Сенатусконсульты. Конституции

Конституции императоров

Принцепс (лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.

Различалось несколько видов императорских конституций:

    эдикты – нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;

    декреты – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;

    рескрипты – ответы на запросы должностных и частных лиц;

    мандаты – общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.

Конституции римских императоров у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими магистратами jus edicendi, действовавший как и все другие эдикты, лишь во время жизни императора и отличавшийся от них только тем, что имел целью не столько устанавливать правовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Последней чертой эдикт стоит близко к другому виду – мандату или инструкции чиновникам и управителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного рода вопросов и юридических казусов.

Мандаты, подобно эдиктам, имели силу лишь во время жизни издавшего их императора и должны были быть возобновлены его преемником, если была нужда в сохранении их предписаний. Другие два вида конституции составляют проявления судебной деятельности императора и дают аутентическое толкование действующего права. Из них декреты, подобно преторским актам того же имени, являются непосредственными судебными решениями императора в качестве первой инстанции или по апелляции к нему на решение низшего суда, а рескрипты или ответы императора на вопросы, обращенные к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихся затруднений в разрешении спора, очень сходны с обязательными для судьи ответами юристов, имевших так назыв. jus respondendi. Право частных лиц на обращение к императору с такого рода вопросами, совершавшееся путем подачи просьб (libelli, praeces, supplicationes), устанавливается со времени Адриана. Чиновники имели его и раньше; их просьбы носили название relationes, consultationes, suggestiones. Ответы императора выражались либо в особом письме (epistola – форма, употреблявшаяся по преимуществу в ответ на просьбы чиновников), либо прямо на самой просьбе, в subscriptio (обычно на просьбах частных лиц). Ни один из всех этих видов императорских конституций не является выражением законодательной власти императора, которой у него на первых порах и не было, по характеру установления и первоначальной формы империи.

Правомерной формой законодательства оставался, за почти полным прекращением роли народных собраний, сенатусконсульт, который мог быть издан и по предложению (oratio) императора. Однако, со времени Адриана юриспруденция признает за всеми видами конституции безусловную силу закона (legis vicem), а силу сенатусконсульта видит уже не в нем самом, а в вызывающей его oratio императора. Императорская власть получает, таким образом, законодательные функции, и все ограничения последних теряют свое значение; юриспруденция относит постановления императоров не к jus honorarium, a к jus civile. Упадок юриспруденции с III столетия и сосредоточение законодательства в руках императора ведет к непомерному росту двух из названных видов конституции – эдиктов и рескриптов.

Эдикт становится общей формой императорских законов и обнимает все другие – обращение к народу (эдикт в старом смысле), к чиновникам (мандаты) и к сенату (orationes), отчего и получает название edictum или lex generalis. Рескрипт, оставаясь формой аутентического толкования законов, поглощает собой декрет. Постепенно увеличиваясь в числе (со времени Диоклетиана мы имеем, напр., до 1000 рескриптов), оба эти вида возбуждают вопрос о взаимном отношении содержащихся в них узаконений. Раньше все виды конституции имели одинаковую силу закона, обязательного для всех, и только тем из них присваивалось ограниченное действие предписания, касавшегося лишь данного дела, в которых об этом было специально упомянуто (так назыв. constitutio personalis). Коллизии отдельных решений с общими законами заставили сделать попытку иначе определить это отношение. Константин объявил недействительными все рескрипты, которые были несогласны с общим правом; Аркадий ограничил силу рескриптов только делами, по поводу которых они были изданы. Валентиниан III и Юстиниан снова, однако, расширяют значение рескриптов. Первый признает общую силу за теми из них, в которых сказано, что они имеют общеобязательное значение, а второй – и за теми, в которых вообще содержится толкование действующего права.

Окончательное разграничение между этими видами конституции так и не состоялось. Юристы, поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию. Общие конституции (С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные конституции (С. personales) – обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различение общих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в. появляется новый вид конституции, внесших еще новое осложнение в их состав: так назыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica, занимавшие середину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц, но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т.п.

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.

Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.

Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные.

В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. Зарабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.

Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса – это отличительные признаки римского частного права.

Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

В составе римского права различают отдельные системы – цивильное право, пре-торское право, право народов, справедливое право и естественное право.

Древнейшее римское право называлось ви-ритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.

Право преторское – система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения.

Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.

В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.

В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория – требование морали.

Понятие лица и правоспособности в Римском праве

Для того чтобы выступать полноправным субъектом в сфере частного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельств (состояния, статусов); его состояние свободы или несвободы состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п., ею положение в римской семье. Отсутствие, какого бы то ни было статуса, не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, обладающее всеми тремя статусами:

Status libertatis, находящееся и свободном состоянии;

Status civitatis, принадлежащее к римскому гражданству;

Status familiae, занимающее особое положение в римской семье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной дееспособностью.

Дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям.

1) jus conubii - право вступать в полноценный, признанный законом брак, рождающий для всех членов семьи равные и предусмотренные законами выгоды и последствия;

2) jus commcrcii - право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных нрав, вступать в различные предусмотренные сделки;

3) testamenti factio -- обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом получать по завещанию;

4) legis actio - право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом формами охраны своих интересов. Все эти совокупности правомочий были настолько важны для римского гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д.

Отсутствие однозначного обладания каким-либ

Вещи главные и побочные. Вещами побочными или придаточными (accessorium) являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные юридическому положению последней. Основными ви­дами побочных вещей считались: части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Ког­да вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого. Та­ким образом, нахождение составных частей в составе главной вещи подчиня­ло их ее юридическому положению и прежние юридические отношения по поводу частей считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили следующие различия: а) если соединение сопровожда­лось изменением сущности включенной вещи или нераздельностью получен­ного соединения, то права на присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственника, например, растворенное вино; б) если ни присоединен­ная, ни главная вещь не меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась нераздельной, то при выделении вещи,присоединенной к главной, восстанавливалось прежнее юридическое положение присоеди­ненной вещи.

