Понятие и виды чрезвычайных обстоятельств, особых условий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Чрезвычайные обстоятельства Что относится к чрезвычайным обстоятельствам

До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».

Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры - предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.

Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, - это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению. Отличное определение

Неполное определение ↓


без применения чрезвычайных мер. Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение это

Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, — это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению.

Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству

Среди ученых не сложилось однозначного представления о понятии «чрезвычайная ситуация».

Вопросами чрезвычайных ситуаций в разное время занимались исследователи в области гражданской обороны и безопасности, социологии и иных дисциплин (Н. И. Ар-хипова, А. Г. Богданов, Н.

Н. Брушлинский, Ю. Л. Воробьев, А.

П. Зайцев, О. И. Иванов, В. В. Кульба, Н. И. Локтионов, С. М.

Мягков, В. И. Осипов, Б.

Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Наступление чрезвычайных обстоятельств

В Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О положении» (с изм.

на 07.03.2005) приводится более развернутый перечень обстоятельств, в соответствии с характером которых на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может быть введено чрезвычайное положение. Это: А) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; Б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Вопрос 1. Понятие и виды обстоятельств, особых условий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях обстоятельств.

Чрез­вычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологиче­скими, техногенными и другими явлениями, порой требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится дейст­вовать органам государственной власти по поддержанию этого режима.

Чрезвычайные обстоятельства

Реагирование на чрезвычайные ситуации - совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям и их последствиям.

НЕПРЕДВИДЕННЫЕ/ РАСХОДЫ - Издержки или доходы, влияющие на баланс прибылей и убытков компании, которые проистекают не из ее обычной деятельности и которые, если их не раскрыть, исказят среднюю тенденцию ее прибылей.

Катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики. Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” под чрезвычайной ситуацией и характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Наносимый чрезвычайными ситуациями вред выражается через последствия природного и техногенного бедствия, являющегося источником чрезвычайной ситуации.

Источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Потери и ущерб

Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, являются потери и ущерб. Потери — это выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки , упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4-5% от и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с этим в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием соответствующих опасностей.

Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.

Механическое воздействие

При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

Тепловое воздействие

При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы при этом — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

Радиационное воздействие

Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.

Химическое воздействие

Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

Классификация чрезвычайных ситуаций

По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на , и биолого-социальные . В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

Классификация ЧС по масштабам

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного пункта

Территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

  • внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
  • внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту — стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:

  • накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
  • период развития катастрофы;
  • экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
  • период затухания;
  • период ликвидации последствий.

В целом па развитие государства ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшаегся инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.

I. Чрезвычайные обстоятельства (ситуации) по причинам возникновения делятся на:

1. Природные (наводнения, паводки, оползни, метели, снежные заносы, ураганы, эпидемии, эпизоотии, пожары);

2. Техногенные или производственные (аварии, катастрофы);

Примечание:

Авария – это событие, связанное с выходом из строя технических средств от случайных воздействий, без гибели людей.

Катастрофа – это внезапное бедствие, повлекшее за собой человеческие жертвы, материальный ущерб и другие тяжкие последствия.

3. Социальные:

1) Криминального характера:

n массовые беспорядки в населенном пункте (в т.ч. групповые нарушения общественного порядка);

n массовые беспорядки в местах содержания под стражей;

n побеги вооруженных и особо опасных преступников, групповой побег;

n деятельность бандформирований и незаконных вооруженных формирований;

n захват важных объектов;

n террористические акции на объектах, обслуживаемых органами внутренних дел;

n захвата собственных объектов ОВД и ВВ;

n захват заложников,

n захват транспортных средств (самолетов, вертолетов, судов, автобусов);

n блокирование транспортных коммуникаций;

n террористический акт;

n внутренний вооруженный конфликт;

n попытка свержения государственной власти;

n вооруженный мятеж;

n нарушение Государственной границы Российской Федерации.

2) Связанные с проведением массовых мероприятий:

n общественно-политических,

n культурно-зрелищных,

n спортивных,

n культовых (религиозных).

II. По масштабам возникновения чрезвычайные обстоятельства (ситуации) делятся на:

Примечание: Данная классификация чрезвычайных ситуаций производится с учетом коли­чества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, размеров материального ущерба, границ распространения.

1. Локальные

Локальная – это ситуация,в результате которой:

Пострадало не более 10 человек,

Либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек,

Либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации,

И зона ее не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

2. Местные

Местная – это ситуация,в результате которой:

Пострадало свыше 10 человек, но не более 50 человек,

Либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек,

Либо материальный ущерб составляет свыше тысячи, но не более 5 тысяч МРОТ,

Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

3. Территориальные

Территориальная – это ситуация, в результате которой:


Либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек,

Либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ,

Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

4. Региональные

Региональная – это ситуация,в результате которой:

Пострадало свыше 50, но не более 500 человек,

Либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек,

Либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. МРОТ,

Зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ.

5. Федеральные

Федеральная - ситуация, в результате которой:

Пострадало свыше 500 человек,

Либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек,

Либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ,

Зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ.

6. Трансграничные

Трансграничная - это ситуация:

Поражающие факторы которой выходят за пределы РФ,

Либо она произошла за пределами России, но поражающие факторы затрагивают её территорию.

Примечание: Возможно разделение чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) по масштабам возникновения и привлекаемым силам для их ликвидации (локализации) на следующие группы:

1) местные – привлекаются силы и средства местного ОВД (пожар жилого дома);

2) локальные - дополнительно привлекаются силы соседних ОВД, УВД области;

Например: охрана общественного порядка на стадионе "Труд" в городе Архангельске при проведении чемпионата мира по хоккею с мячом.

