Как называется роспотребнадзор. Что такое роспотребнадзор и чем он занимается. Защита потребительских интересов

Новые требования к организации и проведению обязательных медицинских осмотров работников

  • В соответствии с данным приказом с 1 января 2012 года утверждаются перечни вредных и/или опасных производственных факторов и видов работ, при наличии и выполнении которых проводятся обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. Одновременно вводится новый порядок их проведения.
  • При этом приказы Минздравмедпрома России от 14.03.1996 № 90 и Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83, а также п.п. 11-12 (за исключением п/п.п. 12.2, 12.11, 12.12) и п. 13 приложения № 2 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, регламентирующие требования к организации и проведению м/о по настоящее время, утратили силу.
  • Новый приказ закрепил обязанность работодателя по организации проведения медицинских осмотров работников, а также определил ответственность медицинской организации за качество их проведения.
  • Цели медицинских осмотров, перечень факторов и перечень работ, требования к мед. организациям, имеющим право на проведение медицинских осмотров не изменились.
  • Медицинские осмотры проводятся на основании утверждаемых работодателем перечней контингентов профессий и составленных на их основе поименных списков работников.
  • Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

Поименные списки, направления, календарные планы

  • Контингенты, а также составленные на их основе поименные списки составляет и утверждает работодатель или его уполномоченный представитель. Не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра, они должны быть направлены в указанную медицинскую организацию. Теперь в обязанность работодателя входит лишь направление перечня контингентов профессий в территориальный орган Роспотребнадзора по своему фактическому расположению в течение 10 дней после его утверждения.
  • При проведении медицинских осмотров работодатель или его уполномоченный представитель обязан вручить под роспись каждому работнику направление на предварительный или периодический медицинский осмотр. Работодатель отвечает за учет выданных работникам направлений.
  • Медицинская организация в 10-ти дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического медицинского осмотра, на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения такого осмотра. Календарный план необходимо согласовать с работодателем или его представителем. Утверждает план руководитель медицинской организации. Работодатель обязан ознакомить работников с календарным планом не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра.

Врачебная комиссия

  • При заключении договора с работодателем о проведении предварительного или периодического осмотра, медицинская организация должна сформировать постоянно действующую врачебную комиссию, в состав которой включаются профпатолог, а также врачи, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология». Возглавлять врачебную комиссию должен профпатолог. Состав врачебной комиссии необходимо утвердить приказом по медицинской организации.
  • Врачебная комиссия на основании поименного списка, перечня факторов и (или) перечня работ определяет необходимость участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований. При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся следующие исследования:

Общий анализ крови (гемоглобин, цветовой показатель, эритроциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ);

Общий анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка);

Электрокардиография;

Рентгенография легких в двух проекциях или флюорография;

Биохимический скрининг (содержание в крови сахара, холестерина).

  • Всех женщин осматривает акушер-гинеколог. Не реже 1 раза в год им проводится бактериологическое (на флору) и цитологическое (на атипичные клетки) исследования. Женщины старше 40 лет 1 раз в 2 года должны делать маммографию или УЗИ молочных желез.
  • Заключение психиатра и нарколога являются обязательными для всех категорий обследуемых

Карты амбулаторного больного и паспорта здоровья

  • На работника, проходящего предварительный или периодический медицинские осмотры, в мед.организации оформляется мед.карта амбулаторного больного (форма 025/у-04), паспорт здоровья, а также заключение по результатам медицинского осмотра.
  • На каждого работника оформляется 1 паспорт здоровья, который на период проведения медицинских осмотров хранится в мед.организации, а по их завершении вместе с экземпляром мед.заключения выдаются работникам на руки.
  • Мед.карты хранятся в установленном порядке в мед.организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры. Сведения из мед.карты, содержащие результаты осмотров специалистов, результаты лаб. и инструментальных исследований, вносятся в паспорт здоровья.

