Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций

Государственные предприятия – образования, учрежденные по указанию органов власти страны. Прекращение существования предприятия также осуществляется на основании приказа органов власти. В качестве государственных органов выступают министерства и ведомства.Преобразование в другую форму собственности в процессе деятельности не производится.

Отличительные признаки государственных предприятий

Государственная принадлежность предприятия определяется по признакам принадлежности имущества и социальной значимости деятельности.

Недвижимость, активы, прочая собственность предприятия принадлежит государству. Государственные права на собственность могут производиться в полном или частичном объеме. В случае частичного участия государства другая часть принадлежит коммерческим структурам.

Ведомствами при полной принадлежности имущества государству производится контроль использования собственности. В случае наличия у предприятия части государственной собственности контроль осуществляется в отношении подчиненного имущества. Деятельность сотрудников государственного предприятия подлежит проверке вне зависимости от доли участия коммерческого имущества.

Деятельность предприятий государственной принадлежности может производиться по государственным заказам либо иному плану. Основная задача учреждений государственного сектора – удовлетворение социальных потребностей общества, не всегда совпадающих с возможностью получения прибыли.

Преимущества государственных предприятий

Бюджеты различного уровня обеспечивают нужды госпредприятий. Финансирование производится на основании сметы. Планирование статей осуществляется в году, предшествующем финансированию. В течение года проводятся корректировки смет.

Поступление средств ведется по статьям назначения. Особенность произведения трат – сугубо целевое назначение. Контроль над тратами осуществляется Казначейством и ревизионными структурами учреждения. При отступлении от целевого назначения проведение оплаты приостанавливается.

В орган контроля должностные лица предприятия представляют документы, подтверждающие назначение платежа. Особый контроль проводится в отношении оплаты закупок, осуществляемых в отношении коммерческих структур. Для предотвращения хищений бюджета проводятся аукционы госзакупок. Преимущество получают поставщики с более высоким качеством продукции и низкими ценами.

Штат лица формируется согласно расписанию, утвержденному вышестоящим органом. Внутри предприятия соблюдаются требования трудового законодательства. Четкое соблюдение правил приема, перемещения, предоставления отпусков, увольнения, оплаты сверхурочного времени, больничных листов – большое преимущество, предоставленное сотрудникам по сравнению с условиями труда работников коммерческих структур.

Недостатки ведения государственных предприятий

Имущество, находящееся в ведении предприятия, необходимо использовать по назначению, указанному в Уставе либо ином учредительном документе. При разрешении использования имущества в коммерческих целях суммы приходуются на счета учреждения. Для осуществления трат создается разрешительный документ. Расходование внебюджетных средств, полученных с использованием госимущества, допускается только по целевому назначению и согласно направления деятельности учреждения.

В конце финансового года статьи сметы подлежат закрытию. Должностные лица финансового отдела осуществляют отчетность в вышестоящие органы. Остаток неиспользованных средств возвращается в бюджет. Перенос финансирования на следующий год запрещен. При возникновении остатков на счетах либо в кассе предприятия уплачивается на , сумма которого взыскивается с лиц, нарушивших требования бюджетирования.

Минусом ведения кадрового учета предприятий является отсутствие возможности самостоятельного формирования штатного расписания. Прием служащих производится только на установленные штатом должности и в соответствии с утвержденным окладом. Допускается внутреннее совмещение должностей, не занятых другими сотрудниками.

Виды государственных предприятий

Приняты несколько видов государственных предприятий. Отличия состоят в способе владения и распоряжения имуществом. Установлены следующие виды:

  • Унитарное . Имущество лица находится в государственной собственности и передается в или хозяйственное ведение. Ведомства осуществляют полный контроль деятельности.
  • Коммерческое учреждение. Имущество передается в хозяйственное ведение. Деятельность осуществляется на основании Устава. Ведомства и министерства не контролируют деятельность. Рамки вмешательства ограничиваются величиной уставного капитала по отношению к сумме переданного имущества.
  • Казенное предприятие. Имущество передается в оперативное управление. Деятельность ведется только в структурах, доступных государственным органам. Продукция потребляется преимущественно государством.

Государственный сектор – важная часть экономики страны. Контроль над деятельностью госпредприятий позволяет планировать ряд учреждений, имеющих важность для финансовой и другой независимости страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий . Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа , который утверждает и учредительный документ предприятия - его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти . Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятельности.

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его работы, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую и административную правосубъектность. Административные полномочия реализуются им только в отношении руководимого им производственного коллектива. В отношениях внешнего характера с органами исполнительной власти администрация вправе: обращаться к ним с соответствующими ходатайствами; обжаловать их действия как в административном, так и в судебном порядке; ставить перед ними вопрос о банкротстве предприятия и т.п. В отношении работников предприятия администрация обладает дисциплинарной властью.

