Кто-нибудь платил штраф в росстат. Сроки сдачи отчетности в росстат и штрафы за нарушения

Рассмотрим сроки подачи , которые сдаются в статистику:

  • П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Форма отправляется в Росстат ежемесячно до 4 числа. Данный отчет сдают компании со штатным расписанием более 15 единиц;
  • П-2 (информация про инвестиции в ) сдается ежеквартально (до 20 апреля, июля, сентября). Годовой отчет по данной форме компании должны предоставить максимум 7 февраля. Данную отчетность сдают все ;
  • П-3 сдается ежемесячно (до 28 числа) и ежеквартально (до 30 числа месяца, который следует за отчетным периодом);
  • П-4 (информация про и заработную плату сотрудников) предоставляется крупными компаниями до 15 числа каждого месяца. Мелкие компании (менее 15 штатных единиц) предоставляют данный отчет в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за квартальной датой;
  • форма П-4 (НЗ) с информацией о неполной занятости работников сдается до 8 числа месяца, следующего за квартальной датой;
  • форма 1-Предприятие — это отчет про основные результаты деятельности компании за год. Представители компании обязаны сдать отчет раз в год до 1 апреля. Подобная форма П-5 (м) сдается ежеквартально до 30 числа месяца после завершения квартала;
  • форма №11 с информацией про движение основных фондов сдается также один раз в год до 1 апреля.

Можно сделать вывод, что и вполне достаточно времени на качественную подготовку и предоставление форм:

  • годовых — до 3 месяцев;
  • квартальных — до двух недель;
  • ежемесячных — от 4 дней почти до месяца.

В этом видео будет в том числе рассказано о сроках сдачи отчетности в Росстат:

Проблемы подачи отчетов

Сразу хотелось бы отметить, что заполнение каждой формы четко регламентировано. В приказе об утверждении бланка отчетности составители дают четкие рекомендации по поводу того что и в какую строчку писать. Логично, что при правильном заполнении формы проблем со сдачей отчетности быть не может.

В процессе проверки внесенных данных сотрудники органа статистики могут выявить нечеткости в заполнении документа, которые повлияли на правильность общего заполнения формы. Для того, чтобы был определенный срок на исправление выявленных ошибок, отчет по возможности стоит сдавать заранее. Когда настал крайний срок и отчет не сдан — можно ожидать штрафных санкций.

(а ведь это удобней!), то процесс проверки такой:

  • идет отправка данных;
  • в этот же день в ответ приходит извещение о поступлении данных;
  • в течение 2 — 3 дней данные проверяются и на электронный адрес отправителя поступает информации о принятии (непринятии) отчета.

Продлевать крайний утвержденный юридическими нормами срок никто не будет, поэтому бухгалтер должен оставлять в резерве время на переделку информации.

Когда Росстат публикует информацию


Публикация информации о финансовой деятельности юридических лиц осуществляется согласно норм приказа по Росстату №183 от 20.05.2013 года.
Важно понимать, что публичное предоставление информации в СМИ не разрешается. Информация предоставляется по запросу других юридических или физических лиц, которые докажут, что данная информация важна им для понимания надежности того или юрлица как потенциального партнера для ведения бизнеса. В запросе указывается следующая информация:

  • адресат (территориальный орган Росстата);
  • идентификационные данные предприятия, по которому подается запрос;
  • способ предоставления ответа;
  • данные ЮЛ или ФЛ, которое отправило запрос.

Предоставление ответа производится оговоренным в запросе способом в срок от 5 до 14 дней.

Штраф за отчетность в Росстат

Нарушение установленных законом сроков подачи отчетности или непредоставление ее вообще — это нарушение, за которое предусмотрена финансовая ответственность в виде штрафов.

Предусмотрена ли ответственность за не предоставление статистической отчетности?

Обязанность по представлению организациями в органы статистики бухгалтерской отчетности установлена Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ <О бухгалтерском учете>. Согласно п.1 ст.15 Закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Обязанность сдавать статистическую отчетность предусмотрена пунктом 9 Постановления Госкомстата России от 15.07.2002 № 154. Когда представитель организации (бухгалтер) сдает в статуправление бухгалтерскую отчетность (обычно формы 1 и 2) инспектор может потребовать предоставить еще и статистическую отчетность.

