Плакат соблюдение правил безопасности на корабле рисунки. Плакаты правил безопасности на корабле. Правила безопасного поведения во время взлета и посадки

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна. Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой. Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Правила для судовых работ

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в . За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи , поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила для членов экипажа

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.

В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

На водном транспорте безопасность, и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Статья

Человек всегда мечтал летать в небе, как птица и плавать в воде, как рыба. Поэтому он и изобрёл воздушный транспорт: самолёты, вертолёты, ракеты. А также водный транспорт: плоты, лодки, катера, сухопутные суда и т.д. С начала, конечно, все эти приспособления были самыми примитивными, но сегодня такой водный транспорт, как крейсер сделан с использованием последних технологий. Именно поэтому современные корабли – это целые плавучие города, с бассейнами, ресторанами, фитнесс-центрами, даже улицами и магазинами.

Однако, не смотря на всю эту роскошь, почти ежедневно представители прессы сообщают о возгорании или потоплении того или иного судна. Ведь корабль, даже самой прочной конструкции может:

    сбиться с правильного курса;

    наткнуться на мель;

    напороться на один из плавучих ледяных глыб (так как это было с легендарным «Титаником»;

    может столкнуться с другим кораблем;

    попасть в шторм и перевернуться на бок;

    попасть в водоворот и т.д.

В любом случае, человек, путешествующий на водном транспорте, должен знать правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Для этого, необходимо внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности, который проводится капитаном судна. Следует обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты. Затем нужно прочитать инструкцию или поинтересоваться у капитана, как пользоваться спасательными жилетами, как правильно спускать шлюпку и садиться в неё. Кроме того, даже если ситуация критическая, команда корабля не может самостоятельно разрешить ситуацию, то не стоит заблаговременно паниковать и бездумно бегать по кораблю. В любой ситуации пассажир должен держать себя в руках и сохранять здравый рассудок. Потому, как часто во время паники люди оказываются попросту задавленные другими пассажирами. К тому же все действия по эвакуации пассажиров будут проводиться под чётким контролем капитана и его команды. О планах дальнейших действиях капитан оповестит всех пассажиров с помощью радиотрансляции.

Итак, если была объявлена массовая эвакуация, следует делать следующее:

    пропустить к шлюпкам детей и женщин;

    надеть спасательный жилет (если на улице зима, то следует надеть с начала тёплую одежду и только потом жилет);

    взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);

    не спеша опускаться в шлюпку.

В случае если пассажирам не хватило плавательных средств, нужно прыгать в воду, но перед этим:

    подбородок с силой прижать к груди (голову стараться во время прыжка не отклонять назад)

    напрячь свой затылок;

    сделать глубокий вдох;

    закрыть правой рукой одновременно нос и рот;

    правой рукой держаться за спасательный жилет.

После того, как приземление в воду прошло успешно, нужно вынырнуть раскрыв широко глаза и посмотреть по сторонам (это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля). Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Известно, что тонущее судно во время своего погружения под воду, создаёт своеобразную воронку, в которую и может затянуть близко находящиеся предметы и людей. После того, как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет (это может быть мебель, багаж). Если крушение корабля произошло в ночное время суток, то следует помнить о том, что плавательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно издавать сигналы о помощи.
Пассажирам следует знать также те вещи, делать которые на борту корабля или на причале категорически запрещается:

    начинать самостоятельную высадку или посадку до полной подачи трапа или при отсутствии швартовки;

    двигаться вдоль борта судна на причал или с него подниматься на борт корабля не по специальному трапу;

    выходить и находиться на площадке, не имеющей ограждения;

    курить в не отведённом для этого месте;

    самостоятельно заходить в служебные помещения и открывать технические помещения;

    перевешиваться за борта судна;

    провозить с собой и использовать огнеопасные вещества (питарды, фейерверки).

Все эти правила нужно знать и в нужный момент применить, тогда любая ситуация разрешиться в вашу пользу!

В наши дни самолет является основным средством путешествия, именно поэтому правила поведения в самолете должен знать и соблюдать каждый турист. Пренебрежение ими чревато в лучшем случае – травмой, а в худшем – может стоить жизни, причем, не только нарушителя, но и всех пассажиров самолета.






На борту обслуживанием пассажиров занимается стюардесса, которую следует поприветствовать при посадке в самолет. Во время полета можно вызвать ее специальной кнопкой, но злоупотреблять этим не стоит, поскольку ей необходимо работать со всеми пассажирами.


Перед вылетом нужно выпрямить спинки кресел, пристегнуть ремни и отключить мобильные телефоны. Все это делается для обеспечения безопасности полета, поэтому ни в коем случае не стоит пренебрегать этими требованиями. Особенно внимательно следует отнестись к мобильному телефону: если он останется включенным во время полета, это может привести к сбоям в работе электронных систем воздушного лайнера.


Багаж Помните, что ручной багаж имеет строгие ограничения по своей массе. Не берите ничего лишнего с собой в дорогу, а уж тем более крупногабаритных вещей без необходимости. Это хоть и не запрещено правилами поведения в самолете, но наверняка будет создавать неудобства как вам, так и другим пассажирам находящимся на борту самолета.


Зайдя в салон, необходимо разместить свои вещи в специальном отсеке, который расположен над местами для пассажиров. Если у вас очень много вещей, спокойно дождитесь момента, когда все пассажиры сядут по указанным в билетах местах, и поставьте свои вещи на оставшиеся свободными верхние полки. Таким образом вы не нарушите требуемые правилами поведения в самолете нормы, и в тоже время решите проблему размещения багажа.












В самолете можно читать, писать, рисовать, работать на компьютере, спать. При длинных перелетах часто показывают видеофильмы. В таком случае необходимо задернуть шторку на иллюминаторе, а если не хочется смотреть фильм вместе со всеми, можно воспользоваться лампой над креслом.




Вопреки известному мнению, алкоголь совсем не способствует приятному и легкому перелету. Он лишь немного притупляет чувство страха и помогает немного расслабиться. А вот организм, находясь в непривычных для себя условиях, получит двойную нагрузку. При необходимости справляться с серьезными перегрузками и давлением, вы на него налагаете еще и обязанность справиться с алкоголем в крови. Вы можете выпить небольшое количество красного вина, предложенного бортпроводницами, а остальные крепкие напитки оставить до времени прилета в аэропорт.





