Хэмминг. «Вы и ваши исследования. Что такое гражданственность

Идея гражданственности человека, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих при создании и дальнейшем фун­кционировании государства, она ложится и в основу деятельности любого международного сообщества, так как людей объединяют, прежде всего, общечело­веческие и общегражданские ценности.

Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, следовательно, «сте­пень» гражданственности определяется тем, насколь­ко эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства.

Термин «гражданственность» часто сходно понятию «гражданская культура». В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют пассивную роль «подданных». Гражданин не является постоянным учас­тником политического процесса. Он редко активен в политических группах. Но он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином. Он потенци­ально активный гражданин.

Правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.



Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином. А это значит, что он обретает принадлежность к политике и правовым нормам государства. Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я.Капустина, зависит от патриотического воспитания граждан.

Корни патриотизма как социального явления заключаются в ряде факторов. В экономическом плане это достаточный уровень жизни населения, в духовном – чувство гордости за свою страну, идеологическое единство нации, в политическом – уверенность в стабильном и эффективном функционировании структур управления страной. В царской России существовала компенсация идеологии (вера в царя и Отечество), боевыми традициями и гордостью за свою страну, которая имела прекрасную литературу, искусство и науку и нередко диктовала свою волю всей Европе.

Оценивая ситуацию в новой России, можно констатировать, что факторы привычного старого порядка, необходимые для существования патриотизма, размываются, новые же пока не могут служить их замещению.

Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны. Вместе с тем, как справедливо отмечает Т. Белова, патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней, требуют ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм.

Приобрела особую актуальность проблема сохранения в современных условиях историко-культурного наследия страны. История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.

Традиция охватывает собой всю полноту бытия народа, не теряя из поля зрения отдельную личность, отдельного человека. Она всегда покоится на прочном фундаменте жизненного опыта, накапливаемого и передаваемого из поколения в поколение, во всем несущего отпечаток ценностных ориентиров данного народа, данной цивилизации.

В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной, целостной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают - а это происходит, если они укореняются в одной цивилизационной основе, - личность возрастает полноценной.

Главная задача нашего времени - вернуться к традиционной жизни, и в этом особую роль играет система образования.

1.2 Диагностика гражданственности студентов

Для диагностики гражданственности студентов предлагается использовать в комплексе анкету «Правовая культура» и тест «Уровень патриотизма».

Тест «Правовая культура» определяет уровень правовой культуры по нескольким критерием (рис.1)

Рис. 1.1. Критерии правовой культуры

Анкета «Правовая культура»

Ответьте на вопросы (выбранные вами ответы подчеркните)

Насколько, на Ваш взгляд, Вы информированы сегодня о своих правах, защищаемых законодательством:

1. достаточно хорошо

2. посредственно

Интересуетесь ли вы законами о правах?

3. Мне все равно

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

1. от родителей

2. на лекциях

3. из газет, журналов, радио и телевидения

4. читаете с увлечение тексты законов

5. я не знаю от куда брать эту информацию

Уважаете ли вы права других людей?

