Публичное право является первичным и обеспечивает. Публичное право. Предмет и структура публичного право. Появления «публичного право» в отраслях право. Институт права: понятие и виды

Сегодня мы получим ответ на следующий вопрос: нельзя ли изучить содержательные особенности конвенционного (трактатного, договорного) регулирования резидентов различных государств в курсе публичного права?

Теоретически можно, но на практике этого никогда не делается. В первую очередь - из-за качественных различий предмета изучения.

Каковы же отличия международного торгового права от международного публичного и частного права?

Предмет международного публичного права составляют отношения между государствами, их (объединениями) и международными организациями как носителями известной части суверенитета государств-участниц (то есть публичные отношения).

Нас же интересуют отношения, складывающиеся в сфере международной торговли.

Такие отношения, даже если и складываются между субъектами международного публичного права - носителями суверенитета, по самому своему существу, содержанию и формам могут быть отношениями исключительно частными.

Даже когда друг с другом торгуют два государства, они делают это по правилам, установленным для частных лиц.

Вопрос о том, заключать или не заключать с тем или иным государством договор купли-продажи того или иного товара, может, конечно, составить предмет государственной и, соответственно, публичного права.

Оно «международное» потому, что призвано создавать определенность в вопросе о праве, подлежащем применению к международным отношениям частных лиц, в частности к отношениям в сфере международной торговли.

Кроме того, неверно, что исключительно коллизионное содержание МЧП оставит за его рамками все международные конвенции - ничуть! Ведь кроме конвенций, унифицирующих материальное право, существует значительное число конвенций, направленных на унификацию коллизионных норм.

Таковы, например, и коллизионные конвенции 7 июня 1930 и 19 марта 1931 г., а также многочисленные конвенции «о применимом праве» по различным вопросам.

Они и составят «международный» элемент МЧП в смысле межгосударственного происхождения части его источников.

В завершение укажем на еще один непреложный факт, характеризующий . Международные торговые отношения регламентируются отнюдь не одними только международными конвенциями.

Все большее и большее число самых разнообразных отношений этого рода сегодня подпадают под действие так называемых и актов частных неправительственных организаций.

Последние общепринятого названия еще не имеют. В нашей литературе их обычно называют актами «мягкого права» (русская калька с англ. soft law), (термин Н. Г. Вилковой) или актами субправа (термин С. В. Бахина).

Взглянув же на историю правовой регламентации международных торговых отношений, мы без труда обнаружим, что изначально превалирующим ее источником был международный - источник, к государствам уж и вовсе отношения не имеющий.

Источник, в общем известный международному праву, но только публичному. Об обычаях в сфере МЧП известно чрезвычайно мало. Это - последний «гвоздь» в крышку гроба всех концепций, пытающихся «влить» международное торговое право в тот или иной отдел права международного.

Функциональное назначение явления во многом определяет его структуру. Поскольку выполняемая функция делает структурный элемент необходимым. Поэтому основными элементами системы права являются такие относительно самостоятельные, юридически обособленные компоненты, которые, обладая функциональной общностью, сохраняют и выполняют присущие праву регулятивные свойства. К ним относятся: нормы права, правовые институты и отрасли права. В своем целенаправленном взаимодействии, обеспечивая функциональное «разделение труда», они образуют структуру права. Каждый из этих элементов необходим для функционирования права, а их совокупность достаточна для выполнения его назначения. Будучи материальным носителем упорядоченности, структура обусловливает целостность и устойчивость системы, относительное постоянство во времени, самостоятельность и обособленность ее элементов, а также их развитие и совершенствование по мере изменения условий общественной жизни, поскольку каждая совершенная система права должна обладать адапционными свойствами и способностями самосовершенствоваться в ответ на изменения социальных условий.

    Частное и публичное право.

Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время.

Суть указанного деления состоит в том, что в любой правовой системе есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и т.п. отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и т.п. отрасли права).

Публичное право образует нормы, регламентирующие порядок организации деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц. По мнению К. Савиньи в публичном праве государство является целью, а человек средством, в частном праве человек является целью, а государство средством.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частно-правовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано прежде всего с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область свободы и частной инициативы. Область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию Римского права.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений в использовании различных типов правового регулирования.

Для публичного права характерны:

1) одностороннее волеизъявление;

2) субординация правового положения субъектов и правовых актов;

3) преобладание императивных норм (для государственных органов и должностных лиц императивный характер приобретают не только обязанности и запреты, но и правомочия);

4) ориентация на удовлетворение действительно общественного интереса (публичное право не должно стать предметом приватизации относительно небольшой группы частных лиц).