Форм статистической отчетности Росстат разработал великое множество (для организаций различных отраслей промышленности, а так же - по видам деятельности, формам собственности и т.д.), причем многие отчеты сдаются не всеми организациями, а организациями только определенного типа (например, - только некоммерческими или только предприятия определенных отраслей промышленности и т.д.).

При этом есть такие статистические отчеты, которые сдаются не всеми организациями установленного типа, а только выборочно - по требованию отделения статистики. Никаких уведомлений (для каждой организации) отделения статистики не рассылают. Если представитель организации (бухгалтер) сам не явится в территориальное отделение статистики (а пошлет бухгалтерскую отчетность по почте) и не задаст вопрос инспектору, то он никогда и не узнает о том, что попал в перечень отчитывающихся. Требования являться и узнавать в законодательстве - нет.

Как известно, раньше налоговые органы не принимали бухгалтерский баланс без отметки органов статистики и это вынуждало организации сдавать соответствующую статотчетность. В настоящее время, как правило, налоговые органы таких требований к налогоплательщикам не выдвигают.

По поводу ответственности за не предоставление статистической отчетности необходимо отметить следующее:

1. В первую очередь, взыскание за это будет наложено на должностное лицо, ответственное за представление статистической информации. Должностным лицом организации, ответственным за представление в органы статистики годовой отчетности, может быть руководитель организации, главный бухгалтер или иное назначенное должностное лицо организации. Это ответственное должностное лицо обычно указывается в Приказе руководителя об учетной политике организации. Если локальным нормативным актом организации такое лицо не установлено, то нести ответственность будет руководитель организации.

Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Однако, если нарушение будет выявлено более, чем через 2 месяца с момента его совершения, штраф взыскать не удастся (ст. 4.5 КоАП РФ).

2. Независимо от времени обнаружения нарушения Росстат может потребовать от организации сдать всю необходимую статистическую отчетность и возместить ему ущерб за исправление итогов сводной отчетности, согласно ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 года № 2761-1 <Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности>. Однако, ни в самом законе, ни в каких-либо иных документах Росстата не представлена методика расчета суммы такого ущерба, поэтому любые его претензии к организации по поводу не сданной отчетности могут быть оспорены, в том числе - в суде. Чтобы взыскать ущерб, Росстат должен еще определиться с методикой расчета ущерба, правильно рассчитать его сумму, обратиться в суд и доказать правомерность своих претензий к организации. Из судебной практики нам не известны такие случаи.

Е. КАПКОВА, эксперт "АКДИ".

Виктория Трофимова, юрист

Наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять государству статистическую отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. Статистическая отчетность - это сведения о хозяйственной деятельности предприятия и состоянии дел на предприятии, необходимые государству для осуществления статистического наблюдения. Общие правила предоставления статистической отчетности установлены Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ. Искажение статистической отчетности, т.е. неверное отражение/неотражение сведений о хозяйственной деятельности организации в статистической отчетности РФ, несомненно, влияет на достоверность и полноту информации, представляемой в Росстат хозяйствующими субъектами. В настоящей статье речь пойдет об ответственности за искажение статистической отчетности и наказании, применяемом в отношении лиц, их допустивших.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Сотрудница учрежденияобратилась в суд с иском к работодателю о признании приказов о наложении дисциплинарных взысканий незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда. Из материалов дела следует, что она была уволена по инициативе работодателя на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ(неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей). Из числа дисциплинарных проступков, повлекших ее увольнение, истицей оспаривалось вмененное ей как в нарушение служебных обязанностей искажение учетных данных, повлекшее искажение статистической отчетности по всему учреждению. Что повлекло применение к истице дисциплинарного взыскания в виде замечания. А на момент вынесения приказа об ее увольнении имела место быть совокупность неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий. Суд признал увольнение законным, в удовлетворении исковых требований истице было отказано. Судебная коллегия подтвердила правильность данного решения (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 08 сентября 2015 г).

Это не единственный случай привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности. Рассмотрим Решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 30.04.2015 г.

Сотрудник учреждения, в должностные обязанности которого входило формирование статистической отчетности, был уволен работодателем по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Из материалов дела следует, что при проведении текущего контроля было установлено искажение истцом статистических данных, что в конечном итоге привело к искажению статистической отчётности ежемесячной и годовой. Более того, обстоятельства свидетельствуют о том, что истец скрывал совершение дисциплинарного проступка, внося ложную информацию в учетно-статистические документы, что препятствовало работодателю обнаружить данный проступок непосредственно после его совершения. Учитывая характер и обстоятельства совершённого дисциплинарного проступка, наличие двух дисциплинарных взысканий за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, суд пришел к выводу, что вынесенное в отношении истца дисциплинарное взыскание в виде увольнения за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей является законным и обоснованным.