Решения комиссии и заключительные акты

  • В течение 3 календарных дней по окончании предварительного медицинского осмотра и в течение 15 дней со дня окончания периодического медицинского осмотра, врачебная комиссия выносит решение и оформляет мед.заключение по его результатам.
  • Сведения о работниках, прошедших предварительный медицинский осмотр, у которых выявлены противопоказания к профессии, направляются работодателю, выдавшему направление.
  • По итогам проведения медицинских осмотров мед.организация не позднее 30 дней после завершения периодических медицинских осмотров обобщает результаты и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения, представителями работодателя составляет заключительный акт. Один его экземпляр должен храниться в мед.организации, проводившей периодические медицинские осмотры, в течение 50 лет.
  • В случае ликвидации, либо смены мед.организации, осуществляющей медицинские осмотры, мед.карты работников передаются в центр профпатологии субъекта РФ. Там они тоже должны храниться 50 лет, а на основании письменного запроса иной мед.организации, с которой работодатель заключил договор на проведение медицинских осмотров, в 10-ти дневный срок со дня поступления запроса, передать мед.карты работников (к запросу необходимо приложить копию договора).

Особые случаи

  • Работники, занятые на работах с вредными или опасными веществами и производственными факторами, работники, имеющие заключение о предварительном диагнозе проф.заболевания, другие категории работников, в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже 1 раза в 5 лет должны проходить периодические осмотры в центрах профпатологии и других мед.организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, проведение экспертизы проф.пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
  • Не реже 1 раза в год в центрах профпатологии, либо иных мед.организациях, должны проходить медицинские осмотры работники, страдающие острыми и хронич. профессиональными заболеваниями.
  • Государственный надзор (контроль) за соблюдением требований по организации и проведению предварительных (при устройстве на работу), и периодических медицинских осмотров работников, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено выполнение функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в рамках имеющихся полномочий.

Практика применения нового порядка покажет его эффективность, либо определит круг вопросов, которые потребуют решения. В частности, предусмотрен соответствующий документооборот, включающий в себя перечни контингентов и лиц, подлежащих проф. осмотрам, направления на профмедосмотр, паспорта здоровья, заключительные акты и т.д. Вместе с тем пока форы указанных документов в установленном порядке не утверждены.

23.04.2013 10:53:00

С 1 января 2012 г. вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее - Приказ № 302н).

Одна из основных задач этого документа заключается в создании единых для всех работодателей правил организации и проведения обязательных медицинских осмотров путем объединения требований, ранее разбросанных по разным документам.

Приказом № 302н, как следует из его названия, утверждены:

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень факторов);
- перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ);
- Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок № 302н).

Пошагово описанная в Приказе № 302н процедура проведения предварительных и периодических медицинских осмотров схематично представлена на рис. 1, 2.

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость организации медицинских осмотров при контакте работника с производственными факторами только в случае его занятости во вредных и (или) опасных условий труда.

Порядок № 302н предусматривает жесткое разграничение зон ответственности работодателя, работника и медицинской организации. Так, работодатель отвечает за:
- оценку условий труда;
- образование (формирование) групп работников, подлежащих медицинскому осмотру;
- направление работников в медицинскую организацию.

Работник обязан явиться в медицинскую организацию с необходимым пакетом документов и пройти медосмотр. Медицинская организация отвечает за проведение качественного полноценного медицинского осмотра согласно нормативным правилам.

Согласно Р 2.2.2006-05 “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда” (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005) вредными и опасными классами условий труда являются классы 3 и 4 соответственно.

Классы условий труда 1 и 2, согласно действующему законодательству, не способны нанести вред здоровью работника в ближайшем и отдаленном периодах, а также его потомству.

Поэтому в соответствии с п. 19 Порядка № 302н, примечанием 2 к Перечню факторов работодатель обязан направить работника на предварительный либо периодический медицинский осмотр, а работник - пройти его в случае, если последний:

Подвергается на рабочем месте воздействию производственных факторов, отнесенному к вредным и (или) опасным классам условий труда (класс условий труда 3.1 и выше);
- выполняет работы, предусмотренные Перечнем работ (без учета классов условий труда).

