Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения. Концессионные соглашения: юридическое сопровождение

Концессионного соглашения на модернизацию коммунальной инфраструктуры, разработанная совместно со Сбербанком России. Коробочное кредитное решение может использоваться регионами и инвесторами для подготовки, финансирования и сопровождения региональных и муниципальных проектов государственно-частного партнерства.

Регионам стал доступен набор шаблонов документов для подготовки, сопровождения и финансирования концессионных проектов в отрасли ЖКХ. Решение о разработке типового отраслевого решения, которое позволит реализовать схожие региональные проекты, было принято исходя из потребностей рынка. В настоящее время на правильную подготовку и сопровождение проекта, с учетом требований финансовых институтов, зачастую требуются суммы, соизмеримых с инвестиционным бюджетом проекта.

Коробочные решения предполагают, что, если концессия будет разработана согласно предложенной форме, банк рассматривает возможность проектного финансирования до 15 лет под 11-14 % годовых. Залогом будут являться исключительно права по концессионному соглашению. Параметры, указанные в форме, могут быть откорректированы в зависимости от региона, инвестора и самого объекта концессионного соглашения. Само концессионное соглашение уже включает прямое соглашение, где банк выступает четвертой стороной.

Чтобы проект стал приемлем для финансирования, необходимо зафиксировать в концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования, а также подробно описать порядок выплаты и расчета суммы компенсации при досрочном расторжении. Это положение позволяет банкам быть уверенными в обеспеченности кредита.

В основе коробочного решения - сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Подготовка и подписание кредитного договора между банком и концессионером заключается дополнительно.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) представляет собой соглашение между правообладателем (франчайзером) и пользователем (франчайзи), в соответствии с которым первый обязуется предоставить второму за установленное вознаграждение разрешение на использование комплекса принадлежащих ему исключительных прав, репутации и опыта, в том числе товарного знака и других объектов.

Воспользуйтесь бесплатной консультацией эксперта по телефону 8-800-100-8247

Слемцева Римма Анатольевна - Ведущий эксперт. Патентный поверенный РФ рег. №965.

Заказать услугу

Цели заключения соглашения франчайзинга

Понятие договора коммерческой концессии, а также принципы его регистрации указаны в ст. 1027 ГК РФ. Сторонами в соглашении могут выступать как крупные коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Заключение соглашения франчайзинга выгодно обеим сторонам, иначе процесс не имеет смысла.

1. Цели правообладателя.
Получить дополнительную прибыль без вложений денежных средств путем образования новой ячейки действующего бизнеса.

2. Цели пользователя.
Выйти на рынок с готовым бизнесом под известным именем с минимальными рисками и затратами на маркетинговые мероприятия.

Обратите внимание!

Без зарегистрированного в Роспатенте товарного знака оформление франшизы невозможно.

Не существует типового договора коммерческой концессии. В каждом отдельном случае есть свои нюансы, которые требуется учитывать.

В соглашении правообладатель раскрывает свои секреты. Поэтому правильность составления договора имеет приоритетное значение.

Если товарный знак отсутствует, но вы планируете продавать франшизу, воспользуйтесь возможностью заключения промежуточного договора. Он защищает права на интеллектуальную собственность до момента регистрации бренда.

Ключевые требования к договору коммерческой концессии

Чтобы заключить соглашение, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, правообладателю и пользователю необходимо соблюсти ряд условностей.

1. Договор составляется в письменном виде.
В противном случае его заключение будет признано недействительным.

2. В договоре необходимо четко прописать комплекс передаваемых исключительных прав.
Это могут быть секреты производства, а также права на коммерческое обозначение и товарный знак.

3. Срок действия договора.
Заключенное соглашение может быть ограничено указанными в документе датами. Также возможно заключение договора без указания срока.

4. Сумма вознаграждения.
Взнос пользователя правообладателю должен быть четко обозначен в документе. Вознаграждение выплачивается одноразово, периодически или в других формах, предусмотренных соглашением.

5. Права и обязанности сторон.
Этот раздел договора должен предусматривать обязательства пользователя соблюдать требования правообладателя (например, неразглашение секретов производства). Последний, в свою очередь, должен обеспечить франчайзи советами, предоставить необходимые документы, обучить сотрудников и проч.

6. В документе необходимо отобразить прочие условия.
Сюда относятся любые требования, о которых в договоре ходатайствует любая из сторон.

7. Соглашение подлежит государственной регистрации.
Она необходима в случаях, когда объектами договора являются изобретение, полезная модель, товарный знак или промышленный образец.

Стоимость регистрации договора франчайзинга

Конечная сумма зависит от спектра выполненных работ. Он может включать сбор пакета документов, подготовку договора, подачу заявки, помощь в уплате госпошлин, а также ведение самого делопроизводства. При этом консультации наших специалистов бесплатны на всех стадиях сотрудничества!

