Ст 152 персональные данные. Защита персональных данных

Алексей Кондратов
Сооснователь и руководитель юридического отдела сервиса сайт, специалист в области защиты персоальных данных, юридического сопровождения стартапов и судебной защиты бизнеса.

Образование: юридический факультет Поморского государственного университета. Ранее работал на позиции CEO в компании «Иски Онлайн».

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в российском Кодексе Административных правонарушений. Увеличились размеры взысканий за нарушения по закону №152-ФЗ «О защите персональных данных», изменились некоторые формулировки. Новые правила заставили многих владельцев сайтов забеспокоиться о том, насколько их ресурсы соответствуют нормам закона. Пробуем разобраться.

Начнем с небольшой вводной информации. 152-ФЗ – первый в России современный закон о персональных данных. Он начал разрабатываться в 2000 году и вступил в силу 27 июля 2006 года. Основным положением закона стало обязательное согласие человека на обработку информации о нем в любых целях. Во время разработки 152-ФЗ были введены два новых термина, которыми закон оперирует до сих пор – субъект персональных данных и оператор персональных данных. Легко догадаться, что субъект – человек, личность которого можно установить, используя определенную информацию. Оператором же может стать как физическое, так и юридическое лицо, которое имеет доступ к личным данным субъекта. Последнее определение крайне важно для нас, поэтому остановимся на нем подробнее.

Кто по закону 152-ФЗ считается оператором персональных данных?

Органы государственной власти и муниципального управления, суды, образовательные и медицинские учреждения, работодатели, любые компании и организации, предоставляющие персональные услуги: банки, юридические фирмы, операторы мобильной связи, строительные компании, интернет-ресурсы – всё это операторы персональных данных, поскольку они в разной мере имеют доступ к личной информации людей.

Какие персональные данные пользователей могут быть на вашем сайте?

Чаще всего под персональными данными (ПДн) понимаются:

Также к персональным данным относятся сведения:

Обезличенные персональные данные и автоматически собираемая информация:

  • e-mail,
  • IP-адрес,
  • геолокация,
  • файлы cookie.

Какие есть формы сбора персональных данных на сайте?

  • Форма регистрации.
  • Форма заказа.
  • Форма обратной связи.
  • Кнопка «Заказать обратный звонок».
  • Форма подписки на e-mail рассылку.

Размеры штрафов после изменений 1 июля 2017 года

Номер статьи

Возможные нарушения

Размер штрафа

ч.1 ст.13.11 КоАП

  • Запрос сканов документов у посетителей сайта.
  • SMS- и e-mail рассылка без согласия клиента.
  • Любая дезинформация пользователей относительно цели ввода данных в форму на сайте.

Для физ. лиц - до 3 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

ст.13.11 КоАП

  • Обработка, сбор и хранение любых ПДн, в том числе IP-адресов и cookie, без электронной подписи пользователей.
  • Отсутствие на сайте документов «Политика конфиденциальности» и «Пользовательское соглашение».
  • Несоответствие документов требованиям закона, которое может возникнуть из-за ошибок при составлении.
  • Отсутствие дисклеймера при первом посещении сайта пользователем.

Для физ. лиц - до 5 т.р.

Для юр. лиц - до 75 т.р.

ч. 3 ст.13.11 КоАП

  • Отсутствие свободного доступа к Политике конфиденциальности для каждого посетителя сайта.

Для физ. лиц - до 1.5 т.р.

Для ИП - до 10 т.р.

Для юр. лиц - до 30 т.р.

ч. 4 ст.13.11 КоАП

  • Отказ, игнорирование или ложь в ответ на требование пользователя предоставить полную информацию о том, как хранят и обрабатывают его персональные данные.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 15 т.р.

Для юр. лиц - до 40 т.р.

ч. 5 ст.13.11 КоАП

  • Отказ удалить ПДн из публичного доступа по желанию пользователя.
  • Другие действия, нарушающие право субъекта отозвать согласие на обработку ПДн.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 45 т.р.