Список литературы Безопасность жизнедеятельности. Учебник / С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, с. Громов В.И. Энциклопедия безопасности / В.И.Громов, Г.А..Васильев – М.: Высшая школа, – 1262 с. Кузнецов И.Н. «Современный этикет», Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», – 496 с.



Окружающий мир 1 класс.

Как нарисовать спасательный жилет и (или) нагрудник для плаката «Техника безопасности на корабле»?

Для плаката «Окружающий мир 1 класс» можно нарисовать спасательный жилет или нагрудник следующим образом.

Или же нарисовать спасательный жилет для плаката «Техника безопасности на корабле» более цветной и уточняющий как именно воспользоваться данным спасательным жилетом.

По окружающему миру в первом классе сынуле задали нарисовать плакат

Для плаката мы брали за образец вот такой жилет:

Вот что в итоге вышло:

Потребовался оранжевый и коричневый фломастеры.

На общем плане все спасательные средства, необходимые на корабле, мы разместили справа, выглядит это вот таким образом:

Можно было на самом корабле спасательные средства разместить.

Как нарисовать другие средства спасения при бедствиях на корабле, можно посмотреть по следующим ссылкам:

www.bolshoyvopros.ru

Правила безопасности на корабле для детей и взрослых

Водный транспорт поражает своим разнообразием. Причем многие его виды используются не для военных целей или транспортировки грузов, а для перевозки пассажиров. Именно поэтому каждому рекомендуется знать правила безопасности на корабле для детей и взрослых и строго соблюдать их.

Понятие безопасности детей и взрослых

В качестве отдыха в разных городах предлагаются услуги заказного теплохода различного направления. Очень часто этими услугами пользуются посетители с детьми (или группой детей). Перед проведением подобной прогулки рекомендуется разобраться в понятии обеспечения безопасности на воде. Оно включает в себя не только спасение утопающих, обучение плаванию, предупредительную работу с детьми, но и правила поведения на судне и береговой линии.

Инструктаж должны проходить все, кто собирается воспользоваться следующими видами водного транспорта:

  • гидроциклами;
  • моторными лодками;
  • катерами;
  • байдарками;
  • парусными судами;
  • кораблями.
  • Особое внимание необходимо уделить при совершении прогулки большой группой детей. Каждому ребенку необходимо объяснить, чего на корабле делать нельзя. Для закрепления знаний можно попросить детей нарисовать эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности на корабле.

    Основные правила

    Стоит помнить о том, что данные правила обязательны к соблюдению не только детьми, но и теми, кто их сопровождает.

    В первую очередь необходимо соблюдать общественный порядок, независимо от размеров корабля, а также требования безопасного плавания, нормы пожарной безопасности и санитарные требования. Помимо этого, на каждом конкретном судне существуют свои правила, которые озвучиваются при посадке на него инструктором. Каждый пассажир обязан беспрекословно и быстро выполнять их. Запрещено приказы обсуждать и подвергать сомнению. Подобные действия можно совершать только на берегу, поскольку во время хода корабля по воде этот человек несет ответственность за безопасность пассажиров.

    Оснащение корабля

    Для обеспечения безопасности пассажиров на судне должно присутствовать специализированное оснащение. Оно соответствует правилам охраны здоровья и жизни пассажиров на воде, а также имеющимся стандартам судоходства. В частности, каждый корабль, который специализируется на пассажирских перевозках, должен быть оснащен достаточным количеством спасательных жилетов и шлюпок.

    Перед отплытием инструктор информирует пассажиров о правилах безопасности на судне, а также о действиях, которые нужно выполнять во время непредвиденной ситуации.

    Что запрещается пассажирам

    Независимо от возраста пассажирам судна запрещено (об этом говорят правила безопасности на корабле, которые расположены в виде плакатов по всей его территории):

  • препятствовать работе сотрудников судна на каждом этапе движения;
  • находиться в зоне, откуда происходит управление кораблем;
  • выходить за имеющиеся ограждения, нырять непосредственно с борта судна, а также в близости от него;
  • наклоняться через ограждения или сидеть на них;
  • нарушать порядок, бросать мусор на борту или за него;
  • употреблять спиртные напитки, находиться на борту в наркотическом или алкогольном опьянении;
  • бегать по трапам, двигаться по ним, не держась за поручни;
  • оставлять включенными электрические приборы в каюте, если путешествие осуществляется на подобном судне.
  • Помимо этого, недопустимо курить в тех местах, которые для этого не предназначены.

    Высадка и посадка не может быть самовольной. Посещать служебные помещения, а также открывать технические отсеки строго запрещено. Нужно следить за поведением детей, а также за соблюдением ими правил безопасности на корабле.

    Есть некоторые ограничения в поведения и на причале, если маршрут корабля подразумевает наличие остановок. В частности, на берегу пассажирам запрещено:

    • подниматься на судно или спускаться с него не по трапу;
    • выходить на ту часть причала, которая не ограждена;
    • купаться в неустановленном для этого месте;
    • заплывать за буи.
    • Даже во время стоянки требуется соблюдение правил безопасности на корабле.

      Правила безопасности во время высадки и посадки на корабль

      Особое внимание нужно уделять соблюдению правил безопасности во время посадки на корабль и высадки с судна. После того как судно пришвартовалось к причалу, сотрудники обеспечивают готовность трапов, по которым пассажиры спускаются или поднимаются. В некоторых случаях может потребоваться высадка пассажиров на катерах. Они используются в том случае, когда корабль не может подойти к пирсу вплотную, чтобы можно было опустить трап.

      Как вести себя во время экстренной ситуации

      В первую очередь необходимо успокоиться и не поддаваться панике. Во время таких ситуаций существуют свои правила безопасности на корабле, которые требуют соблюдения. Все требуемые к выполнению действия озвучивают инструкторы, поэтому необходимо их внимательно слушать и следовать их инструкциям.

      По тревоге каждый пассажир должен выйти на палубу, надев перед этим спасательный жилет. После объявления начала посадки на шлюпки приготовиться к тому, чтобы покинуть судно (первыми это делают женщины и дети, раненые, последним — капитан). Делать это нужно только по команде инструкторов.

      При использовании спасательного круга очень важно соблюдать всю последовательность действий, в частности ни в коем случае нельзя допускать его нахождения ниже груди.