3. Не задумываюсь об этом

В российской литературе понятие «гражданственность» и сама категория гражданственности сложна, многогранна, в ней переплетается очень многое. Под данным понятием многие авторы подразумевают соблюдение социальных норм, эмоциональную симпатию к интересам государства и общества, долг и ответственность перед государством и его гражданами, определенную степень культуры граждан государства и общества, систему гражданских отношений, умение и готовность исполнять гражданские обязанности, активность и деятельность во благо государства и общества и другое. В истории российского общества тесно переплетены понятия «граждане», «гражданство», «гражданственность», «патриотизм». В литературе не разграничены данные понятия, и это создает объективные сложности в осмыслении социальных явлений, структурировании обоснованных научных выводов.
В российских энциклопедических публикациях определения понятий «гражданин» и «гражданственность» имеют значительные отличия. Так, понятие «гражданин» появилось значительно позже понятия «гражданственность». Сущность понятия последнего сводится в основном к умению убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать во благо родине, народа. Таким образом, гражданственность определяется как высшая ступень развития нравственной культуры личности.
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля гражданин определен как «городской житель, горожанин, посадский, член общины или народа состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, мещанина или цехового...» . Также В. Далем соотнесено понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Им отмечено, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему» [там же]. В данном словаре приведены определения понятий «гражданская доблесть (мирная и военная)». В словаре Далем определено: «гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [там же]. Таким образом, понятие «гражданственность» можно соотнести не только с правовым статусом человека, но и с уровнем его образованности, сформированным пониманием состояния общества и с социальной нормативностью .
В психолого-педагогической литературе причастность гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связаны с понятием «патриотизм», под которым такие ученые-исследователи как А.В. Беляев, А.А. Гусейнов, И.С. Кон понимают социально-нравственный принцип и морально-психологическое состояние личности. В качестве социально-нравственного принципа патриотизм служит объединению, сплочению граждан для сохранения и развития Отечества как конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Морально-психологическое состояние патриотизма выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании и сочувствии за неудачи, в готовности к защите родной страны .
В советскую эпоху патриотизм воспринимался обществом как побуждению людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как охрана ее от иноземных захватчиков.
При этом следует обозначить, что понятия «гражданственность» и «патриотизм» не являются по смыслу одинаковыми. Сочетание свойств гражданина и патриота в личности может быть разным. Например, можно быть патриотом, но не быть гражданином, и наоборот.
Словарем современного русского литературного языка (1991 г.), определено понятие «гражданин» таким образом: «а) это лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности; б) это человек служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе» .
В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова приведено определение понятию «гражданский», которое имеет четыре лексических значения: первое означает «правовое положение граждан в государстве, их правовую принадлежность к государству»; второе и третье значения указывают на «существующие в обществе различия между гражданской жизнью и военной» - с одной стороны; «гражданской жизни и церковной» - с другой; четвертое значение связано с морально-этическим оцениванием образа жизни человека как гражданина. Он отличает его как сознательного и активного субъекта общества и служит прилагательным в выражениях: «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданская позиция», «гражданская направленность» и т.д.
В энциклопедическом словаре «Политология» определено понятие «гражданственность» также многозначно. Гражданственность обозначена: во-первых, как «антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; во-вторых –психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического общества; в третьих – способность и готовность выступать в роли гражданина; в четвертых – высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; в пятых - приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов» .
В Толковом словаре русского языка конца XX в. под ред. Г.Н. Скляревской раскрыты появившиеся в этот период в России новые словарные понятия: «гражданское неповиновение», «гражданское общество», «гражданское примирение», «гражданское согласие», что характеризовало усугубление проблемы достижения баланса интересов личности, общества, государства, проблемы формирования граждан демократического государства, воспитания гражданственности .
Проблема гражданственности в настоящее время является предметом специального изучения. В трудах ученых понятие гражданственности рассматривается неоднозначно, а в частности как: «единство правовой, политической и нравственной культуры; отношение или система отношений личности; позиция личности; качество или совокупность качеств; способность и готовность к реализации гражданских прав и обязанностей; ответственность личности; активность в исполнении гражданских обязанностей и долга; сознание и осознание личностью своего гражданского долга и ответственности; деятельность по реализации интересов государства и общества; свобода гражданина; интерес, ценность и мотив; способность исполнения гражданского долга и обязанностей; знание прав и обязанностей гражданина, истории своего государства; чувства и эмоции, связанные с любовью личности к обществу и государству; духовность, мораль и нравственность; долг, обязанность, признание» .
Понимание гражданственности как явления противоречиво и многогранно. Не случайно оно рассматривается в литературе как интегративное и сложное.
Актуальность изучения истории гражданственности связано с появлением теории цивилизации, которая опирается на историю общественных отношений .
Согласно мнению Е.Б. Черняка, определившего цивилизацию как целостную систему, имеющую свои собственные качества, можно выделить гражданственность как качество, а также качество граждан, определяющее среду обитания .
Исследователем А.В. Беляевым предложено рассмотрение гражданственности в пяти аспектах:
«В социально-правовом аспекте. Гражданственность служит характеристикой степени цивилизованности общества. Она определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах.
В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.
В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.
В социально-психологическом аспекте гражданственность – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости.
В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Оценивается степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие» .
Как видно из исследований ученых-педагогов, психологов, философов в гражданственности важное значение играет понимание содержания и важнейших сторон проявления этих качеств и их эмоциональное переживание. На этой основе у подрастающего поколения воспитывается чувство любви к Родине, появляются собственные взгляды, убеждения и установки поведения. Основным инструментом в решении задачи формирования гражданственности является содержание воспитания. Но для повышения эффективности в данной работе необходимо способствовать формированию у молодого поколения социально-нравственных качеств с определенной внутренней логикой .
Процесс обновления российского социокультурного пространства в начале XXI века сказался на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу наметил ряд вопросов, среди которых было и воспитание гражданственности в условиях новой России.
В настоящее время главное место в формировании гражданственности, как и других элементов базовой культуры личности, отведено системе образования.
Гражданственность на современном этапе развития образования имеет такую цель как приобщение подрастающего поколения к ценностям как отечественной, так и мировой культуры, а также ставит общество перед необходимостью определения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые помогли бы современной цивилизации, имеющей такие глобальные проблемы, как экологический кризис, политические и межнациональные конфликты, развиваться в положительном направлении. Однако трудности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования сложно осуществлять идеи, связанные с внедрением принципа гуманизма в теорию и практику воспитания.
Гражданственность в российском обществе предполагает постоянную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан с определенным государством, осуществляемую посредством их отношения к правам и обязанностям, закрепленным в действующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Понятие гражданственность у субъектов российского общества колеблется в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, которое в критические периоды может выходить за пределы, сдерживающие устойчивость системы страны .
Педагогические исследования системы российского образования убедительно показывают, что гражданственность исполняет роль сплачивающего общество фактора, который устраняет негативные явления и процессы и является мощным стимулом положительного развития личности и общества в целом. Являясь конкретно историческим понятием, гражданственность в каждую эпоху имело различное социальное и ценностное содержание. Но первооснова его оставалась той, что и структура составляющих его элементов: родной дом - родной край (малая родина) - территория обитания народа - страна в целом.
В политическом определении гражданственность как фундаментальная основа демократии состоит из таких приоритетных ценностей как: общественное благополучие, права человека, свобода выбора на основе законопослушности, социальная справедливость, равенство всех перед законом, плюрализм позиций, взглядов и убеждений, нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность .
Следующее понятие тесно связанное с понятием «гражданственность» - «патриотизм». В педагогической литературе патриотизм определяется как чувство большой любви к Родине, к своему народу, гордости за его достижения и подвиги, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. В теории педагогики условно разграничивают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной понимают страну, где человек рос, живет и которая стала для него родной и близкой. Под малой Родиной понимают место рождения и становления человека как личности. Отечество – понятие близкое по значению «Родине», в которое вложено более глубокое содержание, прежде всего нравственное, духовное .
Как показывают данные педагогических исследований нашей страны за последние годы, в детско-молодежной среде участились такие негативные явления как жестокость в крайних явлениях, увеличилась и «помолодела» преступность. Многие дети оказываются сегодня вне воспитательной среды, на улице, где они осваивают нелегкие уроки воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия (особенно в 90-е годы) наша страна лишилась целого поколения, представители которого могли бы стать патриотами и достойными гражданами и формировать гражданское воспитание у современного подрастающего поколения .
В результате посткризисных явлений, существующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, необходимо повышать уровень воспитания и образования нынешнего молодого поколения. Одним из главных направлений этой деятельности является формирование условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее интересы. Это делает проблему гражданского и патриотического воспитания одной из актуальных в системе российского образования.
Для воспитания патриотизма и гражданственности в системе образовательной работы педагогам нужно руководствоваться не только знаниями о его сущности и содержании, но и о его внутренних психолого-педагогических компонентах. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются: «потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты» . Таким образом, значимость изучения системы гражданского воспитания детей заключается в том, что в образовательной деятельности воспитание гражданина страны подразумевается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к гражданственности в современном образовании обусловлен необходимостью осознания сущности гражданского воспитания, как эффективного инструмента образовательной политики государства с учетом происходящих перемен и требований, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и модернизированный тип воспитанника.
Воспитание детей в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно трансформировалось положение подрастающего поколения, особенности функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации. Поэтому в современной России возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых осуществляется духовно-нравственное развитие детей, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее значение приобретает образ мыслей о патриотизме как о важнейшей ценности, охватывающей не только социальный, но и духовный, нравственный, идеологический, культурно-исторический, патриотический и другие компоненты.
По мнению Лихачева Б.Т.: «Воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. Стержнем гражданского воспитания являются патриотизм и гражданственность» .
Воспитывать гражданственность и патриотизм сложно без умения понимать, сопереживать другим людям, то есть без чуткого потенциала, под которым подразумевается интегративная характеристика личности, состоящая из целостности знаний, умений, навыков, способностей, потребностей, дающих возможность понимать, эмоционально откликаться и содействовать переживаниям других людей.

