Платежное поручение штраф по решению ифнс. Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой

Пожалуй, любой налогоплательщик хотя бы раз сталкивался с требованием о представлении документов при камеральной или выездной проверке.

Документы представлять надо

Как раз этот тезис никаких сомнений не вызывает.

НК РФ даёт право должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые документы (ст. 93 НК РФ).

Но требование должно содержать определённые данные (приказ ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338):

  • наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся;
  • полное и сокращённое наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращённое наименования организации и филиала (представительства) организации;
  • указание на то, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

При возникновении спора суды будут оценивать:

  • доказано ли, что у налогоплательщика в самом деле имелись истребуемые документы;
  • в самом ли деле возникла обязанность их представить;
  • имело ли место непредставление документов в установленный срок;
  • каково было количество непредставленных документов.

Что надо сделать сразу

Разумеется, документы могут быть истребованы только в рамках проводимой проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Я бы не советовал на это рассчитывать. Те же камеральные проверки проводятся без какого-либо уведомления налогоплательщика в течение трёх месяцев со дня предоставления им деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

А вот зафиксировать факт и способ получения необходимо. И не стоит рассчитывать на то, что если заказное письмо с требованием вскрыл ваш секретарь, то впоследствии вы сможете апеллировать к тому, что требование не получали. В судебной практике описаны случаи, когда налогоплательщик пытался признать невручённым требование по мотиву того, что, мол, его получило неуполномоченное лицо. В таких случаях суды, как правило, указывают, что внутренняя организация фирмы - дело налогоплательщика, и основная его задача - организовать работу подчинённых и распределить их обязанности таким образом, чтобы обеспечивать соблюдение требований закона, в том числе законодательно установленных сроков исполнения требования (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.01.12 № Ф07-1030/11).

О сроках

С другой стороны, если требование о представлении документов вручено одновременно со справкой о проведённой проверке, т. е. фактически после окончания проверки, то такое требование не обязательно для исполнения.

Требование, вручённое в день окончания проверки суд, скорее всего, признает полученным за пределами установленного срока - несмотря на то, что НК РФ не запрещает вручать требование вплоть до дня составления акта о результатах проверки.

На этом же делала акцент ИФНС, вручив требование уже по окончании выездной проверки, но суд не принял данный довод.

Суд указал, что срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о её назначении и до даты составления справки о её окончании, и в этот последний день проверяющий составляет справку о проведении проверки, фиксируя предмет проверки и сроки её проведения (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, в день составления справки проверка считается завершённой и налогоплательщик не обязан исполнять требование о представлении документов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.12 № Ф01-280/12).

Если проверка приостановлена, то и течение срока подготовки документов прерывается, поскольку на период действия срока приостановления проверки приостанавливаются и действия налогового органа по истребованию документов налогоплательщика, и срок, в течение которого организация должна представить документы. Он продлевается на этот период (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.10 № 08АП-2682/2010).

Если документы представить невозможно

Если срок, указанный в требовании, представляется слишком коротким, то в течение суток следует уведомить о невозможности исполнения требования письменно, с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и с указанием сроков, в течение которых могут быть представлены истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Невозможность представления документов в срок освобождает от ответственности. Тут имеет значение как реальность исполнения в поставленный срок, так и объём истребуемых документов.

Если объём требуемых документов велик, а сроки, напротив, малы, то нет объективной возможности исполнить требование в срок. И поскольку вина - это обязательное условие привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение (ст. 106, 108, 109 НК РФ), то налогоплательщик не может считаться виновным.

Например, налоговики потребовали представить 13 000 листов в течение 10 дней. Самое примечательное, что налогоплательщик представил документы, допустив, в принципе, незначительную просрочку (шесть дней). Принципиальная ИФНС направилась в суд, а потом обратно - ни с чем. Суд справедливо указал, что такая задержка была вызвана значительным количеством документов и слишком маленьким сроком, что свидетельствует об отсутствии вины, что полностью исключает ответственность. Формируя список документов, налоговикам следовало бы учитывать реальность и возможность подачи их в установленный срок (постановление ФАС Московского округа от 29.02.12 № Ф05-660/12).

Если документ к делу не относится

Неправомерно истребовать документы, которые не имеют отношения к делу, тем более что действует презумпция порядочности, которая не позволяет вмешиваться в хозяйственные операции налогоплательщика произвольно, вне рамок налогового контроля.

Так, налоговики оштрафовали налогоплательщика за то, что он не представил, в частности, акт сверки взаимных расчётов, а также протоколы и решения собраний учредителей. Суд справедливо указал на то, что акт сверки не является документом бухгалтерского или налогового учёта, а протоколы и решения собраний учредителей также не содержат информации для определения налоговой базы. При таких условиях привлечение организации к ответственности за непредставление документов следует признать неправомерным (постановление ФАС Московского округа от 29.02.12 № Ф05-660/12).

В требовании должны быть реквизиты документов. Но...

Обратите особое внимание на то, что в требовании должны содержаться реквизиты истребуемых документов. Отсутствие реквизитов автоматически означает отсутствие оснований для наложения штрафа за их непредставление.

Так, если требование не содержит конкретного перечня и реквизитов документов, которые необходимы для их идентификации, то налогоплательщик лишён возможности определить, какие именно документы необходимо представить в налоговый орган (постановление ФАС Московского округа от 4.05.12 № Ф05-3909/12 по делу № А40-77795/2011).

С другой стороны, если налоговый орган сам не располагает сведениями о реквизитах первичных учётных документов и именно поэтому направляет требование о представлении, указав:

  • проверяемый период, за который потребуются документы;
  • наименования документов;
  • точное их количество;
  • срок их представления, -

то при таких обстоятельствах суд посчитал требование определённым и обязательным для исполнения (постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.10 № А49-6789/ 2009).

Штрафа можно избежать

Если налоговики пропустят срок обращения в суд.

Даже если были все основания для штрафа, но налоговая инспекция пропустила срок для обращения в суд за его взысканием, то привлечение к ответственности исключено.

