Регулятивная и охранительная функции

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.

В.Н. Синюков видит суть регулятивной функции права в фиксации субъектного состава правоотношений, в определении круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей Синюков В.Н. Функции права. С. 157.. Н.Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения Вопленко Н.Н. Сущность, функции и принципы права. Волгоград, 2010. С. 48..

Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивного воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.

Регулятивная функция права образуются из регулятивно-статической и регулятивной динамической функций Алексеев С. Указ. соч. С. 96-97; Байтин М. И. Сущность права… С. 138-139., а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.

Регулятивно-статическая функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития Байтин М.И. Сущность права… С. 140.. Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.

Примером таких норм может являться статья 29 Конституции РФ, которая декларирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата Там же.. Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей регулятивной функции права применительно к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М.Е. Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями Некрасова М.Е. Договор как теоретико-правовая категория. М., 2009. С. 14.. Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки. Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников). Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора) Кравченко О.А. Регулятивные и охранительные правоотношения как относительно самостоятельные типы // Вест. Владимирского юрид. ин-та. 2010. № 4. С. 151..

Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права Константинова А.В. Реализация функций права // Юристъ - Правоведъ. 2012. № 1. С. 123..

Например, регулятивная функция конституционного права закрепляет порядок и основания выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности - запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений. Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.

Проявлением регулятивной функции права выступает установление системы льгот для различных субъектов права. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 2012. № 3. С. 130. Льготы служат средством правовой поддержки для различных слоев населения. И. С. Морозова указывает, что «льготы выполняют стимулирующую функцию, побуждая субъекта к совершению действий, в которых заинтересовано государство» Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике // Правоведение. 2011. № 4. С. 151..

Таким образом, регулятивная функция -- это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.


^ Функции права

В юридической науке сформировалось несколько подходов к понятию функции права. Во-первых, функция права представляет собой реализацию сущности и социального назначения права. При этом акцент делается на то, что именно осуществляя функции право обеспечивает всеобщий устойчивый порядок в обществе; право охватывает полезные формы поведения; право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, препятствует незаконному вмешательству в сферу правомерной деятельности, оптимально сочетает свободу и справедливость.

Второй подход – здесь функция права обозначается как основное и главное направление правового воздействия на общественные отношения.

Третий подход – функции права связываются одновременно с социальным назначением, социальной ценностью права и основными направлениями его воздействия на общественные отношения. Поэтому сторонники этого подхода считают, раскрывая содержание какой-либо функции права необходимо постоянно иметь ввиду связь назначения права с направлениями его воздействия и, наоборот, предопределенность последних назначения права.

Функция права представляет собой один из элементов механизма воздействия права на состояние общественных отношений с целью их упорядочения. В числе других элементов правового воздействия выступают правовые нормы, правовые действия.

Трудно сказать, что данные подходы представляются друг другу. Они позволяют в своей совокупности дать полную картину путем анализа их различных сторон. Поэтому функции права можно определить как основные направления воздействия права на состояние общественных отношений, выражающие сущность и социальное назначение права с целью их упорядочивания.

Функциям права присущи следующие признаки:


  1. Функции права – это основной метод воздействия на общественные отношения

  2. Функции права направлены на упорядочивание общественных отношений

  3. Функции права характеризуются непрерывностью, длительностью, имеющие постоянный характер.

  4. Функции выражают наиболее существенные, основные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом.

  5. Объективный характер функций – они предопределены закономерностями общественного развития и уровень состояния общества закреплен экономическим состоянием общества.
Функция права выражает его активную роль; функции можно рассматривать в нескольких плоскостях, определяемых углом зрения; в частности – освещаются ли они в рамках всего социального организма или в рамках только государственно правовой части или только в границах самого права.

Когда мы желаем увидеть роль права в рамках всего социального организма – управленческая функция. Если рассматриваем право как части государственной надстройки - то здесь права и государство, являясь орудиями политического господства, то они выполняют одинаковые функции (экономическая, социальная, воспитательная и т.д.). А когда мы говорим, что право рассматривается в границах самого права, то здесь выделяются специально юридические функции.

Специально юридические функции – это направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юридическое значение права для опосредуемых отношений и проявляются в специально юридическом его содержании. Выделяют:


  1. Регулятивная роль

    1. Регулятивно динамическая

    2. Регулятивно статическая

  2. Охранительная роль
Регулятивная функция – это направление правового воздействия, нацеленная на то, что обеспечить надлежащую, нормальную организацию господствующих общественных отношений, их статику и динамику; их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов. Поэтому неслучайно регулятивные функции можно иначе назвать как функцию организации. Охранительная – это направление правового воздействия, нацеленная на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность; сообразно этому на вытеснение чуждых данному общественному строю отношений.

