Виды и правовой статус субъектов российской федерации. Конспект лекции: Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус

Российская Федерация состоит из

республик,

областей,

городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург),

автономной области,

автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации. Хотя Шахрай сказал, что нет.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается

Конституцией России,

Федеральными законами,

Другими правовыми актами.

Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Правовой статус субъектов Российской Федерации

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3 - которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Полномочия .

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ :

1) по предметам ведения субъектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА субъекта РФ;

2) по предметам совместного ведения - Конституцией РФ, ФЗ, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними НПА Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ никакие законы и подзаконные акты федерального, регионального и местного уровня не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ.

Не могут быть НПА или иные соглашения, если принятие указанных актов ведет к

Изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ,

Ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина,

Нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской Федерации.

1. Наименование .

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

2. Равноправие .

Равное представительство всех субъектов в Совете Федерации (по 1 от законодательной и исполнительной власти).

Равенство в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Равенство в порядке распределения предметов ведения.

Равенство основных законов субъектов по юридической силе

3. Субъекты РФ имеют свою правовую систему - конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно, но надо, чтобы были в соответствии с федеральными актами. Конституции и уставы принимаются:

На референдуме;

Специально образованным органом;

Законодательным представительным органом субъекта;

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

4. Территория . Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

5. Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

6. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать.

Соответствие основам конституционного строя - разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Построение на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. 7. Право осуществления международных и внешнеэкономических связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер.

Не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании,

Открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д.

Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации.

(Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 года)

(Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации») .

7. Право представительства в СФ.

8. У законодательных органов – право зак. инициативы в ФС РФ.

9. Право защиты в КС РФ.

10. Разграничение предметов ведения.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различия:

Республики .

Республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Но и власть в республиках не суверенна, право сецессии не закреплено, республики не вправе нарушать единство системы государственной власти в РФ. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Республики вправе иметь свой государственный язык, другие субъекты – нет.

Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями.

Автономии .

Автономные округа могут входить в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями.

Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

ГФЗ – столица .

Для проведения государственных мероприятий – аренда зданий и сооружений

Центр власти, тут – многие государственные органы.

Финансирование государственных мероприятий из федерального бюджета.

Особенности правового статуса автономий

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла отражение в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.). Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия имеет право :

Получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

Обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

Создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

Сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

Следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

Создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

Устанавливать на основании законодательства и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

· 1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.


· 2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

· 3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Основная часть. 3

1. Состав субъектов РФ.. 3

2. Правовой статус субъекта РФ.. 4

Приложения. 7

Основная часть

Состав субъектов РФ

Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации в алфавитном порядке представлен в статье 65 Конституции РФ.

На сегодняшний день в России насчитывается 83 субъекта:

21 республика,

46 областей,

2 города федерального значения,

Одна автономная область-Еврейская автономная область,

4 автономного округа.

В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

Однако список, представленный в Конституции РФ может быть дополнен, если в состав России войдет новая территория, либо в случае образовании нового субъекта в пределах РФ. Данные изменения будут регулироваться Федеральным Конституционным Законом «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001г, №6-ФКЗ

Россия является многонациональной страной. На сегодняшний день в государстве насчитывается 180 народов. Однако это оценка является лишь приблизительной. На самом деле к этому числу можно прибавить количество малочисленных народов, которые проживают в различных субъектах Российской Федерации. Основные правовые гарантии данной категории населения закрепляет Федеральный Закон « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999г, дополнительные льготы в отношении них устанавливает Лесной кодекс, Закон « О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г., ряды актов Президента, Правительства РФ и др. В 1998 г. 18 июля федеральным законом была ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

Таким образом, в целях защиты традиционного образа жизни, исконной территории, прав и законных интересов эти народов приняты нормативно-правовые акты, которые являются серьезным гарантом прав и свобод данного слоя населения.

Правовой статус субъектов РФ

Правовой статус субъекта Российской Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией Российской Федерации.

Статус субъекта РФ представляет собой совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, а также принадлежность к определенному виду субъектов.