Так, согласно законам XII таблиц, при застройке чужого бревна в здание собственник не мог требовать выделения бревна из чужого дома, пока собст­венник дома сам не разберет его и не выделит бревна. Тогда бревно снова признавалось собственностью прежнего хозяина и становилось самостоя­тельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).

Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлежность; принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи; однако лишь при совместном использова­нии той или другой вещи достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).

Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, уста­навливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хо­зяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсю­да афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещио).

Плоды. Плодами естественными считались прежде всего органические произведения вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их хозяйственного назначения, в мире как растительном (огороды, деревья), так и в животном (шерсть, мо­локо).

Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они специально были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения классиков расходились, но большинство относило продукцию недр земли к плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам продукцию каменных карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса к монументальному строительству.

Плоды делились на: a) fructus pendentes - плоды, еще соединенные с про­изводящей их вещью; б) fructus separati - плоды, уже отделенные от произ­водящей их вещи; в) fructus percepti - плоды, не только отделенные, но и за­хваченные кем-либо для себя или для другого. Они в свою очередь подразделялись на fructus exstantes - плоды, наличные в натуре и fructus con-sumpti - плоды потребленные, переработанные или отчужденные. Различа­ли еще категорию плодов - fructus percipiendi, несобранных по упущению, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной эксплуатации вещи.

Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного права на плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по поводу такой вещи (п. 199).

При истребовании вещи собственником путем виндикационного иска на­личные плоды всегда подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За потребленные же плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав собственника вещи было объяснено на основе анализа римских источников Л.И.Петражицким, доказавшим, что ограждая добросовестного владельца от требований по поводу потребленных им пло­дов римское право стремилось обеспечить устойчивость хозяйственных от­ношений охранить лицо, неправомерно, но добросовестно владевшее чужой вещью от обременительной обязанности возмещать доходы, которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной уверенности, что они принадле­жат тому, кто их потребил.

Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юристами расшире­но и обнимало всякий регулярный доход, как приносимый вещью естествен­ным путем так и получаемый на основании особых правоотношений по пово­ду плодоприносящей вещи, например, проценты, получаемые с капитала.

Элементы владения.

Анализируя состав фактического отношения лица к вещи при владении, римские юристы различали два элемента: а) субъ­ективный - animus possidendi - намерение или воля владеть вещью, для се­бя, на себя и б) объективный - corpus possessionis - реальное господство над предметом владения.

Наличие первого элемента не требует особых форм проявления, а всегда предполагается, если существует второй, т.е. фактическое господство лица над вещью. Это предположение, что владеющий вещью имеет волю владеть ею на себя, может быть, однако, опровергнуто особым доказательством про­тивного. В спорных случаях обращаются к основанию приобретения владе­ния, к его causa (п. 171).

Второй (объективный) момент владения corpus possessionis в первона­чальном своем значении представлял физическое соприкосновение лица с вещью, материальное или телесное проявление господства и власти над ней. В отношении движимых вещей это был захват и держание их рукой - manu capere, tenere, в отношении же земельных участков, кроме вступления на участок, оседания и освоения (stare и sedere), также - отграничение зе­мельных участков от соседних или принятие мер по их охране, так называе­мый custodia.

Понятие права частной собственности

В каждую историческую эпоху собственность отражает всю систему социально-экономических отношений. Формы собственности и ее разновидности соответствуют сложившейся социально-экономической системе на всех ее уровнях. Стремление дать определение собственности как независимого отношения, особой вечной категории вне её исторического развития, отрывает ее от реальной экономической системы.

Понятия собственности и права собственности одни из древнейших юридических понятий, поэтому неполным будет рассмотрение термина права собственности, если не заглянуть в его исторические корни, не рассмотреть его развитие в отдельных странах мира.

Еще при правлении царя Хаммурапи в период 1792-1750 гг. до н.э. в одном из первых сборников законов понятие собственность не только имело место быть, но и разделялось на различные виды. Так земли были царские, храмовые, общинные, частные. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Земли могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких либо ограничений со стороны общины источники не упоминали.

Еще один исторический источник права Законы Ману в Древней Индии, создание которых предположительно датируется в период между II в. до н.э. и I в. н.э., уже хорошо различает разницу между собственностью и владением при этом, охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы Ману указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца переходит в собственника.

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Среди основных видов собственности Законы называют землю, но Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значимым из него было: рабы, скот, инвентарь. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. За незаконное присвоение чужой собственности налагался большой штраф.

Родоначальником и основополагающим источником права всех стран было Римское право. Значение Римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существующих правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.) . Определение права собственности, заимствованное многими кодификациями, было дано римскими юристами.

Они понимали под собственностью наиболее полное, наиболее абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором или правом. Основные положения были изложены в законах XII таблиц. Итак, понятие права собственности формируется и развивается уже давно, древние источники оказали большое влияние на современное право, и фактически лежат в его основе.

Договор -соглашение двух или более лиц об установлении какого-либо обязательства. Первоначально договор именовался контрактом.Контракт заклю­чался в строго установленной форме итолько при ее соблюдении признавался и защищался квиритским правом. Со временем дого­ворами стали также считаться неформальные соглашения лиц. Такие соглашения именовалисьпактами и, в отличие откон­трактов, первоначально не пользовались исковой защитой, так какзаключались без соблюдения, установленной процедуры. Лишь в более позднее время ряд пактов получил защиту. В любом дого­воре выражается воля двух сторон, поэтому договор - это сделка двусторонняя. "Лабеоном в первой книге эдикта городского претора опреде­лено, что контракт влечет обязанность (обязательство) обеим сторонам, что греки называют синаллагма (обоюдный), это ку­пля или продажа, найм или товарищество" (Д.50.16.19). В то же время в зависимости от того, устанавливалась ли обя­занность только на одной стороне или же на обеих, договоры делились на односторонние и двусторонние (синаллагматиче­ские). Пример одностороннего договора - это договор займа. Обязанности в данном договоре лежат только на заемщике, так как он обязан в срок вернуть сумму займа. Заимодавец же ни­каких обязанностей не несет, а имеет лишь права: получить в срок сумму выданного займа. Пример двустороннего договора - договор купли-продажи. По дан­ному договору продавец несет обязанности по передаче иму­щества, а покупатель обязан своевременно оплатить получен­ное им имущество.