^ Регулятивно статическая функция выражается воздействием права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтов. В этом состоит одна из главных задач назначений правового регулирования, так как право, прежде всего, юридически утверждает, т.е. возводит в ранг неприкосновенные отношения.

Решающее значение здесь принадлежит институтам права собственности; а также функция выражена в институте политических прав, избирательных и прочее.

^ Регулятивно динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их. Она проявляется в процессах, которые связаны с распределением производимых товаров. Было бы неправильно противопоставлять динамической и статической функций и тем более исходя из терминологий рассматривать статическую как таковую, которая носит юридически пассивный и динамическую, которая носит активный характер.

Само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав и следовательно предоставление им возможностей для того, чтобы самостоятельно и инициативно действовать.

Т.е. основные функции – это регулятивная и охранительная; а неосновные – это организационная, восстановительная, ограничительная (так как право способствует восстановлению нарушенных прав, при этом направлена на компенсирование того ущерба, который понес субъект; ограничительная функция связана с тем, что право обязано ограничивать рамками поведение субъектов).

^ Социальная ценность права

Социальная ценность понимается как способность того или иного явления удовлетворять потребности социального субъекта необходимые для его существования и развития. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. Понять социальную ценность права – это значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем:


  1. ^ Инструментальная ценность права
Т.е. право выступает в качестве орудия, средства, обеспечивающего функционирование иных социальных институтов государства, социального управления. Право служит инструментом социального регулирования в руках государства. С его помощью субъекты реализуют свои потребности, интересы и устанавливают выгодный для них порядок. Реализовать эту цель позволяет общеобязательность права, основанная на силе государства.

Инструментальная ценность проявляется в том, что:


    1. Право закрепляет наиболее ценные для развития общества отношения, обеспечивающих прогресс, демократию, гуманизм. Эта цель достигается путем указания направления поведения людей для индивидов

    2. Посредством права вытесняется из общественной жизни негативные формы поведения путем их запрета

    3. Право выступает как орудие преобразования общества, как средство проведения государственной политики

    4. Право выступает как средство ограничения власти государства со стороны общества

    5. Право обеспечивает учет различных интересов и выражения их общих предписаний (обеспечение компромисса справедливости для всех)

    6. Посредством права разрешаются конфликты между людьми и их объединениями

    7. Право гарантирует свободу для людей, защиту их от произвола и притеснений

    8. Устанавливает меры воздействия государства на лиц, нарушающих нормы права

    9. В современных условиях право приобретает планетарное значение; оно является единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера

    10. На правовой основе формируются институты гражданского общества, рыночная экономика, многопартийная демократическая система, демократическая; свободная четвертая власть и правовое государство. В России нет ни гражданского общества ни правового государство, поэтому право не может проявить пока свои ценностные свойства.

  1. ^ Собственная ценность (самостоятельная)
Заключается в том, что право – это элемент культуры общества, это достижение человеческой цивилизации. Право вносит в жизнь людей такие высокозначимые блага, как безопасность, отношений человека с другими, стабильность человеческих отношений, гарантированность прав, торжество правды и справедливости и истины в конфликтных ситуациях.

Право противостоит произволу и беззаконию, в то же время обеспечивает простор для упорядоченной социальной активности и выступает как фактор социального прогресса.

Если право – социальная ценность, то теоретически вполне оправдано освещая право видеть в его свойствах правовые ценности, как достижения регулятивной культуры, которые выражают позитивный потенциал права., соответствующего потребностям социального прогресса.

Естественное право также обладает социальной ценностью:


  1. Является теорией правового государства

  2. Обеспечивает человеку самоуважение, автономию, самостоятельность

  3. Придает авторитет правам человека, объявляя их естественными, неотъемлемыми

  4. Является средством для сдерживания злоупотребления властью органами и должностных лиц
^ Соотношение государства и права

Соотношение государства и права – это одно из решающих, ключевых методологических положений. Государство и право – это разные части надстройки над экономическим базисом общества, так как государство – это организация политической власти, состоящее из органов (орудие этой власти). В своей совокупности органы образуют механизм государства, обладающий определенной материальной силой.