Для частного права характерны:

1) свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

2) равенство сторон;

3) преобладание диспозитивных норм;

4) ориентация на удовлетворение частных интересов. Причем индивидуализм частного права не тождественен стяжательству и эгоизму. Он предполагает лишь свободу осуществления своего права, которое может использоваться как для достижения эгоистических, так и альтруистических целей.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Частные и публичные начала наглядно проявляются в соотношении субъектов иных прав и юридических обязанностей. Если субъект права показывает, что что-то существует для субъекта, то обязанность выражает поведение в интересах других. Поэтому при оценке обязанностей велико значение морали. Частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Нельзя забывать о том, что всякое право официальное, общеобязательное и в этом смысле публично зависящее от законодателя. Оно признается государством независимо от того, какую сферу человеческих отношений регулирует. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Тенденция публизации частного и приватизации публичного права проявляется в распространении правил об охране прав и интересов работников на гражданско-правовые договоры. Таким образом, правильное соотношение публичных и частных интересов при регулировании определенных отношений помогает не столько установить четкие полномочия их участников, но и подобрать адекватные средства их реализации.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов.

Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции. При этом нельзя допускать, чтобы под видом публичного права осуществлялись частные интересы чиновников.

Недооценка значимости публичного права чревата угрозой разрушения внутрисистемных связей права в целом.

    Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

Предмет и метод правового регулирования являются материальным и юридическим критериями деления права на отрасли.

Предмет правового регулирования - это общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу объектов определяющих их интерес (что регулирует отрасль права?). Данные отношения должны отвечать определенным требованиям:

– отражать социальное взаимодействие между несколькими субъектами по поводу согласования их социально значимых интересов;

– быть устойчивыми, типичными, т.е. характеризоваться повторяемостью событий и действий людей;

– обладать способностью воспринимать правовые требования и допускать возможность контроля за ними со стороны общества, государства и личности (право регулирует отношения через волю и сознание человека. Волевой характер отношений предполагает возможность сознательного выбора определяющего вариант поведения);

– в их правовом регулировании должно быть заинтересовано государство.

Таким образом, предмет правового регулирования формируется в связи с необходимостью правового опосредования определѐнных отношений, заинтересованности государства в их правовом регулировании и практической возможности такого регулирования.

Масштабность, сложность и значимость предмета регулирующего воздействия предопределяет степень сложности, и масштабности создаваемых правил поведения. Они должны быть ни излишне упрощенными, ни чрезмерно сложными или препятствующими проявление разумной инициативы, затрудняющими восприятие и выполнение предъявляемых требований.

Предмет правового регулирования следует отличать от объекта правового регулирования, который, будучи более широким, по содержанию представляет собой форму проявления обезличенных типовых отношений в поступках конкретных людей по поводу определенных явлений действительности.

Структуру предмета правового регулирования составляют следующие элементы:

а) субъекты общественных отношений;

в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);

г) социальные факты (различные события и жизненные обстоятельства), послужившие «толчком» к возникновению отношений.

Регулируя общественные отношения, право не может прямо и непосредственно влиять на поведение их участников. Для этого необходимо повлиять на их волю и сознание с помощью целого комплекса средств и методов стимулирующих, ограничивающих или запрещающих их социально значимые поступки (особенно наглядно справедливость этого утверждения проявляется при воспитании детей).

Таким образом, социально значимая деятельность субъектов права требует использования различных методов регулирующего воздействия.

Метод правового регулирования - совокупность средств, приемов и способов, с помощью которых, обеспечивается регулятивное воздействие на общественные отношения для достижения юридически значимой цели (как, каким способом регулируются общественные отношения?). Благодаря оптимально подобранной системе средств и способов воздействия можно быстро добиться запланированного социального результата. И наоборот, неверно, подобранный метод воздействия может отдалить от запланированной цели и привести к нежелательным последствиям. Метод является дополнительным, юридическим критерием деления права на отрасли. Это связано с тем, что многие родственные отношения подвергаются правовому воздействию разными способами и средствами. Так, внешне схожие имущественные отношения, могут регулироваться различными методами и относится к различным отраслям права.

Для этого достаточно сравнить имущественные отношения, возникающие вследствие причинения вреда (ст. 59 ГК РФ), имущественные отношения, связанные с посягательством на собственность физического лица в форме мелкого хищения (ст. 7.27. КОАП РФ), а так же имущественные отношения, возникающие в следствии преступления против собственности (гл. 21 УК РФ).

Предмет и метод правового регулирования являются критериями деления права не только на отдельные отрасли, но и на комплексы отраслей частного и публичного права. Только в этом случае приоритет отдается не предмету, где акцентируется внимание на правовом положении субъектов, участников регулируемых отношений (в частном праве - это граждане и юридические лица, в публичном - обязательная сторона - государство или его органы), а методу регулирующего воздействия (равенства сторон или власти и подчинения).

Таким образом, своеобразие регулируемых отношений и специфика цели определяют необходимый и достаточный набор средств, приемов и способов юридического воздействия. Это обстоятельство предопределяет и направленность метода. Факторы, определяющие содержание метода:

а) общее взаимоположение субъектов (равноправное - подвластное);

б) порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

в) степень определенности предоставленных прав (допускающие и не допускающие свободу усмотрения адресатов);

г) способ и средства обеспечения реализации прав и обязанностей субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность и т.д.).