ч. 6 ст.13.11 КоАП

  • Хакерская атака, взлом базы данных третьими лицами, распространение ПДн пользователей.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

При совершении уголовного преступления к штрафу прибавляются дополнительные меры взыскания, в том числе блокировка ресурса и арест нарушителя.

Как это работает?

Чтобы выявить нарушения, Роскомнадзор проводит плановые, внеплановые (по заявлениям граждан) и документарные (с запросом документов) проверки сайтов. Например, в ходе проверки в 2016 году «Тамбовскую городскую юридическую компанию» оштрафовали за размещение формы обратной связи без сопроводительных документов, а зимой 2017 года за подобные нарушения были оштрафованы несколько астраханских сайтов.

Как избежать штрафа и блокировки сайта: 5 шагов

  1. Перенесите базы данных на российские сервера. Это требование закона N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нарушение закона может привести к блокировке ресурса – так, например, прекратила свою деятельность на территории России деловая социальная сеть LinkedIn.
  2. Составьте два документа – «Политику обработки персональных данных» и «Пользовательское соглашение». Обратите внимание, что публичная оферта заменяет документ о политике конфиденциальности. Крайне важно, чтобы документы не содержали в себе фактических и юридических ошибок. Лучше всего доверить эту работу профессиональному юристу. В 9 статье закона указано, что виртуальный документ равнозначен документу на бумажном носителе, поэтому никаких физических документов не потребуется.
  3. Подключите форму с согласием на обработку ПДн и обязательным чекбоксом ко всем полям сбора персональных данных на сайте.
  4. Убедитесь, что страница с «Политикой обработки персональных данных» доступна для прочтения каждому пользователю сайта.
  5. Отправьте бумажное и электронное уведомление в Роскомнадзор по установленной форме – ее можно найти на сайте Роскомнадзора. В соответствии со 22 статьей закона этот пункт является обязательным.

Если вы сомневаетесь в своей юридической компетенции или просто не хотите тратить много времени на формальности, есть более простое и практичное решение проблемы – сервис . Это простое, дешевое и быстрое решение для Вашего сайта и бизнеса.

Среди наших предложений, Вы, наверняка, сможете подобрать удобное Вам. Если Вы не хотите затягивать с решением проблемы, то можете уже сейчас. Возникающие юридические вопросы можно задать по телефону нашей службы поддержки 8 800 100 43 45 или ниже в форме комментариев.

Законодательство РФ содержит нормативные акты, гарантирующие защиту личных данных граждан. Основным источником права соответствующего типа является Федеральный закон № 152-ФЗ. В нем содержатся положения, в достаточной мере детально регламентирующие осуществление оборота персональных данных россиян. Какие из них можно назвать ключевыми? В чем заключается смысл ФЗ № 152?

Сфера действия нормативного акта

Закон "О персональных данных" № 152-ФЗ распространяется на правоотношения, которые связаны с обработкой информации главным образом личного характера. К ней можно отнести Ф.И.О., адрес, телефон, паспортные данные человека. Персональные данные, которые защищает рассматриваемый закон, могут обрабатываться как юридическими, так и физическими лицами. ПД могут быть и биометрическими, то есть представлять собой отпечатки пальцев гражданина или снимок сетчатки его глаз.

В чем смысл регулирования оборота ПД?

Основная идея ФЗ № 152 "О персональных данных" в том, что гражданин, являющийся владельцем ПД, сам может определять то, кому он разрешает пользоваться соответствующими данными и каким образом. То есть, если соответствующего разрешения не получено, другое лицо не вправе каким-либо образом обрабатывать ПД, принадлежащие другому субъекту. Закон устанавливает ряд исключений из этого правила. Далее в статье мы рассмотрим данный аспект и иные особенности применения положений закона № 152-ФЗ подробнее.