      Водный транспорт считается одним из самых безопасных, поскольку автомобильные аварии случаются гораздо чаще. Однако сохранение жизни человека во многом зависит именно от соблюдения правил безопасности. Поэтому нужно тщательно изучить правила безопасности на корабле еще до того, как произвести посадку на борт. В экстренных ситуациях эти знания могут спасти жизнь. При путешествии с детьми рекомендуется использовать эскиз «Правила безопасности на корабле», который наглядно демонстрирует, как нужно вести себя на борту.

      Окружающий мир 1 класс. Как нарисовать спасательный круг?

      Как нарисовать спасательный круг для плаката «Техника безопасности на корабле»?

      Нарисовать спасательный круг для плаката «Техника безопасности на корабле» можно разными способами, например как на картинке ниже.

      Ярко и понятно, так же можно обозначить спасательный круг на плакате более полно, так сказать в действии.

      На уроке по окружающему миру в 1 классе ребенку задали задание: девочкам нарисовать плакат на тему: «Техника безопасности на самолете», а мальчикам — плакат «Техника безопасности на корабле».

      Как всегда, посмотрела информацию на сайте «Большой вопрос». Одна из пользовательниц, или авторов, или коллег задает постоянно эти вопросы, связанные с окружающим мором в начальных классах. Я очень обрадовалась и с чистой душой пару ее вопросов добавила к себе в избранное, чтобы потом сразу сесть и нарисовать, подсмотрев рисуночки для плаката сына.

      Ну так приступим к рисованию спасательного круга для плаката «Техника безопасности на корабле».

      За образец я взяла вот такой спасательный круг:

      И вот что у меня получилось:

      Я сделала набросок карандашом, разукрашивала фломастерами с тонким стержнем коричневого, оранжевого цвета.

      Вот так выглядит это на общем рисунке:

      Еще вопросы по заданной теме можно посмотреть в этих вопросах:

      Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

      Почему в автомобили, поезде, корабле и самолете нужно соблюдать правила безопасности?

      Как нарисовать плакат, призывающий к соблюдению правил безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге?

      Как подготовить презентацию к уроку окружающего мира УМК «Школа России» 1 класс на тему «Почему нужно соблюдать правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге?».

      Правила безопасности — это важная часть нашей ежедневной жизни. Их должны знать соблюдать все: и взрослые, и дети.

      Например, когда ребенок находится в машине или в самолете, то он в течение всей поездки обязательно должен быть пристегнут. Зачем? В первую очередь, чтобы избежать травм в случае непредвиденных ситуаций.

      В машине, если ребенок маленький, лучше, если у него будет свое специальное детское кресло, на котором ему будет удобно сидеть и в котором он будет крепко зафиксирован с помощью ремня безопасности.

      Кроме того, в машине — самое безопасное место — на заднем сидении, поэтому, как бы не хотелось посидеть около водителя, лучше выбирать именно его.

      Правила безопасности в автомобиле, поезде, корабле, самолете нужно соблюдать, чтобы жизнь и здоровье человека оставались в безопасности! Какие опасности подстерегают людей в вышеперечисленных транспортных средствах? Поскольку это огромные сильнейшие механизмы, движущиеся на хорошей скорости, беспечное поведение может привести к:

      выпадении из открытого окна на проезжую часть/ж/д пути/воду (часто с высоты)

      падении во время внезапной остановки транспортного средства/торможении и получении травм различной степени тяжести, вплоть до летального исхода

      выпадении из дверей под колеса.

      не высовывать голову, конечности и предметы из окон, не перегибаться через перила

      пристегиваться ремнями безопасности, сидеть на своём месте смирно

      вставать и ходить по салону только тогда, когда это разрешено, при этом держаться за поручни

      покидать транспортное средство только после полной его остановки.

      Плакат или презентацию можно оформить рисунками, иллюстрирующими опасные ситуации и их последствия, и правильное поведение, выделив их соответственно красным и зеленым цветами.

      Сайт пожарных | Пожарная безопасность

      Последние публикации:

      Техника безопасности на судне: основные правила

      Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

      Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна. Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой. Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

      Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

      Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

      Какие правила установлены для судовых работ

      Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

      Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

      Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

      Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

      Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

      В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

    • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
    • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
    • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
    • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
    • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
    • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
    • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

    Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

    Правила безопасности для членов экипажа

    Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

    Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.

    Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

    Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

    При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

    Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

    Безопасность при работе с подъемными устройствами

    Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.
  • В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

    Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии. Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

    Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

    Швартовые работы: основные требования

    Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат
  • На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

    Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.


    fireman.club

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА НА КОРАБЛЕ

    449 . Весь личный состав корабля обязан строго выполнять настоящие правила поведения на корабле. Вновь назначенные военнослужащие по прибытии на корабль должны быть проинструктированы по корабельным правилам и требованиям безопасности.

    Лиц, временно находящихся на корабле, надлежит ознакомить с правилами поведения, а персонал заводов по прибытии на корабль, кроме того - с требованиями безопасности при выполнении ремонтных работ.

    450 . На корабле личному составу запрещается:

    а) подниматься на корабль или сходить с него иначе, чем по назначенным для этого трапам (сходням);

    б) находиться в неположенных местах на верхней палубе и надстройках (эти места устанавливаются приказом командира корабля);

    в) останавливаться на трапах, сходнях или узких проходах;

    г) вступать в разговоры с лицами, находящимися при исполнении служебных обязанностей (на вахте, дежурстве, работе и т.д.), и отвлекать их внимание;

    д) включать и выключать вентиляцию или другие механизмы, приборы, устройства, если это не входит в его обязанности;

    е) ложиться на койки в неустановленное распорядком дня время, а также в верхней одежде и обуви;

    ж) садиться и облокачиваться на предметы, не предназначенные для этого (вентиляционные закрытия, кожухи, леерные ограждения, планшири, кнехты и т.п.);

    з) купаться за бортом корабля в неустановленное для купания время;

    и) чистить обмундирование и обувь в жилых помещениях;

    к) стирать белье в местах, не предназначенных для этого, во время, не предусмотренное расписанием, полоскать белье с бортов, трапов, шлюпок;

    л) просушивать личные вещи (белье) в местах, не предназначенных для этого (белье разрешается сушить только на специальных бельевых леерах или в сушилках);

    м) играть в карты;

    н) играть в какие-либо игры на деньги или вещи;

    о) приносить на корабль спиртные напитки и наркотические вещества и употреблять их, в том числе при проведении торжеств;

    п) выбрасывать за борт мусор.