Основные методы правового регулирования:

а) императивный (централизованный авторитарный) - основывается на использовании властных предписаний, которые устанавливают категоричный порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов (применяется в административном, уголовном праве и пр.);

б) диспозитивный (децентрализованный автономный) - предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно по взаимному согласованию определять варианты поведения в отношениях друг с другом и только при недостижении такого соглашения выполняется вариант, установленный законом. Например, при составлении учредительного договора (распространен в гражданском праве).

Кроме этих методов правового регулирования, используются также рекомендательный, поощрительный и метод гарантий.

    Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

Отрасль права - это система правовых норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни с помощью соответствующего режима (набора методов) правового регулирования.

Ее составными элементами являются подотрасли (например, патентное, авторское, жилищное, наследственное право составляют подотрасли гражданского права), институты и нормы права.

Каждая отрасль права характеризуется относительным обособлением определенной сферы общественной жизни, наиболее значимые отношения, в которой регулируются с помощью особого набора методов правового воздействия. Обособление этих отношений зависит не только от специфики предмета воздействия и исторически развивающихся потребностей общества, но и заинтересованности государства в их комплексном юридическом урегулировании.

При этом постепенное накопление правового материала приводит к формированию компактной общности норм, регулирующих отношения на основе принципов, отражающих своеобразие этих отношений, и функционально взаимосвязанных с другими отраслями права. Следует отметить, что конкретная норма права может быть применима или не применима, принципы же применяются всегда поскольку определяют не только и не столько характер регулирования отдельной жизненной ситуации сколько режим правового регулирования в целом его органическую связь с иными средствами социального воздействия (моралью, религией и т.п.), объединяют и балансируют требования естественного и позитивного права. Именно поэтому правоприменитель при отсутствии необходимой нормы имеет возможность разрешать жизненные ситуации руководствуясь принципами права. Кроме принципов консолидации отрасли укреплению ее внутренних связей способствует формирование общей части значительно снижающей уровень ее пробельности, противоречивости, повышающий степень устойчивости и стабильности.

Все отрасли права можно подразделить на базовые и специальные. К базовым относятся: конституционное, гражданское, административное и уголовное право.

Среди них особое положение занимает конституционное право, являющееся основой всей системы права. Гражданское, административное, уголовное и соответствующие им процессуальные отрасли используют основные способы правового воздействия (дозволений, обязываний, запретов), которые детализируются или комбинируются в специальных отраслях (семейном, трудовом, земельном и т.д.) применительно к определенным сферам общественной жизни.

Внутренняя консолидация отрасли подчеркивается и одноименной отраслью законодательства. В тоже время нормы определенных отраслей права могут закрепляться в нескольких отраслях законодательства. Так нормы гражданского права получают отражение не только в гражданском, но и земельном, финансовом и других отраслях законодательства. Такое соотношение отраслей должно учитываться при устранении коллизий возникающих между их предписаниями. Так гражданское законодательство является общим, профилирующим по отношению к таким специальным отраслям законодательства как семейное, жилищное, земельное, сельскохозяйственное и т.д. Предмет их регулирования находится в одной правовой плоскости и представляет определенную целостность, отражающую преемственность и специальную детализацию регулирования. Следовательно, при коллизии приоритет должен отдаваться специальным нормам над нормами общего характера.

Конституционное право закрепляет основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему государственных органов и их основные полномочия.

Административное право состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного управления.

Гражданское право регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляет и охраняет различные формы собственности.

Уголовное право состоит из юридических норм, охраняющих права и свободы личности, собственность, общественный строй от преступных посягательств.

Трудовое право включает в себя нормы, регулирующие трудовые отношения.

Семейное право - отрасль, регулирующая отношения, связанные с браком и членством в семье и т.д.

Кроме того, по различным основаниям отдельные отрасли могут объединяться в комплексы отраслей. В связи с этим выделяют отрасли материального и процессуального права; отрасли частного и публичного права; отрасли внутригосударственного и международного права.

Отрасли материального права (уголовное, гражданское и т.д.), состоят из норм, определяющих правила поведения человека в обществе (правовое положение субъектов, основания и условия их вступления в правоотношения, а также права и обязанности конкретных участников, непосредственно регулируемых отношений). Отрасли процессуального права(уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и т.д.), состоят из норм, определяющих порядок осуществления норм материального права (определяющие порядок их реализации, охраны и обеспечения). Своим возникновением они исторически обязаны отраслям материального права.

Если специфика норм материального права обусловлена объективными закономерностями развития общественных отношений составляющих предмет их регулирования, то своеобразие процессуальных норм во многом определяется особенностями тех материальных норм, реализацию которых они обслуживают.