Чаще всего оборот ПД осуществляют компании-работодатели, органы власти на различных уровнях, сервисные службы. Поэтому они должны наиболее внимательно изучать закон "О персональных данных" и обеспечивать соответствие своей работы его положениям. Рассмотрим то, на какие нормы, что содержатся в указанном нормативном акте, следует обращать внимание в первую очередь.

Основные нормы ФЗ № 152

Изучая закон "О персональных данных" (152-ФЗ), следует в первую очередь разобраться в терминологии, которая в нем отражена. Так, ключевыми понятиями, которые содержит соответствующий источник права, можно считать:

  • собственно «персональные данные» - определяемые как любая информация, касающаяся физического лица;
  • «оператор персональных данных» - организация или физлицо, осуществляющие обработку ПД;
  • «информационная система» - ресурс, на котором размещаются ПД.

Можно отметить, что в законе приведена в достаточной мере широкая трактовка понятия ПД - нет каких-либо четких критериев их определения. Это, как считают многие юристы, значительно способствует повышению уровня защищенности личной информации граждан, поскольку, в силу положений закона, практически все ее виды могут быть классифицированы как персональные данные.

Операции с ПД

Законодательство о ПД регламентирует операции, которые могут быть, в принципе, осуществлены с соответствующими данными:

  • распространение;
  • предоставление;
  • блокирование;
  • обезличивание;
  • трансграничная передача;
  • уничтожение.

Закон "О персональных данных" требует от операторов ПД осуществления указанных действий при условии соблюдения:

Конфиденциальности ПД (если иное не установлено законом);

Целостности ПД.

То есть персональные данные должны быть защищены, во-первых, от несанкционированного просмотра, а во-вторых - от уничтожения или неправомерной корректировки. Изучим то, каким образом должна осуществляться собственно защита ПД в соответствии с нормами закона № 152-ФЗ.

Защита персональных данных по закону № 152-ФЗ

Выполнение главного обязательства, которое предусмотрено законом, оператор ПД должен осуществлять с помощью:

  • внедрения передовых технологических решений, позволяющих защитить данные от несанкционированного прочтения и изменения;
  • применения правовых методов защиты информации.

Решая указанные задачи, оператор ПД, как это предписывает закон "О защите персональных данных", должен:

  • классифицировать информацию, обработку которой он осуществляет, по уровням защищенности;
  • установить требования к качеству носителей персональных данных;
  • определить особые критерии защищенности биометрических данных.

Прежде чем начать обработку ПД, их оператор должен получить соответствующую информацию в распоряжение. Как он может сделать это законным способом?

Как владельцу ПД разрешить их использование?

Основной и во многих случаях единственный способ, с помощью которого владелец ПД может передать в распоряжение оператора свои персональные данные - в письменном виде дать согласие на их обработку. Как правило, оно представляет собой заявление, в котором человек перечисляет ПД, которые готов дать на обработку, указывает способы обработки ПД, которые он одобряет.

Закон "О персональных данных" в некоторых случаях не требует оформления соответствующего согласия - например, если речь идет об оформлении сотрудника на работу. Однако на практике многие компании, нанимающие работников, все же просят их предоставить согласие на обработку ПД. Это во многом связано с тем, что формально не все типы операций с кадровыми документами попадают под исключения, которые содержит закон "О защите персональных данных". Полезно будет рассмотреть их перечень отдельно.

В каких случаях ПД могут быть обработаны без согласия владельца?

Федеральный Закон 152 «О персональных данных» устанавливает, что оператору ПД не нужно запрашивать согласие у их владельца на обработку соответствующей информации, если она осуществляется:

  • в силу положений какого-либо федерального закона;
  • для исполнения договора, заключаемого между оператором ПД и их владельцем;
  • в целях сбора статистических данных или при проведении научного исследования - но при условии, что ПД будут обезличены;
  • в экстренной ситуации, когда это необходимо для оказания помощи владельцу ПД;
  • в целях отправки почты;
  • для осуществления расчетов между провайдерами и их клиентами, являющимися владельцами ПД;
  • в рамках журналистской деятельности;
  • в соответствии с законами, регулирующими деятельность государственных и муниципальных служащих.