Таким образом, искажение статистической отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении работником возложенных на него должностных обязанностей и является основанием для привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. Привлечь работника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако работодателем должны быть соблюдены порядок и сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Более того, работника, допустившего искажение статистической отечности, можно уволить, если последний на момент вынесения приказа об увольнении уже имеет два взыскания, которые не сняты и не погашены. Но при несоблюдении процедуры наложения дисциплинарного взыскания увольнение работника будет признано незаконным, а работник - подлежащим восстановлению на работе.

Если сотрудник докажет, что должностной инструкцией не предусмотрена обязанность нести ответственность за искажение данных статистической отчетности, то привлечение к дисциплинарной ответственности по данному основанию будет признано судом незаконным, а сам приказ - подлежащим отмене (решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 1 апреля 2013 г. Дело № 2-304/2013).

Необходимо отметить, что представление в Росстат недостоверной статистической информации признается административным правонарушением (ст. 13.19 КоАП РФ). Субъектами данного административного правонарушения являются руководители организаций либо должностные лица организации, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации. К примеру, предприятие представило в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». Однако позднее представило письмо о том, что просроченная задолженность по заработной плате отсутствует, а представленный раннее отчет по форме № 3-Ф ошибочный. Таким образом, предприятием была представлена недостоверная статистическая информация, вследствие чего руководитель предприятия привлечен к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа (решение Омского областного суда от 19 января 2010 г по делу № 77-05/06/2010 г).

Доводы заявителя о том, что она вправе вносить уточнения в статистические данные, суд признаёт необоснованными, поскольку внесение изменений в форму статистической отчётности не освобождает лицо, ответственное за представление статистических данных, от ответственности за ранее представленные недостоверные данные. К такому выводу пришел Центральный районный суд г. Омска в решении от 07.04.2010, рассматривая жалобу сотрудницы одного из учреждений, ответственной за предоставление статистической информации, на постановление должностного лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Суд посчитал позицию органа государственной статистики правомерной, тем самым действия заявителя были квалифицированы по ст. 13.19 КоАП РФ.

Арбитражный управляющий также может быть привлечен к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ (Обзор судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2013 г). В ходе проведения процедуры банкротства юридического лица арбитражному управляющему могут быть переданы полномочия руководителя данного юридического лица, что предусмотрено Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Ст. 99 данного Федерального закона закрепляет перечень прав и обязанностей внешнего управляющего, утвержденного арбитражным судом при проведении процедуры внешнего управления. Конкурсный управляющий в порядке ст. 129 Федерального закона № 127-ФЗ также принимает на себя полномочия руководителя предприятия-должника до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего. Таким образом, в случае если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника (ч. 1 ст. 20.2), что позволяет отнести арбитражного управляющего к субъектам административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.

В судебной практике имеются случаи, когда искажение статистической отчетности квалифицировалось по ст. 8.5 КоАП РФ. Например, Постановлением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Общество с ограниченной ответственностью признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Как видно из оспариваемого постановления, Обществу вменяется сокрытие или искажение экологической информации. Однако суд пришел к выводу, что форма статистической отчетности № 2-ЛС служит отчетом об объемах добычи твердых полезных ископаемых. Данные сведения нельзя назвать экологической информацией в смысле, придаваемом такой информации статьей 8.5 КоАП РФ. При этом в утвержденных Госкомстатом формах статистической отчетности прямо указано, что ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации, наступает по ст. 13.19 КоАП РФ (решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2014 г по делу № А56-20693/2014).

Арбитражный суд Московской области, рассмотрев аналогичное дело, встал на сторону заявителя, оспаривавшего постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ. Суд пришел к выводу, что доводы и цифры, изложенные в акте, протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, опровергаются первичными документами. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в действиях общества административным органом не установлен (решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2009 г. по делу № А41-27902/09).

Что касается срока давности привлечения к административной ответственности за искажение данных статистической отчетности, то согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении выносится не позднее чем через два месяца со дня совершения административного правонарушения.

Еще один вид ответственности за искажение данных статистической отчетности предусмотрен ст. 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 № 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», согласно которой за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Однако в силу отсутствия методики расчета суммы ущерба судебная практика не располагает такими случаями.