Ведь нормы материального права регламентируют фактические (экономические, политические, культурно-бытовые и т.п.) отношения, а нормы процессуального права устанавливают и регулируют лишь процедурные связи, возникающие между субъектами материальных отношений, обеспечивая наиболее целесообразное удовлетворение их материальных, духовных или физиологических потребностей. При этом следует различать процессуальные нормы обслуживающие различные отрасли материального права и нормы, обеспечивающие реализацию норм только одной отрасли материального права.

    Институт права: понятие и виды.

В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив - институт права, который представляет собой объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора (заключение и расторжение трудового договора и т. д.), трудовой дисциплины (привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и проч.).

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

Институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т. п.

Институту права как основному элементу системы права свойственны:

    однородность фактического содержания. Каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений (регулирует типичные отношения);

    юридическое единство. Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования (нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс, обеспечивающий достижение общей цели);

    полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

    нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде глав, разделов).

Институт права объединяет нормы, регулирующие родственные отношения или элементы отношений различного объема и степени общности. Например, наряду с институтами трудового и гражданского правового договора, регулирующими целые комплексы родственных отношений, существуют институты истца и ответчика, определяющие лишь правовое положение субъекта правоотношений, а также институты представительства, исковой давности и т. д. Поэтому институт может объединять различные блоки правовых норм, пронизанных общностью цели и представляющих достаточный набор средств для ее достижения.

Как правило, для оказания особого правового воздействия институт отражает своеобразие относительно автономных отношений в рамках одной отрасли права. В то же время некоторые отношения настолько тесно взаимосвязаны и переплетены, что регулируются нормами различных отраслей права, образуя межотраслевые институты (институт собственности).

Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений.

Правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д.

По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные.

Помимо этого правовые институты подразделяются на простые (отраслевые) и сложные (межотраслевые, комплексные).

Простой институт включает юридические нормы одной отрасли права. Таковы, например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного кодекса РФ (СК РФ)), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Комплексный институт хотя и включает нормы различных отраслей права, тем не менее характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.

Виды институтов:

    в зависимости от характера - институты материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

    в зависимости от сферы распространения - отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

    в зависимости от функциональной роли - регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Правовые институты тесно связаны между собой и образуют качественно иной компонент системы права - отрасль права. Как целостное образование отрасль права есть единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

    Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Функциональное предназначение публичного права

Определение 1

Публичное право представляет собой совокупность отраслей – административное право, конституционное право, которые регулируют работу органов государственной власти, отношения между этими органами и гражданами страны.

Стоит отметить, что сам термин «публичность» произошел от латинского «publicus», что в переводе на русский язык означает «общественный, открытый, гласный» и имеет достаточно емкое содержательное значение. Понятие «публичного права» имеет оправданную преемственность и историческую устойчивость. Оно отображает необходимую для данного явления меру его содержательности.

С точки зрения юриспруденции публичное право состоит в правопонимании, которое отличается специфическим представлением о праве. Оно не кроется в сумме норм или актов, а представляет собой целостное понимание правовых особенностей право в значимой для общества сфере, которая является первоосновой существования, функционирования и развития государства, общества, корпораций, организованных групп, граждан и их объединений.

Охват публичным правом различных сфер достаточно широк. Оно состоит из устройства власти и государства, организации и управления, выражения публичного интереса в сферах экономики, социальной сфере, политической, общественной и так далее. Кроме того, публичное право направлено на общепризнанное установление целей в действиях субъектов правоотношений, создание основ и контроль функционирования системы права, поддержание единых правотворческих и правоприменительных принципов.

Если говорить о предмете публичного права, следует отметить его особую специфику. Она заключается отнюдь не в многообразии субъектов публичных правоотношений, а скорее в укрепленности, с социальной точки зрения, предметов правового регулирования. Несмотря на то, что практически во всех случаях, в качестве предмета воздействия выступает волеизъявление и поведение субъекта, сам состав участников является не совсем обычным. Они приобретают особый статус в публично-правовой области, а именно, получают юридически обеспеченную возможность использовать принадлежащие им управленческие властные полномочия, решать государственные, политические, социальные проблемы, которые открывают путь к решению и других, не менее важных и, в то же время более конкретизированных, задач в других областях жизнедеятельности, используя при этом различные отрасли законодательства.

Функции публичного права

Сложившаяся в мировом сообществе правовая практика указывает на то, что публичное право, являющееся правовым институтом, играет положительную роль в обеспечении поддержания необходимого баланса интересов социума, в более динамичном и гибком развитии общественных интересов, в охране и защите правовых свобод человека и гражданина.

Замечание 1

Главной функцией публичного права является функция, направленная на регулирование человеческих отношений посредством велений и действий государственных органов, а более обширно, государственной власти.

Помимо указанной функции публичное право имеет и ряд вспомогательных функций, к которым можно отнести следующие:

  • регулирование публично-правовых отношений путем издания и реализации нормативно-правовых актов органами законодательной власти;
  • обеспечение определенных интересов граждан и организаций;
  • безличное и общее содержание конкретных норм, воздействие которых имеет нормативно-ориентирующий характер или директивное обязательное определение;
  • организация обеспечения публичных интересов путем установления обязанностей и запретов;
  • многогранность и широта в использовании новейших технических средств и приемов.

