Участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Орган дознания, дознаватель и иные должностные лица органа дознания. Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст.37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой

Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальные функции

Участники уголовного судопроизводства (процесса) - это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, т. е. имеют в нем определенные права и обязанности. Понятие участника судопроизводства тождественно понятию субъекта уголовнопроцессуальных отношений.

В юридической литературе прошлых лет можно было встретить и другие точки зрения. Одна из них состояла в том, что участники судопроизводства - это не все субъекты процессуальных отношений, а только те из них, которые отстаивают в деле определенный материально-правовой интерес - собственный (обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик) или представляемый (защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика или законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого) 1 . Согласно другой позиции к числу участников процесса относили всех субъектов, выполнявших уголовно-процессуальные функции (уголовного преследования, зашиты, разрешения дела), независимо от наличия у них собственного интереса в деле. В то же время свидетелей, экспертов, понятых, переводчиков и др. предлагалось не считать участниками процесса на том основании, что они якобы не выполняют никакой процессуальной функции . Однако в разд. II УПК РФ к числу участников судопроизводства отнесены не только лица, преследующие или представляющие тот или иной материально-правовой интерес, и не только те, кто выполняет функции уголовного преследования, защиты и разрешения дела (правосудия), но и те, кто не обладает этими признаками. Поэтому не только заинтересованные в деле лица (их представители), но и суд, прокурор, следователь, начальник следственного органа, орган дознания, дознаватель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой являются участниками уголовного процесса, выполняя определенные процессуальные функции.

Участники судопроизводства могут выполнять различные уголовно-процессуальные функции и иметь различные права и обязанности, т. е. обладать различным правовым статусом. Таким образом, участники уголовного судопроизводства - это государственные органы, должностные, а также физические лица, выполняющие определенные уголовно-процессуальные функции, обладающие соответствующим правовым статусом и вступающие друг с другом в уголовнопроцессуальные правоотношения.

Понятие уголовно-процессуальных функций нельзя свести к простой сумме полномочий, прав и обязанностей тех или иных участников судопроизводства, т. е. к их компетенции , или правоспособности. Благодаря понятию функций права и обязанности одних участников вступают во взаимодействие с правами и обязанностями других участников, образуя систему уголовно-процессуальной деятельности. Каждый из участников имеет в ней определенное назначение, играет свою процессуальную роль (следователя, прокурора, судьи, обвиняемого, защитника, свидетеля и др.). Деятельность различных участников или их групп, в свою очередь, образует в судопроизводстве различные, не совпадающие между собой, а иногда и прямо противоположные крупные направления. Внутри каждого из этих направлений процессуальные роли, выполняемые участниками процесса, близки друг к другу и даже могут между собой пересекаться, однако роли участников, принадлежащих к разным направлениям процессуальной деятельности, строго разграничены и не должны смешиваться. Объясняется это просто: различные направления процессуальной деятельности существуют именно потому, что в их основу положены противоречивые процессуальные интересы. Допустить пересечение подобных интересов в деятельности одних и тех же участников - значит поставить под угрозу сохранение ими объективности и непредвзятости в процессе. Можно сказать, что с помощью понятия функций процессуальная деятельность, словно по лекалу, раскроена таким образом, чтобы противоречивые интересы не мешали друг другу, а, напротив, работали на общие цели и задачи судопроизводства.

В состязательном процессе обычно принято выделять следующие основные функции: обвинения (уголовного преследования), защиты, рассмотрения и разрешения дела (правосудия). Однако есть основания говорить о существовании в современном публично-состязательном уголовном процессе еще одной, вспомогательной функции - содействия правосудию (эту функцию выполняют свидетели, эксперты, специалисты, понятые, секретарь судебного заседания и др.).

Прежде всего разделение процессуальных функций стоит на страже объективности и независимости суда, выполняющего функцию правосудия. Ясно, что, если суд будет пытаться совмещать в своей деятельности одновременно задачу уголовного преследования виновных и задачу разрешения дела, он не сможет оставаться полностью объективным и беспристрастным, а потребности уголовного преследования выйдут на первый план, подчинив себе цели правосудия. Ведь прежде чем судить, надо установить и изобличить лицо, совершившее преступление, а это связано с формированием у всякого добросовестного уголовного преследователя убеждения в виновности обвиняемого. И наоборот, уголовный преследователь, наделенный одновременно и судебными полномочиями, будет склонен придавать обвинительное направление своей деятельности по разрешению дела. Из этого следует непреложное состязательное правило: никто не должен быть судьей в собственном деле.

Однако недопустимо смешение с другими не только судебной функции. Не нуждается в доказательстве тот факт, что не может быть защитником лицо, заинтересованное в признании подзащитного виновным; столь же очевидно, что защитник не вправе представлять суду обвинительные доказательства, делать или поддерживать обвинительные выводы, заявлять о признании виновности подзащитного, если тот ее отрицает.

Определенное исключение существует в публично-состязательном уголовном процессе для функции уголовного преследования, которая при определенных условиях может пересечься с функцией защиты, например, если обвинитель приходит к выводу о необходимости прекращения уголовного преследования обвиняемого и юридически мотивирует этот вывод. С одной стороны, отказ от обвинения укладывается в содержание функции уголовного преследования, означая завершение ее выполнения таким негативным способом. С другой стороны, само обоснование обвинителем (в постановлении о прекращении дела, в заявлении суду об отказе от обвинения) вывода о невиновности или необходимости освобождения лица от уголовной ответственности есть не что иное, как деятельность в защиту интересов обвиняемого. Здесь ощущается своеобразная юридическая «интерференция», воздействие на принцип разделения функций другого уголовно-процессуального начала - преимущества защиты, которому в данном случае отдается предпочтение, так как обвинитель может встать на позицию зашиты, а защитник на позицию обвинения - нет.

Надо сказать, что понятие процессуальных функций изначально порождено теорией состязательного судопроизводства, так как именно при этом процессуальном строе оно наиболее актуально - состязательные функции обвинения, зашиты, судебного рассмотрения и разрешения дела (правосудия) позволяют и изолировать противоречивые интересы сторон, что само по себе уже служит залогом объективности процесса, и обеспечить их встречу в открытом и честном судебном споре, что является для состязательного процесса источником движения и развития.

Итак, процессуальные функции - это такие направления процессуальной деятельности, которые объединяют различных участников судопроизводства в отдельные группы, определяют содержание их правового статуса, разграничивают в процессуальной деятельности противоречивые интересы и направляют их на достижение общих целей и задач уголовного судопроизводства. Коротко можно сказать, что процессуальные функции представляют собой основные направления процессуальной деятельности, в которых выражаются специальная роль и назначение участников судопроизводства.