При заключении договора на проведение обязательных медосмотров работодателю (его уполномоченному представителю) следует учитывать юридические формальности, а именно:

Все виды обязательных профосмотров могут проводиться медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право (лицензию) на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности;
- в составе врачебной комиссии должен быть врач-профпатолог, а «узкие» врачи-специалисты обязаны иметь действующий сертификат по специальности «профпатология» (выдается после прохождения повышения квалификации по специальности «профпатология» в установленном порядке);
- возглавлять врачебную комиссию имеет право руководитель (заместитель руководителя) медицинской организации или руководитель ее структурного подразделения (приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»). В любом случае лицо, возглавляющее врачебную комиссию, обязано иметь диплом врача-профпатолога и действующий сертификат врача-профпатолога.

В обязанности работодателя входит оформление следующих документов:

Список контингента (перечень рабочих мест) с указанием в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ производственных факторов и видов работ, выявленных (выполняемых) на соответствующем рабочем месте по результатам оценки условий труда. На основании этого документа определяются кандидаты, подлежащие предварительному медицинскому осмотру;
- поименный список работников, подлежащих обязательному периодическому медицинскому осмотру в текущем году, который составляется на основе списка контингента и направляется в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до согласованной даты начала проведения периодического медицинского осмотра;
- направление на предварительный (периодический) медицинский осмотр (обследование).

Требований к оформлению (форме) перечисленных документов не установлено. Однако Порядком № 302н определено, какая информация должна в них содержаться.

Так, в направлении на предварительный (периодический) медицинский осмотр, помимо прочего, должны быть указаны:

Наименование должности (профессии) или вида работы;
- вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Если в направлении отсутствует или недостаточно полно отражена предусмотренная Порядком № 302н обязательная информация, то это может стать формальным поводом для отказа в проведении медицинского осмотра.

По итогам осмотра медицинская организация оформляет:

Медицинскую карту амбулаторного больного;
- паспорт здоровья работника (если у работника уже имеется паспорт здоровья, то в него вносятся дополнительные записи);
- заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (выдается работнику для передачи работодателю после прохождения работником медицинского осмотра);
- заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра.

Важно отметить, что в соответствии с Порядком № 302н заключительный акт может быть утвержден только медицинской организацией. Действующий регламент также определяет, что оформленный заключительный акт должен быть подписан председателем врачебной комиссии (и никем иным) и заверен печатью медицинской организации. Требований об обязательном наличии иных отметок в заключительном акте не установлено. Таким образом, совместная работа по составлению заключительного акта должна проводиться исключительно до момента его утверждения, т. е. на стадии проекта.

Для обеспечения преемственности медицинских осмотров их результаты отражаются в амбулаторной карте и паспорте здоровья работника, который хранится на руках у последнего в течение всей его жизни и предъявляется при прохождении медицинских осмотров. Порядком № 302н определена процедура передачи медицинских карт работников при смене или ликвидации медицинской организации, проводящей медицинские осмотры.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ В ПРИКАЗ № 302н

В течение года после вступления в силу Приказа № 302н в Минздравсоцразвития России, а после его разделения - в Минздрав России, а также в Правительство России поступали многочисленные обращения граждан и организаций с замечаниями и предложениями по совершенствованию порядка проведения обязательных медосмотров. Был проведен тщательный анализ данных обращений, по результатам которого подготовлен перечень изменений в Приказ № 302н.

В конце ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), содержащий нормы о медицинских осмотрах, экспертизе профессиональной пригодности, формировании врачебных комиссий и др.

Учитывая значительное количество запланированных изменений в отношении порядка проведения обязательных медосмотров, а также новые требования Закона № 323-ФЗ, принято решение об издании нового приказа, регламентирующего порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Обозначенные выше базовые позиции Приказа № 302н сохранятся, ниже будут перечислены наиболее важные из предлагаемых нововведений.

1. Более четко и однозначно будет прописана обязанность работодателя заключать договор на проведение обязательных медосмотров с медицинской организацией (за исключением работодателей, прикрепленных к ФМБА России).

2. В перечень обязательных для предоставления работником документов планируется добавить выписку из медицинской карты амбулаторного больного и военный билет (при наличии).