Задача, стоящая перед публичным правом, и одновременно диктующая возникновение тех или иных функций, заключается в защите интересов всего общества. Считается, что общество обладает общими интересами не только в стабильности, но и в развитии, а также в безопасности, а государство обязано эти интересы поддерживать и защищать.

Публичное право определяет устройство государств, формирование государственных органов, права и обязанности этих органов, а также то, насколько опасны нарушения законодательства, их выявление и расследование за счет государства.

Особенности публичного права

Помимо функций публичное право обладает некоторыми присущими только ему особенностями. К ним можно отнести следующие:

  1. субъектный состав публичных правоотношений;
  2. императивный характер публично-правовых норм;
  3. специфичность ответственности в публичном праве.

Субъектами публичного правоотношения выступают, как правило, с одной стороны физические и юридические лица, а с другой государство и государственные органы, которые его представляют. Данная система правоотношений получила название «вертикальной», так как участники в данной ситуации имеют неравное правовое положение. Преступник и следователь, участник судебного процесса и судья, налогоплательщик и налоговая инспекция – очевидно, какой субъект в данном случае имеет большую власть. Помимо этого, правоотношение может возникнуть и между теми, кто представляет государство. Однако и здесь стороны обычно находят в неравном правовом статусе, например, Министр обороны и Президент РФ, следователь и судья, полицейский и прокурор. При этом в публичном праве можно наблюдать и равноправие в отношениях участников, например, два следователя из разных регионов страны.

Большая часть норм публичного права обладает императивным характером. Как правило, права и обязанности четко определены в законе. Древнеримские юристы подчеркивали, что публичное право невозможно изменить частным лицам, заключившим соглашение. Так, в отличие от возможностей гражданского права прийти к консенсусу при заключении сделки, установив свои правила, публичное право такое отрицает. К примеру, водитель и работник ГАИ не могут договориться ни о каких вещах, выходящих за рамки процедуры, прописанной законом.

Замечание 2

Нарушение норм публичного права физическим или юридическим лицом влечет за собой применение соответствующих мер самим государством или государственным органом. Речь идет о том, что лица, которые пострадали в результате нарушения законодательных норм кем-либо, могут не проявлять инициативу для наказания виновного, однако государство само применит соответствующие меры или инициирует судебное разбирательство.

§ 1. Отрасли публичного права

Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

Теория государства и теория права

Длительное время в учебных заведениях преподавалась учебная дисциплина «Теория государства и права», а в юридической науке развивалась теория государства и права. Их слитность, «соединенность» объяснялись концепцией того времени, когда эти явления рассматривались в строгой зависимости друг от друга. В настоящее время предпринимаются попытки разделить – в научном и учебном планах – исследование и изучение государства и права. И в этом есть свой резон, поскольку названные явления предстают перед нами как более самостоятельные явления в широком контексте развития общества. Сказанное не означает нигилистического отношения к традиционной «парной» концепции и учебной программе.

В любом случае для публичного права развитие теории государства, изучающей общие понятия государства, его институты и закономерности развития, и развитие теории права, исследующей понятие и признаки права, его систему и отрасли, тенденции развития, механизм правотворчества и правоприменения, служат исходной теоретико-методологической основой.

Конституционное право

Эта отрасль права предназначена для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331

В сжатом виде можно выделить следующие институты конституционного права, составляющие его содержание.

1. Конституционное право – отрасль права

Предмет, метод, конституционные нормы, конституционные отношения, источники конституционного права, конституционные понятия и термины.

2. Теория конституции.

Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура конституции, действие конституции и ее охрана

3. Конституция в правовой системе.

Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права

4. Конституционный строй.

Конституционные принципы организации общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения конституционного строя.

5. Конституционный статус человека и гражданина.

Конституционный приоритет прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса гражданина

6. Конституционное закрепление суверенитета народа.

Принципы выражения народного волеизъявления и самоуправления, гарантирование свободной и легальной самоорганизации социальных, национальных и иных общностей, недопустимость узурпации власти народа. Первичность института народовластия

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332

7. Конституционное регулирование федеративного устройства.

Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное деление.

8. Конституционный статус государственных и общественных институтов.

Конституционные характеристики государства (демократического федеративного правового с республиканской формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, политического многообразия.

9. Конституционное регулирование государственной власти.

Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.

10. Конституционные основы местного самоуправления .

Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.

11. Избирательная система.

12. Конституционные основы развития сфер общественной жизни.

Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных отношений.

Административное право

Эта отрасль права – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333

Административно-властные полномочия используются здесь в наиболее широких масштабах. В то же время по-новому предстоит осмыслить содержание и соотношение общей и особенной частей, поскольку рассматривать названные выше сферы государственной и общественной жизни только через призму государственного управления нельзя. В них усиливаются начала самоорганизации и саморегулирования.