Порядок принятие наследства

Имущество собственника стано­вится наследственным с его смертью. Этот факт означает открытие наследства, являющееся условием преемства в имущественных правах и обязанностях наследодателя как закон­ами наследниками, так и указанными в завещании. Момент открытия наследства и момент вступления в него совпадал для sui heredes («свои наследники» по цивильному преторскому праву), а также для наследников первой очереди, проживающих совместно с наследодателем до его смерти (по праву Юстиниана). Все они обязывались законом к приня­тию наследства, поскольку переход имущества к указанный лицам означал оставление его в семье наследодателя. Поэтому они называлисьобязательными наследниками (heredes necessarii).

Прочие наследники, не являясь членами семьи наследода­теля, не обязывались к принятию наследства. Это зависели от их собственного усмотрения, в связи с чем они именовались добровольными наследниками (heredes voluntarii). Для них открытие наследства означало возникновение прав, на принятие наследства, которое могло быть и осуществлено.

По цивильному праву наследство принималось добровольными наследниками одним из двух способов:

› торжест­венным заявлением в присутствии свидетелей или

› конклюдентными действиями (определенно свидетельствующими о соответствующем решении, например, ремонт дома, являющегося составной частью, наследственной массы). По преторскому праву принятие наследства оформлялось вводе во владение, а по Кодификации Юстиниана достаточно было подачи соответствующего письменного заявления в магист­рат.

Личные сервитуты (servitutes personarum)

221. Узуфрукт. Личными сервитутами считались пожизненные права пользования чужой вещью. Основными видами личных сервитутов были: ususfructus, usus, habitatio, operae servorum vel animalium.

Ususfructus - самое обширное право пользования чужой вещью. Уполномоченный назывался узуфруктуарием и мог пользоваться как самой вещью (uti), так и извлекать из нее плоды (frui), не повреждая и не изменяя самой вещи, - ususfructus est ius alienis rebus utendi fruendi, salva rerum substantia (D. 7. 1. 1). Узуфрукт является правом пользования и извлечения плодов из чужих вещей при сохранении в неприкосновенности их хозяйственного назначения. Имеющий это право должен был пользоваться вещью, как подобает хорошему хозяину - doni viri arbitratu, - и соблюдать все правила пользования (D. 7. 1. 13. 4. сл.). Пользователь становился собственником естественных плодов с момента сбора их - perceptio. Пока действовал узуфрукт, собственник не имел права на доходы от вещи, и его собственность была голой - nuda proprietas. Он мог передать право собственности другому лицу, заложить или обременить ее другим сервитутом, но так, чтобы от этого не пострадал узуфрукт. Предметами узуфрукта могли быть вещи, пользование которыми возможно было без потребления или уничтожения их (хотя это правило не всегда выдерживалось).

Узуфруктуарий (имеющий право узуфрукта) мог принимать определенные обязанности, установленные формально устными договорами - stipulatio. Он должен был заботиться о поддержании постояннойдоходности вещи, обращаться с ней заботливо и охранять от повреждений. Все затраты на вещь нес узуфруктуарий, в том числе повинности и подати (D. 7. 1. 65). При возвращении вещь должна была быть в состоянии, годной для дальнейшего правильного пользования ею. В обеспечение выполнения этих обязанностей, а также возвращения предмета узуфрукта после смерти узуфруктуария было введено преторское обеспечение путем стипуляции - cautio usufructuaria (D. 7. 9). Исключение из этой обязанности делалось для узуфрукта отца над имуществом сына.

Узуфрукт мог принадлежать в идеальных долях нескольким лицам. Могло существовать и пользование одной какой-либо определенной частью, при общей собственности на все ее другие части, - partes pro indiviso, ususfructus (D. 7. 1. 5. 49). Это - единственный сервитут, при котором допускалось такое деление. Как чисто личный сервитут узуфрукт не подлежал ни наследованию, ни отчуждению, однако осуществление личного пользования (но не права) могло быть отчуждено (D. 23. 3. 66; D. 7. 1. 67). Со смертью узуфруктуария ususfructus прекращался и наследники были обязаны собственнику возвратить предмет пользования.

Dominus fructuario praedium, quod ei per usumfructum serviebat, legavit, idque praedium aliquamdiu possessum legatarius restituere filio, qui causam inofficiosi testamenti recte pertulerat, coactus est: mansisse fructus ius integrum ex post facto apparuit (D. 7. 1. 57).

(Собственник отказал плодопользователю участок, который служил ему узуфруктом, но отказополучатель был вынужден возвратить этот самый участок, которым он провладел некоторое время, сыну (умершего), который правильно провел процесс о нарушающем обязанности завещании; оказалось, однако, из последующих фактов, что право извлечения плодов сохранилось в неприкосновенности.)

Римское частное право

Утверждено редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

Нижний Новгород - 2005

Галай Ю.Г.. Римское частное право: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. – 85 с.

ISBN 5-87941-347-0

В учебном пособии рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по римскому частному праву. Основная задача курса – получение студентами теоретических знаний об историческом процессе развития римского частного права как первоисточника современных правовых дисциплин, его системе и значении для действующего законодательства.

ISBN 5-87941-347-0

© Галай Ю.Г., 2005,

© ННГАСУ, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Знаменитый немецкий юрист ХIХ столетия Иеринг писал, что «Рим трижды предписывал народам мира законы, трижды смыкал он народы в единое целое: сперва в политическое целое… затем – в религиозное целое… наконец – в юридическое ,когда средневековые народы усвоили себе римское право».