Исполнение требований ФЗ № 152 операторами ПД может контролироваться компетентными государственными органами. Изучим данный аспект подробнее.

Контроль над исполнением положений ФЗ № 152

Закон "О персональных данных" (152-ФЗ) устанавливает, что контроль над исполнением его положений должен осуществлять компетентный орган власти. Он функционирует на федеральном уровне, и потому, ему подчинены различные региональные ведомства. Данный орган власти имеет право:

  • получать у физлиц и организаций сведения, необходимые в целях реализации установленных для него полномочий;
  • проверять сведения, включаемые в уведомления об обработке ПД;
  • обращаться к другим государственным структурам за содействием в решении поставленных задач;
  • предписывать оператору ПД корректировать, блокировать или же уничтожать данные, которые признаны недостоверными или получены в обработку незаконным путем;
  • обращаться в судебные органы с исками в пользу защиты владельцев ПД, а также представлять их интересы в процессе слушаний;
  • взаимодействовать с органами, выдающими лицензии для операторов ПД, на предмет аннулирования соответствующих разрешительных документов в тех случаях, если лицо, осуществляющее обработку ПД, нарушает требования закона;
  • взаимодействовать с прокуратурой и силовыми структурами по вопросам защиты персональных данных граждан;
  • предлагать правительству РФ меры по совершенствованию законодательства в области ПД;
  • привлекать в административном порядке к ответственности тех лиц, что нарушают нормы ФЗ № 152.

Резюме

Таким образом, закон "О персональных данных" 152-ФЗ устанавливает детальный перечень правовых норм, защищающих оборот конфиденциальной информации о гражданах. Он определяет сущность ПД, статус их владельцев и операторов. Главная задача, которую решает федеральный закон "О персональных данных" - защита личной информации граждан от использования в интересах третьих лиц.

Положения соответствующего ФЗ предполагают, что человек сам должен давать согласие на обработку своих ПД, а оператор соответствующих данных получает право запрашивать ПД только в определенных законом случаях. Кроме того, рассматриваемый закон требует от лиц, использующих персональные данные граждан, обеспечения должного уровня их защиты.

Касательно первого критерия есть исключения - их тоже содержит закон. ФЗ «О персональных данных» - в достаточной мере прогрессивный нормативно-правовой акт, позволяющий вывести правовые механизмы защиты интересов граждан на новый уровень. Санкции за его нарушения могут быть предусмотрены весьма серьезные, поэтому операторам ПД: работодателям, сервисным службам и любым другим фирмам, работающим с личными данными гражданина - следует внимательно изучать положения соответствующего закона.

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

С 1 июля 2017 года существенно ужесточена ответственность за нарушения при взаимодействии с персональными данными физических лиц. Это следует из положений Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ). Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Как подготовится к изменениям? Увеличатся ли штрафы? Кто будет выявляться нарушения в обработке персональных данных? Давайте разбираться.

Персональные данные: особая информация

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

У работодателя (организации или ИП) персональные данные работников, чаще всего, обобщаются в их личных карточках и личных делах. При этом почти каждый менеджер отела кадров или HR-специалист знает, что персональные данные допускается получать только лично от работников. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то российское законодательство обязывает уведомить об этом работника и получить от него письменное согласие (пункт 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Получив персональные данные, работодатель в силу требований законодательства обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Как работодатель обязан защищать персональные данные

В целях защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать? Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. При этом порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных должен быть закреплен в локальном акте организации, допустим в Положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Также у работодателя должен быть официально назначен работник, который отвечает за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Им может быть, например, работник отдела кадров, которые взаимодействует с личными делами, получает согласия работников на обработку, ведет карточки сотрудников и т.д.