Ниже рассматриваются основные проблемы административного права .

1. Административное право – отрасль российского права. Предмет, метод, система, административно-правовые отношения, источники, нормы административного права.

2. Исполнительная власть.

Признаки исполнительной власти, понятие органа исполнительной власти, классификация органов исполнительной власти, задачи, функции, полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций.

3. Государственная служба.

Понятие службы, принципы государственной службы, прохождение службы, классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение служащих.

4. Правовые акты управления.

Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация актов, подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия осуществления актов управления.

5. Управленческие договоры.

Особенности договоров в сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.

6. Обеспечение законности в управлении.

7. Административная ответственность.

Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334

нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.

8. Методы управления.

Понятие и виды методов управления, убеждения, организация, регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.

9. Административный процесс.

Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и процедуры, стадии административного процесса.

10. Государственное управление в сфере экономики.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов законодательства в сфере управления экономикой.

11. Государственное управление в социально-культурной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,

12. Государственное управление в политической сфере.

Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны государственных и таможенных границ, компетенция органов субъектов Федерации в области охраны правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.

13. Таможенное регулирование.

Финансовое право

Это отрасль права, регулирующая отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов. Денежные средства необходимы для обеспечения важнейших сторон деятельности государства (пенсий, расходов на оборону, охраны природной среды и др.), финансирования его программ, для самообеспечения хозяйственной,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335

торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица – хозяйствующие субъекты и др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями .

Рассмотрим кратко некоторые институты финансового права.

Бюджетное законодательство

Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты.

Налоговое законодательство

Одна из важнейших отраслей законодательства, пока еще слабо развитых в России. Способствует финансовому обеспечению и постоянному пополнению государственного и местных бюджетов, стимулированию инвестиционной, производственной, торговой и иной деятельности.

Долгие годы налоговые нормы содержались в подзаконных актах – постановлениях Правительства, инструкциях Министерства финансов, иных органов. Теперь формируется налоговое законодательство, включающее общие и специальные законодательные акты . Базовым является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», готовятся Налоговый кодекс и пакет новых законов в данной сфере. Меняются методы правового регулирования, когда стимулирование налогоплательщиков сочетается с усилением их ответственности. В перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336

Можно выделить следующие составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие и виды налогов, распределение налогов по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.

Требуется установить права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, права, обязанности и ответственность налоговых органов, порядок взимания налогов, производство по делам о налоговых правонарушениях, налоговые взыскания, судебный порядок рассмотрения налоговых дел.

Бесспорным путеводителем здесь может быть «Базовый мировой налоговый кодекс и Комментарии», подготовленный в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В нем особенно привлекают типовые дефиниции и процедуры налогообложения.

Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь же важным являются валютное регулирование и валютный контроль государства.

Важное значение имеют принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.

К финансовому праву можно отнести, те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности одной из сторон и возможности обеспечения их принудительной реализации другой стороной.

Уголовное право

Уголовное право является такой отраслью публичного Права, для которой характерны нормы запретительно-наказательного характера. Оно регулирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, а также поведение граждан в той части, которая из неправомерной должна становиться правомерной. Охранительные функции уголовного права определяют содержание уголовного ко-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 337

декса и других законов в данной сфере и способствуют борьбе с преступлениями. Действующий долгие годы Уголовной кодекс дополнен множеством поправок и изменений . Подготовлен новый Уголовный кодекс Российской Федерации .

Для уголовного права первостепенное значение имеет определение задач и принципов уголовного законодательства, пределов действия Уголовного кодекса, понятия и видов преступлений как запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия), причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Устанавливаются категории преступлений. Подробно регулируются виды наказаний, которые меняются в новых условиях. Обеспечение эффективности наказаний как кары за совершенное преступление, как меры государственного принуждения, заключающейся в ограничении или лишении прав и свобод виновного лица, способствует успешной борьбе с преступностью.

Среди преступлений, караемых по закону, назовем государственные, хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, порядка управления, а также против политических и иных прав и свобод граждан, против собственности, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Строгая и неумолимая реакция государства на них означает твердую защиту публичных интересов.

Судоустройство

Публичное право охватывает и такую область государственной деятельности, как правосудие и судоустройство. Речь идет о законах двух видов. Первая группа охватывает законы об устройстве судебной системы в целом и ее ветвей – Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их звеньев. Собственно федеральные суды действуют вместе с судами субъектов федерации и мировыми судьями. Введение суда присяжных расширяет гарантии демократического судопроизводства. Регулируются также вопросы деятельности прокуратуры и судебного управления.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 338

Другая группа законов посвящена статусу судей, гарантиям их деятельности, неприкосновенности, а также порядку их назначения на должность и освобождения от должности.