Гражданское воспитание в образовании является одним из основных направлений воспитания детей, которое подразумевает формирование патриотических, нравственных, культурных качеств с элементами активной общественной направленности, которая имеет социальный характер.
Формирование гражданственности у подрастающего поколения - это многогранный и трудоемкий процесс, который охватывает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать не только образовательные учреждения, но и семья, социальное окружение. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
Таким образом, приведенные определения понятия «гражданственности» позволили сформировать некоторое представление о ее сущности в связи с процессами, происходившими в современном гражданском обществе. Под гражданственностью личности мы понимаем не только ее принадлежность к определенному государству и осознаваемую возможность обладать всеми правами гражданина, гарантированными законами этого государства, но и гражданскую ответственность, осознанное желание выполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благосостоянии и благополучии государства.

Литература

1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи:Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997 - 311c. РГБ ОД, 71:99-13/37-2.
2. Горбачевич К.С. (ред.). Словарь современного русского литературного языка. В 20 томах. Том 01. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1991. - 864 с.
3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. - М.: Пед. о-во России, 2007. - 459 с.
4. Грин Д. Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства. - Издательство: Новое издательство, 2011. - 220 с.
5. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
6. 20. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.– М.: АРКТИ, 2011,–С. 96.
7. Князев А.М. Воспитание гражданственности. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. - 246 с.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Классный час "Что такое гражданственность?" для учащихся 8-х классов

Комисарова Вероника Владимировна, 29.03.2018

320 82

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани

Классный час в 8 классе

«ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ?»

Классный руководитель Комисарова Вероника Владимировна

ноябрь, 2017

Звучит отрывок из стихотворения В. Маяковского «Стихи о советском паспорте»

Учитель: Вам всем недавно исполнилось по 14 лет. Какое событие произошло в вашей жизни с исполнением 14летия?

Да вы получили паспорт Гражданина Российской Федерации.

Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову гражданин. Например - гражданственность . Получатся, что с получением паспорта гражданина вы в 14 лет приобрели гражданственность? Нет. Паспорт это всего лишь документ удостоверяющий личность. Гражданственность вы приобретаете с рождения.

Что такое гражданственность?

Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Попробуйте осмыслить определение и сформулировать своими словами, что такое гражданственность для вас в 14 лет.

На сегодняшний день в свои 14 лет каждый из вас является гражданином Российской Федерации, и вы имеете документ, подтверждающий это. Гражданственность можно в себе воспитывать и развивать.

Как развить в себе гражданственность?

    Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.

    Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.

    Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

    Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества , мыслить и действовать государственно.

Давайте попробуем поиграть и вспомнить ваши права и обязанности 14-летнего гражданина. Вы слушаете вопрос и кидаете мяч, тому, кто будет отвечать на него. Отвечает один человек, остальные молчат.