Напомним, что налоговые органы могут обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (п. 1 ст. 115 НК РФ).

Размер штрафа обосновывает инспекция

Налоговики должны доказать не только то, что в действиях налогоплательщика содержатся признаки правонарушения, но и обоснованность размера штрафа, определённого расчётным путём. Так, если суд не обнаружит в материалах дела:

  • требования о представлении документов в определённом количестве;
  • данных, по которым можно было бы установить, каким образом было определено количество непредставленных налогоплательщиком документов;
  • подробного расчёта суммы штрафа, -

то он может счесть сумму штрафа определённой произвольно. И, соответственно, её отменить.

Должна быть реальная возможность представить документы

Штраф за непредставление документов будет сочтён правомерным, если у налогоплательщика имелась реальная возможность их представить. Если документы были утрачены по объективным, не зависящим от налогоплательщика причинам, притом не было объективной возможности их восстановить, то суд может признать штраф неправомерным.

Так, налогоплательщик лишь частично исполнил требование о представлении документов, поскольку остальная часть пришла в негодность вследствие аварии.

ИФНС назначила три недели на то, чтобы восстановить документы и представить их, и, поскольку налогоплательщик не уложился в указанный срок, последовал штраф за грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения, выразившееся в отсутствии первичных документов, а также за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Изучив материалы дела, суд установил, что регистры бухгалтерского учёта были уничтожены в результате аварии, что было подтверждено:

  • свидетельскими показаниями;
  • актом ремонтно-эксплуатационного управления;
  • актом об осмотре этого же помещения.

И поскольку ИНФС не смогла представить доказательства того, что документы были уничтожены умышленно и что у налогоплательщика имелась возможность их представить, то суд посчитал неправомерным наложение штрафа (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.09 № А17-6800/2008).

Если документы не велись вообще

Это может показаться нонсенсом, но это факт: если налогоплательщик не представил документы потому, что не вёл их, то это также не влечёт ответственности за непредставление документов.

Так, предприниматель не представил ИФНС книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период, пояснив, что в указанный период эти книги не велись.

Суд указал, что отсутствие у предпринимателя запрашиваемых документов не влечёт за собой ответственности за их непредставление, так как эта мера ответственности может быть применена тогда, когда запрашиваемые документы у налогоплательщика имеются (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.11 № Ф01-3573/11).

Ну конечно, если документы утрачены из-за собственной безответственности налогоплательщика, то картина будет несколько иной.

Так, непредставление документов налогоплательщик объяснил тем, что они находились на хранении не только у него, но и у ряда других лиц, в том числе и бывшего бухгалтера, и потому у него не было достаточно времени для представления их.

Суд отнёсся к этому заявлению без сочувствия - прежде всего потому, что налогоплательщик не обратился своевременно в ИФНС с уведомлением о невозможности представить документы в установленный срок и указанием на срок, в течение которого он имеет возможность представить истребуемые документы (постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.10 № А49-6789/2009).

Совокупность возможна, но...

Непредставление документов может повлечь за собой ответственность не только по пункту 1 статьи 126, но и по части 1 статьи 15.6 КоАП «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».

Тут нет никакого противоречия, поскольку наказание налагается на разных лиц:

  • должностное лицо юридического лица - по статье 15.6. КоАП РФ;
  • само юридическое лицо - по статье 126 НК РФ.

Алексей СИМОНИШВИЛИ, эксперт ЮА «Консул»

ВАЖНО:

Неправомерным будет одновременное привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации и по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений, содержащихся в этой же декларации, поскольку правонарушение в данном случае заключается в непредставлении в установленный срок одного и того же документа, а налогоплательщик не может быть привлечён к налоговой ответственности дважды.

Камеральные проверки проводятся без какого-либо уведомления налогоплательщика в течение трёх месяцев со дня предоставления им деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

Если требование о представлении документов вручено одновременно со справкой о проведённой проверке, т. е. фактически после окончания проверки, то такое требование не обязательно для исполнения.

Налоговые органы могут обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (п. 1 ст. 115 НК РФ).

За непредставление документов по требованию положен штраф в размере 200 руб. за каждый документ. Кажется, совсем незначительная сумма. Но при большом количестве непредставленных документов штраф может оказаться весьма существенным. В этом случае стоит проверить, правильно ли налоговики рассчитали размер санкций. О том, как можно снизить штраф, говорится в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.10.2015 № Ф02-5551/2015 .

Как считает инспекция

В ходе налоговой проверки инспекторы запросили у компании документы. При этом в требовании об их представлении документация была указана без реквизитов и идентифицирующих признаков. Среди запрошенного числились:

    книги покупок;

    книги продаж;

    счета-фактуры, полученные от поставщиков;

    первичные документы;

    договоры (контракты) финансово-хозяйственных взаимоотношений между контрагентами;

    регистры налогового учета за период проверки;

    документы по учету основных средств;

    ведомости начисления, выплаты заработной платы.

Учитывая огромный объем запрошенной первички, организация не смогла вовремя исполнить требование проверяющих. Тем не менее документы в количестве порядка 1500 штук были хоть и с опозданием, но представлены.

Нарушение срока стало причиной для назначения штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере около 150 000 руб. При этом налоговый орган рассчитал санкции исходя из количества фактически представленных документов, а не из количества запрошенных. Впоследствии налоговики снизили размер штрафа в два раза в силу смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ).

Однако компания, даже с учетом снижения санкции, не согласилась с решением и обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным.

Как надо считать

Право запросить документы при выездной проверке налоговикам дают ст. 31, п. 12 ст. 89, а также п. 1 ст. 93 НК РФ. Названному праву налогового органа корреспондирует обязанность плательщика представлять документацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования. Непредставление документов и иных сведений в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Как видим, ответственность по указанной норме применяется за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть оштрафован, если число не представленных им документов с достоверностью инспекцией не определено. Назначать штраф исходя из предположительного наличия у фирмы хотя бы одного из числа запрошенных документов недопустимо.