Процессуальное право

Как известно, наряду с материальными, содержательными нормами права есть процессуальные нормы. Их назначение заключается в создании процедур реализации материальных норм. Включение процессуальных норм в тексты статутных и тематических законов не исключает необходимости постепенного формирования общей отрасли – процессуального права, которой присущи свой объект и методы регулирования, специфические нормы, «стадийные» правоотношения, возникающие на последовательно сменяющих друг друга фазах процесса.

В рамках процессуального права можно выделить четыре разновидности процессуального законодательства: конституционное, административное, уголовное и гражданское. Преимущественно эти отрасли служат осуществлению судебной власти в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации , но они могут включать и процедуры, свойственные деятельности других органов. Не все названные отрасли развиты равномерно, особенно это касается административно-процессуального законодательства. Сейчас управленческие коллизии и споры попадают в орбиту и конституционных, и арбитражных судов, хотя формирование системы административной юстиции могло бы изменить разграничительные линии.

Международное публичное право

Среди комплекса отраслей международного права можно особо выделить международное публичное право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей .

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 339

Изучающим международное публичное право следует иметь в виду три основных нормативных блока, которые его составляют. Первый – вопросы, связанные с определением предмета, источников и методов регулирования в системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом. Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и конференции, ответственность.

К третьему блоку относятся вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной безопасности, территории, дипломатических и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешения международных конфликтов. Упомянем и о механизмах сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры и др.

Информационное право

Бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права, как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли. Имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационно-правовых отношений, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правонарушения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.

Частное право – отрасль, нормы которой способны защитить общественное благосостояние. Все нормы напрямую связаны с тем, как действует государство, как выполняются общественные задачи и цели.

Характеристика публичного права и что к нему относится

Характеристика заключается в следующем:

  1. Отношения органов государства с гражданами страны.
  2. Государственные отношения с общественными объединениями.
  3. Отношения государства с хозяйствующими структурами.
  4. Взаимоотношения между органами внутри государства.

Государства контролирует и обеспечивает все возможные интересы как общества в целом, так и отдельно какой-либо группы или категории.

Публичное право является полномочным органом, который может диктовать и указывать на поведение каких-то определенных слоев населения или отдельных граждан. Если правила не будут соблюдаться, то нарушителя настигнет наказание в виде юридической ответственности.

Регулирование публичного права происходит при помощи категорических норм. Эти нормы не поддаются изменению при помощи участников правовых отношений. При публичных отношениях рассматривается неравноправие сторон. С одной стороны находится государство, также его можно заменить любым органом или должностным лицом.

Какие отрасли входят в состав:

  • конституционное;
  • финансовое;
  • административное;
  • уголовное;
  • уголовно-исполнительное;
  • международное публичное;
  • процессуальное.

Право поделилось на публичное и частное еще в Древнем Риме. Раньше публичное относили к римскому государству, а именно к его положению. Частное относилось к пользе отдельных лиц. Но сейчас такое разделение встретить можно достаточно редко.

На видео-основные отрасли частного права:

Система частного права включает в себя:

  • гражданское;
  • семейное;
  • трудовое;
  • земельное;
  • международное частное.

Гражданское

Что представляет собой эта отрасль права? Это комплекс отраслей, которые способны распространить свое воздействие на регулирующие лица и частные. Гражданское право способно регулировать имущественные отношения, а также неимущественные, но связанные с имуществом.

Право может регулировать и семейные отношения. Гражданское регулирует отношения собственников и каких-либо объединений в их совместной деятельности.

Гражданское право выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная . Эта функция помогает создать определенные нормальные условия, которые смогут направить развитие экономики в правильное русло. При этом экономика будет хорошо развиваться и функционировать.
  2. Охранительная функция . Она помогает защитить от возможных правонарушений. Обычно эту функцию рассматривают в виде восстановительного элемента.

Перечисленные функции могут в полной мере охарактеризовать гражданское. Также признаки гражданского права в полной мере могут раскрыть гражданское право.

Принципы права:

  1. Все участники юридически равны.
  2. Собственность является неприкосновенной. Исключением является то, когда в судебном порядке происходит принудительное отчуждение собственности.
  3. Вмешательство произвольного характера недопустимо.
  4. При заключении договора между сторонами соблюдается свобода.
  5. Чтобы реализовать свои права, нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
  6. Злоупотреблять гражданским правом нельзя. Если злоупотребление ведет к причинению вреда, то это наказуемо.

Примером гражданского права является заключение сделки между двумя сторонами с участием третьей стороны или посредника. При заключении того или иного вида сделки каждая сторона сохраняет свои права. Посредник же контролирует проведение процесса.

Примеры семейного права

Семейный кодекс РФ – главный и основной источник семейного права. Между членами семьи возникают гражданские отношения, которые часто используются на практике . Брак считается действительным, если он был заключен в органах ЗАГС, а также записан в актах гражданского состояния.