Право имеет иное строение и иное непосредственное содержание. Оно выражается в системе общеобязательных норм, которые носят формально определенный характер. Право таким образом по своему строению вплотную привлекают к общественному сознанию. Государство или право имеют свое бытие, свои специфические функции, отличаются особой, только ему, государству или праву присущей социальной ценностью и относится к разным пластам социальной жизни. Государство – это к социальному правлению, а право – это к социальному регулированию.

Несмотря на это различие, тем не менее необходимо подчеркнуть глубокое единство государства и права:


  1. И государство и право возникают одновременно и в силу одних и тех же социально-экономических и политических причин

  2. И государство и право обладают непосредственно социально-политическим содержанием, т.е. они выступают как орудие политического господства, у которых единые цели и задачи, стоящие перед государством и правом

  3. Государство и право взаимосвязаны, т.е. они взаимообусловлены и взаимопроникающие явления.
Государственная власть имеет определяющее значение для самого бытия права как особого института. Для осуществления его свойств и регулятивных качеств. В общей обязательной нормативности и всеобщности права, в его формальной определенности и его обеспеченности зримо и незримо присутствует государственная власть. Да и само формирование права, процесс правотворчества, причем во всех структурных общностях права, а также применение юридических норм напрямую связаны с деятельностью государственных органов.

Также необходимо отметить, что государство, активно использующее право в качестве инструмента, в свою очередь может рассматриваться как инструмент по отношению к праву. Право не только выступает в качестве орудия государства, но и имеет по отношению к нему самостоятельное значение, являясь средством целенаправленной и эффективной организации государственной власти. Этот аспект взаимосвязи государства и права выражается в связанности государственных органов действующими законами и подзаконными актами.

Т.е. когда мы говорим о соотношении государства и права, нужно обязательно определить единство, их различия и их взаимодействие. Конечно, в любом соотношении необходимо выяснить их связь между собой, что является первичным, а что нет.

Если нет причинно-следственной зависимости, есть иные зависимости – функциональная зависимость.

В литературе сложилось несколько подходов по данной проблеме:


  1. Этатический подход
Право подчинено государство – основной постулат

  1. Естественно-правовой подход
Право первично, а государство – вторично.

  1. Функциональный подход
Между государством и правом существует функциональная связь, взаимное влияние

  1. Позитивистский подход
Идея самоограничения государства

  1. Либерально-демократический
Исходит из принципов связанности государства правом.

^ Этатический подход

Абсолютизация роли государства в общественной жизни. Государство во благо индивидов для осуществления своей функции вмешивается во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство предшествует праву и порождает его. Право – это инструмент руководства обществом, а источником права является государственная власть, основанная на силе.

Общество не может существовать без государства, которое должно защищать социальные права граждан, способствовать развитию культуры, образования. Однако, есть объективные пределы вмешательства, что не учитывается авторами данной теории. Такой взгляд на проблему выводит государство за пределы зоны влияния права и снимает вопрос о правомерности самой государственной власти.

Такой подход на практике приводит к образованию тоталитарных режимов.

^ Естественно-правовой подход

Государство должно быть ограничено правом. Это вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных прав индивида. Право – это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка.

Государство – это продукт права, учреждается юридическими способами, предшествующими правопорядку. А само государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новый системы нормативного регулирования.

^ Дуалистический (функциональный) подход

Связь между государством и правом не носит столь однозначного причинно-следственного характера. Эта связь носит характер двусторонней зависимости, так как государство и право не может существовать друг без друга. Это объясняется тем, что функции, государство и право подчинены единым целям и задачам. Реализация функций одного невозможна без функционирования другого.
^ Позитивистский подход

Этот подход основан на идее самоограничения государства правом. Границы самоограничения определяются законом. Однако здесь не трудно заметить, что государство ограничено правом лишь постольку, поскольку оно по своей воле того желает. Так как государство ограничивается правом, но по своему усмотрению.

^ Либерально-демократический подход

В современной юридической отечественной литературе исследуется данный подход в аспекте проблем правового государства. Государство здесь выступает в 2 противоположных ипостасях – как гарант прав человека и как их потенциально-опасный противник.

Государству жизненно важно право, без него оно не в силах функционировать, так как отказ от использования права всегда влечет экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

Этот подход исходит из того, что право связывает государство в интересах личности, ограничивая его от произвола. В современных условиях отмечается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей степени оно связывает государство. Активность государства при этом не подавляется, а расходуется рационально в интересах личности. Любое государство связано правом, мерой его цивилизованности и развитости.