На территории РФ можно выделить три вида субъектов:

1. Республики, которые имеют статус государства в составе РФ;

2. Политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения;

3. Национально-территориальные образования: автономные округа и автономная область.

Законодательные органы субъектов РФ наделены полномочиями издания нормативно-правовых актов: Конституция или Устав субъекта, законы и подзаконные акты, указы и распоряжения высших должностных лиц субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов и др.

Наряду с этим в отношении субъектов РФ провозглашено равноправие территориально-административных единиц.

Регионы имеют равный доступ к Совету Федерации Федерального Собрания (по 2 представителя от каждого субъекта), к Государственному совету РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов России.

Однако правовой статус субъектов не совсем одинаков.

Равноправие субъектов выражается в одинаковой возможности выбрать наименование региона. Данное право вытекает из анализа ст.71 и 72 Конституции РФ, а также находит свое подтверждение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №15-П от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч.2. ст.137 Конституции, а также закрепляется в некоторых законах субъектов. Наименование субъекта не должно подрывать основы федерализма РФ, затрагивать права и свободы личности и гражданина, светский характер государства, подразумевать и инициировать территориальные претензии, ущемлять свободу совести и др.

Так как субъекты РФ наделены полномочиями самостоятельного принятия нормативно-правовых актов, можно говорить о правовой системе и системе законодательства на территории региона.

Всем субъектам присуща их собственная территория, которая входит в состав территории Российской Федерации.

Субъекту РФ присуща собственная система гос. власти, которая должна отвечать основополагающим принципам организации органов гос. власти в РФ. Объем полномочий и деятельность органов гос. власти субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и др. нормативно-правовым актам. Решающую роль в данном вопросе играет Федеральный Закон от 22 сентября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает срок полномочий данных органов, конституционно-правовой статус депутатов и высших должностных лиц, порядок избрания представительных органов и т.д.

Субъекты РФ могут участвовать в международных и внешнеэкономических связях. Исключено заключение субъектами государственных договоров политического характер, образование внутренних федераций.

На балансе субъекта РФ находится собственность, которая включает в себя все имущество, не относящееся к исключительной федеральной собственности.

Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований.

Каждый субъект РФ имеет свою символику- герб, флаг и гимн, в которых отражаются образ жизни коренных народов, их культурные традиции и обычаи. Субъекты РФ имеют свои центры или столицы.

Конституционно-правовой статус субъектов содержит большой комплекс прав, обязанностей. Наряду с общими признаками в правовом положении различных субъектов РФ есть свои особенности конституционно-правового статуса.

Приложения

А Ошибка! Ошибка связи.
Б Ошибка! Ошибка связи.

Кутепова К.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшая школа, 2010. – 501 с.

Аксенова Е.А. Анализ внешнеэкономических связей регионов России на современном этапе. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 258 с.

Очакова А.И. Федерализм в России. - М.: Радио и связь, 2010. – 311 с.

Зайцев Г.Г. Конституционное право Российской Федерации. – СПб.: Северо-Запад, 2011. – 401 с.

Громов М.Н. Конституционное право России. – М.: Логос, 2009. – 496 с.

Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Д.В. Ширипов. – М.: Юристъ, 2010. – 382 с.

Дашенко С.Ю. Общее состояние и перспективы федерализма // Конституционный строй России: 15 лет пути, 2011г, № 12 – с. 23-29.

| следующая лекция ==>

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

На момент принятия настоящей Конституции в Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Сейчас эта цифра несколько изменилась. Помимо перечисления в Конституции закрепляется также правовой статус субъектов РФ.

Состав Российской Федерации входят несколько видов субъектов:

§ республики;

§ автономная область;

§ автономные округа: края и области;

§ города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

Республики в составе Российской Федерации . Они выступают в качестве государств. Республики принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Причем Конституция РФ не регламентирует порядок принятия республиканских конституций, в то время как остальные субъекты должны принимать собственные уставы посредством своих законодательных (представительных) органов (. 2 ст. 66). Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В то же время в соответствии с "Федеральным законом «О языках народов Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Другие субъекты Федерации, построенные по национально-этническому принципу (автономная область, автономные округа), таким правом не обладают.

Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных органов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наименованиях не являются решающими.

В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.



Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Автономная область, автономные округа в составе Российской федерации . Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения.

Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется федеральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта - его конституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться законом о соответствующей автономии.

Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66). К настоящему времени ни одна из автономий не представила в федеральный парламент соответствующего законопроекта.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Действующая Конституция права автономий на выход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возможность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Теоретически предметом такого договора может стать и вопрос о непосредственном вхождении в Федерацию автономного округа, т.е. о фактическом выходе округа из состава области. Здесь, однако, требуется взаимное согласие таких субъектов, а также юридическое «оформление» такого решения на федеральном уровне.



В соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 г., все автономные области были выведены из состава краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно. Таким образом, в настоящее время 9 автономий из 11 входят в Российскую Федерацию и одновременно в состав краев или областей.

Края, области в составе Российской Федерации . Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты - автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.

Например, такие договоры заключены между органами государственной власти Иркутской области и органами государственной власти входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, между органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Предыдущая российская Конституция предусматривала для автономных округов и автономных областей возможность самостоятельного решения вопроса о том, находиться ли им в составе края, области или войти в Российскую Федерацию непосредственно. Тогда правом выхода из состава области воспользовался лишь один автономный округ - Чукотский, что было закреплено Законом РФ «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 17 июня 1992 г.

Конституционность этого Закона была проверена Конституционным Судом РФ. Суд пришел к выводу, что выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области и непосредственное его вхождение в состав Российской Федерации не влияют на национально-государственное устройство и состав Федерации, а также на конституционно-правовой статус автономного округа. Закон был признан конституционным.

В составе Российской Федерации имеются две области, которые отделены от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, а Калининградская область - территорией иностранных государств. Естественно, что последняя область имеет гораздо больше особенностей по сравнению со всеми остальными регионами страны. С учетом этого был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 г.

Города федерального значения в составе Российской Федерации . Эти города занимают анклавное положение, т.е. их территория окружена территорией другого субъекта - области (Московской и Ленинградской). В Конституции ничего не сказано по поводу взаимоотношений этих городов и соответствующих областей. Думается, что по аналогии с областями и входящими в их состав автономными округами эти взаимоотношения могут быть урегулированы договорами, а в случае крайней необходимости также федеральными законами при обязательном учете интересов обеих сторон.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных членов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д.

Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом.

Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):

· республик;

· областей;

· городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

· автономной области;

· автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци­ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

РФ – федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.

Неотъемлемым элементом конституционно - правового статуса РФ является ее территориальное единство. РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Важным элементом конституционно – правового статуса РФ является ее единое гражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации".

В РФ общее для всей Федерации органы государственной власти. РФ имеет Президента – главу государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

В РФ единая федеральная система права. Основу системы права составляет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает верховенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральным законам, в случае же такого противоречия действуют согласно Конституции федеральные законы. РФ характеризуется наличием федеральной собственности. К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты. РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей РФ является рубль.

В РФ единые Вооруженные Силы, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ. Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

К числу основных элементов конституционно – правового статуса РФ относятся:

ее право внешних отношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта;

государственный язык. В Конституции установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.

Важным компонентом конституционно – правового статуса являются государственные символы РФ – государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица – город Москва.

Субъекты Российской Федерации

РФ состоит из 89 субъектов: 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. РФ относится к федерациям смешанного типа: одна часть ее субъектов образована по национально – территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая – по территориальному (края, области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е. территория целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталась ассиметричной федерацией: составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно – правовой статус.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Республика в составе РФ – это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется наряду с русским, устанавливать свое гражданство. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику – герб, флаг, гимн, а также столицу. Отношения с РФ республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двухсторонних договоров о разграничении полномочий.