Римское право было действующим в течение 13 веков (от основания Вечного города в 754 г. и до кончины византийского императора Юстиниана в 565 г.). Первый этап развития – этап доклассического римского права – охватывал период от древности до конца I в. до н.э.; второй – начинался в I в. и заканчивался III столетием – это классическое римское право; третий – постклассический период длился с IV по VI столетие.

За это время оно превратилось в самую развитую правовую систему рабовладельческого общества. Римские юристы впервые разработали понятие абстрактного права, право неограниченной частной собственности и многое другое, что затем было воспринято многими правовыми системами стран мира. Оно отличается ювелирностью и ясностью формулировок, блестящей юридической техникой.

Тем не менее для современных правовых систем не все римское право в одинаковой степени значимо и было впоследствии воспринято. Знаменитый Цицерон и не менее именитый римский историк Тит Ливий называли древнейший римский кодекс – «Законы ХII таблиц» – источником всего публичного и частного права. Юрист-классик Ульпиан расшифровывал эти понятия: «Публичное право – которое (относится) к положению римского государства, частное – которое (относится) к пользе отдельных лиц… Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов». Таким образом, публичное право (юс пу бликум* ) определяет правовое положение государственных органов власти и регулирует их отношения с гражданами. Частное же право (юс прива тум ) посвящено регулированию взаимоотношений (семейное право, наследство, собственность, обязательство) между отдельными физическими лицами.

Римское государство погибло, но его частное право осталось востребованным в средние века: оно продолжало действовать в Византии и в отдельных частях бывшей Римской империи, например на юге Франции оно получило значение общего обычая.

С развитием экономической жизни и делового оборота в странах средневековой Европы их так называемые варварские правды не могли разрешить многочисленных правовых коллизий, а римское право как раз было приспособлено к таковым конфликтам. Поэтому в ХI–XII вв. начинается процесс его реце пции (заимствования). В этом большую роль сыграли юристы, которые создали свои школы в Равенне, затем в Павии, Орлеане и др. городах. Открываются университеты. В особенности прославился Болонский, в котором первоначально сложилась группа студентов, усердно занимавшихся изучением римского правового наследия, объединившихся затем в особый автономный корпоративный союз – университет. В нем работали так называемые глосса торы (от лат. «гло ссы» – заметки на полях юридических рукописей, толковавшие отдельные слова и целые выражения). Их заслуга заключалась в том, что они посредством сличения различных списков начали восстанавливать подлинные тексты юстиниановских сборников. Они также восстановили прежние и ввели новые многочисленные юридические термины, получившее «гражданство» в науке. Последующие юристы – постглоссаторы – стали на практике применять нормы римского частного права. Идеи глоссаторов распространились по всей Европе (за исключением Англии), и благодаря им и их последователям создается континентальная, или романо-германская, система права.

Римское частное право было востребовано и буржуазными государствами, оно является универсальным и лежит в фундаменте практически всей современной цивилистики.

Следовательно, римское частное право для современных юристов интересно не только как культурно-правовой феномен, но и как действующее право. Студенту, который посвятил себя юриспруденции, необходимо знать не только исторический процесс развития римского частного права, но и четко представлять его систему и значение для современной правовой действительности. Если наш отечественный юрист будет воспитываться исключительно на родном праве, то это не только сузит его кругозор, но и замедлит развитие юридического мышления, лишит стимула дальнейшего профессионального роста и отторгнет от достижений мировой правовой мысли и культуры. Как писал известный русский юрист и знаток римского частного права В.М. Хвостов, «занятия римским правом служат лучшим средством для развития способности и навыка к юридическому анализу».

К сожалению, большинство современных курсов по римскому частному праву отличаются нарочитой научностью, тяжеловесностью изложения, страдают многословием и порой излишней «засоренностью» латинскими юридическими терминами с лингвистическими рассуждениями, что не способствует восприятию студентами данной учебной дисциплины и даже вызывает с их стороны некоторое отторжение. На это накладывается и слабая языковая подготовка по изучению латыни в наших вузах.

Автор настоящего учебного пособия ставит перед собой скромную задачу кратко и элементарно изложить основные положения римского частного права. Отсюда и нарочитая адаптированность курса, и славянская транскрипция латинских юридических понятий и выражений.

1.ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Обычай и закон

Термин «источники права» мы употребляем в смысле формы выражения права, формы правообразования. Классический юрист Гай приводит следующие виды источников римского права: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов.

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (юс скри птум ) и неписаным (юс нон скри птум ). Первое – это закон и иные нормы, которые исходят от власти и зафиксированы ею в соответствующей редакции. Неписаное право – это нормы, сложившиеся в практике людей. Если таковые не получили признания и защиты от государственной власти, то они относятся к категории простых (бытовых) обычаев; если же обычаи заимствованы и защищаются государством, то это уже юридический обычай (мо рес ), или обычное право.

Самым почитаемым и древнейшим обычаем у римлян являлся мо рес майо рум – обычай предков, затем следовали юсус (обычная практика), комментарии понти фикум (обычаи жрецов-понтификов), комментарии магистра тум (практика магистратов) и мо рес регио нис (обычаи регионов). В период империи все эти обычаи стали именоваться одним словом – консуету до (обычай).

Закон в Риме обозначался словом лекс , а законы – ле гес. Законами считалось то, что народ принял на народном собрании. Римляне установили и процедуру принятия закона: 1) консул, диктатор или претор должны были выработать проект закона и испросить его у народного собрания; 2) в народном собрании законопроект не обсуждался, а голосовался; 3) затем принятый закон поступал на утверждение сената.