    451 . На кораблях личному составу без предварительного разрешения запрещается:

    а) ходить по наружным трапам и садиться в какие-либо шлюпки;

    б) подниматься на мачты, ходить по выстрелам или спускаться за борт корабля;

    в) переговариваться с людьми, находящимися на берегу, а также на стоящих или проходящих мимо шлюпках и кораблях;

    г) открывать иллюминаторы на ходу корабля или в ночное время;

    д) грузить на корабль или передавать с него какие-либо предметы (в том числе личные);

    е) удить рыбу с борта корабля или со шлюпки, стоящей у борта корабля, или причальных сооружений;

    ж) отдавать собственные продукты на камбуз для приготовления пищи;

    з) приносить на корабль и хранить огнестрельное, газовое и прочее оружие и боеприпасы за исключением случаев, вызванных служебной необходимостью.

    452. Во избежание встречных потоков личный состав по тревогам движется: в направлении носа корабля по правому борту, а в направлении кормы по левому.

    В холодное время личный состав наружных боевых постов, занимая места по тревогам, должен иметь при себе необходимое обмундирование.

    453. Курение на корабле допускается только в местах, определенных приказом по кораблю. В остальных местах на корабле курить запрещается.

    Кроме того, курить запрещается:

    а) во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а также на постах службы корабельных нарядов;

    б) на катерах и других плавсредствах у борта корабля;

    в) на катерах с двигателями, работающими на легком топливе.

    В местах, установленных для курения должны находиться пепельницы или емкости с водой.

    На ходовом мостике курить разрешается командиру корабля и с его разрешения офицерам и мичманам, а на подводных лодках, кроме того, старшинам и матросам.

    454 . Во избежание аварий и несчастных случаев во всех помещениях корабля запрещается держать какие-либо инструменты, материалы, предметы обмундирования или личного обихода в непосредственной близости от механизмов, приводов, паропроводов, вентиляционных систем и т. п., а также крепить что-либо к электрическим кабелям и трубопроводам, проводить непредусмотренную технической документацией электропроводку.

    455 . Огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, принадлежащие отдельным лицам и коллективам, должны сдаваться на хранение в корабельный арсенал.

    456. Держать на корабле животных личному составу разрешается лишь с ведома командира корабля.

    Животные должны быть немедленно удалены с корабля, если есть подозрение, что у них появилась болезнь, опасная для здоровья людей, а также - если замечены недостаточно хороший присмотр за животными и дурное обращение с ними личного состава.

    457. Вещи, выносимые с корабля и приносимые на корабль (посылки вскрывать на берегу) должен осматривать вахтенный офицер (дежурный по кораблю, помощник вахтенного офицера).

    Старшина команды сообщает на вахту фамилии старшин и матросов подразделения, уволенных на берег, которым разрешен вынос с корабля личных вещей.

    458 . Всякий нашедший на корабле деньги или какую-либо вещь должен передать их дежурному по кораблю (дежурному по низам), а последний обязан записать об этом в вахтенный журнал.

    459. Без разрешения командира корабля запрещается использовать фотоаппараты, магнитофоны, кино- и видеокамеры, радиоприемники, пишущие машинки, копировальные устройства, ПЭВМ. Лица, имеющие указанные предметы, должны зарегистрировать их у помощника командира корабля. Для их хранения, а также производства фоторабот на корабле отводятся специально определенные места.

    За хранение перечисленных предметов, организацию и места производства фоторабот назначаются ответственные.

    Хранение этих предметов в кубриках, каютах и непосредственно на боевых постах запрещается. Фотографирование и получение разрешения на использование фотоснимков, кино-, видео-, аудиозаписей владельцами фотоаппаратов, магнитофонов, киновидеокамер производится в соответствии со специальными указаниями.

    460 . Спортивные мероприятия (стрельбы, плавание, хождение на шлюпках, под парусами, игры на воде и т. п.) проводятся лишь с разрешения командира корабля или его старшего помощника. Наблюдение за безопасностью проведения этих мероприятий ведет вахтенный офицер, а где его нет - дежурный по кораблю или специально назначенный офицер (мичман).

    ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КОРАБЕЛЬНЫМИ КАТЕРАМИ И ШЛЮПКАМИ

    461. Каждый катер и шлюпка на корабле поручаются в заведование офицеру. В помощь ему назначается мичман или старшина.

    462 . Офицер, назначенный заведовать катером или шлюпкой, обязан следить за их исправностью, полной укомплектованностью предметами снабжения и содержанием в надлежащем порядке, иметь допуск к самостоятельному управлению катером или шлюпкой.

    463 . Старшинами катеров и шлюпок назначаются мичманы, а также старшины и матросы, прошедшие специальную подготовку и допущенные к управлению катером или шлюпкой.

    О допуске лиц к управлению катером объявляется приказом по кораблю; старшине катера выдается соответствующее удостоверение, которое при следовании на катере он должен иметь при себе.

    464. Старшина отвечает за содержание порученного ему катера или шлюпки в исправности и чистоте, за сохранность вооружения и имущества. О всех недостатках и неисправностях, необходимости окраски или ремонта он докладывает офицеру, в заведовании которого находится катер или шлюпка.

    465. При посылке шлюпки с корабля на нее назначаются старшина и полное число гребцов. Если плавание шлюпки предполагается в сложных условиях, назначается командир шлюпки из подготовленных офицеров или мичманов. Если назначенный на шлюпку старшина не является заведующим этой шлюпкой, он принимает от последнего ее вооружение и имущество, а при возвращении на корабль сдает шлюпку в том же порядке заведующему.

    466. Весь личный состав, назначенный на шлюпку гребцами, подчиняется старшине шлюпки. Во время пребывания у причального сооружения (на берегу) старшина и гребцы шлюпки могут отлучиться от нее только с разрешения лица, в распоряжение которого шлюпка предоставлена. При этом на шлюпке оставляется вахтенный, который должен знать, где находятся старшина и гребцы шлюпки.

    467. Катера (шлюпки) могут отправляться с корабля только по приказанию командира или его помощников, заместителя командира и вахтенного офицера (дежурного по кораблю).