Я имею право:

1. На общение с родственниками

Да с рождения

2. Участвовать в детском общественном объединении

Да с 8 лет

3. Купить автомобиль

4. На учёт моего мнения в семье, при решении вопроса, затрагивающего мои интересы

Да с 10 лет

5. Работать в свободное от учёбы время

Да не более 4-х часов

6. Вступить в брак

7. Купить в магазине хлеб

Да с 6 лет

8. Продать квартиру

9. Управлять мопедом

Нет с 16 лет

Я обязан

10. Получать основное общее образование

11. Каждое утро ходить за продуктами

12. Нести ответственность за брата или сестру

13. Слушаться родителей

14. Нести ответственность за совершенные проступки или правонарушения

15. Хранить государственную тайну

16. Соблюдать правила и устав учебного учреждения

17. Нести ответственность за нарушение дисциплины

18. Принадлежать к той или иной религии

Мы с вами поиграли и, несмотря на игру, вопросы мы с вами обсудили серьёзные. Сейчас я прошу каждого из вас подойти к дереву и наклеить листочки. На зелёных листочках у вас прописаны права, а на желтых обязанности. Прошу вас наклеить листочки, которые вы считаете наиболее актуальные и важными, в вашем возрасте.

Посмотрите, наши листочки растут на одном дереве. Значит без прав не бывает обязанностей, а без обязанностей не бывает прав.

Подведём итог:

О чём мы сегодня с вами говорили?

Вы узнали что-то новое для себя?

Желаю вам успехов в учёбе, самоопределении, достижении своих целей, чтобы жить во, благо себя, своих близких и стать настоящим гражданином нашей страны. Спасибо за внимание

Содержимое разработки


КЛАССНЫЙ ЧАС 8 класс

МБОУ «Лицей №145»

Авиастроительного района г. Казани

Классный руководитель

Комисарова Вероника Владимировна


ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.


  • Образование.

Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.


Как развить в себе гражданственность

  • Интерес к истории

Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.


Как развить в себе гражданственность

  • Работа над собой

Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.


Как развить в себе гражданственность

  • Межличностные отношения

Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.


Гражданственность подразумевает

способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества , мыслить и действовать государственно.


Я ИМЕЮ ПРАВО:

1. НА ОБЩЕНИЕ С РОДСТВЕННИКАМИ

да с рождения

2. УЧАСТВОВАТЬ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

да с 8 лет

3. КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ

4. НА УЧЁТ МОЕГО МНЕНИЯ В СЕМЬЕ, ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА, ЗАТРАГИВАЮЩЕГО МОИ ИНТЕРЕСЫ

да с 10 лет


Я ИМЕЮ ПРАВО:

5. РАБОТАТЬ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЁБЫ ВРЕМЯ

да не более 4-х часов

6. ВСТУПИТЬ В БРАК

7. КУПИТЬ В МАГАЗИНЕ ХЛЕБ

да с 6 лет

8. ПРОДАТЬ КВАРТИРУ

9. УПРАВЛЯТЬ МОПЕДОМ

нет с 16 лет


Я ОБЯЗАН

10. ПОЛУЧАТЬ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

11. КАЖДОЕ УТРО ХОДИТЬ ЗА ПРОДУКТАМИ

12. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БРАТА ИЛИ СЕСТРУ

13. СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ

14. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ПРОСТУПКИ ИЛИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ


Я ОБЯЗАН

15. ХРАНИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

16. СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА И УСТАВ УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

17. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

18. ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ РЕЛИГИИ


Подведём итог:

  • О чём мы сегодня с вами говорили?
  • Вы узнали что-то новое для себя?

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ДОСТИЖЕНИИ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВО БЛАГО СЕБЕ, СВОИХ БЛИЗКИХ И СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ НАШЕЙ СТРАНЫ.

Сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству; гражданская организованность и дисциплинированность.

Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя, С работы, в которой ярко выражен дух гражданства, начинается истинное самовоспитание. Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент.

От того, какие идеи живут в сознании и сердце человека, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей личной жизни, зависит все: моральное лицо человека, единство его сознания и поведения, общественная деятельность, понимание ответственности перед обществом, народом, коллективом. Идейные побуждения - это костяк убежденности человека.

Гражданственность - это прежде всего ответственность, долг, та высшая ступень в духовной жизни человека, на которую он поднимается и отдает себя служению идеалу.

Гражданственность - это страсть человеческого сердца.