На видео-семейное право отрасль частного права:

Семейное способно регулировать условия вступления граждан в брак, прекращение брачных уз и признание брака недействительным. Кроме того, регулируются отношения внутри семьи. Чтобы заключить брак, достаточно прийти в ЗАГС и подать заявление, которое будет служить основанием. Брак регистрируется через 1 месяц после подачи заявления. Но иногда случаются обстоятельства, в связи с которыми брак можно заключить раньше или позже. Если нужно это сделать позже, то не более чем через 2 месяца после подачи письменного заявления.

Вступить в брак могут лица, достигшие 18-летнего возраста. Особые обстоятельства учитываются, если нужно заключить брак в возрасте 16 и 14 лет.

Есть и ряд условий, которые противоречат заключению брака. Брак не может быть заключен между родственниками. Если один из заявителей уже состоит в браке, то повторно вступить в брак он не может. Иногда требуется медицинское освидетельствование, которое подтверждает психическое и физическое здоровье человека. Но делают это только с разрешения брачующихся.

Семейное право предусматривает и случаи, в результате которых брак прекращает существовать.

Это может быть смерть одного из супругов, расторжение брака при помощи заявления, поданного в ЗАГС. Расторгнуть брак может любой из супругов. С другой стороны рассматривается закон, который говорит о том, что расторгнуть брак в одностороннем порядке нельзя при наличии соответствующих условий. Если жена беременна, то расторгнуть брак без ее согласия нельзя. И в течение года после родов тоже этого сделать нельзя. Если претензий у супругов нет, то в суде они могут расторгнуть брак без всяких проблем.

Еще один пункт предусматривает семейное право:признание брака недействительным. В каких случаях это происходит?

Если были нарушены условия, когда брак заключался. На пример, к браку принудили, возраст супругов не достиг совершеннолетия. Если кто-либо из супругов скрыл факт наличия ВИЧ-инфекции или венерической болезни, то брак считается недействительным. Фиктивный брак – он тоже считается недействительным.

Трудовое

Эта отрасль права регулирует отношения, которые возникают на предприятиях частного и государственного характера. Все участники трудовых отношений должны быть заинтересованы в этом. Любой человек имеет право на труд. Труд может быть самостоятельным и наемным. Часто на практике можно встретит и смешанную форму.

Из предложенных вариантов человек сам может выбрать подходящий. Но самым распространенным является наемный труд. В результате человек вступает в отношения, которые возникают между наемником и работодателем. Отношения, которые возникают, являются предметом регулирования. Стороны или субъекты – это работодатели, весь коллектив, предприятие в любой форме.

Самая важная роль трудового права – урегулировать отношения, которые возникают в процессе трудовой деятельности людей. При этом условия должны охраняться, улучшаться, в любой мере поддерживать работника. Социальное партнерство внутри коллектива должно укрепляться.

Что можно отнести к примерам проявления трудового права:

  1. Подготовка работников на производстве, улучшение профессиональных качеств.
  2. Переговоры, ведущиеся внутри коллектива.
  3. Охрана труда работника.

В случае, если по каким-либо причинам трудовые права гражданина были нарушены, он имеет парво обратиться в суд. Судебное разбирательство будет запущено в случае, если истец предъявит доказательства наличия .

Земельное

Земельное способно регулировать отношения, которые возникают в результате пользования землей, как недвижимым имуществом, так и любым природным объектом. Земля находится в неразрывной взаимосвязи с другими объектами природного происхождения. Это могут быть воды, леса, растительный и животный мир. В итоге все земельные правоотношения связываются с другими природными объектами.

Участок земли – это верхний плодородный слой почвы, которым может пользоваться человек для изъятия благ для себя. Этот участок земли имеет строго описанные границы. Человек может пользоваться землей, не выходя за рамки этих границ.

Любой участок может быть делимым и неделимым. Делимым участок является, когда после раздела каждый из участков представляет собой самостоятельный участок земли.

Предмет земельного права: отношения, возникающие в результате пользования земли и ее охраны. В итоге земля выступает основой для жизни граждан, пользующихся этим наделом. В качестве источника земельного права выступают правовые и нормативные акты, которые принимались в компетентных органах.

В качестве примера земельного права можно рассмотреть раздел земли или пользование только своим участком земли. Если затрагивается чужая территория, то это может повлечь за собой ответственность.

Международное частое право

Это право представляет собой совокупность норм, которые регулируют гражданские отношения, трудовые, семейные и брачные отношения. Все эти отношения должны иметь международный характер.

На видео-примеры отраслей частного права:

Если расшифровывать понятие международного частного права, то можно сказать, что отношения просто усложняются участием в них иностранных субъектов наряду с участниками граждан РФ. Или отношения должны возникать на территории РФ с участием иностранных сторон. В результате они принимают форму международного характера.

Что собой представляет понятие, предмет и метод отрасли гражданского права, подробно указано в данной

В международном частном праве могут участвовать иностранные юридические лица или просто иностранные лица. Объектом может выступать имущество, права на имущество, вещи, которые находятся за границей.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда международная компания подписывает определенный договор с компанией из России.