В комментируемом судебном решении при расчете штрафных санкций налоговый орган не рассматривал вопросы о том, какие документы были истребованы, какие ранее представлены в налоговый орган, а какие вообще не могли быть истребованы в силу того, что их передача не предусмотрена НК РФ. То есть инспекция применила методику определения штрафа, в соответствии с которой размер ответственности поставлен в зависимость от количества фактически несвоевременно представленных документов.

На основании этого суд решил, что инспекторы не доказали обоснованность расчета штрафа. Его необходимо было определить исходя из количества документов, указанных в требовании по объединенным родовыми признаками позициям. То есть 200 руб. - за книги покупок, 200 руб. - за все договоры с контрагентами; еще столько же - за все первичные документы и т.д. Всего с учетом смягчающих обстоятельств получилось не 150 000 руб., а всего 900 руб.

Заметим, что такой подход применяют не только суды, но и налоговые органы на местах. Так, в постановлении АС Уральского округа от 27.05.2015 № Ф09-2749/15 рассмотрена следующая ситуация.

Инспекция запросила документы. В требовании они были конкретизированы по родовым признакам, периодам и названию (главные книги, отчеты о движении материальных запасов, карточки бухгалтерского счета 62 по контрагентам, лицевые счета работников и т.д.). В связи с их непредставлением ИФНС оштрафовала компанию почти на полмиллиона рублей. При этом она рассчитала штраф за неисполнение требования именно по тем принципам, которые приведены выше: объединив документы по родовым признакам. Фирма не согласилась с решением и обратилась в суд.

Но судьи поддержали инспекцию. Они указали, что, запрашивая у налогоплательщика документы к проверке, налоговый орган может и не знать о том, что есть у компании (с указанием точных названий документов, номеров и дат). Поэтому при выставлении требования достаточно указать в нем родовые признаки: договоры, счета-фактуры, лицевые счета по работникам и т.д., конкретизировав документы по взаимоотношениям с конкретными контрагентами и периодам.

Отсутствующие бумаги в расчете не участвуют

На практике при определении размера штрафа по ст. 126 НК РФ за непредставление документов часто возникает следующий вопрос. Правомерен ли штраф за несдачу тех бумаг, которые у компании отсутствуют? В постановлении Президиума ВАС РФ РФ от 08.04.2008 № 15333/07 указано, что по смыслу ст. 88 и 93 НК РФ требование должно содержать достаточно определенные данные о документах, а они сами - иметь отношение к предмету проверки. Если такое требование не исполнено плательщиком по причине неопределенности истребуемых документов, а также по причине их отсутствия - оснований для применения ответственности нет.

Таким образом, если количество непредставленных документов с достоверностью не определено налоговым органом в требованиях о представлении документов (сведений), ответственности быть не может. Эта позиция не раз находила поддержку в арбитражной практике (см., например, Определение ВАС РФ от 01.04.2011 № ВАС-847/11, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А81-2053/2012 и др.).

Еще один момент, на который стоит обратить внимание. Согласно позиции некоторых судов налоговый орган должен еще и доказать наличие у плательщика истребуемых документов. Например, в постановлении АС Поволжского округа от 18.02.2015 № Ф06-20077/2013 сказано, что поступление на расчетный счет денежных средств не означает само по себе наличие у предпринимателя договора и товарно-транспортной накладной. В данной ситуации договор не заключался, а доставка осуществлялась собственными силами. А значит, штраф по ст. 126 НК РФ за их непредставление незаконен.

В заключение приведем некоторые примеры типичных ошибок налоговых органов.

Суть дела

Реквизиты постановления

Приказ об учетной политике и положение об учетной политике составляют единый документ, в связи с этим привлечение общества к налоговой ответственности за непредставление обоих указанных документов является неправомерным

Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 № Ф02-3520/2015

Расшифровки строк форм бухгалтерской отчетности в соответствии с налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете не относятся к первичным документам, регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов, поэтому штраф за их непредставление неправомерен

Арбитражного суда Московского округа от 09.02.2015 № Ф05-17110/2014

Оборотно-сальдовые ведомости являются синтетическими регистрами бухгалтерского учета, их составление в обязательном порядке не предусмотрено, следовательно, истребование оборотно-сальдовых ведомостей, карточек счетов, относящихся к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории «документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов», является незаконным

Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.10.2014 № А27-8721/2013

Документы налогоплательщика, связанные с осуществлением им хозяйственной деятельности, были изъяты сотрудниками правоохранительных органов. Доказательств того, что бумаги возвращены, нет. Вина налогоплательщика в совершении правонарушения отсутствует

С осени прошлого года штрафы по ст. ст. 126 и 129 НК увеличились в разы. Поэтому знать, за что именно этими статьями и когда она может применяться, нужно каждому. Начнем с самого распространенного штрафа - за непредставление и несвоевременное .

Штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Нарушение по п. 1 ст. 126 НК выражается в непредставлении налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами в срок документов или иных сведений , которые согласно налоговому законодательству:
(или) истребованы налоговым органом у лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка. С этим все более или менее ясно (Пункты 6, 8, 9 ст. 88, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ);
(или) организация или предприниматель должны представлять в налоговые органы самостоятельно в силу того, что являются налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Для справки
Штраф за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или сведений, предусмотренных налоговым законодательством, составляет:
(если) срок представления документов истек 02.09.2010 или раньше - 50 руб. за каждый документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ);
(если) срок представления документов истек 03.09.2010 или позже - 200 руб. за каждый документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ).

Следовательно, по этой норме нельзя оштрафовать за непредставление (несвоевременное представление) документов или информации, истребованных в рамках встречной проверки (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).

