применяемые тесты для изучения индивидуальных качеств и свойств личности основаны на следующих подходах.

Анализ объективных показателей успешного выполнения профессиональной деятельности или адекватных ей моделей (экспертные оценки результатов стажировки). Анализ сведений, сообщаемых самим испытуемым при описании своего поведения в тех или иных ситуациях. Эта информация извлекается из многочисленных и разнообразных личностных опросников. Опросники, как правило, состоят из набора утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения, используя альтернативный выбор ответов (задачи закрытого типа). Одна психологическая переменная обычно представлена группой пунктов (шкалой). Пункты могут быть прямыми (обращенными к опыту субъекта) или косвенными (обращенными к мнению, суждению субъекта).

Используются также проективные методы изучения личности кандидата. Стимульный материал предъявляется в неопределенной, слабоструктурированной форме и приобретает смысл только в связи с личностными переживаниями и значением, придаваемым обследуемым ситуациям заданий теста. В проективных методиках, как правило, отсутствуют ограничения в выборе ответов (задачи открытого типа), в которых проявляются личные потребности, особенности восприятия и интерпретации, характерологические особенности индивида.