Закон должен был состоять из трех составных частей: 1) прескрипцио – имя инициатора закона и вид народного собрания, принявшего его; 2) рогацио – нормативное предписание и 3) са нкцио – последствия нарушения закона. Как структурные элементы эти части закона существуют и поныне – гипотеза, диспозиция, санкция.

Сенатусконсульты

В период республики и до начала II в. н.э. постановления сената (сенатуско нсульты ) не имели силы закона. Его акты имели лишь значение инструкций магистратам (учредить особые уголовные суды, или поручить им провести желаемый закон, или внести изменение в эдикт). Законодательная же функция ограничивалась правом сената утверждать или отклонять законы, принятые народными собраниями. В период принципата, когда народные собрания пришли в упадок, возрастает нормотворчество сената. В это время акты сената становятся основным источником права, т.к. сенатусконсульты стали правовым оформлением пожеланий принципса, высказанных им в устной или письменной форме. Следовательно, сенатусконсульты – это императорские указы, облеченные в республиканскую форму.

Эдикты магистров

Законы и сенатусконсульты республиканского периода в совокупности составили цивильное право (юс ци виле ) – исторически первую систему римского права. Из-за формализма оно еще называется строгим правом . Однако это формальное право не могло быстро приспособиться к развиваю-щемуся товарному обороту. На помощь пришли эдикты магистратов .

В 367 г. до н.э. римляне учреждают должности двух магистратов: претор (городской претор) и курульный эдил . Первый ведал судебными делами граждан, а второй наблюдал за рынками. Они сыграли большую роль в развитии римского частного права.

При вступлении в должность претор издавал эдикт – программу своей деятельности на год. При составлении эдикта претор, как правило, сохранял те нормы прежнего эдикта, которые зарекомендовали себя на практике и прижились. Эти заимствования получили название трансла тика – переходящая часть. В течение года претор мог дополнять свой эдикт новыми нормами – парс но ва (новая часть).

Деятельность первых преторов сводилась к проведению в жизнь цивильного права, восполняя его пробелы. С усложнением делового оборота преторы вынуждены были корректировать старое цивильное право. Хотя они и не могли изменять или отменять нормы цивильного права, но в их компетенции было разрешать конкретную правовую ситуацию вопреки юс цивилис. Эта разрешенная претором ситуация включалась сначала в постоянный эдикт, а затем – и в транслатико . В результате старые нормы переставали действовать, становились «мертвыми», превращаясь в «голое право ».

В отличие от формального цивильного права, следовавшему не смыслу, а букве закона или договора, преторы, рассматривая конкретное дело, обращали внимание на смысл, исходили из принципа справедливости (бо нэ фи де ), создавая новые нормы права и институты. Появляется пре торское или бонита рное право .

Цивильное и преторское право охватывали лишь отношения между римскими гражданами. Около 240 г. до н.э. возникает должность пре тора перегри нов с полномочиями городского претора. Преторы перегринов создали новую правовую систему – юс ге нциум (права народов). Она сложилась из обычаев международного торгового оборота греков, египтян и др. цивилизованных народов. Городские преторы заимствовали права народов, перенеся его на почву цивильного права. В свою очередь юс цивилис воздействовало на юс генциум. Происходило взаимное обогащение прав, в результате чего появляются новые типы контрактов, строившиеся не на формальном цивильном праве, а на основе простого соглашения сторон, без торжественных обрядов и формальностей.

Различия между цивильным правом и правом народов окончательно стерлись в результате издания эдикта императора Каракаллы в 212 г., когда все население империи стало считаться римскими гражданами.

Ответы юристов

Первыми толкователями «Законов ХII таблиц» были «жрецы-понтифики», придерживавшиеся буквы, а не смысла нормы. Жрецы-понтифики хранили в тайне календарь судебных заседаний и исковые формулы, выдавая их истцам за деньги. В 304 г. до н.э. Гней Флавий выкрал их и опубликовал. В 254 г. до н.э. Тиберий Корунканий стал проводить свои консультации открыто и бесплатно, т.е. занялся публичным толкованием права. Возникновение юридической литературы связано с именем Элия Катуса, который в 198 г. до н.э. написал комментарии к «Законам ХII таблиц», формулам исков и сделок. В Дигестах его книга названа «как бы колыбелью права ».

Постепенно возникает наука права. Во время Принципата (I–III в.) роль профессиональных юриспруде нтов (знатоков права) увеличивается. Их назначают на важные государственные должности, к ним прислушиваются, с ними советуются. Зачастую императоры, сенаторы и магистраты сами являлись юристами, т.к. изучение права стало обязательной стартовой позицией для общественной и административной карьеры римского гражданина. От пруде нтов (знатоков) дошли многочисленные юридические афоризмы. Появляются учебники права – Институ ции (древнейшие дошедшие до нашего времени – Институции Гая). Именно тогда окончательно устанавливается двухэтапное юридическое обучение: институ цио – теоретический курс; инстру кцио практическая работа (консультация). Возникают две юридические школы: сабинианцы (основатель Сабин) ипрокулианцы (в честь Прокула).

По Цицерону, деятельность юристов распадалась на три вида; каве ре (составление новых исков, практическая помощь частным лицам по сделкам и завещаниям), а гере (ведение дел в судах, выступление в роли адвоката) и респонде ре (толкование права, советы гражданам).

Наиболее интенсивным являлось респондере . Первоначально толкования знатока права не считались обязательными для судей. Император Август первый разрешил некоторым знаменитым знатокам права давать ответы «под ручительством принципса »: их ответы становились обязательными для судей.

С увеличением числа таких «привилегированных юристов» судьям стало трудно ориентироваться в многочисленной массе юридических сочинений. В 426 г. издается «Закон о цитировании», по которому судьям разрешалось учитывать в своей деятельности лишь сочинения пяти выдающихся юристов – Папиниана , Павла , Ульпиана , Модестиана и Гая , а также тех юристов, на которых эти пятеро ссылаются. Вопрос решался по арифметическому большинству. Если же встречалось равенство голосов, то учитывалось мнение Папиниана.