    468. Катера (шлюпки) никогда не должны перегружаться. Для каждого из них должны быть определены грузоподъемность и пассажировместимость в свежую и тихую погоду. Эти данные накрашиваются: на катерах - в рубке, на шлюпках - на внутренней стороне транцевой доски - и должны быть известны вахтенному офицеру (дежурному по кораблю).

    За соблюдение норм грузоподъемности ответственность несет старший из присутствующих на катере (шлюпке) лиц корабельного состава, а при отправлении с корабля - вахтенный офицер (дежурный по кораблю).

    При следовании шлюпки под парусами, а также при ее буксировке личный состав должен размещаться на днище (на рыбинах).

    469 . Катер (шлюпка) при посылке с корабля должен быть полностью снабжен положенным по табелю имуществом.

    470 . При отправлении катера или шлюпки вахтенный офицер (дежурный по кораблю) должен убедиться:

    а) при отправлении шлюпки - в полном числе гребцов, наличии средств связи, сигнализации, фонаря и спасательных средств;

    б) при отправлении катера, кроме указанного выше,- в том, что он снабжен в достаточной мере топливом, водой и противопожарным имуществом, а также в исправности ходовых огней.

    При отправлении катера (шлюпки) за пределы гавани (рейда) вахтенный офицер (дежурный по кораблю) должен удостовериться в полном уяснении старшиной катера (шлюпки) поставленной перед ним задачи, в наличии компаса, карты или схемы района, дрека с дректовом, комплекта сигнальных ракет и в исправности корпуса и механизмов. На катер выделяются сигнальщик и радист с рацией.

    471. Старшина катера (шлюпки), на котором находятся офицеры, отходит по приказанию старшего из них.

    Офицеры, кроме помощников (заместителя) командира своего корабля, командиров кораблей всех рангов и вышестоящих начальников, прежде чем отдать приказание отходить, спрашивают разрешение вахтенного офицера.

    Если отходящих провожает вышестоящий начальник, указанное разрешение надлежит спросить у него.

    При съезде с корабля старшин и матросов старшина катера (шлюпки) отходит от борта по приказанию или с разрешения вахтенного офицера.

    472. При входе на катер (шлюпку) или при сходе с него офицеров, адмиралов и генералов старшина катера (шлюпки) командует: “Смирно” - и приветствует их. Присутствующие на шлюпке продолжают сидеть и соблюдать тишину. В присутствии на катере (шлюпке) старшего начальника старшина катера (шлюпки) команду “Смирно” не подает.

    473. Личный состав, находящийся на катере (шлюпке), как на ходу, так и при стоянке катера (шлюпки) у борта корабля или у причального сооружения приветствует начальников по команде старшего из присутствующих на катере (шлюпке) “Смирно, равнение направо (налево)”. По этой команде все поворачивают голову в сторону начальника; адмиралы, генералы, офицеры и мичманы, кроме того, прикладывают руку к головному убору.

    При воинском приветствии лица, находящиеся на малых катерах (на всех шлюпках), с мест не встают. На шлюпках, идущих на веслах, гребцы по команде для приветствия сушат весла. При буксировке, на гонках при значительном волнении и в других подобных случаях приветствие не производится.

    Старшины катеров во время управления катером воинское приветствие не производят.

    474. После отхода катера (шлюпки) от трапа (причального сооружения) и в течение всего следования старшина катера (шлюпки) следит за внешним состоянием катера (шлюпки), положением флага, за тем, чтобы за бортом не было кранцев, концов и т. п. При движении катера (шлюпки) старшина должен строго руководствоваться Международными правилами предупреждения столкновения судов в море, указаниями Шлюпочной сигнальной книги, Правилами рейдовой службы, местными портовыми правилами, а также указаниями вахтенного офицера (дежурного по кораблю), полученными при отправке.

    Старшина катера (шлюпки) должен соблюдать все меры предосторожности, выработанные морской практикой, строго следить за изменениями метеорологической обстановки и принимать заблаговременно необходимые меры безопасности на случай изменения погоды. При аварии катера (шлюпки) старшина руководит борьбой за живучесть и принимает все меры для спасения личного состава. В темное время все катера (шлюпки) должны нести установленные огни. Старшина катера (шлюпки) обязан оказывать возможное содействие бедствующим катерам (шлюпкам) и утопающим.

    475 . При обходе корабля, стоящего на якоре, катер (шлюпка), огибающий корабль против хода часовой стрелки, должен располагать свои курсы на таком расстоянии от корабля, чтобы встречные катера (шлюпки), огибающие корабль по ходу часовой стрелки, могли свободно пройти между ним и кораблем, т. е. катера (шлюпки) должны расходиться левыми бортами.

    476 . За безопасность плавания катера (шлюпки) отвечает старший из находящихся на нем офицеров корабельного состава корабля, а при их отсутствии - старшина (командир) катера (шлюпки). Офицер корабельного состава, находящийся в качестве пассажира на катере (шлюпке), командир которого является младшим по служебному положению и званию, в случае обнаружения неправильных действий командира катера (шлюпки) обязан дать необходимые указания.

    477. Старшина катера (шлюпки), получив приказание подойти к трапу или борту корабля, мимо которого катер (шлюпка) проходит, обязан выполнить это приказание (за исключением случая, когда им получено иное распоряжение старшего из присутствующих начальников). Имея спешное задание, старшина катера (шлюпки) при подходе обязан доложить об этом вахтенному офицеру корабля, с которого он был подозван, и действовать в дальнейшем согласно его указаниям. О случаях задержки в пути, а также о ее причинах, если они ему известны, он докладывает вахтенному офицеру своего корабля тотчас же по возвращении.

    478. Катера (шлюпки) кораблей, находящиеся на ходу, носят присвоенный их кораблю флаг. Флаг на катере (шлюпке) поднимается перед отходом от борта корабля или причального сооружения и спускается (независимо от времени суток) по приходе катера (шлюпки) к месту назначения.

    479. Катера и идущие на веслах шлюпки поднимают флаг на кормовом флагштоке. При буксировке шлюпок флаг несет только концевая шлюпка. На шлюпках, идущих под парусами, флаг крепится к задней шкаторине у нок-бензельного угла (на двухмачтовых шлюпках - на гроте, на одномачтовых на фоке). Корабельная шлюпка не несет флага только в том случае, если она послана для спасения упавшего за борт человека. Флаг в этом случае поднимается после подъема человека в шлюпку.