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводят подразделения Роскомнадзора. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Какая ответственность применяется к работодателям

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ). Разберем каждую из этих видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности за нарушения при работе с персональными данными можно привлечь к ответственности работников, которые в силу трудовых отношений обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). То есть, привлечь к ответственности можно, к примеру, менеджера отдела кадров, которому поручена соответствующая работа. За дисциплинарный проступок сбора, обработки и хранения персональных данных работодатель может наказать своего работника, применив к нему одно из следующих взысканий (ч.1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Предположим, что ответственный работник отдела кадров допустил грубое нарушение – распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет. Работники, узнав об этом, подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В такой ситуации работодатель имеет возможность возложить на виновного сотрудника отдела кадров ограниченную материальную ответственность в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Взыскание причиненного ущерба можно осуществить по распоряжению руководителя не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. Если месячный срок истек, то взыскать ущерб придется через суд. Такой порядок предусмотрен в статье 248 Трудового кодекса РФ.

При полной материальной ответственности сотрудник должен будет полностью возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в связи с нарушениями в сфере персональных данных (ст. 242 и 243 ТК РФ). Однако, как правило, на работников, ответственных за обработку персональных данных полную материальную ответственность не возлагают.

Дисциплинарную и материальную ответственность работодатель (к примеру, коммерческая организация) применяет исключительно по своему усмотрению. Государственные контролирующие органы (в том числе., Роскомнадзор) в этом процессе участия не принимают.

Административная ответственность

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных работодателя и должностных лиц контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов, которые могут составлять:

Отдельный (самостоятельный) штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 рублей. Такие меры ответственности описаны в статьях 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность для директора, главного бухгалтера или начальника отдела кадров компании или другого лица, ответственного за работу с персональными данными, может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

За такие нарушения в части обращения с персональными данными допускаются следующие меры уголовной ответственности:

  • штраф до 200 000 рублей (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются жестче:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (статья 137 Уголовного кодекса РФ).

Что изменится с 1 июля 2017 года

Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ расширил перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2017 года. Сразу скажем, что административная ответственность в сфере персональных данных существенно ужесточена. При этом важно следующее: вместо единственного вида административной ответственности, описанного в статье 13.11 КоАП РФ, появится семь. Таким образом, за различные нарушения работодателей в сфере персональных данных можно будет применять разные штрафы. Если нарушение по разным составам выявят несколько, то, соответственно, количество штрафов может увеличиваться. Поясним новые составы правонарушений более детально.

Нарушение 1: обработка персональных данных в «иных» целях

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных – самостоятельные виды административного нарушения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Приведем пример: организация-работодатель собирает персональные данные работников и передает эти данные сторонним компаниям в рекламных целях (передаются ФИО, телефоны, регионы проживания, уровень дохода). Потом рекламные фирмы начинают рассылать работникам на телефон, e-mail и домашние адреса различный спам и рекламные предложения. Если в таких действиях работодателя не будет выявлено уголовного состава преступления, то можно будет применить административную ответственность. С 1 июля 2017 года административное наказание может быть следующим:

  • или предупреждение;
  • или штрафы.

Нарушение 2: обработка персональных данных без согласия

Обработка персональных данных работодателем, по общему правилу, возможна только с письменного согласия работников. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных без согласия работника в письменной форме, либо если письменное согласие не содержит обозначенных выше сведений – это самостоятельное административное нарушение, предусмотренное в части 2 статьи 13.11 КоАП РФ. За него возможны штрафные санкции:

Нарушение 3: доступ к политике по обработке персональных данных

Оператор персональных данных (например, работодатель или интернет-сайт) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в Интернете (например, через сайт), обязан опубликовать в Интернете документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

С выполнением этой обязанности на практике сталкиваются многие пользователи сети Интернет. Так, например, когда вы оставляете какую-либо заявку на сайтах и указываете свои ФИО и e-mail, то можете обратить внимание на ссылку на подобные документы: «Политика обработки персональных данных», «Положение об обработке персональных данных» и т.п. Однако стоит признать, что некоторые сайты этим пренебрегают и никакой ссылки не приводят. И получается, что человек оставляет заявку на сайте, не знает, в каких целях сайт собирает персональные данные.