Специфично административно-правовое положение такой разновидности государственных предприятий, как казенные. Они могут быть образованы на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а потому являются федеральным казенным предприятием. Указом Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. было установлено, что казенные предприятия создаются на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Нарушение прав общественных объединений дает им возможность обращаться в суд или с административной жалобой на действия исполнительных органов (должностных лиц), являющихся нарушителями. Исполнительные органы и должностные лица причинившие ущерб общественным объединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Общественные объединения, нарушившие законодательстве РФ, несут за это ответственность. При нарушении, допущенном объединением, не зарегистрированном в органах юстиции, ответственность наступает для лиц, входящих в руководящие органы объединений.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена, в том числе и по инициативе исполнительных органов. Однако осуществляется оно на срок до шести месяцев только судом. В таком же порядке общественное объединение может быть ликвидировано, что означает запрет на его деятельность.

Государство, в том числе и его исполнительные органы, оказывает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав .

Таковы общие признаки, дающие возможность понять место и роль общественных объединений различного типа в сфере государственного управления .

Применительно к отдельным видам общественных объединений устанавливаются определенные особенности их статуса. Так, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 930) в целях представительства и защиты интересов и социально-трудовых прав их членов профсоюзы наделены правами по заключению коллективных договоров с администрацией предприятий и учреждений и по контролю за их выполнением. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране, имеют право на то, чтобы их мнение учитывалось при разработке органами исполнительной власти решений по социально-трудовым проблемам, а также на внесение своих предложений по этим вопросам, на участие в разработке, реализации и контроле за выполнением государственных мер, обеспечивающих занятость населения, на защиту прав граждан в сфере занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций и т.д. В области охраны труда профсоюзы вправе предъявлять требования о приостановлении работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении обнаруженных в ходе общественного контроля нарушений законодательства о труде, обращаться в органы исполнительной власти с требованиям о привлечении к ответственности виновных в подобных нарушениях должностных лиц.

Негосударственные предприятия и учреждения. В современный период такого рода формирования различного рода получили значительное распространение в результате широкого процесса приватизации многих объектов государственной собственности и развития частной собственности . Государство не участвует в управлении ими, но создает правовой режим их организации и деятельности, а также осуществляет контроль и надзор за их функционированием.

В основном такого рода предприятия осуществляют коммерческую деятельность. В силу этого правовой статус различных их разновидностей регулируется гражданским законодательством . Имеются в виду различные типы хозяйственных товариществ , акционерных обществ , производственных кооперативов и др. Все они являются юридическими лицами, а потому их государственная регистрация в органах юстиции обязательна.

Управление внутренними делами негосударственных предприятий и объединений - функция создаваемых ими органов (правлений, наблюдательных советов, дирекций и т.п.). Как правило, высшим органом управления является общее собрание членов (например, акционеров).

Наконец, несколько соображений по поводу статуса религиозных объединений. Они отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ). Соответственно по своим целям они не являются разновидностью общественных организаций. Их деятельность регламентирована специальным законодательным актом - Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Государство не вмешивается в их деятельность, но оказывает им поддержку, например, в виде регулирования предоставляемых им налоговых и других льгот. Религиозные объединения подлежат государственной регистрации в органах юстиции, представляя для этого установленную законодательством документацию. При отказе в регистрации объединение может обжаловать его в суд.

Ликвидация религиозных объединений или запрет на их деятельность возможны только по решению суда. Основанием для этого может служить их антиобщественная деятельность, например распространение убеждений, пропагандирующих религиозную ненависть и вражду, религиозное превосходство и т.д.

