Основания для аннулирования водительского удостоверения (прав), разъяснения по новому регламенту, сбор пожеланий для корректировки регламента. Суды начали аннулировать водительские удостоверения Пошаговая инструкция по восстановлению аннулированного ВУ

Причиной таких писем стало недобросовестное поведение автошколы, которая на момент приема у москвичей экзаменов в ГИБДД, не имела соответствующей лицензии. Теперь же, как сообщает телеканал «Москва 24 », без водительских прав могут остаться как минимум 193 человека.

Как же так получилось? Всё очень просто. Эти люди прошли обучение в АНО «Центр профессионального транспортного образования» и пришли сдавать экзамен в ГИБДД. При этом бывшие курсанты предоставили все требующиеся документы - паспорт, медсправку и свидетельство об окончании автошколы. Вот только на тот момент у автошколы уже не было лицензии, но в ГИБДД об этом не знали и поэтому приняли экзамены и выдали удостоверения.

Спустя некоторое время выяснилось, что автошкола лицензии лишена. Поэтому в ГИБДД начали рассылать водителям письма, в которых сказано, что их права скоро аннулируют. Причем многие водители уже успели освоиться за рулём - кто-то поездил полгода, а кто-то и год. Несмотря на это в ГИБДД заявляют, что свидетельства о получении профессии водителя недействительны, и требуют сдать права.

В настоящее время прокуратура Москвы проводит проверку сложившейся ситуации. Что делать водителям, оказавшимся в столь непростом положении? Эксперт, опрошенный корреспондентом «Авто Mail.Ru», рекомендует обращаться в суд и добиваться своего.

«В данном случае основную точку поставит все-таки суд. Хотя справедливость на стороне водителя - он не виноват в том, что случилась подобная история, - формально права ГИБДД. С этой точки зрения водитель не прошел обучение и не имел права быть допущенным к экзамену», - поясняет автоюрист, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

И здесь возможны два варианта развития событий. Первый и маловероятный: прав такого водителя лишают автоматически, а он уже обжалует это решение в суде. Второй вариант: в суд обращается прокуратура и требует лишить вас прав. Шансы их отстоять у вас все равно есть, об этом стоит помнить. Дело в том, что по такой логике и госорган, который принял решение о допуске вас к экзамену, совершил ошибку. И, несмотря на эту ошибку, экзамен вы сдали, то есть всеми знаниями и навыками обладаете. И на этом стоит настаивать.

Сергей Радько

автоюрист, адвокат движения «Свобода выбора»

«Ну и, конечно, при выборе автошколы старайтесь не только спрашивать организацию о том, есть ли у нее лицензия. Но и сфотографируйте копию этой лицензии, не исключено, что она может быть поддельной», - добавляет эксперт.

Между тем, в профессиональном сообществе отмечают, что с аннулированием водительских прав автомобилисты сталкиваются не только в Москве.

Мы знаем об аналогичной ситуации в Краснодарском крае, сейчас повторилось в столичной автошколе, однако в обоих случаях вызывает удивление якобы непричастность ГИБДД к данной ситуации. Согласно новым требованиям, ГИБДД обязана вести учет автошкол, получивших лицензию и прошедших проверку на соответствие учебно-материальной базы, и информировать на своём интернет-портале потенциальных учеников о том, какие автошколы имеют право осуществлять образовательную деятельность

Сергей Лобарев

председатель правления НП «Гильдия автошкол», директор образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы»

«Наши юристы будут оспаривать данные действия и помогать гражданам восстанавливать справедливость. НП “Гильдия автошкол” создало Единую справочную службу по автошколам, где граждане могут получить достоверную информацию и снизить риск попадания в данную ситуацию», - отмечает С. Лобарев.

ПРАВИЛА

ВОЗВРАТА ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПОСЛЕ УТРАТЫ

ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ

ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.

2. Изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами (далее - лицо, лишенное права на управление), по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения (далее - проверка), при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения либо представлении указанным лицом документов, свидетельствующих об уплате таких административных штрафов, а лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.8 , частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также после прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее - обязательное медицинское освидетельствование).

3. Проверка проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами", по вопросам, относящимся к правилам дорожного движения и содержащимся в экзаменационных билетах.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проверка проводится по истечении не менее половины срока лишения права на управление транспортными средствами, назначенного лицу, лишенному права на управление. Лицо, не прошедшее проверку, может пройти проверку повторно не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущей проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, осуществляется в подразделении Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении в день обращения. Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, может осуществляться в ином подразделении Госавтоинспекции в случае подачи этим лицом не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами в подразделение Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении заявления с указанием наименования подразделения Госавтоинспекции, в которое необходимо направить водительское удостоверение. Заявление может быть подано в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик производится в подразделении Госавтоинспекции, осуществляющем хранение изъятого водительского удостоверения, либо в ином подразделении Госавтоинспекции при наличии соответствующего заявления, поданного лицом, у которого были выявлены указанные противопоказания и ограничения, не позднее 30 дней до дня получения водительского удостоверения. В этом случае водительское удостоверение возвращается без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.

В планах ГИБДД на ближайшее будущее стоит одна очень непопулярная мера. Возможно, что Госавтоинспекция будет аннулировать , обучавшихся в «серых» автошколах.

О возможных проблемах, которые ждут выпускников «серых» автошкол рассказал Общественной палате России старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Александр Лыткин.

Для начала уточним, что такое «серая» автошкола. Как видно из названия термина это полулегальная организация, у которой нет необходимых документов для обучения кандидатов в водители. Соответственно права, которые получат выпускники такой автошколы будут признаны недействительными и аннулированы. Такой вывод сделал Лыткин по отношению к тем водителям, которым не повезло пройти обучение в подобном заведении.

Смотрите также: Новые программы подготовки водителей одобрены, практически окончательно

Одним из критериев причисления к полулегальным «серым» автошколам стало отсутствие согласования с Госавтоинспекцией учебных программ и материально-учебной базы.

В рамках крупномасштабной реформы образования обучающихся в автошколах и вступления строгих требований к последним, важным критерием для допуска автомобильной школы к дальнейшей работе является заключение ГИБДД после проведения проверки.

В итоге по данным на 12 декабря этого года из 11.5 существующих школ на проведение проверки согласились 5.100 учебных заведений и всего 1.8 тыс. автошкол прошли проверку и могут продолжить обучение будущих водителей в рамках закона. Львиная доля, почти 10 тыс. автошкол на дальнейшую деятельность права не имеют.

Изменение правил обучения и сдачи экзаменов на права

Но таких школ, не прошедших или отказавшихся от проведения проверок подобные «мелочи», не волнуют, они продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять учеников на сдачу экзаменов в ГИБДД.

Власти понимают, что такое массовое нарушение автошколами носит повсеместный характер, но пресечь деятельность лже-автошкол оперативно не в состоянии, на выяснения того что те или иные юрлица вели незаконную деятельность уйдет много времени, и за этот период «серые» автошколы успеют выпустить сотни тысяч новых водителей, которые к сожалению, автоматически попадут под аннулирование ВУ. Как сказал Александр Лыткин, «Мы просто обязаны будем это сделать.»

Стоимость обучения в автошколах

Тем не менее ГИБДД совместно с Минобрнауки прилагает все усилия для того чтобы проблема прекратила свой рост. Госавтоинспекция призвала Минобрнауки оперативное закрывать незаконно работающие автошколы.

Основанием столь жестких мер, уточняют в Госавтоинспекции, является нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Пункт 35, водительские удостоверения признаются незаконными, если выданы на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного порядка.

Решение об аннулировании ВУ принимается в судебном порядке.

ГИБДД может аннулировать водительские удостоверения сотен тысяч граждан, которые прошли обучение в так называемых «серых» автошколах. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на старшего инспектора по особым поручениям ГИБДД РФ Александра Лыткина, речь идет об автошколах, которые не согласовали с Госавтоинспекцией программы и материально-учебную базу.

В рамках масштабной реформы автошкол 12 августа 2014 года в России в силу вступили более строгие требования. Допуском к дальнейшей работе является заключение ГИБДД, которая проводит проверку учебных заведений. По данным на 12 декабря из 11,5 тысяч российских автошкол пройти проверку согласились 5,1 тысяч учреждений. Из них с переаттестацией справилось лишь 1,8 тысяч заведений.

Однако «серые» автошколы продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять выпускников на экзамены. По словам Лыткина, документы оформляются задним числом, как якобы выданные еще до вступления в силу новых требований. Поэтому в ГИБДД планируют активнее работать с прокуратурой и оперативнее закрывать нелегально работающие учреждения, а также аннулировать водительские удостоверения, выданные с нарушениями.

Основанием для этого в Госавтоинспекции называют нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». В нем сказано, что водительские удостоверения признаются незаконными, если выданы в нарушение постановления «О допуске к управлению транспортными средствами». Решение об аннулировании документа принимается судом. Причем технология уже отработана - за последние три года Генпрокуратура аннулировала около 50 тысяч удостоверений водителей, которые не имеют права водить машину по медицинским показаниям.

Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев специально для «Авто Mail.Ru» :

«Предложение об изъятии водительских удостоверений у людей, прошедших подготовку по старым программам в автошколе, выглядит странным. Если в ГИБДД приняли государственный экзамен, определяющий готовность кандидата в водители, признали его навыки вождения достаточно квалифицированными и выдали человеку права, как этот процесс может иметь обратную силу? Если следовать подобной логике, то получается, что можно и нужно лишать водительского удостоверения всех водителей, получивших права до 12 августа 2014 года. Смысла в этом я не вижу. Также и сомневаюсь, что подобная процедура изъятия водительских прав не противоречит закону.

Эффективнее всего было бы направить силы сотрудников ГИБДД на скорейшее обследование учебно-материальной базы автошкол и выдачу им разрешений на продолжение образовательной деятельности. Если у ГИБДД есть «свободные руки», помощь в скорейшем прохождении проверок и выдаче разрешений автошколам мне представляется наиболее разумным и нужным делом».

Около 50 начинающих водителей могут остаться без водительских удостоверений по решению суда только из-за того, что автошкола, в которой они обучались, была лишена лицензии. Ситуация может усугубиться тем, что подобные уголовные дела возбуждены еще в отношении нескольких автошкол.

Кроме того, тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, из-за пробелов в законодательстве и нормативных актах, вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и без еще одного суда.
Скандал случился с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли машинами. Некоторые более полугода. В отношении остальных решения только принимаются. Но задержка связана не с тем, что у суда есть какие-то сомнения в справедливости решения, а с чисто технологическими вопросами. Многие из водителей не проживают по указанным адресам. Их приходится разыскивать.

История довольно простая. Автошкола набрала курс, получила с людей деньги за обучение, а по окончании выдала свидетельства о получении профессии водитель. Никто не обратил внимания, что свидетельства выданы задним числом. В ГИБДД, где принимается решение о допуске к экзамену, про "заднее число" никто и не думает. По ныне действующему порядку не положено.

По этому порядку положено проверить медицинскую справку - срок ее годности, кем выдана и имеет ли право это медучреждение выдавать такие справки. Проверить паспорт: не подделка ли, и действительно ли его предъявляет то лицо, которое в паспорте указано. А также свидетельство о получении профессии водитель. То есть в ГАИ должны убедиться, что человек прошел обучение в автошколе и получил эту бумажку. И вот тут возникает проблема. Дело в том, что лицензированием автошкол занимается Рособрнадзор. Но обучать водителей школа может только после того, как получит заключение ГИБДД о соответствии программ подготовки водителей примерным программам, утвержденным приказом минобрнауки. А также о соответствии материальной базы автошколы этим программам. То есть наличие площадки требуемых размеров для подготовки водителей, наличие классов для обучения и теоретических пособий. Список автошкол, проверенных автоинспекцией, публикуется на сайте ГИБДД.

Казалось бы, оградить автошкольников от мошенников не стоит труда. Но вот конкретный пример, в Краснодаре не смогли этого сделать. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии.В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Порядок таков: перед тем как идти в ГИБДД на сдачу экзаменов, водитель должен пройти обучение в лицензированной автошколе, которая имеет все необходимые заключения ГИБДД. А если автошкола не имеет этих заключений или лицензии, значит, человек не прошел соответствующего обучения. И, значит, он не имеет права на получение водительского удостоверения, даже если сдал все экзамены на отлично. По сути, он не может даже получить допуск к экзамену в ГИБДД. Но ведь он его получил? Каким образом? С одной стороны, инспекторы обязаны проверять выданные свидетельства, с другой стороны, инспекторы не обязаны проверять действие лицензии. В действующем порядке это не прописано. Таким образом, отвечает за то, что обучался в "некондиционной" автошколе, сам ученик. Своими деньгами, временем и правами.

По данным "РГ", ожидается еще несколько судов. В результате прав могут лишиться еще полторы тысячи человек

Во всей этой истории наблюдается огромный пробел в системе допуска водителей к экзаменам. Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгает договоры и работает, как и раньше работала: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил. Проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора . Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев. За это время можно проверить все.

По поводу происходящего недоумевает президент Федерации автошкол Татьяна Шутылева:

Если бы была предусмотрена процедура проверки лицензии в реестре Рособрнадзора, проверка на наличие заключения ГИБДД, то такая ситуация не возникла бы. Эти люди были бы не допущены к экзаменам в ГИБДД.

Стоит заметить, что водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - не понятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления. Ни ГИБДД, ни суд без соответствующих нормативных актов не смогут вернуть этим людям водительские удостоверения.

По данным корреспондента "РГ", в скором времени ожидается еще несколько подобных судебных процессов. В результате права будут аннулированы примерно у полутора тысяч человек.