3) общие - силами других областей и республик;

Например: забастовка шахтеров в г. Воркута в 1991 году - направлена группа сотрудников УВД АО более 50 человек.

4) региональные - силами МВД РОССИИ (работа личного состава УВД АО в Чечне).

Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации).

Среди различных терминов и определений, употребляющихся в случаях боевой и служебной деятельности внутренних войск, особое место занимают чрезвычайные ситуации.

Существующее многообразие терминов, относящихся к чрезвычайной ситуации, чрезвычайному положению, чрезвычайным обстоятельствам, чрезвычайным происшествиям и особым условиям объясняется, с одной стороны, слабой и недостаточной проработкой данных понятий, с другой - стремлением различных авторов отразить лишь те существенные признаки, которые наиболее полно и точно, по их мнению, отражали бы сложившуюся ситуацию.

Разработка понятийного аппарата имеет особое значение еще и потому, в настоящее время в специальной литературе не только не выработано универсальных дефиниций, но и сложилась ситуация, при которой на практике происходит подмена одних понятий другими, в близкие по значению термины порой вкладывается различное содержание.

В то же время базисом для корректного определения понятий служит, с одной стороны, современное состояние научной разработки рассматриваемых явлений, с другой - восприятие обществом их логического содержания.

Тем не менее, нам представляется очевидным, что при всем многообразии терминов, на наш взгляд, ключевым понятием является «чрезвычайная ситуация».

Так, чрезвычайные ситуации, с одной стороны характеризуются внешней внезапностью, неожиданностью возникновения и быстрым развитием событий, с другой - различным спектром негативных последствий, которые, на наш взгляд, можно сгруппировать в следующие блоки: социально-экологический, психологический, социально-политический, экономический, организационно-управленческий, мультипликативный и специальный правовой режим.

На мой взгляд, чрезвычайную ситуацию необходимо признавать кризисной, то есть возникающей неожиданно, когда при этом необходимы специфичные и интенсивные способы борьбы с ней. Кризисная ситуация не может быть длитель-ной и устраненной обычными мерами, используемыми при повседневных ситуа-циях. При этом успешные результаты борьбы с ней напрямую связаны с времен-ными составляющими вмешательства и разрешения ситуации.

Проведенный анализ чрезвычайных ситуаций подтверждает, что каждая из них имеет свои специфику, черты, характер и тенденции, которые были приобре-тены ею в конкретный период времени. В связи с этим служебно-боевая деятель-ность ВВ может быть осуществлена исходя из того, что решение возникающих проблемных вопросов старыми способами уже невозможно.

Кроме того, к характерным признакам чрезвычайной ситуации необходимо относить различного рода негативные последствия: социально-экологической, соци-ально-психологической, социально-политической и экономической направленности.

Исследование развития чрезвычайных ситуаций позволяет систематизировать характерные условия и причины их возможного возникновения:

они вызываются действиями человека (неосознанными, как, скажем, неквалифицированные действия промышленного персонала) или происходят вследст-вие низкой эксплуатационной надежности технических систем;

они возникают внезапно, протекают стремительно и имеют долговременные негативные последствия;

они характеризуются не только экономическими, социальными, но и экологическими последствиями.

Чрезвычайную ситуацию необходимо не только прогнозировать, но и целенаправленно удерживать в определенных рамках с помощью дополнительных усилий с последующим трансформированием в стабильную ситуацию. В то же время чрезвычайность предполагает перераспределение и сосредоточение сил и средств Министерства внутренних дел Российской Федерации, других подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на осуществление этой деятельности.

Что же касается Чрезвычайных обстоятельств, то - это события, произошедшие в социальной и техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельности людей, общества и государства и требующее специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

Однако в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе России «О чрезвычайном положении» понятие «чрезвычайная ситуация» отсутствует.

В то же время Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» урегулировал отношения в сфере обеспечения безопасности населения, защиты территорий, экономики страны, ее жизнедеятельности в условиях чрезвычайной ситуации некриминального характера. В соответствии с этим законом под чрезвычайной ситуацией понимается «обстановка на определенной террито-рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастро-фы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за со-бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей» Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Сборник законодательства Российской Федерации 1994. № 35. Ст. 3648..

Методология научного исследования предполагает наличие классификации анализируемых объектов и явлений. В данном случае это особые условия, вы-званные чрезвычайными ситуациями. Изучение специальной литературы и нор-мативно-правовых документов по данному проблемному вопросу подтверждает, что особые условия целесообразно подразделить на три группы:

1) природно-биологического характера (землетрясения, наводнения, сели, песчаные и снежные бури, оледенения, эпидемии и эпизоотии);

техногенного характера (взрывы, аварии, катастрофы);

экологического характера (эпидемии и эпизоотии).

Анализ факторов, признаков и критериев, присущих чрезвычайным ситуаци-ям, а также проведенных исследований позволяет сделать вывод: под особыми ус-ловиями необходимо понимать повышенную по степени опасности для жизни лю-дей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вызываемую явлениями природно-биологического, техногенного, экологического характера и требующую для ее нормализации от системы МВД России принятия специальных организационных, правовых мер и их материально-технического обеспечения.

С учетом изложенного целесообразно рассмотреть соотношение понятия «особые условия» с понятиями «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные». Для выполнения задач по оказанию содействия органам внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах создается группировка сил и средств.

Таким образом, мы видим, что понятия чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных обстоятельств тесно переплетаются друг с другом.