Обязательное общественное обсуждение 44 фз. Основные вопросы

Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок
Комментарий к статье 20
1. В комментируемой статье содержатся нововведения об обязательном общественном обсуждении закупок. Данная статья согласно ч. 3 ст. 114 комментируемого Закона вступает в силу с 1 января 2016 г., т.е. по истечении двух лет с момента вступления основной массы норм данного Закона. При этом в п. 5 ч. 3 ст. 112 комментируемого Закона предусмотрены заключительные положения, касающиеся осуществления обязательного общественного обсуждения закупок в 2014 и 2015 гг.
В части 1 комментируемой статьи непосредственно регламентированы лишь сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок: началом такого обсуждения является дата размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению; окончанием такого обсуждения является момент, предшествующий истечению срока, до которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со ст. 36 комментируемого Закона.
В остальном ч. 1 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ полномочия по установлению, во-первых, случаев проведения обязательного общественного обсуждения закупок, и, во-вторых, порядка проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Издание соответствующего постановления Правительства РФ лишь ожидается (как говорилось выше, комментируемая статья вступает в силу с 1 января 2016 г.).
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 112 комментируемого Закона в 2014 и 2015 гг. обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, т.е. Минэкономразвития России (см. комментарий к ст. 3 Закона) в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один млрд. рублей.
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность установления в дополнение к случаям, установленным Правительством РФ в соответствии с ч. 1 данной статьи, иных случаев проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Такие «иные» случаи устанавливаются законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в отношении закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд. При этом законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами устанавливается и порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких «иных» случаях.
Такая же возможность установления в 2014 и 2015 гг. законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами «иных» случаев проведения обязательного общественного обсуждения закупок, а также порядка обязательного общественного обсуждения закупок в этих случаях предусмотрена заключительным положением п. 5 ч. 3 ст. 112 комментируемого Закона.
3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрены действия, которые могут быть произведены по результатам обязательного общественного обсуждения закупок в соответствии с ч. ч. 1 и 2 данной статьи, а именно могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Соответственно, согласно заключительному положению п. 5 ч. 3 ст. 112 комментируемого Закона в 2014 и 2015 гг. по результатам обязательного общественного обсуждения закупок, предусмотренного данным пунктом, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены.
4. Часть 4 комментируемой статьи запрещает осуществление закупок, подлежащих обязательному общественному обсуждению в соответствии с ч. ч. 1 и 2 данной статьи, без проведения такого обсуждения. Такое же заключительное положение, рассчитанное на применение в 2014 и 2015 гг., содержится в п. 5 ч. 3 ст. 112 комментируемого Закона.
Как представляется, последствием нарушения рассматриваемого запрета, который следует непосредственно из положений ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, является возможность признания недействительным определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по иску заинтересованного лица (см. комментарий к ст. 47 Закона).

Комиссия должна сообщать не реже одного раза в три года о применении настоящих Правил. Настоящий Положение о доступе экономических операторов, товаров и услуг к третьим странам ограничивается тем, что необходимо для достижения этой цели в соответствии с положениями статьи 5 (4) Договора о Европейском союзе. Настоящее Положение применяется к договорам, подпадающим под действие следующих актов.

Настоящие Правила применяются к присуждению контрактов на товары или услуги, приобретенные для общественных целей, а не в целях коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров или предоставлении услуг для коммерческой продажи. Для целей настоящих Правил применяются следующие определения.

В качестве формы общественного контроля закупок для государственных и муниципальных нужд введено общественное обсуждение закупок. Случаи и основные требования к порядку обязательных общественных обсуждений закупок установлены Законом о контрактной системе .

До 2015 года порядок обсуждения закупок устанавливался Приказом Минэкономразвития РФ № 578 . Общественное обсуждение закупок применимо, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ЕП), превышает 1 млрд руб. Случаи и порядок проведения обсуждения закупок с 2016 года устанавливаются Правительством РФ.

