За нарушение социальных норм общество вводит определенные. Виды социальных норм. О типологии социальных норм

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.

Все действующие в обществе нормы (правила поведения) юридическая наука подразделяет на две большие группы:

Социальные нормы;

Технические нормы.

Социальные нормы и технические нормы разделяются, главным образом, по предмету регулирования.

Технические нормы - правила обращения с естественными и искусственными объектами, т.е. технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, отношения типа "человек - машина", "человек - производство" и т.д. К техническим нормам относятся, например, правила пользования различными техническими средствами, требования по эксплуатации различных приборов и т.д.

Социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, стандарты, правила поведения людей, средства регулирования их взаимодействия. Таким образом, в отличии от технических норм, регулирующих отношения между людьми и техникой, силами природы, различными объектами, т.е. вещами, социальные нормы регулируют отношения между людьми и их общностями.

Все социальные нормы, несмотря на их разнообразие, имеют общие черты:

Это правила поведения людей в обществе;

Они носят общий характер;

Они создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей;

Они обусловлены уровнем культуры данного общества;

Они входят в структуру общественного сознания.

Виды социальных норм.

А) По способам установления и обеспечения:

    нормы права - общеобязательные, формально определенные, установленные или санкционированные и охраняемые государством правила поведения, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения;

    нормы морали (нравственности). Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, чести, совести, долга, достоинства;

    нормы обычаев, традиций, ритуалов. Обычаи - правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей и в результате многократного повторения становятся привычными для них. Обычаи (в узком смысле) - это правила поведения, соблюдаемое в силу привычки;

    корпоративные нормы (нормы общественных организаций) - это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных (негосударственных) организаций, для достижения целей их функционирования. Корпоративные нормы регулируют внутренние отношения организации; выражают волю и интересы только членов соответствующей организации и обязательны лишь для них; к нарушителям корпоративных норм применяются меры общественного воздействия, предусмотренные уставом данной организации.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
7 класс
Уважаемый участник!
При выполнении заданий (1­14) Вам предстоит выполнить определённую
работу, которую лучше организовать следующим образом:
‒ внимательно прочитайте задание;
‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную
задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть
кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите
чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое количество
баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 95.
Время выполнения – 1 час 30 мин.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 7 класс
Максимальный балл - 95
Фамилия, имя_____________________________________________________
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите
в таблицу.
1.1. К видам социальных норм относит(­ят)ся:
1) обычаи;
2) умозаключения;
3) обещания;
4) культура.
1.2. Способ организации хозяйственной деятельности, при котором всё
необходимое производится самостоятельно и только для собственного
потребления, называется
1) товарное хозяйство;
2) натуральное хозяйство;
3) рыночное хозяйство;
4) сельское хозяйство.
1.3. Бюджет ‒ это
1) денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения;
2) смета расходов и доходов;
3) установленный законом порядок движения денежных средств в госу­
дарстве;
4) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юриди­
ческих лиц.
1.4. Что из перечисленного является конституционной обязанностью в РФ?
1) сохранять тайну переписки
2) определять и указывать свою национальную принадлежность
3) свободно выезжать за пределы РФ
4) сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам
1.1
1.2
1.3
1.4
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 4 балла.
2. Выберите правильное определение понятия «гуманность»:
А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за
сохранение среды их обитания.

Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому
достоинству.
В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов,
полей, воздуха, рек, морей и т. д.
Г) Любовь к прекрасному, произведениям искусства.
Ответ: ___________ (2 балла)
3.
3.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально
точный ответ.
Суждение, умозаключение, ощущение, понятие, представление.
Ответ: _______________________________________
3.2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный
ответ.
Мировой терроризм, истощение природных ресурсов, истребление редких
видов животных, значительный разрыв в уровне жизни между богатыми и
бедными странами.
Ответ: ________________________________________
По 3 балла за каждый верный ответ.
Всего 6 баллов.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному
основанию.
4.1. Дочь, сестра, девочка, племянница, ученица.
Ответ:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.2. Написание сценария к школьному празднику; сборка мебели в
соответствии со схемами, предоставленными фирмой изготовителем;
разработка коллекции одежды; создание эскизов кузова спортивного
автомобиля.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за
правильное обоснование,
2 балла за указание лишнего).
Максимум за здание 8 баллов.
5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если
не согласны ‒ «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1 Человек ­ существо общественное.