Конституции императоров

Конституцио нес принци пиум – распоряжение принцепса – приобретает силу закона и становится источником римского права. Императорские конституции подразделялись на четыре формы: эдикты (повелительные нормы общего действия, обязательные для всех магистратов и граждан страны); мандаты (инструкции чиновникам по осуществлению управления и суда); декреты (решения императора по судебным делам, рассмотренным им лично); рескри пты (ответы принципса частным лицам и магистратам на вопросы о толковании и применении права).

После правления того или иного императора эдикты и мандаты, как правило, теряли силу. Наоборот, декреты и рескрипты, как и акты по толкованию и применению права, продолжали действовать и при других правителях.

Во II в. императорские конституции приобретают значение «как бы законов ». Во второй период Римской империи – доминате , императорский эдикт становится основной законодательной формой. Конституции императоров стали называться легес , а все остальное юс (правом) – «Законы ХII таблиц», постановления народных собраний, сенатусконсульты, эдикты магистратов.

Практикующим судьям трудно было учесть многочисленную и рассеянную массу императорских конституций. Официальной же кодификации конституций не существовало. Поэтому появляются неофициальные сборники. В 295 г. увидел свет Кодекс Грегориана , названный так в честь составителя. Кодекс состоял из 19 книг. Первые 13 фиксировали нормы преторского права, последующие – излагали уголовное право и процесс. После появляется Кодекс Гермогениана.Автор собрал 120 конституций 291–295 гг. и рескрипты императора Валентиниана 364–365 гг. Они не были собраны в книги, а лишь разделены на 69 титулов.

В 438 г. была обнародована официальная кодификация, составленная по приказу восточно-римского императора Феодосия II и названная в честь его Кодексом Феодосия . Она состояла из 16 книг, разделенных на титулы по предметам.

Кодификация Юстиниана

Обширнейшая кодификация римского права принадлежит византийскому императору Юстиниану (482 – 565 гг.). На следующий год после начала своего правления, 13 февраля 528 г., он учреждает комиссию из 10 человек во главе с главным юристом страны Трибонианом для кодификации императорских конституций. Уже 7 апреля 529 г. работа была закончена, и появляется Кодекс Юстиниана . Однако в 534 г. с целью включения вновь появившихся во время кодификации конституций Юстиниан поручает пятерым юристам пересмотреть кодекс, новая редакция которого состояла из 12 книг.

В 530 г. комиссия из 17 человек под председательством Трибониана приступила к кодификации сочинений римских юристов. В декабре 533 г. работа завершается изданием Дигест или Пандект . Первое название латинское и переводится как «собранное », второе – греческое и читается как «содержащее в себе все ». Были кодифицированы сочинения 39 виднейших римских юристов. Структура Дигест состояла из 7 частей, 50 книг, 432 титулов (за исключением 30–32 книг) и 9123 фрагментов. Книга 1 являлась введением, 2–46 излагали нормы преторского права, 47–48 были посвящены уголовному праву и процессу, 49 – апелляциям, финансам и военному праву, 50 – муниципальному праву.

Во время работы над Дигестами Трибониану было поручено составить новый учебник права, официально излагающий элементарный курс гражданского права. 21 ноября 533 г. издаются Институции , которым была придана сила, равная предыдущим частям кодификации. Они состояли из четырех книг («Лица», «Вещи», «Обязательство», четвертая была посвящена искам), разделенных на титулы, которые в свою очередь состояли из параграфов.

После окончания кодификации в 534 г. Юстиниан продолжал издавать конституции, которые назывались нове ллами (новыми законами). Они также были кодифицированы частными лицами.

В ХII в. средневековые юристы всю эту кодификационную работу назвали Ко рпус ю рис ци вилис – «Свод гражданского права».

2.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ

В Риме существовали лица, на которых возлагалось право творить суд. Как правило, обобщающим их названием были магистрат . Таковыми первоначально считались цари (рексы), затем консулы, потом преторы, позднее императоры (или специальные чиновники).

Римский судебный процесс имел свою особенность, не существовавшую в других странах. Для защиты нарушенных субъективных прав от истца требовались определенные действия, чтобы магистрат признал возможность защиты путем представления истцу соответствующего иска. В современном судопроизводстве действует схема: «от права – к иску », римский порядок предусматривал иное: «от иска – к праву ». Не было иска, нет и защиты.

Сенатусконсульты приобретают значение источника права со II в. н.э. Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты. В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил.

Указы (конституции) появились после 27 г. до н.э., с введением принципиата. Конституции издавались в четырех основных формах: а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения); б) декреты - решения по судебным делам; в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы; г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Эдикты

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт. Эдикты магистратов - специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было влияние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.

Императорские конституции.

Плебейсциты.

Акты, принятые плебеями на своих собраниях по трибам. Долгое время эти акты были необязательными для патрициев. Но по закону Гортензия (287 год до нашей эры) плебейсциты стали обязательны для всех граждан Рима. Отныне плебейсциты и законы стали отличаться только по форме принятия.

При переходе к доминанту, когда система Сенат – император приходит в упадок, занимают место сенатус-консультов. В III веке они займут такое положение, а в начале IV века – единственная допустимая форма законодательства, что выводилось из обоснования власти императора, на которого римский народ переносит свои полномочия. 4 формы:

· эдикты (распоряжения, указы, даваемые императором, как магистратом);

· мандаты (указание чиновникам, как главы государственного аппарата);

Эдикты и мандаты в монархический период были обращены к конкретным лицам и действовали в период правления данного императора.

· декреты (решения, выносимые императором при рассмотрении дел в качестве судьи);

· рескрипты (ответы на вопросы частных должностных лиц о применении права, о праве вообще);

Декреты и рескрипты действовали и после окончания полномочий императора. Поэтому неудивительно, что еще в III веке преобладающей формой императорских конституций были рескрипты. Позднее самой важной формой станут эдикты (в период доминанта).