«Поставщик» означает физическое или юридическое лицо, предлагающее товары на рынке. «Предполагаемые товары или услуги» означают товары или услуги, происходящие из страны, с которой Европейский союз заключил международное соглашение о государственных закупках, включая обязательства по доступу на рынки, охватывающие такие товары и услуги.

«Товары или услуги, не охваченные» означает товары или услуги, происходящие в стране, с которой Европейский союз не заключил международное соглашение о государственных закупках, включая обязательства по доступу на рынки или товары или услуги, происходящие из страны Союз заключил такое соглашение, но не включает такие товары и услуги.

Однако для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд законодательство субъектов РФ, муниципальные нормативные правовые акты могут определять также иные случаи и порядок проведения общественного обсуждения закупок как в 2015 году, так и в последующий период.


Действия общественного контролера при выявлении нарушений.

При выявлении нарушений общественный контролер при помощи специального функционала официального сайта сформулирует и разместит свои вопросы, замечания или предложения. При получении аргументированного ответа от заказчика он либо соглашается с доводами, либо продолжает обсуждение.

«Мера» означает законодательную или нормативную меру или практику или их сочетание. «Соответствующая Сторона» означает компанию, созданную в соответствии с законодательством государства-члена, имеющего свой зарегистрированный офис, центральную административную или основную организацию в Союзе, непосредственно участвующего в производстве товаров или услуг, на которые распространяются ограничительные меры третьей страны в сектора закупок.

Для целей настоящих Правил. Термин «страна» может относиться к государству или таможенной территории самостоятельно, без какого-либо суверенитета. Термин «экономический оператор» включает понятия поставщика и поставщика услуг. Экономический оператор, подавший предложение, обозначается термином «претендент».


Если ответ не получен в установленный срок (согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 578 в течение двух дней), возникает основание для обжалования действий заказчика в Росфиннадзоре или ФАС.

Началом общественного обсуждения закупки считается дата ее размещения на официальном сайте планов закупок. Обсуждение завершается за три дня до дедлайна - даты, не позднее которой определение поставщика может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона о контрактной системе.

Статья 3 Правила происхождения. Происхождение службы определяется на основе происхождения физического или юридического лица, которое предоставляет его. Считается, что источником поставщика услуг является. Для физических лиц, страна, гражданином которой является лицо или в которой он имеет право на постоянное проживание.

Для юридических лиц. Если услуга не предоставляется через присутствие бизнеса в Союзе, стране, в которой юридическое лицо создано или иным образом организовано в соответствии с законодательством этой страны и на территории которого юридическое лицо осуществляет существенную коммерческую деятельность.

Результат обязательного общественного обсуждения закупок может стать причиной внесения изменений в план закупок, план-график, документацию о закупках, а также отмены самой закупки.

Срок общественного обсуждения закупки.


Кто имеет право участвовать в обсуждении закупок.

Обсуждение закупок - это одна из форм общественного контроля, поскольку соответствует целям общественного контроля: содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. Согласно ст. 102 Закона о контрактной системе осуществлять общественный контроль, в частности принимать участие в обсуждении закупок, могут на равных условиях любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

Если услуга предоставляется через коммерческое присутствие в Союзе, то государство-член, в котором учреждено юридическое лицо, и на территории которого оно осуществляет существенную коммерческую деятельность, которая имеет прямую и эффективную связь с экономикой соответствующего государства-члена.

Для целей пункта 2, если юридическое лицо не осуществляет существенную коммерческую деятельность, которая имеет прямую и эффективную связь с экономикой соответствующего государства-члена, происхождение является источником физических или юридических лиц, обладающих или они контролируют юридическое лицо, предоставляющее услугу.

В документации должно быть указано на необходимость общественного обсуждения закупки, если цена контракта превышает 1 млрд руб.

При этом общественные объединения и объединения юридических лиц наделены специальными правами . Они могут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, проводить мониторинг закупок и оценивать эффективность закупок, инициировать контрольные мероприятия и т. д.

Юридическое лицо, обслуживающее услугу, считается. «Владеет» лицами данной страны, если более 50% капитала принадлежит лицам этой страны и «контролируется» лицами данной страны, если такие лица имеют право назначать большинство своих директоров или юридически управлять операцией.

Для целей настоящих Правил товары или услуги, происходящие из стран Европейской экономической зоны, за исключением государств-членов, рассматриваются как происходящие в государствах-членах. Аномально низкие цены Статья 4 Лечение рассматриваемых товаров и услуг.

При проверке общественные контролеры в первую очередь смотрят, указано ли в плане-графике на необходимость обсуждения закупки: такая информация должна содержаться в столбце 6 со ссылкой на дату и номер протокола (требование Приказа Минэкономразвития РФ № 544, Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013).

У закупки не должно быть избыточных свойств.

Проверяющие анализируют планы-графики, а впоследствии и планы закупок, опубликованные на официальном сайте госзакупок. Цель - выявление закупок с избыточными свойствами и на предметы роскоши («золотые кровати» ). Примеров отмены таких сомнительных закупок предостаточно. В основном настораживают закупки, связанные с приобретением дорогих иномарок, но могут вызвать подозрение и закупки других товаров, работ и услуг (ТРУ). Например, на сайте «За честные закупки» (www.zachestnyezakupki.onf.ru) размещена информация об отмене приобретения услуг по организации питания и обслуживания мероприятия - приема главами органов местного самоуправления муниципального района, посвященного обобщению итогов деятельности муниципального района за 2014 год. Дефицит бюджета данного района на 2015 год был утвержден в размере 1 500 000 руб. При этом стоимость контракта составила 163 733 600 руб. В техническом задании (ТЗ) даже было предусмотрено наличие алкогольной продукции во время торжественного приема.

Статья 5 Положения, касающиеся доступа к товарам и услугам, не охваченным. Товары и услуги, которые не охвачены, могут подвергаться ограничительным мерам, принятым Комиссией. Они принимают самосертификацию как предварительную демонстрацию того, что тендеры не могут быть исключены в соответствии с параграфом. Комиссия может принять исполнительные акты для создания типовых форм для деклараций, касающихся происхождения товаров и услуг. Эти исполнительные акты принимаются в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 17.

Связь отправляется электронным способом через форму. Комиссия принимает акты по внедрению типовых форм. Эти исполнительные акты принимаются в соответствии с консультативной процедурой, упомянутой в Статье 17. Форма должна содержать следующую информацию.

Сроки очень важны.

Проверяется срок обсуждения закупок на официальном сайте. В рамках первого этапа обсуждения закупок он должен составлять не менее 20 дней.

Сроки размещения закупки, указанные в извещении, тоже находятся под пристальным вниманием общественных контролеров. В Рекомендациях для проверяющих , например, указано, что заказчики нередко сокращают сроки проведения процедуры, пытаясь завершить ее перед длительными праздниками, что явным образом нарушает законодательство. Иногда закупка размещается накануне выходных или праздничных дней, тем самым сокращается фактическое время на подготовку заявок, что может существенно сузить круг потенциальных участников . Для расчета планируемых сроков всей процедуры можно воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором на сайте НАИЗ (www .naiz.org /fz44).

Название и адрес экономического оператора, тендер которого будет исключен. Такая информация предоставляется в течение восьми рабочих дней с первого рабочего дня, следующего за датой получения запроса дополнительной информации. Если Комиссия не получает информацию в течение этого периода, период, упомянутый в пункте 3, приостанавливается до тех пор, пока Комиссия не получит запрашиваемую информацию.

В отношении контрактов, упомянутых в пункте 1, Комиссия принимает акт об осуществлении, разрешающий предлагаемое исключение в течение двух месяцев после первого рабочего дня, следующего за датой получения сообщения. Эти исполнительные акты принимаются в соответствии с процедурой экспертизы, упомянутой в статье 17. В случае должным образом обоснованных случаев срок может быть продлен один раз в течение максимум двух месяцев, в частности, если информация, предоставленная в сообщении или приложения являются неполными или неточными или факты существенно изменены.

Общественное обсуждение закупок.

Предмет закупки должен быть верно указан.

Общественные контролеры следят, чтобы предмет закупки и введенный код ОКПД соответствовали друг другу , иначе будет затруднен поиск лота, что может привести к ограничению конкуренции.

Заказчику следует обратить внимание, что согласно нормативным документам по контрактной системе Классификатор ОКДП утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст, утвердившего новый классификатор .

Если по истечении двухмесячного периода или периода продления Комиссия не приняла решение об одобрении или отказе в исключении, исключение будет отклонено Комиссией. При принятии исполнительных актов по смыслу пункта 3 Комиссия утверждает предлагаемое исключение в следующих случаях.

При принятии исполнительных актов по смыслу пункта 3 Комиссия отклоняет предлагаемое исключение, если оно нарушает обязательства Союза по доступу к рынку с заключенными международными соглашениями. При оценке отсутствия существенной взаимности Комиссия рассмотрит следующее.

Предмет закупки должен быть указан с использованием ключевых слов и отражать суть закупки.

Предмет закупки должен указываться с использованием ключевых слов и отражать суть закупки. Название предмета закупки без использования ключевых слов, например лот № 13 или закупка для государственных нужд, - тоже сигнал для общественных контролеров, чтобы обратить пристальное внимание на закупку. Завуалированные названия приводят к ограничению конкуренции: закупка как бы «затачивается» под одного поставщика, знающего, в чем заключаются государственные нужды и что такое лот № 13.

Насколько законодательство о закупках в стране гарантирует прозрачность в соответствии с международными стандартами в области государственных закупок и позволяет избежать любой дискриминации в отношении товаров, услуг и экономических операторов Союза.

Прежде чем принять решение в соответствии с пунктом 3, Комиссия заслушает участника торгов или участников торгов. Комиссия принимает исполнительные акты с целью установления видов форм уведомления о присуждении контракта. Пункт 1 не применяется, если Комиссия приняла исполнительный акт о временном доступе к товарам и услугам, происходящим из страны, которая начала существенные переговоры с Европейским союзом в соответствии со статьей 9.

Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки могут выделяться лоты. Участник подает заявку в отношении определенного лота. Количество участников ограничивать нельзя. Однако Закон о контрактной системе не регламентирует порядок объединения ТРУ в один лот. Четких критериев определения функциональной и технологической связи между ТРУ нет. Существуют отдельные разъяснения госорганов (например, по строительству комплексных объектов) и примеры судебных постановлений.

Если он сочтет это интересом Союза, Комиссия может в любое время по своей собственной инициативе или по просьбе заинтересованных сторон или государства-члена открыть внешнее расследование предполагаемых ограничительных мер, применяемых в секторе закупок.

В частности, Комиссия рассматривает вопрос о том, были ли исключения одобрены в соответствии с пунктом 3 статьи 6 настоящих Правил. Если оно инициирует расследование, Комиссия публикует уведомление в Официальном журнале Европейского союза, в котором предлагается заинтересованным сторонам и государствам-членам предоставить ему всю соответствующую информацию в течение предопределенного периода.

Чтобы сократить число конкурентов для своих поставщиков, некоторые заказчики укрупняют или объединяют лоты. Данное нарушение встречается при любом способе закупки. Однако существует запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (ТРУ), технологически и функционально не связанной с ТРУ, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов . Один из признаков такого объединения - отнесение ТРУ к разным группам ОКВЭД или ОКДП.

Опрос, упомянутый в пункте 1, осуществляется на основе критериев, изложенных в этой статье. В надлежащим образом обоснованные случаи срок может быть продлен на три месяца. Когда Комиссия приходит к выводу о том, что третья страна, о которой идет речь, не применяет ограничительные меры в секторе закупок, Комиссия принимает решение закрыть расследование. Эти исполнительные акты принимаются в соответствии с процедурой экспертизы, указанной в статье 17.

Статья 9 Консультация третьей страны. Если после расследования выясняется, что третья страна применяет ограничительные меры в области закупок, она предлагает соответствующей третьей стране, если она сочтет это обоснованным в интересах Союза, инициировать консультации для обеспечения того, чтобы операторы хозяйственная деятельность, товары и услуги Союза могут участвовать в процедурах присуждения контрактов на государственную службу в третьей стране на условиях, не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются экономическим операторам, национальным товарам и услугам третьей страны, применение принципов прозрачности и равного обращения.

Поэтому зачастую возникают трения: заказчик считает, что объединение предметов закупки в один лот возможно и оно не приводит к ограничению количества участников закупки (например, объединение в одну закупку изделий медицинского назначения и лекарственных средств), а контролер считает, что это нарушение. В разъяснениях, опубликованных на сайте «За честные закупки», указывается, что данный вопрос разрешается с учетом принципа запрета ограничения конкуренции, в соответствии с которым запрещается ограничивать конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лотов ТРУ, технологически и функционально не связанных с ТРУ, которые являются предметом торгов. Но законом не установлено однозначных критериев технологической и функциональной связи, что ведет к проблемам и злоупотреблениям со стороны заказчиков . Например, предметом контракта является изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода. В документации указано:

Если соответствующая страна отказывается инициировать консультации, Комиссия при принятии исполнительных актов в соответствии со статьей 10 ограничивает доступ к товарам и услугам третьей заинтересованной страны, принимает решение на основе установленных фактов.

Осуществляющие действия, упомянутые в этом пункте, принимаются в соответствии с процедурой экспертизы, упомянутой в Статье 17. Если страна проведет существенные переговоры с Европейским союзом о доступе общественности к рынку государственных закупок, Комиссия может принять исполнительный акт, согласно которому товары и услуги, происходящие из соответствующей страны, не могут быть исключены из договор согласно статье.

  • ТЗ на изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода;
  • ТЗ на производство инженерно-геологических изысканий;
  • ТЗ на производство инженерно-геодезических изысканий.

Технические работы на производство инженерно-геодезических изысканий не связаны функционально и технически с изготовлением расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство и реконструкцией сетей водопровода. На каждый вид этих работ должны быть объявлены отдельные торги. Объединение их в один лот - нарушение п. 3 ст. 17 Федерального закона № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия может прекратить консультации, если соответствующая страна примет международные обязательства, согласованные с Союзом, в одной из следующих областей. Заключая с Союзом двустороннее соглашение, которое включает обязательства, касающиеся доступа к рынку государственных закупок.

Комиссия может прекратить консультации, даже если ограничительные меры в секторе закупок остаются в силе, когда принимаются обязательства, при условии, что они включают подробные положения, касающиеся их постепенного прекращения. Если консультации с третьей страной не дают удовлетворительных результатов в течение 15 месяцев с даты начала, Комиссия закрывает и оценивает возможность принятия в соответствии со статьей 10 осуществления актов для ограничения доступа товаров и услуг, происходящих в третьей стране.

Однако с корректностью укрупнения или объединения лотов не всегда все однозначно. Например, проведение закупки на разработку проектно-сметной документации и строительство объекта контролерами обычно рассматривается как два разных вида бизнеса, которые требуют различных лицензий СРО. Но следует заметить, что существуют и EPC-контракты , в которых объединяются и разработка проекта, и дальнейшее строительство.

Обсуждение закупок.

Документация должна быть понятна и доступна.

Если общественный контролер не сможет скачать все документы о закупке для проверки наличия пустых папок или незаполненных разделов, он расценит это как нарушение. Зачастую заказчик при архивации документов для размещения их на официальном сайте «забывает» опубликовать какой‑нибудь файл архива, что делает распаковку невозможной. Невозможность ознакомления с документацией - нарушение. Пример такого нарушения - заявка муниципального учреждения «Управление строительства» на выполнение работ по организации строительства и выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта «Жилое здание», размещенная на сайте «За честные закупки». Стоимость контракта - 101 795 025 руб. Однако некоторые заархивированные документы (сметы, чертежи) открыть невозможно. Выявленное контролерами нарушение классифицируется так: затрудняет поиск заказа в базах.

Способы обеспечения исполнения контракта должны указываться все.

При содержательном анализе документации общественные контролеры обращают внимание на обеспечение исполнения контракта. Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должены быть указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе). Однако иногда заказчики отражают только один из возможных способов обеспечения - перечисление денежных средств, игнорируя банковскую гарантию. Если законом предусмотрены оба способа обеспечения, то в документации их обязательно следует указывать.