2 Гражданином РФ житель России становиться с рождения
3. Любая деятельность человека носит прогрессивный характер.
4 Мораль опирается на идеи добра и зла.
5 Лидер – это человек, который подавляет других своим авторитетом.
1
2
3
4
5
2 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 10 баллов. 1
6. Заполните таблицу. Впишите в соответствующие ячейки буквенные
обозначения иллюстраций, которые относятся к названным элементам.
Виды социальных норм
обычай
этикет
право
мораль
А

В
Г
2 балла за каждое верное заполнение ячеек таблицы.
Максимум за задание 8 баллов.
7. Прочитайте краткое содержание повести В.К. Железникова «Чучело»
и ответьте на вопросы.
1. Какой тип социального взаимодействия описан в фильме?
2. Какой способ разрешения данной ситуации применяет героиня фильма?
3. Назовите любой другой способ разрешения данной ситуации.
В школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Когда Лена
приходит в свой новый 6­й класс, одноклассники, проявляя внешнее
дружелюбие, всем своим поведением ясно дают понять, что презирают
её.
В результате одного поступка Лены все одноклассники объявляют ей
бойкот. Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше
учиться в этой школе.
Ответ: 1. ________________________________
2. ________________________________
3. ________________________________
По 2 балла за ответ на каждый вопрос.
Максимум за задание 6 баллов.
8. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только
правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие
цифровые обозначения внесите в таблицу.
ПРИЗНАКИ
А) представляют собой правила поведения человека в определённой ситуации
Б) устанавливаются государством
В) обусловлены уровнем развития общества
Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов
Д) охраняются принудительной силой государства
Е) имеют общеобязательный характер
ВИДЫ НОРМ
1) правовые
2) и правовые, и моральные
А
Д
Б
В
Г
Е
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Максимум за задание 6 баллов.
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,

прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов
есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в
таблицу.
По мнению большинства, из числа факторов, которые определят облик
мирав ближайшие десятилетия, бесспорными и несомненными являются:
рост ____ (А); истощение природных ____ (Б) ‒ нефти, плодородия ___
(В), чистой воды и т. п.; серьёзное нарушение ____ (Г) равновесия и среды
___ (Д) человека. Эти три бесспорных фактора создают удручающий тон
для любых прогнозов. Но столь же бесспорен и весом и еще один фактор ‒
научно­технический ___ (Е), который накапливал «разбег» на протяжении
тысячелетия развития ___ (Ж) и только теперь начинает полностью
выявлять свои блистательные возможности. Он не принесет счастья,
если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в
социальной, нравственной и ___ (З) жизни человечества. Внутреннюю
духовную жизнь людей, внутренние импульсы их___ (И) труднее всего
прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и ___ (К), и
спасение человечества. Это, может быть, самая трудная задача, с
которой когда­либо встречалось человечество: осмыслить своё место в
____(Л).
Список терминов:
1. почва
2. население
3. страна
4. пробуждение
5. спасительный
6. обоснование
7. обитание
8. культурный
9. группа
10. политика
11. природный
12. планета
13. ресурсы
14. прогресс
15. цивилизация
16. гибель
17. биосфера
18. регресс
19. поведение
20. ситуация
А
Б
В
Г
Д Е Ж З
И
К
Л
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 11 баллов.
10.Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных
рядов? Дайте краткий ответ.
3.1. Край, область, автономный округ, республика
__________________________________________________________________
3.2. Мораль, обычай, право
__________________________________________________________________

3.3. Герб, гимн, флаг
__________________________________________________________________
По 2 балла за верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
11. Прочитайте известные пословицы и поговорки и определите, о какой
деятельности человека идет речь:
«Делу время, потехе час»
«Кончил дело - гуляй смело»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Ответ:__________________________________________________________
Всего 3 балла.
12. Перед вами рисунки, иллюстрирующие культурные ценности
Российской Федерации. Назовите обобщающее их понятие. Объясните,
почему вы так решили.