Надо сказать, что данный подход не противоречит выводу о двустороннем характере связи государства и права.

Анализируя эти подходы, можно увидеть, что каждый подход рассматривает тот или иной аспект этой взаимосвязи. Наиболее приемлемым подходом, который соответствует либерально-демократической идее – это функциональный подход.

Государство влияет на право:


  1. Государство создает это права в процессе своей деятельности.

  2. Государство создает условия для реализации права

  3. Государство также гарантирует применение права силой своего принуждения
Право влияет на государство:

  1. Само государство, как система органов, образуется в строгом соответствии с действующим законодательством

  2. Эти государственные органы наделяются при помощи права соответствующей компетенцией

  3. Существование права заставляет государственные органы и должностные лица придерживаться установленных законодательством правил в отношениях с другими субъектами права.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

  • определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;
  • закрепление и изменение правового статуса граждан;
  • определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц ;
  • установление правового статуса юридических лиц;
  • определение (предусмотрение) юридических фактов , направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений ;
  • установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
  • определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.

Приступая к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.

Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осуществляет определенные социальные функции.

Таким образом, экономическая функция права осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.

Политическая функция права

Политическая функция права заключается, прежде всего, в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика - это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени.

Конституция России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права , вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. В развитие этого положения Конституция РФ в ч. 3 ст. 55 прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ. Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения).

Ограничительная функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный характер, в конечном итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации прав граждан.

Восстановительная функция права

Восстановительная функция права. Эта функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.д.

Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.).

Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах . Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает:

«Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения права». Соответствующие нормы трудового права являются важным гарантом восстановления лица на прежнем месте работы и т.д. Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.

Информационная функция права

Информационная функция права. Читая законодательные документы, получаешь не меньше сведений о государстве, чем из отдельных солидных трактатов. Например, трудно переоценить информацию, содержащуюся в Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1); столицей Российской Федерации является город Москва (ст. 70); денежной единицей в Российской Федерации является рубль (ст. 75); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 4) и т.д. Достоверность такой информации, содержащейся в Конституции, не может заменить ни одна книга.

Действительно, право вбирает в себя, а затем выдает огромную информацию о самых разнообразных явлениях общественной жизни. В нем содержится большое число научных дефиниций, юридических формул, исторических и жизненных сведений, политических и правовых оценок, правовых рекомендаций, запретов, дозволений и т.п.

Благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления , что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка. Нормы уголовного права , например, информируют граждан об охраняемых уголовным законом материальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленных запретов. Нормы трудового права - о правах и обязанностях руководителя и работника и т.д.

Право - это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права.

Правовая информация - это властная информация, посредством ее выражается (и соответственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная функция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической (воспитательной) функции. Информационная способность права является одним из существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как информатор, а как регулятор общественных отношений. У государства и общества достаточно много каналов, посредством которых осуществляется информирование субъектов права. Но, возникнув как регулятор общественных отношений, право одновременно начинает выполнять роль информатора их субъектов. Законодатель, концентрируя определенную жизненную информацию, через правовые предписания доводит ее до участников регулируемых общественных отношений. Таким образом, не имея изначальной предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества.

Экологическая функция права

Экологическая функция права. Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства , министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления , направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав

Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав. В юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.

В этой связи предлагается выделять наряду с экономической, политической и идеологической (воспитательной) сферами общественной жизни социальную, ее даже ставят в один ряд с вышеназванными.

При таком подходе может возникнуть вопрос, вызванный тем, что слово «социальный» по своей этимологии и есть общественный и выступает его синонимом. Однако вполне возможно обозначить понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое, медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д.

Важнейшими объектами социальной функции права являются, таким образом, трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения.

Так, ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому гражданину на медицинскую помощь, развитие физической культуры и спорта; ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

Конституция РФ (ст. 44) обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция РФ весьма широко охватывает социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей.

В развитие конституционных положений отраслевое законодательство конкретизирует и расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами , избирать вид трудовой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму (рис. 1).