При расчете размера обеспечения тоже возможны ошибки: нужно учитывать НМЦК, наличие аванса, антидемпинговые меры и т. д. Для проверки правильности расчета обеспечения заказчик может воспользоваться специальным бесплатным онлайн-калькулятором. Такой сервис есть на специализированных ресурсах, например на сайте АЮДАР - www.audar-info. ru/info/calculator/rok.

Ошибки при расчете цены контракта.

Как следует из Рекомендаций для проверяющих, при анализе НМЦК общественные контролеры в первую очередь должны обращать внимание на наличие ее обоснования. Данное указание не случайно: зачастую заказчики не публикуют обоснование на официальном сайте или делают это формально, отражая цену только одного из поставщиков.

А случается, что «танцуют» от цены аффилированной компании, используя для анализа данные уже не существующих конкурентов. Пример - заявка на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование программ для ЭВМ с дистрибутивом, размещенная петербургским бюджетным учреждением здравоохранения, которая попала под пристальное внимание народных контролеров, в частности, из‑за неправильного обоснования НМЦК: цена была рассчитана на основе предложений поставщиков, которые ушли с рынка, а также «своих» участников.

Цифры с потолка - еще одно нарушение при определении НМЦК. В качестве иллюстрации рассмотрим заявку на поставку продуктов питания, размещенную муниципальной администрацией. Комментарий народного контролера с сайта «За честные закупки» приводим полностью: «В обосновании НМЦК указаны цифры, не соответствующие реалиям рынка. Например, колбаса вареная, не указано точно какая, стоит порядка 600 руб. за кг, хотя в розницу продается по 350 - 380 руб. по всему Кузбассу. Куры в документации по 197 руб. за кг., хотя в розницу на сегодня они по 120, максимум 130 руб. Сосиски стоят по 392 руб., хотя по розницу максимум 300 в городе».

Данное нарушение похоже на другое - покупку по завышенной цене. Например, когда заказчик покупает квартиры путем участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и указывает в цене контракта сумму, на которую в данной местности можно приобрести уже готовые квартиры с такими же характеристиками и даже большей площади.

В Рекомендациях по определению НМЦК говорится о представлении сравнения цен от трех поставщиков, а в отдельных случаях - от пяти . При закупках строительных работ публикуется утвержденная госэкспертизой проектно-сметная документация. Если заказчик размещает на официальном сайте только сводно-сметный расчет или дефектную ведомость, в которых отсутствуют единичные расценки, то поставщикам приходится тратить время и силы на дополнительные расчеты .

Сроки выполнения контракта должны быть реальными.

В документации должны быть указаны правильные сроки выполнения контракта. Нереальные сроки - признак сговора продавца и покупателя. На интернет-сервисах по госзакупкам опубликованы «Вредные советы покупателям и поставщикам» Григория Остера. Вот как там описывается данная ситуация:

«Своей» компании задолго

До объявленья «процедуры»

Заданье дай, на низком старте

Твоей отмашки ждать вели.

Потом, когда объявишь конкурс,

Назначь им сжатый срок поставки,

А также санкции штрафные.

За нарушение его.

К «своей» компании заказы

Уйдут, как письма к адресату.

Никто чужой не станет даже

Тебе заявки присылать.

Например, Главное управление организации торгов региона разместило заявку на поставку портативных компьютеров (ноутбуков) для нужд областного министерства образования и науки. Стоимость контракта составила 7 198 800 руб. Участники торгов посчитали, что требования к характеристике процессора, обязательность программного обеспечения LibreOffice, которое не устанавливается при конвейерной сборке, и слишком малый срок поставки предполагают наличие данных ноутбуков с установленным программным обеспечением на складе определенного поставщика. Заявка взята под контроль.

Требования к участникам должны быть обоснованными.

