Международная правосубъектность. Правосубъектность в международном праве, её составляющие

Как уже отмечалось, государства являются первичными субъектами международного права, обладающими самой широкой правоспособностью, которая носит универсальный характер.

C точки зрения международного права под государством следует понимать такую организацию публичной власти, которая отвечает ряду определенных условий. Например, согласно Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 года, положения которой впоследствии были признаны международно-правовой доктриной, каждое государство должно иметь следующие признаки:

1)обособленную территорию;

2)постоянное население;

3)публичную власть;

4)возможность вступать в международные отношения с другими государствами.

Если у государства отсутствует любой из перечисленных признаков, оно не может считаться таковым в международно-правовом смысле. Поэтому такие понятия, как “страна”, “нация”, “правительство” и т.д. нельзя считать тождественными понятию “государство”. Нетрудно заметить, что система принципов международного права направлена, главным образом, на охрану указанных составляющих любого государства. Все четыре признака государства связаны с таким его свойством, как суверенитет. Именно суверенитет “цементирует”, собирает воедино определенную территорию, проживающее на ней население и признаваемое этим населением правительство. Наконец, благодаря суверенитету государство получает международно-правовое признание и способность взаимодействовать с другими государствами.

Суверенитет как неотъемлемое, имманентно присущее государство свойство обусловливает и такое явление, как универсальность международной правосубъектности государств . Только государство обладает суверенитетом, поэтому только государство пользуется в международных отношениях всей полнотой прав и возможностей. К правам государства как субъекта международного права, в частности, относятся:

Право на признание его правосубъектности и на суверенное равенство с другими государствами;

Право на территориальную целостность и политическую независимость;

Право на осуществление собственной юрисдикции в пределах своей территории;

Право заключать международные соглашения и иными способами осуществлять сотрудничество с другими субъектами международного права;

Право на невмешательство в свои внутренние дела.

Обязанности государств в целом корреспондируют их правам и представляют собой юридическую необходимость воздерживаться от нарушения прав других государств. В наиболее общей форме обязанности государств можно сформулировать исходя из анализа системы принципов международного права: обязанность уважать территориальную целостность других государств, обязанность воздерживаться от применения силы в международных отношениях, обязанность разрешать международные споры исключительно мирными средствами, обязанность уважать права и свободы личности и т.д.


Наконец, универсальность международной правосубъектности государств предполагает наличие у них деликтоспособности, т. е. способности нести ответственность за нарушение международно-правовых норм. Подробнее об этом - в соответствующей главе.

С точки зрения международной правосубъектности существенное значение имеет классификация государств по форме государственного устройства. Как известно, государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. Унитарное государство характеризуется отсутствием в своем составе частей, обладающих признаками государственного суверенитета. Такое государство выступает на международной арене как единый и неделимый субъект. От его имени в международных отношениях выступают уполномоченные государственные органы, образующие единую централизованную систему. Внешняя политика в унитарных государствах относится к исключительной компетенции центральных органов, и внешнеполитический курс таких государств является общим для всех административно-территориальных единиц. Наличие у последних той или иной степени автономии, в том числе в области внешних сношений, не отменяет общего правила.

Несколько сложнее обстоит дело с федеративными государствами , которые характеризуются наличием в своем составе частей (республик, штатов, земель и др.), обладающих определенной независимостью от центральных властей. Федеративная форма государственного устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации при решении тех или иных вопросов внутренней и внешней политики. Степень такой самостоятельности определяется, как правило, основным законом страны или специальными законодательными актами о разграничении компетенции и полномочий между центральными и местными органами власти. В принципе, законодательство целого ряда федеративных государств сохраняет за субъектами федерации ограниченное право выхода на международную арену (заключение локальных соглашений, установление внешнеэкономических связей и т.п.). Например, статья 32 Основного Закона Германии закрепляет, что международные отношения относятся к ведению Федерации, однако федеральное правительство может давать землям разрешение на заключение договоров с иностранными государствами. Известно также, что будучи федеративным государством, СССР был представлен в Организации Объединенных Наций сразу тремя государствами-членами: собственно Союзом ССР, Украинской ССР и Белорусской ССР. 26 сентября 1991 года Казахстан (тогда еще входивший в состав Союза ССР) и Турция приняли двустороннюю Декларацию о принципах и целях взаимоотношений между Казахской Советской Социалистической Республикой и Турецкой Республикой. 30 июля 1991 года было подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Казахской ССР и Центром ООН по транснациональным корпорациям. Договорная практика Республики Казахстан включает соглашения республики с некоторыми субъектами Российской Федерации. В качестве примеров можно назвать Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Москвы о торгово-экономическом сотрудничестве от 20 августа 1997 года, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Татарстан о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества от 11 апреля 1996 года, Соглашение о принципах торгово-экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Чувашской Республикой от 1 сентября 1994 года и др. Однако Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года не предусматривает возможность заключения международных договоров с участием субъектов федерации. Поэтому в доктрине международного права доминирует точка зрения, согласно которой федеративное государство следует рассматривать в качестве единого участника международных отношений.

Что касается конфедерации , то она представляет собой, в отличие от федерации, не союзное государство, а союз государств. Как правило, государства объединяются в конфедерацию для достижения определенных внешнеполитических целей (например, для совместной обороны), поэтому в отдельных международных отношениях конфедерации выступают как самостоятельные субъекты международного права. В таких случаях конфедерацию следует рассматривать как одно целое образование, обладающее автономной волей и действующее непосредственно от своего имени. Вместе с тем, создавшие конфедерацию государства продолжают сохранять международную правосубъектность по всем вопросам, за исключением тех, которые были делегированы ими общим органам. В настоящее время трудно назвать хотя бы одну классическую конфедерацию, хотя формально Швейцария сохраняет это понятие в своем официальном названии.

С другой стороны, современный период развития международных отношений характеризуется появлением ранее неизвестных форм интеграции, что рождает дополнительные проблемы в сфере международной правосубъектности. Такие образования, как СНГ, Европейский Союз и ряд других, могут со временем трансформироваться в полноценные субъекты международного права.

Международная правосубъектность Республики Казахстан опирается на Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 года, Конституцию республики, а также подтверждена более чем десятилетней международной практикой. В Конституции Республики Казахстан провозглашен главный источник международной правосубъектности страны – ее суверенитет. Согласно статье 2, суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, а государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. В качестве самостоятельного субъекта международного права Республика Казахстан заключает международные соглашения с другими государствами и участвует в деятельности различных международных организаций. 2 марта 1992 года Казахстан стал членом ООН, что является безусловным доказательством его международного признания. Важно подчеркнуть, что участие Республики Казахстан в международном сотрудничестве строится исключительно на общепризнанных принципах международного права и ориентировано на поддержание прочного, безопасного мира и достижение социального прогресса.

Особенности международной правосубъектности государств проистекают из качества, свойственного только им - суверенитета. Суверенитет - независимость в проведении внутренней и внешней политики, полновластие на национальной территории .

Именно независимые, полновластные суверены создали международную правовую систему и, по мере развития межгосударственных отношений, наделили правами и обязанностями международные межправительственные организации, народы, «особые субъекты», физические лица.

Все государства в политическом и юридическом отношениях равны. Принцип суверенного равенства государств - один из императивных принципов современного международного права.

Однако существуют факторы, влияющие ни объем фактический международной правосубъектности государств: форма государства, отношение к нейтралитету, фактор признания либо непризнания.

По форме государства бывают простыми (унитарными) и сложными (федеративными).

В «простых» государствах отсутствуют проблемы, связанные с определением объема международной правосубъектности. Иначе обстоит дело со сложными государствами, в которых объем правосубьектности может быть перераспределен между федеральными органами власти и субъектами федерации.

Международная практика свидетельствует о двояком способе определения международной правосубъектности в сложных государствах:

1) субъектом международного права является только федерация,

2) субъектом международного права являются и федерация, и каждый из субъектов федерации в отдельности.

Проблема определения надлежащего субъекта решается посредством анализа конституционных актов соответствующих государств.

В России в практическом плане существовала проблема признания международной правосубъектности за субъектами отечественной федерации. Сейчас эта проблема решена отрицательным образом. В результате Российская Федерация относится к числу тех государств, в которых субъекты федерации не могут приобретать права и обязанности по международному праву.

Отношение к нейтралитету. Бывают государства:

а) постоянно нейтральные,

б) традиционно нейтральные,

в) эвентуально нейтральные.

Постоянно нейтральные государства - такие, нейтралитет которых либо гарантирован международными договорами, либо закреплен конституционно (Швейцария, Австрия, Республика Мальта, Камбоджа, Лаос, Республика Туркменистан).

Традиционно нейтральные - такие, нейтралитет которых юридически не определен, но которые на практике осуществляют политику нейтралитета.

Эвентуально нейтральные - такие, которые сохраняют нейтралитет по отношению к конкретному вооруженному конфликту.

Только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом по­стоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из стату­са постоянно-нейтрального государства, не могут служить ог­раничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных кон­фликтах) лишено "права на войну" и стеснено в свободе дейст­вий.

Современное международное право, ликвидировавшее "пра­во на войну" и закрепившее принцип добросовестного соблюде­ния международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

11. Основные принципы международного права: юридическое значение, классификация, восприятие законодательством России.

Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права - это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

Принцип равноправия и самоопределения народов;

Принцип суверенного равенства государств;

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип территориальной целостности государств;

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

1. Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридической силе. К первым относятся принципы территориальной целостности, нерушимости границ государств, ко вторым - принципы разоружения, защиты окружающей среды.

2. По признаку историческому принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, так называемые "доуставные принципы", "уставные принципы", пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, "послеуставные" - новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды.

3. По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть названными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы.

4. Особую роль в системе основных принципов играют так называемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему международного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства). Остальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, и др.

5. По объекту сотрудничества выделяют три группы принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.

Классификация основных принципов условна, ибо все они взаимосвязаны, и каждый принцип имеет значение для всей межгосударственной системы. Тем не менее, классификация практически полезна, так как регулирующая роль отдельных принципов проявляется преимущественно в различных сферах международных отношений.

Правосубъектность субъектов международного права предполагает подчиняемость непосредственно общемировым нормам. Она проявляется в наличии соответствующих обязанностей и юридических возможностей. Эти категории, в свою очередь, определяются обычными и договорными нормами. Рассмотрим подробнее .

Общие сведения

Первичные субъекты международно-правовых норм считаются носителями соответствующих обязанностей и юридических возможностей в силу имеющегося у них суверенитета. Он делает их независимыми, предопределяет их участие в отношениях, возникающих на мировой арене. Стоит сказать, что нормы, в соответствии с которыми возникает , отсутствуют. Есть только положения, которыми она подтверждается с момента появления. Другими словами, не находится под влиянием чьей-либо воли. По своей природе она обладает объективным характером.

Признаки участников

Возникает у коллективных образований. Каждое из них обладает элементами организации. Так, например, государство имеет аппарат управления и реализует власть, население какой-либо территории, выступающее за свою независимость, - политический орган, который представляет ее и внутри, и на мировой арене. При осуществлении своих полномочий участники отношений обладают относительной автономией и не подчиняются друг другу. У каждого субъекта есть свой Они вступают в отношения от своего имени. Вместе с этим позволяет участвовать в выработке и принятии норм, распространяющих свое действие на Ключевым элементом реализации этой юридической возможности выступает дееспособность. Субъекты являются не просто адресатами международного права, но и участниками его формирования.

Пояснения

Международная правосубъектность имеет место только при наличии всех признаков, указанных выше:

  1. Обладание обязанностями и юридическими возможностями, вытекающими из мировых норм.
  2. Существование в форме коллективного образования.
  3. Осуществление непосредственного участия в создании норм.

По мнению юристов, при отсутствии какого-либо одного из указанных признаков, нельзя говорить о наличии международной правосубъектности в точном значении понятия. Основные возможности и обязанности характеризуют общий статус всех участников отношений на мировой арене. Ответственность и права, которыми наделяются определенные субъекты (международные организации, страны и пр.), образуют специальные статусы для данной категории. Комплекс юридических возможностей и обязанностей конкретного участника формирует индивидуальную позицию на мировой арене. Соответственно, правовое положение разных субъектов неодинаково. Это обуславливается различным объемом норм, распространяющихся на них, и кругом отношений, к которым они могут привлекаться.

Международная правосубъектность государств

Страны выступают в качестве основных участников отношений на мировой арене. Их возникает в силу непосредственно факта их существования. В любой стране есть аппарат управления, властные органы. Государства занимают определенные территории, на которых проживает население. Ключевым же признаком страны является суверенитет. Он представляет собой юридическое выражение независимости, самостоятельности государства, равноправия во взаимодействии с другими державами.

Суверенитет

Он обладает международно-правовым и внутренним аспектами. Первый означает, что на международной арене в качестве участника отношений выступает не госорган или отдельное лицо, а вся страна. Внутренний аспект отражает территориальное верховенство, политическую самостоятельность власти на территории и за ее пределами. Основа международно-правового статуса государства включает в себя юридические возможности и обязанности. Декларация от 1970 г. устанавливает круг требований для стран. В частности, каждому государству вменяется в обязанность соблюдать нормы мирового права, уважать суверенитет других держав. Суверенитет также предполагает, что никакая обязанность не может вменяться стране без ее на то согласия.

Международная правосубъектность наций

Она обладает объективным характером, то есть существует вне зависимости от чьего-либо волеизъявления. В соответствии с действующими в мире нормами, населению любой территории гарантируется право на самоопределение, свободный выбор и развитие социально-политического статуса. Принцип самостоятельного определения своего пути выступает в качестве ключевого нормативного положения.


Устав

В нем определяется цель работы организации, предусматривается формирование определенной структуры управления, формулируется предел компетенции. Наличие действующих постоянно органов обеспечивает самостоятельность воли объединения. Международные сообщества участвуют во взаимодействии с другими субъектами от собственного имени. Всем объединениям вменяется обязанность соблюдать общемировые нормы. Деятельность региональных сообществ должна быть совместима с принципами и целями ООН. Межправительственные объединения не наделяются суверенитетом. Они формируются независимыми странами, в соответствии с нормами мирового права, наделяются определенной компетенцией, пределы которой фиксируются в учредительной документации.

Особенностью международного права является то, что оно создается его основными субъектами, прежде всего, государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения.

Любому государству независимо от общественно-экономической формации, в которой оно существует, формы правления и административно-территориального устройства, политического режима свойственны определенные признаки. В международно-правовой литературе издавна используется понятие государства, характеризующееся тремя основными признаками - суверенная власть, население и территория . Государство, писал известный дореволюционный юрист-международник М.А. Таубе, - это «державный территориальный общественный союз (верховная власть + территория + население)».

Все эти признаки неразрывно связаны и определяют статус государства в мировом сообществе. Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства (критериев государственности) была дана в Межамериканской Конвенции о правах и обязанностях государства 1933 года. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими признаками:

1) постоянное население;

2) определенная территория;

3) правительство;

4) способность вступать в отношения с другими государствами.

Перечисленными признаками обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования , над которыми нет власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения.

Отличительным политико-юридическим свойством государства как субъекта международного права является суверенитет . В современном международном праве общепризнано, что суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения и исчезает вместе с исчезновением самого государства. Государства могут иметь различные территориальные масштабы, экономическую мощь, политическую значимость, но как носители суверенитета, они все юридически равны. Соответственно каждое государство обладает в международном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости.

Содержание суверенитета рассматривается с разных точек зрения и выражается в различных правовых категориях. Внутренний аспект суверенитета предполагает юридическое выражение самостоятельности государства, присущее ему верховенство на своей территории и неограниченной власти внутри страны. Внешний аспект означает независимость в сфере международных отношений и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершаемые уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Всем государствам, как основным (суверенным) субъектам международного права, свойственен одинаковый международно-правовой статус и объем международной правоспособности.

В отличие от других субъектов международного государства наделены юридической способностью иметь и осуществлять все права, связанные с участием в международных отношениях, т.е. они обладают универсальной правоспособностью . Правосубъектность других участников международных отношений проявляется главным образом в их взаимоотношениях с государствами.

Критерием определения основных (субъектно-видовых) прав и обязанностей государств большинство исследователей считают общие принципы международного права. Поэтому основу международно-правового статуса государства следующие права и обязанности :

право на суверенное равенство;

право на самоопределение, т.е. право самостоятельно решать свои внутренние дела, свободно выбирать свою социально-политическую систему и уважать такое право других государств;

право на территориальную целостность;

право создавать международно-правовые нормы, прежде всего, путем заключения международных договоров;

право вступать в сношения с другими государствами и субъектами международного права, осуществлять дипломатические и консульские отношения и иметь представительства;

право участвовать в международных конференциях и быть членом международных межправительственных организаций;

право на самооборону и применение санкций к нарушителям международного права;

обязанность уважать суверенитет других государств;

обязанность соблюдать принципы международного права (не вмешательство во внутренние дела других государств, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

В качестве субъектов международного права могут выступать различные по своему устройству государствапростые (унитарные) и сложные (федеративные) .

Унитарные государства участвуют в международных отношениях как единый субъект международного права, в связи с чем, вопроса о международной правосубъектности его составных частей в этом случае не возникает.

Федерация – это сложное союзное государство, представляющее собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральных законодательством рамках.

По вопросу международной правосубъектности субъектов федерации в науке международного права нет единого мнения. Исходя из концепции особого статуса субъектов международного права, составные части федерации не признаются субъектами международного права, т.к. лишены способности к самостоятельным международным действиям, включая, прежде всего, создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Сторонники антиэтатистского подхода, напротив, включают субъекты федерации в субъектный состав международного права, отмечая ограниченный объем их правоспособности.

Вопросы правосубъектности и признания государств в международном праве являются одними из наиболее актуальных. В настоящее время основания возникновения новых государств отличаются от тех, которые практически до конца XX века были основой территориальных преобразований во всем мире. После завершения распада колониальных держав понимание права народов на самоопределение изменилось. Это послужило причиной появления и развития различных сепаратистских процессов. В результате на свет появились новые государства, правовой статус которых либо был не урегулирован долгое время, либо остается спорным на сегодняшний день. В качестве примера можно привести распады СССР и Югославии, провозглашение независимости Косово, Абхизии и Южной Осетии. Не сложно заметить, что исход событий в указанных примерах полностью зависел от существующих тогда политических обстоятельств.

Государство – это основной субъект международного права. Отечественные авторы придерживаются позиции, что субъектом международного права признается образование, имеющее юридическую возможность участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. В зарубежной литературе можно встретить иное определение, согласно которому субъектом международного права является образование, которое обычное право признает способным иметь права и обязанности и заявлять международные претензии, и которому такая право- и дееспособность предоставлена. Из этого следует, что правовой статус государства заключается в его правосубъектности, которая определяет пределы его возможностей и деятельности в сфере международных отношений, и совокупности прав и обязанностей.

Возникает вопрос о равенстве правосубъектности разных государств. Согласно принципу суверенного равенства государств они юридически равны и являются равноправными членами международного сообщества. Это дает нам основание предположить, что все государства обладают и равной правосубъектностью.

Однако, например, если в силу обычая ряд государств не признает какое-либо другое государство способным иметь права и обязанности и заявлять международные претензии, то соответствующее образование может иметь иной объем правосубъектности. Она будет зависеть от прямо выраженного или молчаливого согласия уже существующих субъектов права и имеющей значение в международном плане лишь для тех, кто дал такое прямое или молчаливое согласие. Это свидетельствует о том, что каждое новое государство обладает общими правами и обязанностями, присущими для всех уже существующих государств, а объем правосубъектности каждого государства индивидуален. В этом контексте обнаруживается непосредственная связь институтов признания и правосубъектности в международном праве.



Признание – это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и намерение вступать с ним в международные отношения. Признание, как юридический факт, является основой для всех последующих межгосударственных отношений, возникающих между признавшим и признанным государствами.

В настоящее время наиболее распространенными являются две теории признания: декларативная и конститутивная. Согласно первой – признание – это лишь подтверждение существующего правового фактического положения, поскольку правосубъектность возникла уже раньше в силу самого права. Естественно, что политика и право преследуют часто разные цели, поэтому политическая воля государств не должна влиять на правосубъектность вновь возникших государств. Данный подход, несомненно, обладает определенной логикой. Например, Ян Браунли пишет, что при разбирательстве в международном суде ООН, совершенно обоснованно было бы исходить из предпосылки существования государства и в том случае, когда другая сторона в споре или третьи государства его не признали.

Согласно конститутивной теории признания, политический акт признания является предварительным условием существования юридических прав государства. Это означает, что политическая воля уже существующих государств и иных субъектов международного права (например, международных организаций) «диктует» правосубъектность возникшему государству. В целом международное право не устанавливает обязанность государства предоставлять признание. Оно, как правило, является актом доброй воли государства. При решении вопроса о предоставлении признания признающее государство руководствуется собственными политическими соображениями. Действительно, для непосредственного установления отношений между двумя государствами недостаточно одностороннего волеизъявления – необходимо согласование воли обеих сторон будущего правоотношения. В этом смысле конститутивная теория признания наиболее целесообразна. Но если речь будет идти о нескольких государствах или же мировом сообществе в целом, то неизвестно, какое число признаний необходимо для обретения государством правосубъектности.

Для подтверждения приведенных рассуждений в качестве примера можно привести Республику Абхазию. В частности, Российская Федерация признает Республику Абхазия в качестве суверенного и независимого государства. Однако Генеральная Ассамблея ООН считает Абхазию входящей в состав Грузии, тем самым не признавая её международную правосубъектность. Известно, что ООН не обладает полномочиями признания государств, это прерогатива государств-членов Организации. Однако по данному вопросу мнение ООН отражает позицию подавляющего большинства стран, входящих в её состав. Получается, что в отношениях с Россией Абхазия действует как полноценный субъект международного права, обладая всеми правами государства. Из этого следует, что признанное государство в отношениях с признавшим государством обладает правосубъектностью. Более того, нельзя утверждать, что непризнанное государство не может обладать общими правами и обязанностями государств. Ведь желание государства соблюдать, например, общие принципы международного права неподвластно мнению других государств. Хотя существует мнение, что согласно принципу неприменения силы, созданное в результате агрессии государство не может быть признано законным образованием.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что правосубъектность и признание государств в современном международном праве тесно связаны между собой. Правосубъектность каждого государств индивидуальна, и в части, касающейся правоотношений с другим государством, она зависит от признания одного государства другим. Таким образом, признание – это юридическое основание для обретения возможности и способности признанному государству вступать в правоотношения с признавшим государством. При этом каждое государство обладает общими правами и обязанностями, присущими государствам, независимо от воли других субъектов международного права.

Тапдыгов И.С.*