Какие документы налогоплательщики должны представлять самостоятельно

Это, в частности:
- сообщения об открытии или закрытии обособленных подразделений организации, а также сообщения об изменении адреса, наименования или руководителя ОП (формы N N С-09-3-1 и С-09-3-2 (Письмо ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@)) (Подпункты 3, 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ);
- бухгалтерская отчетность организаций (кроме организаций, применяющих УСНО);
- налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций;
- сообщения об участии в российской или иностранной организации, то есть о приобретении акций или доли в уставном капитале ООО (форма N С-09-2) (Подпункт 2 п. 2 ст. 23 НК РФ);
- сообщения о принятом организацией решении о реорганизации или ликвидации (форма N С-09-4) (Подпункт 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).
При этом учтите, что если НК установлена специальная ответственность за непредставление конкретного документа, то и штраф должен налагаться по специальной норме, а не по п. 1 ст. 126 НК. К таким документам относятся:
- заявление о постановке на налоговый учет по основаниям, предусмотренным НК (например, заявление о постановке на учет организации в качестве плательщика ЕНВД (форма N ЕНВД-1) (Пункт 2 ст. 346.28 НК РФ));
- сообщения об открытии или закрытии банковского счета (форма N С-09-1) (Подпункт 1 п. 2 ст. 23 НК РФ);
- налоговые декларации (Пункт 1 ст. 80 НК РФ).
Ответственность за непредставление этих документов установлена ст. ст. 116, 118 и 119 НК РФ соответственно.
Нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК и тогда, когда обязанность представить в налоговый орган какие-либо документы или сведения установлена не налоговым, а каким-нибудь другим законодательством. Вполне вероятно, что за их непредставление будет административный штраф, но точно не налоговый.
Например, о смене руководителя организации нужно сообщить в налоговую инспекцию (Подпункт "л" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). За неисполнение этой обязанности на нового руководителя может быть наложен административный штраф (Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

За непредставление каких документов штрафуют налоговых агентов

Организации и предприниматели - налоговые агенты должны самостоятельно представлять в ИФНС:
- декларации по НДС, даже если сам налоговый агент плательщиком этого налога не является (Пункт 5 ст. 174 НК РФ);
- налоговые расчеты по налогу на прибыль (по доходам, выплаченным в виде дивидендов организациями - неплательщиками этого налога) (Пункт 1 ст. 289 НК РФ);
- информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов;
- сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ) (Пункт 2 ст. 230 НК РФ);
- сообщения о невозможности удержать налог из доходов, выплаченных физическому лицу (форма 2-НДФЛ) (Пункт 5 ст. 226 НК РФ; п. 2 Приказа ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@).

Когда за непредставление документов по требованию штрафовать нельзя

Полномочия налоговиков по истребованию документов в ходе выездной или камеральной проверки не безграничны. При камеральной проверке они достаточно жестко ограничены ст. 88 НК РФ. И даже при выездной проверке можно истребовать только документы, относящиеся к проверяемому налогу и периоду . Отсюда вывод: если налоговый орган истребовал документы, которые он требовать не вправе, вы имеете полное право их не представлять и оштрафовать вас за это нельзя (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Например, нельзя оштрафовать за непредставление:
- счетов-фактур, истребованных при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог не был заявлен к возмещению (Пункты 7, 8 ст. 88 НК РФ);
- счетов-фактур, выставленных в 2009 г., истребованных при проведении выездной проверки по НДС за 2010 г.;
- любых документов, копии которых уже представлялись налоговому органу при проведении налоговой проверки начиная с 01.01.2010 (Пункт 5 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ЦО от 14.12.2010 по делу N А68-3284/10-135/18).

Внимание! Если у вас истребуются документы, копии которых вы уже представляли при проведении проверки в 2010 г. и позже, повторно представлять их не нужно.

Еще одно ограничение - налоговый орган вообще не вправе истребовать у проверяемого лица документы вне рамок выездной или камеральной проверки (Пункт 1 ст. 93 НК РФ). Ведь порядка истребования документов для такой ситуации в НК просто нет. Например, 20.07.2010 вы подали декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. В ходе камеральной проверки этой декларации инспекция вправе истребовать у вас документы, подтверждающие право на вычеты НДС по этой декларации (Пункт 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК РФ). Но если требование о представлении этих документов будет выставлено после 20.10.2010 (за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камеральной проверки(Пункт 2 ст. 88 НК РФ)), вы вправе на него не реагировать и оштрафовать вас по п. 1 ст. 126 НК нельзя. Этот вывод подтверждают и ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09), и Минфин (Письмо Минфина России от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471).

Внимание! Если налоговый орган не вправе истребовать какой-либо документ, то и оштрафовать за его непредставление нельзя.