Рис. 1. Функции права

  1. 6.9. Социальное назначение и функции права
    регулятивная и охранительная. Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права. Эти функции подразделяются на: регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения); регулятивно-динамическ ую функцию (выражается в том, что
  2. 12.2. Виды правоотношений
    регулятивные и охранительные. В свою очередь, среди регулятивных различают: а) правоотношения активного типа (возникают на основе обязывающих и управомо- чивающих норм и выражают динамическую функцию права) и б) правоотношения пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права). По степени индивидуализации разграничивают а) относительные, в
  3. ТЕМА 5. ПРАВОПОНИМАНИЕ. ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ
    динамическая. Воспитательная. Регулятивная статическая. Экономическая. Охранительная. Тест 16. Назовите характерные черты охранительной функции права. Установление позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и возложение юридических обязанностей. Влияние на волю угрозой санкции, установление запретов, реализация юридической ответственности. Формирование глубокого внутреннего
  4. 4.1.6. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
    регулятивно- организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений". Он отмечает, что юридическая социология
  5. ГЛОССАРИЙ
    регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений. Декларация - провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации. Декрет - наименование особо важных нормативных актов. Деликтоспособность - способность лица самостоятельно
  6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
    регулятивная; 3) функциональная; 4) информационно-коммуникативная; 5) идеологическая13. Что касается категории лправовая система, то она используется в современной теории права в основном для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия систем права различных государств и народов. Уточняя ее элементный состав, исследователи предпочитают не закрывать скобки, отмечая,

  7. регулятивные функции: статическую (более органичную для права), когда закрепляются, стабилизируются данные отношения с помощью дозволений и запретов, и динамическую (связанную с деятельностью государства), когда активизируется определенное поведение с помощью позитивных предписаний99. Таким образом, все известные в Древней Руси формы права: правовой обычай, судебный прецедент, договор и
  8. Заключение
    регулятивные качества. При этом происходило формирование легити- мационных структур массового сознания, что и обеспечивало эффективность работы всей системы, в том числе управленческого аппарата государства на ранних этапах его
  9. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
    регулятивные первичные и вторичные; коммуникативные и культурно-воспитательные. Какой вид социологического исследования используется социологами-практиками для диагностики групп сплочённости, выявления лидеров: анкетирование; социометрия; интервью. Вид гипотезы, выдвигаемой с целью выявления состава или структуры объекта: объяснительная; рабочая; описательная. Версия и гипотеза:
  10. 6.1. Основные тенденции функционирования институциональной базы экономики в условиях трансформационного подъема
    регулятивной функции государства во всех сферах экономической жизни. Главным компонентом экономического роста является эффект реанимации простаивающих отраслей, особенно в машиностроении и легкой промышленности. В социальном аспекте загрузка простаивающих мощностей означает увеличение занятости и смягчение социальной напряженности, о чем свидетельствуют данные табл. 6.2. Характеризуя особенности
  11. 4.1. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
    динамической качественной категорией). Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательства рассмотрим взаимоотношения между двумя важнейшими экономическими категориями - эффектом и эффективностью. И эффект, и эффективность отражают рост и развитие экономического объекта, т. е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, отраженным в объемных показателях, и
  12. 2.2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРУДА
    динамической и статической) и нервно-психической нагрузок на организм человека. Динамическая физическая нагрузка определяется объемом физической работы (в килограммометрах), величиной энергетиче ских затрат (в калориях), мощностью усилия (в ваттах). Статиче ская физическая нагрузка характеризуется величиной усилия, кото рое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей,
  13. 12.4. УСЛОВИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    динамического сте реотипа. При решении этого вопроса следует идти на компромисс между биологическими и социальными потребностями человека. Биологические закономерности функционирования организма диктуют необходимость перехода из одной смены в другую через значительные (до одного месяца) промежутки времени. Социальные потребности требуют частой перемены сменности работы. Компромиссным может быть
  14. 4.1. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения
    регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нор мативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными пред ставляются следующие: проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрис дикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству,
  15. 7.2. Методологические подходы к задачам краткосредне- и долгосрочного прогнозирования мировых товарных рынков
    динамический характер. Главной причиной отсутствия сколько-нибудь стабильного долговре менного равновесия на мировом товарном рынке является то, что раз розненные и в большинстве случаев независимые участники рынка, т.е. производители, потребители, продавцы и покупатели, принимают, как пра вило, самостоятельные и нескоординированные между ними решения, касающиеся реализации их собственной тактики
  16. 22,1. Международный финансовый бизнес: понятие, эволюция и участники
    динамической последовательности инвестиционных решений. Если целью инвестиционной деятельности является максимизация прибыли на вложенные средства, при условии ограничения риска инвестиций, то искомая инвестиционная (спекулятив ная) стратегия, обеспечивающая экстремальное значение выбранному кри терию, одновременно будет являться оптимальной стратегией. Участниками международного финансового
  17. 2.2 Средство сохранения ценности (Средство сбережения и накопления)
    динамическое равновесие денежной системы. Стремление накапливать золото было свойственно для раннего капитализма. Этот период его истории называют меркантилизмом. В наше время стремление накапливать золото сохранилось в обычае и в традиции народов ряда стран как средство страхования достигнутого благополучия ("на черный день"), как признак благосостояния (украшения, старинные монеты и т.п.) и
  18. з 1. Понятие и виды принципов арбитражного процессуального права
    динамическую, развивающуюся систему основных начал права. Вопрос лсколько у права исходных начал? предлага ется оставить бесконечно открытым, насколько это позволяет само развитие права. Принципы права являются результатом человеческой деятельно сти по созданию права в целом, одним из ее направлений. Их не сле дует считать имманентным свойством права. Они сами наполняются содержанием в
  19. 1.5. Структура современной экономической теории
    динамические (универсальные, или детерминистические) теории, стохастические (вероятностные) теории, система, абстрактный объект, аксиоматический метод, семантический метод, гипотетико-дедуктивный метод, микроэкономика, макроэкономика, наноэкономика, миниэкономика мезоэкономика, международная экономика, транзитивная экономика, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория, ex
  20. 2.4. Принцип приращения предельных величин
    динамический ряд этих значений, выбрать наилучший вариант решения. Основываясь на принципе рациональности, можно констатировать, что для решения оптимизационной задачи необходимо рассмотреть приростные величины. Так, для потребителя оптимальный объем потребления достигается при максимизации полезности, приходящейся на одну дополнительную единицу потребления данного блага. Для производителя

В системе функций права главенствующее) определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осущест­вляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавли­вает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное назначение - ре­гулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключаются прежде всего в уста­новлении позитивных правил поведения, в организации общест­венных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую * .

* См. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. М., 1981. T . 1. C . 192.

Регулятивная статическая функция выражается в воздейст­вии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде всего юри­дически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, юридическая суть ко­торых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо вы­ражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах по­литических прав и обязанностей граждан, избирательном, автор­ском и изобретательском праве).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздейст­вии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах граж­данского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

Определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;

Закрепление и изменение правового статуса граждан;

Определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

Установление правового статуса юридических лиц;

Определение (предусмотрение) юридических фактов, на­правленных на возникновение, изменение и прекращение право­отношений;

Установление конкретной правовой связи между субъекта­ми права (регулятивные правоотношения);

Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к кон­кретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением на­правление правового воздействия, выражающееся в установле­нии позитивных правил поведения, предоставлении субъектив­ных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Другая собственно-юридическая функция права - охрани­тельная.

Необходимость в охране общественных отношений существо­вала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет сущест­вовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важ­нейших средств охраны общественных отношений. Данное про­явление правового воздействия представляет собой охранитель­ную функцию.

Охранительная функция права - это обусловленное социаль­ным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, по­литических, национальных, личных отношений, вытеснение яв­лений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отноше­ний. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первона­чально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пре­секает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нор­мального развития, противоречащие интересам общества, госу­дарства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Ос­новное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установле­ния запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некото­рых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздейст­вия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять рег­улятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (по­скольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию по­ложительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и ох­раны прав личности, содействия развитию и укреплению общест­венных отношений.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способ воз­действия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общест­венных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и куль­турного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохра­нительной деятельности государства.

Приступая к рассмотрению социальных функций права, сле­дует отметить, что проблема функций права возникла первона­чально как проблема социальных функций права.

Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осу­ществляет определенные социальные функции.

В 1907 г. в России вышла книга одного из создателей психо­логической школы права, профессора Л. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в которой обосновывалось наличие у права двух социальных (общественных) функций: распорядительной и организационной.

Другой известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, по­скольку в обществе живут и действуют лица с различными по­требностями и желаниями, урегулировать которые удается по­средством разграничения их правом.

Классификация социальных функций в определенной степе­ни условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на реше­ние экономических, социальных, политических и идеологичес­ких (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функци­ях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функ­ций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздейству­ет право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, посколь­ку сами являются подсистемами по отношению к обществу в це­лом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодей­ствуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

В чем конкретно проявляется осуществление правом своих ос­новных социальных функций?