3. Наличие на рабочем месте аллергенных, канцерогенных или действующих на репродуктивную систему факторов (в перечне факторов они будут отмечены соответственно буквами А, К, Р) будет являться основанием для проведения медицинского осмотра работника вне зависимости от класса условий труда в связи с возможностью возникновения беспороговых эффектов.

4. Будут серьезно переработаны следующие положения Приказа № 302н:

Аэрозоли преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия (п. 1.1.4 Перечня факторов);
- подземные работы (п. 12 Перечня работ), особенно в отношении медицинских противопоказаний;
- виды работ, предусмотренные пп. 14 - 26 Перечня работ (работники пищевой отрасли, учебных учреждений и др.);
- управление наземными транспортными средствами (п. 27 Перечня работ).

5. В перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, будут добавлены новые пункты:

Водолазные работы (шесть подпунктов);
- работы по управлению транспортом на метрополитене.

6. Фактор «вынужденный зрительный контакт с видеотерминалом» будет выделен в самостоятельный пункт с отдельно оговоренным объемом обследования и медицинскими противопоказаниями.

7. В перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), будут добавлены перегрузки голосового аппарата. Это одна из важнейших новаций данного классификатора.

8. Психиатр и нарколог будут исключены из обязательного объема обследований.

9. Врач-офтальмолог и офтальмотонометрия будут включены в обязательный перечень обследований.

10. Врачей-специалистов (хирурга, невролога, оториноларинголога, дерматовенеролога, онколога, уролога, аллерголога) можно будет привлекать к работе в составе врачебной комиссии при наличии (на основании) медицинских показаний.

11. Осмотр лор-врача станет обязательным для всех работников, выполняющих работы на высоте.

12. Тональная пороговая аудиометрия останется обязательной только для работников, выполняющих работы в условиях шума. Во всех остальных случаях будет проводиться акуметрия (исследование шепотной речи).

13. Фиброгастродуоденоскопия для работников особых географических зон будет отмечена знаком “*” (только по показаниям).

14. В отношении работников, выполняющих работы, связанные с воздействием ионизирующего излучения, а также ряда химических веществ, будет проводиться психофизиологическое исследование.

15. В случае, если частота проведения лабораторных или функциональных исследований превышает частоту проведения периодических медицинских осмотров, направление на данные исследования будет осуществлять работодатель, а заключение о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний будет выдавать председатель врачебной комиссии совместно с соответствующим профилю исследования врачом-специалистом.

16. Глаукома любой степени и компенсации будет включена в число медицинских противопоказаний для работ на высоте.

17. Наличие искусственного хрусталика будет исключено из перечня медицинских противопоказаний для работы водителем.

18. Отсутствие бинокулярного зрения планируется добавить к числу медицинских противопоказаний для работ с оптическими приборами.

19. Будут конкретизированы степени нарушения цветоощущения, служащего противопоказанием для работы водителем, - дихромазия и монохромазия.

20. Постинфарктный кардиосклероз будет служить общим медицинским противопоказанием для декретированного контингента (т. е. для работников, не занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, но подлежащих обязательному медосмотру) только при наличии нарушения кровообращения 2 степени и выше.

21. Отсутствие слуха планируется исключить из числа медицинских противопоказаний к выполнению работ в условиях шума и с движущимися механизмами для лиц, прошедших специальную подготовку.

22. В отношении таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия и др., фигурирующих в качестве медицинских противопоказаний к выполнению определенных видов работ, будут добавлены ссылки на степень (стадию) заболевания.

23. Профессиональное заболевание будет определено как медицинское противопоказание к выполнению работ, связанных с воздействием вредных факторов, его вызвавших.

24. Будет переработан п. 48 Порядка № 302н, посвященный общим медицинским противопоказаниям.

25. Оформление заключения по результатам периодического медицинского осмотра будет обязательно не для всех работников, а только для имеющих медицинские противопоказания. Информацию об этом медицинская организация будет обязана передать работодателю в трехдневный срок.