Края, области и города федерального значения как субъекты РФ являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта – Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную – администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в Санкт –Петербурге – губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык – русский. Край, область, города федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику – флаг, герб, гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально – территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. В настоящее время в РФ одна автономная область – Еврейская и 9 автономных округов – Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть–Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий. Особенность этой группы субъектов РФ в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ – края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономных округов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статус автономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия. Автономные области и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

30. Гражданское право-самостоятельная отрасль российской правовой системы: понятие, предмет, метод правового регулирования. Принципы гражданского права. Гражданское право как отрасль права - это система правовых норм, регу­лирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связан­ные с ними личные неимущественные отношения, основанные на не­зависимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нор­мального развития экономических отношений в обществе. Предмет гражданского права - это те общественные отношения, кото­рые оно регулирует. Эти отношения делятся на: Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя: отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением ма­териальных благ у определенного лица (право собственности, ограни­ченные вещные права); отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательственное право, наследование). Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономи­ческого содержания, независимо от степени связанности с имуществен­ными отношениями: личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграж­дение); личные неимущественные отношения, не связанные с имущественны­ми (например, защита чести, достоинства и деловой репутации). Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их. Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты: 1. Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности. 2. Автономия воли сторон. Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. 3. Имущественная самостоятельность сторон. Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам. 4. Защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы. 5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Объектом взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Принципы гражданского права - это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи, начала, которые пронизывают все гражданское право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют гражданское право в целом. Выделяют следующие принципы гражданского права: юридическое равенство участников; неприкосновенность собственности, принудительное отчуждение которой допускается только в установленных законом случаях; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий; принцип диспозитивности (то есть самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты; недопустимость злоупотребления правом, в частности действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

31. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Чтобы стать субъектом гражданского права, гражданин должен обладать определенными законом качествами, которые в своей совокупности составляют гражданскую правосубъектность. Эта гражданско-правовая категория раскрывается в 2-х применяемых в законодательстве понятиях: гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданская правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Она является равной для всех граждан и не зависит от возраста, психического и физического состояния. Правоспособность органически связана с гражданством. Приобретая гражданство, человек становится субъектом права данного государства. Прежде всего гражданам России предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме. Кроме них, субъектами гражданского права могут быть иностранцы (лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству других государств). Гражданской дееспособностью называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и обязанности и осуществлять их, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наступает с 18 лет. С момента вступления в брак. Эмансипации. Несовершеннолетние до 6 лет полностью лишены гражданской дееспособности. В возрасте от 6 до 14 - обладают частичной дееспособностью. По достижении несовершеннолетним 14 лет, их дееспособность расширяется: они не только могут совершать мелкие бытовые сделки, но и: самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять авторские, изобретательные и иные права; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. По достижении 16 лет они вправе быть членами кооператива и соответственно осуществлять вытекающие из этого права. Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, занимается предпринимательской деятельностью.

32. Юридические лица как субъекты гражданского права. Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде. Цели создания юридического лица: централизация и обособление имущества для участия им в гражданс­ком обороте;уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет само­стоятельной ответственности юридического лица по своим обязатель­ствам;. обеспечение интересов кредиторов за счет установления минималь­ного размера уставного капитала юридического лица. Признаки юридического лица: организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначен­ной для управления юридическим лицом для достижения целей его де­ятельности; имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленно­го имущества, которое является необходимой предпосылкой для учас­тия в гражданском обороте; самостоятельная имущественная ответственность. По общему пра­вилу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежа­щим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником); возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, то есть с момента регистрации в органе юстиции. Термин «дееспособность» по отношению к юридическим лицам не применяется. Правоспособность юридического лица осуществляет его орган. Это – директор, президент, председатель, совет управляющих или директоров и т.д. Юридические лица возникают по инициативе учредителей.

33. Реорганизация юридических лиц. Для оптимизации своего бизнеса, в современных рыночных условиях, некоторые предприятия вынуждены объединяться. При этом возможны разные виды реорганизации юридических лиц. Понятие реорганизация юридического лица – это комплекс специфических мер, по смене одной организационно-правовой формы на другую. При этом новое юридическое лицо, наследует все обязанности по отношениям, которые остались от ликвидируемого юридического лица. Решение, о проведении реорганизации, принимается либо собственником имущества, либо группой учредителей юридического лица, либо по решению суда. В некоторых случаях, правовая реорганизация юридических лиц, является единственным способом избежать ликвидации предприятия в связи с банкротством. Виды реорганизации юридических лиц: слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового; присоединение - вливание одного юридического лица в другое; разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых; выделение - выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого; преобразование - изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.