    480. Каждому катеру и шлюпке присваиваются особые флажные позывные, которые накрашиваются на катерах в рубке, на шлюпках - на внутренней стороне транцевой доски.

    На наружной стороне транцевой доски и носовой части обоих бортов корабельных катеров и шлюпок накрашиваются корабельные флюгарки (опознавательные знаки), форму, размеры и расцветку которых устанавливает штаб флота.

    481. Катера (шлюпки) не должны стоять у трапов без необходимости. Они протягиваются под выстрела, сдаются на бакштов или, если не получено особого приказания, удерживаются на траверзе корабля. Шлюпка сдается на бакштов при наличии в ней не менее двух гребцов.

    482. При стоянке на открытых рейдах на ночь, а также при наступлении свежей погоды катера (шлюпки) должны подниматься на корабль или отправляться в гавань (в укрытое место стоянки).

    При стоянке в закрытых бухтах, гаванях в темное время суток разрешается оставлять на воде только необходимое число шлюпок, причем вахтенный офицер должен проверить их крепление и организовать за ним постоянное наблюдение.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

    483. Командиры боевых частей (начальники служб) обязаны обеспечить безопасность проводимых в их подразделениях работ. Контроль за соблюдением личным составом требований безопасности возлагается на помощника командира корабля (старшего помощника).

    484. Для предупреждения несчастных случаев перед началом работ производится инструктаж личного состава, участвующего в работах, по требованиям безопасности, о чем делается запись в вахтенном журнале. В местах грузоподъемных работ должны выставляться вахтенные для предостережения личного состава, не участвующего в работе. Открытые люки и выступающие части механизмов по пути движения личного состава должны ограждаться леерами.

    485. Помощник командира корабля отвечает за общее состояние всех грузоподъемных устройств корабля. Он обязан организовывать один раз в году проверку грузоподъемных устройств корабля в соответствии с действующими нормами и правилами. На кранах, стрелах шлюпбалках и талях должна быть сделана надпись с указанием грузоподъемности и даты очередного испытания.

    За техническое состояние грузоподъемных устройств отвечают командиры подразделений в ведении которых эти устройства находятся.

    486. Запрещается находиться под поднимаемыми тяжестями, в опасной близости от крышек ракетных шахт и контейнеров, башен и от других устройств при их эксплуатации, на пути выбираемых или стравливаемых тросов и якорных цепей, высовываться из иллюминаторов и облокачиваться на планширы и леера.

    487. Перед тем как поднять человека на высоту для производства работ, руководителю работ следует убедиться в прочности и надежности средств, применяемых для этой цели, получить разрешение у вахтенного офицера (дежурного по кораблю), а при работах в местах расположения антенн - поставить в известность заведующих этими устройствами. Применяемые работающими на высоте инструменты и предметы оборудования должны крепиться штертами.

    488. Спускаться за борт можно только с разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю) обязательно в беседке в спасательном жилете и обвязавшись страховочным концом. Спуск за борт должен производить специально назначенный матрос (старшина), который обязан находиться на месте спуска до подъема работающего за бортом на верхнюю палубу.

    Тральные расчеты, лотовые и личный состав постов сбрасывания мин и приема (передачи) грузов на ходу во время работы должны надевать специальные стропы и спасательные жилеты.

    489. При стоянке корабля у причальных сооружений или в доке особое внимание должно быть обращено на исправность бортовых леерных стоек, а также на надежность крепления сходней, трапов и доковых лесов. В ночное время трапы и сходни должны быть освещены.

    490. Перед выходом в море все предметы, которые могут сместиться под действием качки, должны быть надежно закреплены, постоянные и штормовые леера проверены и обтянуты, а стойки их закреплены.

    Личный состав, находящийся на верхней палубе, в штормовых условиях и при обледенении палубы должен быть в спасательных жилетах и страховочных поясах, а на малых кораблях и катерах - постоянно с выходом в море.

    Швартовные команды надевают спасательные жилеты, каски при выполнении обязанностей по корабельным расписаниям независимо от погоды.

    491. В море при благоприятных гидрометеоусловиях личный состав подводных лодок может выходить наверх в ограждение рубки с разрешения командира подводной лодки в количестве, им установленном. Вахтенный офицер обязан знать число лиц, находящихся в ограждении рубки.

    492. На ходу подводной лодки в море личному составу запрещается сходить на верхнюю палубу без разрешения. Двери в ограждении рубки всегда должны быть надежно закрыты (задраены).

    В штормовую погоду выход личного состава наверх запрещается. Находящиеся на мостике командование и вахта должны быть надежно закреплены, во избежание смыва их за борт.

    При необходимости выход на палубу отдельных лиц может быть разрешен только командиром подводной лодки. Перед выходом людей на палубу следует лечь на курс и дать ход, при которых качка и заливание палубы водой были бы наименьшими. Выходящие на палубу надевают спасательные жилеты, страховочные пояса и обвязываются страховочными концами. Их выход должны обеспечивать специально назначенные для этого лица.

    493. На подводной лодке надлежит систематически вести наблюдение за самочувствием личного состава и содержанием в воздухе отсеков водорода, кислорода, углекислого газа и вредных примесей, концентрации которых должны поддерживаться в пределах установленных норм.

    494. Тушение пожара в помещениях корабля, а также работы в задымленных и загазованных помещениях производятся только в изолирующих средствах защиты органов дыхания. Входить в такие помещения или работать в них должно не менее двух человек. Для оказания срочной помощи работающим и поддержания связи с ними вблизи входа в эти помещения выставляется специальная вахта с изолирующими средствами защиты в положении “наготове”.

    При производстве работ в изолирующих средствах защиты органов дыхания надлежит строго соблюдать требования безопасности, использовать исправные изолирующие средства защиты, обеспечить надежную взаимную страховку работающих и устойчивую связь с ними, контролировать продолжительность работы и осуществлять другие необходимые мероприятия в зависимости от условий работы.

    При использовании системы объемно-химического пожаротушения органы дыхания личного состава аварийного помещения должны быть защищены.

    495. Личный состав, подвергшийся воздействию вредных веществ, после окончания работ по ликвидации аварии должен пройти медицинское обследование.

    Назначение на работы, дежурство и вахту личного состава, подвергшегося воздействию вредных веществ, до прохождения им медицинского обследования не допускается.