Правовой статус участника судопроизводства - это совокупность его прав и обязанностей, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции. Правовой статус не произволен, а определен выполняемой участником функцией и не может выходить за ее границы. Так, например, неправомерно возлагать на суд обязанность возбуждать уголовные дела, так как это не согласуется с функцией правосудия, соответствуя функциональным задачам уголовного преследования; нельзя заставлять обвиняемого, подозреваемого или любое другое лицо давать показания против самого себя, так как подобная обязанность есть принадлежность функции обвинения, а не зашиты, и т. д.

Так как понятие функции отвечает за деление участников процесса на группы, причем по такому существенному и важному критерию, как различные процессуальные интересы, правомерно именно понятие функций положить в основание классификации участников. Если исходить из наличия уголовно-процессуальных функций правосудия, обвинения (уголовного преследования) и зашиты, то классификация участников в состязательном процессе может выглядеть следующим образом.

  • 1. Участники судопроизводства, выполняющие функцию правосудия , т. е. судебного рассмотрения и разрешения дел. Это прежде всего суд, рассматривающий дело по существу {т]ийто - лат.), либо суд, пересматривающим дело в апелляционном порядке, в порядке кассации, надзора, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а равно судья, осуществляющий судебный контроль на предварительном расследовании (т. е. действующий in jure - лат.) 1 . Кроме того, функцию правосудия выполняют присяжные заседатели, когда производство в суде ведется с их участием.
  • 2. Участники судопроизводства, реализующие функцию обвинения. Ими являются прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания , государственный обвинитель в суде. В выполнении функции обвинения участвуют также потерпевший (его представитель), гражданский истец и его представитель, процессуальный интерес и действия которых обычно направлены к изобличению и наказанию виновного.
  • 3. Участники, выполняющие функцию защиты. Это подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный, оправданный), законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, защитник, гражданский ответчик и его представитель.
  • 4. Участники, осуществляющие функцию содействия правосудию. В УПК РФ (гл. 8) они именуются «иные участники уголовного судопроизводства». Данную функцию выполняют свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, секретарь судебного заседания.

Вместе с тем классификация участников состязательного процесса в зависимости от выполняемых ими функций не универсальна и, хотя является главной, все же недостаточна для их всесторонней характеристики. Можно также разделить участников по другим, вспомогательным критериям, в основе которых лежат особенности их правового статуса. Так, в зависимости от способности участников влиять на направление производства по делу, т. е. на принятие решений о начале производства по делу, или прекращении либо продолжении производства, или передаче дела из одной стадии в другую, их можно классифицировать на субъектов уголовно-процессуальной деятельности (стороны обвинения и защиты) и иных участников судопроизводства. Среди иных участников судопроизводства можно выделить лиц, оказывающих техническое содействие властным субъектам (секретари судебного заседания, специалисты), и лиц, являющихся источниками доказательств (свидетели, эксперты, понятые и др.).

По критерию отношения к властным полномочиям самих субъектов можно подразделить на государственные органы, ведущие процесс и имеющие полномочия принимать решения по делу (суд, прокурор, органы предварительного расследования), и лиц, участвующих в судопроизводстве, - обвиняемый, потерпевший (его представитель), защитник, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и т. д., которые не имеют властных полномочий и не вправе принимать официальных решений по делу. Однако они могут занимать ту или иную процессуальную позицию, влияющую на направление дела. Так, согласие обвиняемого с предъявленным ему обвинением может при определенных условиях повлечь постановление приговора без проведения судебного разбирательства (так называемый особый порядок принятия судебного решения - гл. 40 УПК РФ). Примирение потерпевшего с обвиняемым или прощение обвиняемого потерпевшим (ст. 25 УПК РФ) при определенных условиях способно повлечь прекращение уголовного дела и т. д.

  • В действительности в российском уголовном процессе, так же как до него и в советском, названные участники выполняют не столько функцию обвинения, сколько функцию расследования (контроля и надзора над ним), что связано с наличием на досудебных стадиях сильных элементов процесса розыскного типа (более подробно об этом см. в § 5 настоящей главы).
  • Участниками в уголовном процессе являются все те лица, которые принимают в нем непосредственное участие. На них налагаются определенные обязанности, невыполнение которых может повлечь за собой ответственность. Присутствующих на суде разделяют на три группы, первая - это участники уголовного процесса со стороны обвинения, вторая - со стороны защиты, третья включает в себя различных экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей и, конечно же, понятых, без участия которых не может быть рассмотрено дело.

    Первую группу составляют участники которые выдвигают обвинения против подсудимого, то есть в нее входит потерпевший. Также в этой группе присутствует прокурор, дознаватель и следователь, ведущий расследование по данному делу.

    Участники уголовного процесса второй группы - подозреваемый и обвиняемый. То есть лицо, против которого

    Обвиняемый в уголовном процессе имеет право на свидания со своим адвокатом, время которых не может быть ограниченно, в соответствии с Конституцией РФ.

    После того как против обвиняемого будет возбуждено уголовное дело, он станет называться подсудимым.

    Он имеет право ходатайствовать о привлечении к рассмотрению дела которые могут значительно уменьшить срок или жесткость будущего приговора.

    Все это возможно, благодаря гуманности Но участвуют они только в рассмотрении особо тяжких преступлений.

    Участники уголовного процесса, входящие в третью группу, имеют задачу содействовать проведению процесса. Самым главным из лиц, составляющих данную группу, является свидетель, поскольку именно он знает некоторые подробности и обстоятельства данного дела. Из этого можно сделать вывод о том, что свидетель в уголовном процессе - это важное лицо, которое имеет свои определенные обязанности, такие как:

    1. Явка по просьбе лица, в компетенции которого находится рассмотрение того или иного дела.

    2. Дача правдивых показаний, поскольку в том случае, если они будут неверными, это может повлечь за собой административную или в зависимости от того, к чьей юрисдикции относится расследование данного дела.

    3. Соблюдение установленного порядка.

    4. Подчинение распоряжениям судьи.

    5. Свидетельствование с целью добиться справедливости, тем самым отправить виновного за решетку.

    6. В том случае, если того требует суд, необходимо предоставить ему все необходимые бумаги и письменные заметки.

    7. Самым важным условием является неразглашение данных, оглашенных на заседании суда. Ведь они представляют собой довольно-таки важную информацию, передача которой лицам, не присутствующим на заседании, запрещена.

    8. Другие обязательства, касающиеся уголовного судопроизводства.

    В общем, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что каждый участник уголовного процесса играет в нем важную роль, которая отводится ему в соответствии с его компетенцией.

    Участники уголовного судопроизводства согласно уголовно-процессуальному законодательству РФ - лица, принимающие участие в уголовном процессе. Участники уголовного судопроизводства наделяются определёнными процессуальными правами и обязанностями, закреплёнными в законодательстве.

    Суд

    Суд - любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК РФ .