При изучении требований к участникам закупки общественным контролерам рекомендовано обратить внимание на необоснованные квалификационные и иные завышенные требования. Например, при размещении заявки на оказание услуг по производству презентационного ролика в требованиях было указано, что диктор, который будет участвовать в исполнении заказа, должен иметь высшее профессиональное образование по специальности. Однако в России не существует высшего профильного образования по специальности диктор. Следовательно, заказчик предъявил к участникам необоснованные требования.

В качестве пояснения - стихотворение Георгия Остера:

Если вы заказчик и в подрядчики

Выбрали, к примеру, Никанорыча,

Своего усатого приятеля.

Вам в документации закупочной

Надо твердо указать, что в конкурсе

Может только тот принять участие,

У кого висят усы моржовые

И кто сможет показать, что в паспорте

Отчество имеет Никанорович.


Требования к ТРУ - нужна золотая середина.

При анализе технического задания общественные контролеры обращают внимание на требования к поставляемым ТРУ. Наиболее часто выявляются следующие нарушения: требования либо слишком завышены (например, технические характеристики, под которые подходит только одна модель автомобиля), либо слишком размыты.

Жесткие требования - сигнал о наличии «своего» поставщика . Скорее всего, заявка пишется под его товар (работу, услугу). Если требования слишком размыты, то заказчик, возможно, хочет сэкономить на данной покупке , ориентируясь опять же на аффилированного исполнителя. Или необходимо, чтобы победил нужный исполнитель, который не блещет качеством выполнения заказа, однако за счет экономии на всем может предложить очень низкую цену и стать победителем. Например, министерство молодежной политики одного из субъектов РФ размещает заказ на проведение слета. Документация не содержит сведений о характере мероприятия, требований к размещению участников, количеству приглашенных, рациону питания и т. д.

Примеры требований в техническом задании.

Неверно

Верно

Обеспеченность необходимыми кадровыми ресурсами

Участник должен иметь достаточное для исполнения договора количество собственных и привлеченных кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе не менее 1 (одного) инженера объекта (энергетик, КИП и А); не менее 1 (одного) инженера ОВК; не менее 1 (одного) дежурного специалиста-электрика (суточника); не менее 1 (одного) специалиста-электрика и т. д.

Наличие опыта

Наличие опыта выполнения работ с 2009 года по 2013 год по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и помещений общей площадью не менее 300 000 кв. м

Калькулятор

Калькулятор: тип: бухгалтерский; тип дисплея: монохромный: количество строк дисплея: однострочный; разрядность дисплея: 14‑разрядный; двойное питание

Контакты контрактного управляющего обязательны.

Согласно ст. 38 Закона о контрактной системе, если совокупный объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., заказчик создает контрактную службу. Если совокупный объем закупок ниже указанной суммы, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки и исполнение контракта, - контрактного управляющего.

В закупочной документации заказчик обязан отразить контактную информацию контрактного управляющего. В Рекомендациях для проверяющих говорится, что многие бюджетные учреждения, которые не имеют в штатном расписании контрактного управляющего, в документации в графе, где должна находиться информация о данном лице, указывают, например, экономист Иванов, тем самым нарушают Закон о контрактной системе: отсутствие контрактного управляющего в штате организации либо лица, на которое возложены обязанности контрактного управляющего.


Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказ Минэкономразвития РФ от 10.10.2013 № 578.

Официальный сайт РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru.

Закупка «золотых кроватей» стала нарицательной после скандала с размещением заказа на комплект эксклюзивной мебели на 4,4 млн руб., которую МВД пыталось купить на бюджетные средства для своего дома-приемов.

ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17.

ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.

Часть 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

EPC-контракт (от англ. engineering, procurement and construction) - способ контрактования в строительной отрасли. Контрактор выполняет изыскательные, проектные и согласовательные работы; производит выбор и закупку материалов и оборудования для выполнения всего проекта; выполняет строительные, сборочные и пусконаладочные работы.

О методах сравнения цен говорилось в статье Т. Ю. Антроповой «Как рассчитать начальную (максимальную) цену контракта», № 4, 5, 2014.

Для расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен можно воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором на сайте http://naiz.org/fz44/nmc.

М. Г. Гусев
эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации», №4, апрель, 2015 г .