Таким образом, изучив законодательство РФ и судебную практику по вопросу, обозначенному в теме настоящей статьи, можно сделать вывод, что искажение статистической отчетности свидетельствует о ненадлежащем исполнении лицом, в служебные обязанности которого входит представление статистической информации, своих обязанностей, что является основанием для привлечения последнего к дисциплинарной ответственности. Работодателем должны быть соблюдены порядок и сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Работник, допустивший искажение статистической отечности, может быть уволен работодателем, если на момент вынесения приказа об увольнении уже имеет два дисциплинарных взыскания, которые не сняты и не погашены. Однако при несоблюдении процедуры наложения дисциплинарного взыскания увольнение работника будет признано незаконным, а работник - подлежащим восстановлению на работе. Привлечь работника к дисциплинарной ответственности за искажение статистической отчетности можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Искажение статистической отчетности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ. Субъектами данного административного правонарушения являются руководители организации либо должностные лица организации, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, либо арбитражные управляющие, которым в ходе проведения процедуры банкротства юридического лица переданы полномочия его руководителя. Срок давности привлечения к административной ответственности за искажение данных статистической отчетности составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. За нарушение порядка представления государственной статистической отчетности предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Однако на практике данная норма не работает в силу отсутствия методики расчета суммы ущерба.

Каждый предприниматель, независимо от формы ведения бизнеса, должен предоставлять в налоговую службу отчетность относительно полученной прибыли. Помимо этой организации, сбором информации по доходам занимается Росстат, куда необходимо передавать отчетность относительно деятельности компании. Под компетенцию Федеральной службы государственной статистики попадают исключительно все виды предпринимателей, начиная от индивидуальщиков, заканчивая закрытыми акционерными обществами, но в конкретные промежутки времени данные могут собираться лишь с отдельных типов. Давайте разберемся, какой штраф за несдачу отчетности в статистику в 2017 году, и как избежать подобных проблем?

Кому и как отчитываются компании

Федеральная служба государственной статистики принимает от компаний два вида отчетности - бухгалтерскую и статистическую. Если со сроками первой все понятно, то статистика заставляет задуматься даже опытных бухгалтеров, так как:

  • для каждого типа предприятия должен подаваться свой набор документов;
  • сложно следить за тем, какое исследование проводит Росстат (глобальное или выборочное);
  • более крупные компании должны предоставлять достаточно большой пакет документов.

Небольшим предприятиям в вопросе сдачи статистической отчетности гораздо проще, так как они проходят по упрощенной процедуре, а подают документы только в том случае, если попадают в выборку.

Помимо статистики, если ваше предприятие подлежит аудиту, необходимо также сдавать аудиторское заключение, которое проводится независимыми службами. Подобные проверки проводятся, если:

  • объем выручки компании превышает 400 млн. рублей;
  • сумма активов на конец года превышает 60 млн. рублей;
  • предприятие имеет правовую форму акционерного общества.

Если говорить об обществах с ограниченной ответственностью, непредоставление в статистику аудиторского заключения приравнивается к нарушению бухгалтерского учета.

Штрафы за отсутствие отчетности



Штрафы за несданную отчетность в статистику в 2017 году устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях, а именно статьей 13.19:

«Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа:

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - 30000-50000 руб.;
  • на юридических лиц - 100000-150000 руб.».3

Помимо этих цифр, согласно статьи 20.25 КоАП РФ штраф за непредоставление статистической отчетности в 2017 году может быть увеличен в два раза. Это касается не только тех, кто намеренно не подавал соответствующие документы, но и предприятий, опоздавших с их предоставлением.

Отсутствие аудиторского заключения также наказывается штрафами. Согласно статьи 19.7 КоАП РФ для разных категорий предпринимателей суммы таковы:

  • граждане - 100-300 руб.;
  • должностные лица - 300-500 руб.;
  • юридические лица - 3000-5000 руб.


Федеральная налоговая и статистическая службы требуют множество документов, а их количество и разнообразие вводит в заблуждение даже опытных специалистов. Аудиторское заключение требует определенных материальных затрат, а статистическая отчетность предоставляется в разных формах для различных типов предприятий. Тем не менее, штрафы за непредоставление данных документов внушительны, а злостное нарушение может привести к тому, что вашему предприятию запретят вести деятельность.