    Суд не относится ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты. Этим законодатель подчёркивает, что для суда главным является не карательная функция, а создание необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

    Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

    Прокурор

    Прокурор – является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование, в том числе поддерживать гос. обвинение в суде и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

    Следователь

    Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ .

    Руководитель следственного органа

    Руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

    Органы дознания

    Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия

    Начальник подразделения дознания

    Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

    Начальник органа дознания

    Начальник органа дознания - должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.

    Дознаватель

    Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

    Потерпевший

    Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.

    Частный обвинитель

    Частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном статьей 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде. Частный обвинитель наделяется следующими правами ознакомиться с материалами дела и подготовиться к участию в судебном разбирательстве; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; излагать суду своё мнение по существу обвинения и другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывать предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, предъявлять и поддерживать гражданский иск; отказаться от обвинения и помириться с подсудимым.

    Гражданский истец

    Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

    Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

    Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец.

    1. Понятие и классификация субъектов и участников уголовного процесса

    Участники уголовного судопроизводства (процесса) - это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, то есть имеют здесь определенные права и обязанности. Они выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно-процессуальных действий и отношений. Вместе с тем некоторые участники уголовного процесса играют в нем ведущую роль, состоя в главном, центральном процессуальном правоотношении, выполняя одну из основных процессуальных функций: обвинения, защиты или разрешения дела. Эти участники являются субъектами не только отдельных процессуальных действий, но и всего уголовного процесса. Таким образом, субъекты уголовного процесса - это такие его участники, уголовно-процессуальные права которых позволяют им влиять на ход и исход уголовного дела.

    В основе классификации участников процесса лежат уголовно-процессуальные функции: юстиции (разрешения дела), обвинения (уголовного преследования) и защиты. Поэтому УПК делит всех участников на тех, которые относятся к суду, к стороне обвинения, к стороне защиты и иных участников.

    Система субъектов и участников уголовного процесса, характеризующая их процессуальный статус, должна строится на базе нескольких классификаций, с учетом обладания ими властными полномочиями, отношения к доказыванию и др. При этом следует иметь в виду, что в смешанном российском уголовном процессе присутствуют розыскные элементы в виде наличия на начальном этапе функции расследования (слиянии с одних руках функций обвинения, защиты и принятия решений).

    В результате система субъектов и участников процесса состоит из трех групп, каждая из которых разбита на две подгруппы:

    1. Субъекты, ведущие производство по делу.

    а) Носители функции юстиции: суд, судья, председательствующий, присяжный заседатель.

    б) Носители функции расследования: прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель.

    2. Субъекты, являющиеся сторонами.

    а) Носители функции обвинения: государственный обвинитель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

    б) Носители функции защиты: подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный, оправданный), законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, защитник, гражданский ответчик и его представитель.

    3. Иные участники уголовного процесса, выполняющие функцию содействия уголовному судопроизводству.

    а) Лица, являющиеся источниками доказательств: свидетель, эксперт (а также подозреваемый, обвиняемый и потерпевший).

    б) Лица, оказывающие техническое содействие властным субъектам: специалист, переводчик, педагог, понятой, секретарь судебного заседания, залогодатель, поручитель и другие.

    Как видим, некоторые субъекты и участники процесса попадают сразу в несколько классификационных групп. Этим подчеркивается двойственность их положения. Например, прокурор в досудебном производстве является "хозяином" процесса, представляя функцию расследования. В то же время в судебных стадиях он - обвинитель, который признается формально равным обвиняемому. Сам обвиняемый выступает субъектом, например, подавая кассационную жалобу. Одновременно "его тело" является источником доказательств, для исследования которого он может быть подвергнут серьезным мерам принуждения.

    2. Суд в уголовном процессе

    Суд как субъект уголовного процесса - это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дел по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК.

    Функция суда - это рассмотрение и разрешение дел, то есть правосудие (функция юстиции или принятия решений). Правосудие по уголовным делам включает в себя:

    • Рассмотрение уголовных дел по существу и вынесение приговора;
    • Процессуальные формы судебного надзора;
    • Судебный контроль действиями органов предварительного расследования, ограничивающими конституционные права граждан (на свободу и личную неприкосновенность, тайну сообщений, неприкосновенность жилища). Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль) или рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия (последующий контроль).

    Понятие суда как субъекта процесса включает в себя любой суд общей юрисдикции, начиная от мирового суда и заканчивая Верховным судом РФ. В связи с эти следует различать звенья судебной системы, известные еще из курса правоохранительных органов. Кроме того, компетенция суда существенно различается в зависимости от той инстанции, по которой он рассматривает дело. В качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена судебной системы, если он впервые рассматривает дело по существу, постановляя приговор, или осуществляет судебный контроль. Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговора, не вступившего в законную силу в апелляционном или кассационном порядке. Суд, пересматривающий приговор, вступивший в законную силу, в порядке надзорного производства или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам иногда называют третьей инстанцией.

    Различные формы построения суда определяют процессуальный статус входящих в его состав лиц (мирового судьи, председателя суда, члена суда, присяжного заседателя). Без участия представителей народа суд может осуществляться единолично одним судьей или коллегиально несколькими профессиональными судьями, один из которых является председательствующим. С участием представителей народа действуют две формы суда: суд шеффенов (народных заседателей), и суд присяжных. Народные заседатели обладают одинаковыми правами с "коронным" судьей. Все вопросы они решают вместе и действуют единой коллегией. Суд присяжных разделен на две коллегии: профессиональных судей и присяжных заседателей. Считается, что первые решают вопросы "права" (квалификации и наказания), а последние вопросы "факта" (виновности).

    Судебной власти обеспечивается самостоятельность от других ветвей власти, а суду и судье - независимость. Независимость суда как принцип состязательного процесса обеспечивает его беспристрастность по отношению к сторонам и разделение процессуальных функций.

    3 Прокурор в уголовном процессе.

    Прокурор как субъект уголовного процесса - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК).

    В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве государственного обвинителя прокурор равноправен со стороной защиты.

    В досудебном производстве прокурор сохраняет положение "хозяина процесса". На него возлагается функция надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители.

    Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования.

    Надзорная функция выполняется с помощью следующих полномочий:

    • Проверять законность приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;
    • Давать согласие (санкцию, разрешение) дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела, возбуждение перед судом ходатайств, принудительные действия (избрание залога, выемки документов, содержащих государственную тайну и др.)
    • Отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение закона.
    • Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя.
    • Утверждать решения следователя и дознавателя о прекращении дела.
    • Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю.

    Функция уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности виновных. Это полномочия прокурора:

    • Лично возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству.
    • Участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия.
    • Принимать решение о производстве предварительного следствия следственной группой.
    • Давать поручения и указания органу дознания, следователю.
    • Предавать уголовные дела от одного органа расследования другому.
    • Продлевать срок предварительногопредварительного следствия или дознания.
    • Принимать решения по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

    При выполнении функции уголовного преследования прокурор не должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью.