Также обратите внимание на то, что в п. 1 ст. 126 НК говорится об ответственности только за непредставление документов, предусмотренных налоговым законодательством. То есть если документ в налоговом законодательстве не упомянут , то за его непредставление оштрафовать нельзя (Пункт 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106). И суды, как правило, приходят к выводу, что нельзя оштрафовать по ст. 126 НК за непредставление документов, не предусмотренных ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством, а также документов, составлять которые вы можете, но не обязаны. В частности, суды признавали незаконным привлечение к ответственности за непредставление (Пункт 1 ст. 126 НК РФ):
- перечней основных средств, относящихся к разным видам деятельности, перечней арендуемых объектов недвижимости, расчетов распределения доходов и расходов по разным видам деятельности (Постановление ФАС МО от 09.03.2010 N КА-А40/1571-10);
- сертификатов и деклараций соответствия выпущенной продукции требованиям ГОСТа, копий писем Росстата, подтверждающих код по Общероссийскому классификатору внешнеэкономической деятельности (Постановление ФАС СЗО от 24.09.2009 по делу N А42-5230/2006);
- экономического обоснования расчета арендных платежей, детализации переговоров с мобильных телефонов и приказов об установлении лимита расходов на мобильную связь, расчетов, подтверждающих целесообразность отказа от исполнения опциона и целесообразность приобретения финансовых инструментов срочных сделок (Постановление ФАС ЦО от 27.10.2009 по делу N А48-973/2009);
- операторных и диспетчерских листов (Постановление ФАС УО от 20.02.2008 N Ф09-11449/07-С2);
- копий выданных векселей (Постановление ФАС УО от 17.12.2009 N Ф09-10019/09-С3);
- штатного расписания (Постановление ФАС ПО от 22.04.2008 по делу N А55-11630/07).
Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за непредставление документов, которые не составлялись, хотя должны были ? Вроде бы ответ очевиден. Неисполнение обязанности по составлению документа не должно освобождать от ответственности за его непредставление. Ведь никто не пытается оспорить штраф за непредставление налоговой декларации (Статья 119 НК РФ) просто потому, что к сроку ее составить не успели.
Есть и суды, которые указывают на законность штрафа по п. 1 ст. 126 НК при непредставлении документов из-за того, что они не составлены (Постановления ФАС ЗСО от 01.07.2009 N Ф04-3216/2009(7623-А03-37); ФАС УО от 24.03.2008 N Ф09-1746/08-С3). Правда, как ни странно, они в меньшинстве. А большинство судов придерживается позиции, согласно которой штрафа в такой ситуации быть не может. Логика проста: раз документ не составлялся, то он и не мог быть представлен в срок, установленный требованием, по объективным причинам. Например, суды указывали, что нельзя штрафовать за несоставленные и непредставленные:
- справки по форме 2-НДФЛ (Постановление ФАС ВВО от 07.04.2008 по делу N А29-5357/2007);
- книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Постановления ФАС СЗО от 20.02.2009 по делу N А42-3046/2008; ФАС СКО от 27.08.2009 по делу N А32-13466/2006-12/295);
- книги покупок и книги продаж (Постановление ФАС УО от 09.04.2009 N Ф09-1830/09-С3);
- приказы об учетной политике (Постановление ФАС ЦО от 15.02.2010 по делу N А35-9027/08-С21).
Конечно, если решение о привлечении к ответственности уже вынесено, любые аргументы, позволяющие его оспорить, хороши. И благоприятной для налогоплательщиков практикой можно и нужно пользоваться.
Вместе с тем имейте в виду: обосновывая во время проверки непредставление обязательных первичных документов и счетов-фактур тем, что они не составлялись, можно "попасть" на штраф по ст. 120 НК.
Кроме того, естественно, что суды признают незаконными штрафы по п. 1 ст. 126 НК, если документы не представлены из-за того, что они:
(или) похищены (Постановления ФАС ЦО от 23.10.2008 по делу N А36-686/2008; ФАС УО от 28.07.2008 N Ф09-1296/08-С3);
(или) изъяты другим госорганом (в частности, милицией) (Постановления ФАС ПО от 22.05.2009 по делу N А57-11985/06; ФАС СЗО от 18.06.2009 по делу N А21-8111/2008);
(или) утрачены по иным причинам (например, при аварии или стихийном бедствии (Постановления ФАС СЗО от 03.09.2010 по делу N А56-47676/2009; ФАС ВВО от 08.06.2009 по делу N А17-7256/2008).
Как вы понимаете, это вызвано тем, что при таких обстоятельствах отсутствует вина организации или предпринимателя в непредставлении документов. А без вины нет и ответственности (Статья 106, п. 2 ст. 109 НК РФ). По этой же причине суды признают незаконным штраф за непредставление документов из-за того, что организация или предприниматель не получили требование налогового органа, направленное им по почте (Пункт 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 468-О-О; Постановления ФАС МО от 11.01.2009 N КА-А41/12621-08). Причем доказать получение требования должен именно налоговый орган (Пункт 6 ст. 108 НК РФ; ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Можно ли оштрафовать за неправильное представление документов

Правила представления документов по требованию налогового органа просты (Пункты 2, 3 ст. 93 НК РФ):
- документы на бумажном носителе представляются лично или направляются по почте заказным письмом в виде копий, заверенных подписью проверяемого предпринимателя или подписью руководителя и печатью проверяемой организации;
- документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут представляться через телекоммуникационные каналы связи;
- документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Этот срок может быть продлен по письменному ходатайству организации или предпринимателя. Такое ходатайство нужно подать на следующий рабочий день за днем получения требования (Пункт 6 ст. 6.1 НК РФ).
То, что за нарушение срока представления документов можно штрафовать, сомнений не вызывает, на это прямо указано в Кодексе (Пункт 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).
А вот можно ли оштрафовать, если организация или предприниматель подавали ходатайство о продлении срока, но инспекция его не удовлетворила? В настоящее время большинство судов отвечает на этот вопрос отрицательно (Постановления ФАС МО от 08.12.2010 N КА-А40/14679-10; ФАС СЗО от 03.09.2010 по делу N А56-47676/2009).
Конечно, для того чтобы суд встал в подобной ситуации на вашу сторону, ходатайство о продлении срока для представления документов должно быть мотивированным. То есть в нем должны быть указаны причины, по которым вы объективно не можете представить документы в обычный срок. Это может быть большое количество истребованных документов или необходимость их доставки из другого населенного пункта (например, когда при проверке филиала истребованы документы, находящиеся в головном офисе компании). В вашу пользу также будет свидетельствовать и то, что хотя бы часть документов, истребованных налоговым органом, вы в срок представите.

Посоветуй руководителю
Если есть хоть малейший риск не представить в срок документы, истребованные инспекцией, нужно подать ходатайство о продлении срока. Даже если инспекция его не продлит, а документы мы в срок представить не сможем, сам факт подачи такого ходатайства поможет оспорить штраф по п. 1 ст. 126 НК.