Со временем в период доминанта появляются частные сборники императорских эдиктов (императорских конституций). В V веке, в 438 году по воле правителя Восточной империи Феодосия II вступает в силу Кодекс (сборник императорских конституций, созданный на основе частных сборников Гермогонианом и Григорианом). Валентиниан III (Западная империя) также одобряет этот Кодекс.

Следующая систематизация – только в период правления Юстиниана в Византии (117 императорских конституций).

Их имели право издавать высшие магистраты. Почти все римские магистраты действуют в течении года, следовательно, эдикты действовали в период их полномочий. 367 год до нашей эры – вводится должность городского претора и курульных эдилов.

Понтифики – коллегия жрецов. Они обладали монопольным правом на календарь по предъявлению исков и на хранение всех формул исков. А затем – в суд. К претору, подносится иск, определяется подсудно или нет, избираются судьи, через 30 дней слушание. До 367 года до нашей эры в римском праве присутствует 2 черты:

· консерватизм;

· узко национальный характер;

В 242 году до нашей эры вводится должность претора по делам перигринов.

Магистраты преодолели то, что было присуще кверитскому гражданскому римскому праву. Преторы рассредоточили в своих руках первую инстанцию гражданского процесса. Претор проверяет допустимость дела к судебному разбирательству. Постепенно появляется формулярный процесс . Здесь уже встречаются черты отличия от легиссакционного процесса. Можно спокойно объяснить что случилось у истца. Претор даже составляет формулу для судьи. Преторская формула – инструкция для судьи как вершить правосудие. В этом процессе претор – полноправный хозяин.



По мере усложнения жизни требовались специальные знания для рассмотрения дел. Преторы сами интересовались судом. Судья, являясь обычным римским гражданином, не может являться хорошим судьей из-за незнания права на должном уровне, поэтому претор писал формулы.

Курульные эдилы стали разбирать споры на рынках. Они сосредотачивают в своих руках торговую юрисдикцию.

Перигринский претор – наиболее прогрессивен, т.к. он берет из иностранного права то, что считает необходимым для разрешения спора.

Все древние люди считали, что право – явление вечное. Так было и с правом квиритов. Сначала они хотели сделать свое право неизменным. Даже законы, принятые на народных собраниях, стабильны. Но жизнь требует иного, развивается договорное право.

Преторы и курульные эдилы приняли на себя ответственность отойти от вечного права. Рим приобретает новую систему права. Римское частное право делится на:

1) квиритское право (его источник – обычаи и законы XII таблиц);

2) преторское право (источники – эдикты городских преторов и курульных эдилов, а также ответы римских юристов);

3) право народов (источники – эдикты претора по делам перигринов, а также ответы римских юристов);

Цель преторского права – преодолеть формализм квиритского права, а права народов – преодолеть национализм.

Исходя из представлений о справедливости и доброй совести, они стали, используя свои должностные полномочия, свой авторитет и значение, превращать квиритское право в «голое» право (претор, который не может отменить квиритское право, обходит его, либо игнорирует). Они руководствуются понятием о справедливости и доброй совести.

Издавали эдикты. Так называемые годичные эдикты, в которых он объявляют, как он будет предоставлять защиту в суде. Претор изобретает новый иски, которых раньше не было. Он действовал в интересах граждан, участвовавших в гражданском обороте.

Через год – полномочия истекают. И, следовательно, он учитывает идеи своего предшественника, а что-то вносит свое. Так появляется 2 части в эдиктах: переходная и новая. Выражение преемственности в деятельности преторов. Преторское право, как и квиритское, регулировало отношения между римскими гражданами.

Право народов – только между перигринами, либо римскими гражданами в отношениях с перигринами.

Преторы изобрели административные способы защиты прав (интердиктное производство). Можно было потребовать принятия интердикта (акта претора, изданного как администратора). Если судит неправильно, то можно было потребовать судью, и тогда дело слушалось в суде. Преторы обеспечивали мобильность римского права. Этот плюрализм был особенно присущ классической эпохе.

По мере усиления личной власти принципса это становится ни к чему. Нужно упростить и унифицировать. Около 130 года Адриан создает комиссию для систематизации преторских эдиктов. Разработали «вечный эдикт». Адриан утвердил его, опубликовали. И теперь нет, кажется, уже никакого дуализма. Но все-таки на деле он остался. Преторы не могли вносить изменения в эдикт, но могли дополнять его.

Право народов. 212 год – эдикт Каракаллы. Все жители Рима – римские граждане. Следовательно, это право имеет лишь академическое значение.

Окончательное укрепление императорской власти и наступление эпохи абсолютной монархии (с III в. н. э.) привело к тому, что законом стало считаться только единоличное распоряжение императора ("конституции"). Различают 4 вида императорских распоряжений ("конституций"):

Эдикты – носили общий характер и обращались к населению;

Рескрипты – ответы императора на вопросы о толковании и применении права, исходившие от частных и должностных лиц;

Мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам;

Декреты – решения императора по спорным делам, рассмотренным им лично.

Названные формы правотворческой деятельности императора имеют различную юридическую природу. Легальная основа эдиктов и мандатов зиждется не столько на высшей власти императора, сколько на принадлежавшем всем магистратам праве издавать общие распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение. В соответствии с этим эдикты и мандаты теряли силу с окончанием функций издавшего их императора. Они также не формировали цивильного права, основой которого были республиканские законы. Напротив, поскольку декреты и рескрипты есть акты по толкованию и применению права, то их легальная основа выводится из этого, последнего. Поэтому действие декретов и рескриптов не может ограничиваться сроком, а так как в них интерпретируется и цивильное и преторское право, то и восполняют они обе эти системы. Описанное различие между формами выражения воли императора сглаживается во II в. н. э., когда действие конституций императоров выводится из их высшей власти. В период доминанта (с конца III в. н. э. до середины 4 в. н. э.) единственной формой законодательства становится императорский эдикт. Мандаты выходят из употребления, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отношении соответствующих дел.