    496 . Междудонные выгородки, топливные и масляные цистерны, цистерны главного балласта, ракетные шахты и контейнеры, другие подобные им изолированные необитаемые помещения перед спуском в них людей должны быть тщательно провентилированы.

    В срочных случаях и тогда, когда нет уверенности, что состав воздуха безвреден для находящихся в этих помещениях людей, работы в них должны проводиться в изолирующих средствах защиты органов дыхания. Один человек ни при каких обстоятельствах не должен входить в такое помещение или работать в нем без непрерывной связи со страхующим его лицом.

    Работающие в этих помещениях должны быть обвязаны страховочными концами, которые должны находиться у специально назначенного вахтенного для срочного подъема работающих в случае необходимости.

    497 . При проведении водолазных работ должны строго выполняться требования безопасности, предусмотренные Правилами водолазной службы.

    Во время работы водолазов у борта корабля запрещается: производство взрывных работ, работа гидроакустических станций, продувание цистерн главного балласта, проворачивание линий валов, успокоителей качки, рулевых и других активных устройств, находящихся в подводной части корабля, за исключением случаев, когда это требуется по ходу водолазных работ; при этом необходимо принять все меры для обеспечения безопасности водолазов.

    498. Никому во время работы механизмов не разрешается открывать ограждения, охранные поручни и другие предохранительные приспособления и заходить за них.

    Все предохранительные устройства (предохранительные клапаны, регуляторы и др.) должны содержаться в постоянной исправности и периодически проверяться согласно инструкций. Ответственность за их состояние несут командиры подразделений, в ведении которых эти устройства находятся.

    В случае несрабатывания предохранительных устройств запрещается создавать давление, превышающее допустимое. Предохранительные устройства должны быть заново отрегулированы.

    499. Запрещается входить (выходить) в помещение (из помещения) корабля при наличии в нем повышенного давления или разряжения. В этом случае нужно предварительно сравнять давление.

    500. Перед вскрытием механизмов, трубопроводов, арматуры и цистерн следует заранее убедиться, что в них нет давления пара, газа или жидкостей.

    501 . При ремонте котлов, трубопроводов, систем, арматуры и т. п. необходимо следить за тем, чтобы клапаны, разобщающие эти механизмы и системы от участков, находящихся под давлением, были закрыты и снабжены табличкой с надписью: “Не трогать! Жизнеопасно!”.

    Открытые концы трубопроводов должны быть надежно заглушены равнопрочными с этими трубопроводами заглушками.

    502. При испытаниях воздушным давлением отсеков, цистерн, шахт у дверей, люков, горловин и лазов должны быть выставлены вахтенные и вывешены таблички с надписью: “Не трогать! Жизнеопасно!”.

    503 . Без разрешения ответственного за производство работ, а в его отсутствие - дежурного по боевой части (кораблю) запрещается находиться в помещениях, где имеются вскрытые механизмы, арматура паровых систем или воздуха высокого давления.

    504. В случаях, когда помещение наполняется паром, следует пользоваться системой орошения. Если представляется возможность включить вентиляцию - пользоваться только вытяжной. Выходить из такого помещения следует через специальные выходы или через соседнее помещение, вход в которое находится внизу.

    505 . Нарушение термической изоляции паропроводов и газоотводов при первой же возможности должно быть устранено. Особенно важно выполнять это требование в жилых помещениях, в местах общего пользования и у мест работы личного состава.

    506 . На кораблях разрешается применять переносные лампы с предохранительными сетками и электроинструмент только от сети напряжения не более 27В. На кораблях, где такой сети нет, вместо переносных ламп следует пользоваться переносными аккумуляторными фонарями.

    Работающие в сырых помещениях должны быть в проверенных резиновых перчатках и галошах (резиновых сапогах).

    507. Места, где возможно прикосновение людей к механизмам и устройствам, находящимся под напряжением, опасным для жизни человека, должны быть ограждены и снабжены надписью: “Не трогать! Жизнеопасно!”. У распределительных щитов и агрегатных помещений должны быть ключи для их открытия, резиновые коврики и перчатки.

    508. Перед работами с электромеханизмами и устройствами (распределительные щиты, сети) необходимо убедиться в том, что они не находятся под напряжением.

    Проведение работ с электромеханизмами и устройствами, находящимися под напряжением, запрещается.

    В повседневных условиях перед включением мощных радиолокационных станций личный состав должен быть удален с опасных от облучения участков верхней палубы и надстроек. Личный состав должен знать, что прикосновение к антенным устройствам опасно и недопустимо.

    В исключительных случаях в бою или при авариях с разрешения командира корабля допускается проведение работ при неснятом напряжении. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности.

    509 . Личный состав, работающий с аккумуляторной батареей, должен быть снабжен специальной одеждой.

    Запрещается использовать в аккумуляторных ямах неизолированный инструмент. Переносные лампы должны иметь предохранительные изолирующие сетки.

    Для нейтрализации действия электролита при попадании его на тело, одежду или обувь в аккумуляторных ямах необходимо иметь достаточный запас нейтрализующих веществ.

    510 . При приемке на корабль и хранении на нем баллонов с воздухом высокого давления, кислородом, ацетиленом и другими газами необходимо соблюдать следующие требования:

    а) баллоны должны приниматься только при наличии паспортов, клейм об их испытании, предохранительных колец и колпаков, защищающих головки баллонов от ударов; баллоны должны храниться в специально оборудованных стеллажах - ячейках и быть надежно закреплены;

    б) запрещается хранить в одном помещении баллоны с кислородом и горючими газами, а также баллоны с газами, образующими при их соединении взрывчатые или горючие смеси;

    в) запрещается хранить баллоны в одном помещении с взрывчатыми веществами и легковоспламеняющимися материалами;

    г) помещения, в которых хранятся баллоны, должны систематически вентилироваться, а баллоны регулярно проверяться на утечку;

    д) запрещается размещать баллоны вблизи нагревательных приборов;

    е) необходимо принимать меры, предотвращающие падение баллонов или удары по ним;

    ж) запрещается изменять установленную окраску баллонов;

    з) запрещается окрашивать баллоны с взрывоопасными газами (кислород, ацетилен и др.) на корабле.

    511 . Офицеры, мичманы и старшины имеющие в заведовании взрывчатые, огнеопасные, ядовитые вещества и агрессивные жидкости несут ответственность за их хранение и использование.