Некоторые работодатели также на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить форму «О себе». В таких случаях интернет-сайт также должен обеспечить доступ к «Политике обработке персональных данных».

С 1 июля 2017 года в части 3 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения – невыполнение оператором обязанности по публикации или предоставлению неограниченного доступа к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениями по их защите. Ответственность по этой статье может выглядеть как предупреждение или административные штрафы:

Нарушение 4: сокрытие информации

Субъект персональных данных (то есть, физическое лицо, кому принадлежат эти данные) имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  2. правовые основания и цели обработки персональных данных;
  3. цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
  4. наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  5. обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  6. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  7. порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  9. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  10. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или другими федеральными законами.

С 1 июля 2017 года невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, является самостоятельным административным нарушением. Оно влечет предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 5: уточнения или блокировка

Статья 21 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что в ряде случаев оператор обязан уточнять, блокировать или уничтожать персональные данные физических лиц.

С 1 июля 2017 года введен новый вид административного нарушения – невыполнение оператором требования субъекта персональных данных или его представителя об уточнении, блокировке, уничтожении данных (если данные неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены или не являются необходимыми для заявленной цели обработки). Такие действия с 1 июля 2017 года влекут т предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 6: сохранность персональных данных

Многие работодатели собирают персональные данные работников только «на бумаге» и не ведут никакой автоматизированной обработки, не имеют специальных программ для обработки и за данных. С 1 июля 2017 года законодатели выделили для таких операторов (в частности, работодателей) новый вид правонарушения за необеспечение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по сохранности персональных данных при хранении их материальных носителей, если это привело к неправомерному или случайному доступу к персональным данным. А это, в свою очередь, послужило причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения либо иного неправомерного действия. Если это произошло, то административная ответственность может наступить в виде административного штрафа:

Нарушение 7: обезличивание

В исключительных случаях, предусмотренных законодательством, государственные и муниципальные органы должны обезличивать персональные данные, которые обрабатывают в своих информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (подп. «з» п. 1 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211). К таким случаям относится, например, необходимость государственных и муниципальных органов размещать в открытом доступе документы, содержащие персональные данные, допустим, обезличенные копии судебных актов (п. 3 ст. 15 Закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ).

Под обезличиванием персональных данных можно понимать процесс, в результате которого становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному человеку (ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

С 1 июля 2017 года невыполнение должностными лицами государственного или муниципального органа – оператора персональных данных обязанностей по обезличиванию персональных данных либо за нарушение требований к этому процессу – административное нарушение. Возможна ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Получается, что административные штрафы с 1 июля 2017 года существенно увеличились. При этом установили новые размеры штрафов в зависимости от вида совершенного правонарушения. Так, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3000 до 20 000 руб., ИП – на сумму от 5000 до 20 000 руб., организации – на сумму от 15 000 до 75 000 руб. Причем привлекать в ответственности могут по разным составам правонарушений. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

До 1 июля 2017 года максимально возможный административный штраф составлял для организаций – 10 000 рублей. И состав нарушения в статье 13.11 КоАП РФ был одним.

Привлекать к ответственности станет проще

До 1 июля 2017 года возбуждать дела по административным делам, связанным с персональными данными, по статье 13.11 КоАП РФ был вправе исключительно прокурор. Это предусмотрено частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ. С 1 июля 2017 года участие прокурора будет необязательным. С указанной даты дела по статье 13.11 КоАП будут вправе возбуждать должностные лица Роскомнадзора. Такая поправка внесена комментируемым законом в пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. Следовательно, процедура привлечения к ответственности по делам о персональных данных становится проще.

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.