В годы немецко-фашистской оккупации в одном из соседних наших надднепровских сел произошло героическое и трагическое событие, в котором особенно выразительно раскрылись красота и доблесть гражданства. Об этом событии я всегда рассказывал детям, оно является как бы нашим первым традиционным уроком гражданства. На краю села в маленькой хатенке жила женщина с двумя детьми - мальчиком и девочкой. Муж ее воевал на фронте. Однажды среди ночи в хату постучался советский солдат. Раненный, он попал в плен, теперь бежал и просил пристанища, чтобы через несколько дней переправиться через Днепр и пробиваться к линии фронта. Женщина впустила солдата, спрятала его на чердаке, чтобы дети не видели. Утром пришли полицаи вместе с фашистским офицером: кто-то донес, что женщина прячет пленного. Долго искали фашисты, но ничего не нашли: тайник был надежным. Взбешенный офицер поставил посреди двора мальчика и девочку и сказал матери, что, если она не выдаст советского солдата, он расстреляет детей. Мать не сказала ни слова. Она плюнула в лицо фашисту. На ее глазах полицай убил детей. Потом расстреляли и мать. Ночью партизаны помогли пленному переправиться через Днепр. На высокой шелковице, что росла посреди двора, там, где пролилась кровь невинных детей, партизаны в ту же ночь повесили двух полицаев.

Наступает утро. У нас выходной день, мы идем с детьми в лес. Там, на опушке, среди чарующей красоты я рассказываю о подвиге матери. Детские сердца взволнованы, восхищены силой и благородством материнского горя, материнского героизма. Дети еще малы, им по семь с половиной лет, но до них доходит высокий смысл настоящего гражданства. В их сознании утверждается первое понятие о самом высоком человеческом долге - долге перед Родиной.

Рассказывая о подвиге матери, об ее верности Отчизне, я стремлюсь к тому, чтобы дети задумались над дорогим, самым родным для человека. Нужно показывать жизнь и борьбу в ярких образах. Ничто так не пробуждает искреннего желания быть морально красивым, благородным, верным высокой идее, как восхищение красотой, благородством и верностью. Восхищение гражданской красотой и доблестью - это искра, из которой разгорается огонь зрелого гражданства, желания стать настоящим сыном своей Родины.

Способность одухотворяться моральной красотой гражданства сама по себе является исключительно ценным душевным качеством, с него, по сути, начинается формирование человека в духе верности коммунистическим идеям. Чувство принадлежности к советскому народу, к его величию, героической истории, преданность интересам общества - все это можно сформировать в человеческой душе только в том случае, если она способна увлекаться высоким и благородным. Ведь из этих высочайших чувств как раз и рождается способность человека видеть самого себя, способность переживать гражданскую красоту и доблесть. Человек умеющий вдохновляться высоким и благородным, как линию личного поведения вырабатывает в себе непримиримость к аполитичности, равнодушию, к моральному злу.

Отрочество и юность - пора морального, идейного, гражданского самоутверждения. В этот период человек должен сам дать себе ответ на вопросы: как жить? Каким человеком я должен стать?

В знаменитом стихотворении Некрасова есть фраза: «Отечества достойный сын». Достойный! Сыновьями рождаются - достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания.

Вникнем лучше в каждодневный, будничный смысл некрасовского определения гражданина. И для начала поразмыслим, не случалось ли нам утешать себя: мол, кто я такой, чтобы уже быть гражданином. Я-де ученик, то есть лицо, неизбежно подчиненное родителям и педагогам. Рамки моей жизни довольно жестки. Где же тут поле, на котором можно проявить гражданственность?

В действительности такое поле есть. И с возрастом оно становится все шире и шире. Простенькая ситуация: объявлен субботник по уборке школы, или трудовой десант в соседний колхоз, или лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в любом из этих дел и как, с каким настроением? Потому ли, что боишься наказания или, скажем, неодобрения товарищей, или потому, что осознаешь значение своего участия, живешь по правилу: «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть та лакмусовая бумажка, которая поможет определить степень твоей гражданской зрелости. Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, народу много, значит, в тебе еще нет ни грана гражданственности.

Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным за то, что общее дело получилось плохо. Он обязательно испытает ощущение вины от того, что собрание, или вечер, или поход никого не волнуют, на вечере скучно, а поход оказался неподготовленным. Следующий шаг гражданственности - это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а деятельное участие.

Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. Не допускать, чтобы в твоем присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.