    Ядовитые и другие опасные или вредные для здоровья личного состава вещества должны храниться в отведенных для них местах и содержаться в исправной таре, снабженной предупредительными надписями.

    Помещения, где хранятся ядовитые технические жидкости, должны закрываться на замок и опечатываться.

    512 . Перед пуском любых механизмов (устройств) об этом должен быть предупрежден личный состав, работающий с этими механизмами (устройствами) и находящийся рядом, а также установлено наблюдение за работой механизмов (устройств). На подводных лодках, кроме того, подъем и опускание выдвижных устройств, отваливание и заваливание горизонтальных рулей, подъем и опускание ракетных контейнеров, открытие и закрытие щитов и крышек ракетных шахт (контейнеров), проворачивание линий валов производится с разрешения вахтенного офицера или дежурного по подводной лодке. Личный состав, находящийся вблизи этих устройств, предварительно предупреждается.

    513 . Если для обеспечения безопасности личного состава, производящего какие - либо работы с механизмами (устройствами), необходимо, чтобы эти или связанные с ними механизмы (устройства) находились в отключенном (обесточенном, остановленном) состоянии, то после отключения указанных механизмов (устройств) на постах управления ими в течение всего времени работ должны быть вывешены таблички с надписью: “Не трогать! Жизнеопасно!”.

    Запрещается осматривать в стесненных условиях движущиеся детали механизмов и устройств во время их работы, если отсутствуют защитные приспособления (решетки, кожухи, ограждения и т. п.)

    514 . Лица, временно находящиеся на корабле, в том числе и персонал заводов, сразу же по прибытии на корабль должны быть ознакомлены с требованиями безопасности, что является обязанностью начальников, которые заинтересованы в проведении этими лицами ремонтных (регулировочных, наладочных и т. п.) работ на корабле.

    515 . На каждом корабле, должен быть полный комплект индивидуальных и коллективных спасательных средств (спасательных жилетов, поясов, плотиков, катеров, шлюпок), изолирующих дыхательных аппаратов и защитной одежды, согласно установленным нормам.

    Спасательные средства, устройства и изолирующие дыхательные аппараты должны быть всегда готовы к действию, находиться в установленных местах и использоваться только по прямому назначению. Они должны быть пронумерованы и закреплены за личным составом корабля.

    516 . На кораблях с ядерными энергетическими установками и судах обеспечения их эксплуатации постоянно действует режим радиационной безопасности. Его поддержание включает:

    Допуск установленным порядком личного состава корабля и всего прибывающего на корабль персонала заводов к работам в условиях воздействия ионизирующих излучений;

    Разделение всех корабельных помещений на режимные зоны и установление в них соответствующего порядка выполнения работ с использованием специальной одежды и средств защиты;

    Контроль за работающей ядерной энергетической установкой по радиационным факторам;

    Проведение на корабле постоянного радиационного контроля за обстановкой по всем видам ионизирующих излучений и их воздействием на личный состав;

    Немедленное принятие мер защиты и нормализации обстановки при превышении установленных контрольных уровней ионизирующих излучений с оповещением, в случае необходимости, личного состава корабля сигналом “Радиационная опасность”;

    Выполнение экипажем корабля требований режима радиационной безопасности, установленного в пункте постоянного или временного базирования.

    517. Любой источник (участок) ионизирующих излучений в корабельных помещениях, на поверхностях палуб и надстроек должен находиться под постоянным контролем, учетом и охраной. Все работы, проводимые на корабле в условиях воздействия радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, организуются в плановом порядке и проводятся с разрешения командира корабля под контролем службы радиационной, химической и биологической защиты.

    518 . На кораблях должны строго соблюдаться правила химической безопасности, включающие мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций и своевременному принятию мер защиты от возникновения поражающих концентраций токсичных газов и аэрозолей, протечек ядовитых технических жидкостей и нарушений режима эксплуатации устройств, содержащих потенциально опасные химические составы.

    На подводных лодках в установленные сроки измеряется содержание в воздухе отсеков кислорода и определяется наличие вредных примесей с помощью стационарных и переносных средств газового контроля. Результаты измерений докладываются на ГКП (в центральный пост подводной лодки). При обнаружении отклонений от установленных норм газового состава принимаются меры по его нормализации.

    На надводных кораблях газовый контроль производится при необходимости проверки состава газовой среды помещений для обеспечения безопасности проводимых работ.

    Весь личный состав подводных лодок и отдельных боевых постов надводных кораблей должен постоянно иметь при себе портативные устройства экстренной защиты органов дыхания. Эти средства немедленно приводятся личным составом в действие самостоятельно, или по команде старшего в отсеке (помещении) для предотвращения поражения токсичными газами и аэрозолями, появляющимися при возникновении возгораний, пожаров, протечек ядовитых технических жидкостей и других опасных источников их образования.

    Одновременно отсек (помещение) полностью герметизируется для недопущения распространения загрязненного воздуха по кораблю и принимаются меры по выявлению и ликвидации причин аварийной ситуации.

    Если принятые меры по ликвидации аварии и ее последствий не дают должного эффекта и дальнейшее пребывание в условиях аварийной обстановки становится опасным, личный состав с разрешения командира корабля выводится из аварийного отсека (помещения). При этом принимаются меры по обеспечению безопасного состояния смежных отсеков (помещений).

    В возможно короткие сроки личный состав в аварийном отсеке (помещении) переключается из портативных защитных устройств в изолирующие средства защиты органов дыхания.

    С началом работ в аварийном отсеке (помещении) должен вестись учет продолжительности нахождения личного состава в средствах индивидуальной защиты и поддерживаться с работающими непрерывная связь. Вблизи входа в аварийное помещение для оказания при необходимости срочной помощи выставляется специальная вахта с изолирующими средствами защиты в положении “наготове”.

    Все работающие в аварийном отсеке (помещении) осуществляют взаимную страховку и постоянно взаимное наблюдение за самочувствием. При выполнении поставленной задачи строго соблюдаются требования безопасности при обращении с используемыми устройствами и оборудованием и другие необходимые меры обеспечения в зависимости от условий работы.

    Выход из аварийного отсека (помещения) организуется заблаговременно до истечения срока действия используемых изолирующих средств защиты и допустимого времени пребывания личного состава в отсеке (помещении) по физиологическим показателям.