Ответ:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Всего 5 баллов.
13. Установите соответствие между понятием и его определением.
Понятие
1. Способности
2. Талант
3. Гениальность
4. Задатки
Определение

врождённые
А) высшая степень проявления
творческих сил человека
Б)

анатомо­
физиологические
особенности
строения человека, составляющие
основу развития способностей
В) высокий уровень развития
способностей, проявляющихся в
творческих достижениях личности6. Благодаря труду создаются два вида благ: товары и… (укажите пропущенное слово).
7. Эта организация помогает родителям воспитывать детей.
8. Переходным возрастом называют этот период жизни.
По вертикали:
1. В этом месте можно получить нужную книгу.
2. Творческая профессия, связанная с обучением детей.
3. Флаг Военно­морского флота России.
4. «..., как и нужда, многих губит» (укажите первое пропущенное слово).
5. Чтобы стать учителем или инженером, необходимо поступить в это учебное заведение.
6. Этот народ проживает в самом большом субъекте России.
7. Группа людей, объединенная по принципу родства.
8. С этого класса начинается основная школа.
Максимальное количество баллов за работу ­ 95

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс

Выполнил

учитель истории и обществознания

МКОУ «Маховоколодезская ООШ»

Бабкин А.А.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс

1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

1.1 . К видам социальных норм относит(-ят)ся:

1) обычаи;

2) умозаключения;

3) обещания;

4) культура.

1.2. Способ организации хозяйственной деятельности, при котором всё необходимое производится самостоятельно и только для собственного потребления, называется

1) товарное хозяйство;

2) натуральное хозяйство;

3) рыночное хозяйство;

4) сельское хозяйство.

1.3 . Бюджет ‒ это

1) денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения; 2) смета расходов и доходов;

3) установленный законом порядок движения денежных средств в государстве;

4) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

1.4 . Что из перечисленного является конституционной обязанностью в РФ? 1) сохранять тайну переписки

2) определять и указывать свою национальную принадлежность

3) свободно выезжать за пределы РФ

4) сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам

2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

2.1. К функциям денег относятся:

1) мера стоимости;

2) мера заработка;

3) средство накопления;

4) средство обращения;

5) мера инфляции;

6) средство производства.

2.2. К правоохранительным органам относятся:

1) Правительство РФ; 2) суды;

3) Следственный комитет;

4) Комитет Государственной Думы по обороне;

5) Администрация Президента РФ;

6) полиция.

2.3. Отличительными признаками этноса являются:

1) язык;

2) социальная стратификация;

3) самосознание;

4) особые религиозные верования;

5) обычаи;

6) существование родовой общины.

3.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Суждение, умозаключение, ощущение, понятие, представление.

Ответ: _________________________________

3.2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Мировой терроризм, истощение природных ресурсов, истребление редких видов животных, значительный разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами.

Ответ: _____________________________________

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Дочь, сестра, девочка, племянница, ученица.

Ответ _________________________________________________________

4.2. Написание сценария к школьному празднику; сборка мебели в соответствии со схемами, предоставленными фирмой изготовителем; разработка коллекции одежды; создание эскизов кузова спортивного автомобиля.

Ответ _______________________________________________________

5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны ‒ «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Гражданин РФ обязан встать на воинский учёт одновременно с получением паспорта.

2. Правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

3. В Российской Федерации существует особый порядок защиты конституционных норм.

4. Расходы семьи можно разделить на обязательные и произвольные.

5. Имущество, способное приносить доход, называют рентой.

Ответ:

6. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным вами элементам.

Ответ

7. Прочитайте краткое содержание повести В.К. Железникова «Чучело» и ответьте на вопросы.

В школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, проявляя внешнее дружелюбие, всем своим поведением ясно дают понять, что презирают её. В результате одного поступка Лены все одноклассники объявляют ей бойкот. Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой

1. Какой тип социального взаимодействия описан в фильме? ____________________________________________________________________________

2. Какой способ разрешения данной ситуации применяет героиня фильма? _______________________________________________________________________

3. Назовите любой другой способ разрешения данной ситуации. _________________________________________________________________________

8. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие цифровые обозначения внесите в таблицу.

А) представляют собой правила поведения человека в определённой ситуации

Б) устанавливаются государством

В) обусловлены уровнем развития общества

Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов

Д) охраняются принудительной силой государства

Е) имеют общеобязательный характер

1) правовые

2) и правовые, и моральные

Ответ

9.Задание (10 баллов):

Напишите мини-сочинение (несколько предложений)

Обществознание изучает очень много базовых вопросов, касающихся не только непосредственно социума, но и затрагивающих так называемые междисциплинарные проблемы. То есть те, к которым в дальнейшем придётся обращаться в политологии, в социологии, при изучении литературы, философии и так далее. И понятие и виды социальных норм относятся именно к таким вопросам. Они также непосредственно имеют отношение к юриспруденции, а то, какое место занимает право в системе социальных норм, презентация может наглядно показать.

Как уже и было сказано, эта тема неоднократно всплывает. Будущим юристам могут сказать: выберите верные суждения о социальных нормах. И они должны будут разобраться, продемонстрировать, насколько глубоко освоили эту тему. Тех, кто предпочтёт в качестве основного направления социологию и политологию, ждут нормы и санкции как способ управления обществом, яркие примеры успешно реализованной программы и провалы. Причём шпаргалка и таблицы здесь не помогут, важно понимание. Как, кстати, не всегда срабатывает и голое знание законодательства.

И всё это легко показать на жизненных примерах. Очень часто общественный контроль оказывается эффективнее того, что формально установлен в нормативно-правовых актах. Даже самая хорошая концепция не будет работать, если она не воспринимается обществом. А для этого нужно понимать, какие стандарты в конкретном социуме на самом деле действуют, чтобы разобраться в том, в какую сторону их необходимо менять.

В идеале система социальных норм отражается в законодательстве. Именно тогда появляется больше всего шансов, что регулирующие и контролирующие функции законов будут реализованы. Однако особенности современной правовой системы таковы, что отдельные виды социальных норм не только не отражаются в законодательстве, но часто вступают с ними в противоречие. Например, в отдельных регионах, где авторитет криминальных элементов довольно высок.

Для понимания социальных норм необходим краткий экскурс в историю. Первыми появились именно они, а не право. Это были традиции, обычаи, определённые порядки. Как право сильного, они устанавливались вождями, главами племён, но могли меняться после того, как власть переходила к другому. Даже позднее, уже в эпоху феодализма при более развитом строе приход к власти другого правителя мог серьёзно отразиться на проводимой политике.

Впрочем, это можно наблюдать и в современном обществе, когда один президент сменяет другого и отменяет многое из того, что сделал предыдущий. Но давайте вернёмся к тому, что собой представляют социальные нормы и их виды. Итак, под ними подразумевают некие правила поведения, часто довольно общего характера, которые устанавливаются и регулируются обществом, а не законом, в отличие от права. Для них характерна расплывчатость формулировок в отдельных случаях и предельная конкретизация – в других.

Например, трудно точно сказать, что собой представляет вежливое поведение, за исключением некоторых ограничений и довольно определённой картины того, что уже будет грубостью по отношению к собеседнику. Однако большинство людей более-менее точно описывают хамство в свой адрес.

В то же время проведение свадеб, похорон и многое другое часто детально регламентировано. И это тоже является разновидностью социального регулирования. Таких примеров можно привести очень много.

Признаки социальных норм

Сами по себе социальные нормы разнообразны во времени и пространстве, их реализация сильно зависит от того общества, в котором они появились. Культура, менталитет конкретного народа и его религиозные взгляды оказывают решающее влияние на характер реализации тех или иных предписаний. Поэтому понятие социальных установок становится более очевидным через изучение признаков. Итак, нормы:

  1. Специально установлены или исторически сформировались, направлены на регулирование поведения отдельных членов общества (групп, категорий). В них отражаются права и обязанности индивидуумов.
  2. Одинаковые для определённых категорий населения. Существует разница между предписаниями, адресованными правителям и крестьянам, но для царской семьи в целом существовали одни и те же порядки с учётом полового и возрастного статуса, а также роли (царь, наследник и т. п.). Но для наследников, например, нормы были одним и теми же, исключений не существовало. Меняться они могли со временем и под воздействием объективных факторов. Попытки выделиться натыкались на противодействие со стороны общества.
  3. Имеют свойство развиваться. Разные виды социальных установок со временем претерпевали ту или иную трансформацию. Крестьяне могли получать дополнительные права, а дворяне – новые функции в государстве. Что же касается современного общества, то в нём скорость преобразований увеличилась.
  4. Отличаются предписывающим характером. Фактически, речь идёт об эталонах поведениях и о существующих запретах. В них как в отражении просматривается та или иная эпоха. Например, виды социальных норм и их характеристика применительно к СССР позволяют в целом сделать интересные выводы, касающиеся этой страны, государственного строя, того, что именно тогда происходило.
  5. Обеспечение исполнения определёнными способами воздействия. Функции таких установок не были бы реализованы, если бы права правящих групп не подкреплялись реальными возможностями. И наоборот, разные виды запретов остаются формальными, если только за их нарушение не идёт непосредственно наказание. Под последним может подразумеваться как реакция со стороны государства (уголовное заключение, разные виды преследования), так и со стороны общества (порицание, бойкот, давление).

Рассматривая понятие «признаки и виды социальных норм», стоит учитывать, что классификация на практике очень сильно отличается. Как и сама реализация. Так, права человека и гражданина в России и в США сегодня имеют разную наполненность. Что непосредственно связано с тем, как именно государство выполняет свои функции.

О типологии социальных норм

Итак, переходим непосредственно к классификации. Существует довольно много делений. Если говорить о стандартных, то это нормы права, которые санкционируются и закрепляются государством, чем и отличаются от всех остальных. Они устанавливаются законодательной ветвью властью, отличаются формальным характером, наличием конкретных определений, прописанной процедурой. Зафиксированы в виде соответствующих документов.

Также рассматривают нормы морали. Они тоже выполняют регулирующие функции, но при этом негласно. Их действие подкрепляется как внутренними установками, так и общественными способами воздействия. Самым эффективным считается сочетание того и другого.

Помимо этого, есть ещё нормы обычаев. Здесь решающее значение имеет установившийся порядок, необходимость соблюдать традиции из уважения к предкам, культуре и менталитету определённого народа. Как и в предыдущем случае, за исполнением следит общество. Однако нарушение в настоящем считается не настолько серьёзным, кроме отдельных ситуаций, например, исполнения похоронного обряда.

К нормам нередко относят деловые обычаи и этикет. Есть ещё правила, касающиеся религиозной сферы, культуры, эстетики. В отдельную категорию обычно выделяют корпоративные нормы, как правило, они устанавливаются внутри отдельно взятой организации, но если речь идёт о крупной корпорации, то могут при этом затрагивать большое количество лиц.

Стоит отметить, что в современном мире существует большое количество разных подходов к классификации таких правил. Многое зависит от того, что именно ставится во главу угла. Кроме того, большинство обществоведов выделяют ещё и смешанные подвиды, когда одни и те же нормы могут регулировать разные ситуации, находиться на стыке сфер (политики и религии, к примеру).