Можно ведь быть в жизни «болельщиком». Как на стадионе. А можно «играть» самому. Гражданственность измеряется вот этим стремлением обязательно участвовать самому. Выпускники из школ различных областей, оставшиеся работать на полях и фермах родных деревень, - это, конечно, образец ответственного поведения. И твои товарищи, которые отдают свое время «трудным» мальчишкам в собственном дворе или на своей улице, тоже действуют как подлинные граждане. Словом, думается: некрасовский призыв к гражданину «для блага ближнего живи» в общем нисколько не устарел.

Но гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив - он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни дает ему острое ощущение счастья. Кстати, задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что слово «счастье» означает сочастье, то есть счастлив лишь тот, кто ощущает себя частью целого, какой-то общности? А это значит, что гражданственность есть непременное условие счастья.

Об одном человеке говорят, что он «сын века», а о другом, что он «дитя века». Чувствуешь, какая разница между этими двумя состояниями? «Дитя», конечно, тоже вовлекается в водовороты века, но невольно, нечаянно, - главное же его стремление: спрятаться, переждать… А для сына века все исторические битвы - его битвы, он в мире боец. Будь это целина, или Нечерноземье, или другая стройка нашего времени.

Только нельзя допускать опасной путаницы в толковании этого понятия. В каждой школе есть бойкие мальчики и девочки, присяжные ораторы, умельцы говорить правильные слова. Но всегда ли эти слова точно совпадают с жизненной позицией и, главное, поведением того, кто их произносит? Говорит-то человек красиво, но как он действует? Не случайно один поэт подметил «несовместимость слова-гиганта и гнома-поступка». А синоним гражданственности - поступок. Способность говорить на «безупречном языке поступка» - первый и самый главный ее признак.

Многие из нас хотели бы жить правильно, по высокому счету, но не у всех хватает мужества. Так вот гражданственность предполагает в человеке мужество поступка. Если совесть подсказывает тебе образ действий, а малодушие останавливает и ты предпочитаешь хотя бы подождать, пока начнут действовать другие, значит, ты еще «дитя века».

Учение - казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? Осознаешь ли ты гражданский смысл учения? Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их, что именно в годы учения формируются «понятия, необходимые для составления гражданского общества», ты и учишься совсем по-другому.

Малое знание, полузнание, поверхностное знание - признаки будущего плохого работника, а значит, и гражданина. Способен ли ты понимать и осмысливать все, что творится в мире, во вселенной, внутри человека и вне его? Живешь ли ты в скорлупе или тебя волнуют события в Азии, в Африке?..

Ты, конечно, наблюдал, как по-разному работают твои товарищи. Класс ли убирают, пропалывают колхозную грядку или рисуют стенную газету. Один норовит сделать поменьше, как-нибудь - лишь бы отстали. После него на полосе остается чуть ли не половина сорняков или неубранного картофеля. А другой каждую травинку выполет, каждый клубень подберет. И ни за что не уйдет, пока не закончит порученного дела.

Ты скажешь: при чем тут гражданственность? Просто один более, а другой менее добросовестен. Нет! Речь о том, что гражданственность включает в себя очень многие человеческие достоинства, но окрашивает их особым образом, потому что каждое из этих достоинств, будучи свойством отдельного человека, становится в то же время общим достоянием, частью нашей жизни, создает активную позицию человека, группы людей, общества.

А в минуту испытаний, в трудный час это свойство обязательно проявится самым ярким образом. Оно не позволило летчику, спасая свою жизнь, бросить самолет, чтобы он упал на мирно спящий город. Это чувство продиктовало композитору Шостаковичу, голодавшему в блокадном Ленинграде, великую Седьмую симфонию. Это величайшее человеческое свойство вписало драгоценные страницы в отечественную историю. И каждому гражданину, каждому из вас дано прекрасное право вписать в эти страницы и свою строку.

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом.

Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы.

Понятие гражданственности весьма многогранно, оно трактуется исследователями как: 1. интенсивная и осмысленная включенность в деятельность общественно-политического сообщества;

2. заинтересованность политической жизнью общества, чаще всего страны, готовность идти на всё ради своей Родины;

3. ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

4. умение и стремление выступать в роли гражданина;

5. высшая добродетель независимого и полноправного участника политического общества; Гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство .

Исследователи выделяют различные уровни гражданственности по степени активности человека - носителя гражданских качеств: Гражданские качества: ответственность за судьбу страны, чувство долга перед страной, сознательность, активная жизненная позиция, уважение прав и свобод других людей. Гражданская позиция - собственное мнение человека как гражданина к происходящему рядом, вокруг него. Гражданская компетенция - механизм, который обеспечивает реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства.

Данные компетенции имеют три аспекта: знаниевый, процедурный и гражданский . Содержание понятия «гражданственность» можно отразить в следующих определениях:

1. Гражданственность - определенный нравственно-правовой порядок во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством, основанный на свободном и сознательном гражданском выборе.

2. Гражданственность выступает, прежде всего, как определенный образ мышления, вырастающий из социально-исторического и государственного самосознания и самоопределения личности. Гражданственность, тем самым, - является деятельностным выражением государственной идентичности человека, его государственно-исторического самосознания.

3. Как образ мышления гражданственность определяется и получает свое содержание из отношения к субстанциональным, базовым элементам социально-исторического бытия человека:  Государственность;  История;  Культура;  Историческая традиция и воплощенный в ней образ, смысл и ценность;  Государственно-исторические символы;  Религиозные традиции;  Особый цивилизационный тип.

4. Гражданственность не сводится к политико-правовому порядку или к политико-правовым формам идентичности. Она отражает всю сферу созидательной деятельности человека и всю сферу его фундаментальных потребностей.

5. Гражданственность, как образ мышления, выражается через систему базовых мировоззренческих категорий, с помощью которых описывается жизнеустройство человека и его предназначение:  Жизнь  Благополучие  Независимость  Честность  Справедливость  Право  Отчизна  Забота  Вера

6. Гражданственность выступает не только как образ мышления, но и как образ действия, который заключается в способности и готовности личности реализовать себя в качестве субъекта государственной и общественной политики. В этом образе действия (в фактах реализации личностью гражданина своих прав и обязанностей, в актах реальной гражданской активности) выражаются нравственно-правовые приоритеты личности: индивидуальность и коллективность, частное и общественное, право и справедливость, политическое и нравственное, свобода и ответственность и т.д.

7. Вместе с тем, категория «гражданственность» выражает и определенный образ жизни человека - жизни в обществе и государстве. И в этом случае она отражает характер, образ общественно-политического устройства, реализующий через систему социальных и политических институтов меру гражданской свободы личности.

8. Наконец, гражданственность является субъективным (существующим на уровне сознания и деятельности конкретной личности) образом государственности. Гражданственность - это субъективная форма государственного бытия, индивидуализированная государственность, на-личное бытие государственно- исторической общности. Понятно, что образование и формирование гражданственности предопределено специфическими особенностями определенной истории и государственности, самобытностью и своеобразием национальных культур и имманентного для них национально-педагогического опыта. Поэтому постановка вопроса об утверждении гражданственности в российской действительности не может не учитывать особого цивилизационного и культурно-исторического контекста России, внутри которого гражданственность выступает как явление национального развития российской жизни.

Изучения наглядно представляют, что патриотизм, в объединении с гражданственностью, осуществляет роль фактора, который скрепляет общество; который устраняет отрицательные явления и процессы и выступает сильным стимулом положительного развития личности и общества в целом. А развитие гражданственности будет способствовать становлению в России гражданского общества.

Понимая возможность самосохранения и, одновременно, инновационности патриотизма и гражданственности, государство и выдвигает эти качества в ранг национальной идеи. Заниматься решением задач формирования патриотизма и гражданственности в подрастающем поколении должно все общество, но в особенности - система образования, которая в прямом смысле создает личность, создаёт сам образ жизни народа, передаёт будущему поколению ценности народа.

Список использованной литературы:

1. Сластенин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластенин. // Академия. - 2002.

2. Болотина, Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. - 2012. - № 1.- с. 3-9

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. // АСТ. - 2013.

4. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка/Д. Н.Ушаков// Аделант.-2015.