26. После выхода нового приказа планируется утвердить методические рекомендации по организации и проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), содержащие формы необходимых документов. В будущем планируется разработать методики оценки риска развития профессиональных заболеваний.

27. Отдельным приказом Минздрава России планируется утвердить порядок медицинского освидетельствования на право управления личным автотранспортом.

А.Ю. Бушманов,
первый зам. генерального директора ФГБУ ГНЦ
“Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна” ФМБА России, главный внештатный специалист-профпатолог ФМБА России и Минздрава России

А.С. Кретов,
эксперт-профпатолог ФГБУ ГНЦ “Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна” ФМБА России, секретарь профильной рабочей группы по профпатологии Минздрава России

Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — осуществляющая санитарно-эпидемиологический государственный надзор, заключающийся в предупреждении, обнаружении, а также пресечении нарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подобно другим федеральным службам страны имеет собственный официальный сайт — www.rospotrebnadzor.ru , способный дать полное представление о деятельности службы.

Главная страница

Роспотребнадзор официальный сайт — это прежде всего источник информации, касающейся функций и полномочий Роспотребнадзора, его деятельности, документации, государственных услуг, осуществляемых службой и прочего. Здесь же представлена вся необходимая контактная информация, позволяющая связаться со специалистами службы для разрешения вопросов, относящихся к компетенции Роспотребнадзора.

Для поиска нужной информации на сайте службы можно воспользоваться основным меню, включающем максимальный объём содержащейся на ресурсе информации. Также можно воспользоваться строкой поиска, способной значительно упростить работу с сайтом и сэкономить время. Более того, часть материалов расположена непосредственно на главной странице. Прежде всего это новости, статистические материалы, рекомендации гражданам и тому подобное. В отдельном меню собраны ссылки на открытые данные Роспотребнадзора, информацию о противодействии коррупции, планы проверок, Единый реестр проверок и прочее.

Для ознакомления с общими сведениями о службе, включающими информацию о её руководстве, структуре, функциях и полномочиях, истории, следует обратиться к первой вкладке основного меню «Роспотребнадзор». Здесь же размещены материалы пресс-службы, контактные данные (также представлены в нижней части интернет-ресурса), информация о порядке приёма и рассмотрения обращений граждан, материалы для сотрудников, доступ к которым осуществляется через логин и пароль.

Следующая вкладка основного меню на официальном сайте Роспотребнадзор посвящена деятельности службы. Здесь можно ознакомиться с такими её направлениями как эпидемиологический и санитарный надзор, защита прав потребителей, научное обеспечение и прочее. Также здесь можно ознакомиться с деятельностью службы в рамках ВТО и Таможенного союза, международным сотрудничеством, государственной службой и кадрами.

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также содержит массу документов, касающихся её деятельности. Так, здесь собраны постановления и приказы, письма и решения, федеральные законы, государственные доклады, проекты документов и прочее. Для удобства поиска нужных документов на сайте предусмотрена форма, позволяющая производить поиск по названию, виду документа, его номеру, дате принятия либо году выхода.

Документы

Отдельная вкладка сайта посвящена контролю и надзору. Так, здесь собраны материалы, касающиеся надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия, а также надзора в области защиты прав потребителей.

Официальный сайт Роспотребнадзора также информирует пользователей о доступных государственных услугах, включающих государственную регистрацию продукции, лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений и приём уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Здесь же собраны реестры и отчёты.

Государственные услуги

Ещё одна вкладка основного меню, которым располагает официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержит ряд материалов, адресованных гражданам. Так, здесь представлены общественная приёмная, информационные ресурсы по вопросам защиты прав потребителей, нормативно-правовая база, порядок приёма и рассмотрения обращений граждан, а также информация об информационно-справочной телефонной линии Роспотребнадзора.

Для граждан

Перейти к информации о порядке приёма и рассмотрения обращений, а также информационно-справочной телефонной линии можно и по ссылкам, расположенным в верхней части веб-ресурса. Здесь же размещена ссылка на версию официального сайта для слабовидящих людей.

Для улучшения работы ресурса создателями официального сайта службы Роспотребнадзор предусмотрена форма обратной связи, воспользовавшись которой Вы сможете предложить имеющуюся идею, сообщить о возникшей проблеме, задать вопрос либо выразить благодарность.