Императорские конституции имели значительное влияние на развитие римского права главным образом потому, что в их разработке участвовали выдающиеся юристы. Существует несколько кодификаций императорских конституций: не официальные (составленные частными лицами) – Грегориана и Гермогениана; официальная – императором Феодосием.

4 Эдикты магистратов и их значение для выработки новой системы права

Эдикты магистратов – это специальный акт (программа), который издавался республиканским магистром при вступлении в должность и действовал до окончания его полномочий (1 год). Такой эдикт называется постоянным, в отличие от эдикта для конкретного случая.

Особое значение имели эдикты преторов, которые ведали судебными делами.

В своих эдиктах магистры излагали правила, которые будут лежать в основе их деятельности, указывали - в каких случаях будут даваться иски, а в каких нет, определяли порядок взаимоотношений с чужеземцами и т. д.

Первоначально эдикты издавались только на срок деятельности издавшего их магистра (претора), и поэтому при вступлении в должность новогомагистра эдикты менялись. Поскольку вновь вступивший в должность претор сохранял нормы прежнего эдикта, соответствовавшие жизненным условиям, со временем сложился определенный их массив, переходящий из эдикта в эдикт (переходящая часть), а в случае необходимости он дополнял эдикт новыми нормами (новая часть). Первоначально деятельность преторов сводится к проведению в жизнь принципов цивильного права посредством восполнения его пробелов. Лишь впоследствии усложняющийся оборот привел преторов к необходимости радикального корректирования цивильного права.

Разумеется, претор, да и никто другой, не был наделен правом, изменять или отменять источники цивильного права: законы и сенатусконсульты, кроме самих органов их издававших. Но в соответствии со своим должностным положением он мог разрешить конкретную правовую ситуацию вопреки норме цивильного права, существование которой как бы не замечалось. Эта, рассмотренная претором ситуация, включалась в эдикт: сначала в постоянный, а затем и в переходящую часть. В результате норма цивильного права становилась «мертвой», или, как говорили, превращалась в «голое право». Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавали новые нормы права.

В результате такой правотворческой деятельности преторов и др. магистратов, наряду с цивильным правом сложилась новая система норм – преторское право.

Правотворческая деятельность преторов продолжалась с 367 г. до н.э. (учреждение должности, претора, который имел полномочия по судебным делам, субъектами которых были римские граждане. Претор был высшим должностным лицом после консула, однако не подчинялся ему до II в. н. э. (т. к. магистраты не вмешивались в дела друг друга). В 129 г. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной; однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора прекратилась, и противоположность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.

5 Деятельность юристов. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права

В древнейшее время юристами были жрецы – понтифы, составляющие как бы особую касту, представители которой толковали закон, причем не посвящали массы в свои юридические тайны. С общим расширением юридической практики и переходом дела правовых консультаций от понтификов к светским знатокам права примерно с III в. до н. э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права. Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества. Юристы занимали (в прошлом или настоящем) высокое служебное положение и, благодаря как этому внешнему обстоятельству, так и выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде "Дигест", объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде "институций", то есть учебников по римскому праву.

Деятельность римских юристов в республиканский период имела три основных направления:

Консультирование (respondere) – ответы по запросам частных лиц, а так же судей и должноситных лиц. Это был наиболее важной в правотворческом смысле вид деятельности, и не все юристы имели признанное ius respondendi, т.е. обязательно-рекоменда-тельной консультации по истолкованию права;

Составление и оформление письменных документов - рекомендательно-обязательных формул сделок, а так же действий по реализации наследственных прав (cavere). В эпоху рецепции из этого вида сформируется нотариальная функция юридической практики;

Руководство процессуальными действиями сторон (agere) – составление судебных формул, которые выражали существо иска, соответствовали требованиям права, и с которыми истец публично выступал в суде (но не ведение дел в качестве адвоката).

Подобная деятельность юристов не могла не оказать влияния на развитие и совершенствование древнеримского законодательства. Не имея законодательной власти, римские юристы, тем не менее, своей консультативной практикой непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений. Придавая своими толкованиям закона определенный смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью. Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования. Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые три века нашей эры) и формальное признание. В этот период римская юриспруденция достигла особого расцвета (это эпоха классических юристов, классического права). Император Август предоставил наиболее авторитетным юристам право давать официальные ответы (respondere) , которые были обязательны для судей (и других лиц, применявших право), как и императорские толкования. Форма ответов представляла собой письменное обращение к судьям, либо устную консультацию, запротоколированную при свидетелях. В обоих случаях ответы скреплялись печатью. Со временем значение источника права приобрели и ответы юристов, содержащиеся в литературе, причем рескриптом императора Адриана провозглашалось право судьи выбирать из нескольких наиболее правильное, с его точки зрения толкование.

С конца III в. н.э. окончательно утверждается приоритет императорского законодательства, и правотворческая деятельность юристов утрачивает самостоятельное значение. Однако response классических юристов сохраняет силу. В этот период действую два типа источников права: императорское законодательство и право, созданное прежним законодательством (XII таблиц, постановления народных собраний, сенатусконсульты, эдикты преторов, акты императоров), интерпретированное классическими юристами. Своеобразие заключалось в том, последняя масса источников применялась в судах не непосредственно, а в той форме, в какой она была зафиксирована в юридической литературе (применение источников непосредственно в силу их огромного числа – и отчасти архаичности – представляло определенные трудности). К этому времени императоры перестали предоставлять юристам право толкования, поэтому различие между юристами, имевшими такое право и его не имевшими, утратило силу. Во внимание принимались сочинения, как тех, так и других, например, Папиниана, имевшего право ответа, и Гая, не имевшего его, вследствие чего литературный материал, служащий источником права, стал значительно обширнее и потому сложнее в применении.