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) на товарный знак:

Срок регистрации договора в Роспатенте (ФИПС) - 2 месяца.


Наименование услуги Стоимость, руб. Пошлина или тариф Роспатента

1) Подготовка и подача в Роспатент заявления о регистрации договора коммерческой концессии

1 000 за каждый объект
свыше одного

850 за каждый патент
свыше одного;

11 500 за каждый товарный знак
свыше одного.

2) Составление договора коммерческой концессии

Мы не делаем типовые договоры, каждый договор составляется под потребности клиента, с учетом всех особенностей. Неправильно составленный договор может привести к потере денег, бизнеса.

3 000 за каждый объект
свыше одного

3) Анализ предоставленного клиентом договора коммерческой концессии

4) Подготовка и подача дополнительного соглашения об изменениях, внесенных в договор коммерческой концессии (субконцессии), связанных с расширением его предмета

2 500 за каждый объект
свыше одного

850 за каждый патент
свыше одного;

11 500 за каждый товарный знак свыше одного, дополняющие предмет договора.

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) на патент:

Для оформления услуги вам потребуются:

  1. Реквизиты компании, которая оплачивает услуги, а также контактные данные, включая ФИО, e-mail, номер телефона и, если есть, факс.
  2. Cведения об объекте интеллектуальной собственности - номер или копия охранного документа, в отношении которого возбуждается делопроизводство.
  3. Полные реквизиты обеих сторон договора - франчайзера и франчайзи.

Отправьте эти сведения
через заявку на сайте или на почту info@сайт , указав в теме письма «Договор коммерческой концессии».

Преимущества нашей фирмы:

11 лет успешной работы
За это время были заключены договоры с более чем 7000 клиентов, среди которых крупные организации.

Экспертный подход
В нашей фирме 10 патентных поверенных, за плечами которых солидный стаж и сотни заключенных договоров.

Кратчайшие сроки
Мы ценим время наших клиентов, поэтому выполняем все работы не только качественно, но и быстро.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях ») предусматривает специальный порядок подготовки к заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Возможность и успешность реализации концессионного соглашения напрямую зависит от качества такой подготовки. Поэтому в нашей статье мы коротко расскажем об основных этапах подготовки коммунального концессионного проекта.

В случае если услуги в рамках такого проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а концессионное соглашение планируется заключить по итогам конкурса, то процесс подготовки состоит из следующих стадий:

  1. Определение состава сторон концессионного соглашения

По общему правилу, полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, именно он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. Установление тарифа, утверждение инвестиционных программ и возмещение недополученных доходов - прерогатива региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион - третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение «тарифных» условий .

Подробнее об отдельных аспектах участия региона в муниципальной концессии можно прочесть .

  1. Подготовка/актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения

Схема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является основополагающим документом - в случае ее отсутствия реализация проекта будет невозможна. На основании схемы разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера (см. ниже). Закон устанавливает сроки и основания для внесения изменений в такую схему. С учетом того, что проведение концессионного конкурса не является специальным основанием для актуализации, проверке соответствия схемы существующим нормативным требованиям должно быть уделено отдельное внимание.

  1. Техническое обследование имущества

Техническое обследование объекта концессионного соглашения является обязательным условием подготовки проекта, отчет о его проведении включается в конкурсную документацию . Цель обследования - выявление реального состояния коммунальной системы. Некорректное проведение технического обследования или его непроведение могут привести к невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо к неверной постановке задач концедентом.

  1. Оценка правового статуса имущества

По общему правилу, в периметр концессии может вовлекаться имущество, в отношении которого зарегистрированы права собственности концедента. Однако с 1 января 2017 г. для коммунальных концессий предусмотрена возможность передачи концессионеру незарегистрированного за концедентом имущества (с определенными ограничениями по виду и объему такого имущества). Наличие незарегистрированного имущества необходимо выявить на стадии подготовки - к нему применяются особые правила включения в состав объекта.

  1. Подготовка задания

Задание концедента - основа основ для определения инвестиционных обязательств в коммунальных концессиях. От того, насколько правильно и качественно будет подготовлено задание, зависит перечень реализуемых концессионером инвестиционных мероприятий.

Об аспектах подготовки задания см. .

  1. Принятие решения о судьбе текущего оператора

Законодательство допускает передачу в концессию имущества, обремененного правами текущего оператора (как правило, унитарного предприятия). После исполнения обязательства по передаче имущества концессионеру оператор потеряет возможность его эксплуатации, поэтому потребуется принятие решения о его дальнейшей судьбе (например, переориентация деятельности или ликвидация).

Также на стадии подготовки необходима оценка финансового состояния текущего оператора - Закон о концессиях позволяет включать его долги в концессионную плату .