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за представление в срок незаверенных (или заверенных ненадлежащим образом) копий истребованных документов? Формально такое деяние состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК, не образует. Однажды с этим согласился и ФАС Уральского округа (Постановление от 15.09.2008 N Ф09-6550/08-С3). Однако имейте в виду, что, вместо того чтобы штрафовать за представление незаверенных копий, налоговый орган может просто отказаться их принять. Правомерность такого отказа признавал ФАС Московского округа (Постановление от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09). И если в результате копии документов, заверенные надлежащим образом, будут представлены вами с нарушением срока, налоговики без сомнений оштрафуют вас за это. И, к сожалению, не факт, что суд признает такой штраф незаконным.
Иногда налоговые органы штрафуют по п. 1 ст. 126 НК за представление документов, заполненных неправильно. Но, как вы понимаете, это неправомерно. Поэтому шансы оспорить такой штраф в суде весьма высоки (Постановления ФАС ЦО от 22.08.2006 по делу N А09-1974/06-12; ФАС МО от 15.01.2010 N КА-А40/14964-09). В том числе в случае, если документы представлялись в электронном виде, а ошибки в них привели к тому, что в протоколе входного контроля было указано, что документы не приняты (Постановления ФАС ЗСО от 20.03.2008 N Ф04-1001/2008(669-А67-19); ФАС МО от 14.09.2009 N КА-А40/9158-09).

Как рассчитывается штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Штраф установлен в размере 200 руб. за каждый непредставленный или представленный с опозданием документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ). Вроде бы арифметика проста: не представили один документ - штраф 200 руб., не представили 100 документов - штраф 20 000 руб. Таким образом, для исчисления штрафа нужно всего-то знать, сколько именно документов организация или предприниматель не представили.
Когда документы пусть и с опозданием, но все-таки будут представлены, налоговый орган сможет просто посчитать их количество. А для определения размера штрафа за непредставление документов в идеале в требовании налоговиков должно быть указано их точное количество. Например, в требовании написано: "Представьте счет-фактуру, выставленный ОАО "Леший" при отгрузке клюквы в сентябре 2010 г., - 1 штука". Однако на практике так не бывает. Потому как налоговый орган просто не имеет данных о количестве счетов-фактур, полученных налогоплательщиком. И тогда он пишет в требовании: "Представьте счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным в III квартале 2010 г.".
И как в этом случае рассчитать сумму штрафа, если налогоплательщик счета-фактуры не представил? Исчислить штраф на глазок нельзя, это 3 года назад налоговым органам разъяснил ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Поэтому для исчисления штрафа налоговый орган может и должен получить данные, позволяющие определить точное количество непредставленных документов. Причем сделать он это может двумя способами.
Способ первый: установить количество непредставленных документов по результатам встречных проверок, в рамках которых от контрагентов проверяемого лица будут получены документы, экземпляры которых должны быть у этого лица. Такими документами могут быть счета-фактуры, договоры, товарные накладные. То есть любые документы, которые составляются в двух экземплярах либо у которых есть отрывная часть, передаваемая контрагенту. Так, о существовании приходного кассового ордера (форма КО-1) налоговики могут узнать, получив копию квитанции к ПКО (Указания, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).
Второй способ: установить количество непредставленных документов по результатам выемки документов у проверяемого лица. Если будет изъято 100 счетов-фактур, полученных при приобретении товаров (работ, услуг) в III квартале 2010 г., то исходя именно из этого количества и нужно считать штраф. Правда, воспользоваться этим способом налоговый орган может только при выездной проверке (Пункт 4 ст. 93, п. 1 ст. 94 НК РФ).

Вывод
Правильность исчисления размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК должна подтверждаться документами, позволяющими установить точное количество документов, не представленных (несвоевременно представленных) налогоплательщиком или налоговым агентом. Это может быть:
(или) опись документов, представленных с нарушением срока;
(или) требование о представлении документов, в котором указано точное количество запрашиваемых документов (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@);
(или) протокол выемки либо опись документов, изъятых при ее проведении;
(или) опись документов, представленных контрагентами проверяемого лица при встречной проверке.

Когда штраф налоговиками рассчитан на глазок, решение о привлечении к ответственности стоит обжаловать. Конечно, управление ФНС по субъекту РФ может и оставить его в силе. Зато шансы на выигрыш в суде весьма велики (Постановления ФАС МО от 29.09.2010 N КА-А41/10263-10; ФАС ДВО от 25.06.2010 N Ф03-3822/2010).
Главное - не забудьте указать суду на то, что определить размер штрафа невозможно. Ведь иногда налогоплательщики проигрывают такие споры, так сказать, по собственной вине. Например, оспаривая штраф по любым другим основаниям и не заявляя о невозможности определить размер штрафа. Или соглашаясь в судебном заседании с расчетом, сделанным инспекцией (Постановления ФАС СЗО от 07.07.2009 по делу N А52-4907/2008; ФАС ВСО от 28.08.2008 N А58-7613/07-Ф02-4173/08).

Штраф по пункту 2 статьи 126 НК

Основное различие нарушений, ответственность за которые установлена п. п. 1 и 2 ст. 126 НК, заключается в том, что субъекты (то есть лица, которых можно за эти нарушения оштрафовать) у них разные.
Пункт 2 ст. 126 НК установил штраф не для налогоплательщиков (плательщиков сбора) или налоговых агентов, а для какой-то третьей организации, у которой налоговый орган запрашивает документы со сведениями о налогоплательщике (Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). То есть о совершении нарушения можно говорить только при наличии трех условий (Пункт 2 ст. 126, ст. 106, п. 2 ст. 109 НК РФ):
- налоговый орган потребовал у организации некие документы со сведениями о другом налогоплательщике;
- эти документы у организации есть;
- организация эти документы не представила или представила с заведомо недостоверными сведениями.

Для справки
Штраф за непредставление организацией по требованию налогового органа документов, предусмотренных НК, со сведениями о другом налогоплательщике или их представление с заведомо недостоверными сведениями равен:
(если) правонарушение совершено до 03.09.2010 - 5000 руб. (Пункт 2 ст. 126 НК РФ);
(если) правонарушение совершено после 02.09.2010 - 10 000 руб. (Пункт 2 ст. 126 НК РФ).

Единственное, что из этого понятно, - это то, что оштрафовать по п. 2 ст. 126 НК могут только организацию. Но какую? Истребовать какие-либо документы со сведениями о налогоплательщиках у третьих лиц налоговый орган может только в порядке, установленном ст. 93.1 НК. Другой процедуры просто нет. Так значит, по п. 2 ст. 126 НК можно оштрафовать организацию, которая не представила документы, запрошенные при "встречке"? А вот и нет! Ведь есть специальная норма, согласно которой отказ лица от представления документов, запрошенных при "встречке", или их непредставление в срок влекут ответственность по ст. 129.1 НК (Пункты 1, 6 ст. 93.1 НК РФ). Поэтому привлечь за непредставление документов при "встречке" по п. 2 ст. 126 НК в настоящее время нельзя. Этой позиции придерживаются и многие суды (Постановления ФАС ЗСО от 02.03.2009 N Ф04-623/2009(1322-А75-49); ФАС ВСО от 17.03.2009 N А33-9821/08-Ф02-942/09).

Из авторитетных источников
Петрова Светлана Михайловна, судья Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидат юридических наук
"В силу прямого указания п. 6 ст. 93.1 НК РФ организация, не представившая в установленный срок (в том числе отказавшаяся представить) документы со сведениями о налогоплательщике, истребованные у нее налоговым органом при проведении налоговой проверки, должна привлекаться к ответственности, установленной ст. 129.1 НК РФ".

Почему налоговые органы пытаются штрафовать за непредставление документов при "встречке" по п. 2 ст. 126, а не по п. 1 ст. 129.1 НК, понять можно. Ведь первый штраф в два раза больше. Но такой штраф можно и нужно оспаривать. Ведь неправильная квалификация правонарушения налоговым органом - основание для отмены решения о привлечении к ответственности (Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Как видите, получается, что сейчас по п. 2 ст. 126 НК штрафовать можно только организацию, представившую по запросу налогового органа документы с заведомо недостоверными сведениями о налогоплательщике. Хотя, конечно, выявить и доказать заведомую недостоверность сведений почти нереально.
Правда, есть несколько решений, в которых суды пришли к выводу, что организацию, не представившую документы при "встречке", нужно штрафовать именно по п. 2 ст. 126 НК (Постановления ФАС ВСО от 06.03.2008 N А33-13491/07-Ф02-679/08; ФАС ВВО от 08.05.2008 по делу N А43-5565/2007-35-117).
Кстати, "резидентам" налоговых инспекций Москвы и Московской области стоит знать, что ФАС Московского округа считает, что штрафовать по п. 2 ст. 126 НК нужно не просто за непредставление документов при "встречке", а именно за отказ от их представления (Постановления ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11998-09, от 30.01.2008 N КА-А40/12590-07). Хотя, напомним, п. 6 ст. 93.1 НК прямо указывает на то, что и к "отказникам" должна применяться ответственность, установленная ст. 129.1 НК.

Штраф по статье 129.1 НК

Этот штраф применяется при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговому органу:
- сведений, которые лицо обязано представить в силу прямого указания ст. 85 НК РФ. Это касается таких организаций, как, например, органы ФМС России, органы ГИБДД и Гостехнадзора, органы Росреестра, отделы ЗАГСов. Понятно, что к обычным организациям и предпринимателям это основание для штрафа отношения не имеет, поэтому дальше рассматривать его мы не будем;
- документов или информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), истребованных в ходе налоговой проверки;
- информации по конкретной сделке, истребованной налоговым органом вне рамок проверки (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ).

Для справки
За однократное в течение календарного года непредставление документов или сведений, истребованных при "встречке", могут оштрафовать:
(если) срок представления документов или информации истек 02.09.2010 или раньше - 1000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действовавшая до 03.09.2010));
(если) срок представления документов или информации истек 02.09.2010 или позже - 5000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ).
При совершении такого правонарушения два раза и более в течение календарного года штраф составит:
(если) правонарушение совершено до 03.09.2010 - 5000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действовавшая до 03.09.2010));
(если) правонарушение совершено после 02.09.2010 - 20 000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ).

Разберемся с двумя последними случаями.
Во-первых, налоговый орган, проводящий камеральную или выездную проверку какого-либо налогоплательщика (налогового агента), вправе потребовать у вас представить имеющиеся документы или информацию (сведения), касающиеся его деятельности. Сделать это он может:
- во время самой проверки (Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ);
- после ее завершения, если при рассмотрении материалов проверки руководитель налогового органа решит истребовать такие документы или информацию в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (Пункт 6 ст. 101 НК РФ).
Во-вторых, вне налоговой проверки у вас может быть истребована имеющаяся информация о конкретной сделке, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения такой информации (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ).

Когда нельзя оштрафовать

Как видите, речь всегда идет о документах или информации, у вас имеющихся. Поэтому если вы не представите документы или информацию по той причине, что ими не располагаете, то оштрафовать вас по ст. 129.1 НК будет нельзя (Постановления ФАС ВВО от 19.10.2009 по делу N А43-12345/2009-6-321; ФАС ЦО от 12.05.2009 по делу N А09-12352/2008).
Но не стоит злоупотреблять и на любое требование налогового органа отвечать письмом об отсутствии запрашиваемых документов или информации. Ведь если документы у вас все-таки есть и налоговики смогут доказать это (Постановление ФАС ВВО от 08.05.2008 по делу N А43-5565/2007-35-117), то вы не только штраф заплатите, но еще и репутацию себе подмочите.
Если истребуемых документов или информации у вас нет, то вам нужно сообщить об этом в инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования. В этот же срок представляются документы или информация при их наличии. Причем заметьте: за нарушение срока представления документов или информации оштрафовать можно, а вот за опоздание с сообщением об их отсутствии - нет (Статья 129.1 НК РФ).
Если по объективным причинам (большое количество документов, их нахождение в отдаленном обособленном подразделении) вы не успеваете представить истребованные документы в срок, нужно подать ходатайство о его продлении (Пункт 5 ст. 93.1 НК РФ). Даже если срок вам не продлят, сам факт подачи такого ходатайства может помочь оспорить штраф по ст. 129.1 НК (Постановления ФАС ПО от 22.01.2009 по делу N А55-8517/2008; ФАС СЗО от 17.11.2010 по делу N А05-3437/2010).
Обратите внимание: нередко в рамках встречной проверки налоговые органы запрашивают документы, не имеющие отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, касающиеся исключительно деятельности его контрагента. Например, при проверке ОАО "Леший" у его поставщика - ООО "Домовой" - могут истребовать договор оказания услуг, заключенный между ООО "Домовой" и ЗАО "Водяной", которое является покупателем продукции ОАО "Леший". А могут потребовать и какие-то внутренние документы самого ООО "Домовой". Но у налоговиков нет права истребовать что угодно и когда угодно (Статья 93.1 НК РФ). Поэтому если вы не будете представлять документы по таким требованиям, то суд, скорее всего, вас поддержит (Постановления ФАС ВВО от 19.10.2009 по делу N А43-12345/2009-6-321; ФАС ЗСО от 14.12.2010 по делу N А46-6519/2010).
В то же время не стоит игнорировать требования налоговиков о представлении документов только из-за того, что они не имеют прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика. Все-таки некоторые документы пусть и косвенно, но могут касаться его деятельности. Например, при проверке комитента таким документом может быть договор поставки, заключенный его комиссионером во исполнение комиссионного поручения. Однако в этом случае налоговый орган должен в требовании пояснить, почему истребуется этот документ и каким образом он относится к деятельности комитента. Иначе требование будет выглядеть произвольным, а это позволит покупателю или поставщику не исполнять его на законных основаниях.
Напомним, что с этого года вы вправе не представлять документы, истребованные при встречной проверке, если копии этих документов вы представляли в свою инспекцию в рамках выездной или камеральной проверки начиная с 01.01.2011 (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Соответственно, за непредставление и таких документов оштрафовать вас не могут.

Документ и информация - почувствуйте разницу

С истребованием документов при "встречках" все более или менее понятно. Значительно больше вопросов возникает по поводу права налоговых органов истребовать у любых лиц информацию о конкретных сделках вне рамок проверки (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ).
Проблема в том, что на практике налоговые органы нередко, ссылаясь на это право, требуют представить им именно документы (товарные накладные, договоры, счета-фактуры, платежки и так далее). Между тем слово "документ" в п. 2 ст. 93.1 НК даже не упоминается. А понятия "информация" и "документ" не являются тождественными. Они четко разделены и в тексте ст. 93.1 НК, и в формах поручения об истребовании документов (информации) (Приложение N 6 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@) и требования о представлении документов (информации) (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Информация - это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию вы в принципе можете представить и устно (например, по телефону), и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почте (Пункт 1 ст. 11 НК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Документ же - это всегда конкретный материальный носитель, с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текста (Пункт 1 ст. 11 НК РФ; ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ). И если способ представления информации мы можем выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий (Пункты 2, 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Поэтому, если под видом запроса информации у вас требуют представить конкретные документы, вы можете их не представлять, так как это требование неправомерно (Постановления ФАС ЗСО от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14); ФАС ДВО от 20.05.2009 N Ф03-2111/2009).
Кстати, запрашивая информацию о сделке, налоговый орган должен указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (Пункты 2, 3 ст. 93.1 НК РФ). То есть как минимум в требовании должны быть указаны наименование контрагента, период совершения сделки, вид сделки (купля-продажа, аренда и т.д.). Если ссылок на конкретную сделку требование не содержит, то штрафовать за непредставление информации нельзя (Постановления ФАС СЗО от 23.11.2010 по делу N А56-4647/2010; ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09).

Конечно, никто не хочет лишний раз конфликтовать с налоговой инспекцией, но если требования о представлении документов явно незаконны, то их можно не исполнять, не опасаясь штрафов.

Каждая организация должна соблюдать установленные законы по ведению бизнеса в соответствии с действующим законодательством. При различных нарушениях действующего закона, для организаций предусматривается определенной наказание. Обычно это бывает предупреждение либо штраф в установленном размере. Поэтому, чтобы избавиться от лишних выплат, необходимо соблюдать все правила ведения вашего бизнеса.

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой применяется в качестве наказания, если организация не предоставляет или не предъявляет вовремя необходимые им бумаги. Но причин для неисполнения такой обязанности очень много, поэтому следует быть внимательным при соблюдении действующего закона.

Ответственность за непредоставление документов

Действующий НК РФ содержит в себе некоторые основания, в соответствии с которыми можно оштрафовать руководителей организации, которые не выполняют требования о представлении документов. Об этом говорит п.5 ст.14.5 КоАП РФ:

“Непредставление или несвоевременное предоставление организацией либо индивидуальным предпринимателем требуемых документов по запросам проверяющих налоговых органов, установленных действующим законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.”

Предоставление подтверждающих документов

При предъявлении документации для налоговых органов, не стоит забывать о том, что налоговый орган не имеет права запрашивать у резидента официальную справку о подтверждающих документах. Для того, чтобы уметь доказывать свои права, необходимо изучать действующий закон в данной части, а также правильно применять его на практике.

Если вы уверены, что налоговая совершает неправомерные деньги действия по отношению к вам, тогда нужно указать им на это. Не стоит бояться, что вам выставят максимальный штраф из-за этого, потому как везде ваши действия будут доказаны и справедливы.



Когда ваша организация не исполнила вовремя требование о необходимости представления определенных документов при проверке, не стоит сразу выплачивать предъявленный штраф. Следует внимательно изучить свою ситуацию или обратиться к опытным специалистам, которые помогут правильно решить вам вашу проблему и законно доказать свою справедливость. В некоторых случаях, размер установленного штрафа иногда удается уменьшить в несколько раз.

Не стоит забывать также следующее: когда вы понимаете, что запрос налоговой компании достаточно объемный и вы не успеваете подготовить необходимые документы для налоговой, тогда вы имеете право для составления просьбы для налоговой, в которой можете попросить их увеличить время сдачи документации. Важно помнить, что продление этого срока является полным право налоговиков, но никак не их обязанностью.