Полномочия Роспотребнадзора, функции, исполняемые этой федеральной службой, и законодательная база должны быть известны любому поставщику, попадающему под ее юрисдикцию. Кроме этого, с работой Роспотребнадзора должны быть знакомы и рядовые потребители, чтобы в случае приобретения некачественного товара или услуги смогли отстоять свои интересы.

Деятельность

Роспотребнадзор осуществляет свою работу в следующих направлениях:

  1. Эпидемиологический и санитарный контроль.
  2. Защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов государственной службы.
  4. Сотрудничество с другими странами (ВТО, Таможенный союз).
  5. Научные исследования.

Структура

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность через региональные представительства, взаимодействуя с другими организациями и органами исполнительной власти. Структура организации выглядит следующим образом :

  1. Центральный аппарат (руководители, помощники, служба по связям с общественностью, управления (санитарного и эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей, научного направления, финансово-экономической сферы и др.)).
  2. Управление по регионам РФ.
  3. Центры гигиены и эпидемиологии в регионах.
  4. Противочумные центры.
  5. Санитарные и эпидемиологические службы различных ведомств.

Федеральная служба имеет 84 управления в субъектах РФ и 90 центров гигиены. Кроме этого в структуре службы находится 29 НИИ (11 гигиенического профиля, 18 эпидемиологического профиля), 14 противочумных учреждений. В организации под управлением главного государственного санитарного врача работает более 100 тысяч специалистов.

Законодательная база

Роспотребнадзор выполняет свои функции согласно Постановлению Правительства №154 от 06.04.04 и Положению №322 от 30.06.04 . Основными нормативными документами, которые регулируют деятельность этой службы, являются:

Кроме этого, Роспотребнадзор в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ, актами президента и правительства РФ, актами Минздрава, а также международными договорами.

Полномочия

Роспотребнадзором осуществляются такие полномочия, как:

Организация деятельности

Руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач, назначается Правительством и персонально отвечает за осуществление службой ее полномочий. Его заместители также назначаются Правительством.

Начальник службы определяет обязанности своих подчиненных, вносит предложения по поводу их назначения или освобождения от службы, поощрения и присвоения им званий. Назначает на должность сотрудников центрального аппарата ведомства, главных санитарных врачей в субъектах РФ.

Руководителем осуществляется определение штатного расписания центрального аппарата, утверждение численности и сметы расходов на содержание территориальных органов. Кроме этого главный государственный санитарный врач, взаимодействуя с Министерством финансов, вносит предложения по формированию бюджета.

Права и обязанности

Важнейшей функцией Роспотребнадзора является защита прав потребителей . При возникновении споров между потребителями и поставщиками услуг или товаров, служба должна выступить в качестве независимого эксперта, проверяя соблюдение требований нормативно-правовых актов. Для этого представители службы вправе получать доступ к необходимой информации, назначать .

Стоит отметить, что проведение проверок регламентируется №294-ФЗ и должно четко соответствовать требованиям, описанным в этом документе. Так, например, Роспотребнадзор обязан проверять выполнение требований только в рамках своих полномочий, должен проводить проверку только в присутствии руководителя организации, распространять информацию о проверке. Эти и другие положения должны соблюдаться службой, иначе проверка может признаться незаконной.

Виды проверок

Проверки, осуществляемые Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей, могут быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности.

Плановые

Проверки такого типа осуществляются по специальному графику . Организация или предприниматель должны быть предупреждены как минимум за три дня до проверки. Частота плановых проверок – не более одного раза в три года. Для медицинских учреждений этот период уменьшается до года.

Внеплановые

Такие проверки, как правило, являются следствием обращений граждан по поводу различных нарушений. Инициировать проверку могут также органы местного самоуправления. Кроме этого, проверки такого плана организуются для контроля за устранением выданных ранее предписаний. О внеплановых проверках проверяемые организации должны быть извещены за 24 часа. Однако, если существует угроза для людей или другого характера, оповещение не обязательно.