34. Ликвидация юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации организации запись о ней исключается из Единого Государственного реестра юридических лиц, что является окончательным законным основанием считать организацию прекратившей существование. Неудовлетворенные требования кредиторов при этом считаются погашенными. Виды ликвидации юридического лица: . с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);. с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);. с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

35. Сделки: понятие, виды, условия недействительности сделок. Сделки - это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обя­занностей. Виды сделок: 1. В зависимости от числа сторон сделки выделяют односторонние (завеща­ние), двусторонние (договор аренды, займа и т. д.) и многосторонние сделки (например, договор о совместной деятельности между тремя лицами). 2. По степени связанности сделок с их основаниями они делятся на каузаль­ные и абстрактные. Незаконность или недостижимость правовой цели каузальной сделки влечет ее недействительность. Абстрактные сделки оторваны от их оснований (например, вексель, действительность кото­рого не зависит от действительности сделки, при совершении которой он выдан). 3. В зависимости от того, соответствует ли обязанности одной из сторон встречная обязанность другой стороны, сделки делятся на возмездные и безвозмездные. 4. Если для заключения сделки достаточно лишь соглашения сторон, то это - консенсуальная сделка. Если же требуется еще и передача имуще­ства, являющегося предметом сделки, то это - реальная сделка (дого­вор займа, дарения и т. д.). 5. Часто в сделках возникновение у сторон прав и обязанностей связывает­ся с наступлением какого-либо факта, о котором неизвестно, насту­пит он или нет, это - условные сделки. Недействительная сделка - это сделка, которая не порождает желаемого сторонами правового результата, а при определенных условиях влечет возникновение неблагоприятных для сторон последствий. Недействительные сделки делятся на оспоримые и ничтожные. Различия между ними следующие: оспоримые сделки недействительны в силу признания их таковыми су­дом, а ничтожные - вне зависимости от такого признания; требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в ГК, а последствия не­действительности ничтожной сделки могут быть применены по иску любого заинтересованного лица либо по инициативе суда; ничтожная сделка всегда недействительна с момента заключения, тог­да как оспоримая сделка может быть признана судом недействительной на будущее и считаться недействительной с момента вынесения судеб­ного решения; иск о применении последствий недействительности сделки может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение, а иск о признании недействительной оспоримой сделки - в течение года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для призна­ния сделки недействительной.

36 . Понятие гражданско-правового договора. Виды гражданско-правовых договоров. Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является двух – или многосторонними сделками. Договор является одним из оснований для возникновения обязательства, и к нему применяются общие положения обязательственного права. Согласно ст. 1 ГК РФ стороны вправе самостоятельно решать, с кем, на каких условиях (не противоречащих законодательству) и какие договора заключать (свобода договора). Стороны договора (физические и юридические лица) при его подписании должны обладать свободой воли, быть имущественно независимыми и самостоятельными. Признаки договора при осуществлении сторонами принципа свободы договора: 1. Стороны самостоятельно определяют необходимость заключения договора, а также – с кем вступать в договорные отношения. Понуждение к заключению договора допускается лишь в случаях, прямо оговоренных в законодательстве или добровольно принятым обязательством. 2. Стороны вправе определять вид договора, который будет заключен при условии, что он не противоречит действующему законодательству. 3. Стороны сами определяют условия договора по своему усмотрению. На практике применяется следующая классификация договоров: 1) на возмездные и безвозмездные договоры (ст. 423 ГК РФ. Если сторона по договору должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, договор – возмездный (договора аренды, купли-продажи, подряда и так далее). 2) публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. 3) договор присоединения – его условия определены одной из сторон в стандартной форме (основной договор) до заключения договора присоединения (например, договор перевозки грузов железнодорожным транспортом). 4) предварительный договор – стороны обязуются в будущем заключить основной договор на условиях, определенных предварительным договором. 5) договор в пользу третьего лица– согласно его условиям должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства.