Федеральный закон о бюджетных учреждениях. Федеральный закон о бюджетных учреждениях В связи с совершенствованием правового положения

Министерство культуры Республики Бурятия

Отдел бюджетного планирования и государственных закупок

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ

ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ»

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

1. Цели и задачи принятия Федерального закона. 4

2. Понятие государственных и муниципальных услуг. 6

3. Понятие государственного (муниципального) учреждения. 8

4. Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) и финансовое обеспечение деятельности учреждений..........................................................9

5. Правовое регулирование закупок товаров, работ, услуг для бюджетных и автономных учреждений. 11

6. Правовое регулирование имущественных вопросов. 12

7. Исполнение публичных обязательств. 13

8. Контроль учредителем деятельности подведомственных учреждений. 14

9. Порядок организации работ по реализации положений Федерального закона (логика шагов) 15

10. План работ по реализации положений Федерального закона. 19

I. Формирование перечня государственных (муниципальных) услуг (работ) 21

II. Вопросы управления имуществом.. 24

III. Определение нормативных затрат и расчет финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания. 26

IV. Формирование государственных (муниципальных) заданий. Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. 31

V. Оказание платных услуг государственными (муниципальными) учреждениями. 33

VI. Мониторинг реализации положений Федерального закона. Контроль за выполнением государственных (муниципальных) заданий. 35

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ от 26.10.2010 № 003-446 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения» ………… 49

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ от 26.10.2010 № 003-447 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и изменения государственными казенными учреждениями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, бюджетных смет»…………………………………………54

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ от 26.10.2010 № 003-448 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Республики Бурятия» ……………………………………………59

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ от 12.11.2010 № 003-472 «Об утверждении Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Республики Бурятия, и об использовании закрепленного за ними государственного имущества» ……. ………………...............................76

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ от 05.10.2010 №003-413 «О предельно допустимом значении просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Республики Бурятия, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем республиканского бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ»……………………81


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Цели и задачи принятия Федерального закона

Основной целью принятия Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон) является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее – услуги), оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями (далее – учреждения), а также повышение эффективности деятельности самих учреждений.

Мотивирующими факторами, обеспечивающими качество и доступность услуг должны стать: формирование для каждого учреждения государственного (муниципального) задания (далее – задания) с указанием показателей объема и качества его выполнения; обеспечение контроля за выполнением задания; установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии) от результатов деятельности учреждений; большая экономическая самостоятельность учреждения и ответственность руководства учреждения за финансовые результаты его деятельности; однозначное определение перечня услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета и четкие требования к порядку оказания платных услуг учреждениями и определению их стоимости для потребителя.

Положениями Федерального закона созданы условия для повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на финансовое обеспечение услуг. Это достигается путем создания стимулов для учреждений к сокращению внутренних издержек, а для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления стимулов к оптимизации подведомственной им сети учреждений.

Федеральный закон является ключевым инструментом реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р (далее – Программа повышения эффективности бюджетных расходов).

Федеральным законом установлены инструменты и механизмы, последовательное и гибкое применение которых направлено на достижение поставленных целей, и будет способствовать реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов, а именно:

Перевод деятельности учреждений на программно-целевую основу путем внедрения механизма формирования государственных (муниципальных) заданий для каждого учреждения и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и автономных учреждений;

Совершенствование механизмов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в рамках выполнения государственного (муниципального) задания и реализации плана финансово-хозяйственной деятельности;

Гибкий подход к вопросам изменения типа учреждения (т.к. изменение типа – не является реорганизацией);

Предоставление права бюджетным и автономным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов от этой деятельности в распоряжение учреждений;

Отсутствие субсидиарной ответственности публичных правовых образований по обязательствам бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в части осуществления финансово-хозяйственной деятельности и переносом центра ответственности за финансовые результаты деятельности в сторону самих учреждений, при одновременном строгом мониторинге финансового состояния учреждений и возможности отстранения от занимаемой должности руководителя учреждения за превышение предельно допустимого значения кредиторской задолженности учреждения;

Расширение прав бюджетных и автономных учреждений по распоряжению находящимся у них на праве оперативного управления за бюджетным и автономным учреждением движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями или приобретенного ими за счет выделенных собственником имущества средств).

Современные подходы к государственному управлению требуют изменения условий и принципов деятельности учреждений, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности руководства и сотрудников учреждений за результаты работы, совершенствования финансовых и экономических инструментов, используемых учредителями в целях развития подведомственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее – органы власти), также как и федеральные органы исполнительной власти до недавнего времени зачастую просто осуществляли содержание существующей сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг.

В существующем на момент принятия Федерального закона правовом статусе, у бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к оптимизации и повышению эффективности деятельности, что было вызвано в том числе сметным финансированием, объемы которого определялись, от фактически сложившихся расходов без увязки с целевыми показателями деятельности конкретного учреждения. Многие бюджетные учреждения к моменту вступления в силу Федерального закона получали доходы от приносящей доход деятельности, которая в некоторых случаях осуществлялась в ущерб основной деятельности учреждений.

Аналитическая информация по положениям Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)учреждений

Краткая характеристика принятого Федерального закона:

Государственные (муниципальные) учреждения разделены на бюджетные и казенные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности.

Установлено, в частности, что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (т.е.реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры,социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Установлено также, что финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения.

Установлены также особенности правового положения казенного учреждения,в т.ч. особенности его ликвидации.

В соответствии с указанными новыми нормами, регулирующими правовой статус учреждений, внесены многочисленные изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность банковской и бюджетной систем,сферы государственных и муниципальных заказов, защиты конкуренции, а также местное самоуправление образование, оборону, архивное и музейное дело.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, которые вступают в силу в иные сроки. Установлены многочисленные переходные положения, касающиеся, в частности, порядка исполнения действующими бюджетными учреждениями своих обязательств, порядка финансирования бюджетных учреждений, их создания, преобразования и ликвидации. С 1 января 2010 года до 1июля 2012 года установлен переходный период по реализации Закона. Основные нормативные акты, направленные на реализацию Закона должны быть приняты до 01 декабря 2010 года.

Отдельно статьей 31 Федерального закона № 83-ФЗ установлено следующее:

органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления необходимо:

1) принять до 1 декабря 2010 года нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;

2) утвердить до 1 января 2011 года в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества,закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;

3) обеспечить до 1 марта 2011 года принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу;

4) обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.


Цели принятия данного федерального закона:

Усиление имущественной самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений;

Повышение качества предоставления услуг, реализуемых государственными (муниципальными)учреждениями путем повышения требований к качеству услуг и создание конкурентной среды в сфере их оказания;

Переход на принцип финансирования государственных услуг в соответствии с государственным заданием учредители государственного (муниципального) учреждения.

Бюджетной именуют организацию, которая создается в различных сферах жизни общества (спорт, культура, медицина и пр.) с целью оказания соответствующих услуг населению. Характер организации – некоммерческий. Согласно данным Всероссийской переписи населения, прошедшей в 2010-м , наибольшее количество бюджетных учреждений в стране зарегистрировано в Москве (5739), Санкт-Петербурге (4527), Чеченской Республике (2186), Самарской и Свердловской областях (1538 и 1149 соответственно). Понятно, что для регулирования соблюдения прав и полномочий такой большой сети объектов нужен актуальный и внятный свод законов. Для этого был разработан закон 83 о бюджетных учреждениях .

Общие положения ФЗ 83

Датой вступления в силу закона под номером 83 считается 23.04.2010 г. (в Госдуме). Совфед дал ему ход пятью днями позже, 28.04.2010. Новейшая редакция была утверждена 27.11.2017 (N 83-ФЗ). Основная задача данного законодательного акта направлена на интеграцию изменений, которым подлежат отдельно взятые законы РФ. Он направлен на улучшение правового статуса бюджетных организаций в целом.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ 257

Основное содержание статей закона

  • Статья номер один включает положение об исключении термина «бюджетный» из части 1 ст. 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» N 395-1. Непосредственно в самой части закона указываются прямые обязательства кредитных учреждений, БПА и физлиц. Детально описывается регламент эксплуатации платежных терминалов или банкоматов;
  • Ст. вторая является утратившей силу с 1.03.2011 г. согласно N 3-ФЗ;
  • Ст. под номером 3 не имеет юридической силы с сентября 2013-го на основе N 273-ФЗ;
  • Ст. 4. Описан перечень изменений, внесенных в закон об «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» N 3612-1 от 9.10.1992. Дополнены статьи 26, 41, 46, 47, 51. Пятая часть статьи номер 53 признается утратившей силу;
  • Пятая ст. ФЗ 83 дает перечень корректировок ч. 1 Гражданского кодекса РФ. Указываются изменения и дополнения в словосочетаниях и фразах, затронувших статей 48, 61, 296, 299. Ст. под номером 298 о способах распоряжения имуществом учреждения предложена в новой редакции;
  • В шестой ст. представлены поправки, затрагивающие 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Всего было изменено 17 статей упомянутого закона;
  • Ст. 7 указывает удаленные слова из части № 2 Гражданского кодекса в статьях 665, 666, 764;
  • Восьмая ст. отдана под описание изменений в N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
  • Ст. 9 упоминает незначительные детали редактуры в N 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Ст. 10 утратила силу;
  • Одиннадцатая ст. – изменения в N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • Ст. 12 не имеет законодательной силы;
  • В ст. № 13 приведен массовый перечень поправок в Бюджетном кодексе России. Приводится изложенная в последней редакции ст. 161 актуального кодекса. Эта часть ФЗ 83 является одной из наиболее объемных;
  • Содержание ст. 14 посвящено изъятым из текста словам и фразам из ;
  • Пятнадцатая ст. перечисляет измененные абзацы и пункты N 184-ФЗ;
  • Ст. 16 закона – изменения во второй части Налогового Кодекса РФ;
  • В семнадцатой ст. изложен ряд модификаций, касающихся Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Ст. 18 приводит поправку в п. 1 ст. 9 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»;
  • Ст. номер 19 дает сведения о преобразованиях в ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Двадцатая ст. – корректировки в законодательном акте «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • Ст. 21 закона неактуальна;
  • В ст. 22 включен новый вариант п. 3 ч. 3 ст. 17.1 закона «О защите конкуренции»;
  • Ст. под номером 23 оформляет детальный перечень изменений в ФЗ 174 «Об автономных учреждениях»;
  • В ст. 24 обосновывается необходимость внесения поправок в N 63-ФЗ;
  • Ст. 25 закона признана не имеющей силы;
  • Ст. 26 – исключения слов из шестой части ст. 31 закона «О морских портах в Российской Федерации…»;
  • Ст. 27 затрагивает изменения в Федеральном законе «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
  • Ст. 28 отображает суть редакции закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 г.;
  • 29-я ст. утратила силу;
  • Базовое содержание ст. номер 30 является уникальным. Она включает 27 пунктов, описывающих обязанности и права бюджетных учреждений при получении средств на лицевые счета, а также процедуру возврата остатков и меры, применяемые в случаях невыплаты по договору;
  • Ст. 31 . Означен процесс, при котором положение федеральных учреждений доводится до соответствия с требованиями всех законов, чьи изменения описаны в текущем акте и статье;
  • В ст. под номером 32 указан комплексный ряд корректур, внедренных в описанные в предыдущих статьях законы РФ;
  • Ст. 33 приводит данные о датах актуализации главных параграфов текущего закона. Указываются ключевые моменты касательно переходного периода.

Последние поправки, внесенные в закон

На протяжении истории своего существования, закон 83 неоднократно редактировался. Наиболее актуальная версия акта датируется ноябрем 2011 года (27.11.2011). Последние поправки затронули статью 30 , в которую было внесено сразу несколько изменений и дополнений. Их краткий обзор поможет понять, в чем состоит суть главных корректировок закона.

Изменения в статье 30 83 ФЗ

  • Часть 15 утверждает статус расходов бюджетного учреждения, если средства были получены как финансовые субсидии или дотации ОМС. В этой ситуации не требуется представление специальной документации для подтверждения источника финансов, если нет других, обоснованных законом запросов;
  • Редактированная версия ч. 16 ст. 30 описывает необходимость передачи документов, содержащих правовое обоснование, для распоряжения денежными средствами, выделенными как статья расходов бюджетным учреждениям. Правовой основой здесь также служат статьи 78.1 и 78.2 Бюджетного кодекса РФ;
  • Абзац 4 п. 7 ч. 20 ст. 30 . Новый вариант рассказывает о регламенте действий, когда должник, в роли которого выступает бюджетное учреждение, нарушает сроки исполнения, указанные в актуальном акте. Другим мотивом для применения санкций может стать соответствующее решение налогового органа. В данной ситуации все финансовые операции и счета должника замораживаются. Транзакции, связанные с оплатой труда работников учреждения, проводятся в прежнем режиме; то же самое по закону касается перечисления налогов и страховых взносов;
  • Откорректирован абзац под номером 5 п. 7 ч. 20 ст. 30 . Указывается организация, которая проводит все возможные операции со счетами должника. Упоминается процедура по предоставлению должником необходимой документации, на основании которой активные действия со счетами не будут приостановлены;
  • Абзац второй п. 8 ч. 20 ст. 30 . При нарушении должником обязательств, взятых на себя по закону, включая обязательную регулярную выплату, орган, который занимается счетами бюджетного учреждения, останавливает их обслуживание и все финансовые операции, кроме упомянутых в абзаце № 4 транзакций. Приостановление операций проводится после 5 рабочих дней с момента наступления дня регулярной выплаты помесячно;
  • Изложенная в актуальной редакции часть 23 ст. 30 посвящена статусу остатков средств из ресурсов, выделенных бюджетному учреждению. В случае возникновения подобной ситуации, остаточные средства должны быть возвращены. Иначе говоря, они передаются обратно в бюджетную систему РФ, со счетов которой произошло инициальное перечисление на счет некоммерческой организации. Временные рамки, установленные для возврата, тоже оговариваются в данной части статьи 83 ФЗ.

Редактированный 83 ФЗ также содержит два дополнения к статье 30:

  1. Ч. 16.1 приводит информацию о соблюдении норм закона бюджетными учреждениями, если те по договору получают товары или услуги на основе авансовых платежей;
  2. Ч. 22.1. Основная суть дополнения заключается в предоставлении данных об остаточных средствах на счетах некоммерческих организаций. Если в бюджете последних не фиксируется превышение собственных доходов свода бюджета всех уровней в размере 20% , зарегистрированное в промежутке 2-х из 3-х финансовых отчетных лет, то возврат остатков проходит в стандартном режиме. Соответственно, что остаточные средства могут возвращаться в бюджет страны, откуда и было сделано первоначальное перечисление.

Скачать текст закона о бюджетных учреждениях

Как утверждает статистика, Россия входит в число лидеров среди стран, для которых характерно чрезмерное количество работников бюджетной сферы. Согласно некоторым исследованиям, численность занятых в бюджетном секторе лиц в РФ выше, чем в развитых странах, почти в 1,4 раза (данные за 2014 г.). Как следствие, уже сейчас правительство рассматривает ряд предложений по сокращению данной цифры. Это означает, что упомянутый закон посвящен одной из наиболее острых социальных проблем.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ можно найти .

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ,

от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ,

от 07.02.2011 N 3-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ,

от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 06.12.2011 N 402-ФЗ,

от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

В части первой статьи 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2006, N 31, ст. 3439; 2009, N 23, ст. 2776) слово "бюджетным" исключить.

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2002, N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; N 50, ст. 4825; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 834, 838; N 17, ст. 1932; N 27, ст. 3215; N 30, ст. 3808; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786, 787; N 46, ст. 5419; N 52, ст. 6450) следующие изменения:

1) в статье 11:

"1. Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

2) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

4) физические лица.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.";

б) в пункте 2:

абзац первый признать утратившим силу;

в абзаце втором слова "федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" заменить словами "Российская Федерация или субъекты Российской Федерации";

в) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Российской Федерацией.";

г) пункт 3 признать утратившим силу;

2) в пункте 3 статьи 12:

а) абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:

"3. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).";

б) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

"Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.";

в) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

"Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.";

3) в подпункте 6 пункта 1 статьи 13:

а) в подпункте "б" слово "финансирования" заменить словом "финансового";

б) подпункт "г" изложить в следующей редакции:

"г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам);";

в) подпункт "е" изложить в следующей редакции:

"е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;";

г) в подпункте "ж" слова "в органах казначейства" заменить словами "в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования)";

4) в статье 28:

а) абзацы второй и третий подпункта 16 изложить в следующей редакции:

"федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

общих принципов финансового обеспечения образовательной деятельности;";

б) подпункт 17 изложить в следующей редакции:

"17) финансовое обеспечение деятельности федеральных государственных казенных образовательных учреждений и выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями;";

5) в пункте 1 статьи 29:

а) в подпункте 3 слово "финансирования" заменить словами "финансового обеспечения";

б) подпункт 11 изложить в следующей редакции:

"11) установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;";

7) в статье 34:

а) в абзаце втором пункта 1 слова "органом исполнительной" заменить словами "высшим исполнительным органом государственной", слова "органом местного самоуправления" заменить словами "местной администрацией муниципального образования";

в) в абзаце втором пункта 4 слова "органом исполнительной" заменить словами "высшим исполнительным органом государственной", слова "органами местного самоуправления" заменить словами "местной администрацией муниципального образования";

8) в статье 41:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 41. Финансовое обеспечение образовательной деятельности";

б) в пункте 1 слова "Деятельность образовательного учреждения финансируется" заменить словами "Финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется";

в) в пункте 2:

первое предложение абзаца первого изложить в следующей редакции: "Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.";

в абзаце третьем слова "финансируется обучение" заменить словами "осуществляется финансовое обеспечение обучения";

г) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Федеральные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

д) в пункте 4:

в абзаце первом слово "финансирования" заменить словами "финансового обеспечения образовательной деятельности государственных";

в абзаце втором слово "финансирования" заменить словами "финансового обеспечения образовательной деятельности";

е) в пункте 9 слова "его финансирования" заменить словами "финансового обеспечения его деятельности";

9) в пункте 5 статьи 42 слово "Государственные" заменить словами "Если порядком предоставления средств не установлено иное, государственные и муниципальные", после слова "учреждения" дополнить словами "(за исключением образовательных учреждений, созданных в форме казенных учреждений)", слова "бюджетных и внебюджетных" исключить;

10) пункт 2 статьи 45 после слов "в соответствии с" дополнить словами "законодательством Российской Федерации и";

11) в статье 47:

а) в наименовании слова "Предпринимательская и иная приносящая" заменить словом "Приносящая";

б) в пункте 1:

слова "предпринимательскую и иную" исключить, дополнить словами "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Осуществление указанной деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.";

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Казенное учреждение не вправе осуществлять долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), организаций, приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать доходы (дивиденды, проценты) по ним.";

г) в пункте 5 слова "или органы местного самоуправления" исключить, слово "предпринимательскую" заменить словами "приносящую доходы".

Внести в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 45, ст. 4627) следующие изменения:

1) статью 26 дополнить частью второй следующего содержания:

"Предметы Музейного фонда Российской Федерации, документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда, находящиеся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений культуры, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу государственных (муниципальных) учреждений культуры.";

2) в статье 41:

а) второе предложение изложить в следующей редакции: "Учредителями организаций культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также юридические и физические лица.";

б) дополнить частью второй следующего содержания:

"Принятие решения о сохранении и использовании предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда в случае реорганизации либо ликвидации государственных (муниципальных) учреждений осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации.";

3) в части второй статьи 46:

а) абзац первый после слов "в форме" дополнить словами "бюджетного и";

б) абзац второй после слова "деятельности" дополнить словами "бюджетного и";

в) абзац третий после слова "переданных" дополнить словами "бюджетному и";

4) в статье 47:

а) в наименовании слово "Предпринимательская" заменить словами "Приносящая доходы";

б) слово "предпринимательскую" заменить словами "приносящую доходы";

5) в части четвертой статьи 51 слова "(за исключением бюджетных учреждений)" заменить словами "в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации,", слова "в порядке, установленном законодательством Российской Федерации" исключить;

6) часть пятую статьи 53 признать утратившей силу.

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4746; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 45, ст. 4627; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2009, N 29, ст. 3582) следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 1 статьи 48 слово "или" заменить словами "и (или)";

2) в статье 61:

а) в пункте 1 слова "к другим лицам" заменить словами "к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом";

б) в пункте 4 слова "за исключением казенного предприятия, учреждения" заменить словами "за исключением учреждения, казенного предприятия";

3) в пункте 2 статьи 120:

а) в абзаце втором слова "бюджетным или автономным" заменить словами "автономным, бюджетным или казенным";

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

"Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.";

в) в абзаце четвертом слово "бюджетное" заменить словом "казенное";

г) в абзаце пятом слова "закрепленным за ним" заменить словами "находящимся у него на праве оперативного управления";

д) дополнить абзацем следующего содержания:

"Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.";

4) в статье 296:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.";

б) в пункте 2 слова "казенным предприятием или учреждением" заменить словами "учреждением или казенным предприятием", слова "казенного предприятия или учреждения" заменить словами "учреждения или казенного предприятия";

5) статью 298 изложить в следующей редакции:

"Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.";

6) пункт 2 статьи 299 изложить в следующей редакции:

"2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.".

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5141; 2003, N 52, ст. 5031; 2006, N 3, ст. 282; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 37, 39; N 22, ст. 2563; N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6039, 6061; 2008, N 20, ст. 2253; N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 23, ст. 2762; N 29, ст. 3582, 3607) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 - 1.3 статьи 15, статей 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения.";

б) дополнить пунктом 4.2 следующего содержания:

"4.2. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 - 1.3 статьи 15, статей 18, 19, 20, 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 3 и пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24, пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения.";

в) пункт 5 после слов "иные государственные органы," дополнить словами "органы управления государственными внебюджетными фондами,", слова "государственные и муниципальные" заменить словом "автономные";

2) в статье 3:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слова "частных учреждений" заменить словами "случаев, установленных законом";

в абзаце втором слово "или" заменить словами "и (или)";

б) пункт 3 дополнить словами ", за исключением случаев, установленных федеральным законом";

3) в пункте 2 статьи 9 слова "закрепляется за ним" заменить словами "находится у него";

4) дополнить статьей 9.1 следующего содержания:

"Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения

1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).";

5) дополнить статьей 9.2 следующего содержания:

"Статья 9.2. Бюджетное учреждение

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.