    4. Следователь и начальник следственного отдела

    Следователь - это должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК).

    Следователь выполняет не только функцию уголовного преследования. Он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участников процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.

    Следователь вправе проводить дознание по делу в установленных УПК случаях (ст. 151).

    • Процессуальная самостоятельность следователя является одной из главных характеристик его статуса. Она включает в себя:
    • самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или прокурором. Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящимся в его производстве делам.
    • полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий.
    • гарантии процессуальной самостоятельности следователя состоят в том, что некоторые указания прокурора следователь вправе не исполнять в случае своего несогласия с ними. При этом он представляет дело вышестоящему прокурору со своими возражениями. Тогда вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или передает дело другому следователю.

    Гарантии процессуальной самостоятельности обеспечивают свободу внутреннего убеждения следователя и распространяются на указания и решения прокурора о:

    1) привлечении лица в качестве обвиняемого;

    2) квалификации преступления;

    3) объеме обвинения;

    4) мере пресечения;

    5) отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;

    7) отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

    8) передаче дела другому следователю.

    Следует отметить, что предоставленные гарантии часто не обеспечивают реальной самостоятельности следователя. Да и сама эта самостоятельность является лишь отголоском независимости представителя судебной власти - юстиции, к которой принадлежал следователь в России с 1984 до 1929 года.

    Начальник следственного отдела - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместители (ст. 39 УПК).

    Начальник следственного отдела призван осуществлять ведомственный контроль за следственным подразделением, организационно-методическое и процессуальное руководство расследованием.

    Начальник следственного отдела вправе поручать производство следствия следователю или следственной группе, передавать дела от одного следователя другому, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении следствия, вносить ходатайство прокурору об отмене иных постановлений следователя. Для этого он проверяет уголовные дела, дает следователю указания, продлевает срок проверки сообщений о преступлениях до 10 суток.

    Начальник следственного отдела может возбудить дело и принять его к своему производству, произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

    Указания начальника следственного отдела обязательны для следователя, кроме случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.

    5. Орган дознания, дознаватель и иные должностные лица органа дознания

    Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

    На органы дознания возлагается производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (глава 32 УПК) и выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (ст. 157 УПК).

    Правом проводить дознание наделены дознаватели:

    • органов внутренних дел,
    • органов пограничной службы,
    • таможенных органов,
    • службы судебных приставов,
    • органов государственной противопожарной службы.
    • органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Кроме того, возбуждать уголовные дела, выполнять неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователя и прокурора также вправе следующие органы дознания:

    • органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ФСБ, Федеральные органы государственной охраны, Службы внешней разведки, органы Минюста);
    • командиры воинских частей, начальники военных учреждений или гарнизонов;
    • капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
    • руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения "обычных" органов дознания;
    • главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

    Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

    Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное, либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41).

    Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

    Иные должностные лица органа дознания - это его сотрудники, которые выполняют неотложные следственные действия по поручению начальника органа дознания или иные процессуальные полномочия (например, участвуют в проведении следственных действий).

    6. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец

    Потерпевший - это физическое или юридическое лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда при наличии достаточных доказательств полагать, что данному лицу непосредственно причинен вред деяниями, по поводу которых возбуждено уголовное дело (ст. 42 УПК).

    В случае смерти потерпевшего как результата совершения в отношении него уголовно-противоправных действий, потерпевшими признается один из его близких родственников.

    Потерпевший выполняет функцию уголовного преследования и поддерживает дополнительное обвинение по отношению к государственному. Для этого ему предоставляется широкий круг прав: по ознакомлению с обвинением и другими материалами дела; по выдвижению своей позиции; по участию в доказывании. Процессуальные права потерпевшего могут реализоваться им как лично, так и через своего представителя либо вместе с представителем.

    Потерпевший обязан: являться по вызову; давать правдивые показания; не разглашать данные предварительного расследования (если от него взяли подписку об этом); подвергаться освидетельствованию и экспертизе, представлять образцы для сравнительного исследования, соблюдать порядок в судебном заседании.

    Частный обвинитель - это потерпевший или его представитель (законный представитель), действующие по уголовным делам частного обвинения (ст. 43 УПК). Частный обвинитель сам распоряжается обвинением, поэтому обладает некоторыми аналогичными правами из тех, которыми пользуется государственный обвинитель, и в отношении него не применяются многие меры процессуального принуждения. Неявка частного обвинителя без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления.

    Гражданский истец - это тот, кто одновременно отвечает двум следующим условиям: а) предъявил требование о возмещении имущественного вреда, и б) признан таковым определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознавателя при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст. 44 УПК). Права гражданского истца сходны с правами потерпевшего.

    7. Подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик

    Подозреваемый, обвиняемый, защитник, гражданский ответчик и его представитель, являются участниками уголовного судопроизводства, выполняющим функцию защиты и выступают в качестве стороны защиты.

    Понятие подозреваемого определяется с точки зрения момента его появления в деле в ст. 46 УПК. Однако это определение нуждается в уточнении с учетом решения Конституционного Суда РФ по делу Маслова, подозреваемый - это лицо, чьи права и свободы существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием до вынесения постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого или обвинительного акта. Такими действиями и мерами признаются:

    • Возбуждение в отношении него уголовного дела;
    • Задержание его по подозрению в совершении преступления,
    • Применение в отношении него меры пресечения до предъявления обвинения,
    • Проведение в отношении него следственных действий, а также иные меры, предпринимаемые в целях его изобличения или свидетельствующие о наличии подозрений против него. Уже с этого момента у гражданина возникают права и обязанности подозреваемого, в частности право на помощь защитника.

    Защитник помогает подозреваемому реализовать его право на защиту, предусматривающее возможности по ознакомлению с подозрением, выдвижению защитительных версий и подкреплению их защитительными доказательствами. Для этого подозреваемый вправе (но не обязан) давать объяснения и показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием. Подозреваемый вправе заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения органов предварительного расследования.

    Процессуальное положение подозреваемого как и всех других частных лиц в уголовном процессе регулируется демократичным запретительным методом - разрешено все, что прямо не запрещено законом. Поэтому перечень прав подозреваемого не исчерпывающий. Из запретов и их обеспечивающих мер принуждения вытекают обязанности подозреваемого.

    Подозреваемый обязан являться по вызову, не скрываться от органов расследования, не препятствовать выяснению истины, не продолжать преступную деятельность, подвергаться освидетельствованию и экспертизе, представлять образцы для сравнительного исследования.

    Подозреваемый появляется не в каждом уголовном деле, а если и появляется, то на непродолжительное время. Не более 10 суток действует мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 100 УПК), а срок задержания обычно составляет 48 часов (ст. 94 УПК). Подозреваемый участвует на всем протяжении дознания (20 суток). Если в не подтверждается причастность подозреваемого к совершению преступления, то в отношении него уголовное преследование прекращается. Если же подозрение становится обвинением, то подозреваемый приобретает статус обвиняемого.

    Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: а) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, либо б) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК). Постановление о привлечении в качестве обвиняемого обычно выносится в ходе предварительного следствия (ст. 171 УПК), а обвинительный акт завершает дознание.

    Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, считается подсудимым; обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, называется осужденным; обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, именуется оправданным.

    Обвиняемый является основным носителем права на защиту. Его права и обязанности сходны с правами и обязанностями подозреваемого. Однако обвиняемый наделен большими правами, связанными с его продолжительным участием в процессе, в том числе в судебном производстве.

    Гражданский ответчик - это физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с гражданским законодательством несет ответственность за вред, причиненный преступлением, и в отношении которого вынесено соответствующее постановление или определение (ст. 54 УПК).

    В качестве гражданского ответчика привлекаются: подозреваемый, обвиняемый и третьи лица, которые, отвечают за их действия по ГК РФ: законные представители не полностью дееспособных; юридические лица за действия своих работников; владельцы источников повышенной опасности; страховщики по договорам страхования; государство за действия своих служащих.

    Права и обязанности гражданского ответчика, указанные в ст. 54 УПК, во многом сходны с правами гражданского истца.

    8. Защитник

    Защитник - это допущенное к участию в деле лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ст. 49 УПК).

    В качестве защитников допускаются адвокаты, по решению суда наряду с адвокатами могут быть допущены иные лица, а в мировом суде иные лица могут быть защитником и вместо адвоката.

    Защитник допускаются к участию в деле с момента ограничения прав подзащитного действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием (вынесением постановления о привлечения в качестве обвиняемого, возбуждением дела, фактическим задержанием и др.).

    Допуск защитника-адвоката к участию в деле состоит в предъявлении им адвокатского удостоверения, а также принятии лицом, ведущим процесс, и приобщении к делу предъявленного адвокатом ордера. Об отказе в допуске защитника выносится постановление.

    Участие защитника является обязательным (ст. 51 УПК), когда:

    • подозреваемый или обвиняемый не отказался от защитника.
    • подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним.
    • подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту.
    • подозреваемый, обвиняемый не владеет или недостаточно хорошо владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу.
    • лицо обвиняется в совершении преступления, за которое в качестве меры наказания может быть назначено лишение свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь.
    • один из обвиняемых по данному делу заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
    • один из обвиняемых заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, установленном главой 40 УПК.

    Защитник вовлекается в процесс путем:

    • Приглашения самим подзащитным или по их просьбе или с их согласия,
    • Назначения органами, ведущими процесс, через адвокатские объединения;

    Если приглашенный защитник не является в течении 5 суток (а при задержании 24 часа), то следователь вправе назначить другого защитника.

    Отказ от защитника возможен в любой момент производства по делу. Он допускается при условиях:

    • по инициативе самого подозреваемого или обвиняемого;
    • вне связи с их материальным положением;
    • при обеспечении реальной возможности участия защитника.

    Защитник наделен широкими правами, позволяющие ему ознакомится с обвинением, выдвинуть свои доводы, подкрепить их доказательствами. Он имеет право иметь свидания с подзащитным без ограничения их количества и продолжительности. Защитнику предоставлено право использовать иные не запрещенные законом средства и способы защиты.

    Обязанности защитника: своими действиями не ухудшать положение подзащитного, принимать все предусмотренные законом меры по защите, не разглашать данные предварительного расследования (о чем он дает подписку), соблюдать порядок в судебном заседании. Адвокат не вправе: отказаться от принятой на себя защиты, занимать позицию вопреки воле доверителя (кроме случаев самооговора), разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи без согласия доверителя.

    9. Представительство в уголовном процессе

    Представительство в судопроизводстве - это замена в процессе одного лица другим (представителем), при которой процессуальная деятельность представителя создает права и обязанности представляемого лица. Однако в силу личного характера уголовно-процессуальной деятельности представительство в уголовном судопроизводстве как правило не исключает, а, наоборот, предполагает одновременное участие и представителя и представляемого - потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и др. Исключение составляют случаи, когда представляемый является не физическим, а юридическим лицом, которое целиком персонифицируется через своего представителя.

    Представительство может быть легальным, когда интересы представляемого защищает определенное лицо, обязанное это делать в силу требования закона, и по соглашению, если представитель действует в силу соглашения.

    Легальное представительство в российском уголовном процессе знает две разновидности:

    а) законное представительство несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего одним из его родителей, опекуном, попечителем или представителями учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний;

    б) защита подозреваемого или обвиняемого адвокатом по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда.

    Представительство по соглашению имеет следующие формы:

    а) представительство в уголовном судопроизводстве интересов доверителя - потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика - адвокатом;

    б) защита подозреваемого или обвиняемого адвокатом по соглашению;

    в) представительство интересов юридического лица, признанного потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком его руководителем (органом управления) либо иным лицом, действующим на основании доверенности, выданной руководителем;

    г) представительство потерпевшего и гражданского истца в мировом суде, а гражданского ответчика - во всех случаях, одним из их близких родственников или иным лицом, о допуске которого они ходатайствуют.

    10. Соотношение процессуального положения эксперта и специалиста

    Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное дознавателем, следователем или судом для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ст. 57 УПК).

    Специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в деле сторонами или судом для: а) содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов в ходе любых следственных действий; б) применения технических средств в исследовании материалов уголовного дела; в) постановки вопросов эксперту; г) разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ст. 58 УПК).

    В отличие от специалиста, эксперт привлекается к участию в процессе:

    • путем вынесения соответствующего процессуального акта: постановления дознавателем, следователем, прокурором, судьей или определения суда; с предупреждением об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
    • для выполнения самостоятельных экспертных исследований, то есть проводит их вне рамок каких-либо процессуальных действий дознавателя, следователя, прокурора и суда, в то время как специалист всегда участвует в тех или иных следственных действиях или дает заключение-суждение на основе непроцессуального исследования по инициативе стороны;
    • для дачи экспертного заключения - особого вида доказательств по вопросам, поставленным органом, ведущим дело. Цели участия в деле специалиста шире. Как правило, он не создает самостоятельные доказательства, а его заключение - есть письменное суждение по вопросам одной стороны.
    11. Свидетель и понятой

    Свидетель - это лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (56 УПК). Стороны обвинения и защиты имеют реальную возможность по своему усмотрению вызвать и допросить всех необходимых им свидетелей.

    Не подлежат допросу в качестве свидетелей: судьи, присяжные заседатели - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу; адвокат и защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу; адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи; священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий; эксперт - по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы.

    Свидетель вправе: отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; заявлять отвод переводчику; заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и судьи, принимаемые в ходе досудебного производства; являться на допрос с адвокатом; ходатайствовать о применении мер безопасности, знакомится с протоколом следственного действия и приносить на него замечания.

    Свидетель обязан: являться по вызову, давать правдивые показания, не разглашать данные предварительного расследования в соответствие с данной об этом подпиской, соблюдать порядок в судебном заседании, представлять образцы для сравнительного исследования, подвергаться освидетельствованию и экспертизе (когда они необходимы для проверки достоверности его показаний).

    Понятой - это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ст. 60 УПК).

    Понятыми не могут быть: а) несовершеннолетние; б) участники уголовного судопроизводства, их родственники; в) работники органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

    Понятой вправе: участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол; знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

    Понятой обязан являться по вызову, не разглашать данные предварительного расследования в соответствие с отобранной от него подпиской.

    Понятые привлекаются в количестве не менее двух для участия в тех следственных действиях, которые основаны на методе наблюдения: следственный осмотр, следственный эксперимент; обыск; выемка; предъявление для опознания; проверка показаний на месте. В труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также при угрозе для жизни и здоровья людей, следственное действие может быть проведено без понятых (ст. 170 УПК).

    12. Отводы.

    Отвод - это отстранение от участия в деле участников судопроизводства, ввиду обстоятельств, исключающих такое участие. Нормы этого института распространяются на тех, кто правомочен принимать по делу решения, либо содействует осуществлению правосудия, либо берется защищать интересы сторон. Отводу не подлежат "незаменимые" участники: подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, гражданский истец и ответчик.

    К основаниям для отвода относятся:

    • Необходимость участия в деле в качестве "незаменимых" лиц: потерпевшего, подозреваемого, гражданского истца, ответчика, свидетеля.
    • Выполнение ранее по данному делу иной процессуальной функции;
    • Личная заинтересованность в деле (в том числе родственные отношения с участниками процесса), а для представителей сторон - оказание помощи или родственные отношения с тем лицом, интересы которого противоречат интересам вновь представляемого лица.
    • Для судьи - его сложившаяся ранее осведомленность о деле.
    • Некомпетентность переводчика, специалиста, эксперта.
    • Незаконность состава суда, неправильное назначение на должность прокурора, следователя, дознавателя.

    При наличии оснований для отвода участники процесса обязаны заявить самоотвод, или отвод заявляется заинтересованными лицами. Отвод разрешается как, правило, органом, который осуществляет производство по делу. Отвод прокурора разрешается вышестоящим прокурором, отвод следователя и дознавателя принимает прокурор.

    В качестве прокурора в уголовно-процессуальных отношениях законодатель предписывает понимать Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, их заместителей, иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 31 ст. 5 УПК). Таким образом, понятием «прокурор» по общему правилу охватывается широкий перечень должностных лиц - Генеральный прокурор РФ, его заместители и помощники; подчиненные ему прокуроры, возглавляющие прокуратуры, их заместители, помощники, прокуроры управлений и отделов. Несмотря на довольно широкую трактовку понятия прокурора как участника уголовного процесса, законодатель предусматривает, что все процессуальные полномочия прокурора в досудебном производстве вправе осуществлять прокуроры, возглавляющие прокуратуры, и их заместители (ч. 6 ст. 37 УПК). Представляется, что помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений вправе участвовать в судебных заседаниях в качестве государственных обвинителей, хотя буквальное толкование ч. 6 ст. 37 УПК дает основание полагать, что и это полномочие может быть реализовано лишь прокурорами и их заместителями, что, конечно, не соответствует действительному смыслу статьи. В тех случаях, когда имеется в виду прокурор конкретного уровня, об этом прямо указывается в законе. Так, например, правом давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев наделен Генеральный прокурор РФ или его заместитель. Основной обязанностью прокурора в уголовном судопроизводстве является осуществление уголовного преследования, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК). В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения. В ходе предварительного расследования прокурор не только надзирает за законностью деятельности следователей и дознавателей, но и активно руководит расследованием. При этом одна задача не противоречит другой. Прокурорский надзор за законностью 112 досудебной деятельности реализуется через процессуальное руководство таковым. Осуществление прокурором уголовного преследования также является средством осуществления прокурором надзорных полномочий (в этом случае уголовное преследование лиц, совершивших преступления, обеспечивает общесоциальную потребность в их выявлении, изобличении и справедливом наказании)95. Полномочия прокурора по надзору за законностью деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса достаточно широки и характеризуются властно-распорядительным характером. К основным полномочиям прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса относятся следующие: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном законом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; 3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные или процессуальные действия; 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; 5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, если ими допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства; 7) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 8) пе- редавать уголовное дело от одного органа предварительного рас- //5 следования другому в соответствии с правилами, установленными нормами о подследственности уголовных дел; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи; 9) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном законом; 10) продлевать срок предварительного расследования; И) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; 12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Прокурор имеет и другие полномочия, предусмотренные ст. 37 УПК и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в последующих редакциях) «О прокуратуре Российской Федерации»*. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 4 ст. 37 УПК). Однако понятия «прокурор» и «государственный обвинитель» не следует смешивать. Государственный обвинитель - самостоятельный участник уголовного процесса, в качестве которого могут выступать не только прокуроры, но по поручению прокурора также и дознаватели либо следователи, если последние осуществляли предварительное расследование в форме дознания (п. 6 ст. 5 УПК). До 90-х гг. XX в. прокурор рассматривался как орган, единственной задачей которого являются надзор за точным и единообразным исполнением законов, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, и принятие предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений, от кого бы они ни исходили. В связи с принятием в 1991 г. Верховным Советом РФ Концепции судебной реформы в Российской Федерации надзор прокурора за законностью деятельности суда стал подвергаться сомнению, как противоречащий принципу независимости судей, умаляющий авторитет суда в качестве самостоятельной ветви власти в государстве. Федеральный закон 1,992 г. (как и последующие редакции данного закона) роль прокурора в суде обозначает уже не термином «надзор», а понятием «участие». Вместе с тем участие прокурора в уголовном судопроизводстве в форме поддержания государственного обвине- 96 114 ния не имеет целью обязательное осуждение подсудимого, а служит постановлению справедливого приговора. Если обвинение в ходе судебного разбирательства не находит своего подтверждения, то прокурор обязан полностью или в части от него отказаться. Прокурор обязан внести представление на каждый незаконный или необоснованный приговор. В ходе судебного разбирательства прокурор должен обращать внимание суда на ущемление прав и законных интересов участвующих в судебном разбирательстве лиц. Обязанность прокурора добиваться постановления справедливого приговора отличает его как участника судебного разбирательства от защитника, который обязан выявлять лишь смягчающие вину и оправдывающие доказательства и должен стремиться к вынесению наиболее благоприятного для подзащитного приговора, дотя бы и несправедливого. Следователь - должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия. Однако для следователей прокуратуры, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена возможность производства ими предварительного расследования в форме дознания1. При производстве предварительного следствия следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия или санкции прокурора и (или) судебное решение. Указания прокурора для следователя обязательны. Указания начальника следственного отдела, данные в пределах полномочий, предоставленных ст. 39 УПК, также должны исполняться следователем. Однако в случае несогласия следователя с действиями (бездействием) или решениями прокурора следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Обжалование указаний вышестоящему прокурору, 97 по общему правилу, не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими указаниями прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной в отношении подозреваемого и обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, которые могут осуществляться лишь по судебному решению; о направлении уголовного дела в суд или о прекращении дела; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения предварительного следствия; о передаче уголовного дела другому следователю (ч. 3 ст. 38 УПК). В этом случае вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по этому уголовному делу другому следователю. Право следователя не выполнять вышеприведенные судьбоносные для уголовного дела указания прокурора вопреки своему внутреннему убеждению определяет его процессуальную самостоятельность. Такого права у дознавателей нет. Перечень указаний и решений начальника следственного отдела, которые следователь может не выполнять, если представит уголовное дело прокурору с письменными возражениями, более узок и включает в себя указания, касающиеся привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; изъятие уголовного дела и передачу его другому следователю (ч. 4 ст. 39 УПК). Следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органам дознания поручения и указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными (п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК). Законодатель определяет следователя как участника процесса со стороны обвинения, т.е. как субъекта, выполняющего функцию обвинения (уголовного преследования). Однако в науке вопрос о 116 процессуальных функциях, выполняемых следователем, дискуссионен, поскольку, несмотря на формальное отнесение следователя к участникам уголовного процесса со стороны обвинения, обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела по-прежнему следователю присуща (ст. 73, ч. 2 ст. 154 УПК и др.). На этом основании подходы, выработанные наукой, сохранили свою актуальность и в настоящий момент. Существует мнение, что следователь выполняет три процессуальные функции - уголовное преследование, защиту и разрешение уголовного дела (М.С. Строгович). Другой ученый, М.А. Чельцов, считал, что следователь реализует функцию обвинения и защиты. По мнению А.П. Гуляева, круг выполняемых следователем функций еще более широк. Р.Д. Рахунов полагает, что следователь выполняет одну процессуальную функцию - предварительного расследования. Начальник следственного отдела (ст. 39 УПК) - должностное лицо, возглавляющее соответствующее подразделение, а также его заместитель (п. 18 ст. 5 УПК). Иначе говоря, в качестве рассматриваемого участника выступают начальники следственных частей органов прокуратуры; следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их заместители, действующие в пределах своей компетенции. Следует отметить, что действующий УПК, в отличие от своего предшественника, дает основания полагать, что руководитель следственного подразделения прокуратуры также является начальником следственного отдела в процессуальном смысле. Начальник следственного подразделения органа прокуратуры в отношении подчиненных следователей не обладает полномочиями прокурора (ч. 6 ст. 37 УПК), если одновременно он не является заместителем последнего. Полномочия начальника следственного отдела определены ст. 39 УПК. Статус начальника следственного отдела позволяет определить его, во-первых, как процессуального руководителя. Он имеет право: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям; изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; создавать следственную группу, изменять ее состав; отменять незаконные поста- новления следователя о приостановлении дела; вносить прокурору //7 ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя; проверять материалы уголовного дела; давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий и др. Вместе с тем объем его правомочий по отношению к следователю не так широк, как у прокурора, и, кроме того, эти полномочия во многих случаях носят административный характер. В литературе высказывались обоснованные предложения об ограничении полномочий начальника следственного отдела лишь организационными возможностями, не ставящими начальника следственного отдела в положение процессуального руководителя следователя98. Однако УПК по-прежнему предоставляет начальнику следственного отдела ряд прав по процессуальному руководству рассле- ,. дованием, что приводит к дублированию полномочий прокурора и? ограничивает процессуальную самостоятельность следователя. Орган дознания - государственный орган или должностное лицо, уполномоченное уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Таким образом, орган дознания - орган предварительного расследования, уполномоченный осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в связи с наличием у него информации о преступлении или по поручению следователя, прокурора. Органы дознания перечислены в ст. 40 УПК. Для органов дознания уголовно-процессуальная деятельность не является основным видом деятельности, они вправе осуществлять ее лишь при определенных условиях и в пределах компетенции, определенной ч. 3 ст. 151 и ст. 157 УПК. К органам дознания относятся: 1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный 118 пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы. Процессуальная деятельность, осуществляемая органами дознания, может быть нескольких видов. 1. Проведение органами дознания проверки сообщения о преступлении в рамках стадии возбуждения уголовного дела (ст. 144 УПК). 2. Производство дознания в полном объеме с направлением уголовного дела в суд по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не является обязательным (ч. 3 ст. 150 УПК). 3. Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 УПК). 4. Исполнение поручений и указаний следователя, данных в порядке ст. 38 и 152 УПК. Процессуальная деятельность может осуществляться также г 1) капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главами дипломатических представительств и консульских. учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Объем процессуальных полномочий данных органов ограничивается лишь деятельностью по проверке сообщения о преступлении, возбуждением уголовного дела и выполнением неотложных следственных действий. Поскольку эти органы не вправе осуществлять дознание вовсе, то и отнесение их к органам дознания, несмотря на наименование ст. 40 УПК, не вполне логично. Для некоторых органов дознания расследование преступле- ний - деятельность эпизодическая (командиры воинских частей, //9 соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов), некоторые занимаются ею часто (органы внутренних дел, федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы и др.). Полномочия всех органов дознания по производству неотложных следственных действий или предварительному расследованию в полном объеме ограничены определенными составами преступлений (ч. 3 ст. 151, ст. 157 УПК). В случае когда орган дознания обозначен в законе не в виде одного должностного лица (командиры воинских частей, старшие судебные приставы и др.), а как орган-учреждение (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы и др.), то возглавляет такой орган начальник органа дознания, который является не только ведомственным руководителем, но и процессуальным субъектом. Согласно п. 17 ст. 5 с УПК начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе и заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручение о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также выполнять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Так, начальник органа дознания продлевает срок проверки заявления, сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК), дает дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 4 ст. 41 УПК), утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК). Полномочия по осуществлению дознания возлагаются начальником органа дознания на дознавателя. Дознаватель - должностное лицо органа дознания, полномочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (п. 7 ст. 5 УПК). Таким образом, дознавателем как процессуальным субъектом должностное лицо органа дознания будет и в том случае, если осуществляет не дознание, а выполняет поручение следователя. При этом в качестве этого процессуального субъекта могут выступать не только лица, занимающие штатные должности дознавателей, но любые другие должностные лица органа дознания, если начальник органа поручил им выполнение процессуальных полномочий. Так,-например, Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденная после всту- 120 пления в силу УПК РФ, предусматривает возможность осуществления дознания по поручению начальника органа дознания участковым уполномоченным милиции (п. 10.1)99. При этом не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК). В отличие от следователя дознаватель не имеет процессуальной самостоятельности, так как все указания прокурора и начальника органа дознания для него обязательны, а обжалование не приостанавливает их исполнения. Однако изучение бланков процессуальных документов, предусмотренных приложениями к ст. 476 УПК, дает основание полагать, что законодатель все же делает незавершенную попытку разграничить процессуальное положение дознавателя как лица, занимающего соответствующую штатную должность, и иного должностного лица органа дознания, осуществляющего процессуальную деятельность по поручению начальника органа дознания. Так, приложение 9 (бланк постановления о возбуждении перед начальником органа дознания ходатайства о продлении срока проверки сообщений о преступлении) предусматривает возможность его составления как дознавателем, так и должностным лицом органа дознания. Так же решается вопрос и в бланке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (приложение 21 к ст. 476 УПК). Приложение 13 предусматривает вынесение постановления о возбуждении уголовного дела и принятие его к производству дознавателем, а приложение 14 указывает в качестве субъекта, принимающего решение, должностное лицо органа дознания. При этом недостаточно логичным выглядит система мер процессуального контроля начальника органа дознания в форме утверждения ряда решений подчиненных сотрудников, предусмотренная соответствующими бланками. Постановление о возбуждении уголовного дела дознавателем не требует утверждения начальником органа дознания, а такое же постановление, вынесенное иным должностным лицом органа дознания, напротив, требует. Вместе с тем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное как дознавателем, так и иным должностным лицом органа дознания, должно быть ут- верждено начальником этого органа100. При этом ряд постановле- /2/ ний, которые могут быть вынесены на стадии возбуждения уголовного дела (приложение 6, 16 к ст. 476 УПК), вовсе не предусматривают в качестве субъекта должностное лицо органа дознания (речь идет лишь о дознавателе и следователе). К числу участников процесса со стороны обвинения относится также потерпевший. Согласно ст. 42 УПК потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Однако это - лишь фактическое основание для приобретения процессуального статуса потерпевшего. О признании потерпевшим должностное лицо, осуществляющее производство по уголовному делу, выносит постановление (приложение 53 к ст. 476 УПК). Именно с этого момента в уголовном судопроизводстве появляется процессуальная фигура потерпевшего. Если вред реально не причинен, но была создана угроза его причинения (например, покушение на преступление, о чем лицо могло и вовсе не знать), то лицо также должно быть признано потерпевшим. Потерпевший - участник процесса со стороны обвинения. Он вправе участвовать в уголовном преследовании подозреваемого, обвиняемого лично или с помощью законного представителя и (или) представителя, а по уголовным делам частного обвинения лицо, потерпевшее от преступления, имеет право выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК). По такого рода уголовным делам потерпевший или его законный представитель (представитель) именуется частным обвинителем. Данный статус лицо приобретает с момента принятия мировым судьей заявления к своему производству (ч. 7 ст. 318 УПК). К сожалению, по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения при отказе прокурора от обвинения мнение потерпевшего как представителя стороны обвинения не является определяющим, оно лишь выслушивается, но не лишает суд обязанности прекратить дело полностью или в части (ч. 7 ст. 246 УПК). Данное постановление суда может быть обжаловано потерпевшим, равно как и иными участниками процес- 122 са, которым такое право предоставлено законом в апелляционном или кассационном порядке101. Потерпевший имеет право: 1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении; 2) давать показания; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; 3) иметь представителя; 4) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; 5) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; 6) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта, если экспертиза производилась в отношении потерпевшего; 7) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвуют несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему; 8) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; 9) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК. Статьей 42 УПК предусмотрены и иные права потерпевшего. Потерпевший обязан: являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или суда; давать правдивые показания; не препятствовать производству по уголовному делу; подвергаться законным мерам процессуального принуждения; не разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном законом; не нарушать порядок в зале судебного заседания. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права, предусмотренные УПК, имеет один из его близких родственников. Возможность рассмотрения гражданского совместно с уголовным делом обусловливает участие в уголовном судопроизводстве таких лиц, как гражданский истец и гражданский ответчик. Гражданским истцом признается физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознавателя (приложение 115 к ст. 476 УПК). Гражданским истцом так же, как и потерпевшим, может быть признано и физическое, и юридическое лицо. Если гражданским истцом признается юридическое лицо, то оно защищает свои интересы через представителя. В ситуациях, когда требование о возмещении имущественного вреда либо компенсации морального вреда заявлено лицом (физическим или юридическим), имеющим процессуальный статус потерпевшего, то данное лицо будет обладать процессуальным статусом как потерпевшего, так и гражданского истца. Поскольку по новому уголовно-процессуальному законодательству в качестве потерпевшего может выступать и юридическое лицо102, статус потерпевшего и гражданского истца совпадает всегда. Если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов, гражданский иск может быть предъявлен прокурором или он может поддержать уже предъявленный иск (ч. 6 ст. 246 УПК). Права гражданского истца: 1) поддерживать гражданский иск; 2) представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; 3) давать объяснения по предъявленному иску; 4) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; 5) иметь представителя; 6) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием; 7) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; 8) отказаться от предъявленного им гражданского иска; 9) знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного 124 дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме; 10) знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску; 11) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой и апелляционной инстанций и др. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец могут осуществлять свои права лично или с помощью представителей (ст. 45 УПК). В качестве представителей потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца физического лица могут выступать только адвокаты, а если гражданским истцом является юридическое лицо - также и иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством представлять его интересы, например, руководитель предприятия, учреждения, организации или на основании доверенности иные лица. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или. гражданского истца может быть также допущен один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец. Права и законные интересы несовершеннолетних потерпевших, а также потерпевших, лишенных возможности в силу своего физического или психического состояния самостоятельно защищать свои права и законные интересы, в обязательном порядке защищают их законные представители (родители, опекуны, попечители, представители учреждений, на попечении которых находится представляемое лицо) или представители (ст. 45 УПК)103. Права представителей потерпевшего, гражданского истца про- изводны от прав последних. Однако некоторые права носят личный характер и не могут быть переданы представителям: право давать показания, отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Таким образом, представительство в уголовном процессе может быть основано на договоре (договорное представительство) или возникает в силу прямого указания закона (законное представительство).