  1. Получение тарифной и иной информации

Для проведения конкурса и заключения концессионного соглашения потребуется согласование/получение дополнительной информации, необходимой для:

  • расчета тарифа (метод тарифного регулирования, долгосрочные параметры регулирования, иные сведения);
  • оценки качества реализации концессионером мероприятий (плановые значения показателей деятельности концессионера);
  • анализа деятельности текущего оператора (бухгалтерская отчетность, информация о тарифах).

Такая информация включается в конкурсную документацию .

  1. Подготовка проекта концессионного соглашения

При проведении конкурса в сфере ЖКХ проект концессионного соглашения включается в состав конкурсной документации в том варианте, в котором оно будет подписываться с концессионером (за исключением данных конкурсного предложения) , так как переговоры с победителем и доработка соглашения по их результатам не проводятся

Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения

Заключая концессионное соглашение, концессионер берет на себя обязанность в процессе пользования и владения принадлежащим концеденту имуществом, произвести инвестиции с целью его модернизации, реконструкции или создания нового. Имущество предоставляется концессионеру во временное пользование и владение на условиях, установленных соглашением. Такого рода соглашения преследуют цель защитить как вложенные инвестиции, так и оградить государственное или муниципальное имущество от утраты. Объектами концессионного соглашения чаще всего являются объекты коммунального хозяйства.

Фабула дела:

ООО «Тепло» (далее - истец) приняло решение об участии в концессионном соглашении. Согласно закону, инициатива в его заключении может исходить от концессионера. Истец обратился к главе Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с письмом, в котором просил предоставить документацию и информацию, в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом соглашения предполагались объекты тепло-водоснабжения, водоотведения на территориях, входящих в Верхнебуреинский район.

В ответе на письмо истца Администрация Верхнебуреинского муниципального района (далее - ответчик) указала, что с необходимой информацией можно ознакомиться на ее сайте. Истец ознакомился с содержанием информации и документацией, представленной на сайте ответчика, и пришел к выводу, что их перечень и объем не соответствует объему информации и документации, обязанность в предоставлении которых возложена на ответчика законом.

В отсутствие полного перечня определенной законом информации и документации истец не мог начать подготовку проекта концессионного соглашения и был вынужден обратиться в суд с требованием о понуждении ответчика передать, необходимую информацию и документацию.

Судебный акт : решение АС Хабаровского края по делу No А73-3335/2018

Выводы суда:

1. Концессионное соглашение представляет собой, по сути, договор, содержащий в себе элементы нескольких договоров. Закон устанавливает возможность заключения указанного договора в отношении объектов тепло-водоснабжения, водоотведения.

2. Закон предусматривает, что инициатива в заключении концессионного соглашения может исходить от концессионера. Концессионером может быть лицо, отвечающее предъявляемым к нему законом требованиям.

3. Лицо, выразившее инициативу в заключении указанного договора, имеет право на представление в орган, уполномоченный на рассмотрение и заключение такого рода договоров, условий и проекта его заключения, а также на проведение предварительных переговоров по поводу подготовки проекта с собственником объектов тепло-водоснабжения и водоотведения. Инициатива концессионера должна соответствовать программам развития объектов тепло-водоснабжения и водоотведения.

4. Если инициатива в заключении концессионного соглашения направлена на объекты тепло-водоснабжения, водоотведения, то закон наделяет концессионера правом требования представления ему уполномоченным органом указанных в законе документов, материалов, сведений о составе указанных систем и их схему.

5. Доводы ответчика о том, что у него нет в полном объеме запрошенной истцом информации и документации, не снимает с него обязанность по ее представлению. Неисполнение требований закона по передаче истцу запрошенной им информации и документации по системе тепло-водоснабжения, водоотведения является нарушением его прав.

Комментарии:
1) Концессионные соглашения являются одной из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства. Они обеспечивают приток инвестиций и эффективное управление имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, и направлены, прежде всего, на решение публичных интересов.

Высокая эффективность инвестиций бизнеса в создание или модернизацию имущества жизнеобеспечения публичного образования и есть желаемый результат от заключения такого рода договоров.

2) Закон в равной степени защищает права и интересы и частного инвестора и публичного образования на этапе подготовки концессионного соглашения.

3) Примечательно, что истец избрал способ защиты нарушенного права путем инициирования судебного разбирательства в исковом порядке. Представляется, что в случае принятия решения о подаче заявления о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, обязанность доказывания правомерности действий ответчика полностью возлагалась бы на последнего. Положение истца в судебном разбирательстве было бы более удобным и менее трудоемким в несении бремени доказывания .

4) Ситуация, при которой публичное образование не может предоставить полную и достоверную информацию относительно имущества, в отношении которого оно осуществляет права собственника, не нова. При закреплении имущества одного публичного образования за другим либо при создании новых органов, осуществляющих полномочия собственника в отношении имущества публичного образования возможны как потеря документации, вследствие ненадлежащего контроля за ее наличием, так и отсутствие должного контроля за актуальностью содержащихся в ней сведений.