Документарные

Предметом документарной проверки являются документы юридического лица или предпринимателя.

Сведения, интересующие надзорные органы, находятся в документах, которые устанавливают организационно-правовую форму предприятия, права и обязанности организации, а также других условий, обязательных для ведения профессиональной деятельности.

Данная проверка основывается на рассмотрении документов , которые в первую очередь имеются в доступе контролирующего органа:

  • подтверждение о начале осуществления отдельных видов деятельности;
  • дела об административных нарушениях;
  • сведения о прежних проверках и пр.

Выездные

Выездные проверки позволяют Роспотребнадзору проверить не только документы, но и соответствие сотрудников, зданий, помещений, оборудования, транспорта, товара. Выездные проверки могут быть плановыми или внеплановыми.

При выезде могут быть проверены:

  • оформление вывески, обустройство помещения;
  • уголок потребителя;
  • вид ценников;
  • товарное соседство;
  • качество продукции;
  • производство фасовки.

Помимо этого, выездная комиссия может произвести отбор проб продукции или окружающей среды на производстве для последующих исследований.

Вне зависимости от вида проверки, представитель Роспотребнадзора обязан перед началом процедуры предъявить проверяемому удостоверение и соответствующее распоряжение . Должность и имя проверяющего, указанные в удостоверении, должны совпадать с данными, указанными в распоряжении. Кроме этого, действия сотрудников должны соответствовать плану мероприятий, описанному в документе.

Объекты

Процедура будет инициирована в отношении компаний, которые оказывают услуги населению :

  • продажа товаров;
  • продажа продовольствия;
  • оказание бытовых услуг;
  • заведения общепита;
  • организации, реализующие лекарственные средства.

Также под контролем Роспотребнадзора находятся опасные промышленные объекты, образовательные и лечебные учреждения.

По окончанию проверки контролирующий орган обязан составить Акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Минэкономразвития, №141 . Акт содержит информацию об объекте проверки, времени проведения, сведения о проверяемых и проверяющих сотрудниках, а также информацию о результатах.

Если в процессе проверки производился отбор проб, или сотрудниками были написаны письменные объяснения о нарушении тех или иных требований законодательства, то к акту должны быть приложены соответствующие документы. Проверяемый вправе подать письменное возражение на составленный акт в течение 15 дней , если у него существуют мотивированные причины.

По результатами процедуры проверяемому могут выдать предписание об устранении нарушений. Предписание помимо сведений об объекте проверки и прочих реквизитов должно содержать описание нарушений и сроки их устранения. Этот документ можно также оспорить в течение 15 дней.

Компетенция

Ведомство при осуществлении своей деятельности не имеет право:

  • проводить проверки без присутствия ответственных лиц организации, если не существует опасности для жизни населения, безопасности государства и т.д;
  • изымать оригиналы документов и требовать документацию на продукцию, которая не является предметов проверки;
  • превышать сроки проведения проверки;
  • отбирать пробы без оформления соответствующих актов;
  • вынуждать проверяемую организацию за свой счет осуществлять контрольные мероприятия.

Существует ограничение по срокам проводимых проверок. Для малых организаций плановая выездная проверка не может проводиться более 50 часов, а для микропредприятий – не более 15 часов в год. При документарных и внеплановых проверках срок должен быть не более 20 рабочих дней. Примечательно, что, определяя срок, должны учитываться все типы осуществляемых проверок.

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушения, которые выявляет Роспотребнадзор, может быть дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной. Чаще всего нарушения носят административный характер.

Наиболее распространенные нарушения и штрафы за них:

  1. Несоблюдение санитарных требований – 5-10 МРОТ или приостановка деятельности до 3 месяцев.
  2. Нарушение требований использования помещений – до 20 МРОТ.
  3. Нарушения, по причине которых произошло распространение инфекционного заболевания – до 200 МРОТ. В некоторых случая возможно уголовное наказание.
  4. Игнорирование выданных ранее предписаний – до 20 тыс. руб.

Подробнее о том, чем занимается Роспотребнадзор, есть в данном видео.