  • 10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений
  • 11. Административно-правовой статус гражданина
  • Гарантии
  • 12. Административно-правовой статус общественных объединений (организаций)
  • 13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан
  • Гарантии
  • 14. Административно-правовые отношения (апо): понятие и особенности
  • 15. Административно-предупредительные меры
  • 16. Административное наказание
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 17. Административный процесс и его виды
  • 18. Административный штраф
  • 19. Виды административно-правовых отношений (апо)
  • 20. Виды правовых актов управления (пау)
  • 21. Возбуждение дел об административных правонарушениях
  • 1) Задачи производства:
  • 2) Порядок производства:
  • 22. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 23. Давность привлечения к административной ответственности
  • 24. Дисквалификация
  • 25. Исполнительная власть (ив): понятие, соотношение с государственным управлением
  • 27. Классификация органов исполнительной власти
  • 2. По характеру компетенции:
  • 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
  • 28. Административно-процедурная деятельность: понятие, особенности, виды
  • 29. Меры административного пресечения
  • 30. Место ив в системе разделения властей.
  • 31. Метод административного права: понятие, особенности
  • 32. Назначение административного наказания (ан)
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 33. Общее понятие управления и его виды.
  • 34. Органы (должностные лица), назначающие административное наказание
  • 35. Органы исполнительной власти субъектов рф
  • 36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления (пау)
  • 38. Полномочия президента рф в сфере ив
  • 39. Понятие административного принуждения
  • 40. Понятие административной ответственности (ао)
  • 41. Понятие и виды административно-правовых методов управления
  • 42. Понятие и виды административно-правовых норм
  • 43. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды. Соотношение
  • 44. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы
  • 45. Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • 46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы
  • 47. Понятие и юридическое значение правовых актов управления (пау)
  • 48. Поощрение и ответственность государственных служащих
  • 49. Права и обязанности государственных служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы
  • 50. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. Власти
  • 51. Право жалобы
  • 52. Предмет административного права
  • 53. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы
  • 54. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 55. Сущность государственного регулирования. Соотношение государственного регулирования с государственным управлением
  • 56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
  • 57. Федеральные министерства Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 58. Федеральные службы и надзоры Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 59. Формы реализации ив: понятие и виды
  • 60. Функции административного права
  • 10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений

    ФЗ от 08.12.1995 «О с/х кооперации» (регламентирует деятельность потребительских кооперативов);

    ФЗ от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» ;

    ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» (общественная организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия).

    К числу субъектов АдП относятся:

      предприятия (хозяйственные товарищества и общества),

      учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и другие),

    осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.

    Предприятие хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В зависимости от видов собственности :

      государственные;

      муниципальные;

      находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц,

      образованные на базе смешанных форм собственности.

    По значению и организационной форме гос. предприятия :

      общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и другие);

      субъектов федерации .

      муниципальные предприятия , находящиеся в ведении органов МСУ, имеют районное, городское, поселковое значение.

    Негосударственные предприятия:

      частные (индивидуальные и семейные) предприятия,

      хозяйственные товарищества и общества,

      производственные кооперативы,

      другие виды негосударственных предприятий.

    По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг (по отраслевой специализации):

      промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);

      с/х (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);

      строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

      транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);

      связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);

      торговли (универмаги, спец. магазины, торговые базы и др.);

      жилищно-коммунальные (предприятия по благоустройству ремонтно-эксплуатационные управления, энергосети и др.).

    Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Виды учреждений по функциям :

      осуществляющие управленческие функции (органы государственной власти: аппараты представительных органов, органы ИВ - министерства, комитеты, управления, аппараты судебных органов, прокуратуры);

      осуществляющие социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.

    По форме собственности:

      государственные,

      муниципальные,

      негосударственные,

      частные и другие;

    По масштабу и значению своей деятельности :

      общефедеральные,

      субъектов федерации,

      местные (муниципальные);

    По характеру и сфере деятельности:

        образования (школы, высшие учебные заведения и др.);

        науки (НИИ, академии наук и др.);

        культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

        здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

        социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

    Иные некоммерческие организации:

    Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

    Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридически лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Учреждения и иные некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включена слова «ассоциация» или «союз».

    Административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций. Их правовое положение определяется ГК РФ, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.). Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации вступают в административно-правовые отношения с органами ИВ и иными субъектами АдП в связи с осуществлением своих функций. Нормы права , определяющие административно-правовой статус устанавливают :

        общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

        государственную регистрацию предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций;

        порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

        общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

    Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий, учреждений и некоммерческих организаций и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.

    Компетентные органы ИВ осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями вышеуказанного законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения , предусмотренные законодательством (приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных законом).

    Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий , учреждений и иных некоммерческих организаций имеет особенности .

      они являются собственностью государства . Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица , назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства . Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу гос. предприятий.

      особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Учредительным документом является устав (положение) предприятия, учреждения, организации, который утверждается его учредителями (участниками).

    Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации подлежат государственной регистрации . Данные регистрации включаются в единый государственный реестр.

    Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации, а также уклонение компетентного органа от производства регистрации могут быть обжалованы в суд.

    Предприятие, учреждение и иная некоммерческая организация считаются созданными с момента государственной регистрации. Их ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами РФ и ее субъектов; ликвидируются в случае признания банкротами.

    В установленных законодательством случаях прекращение деятельности предприятия, учреждения производится по согласованию с органами МСУ и антимонопольными органами.

    Гарантиями самостоятельности предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций являются:

      запрет на вмешательство органов государства в их деятельность за исключением случаев, предусмотренных законом;

      право на защиту самостоятельности в административном и судебном порядке.

    Неправомерные действия или незаконные акты государственных органов, в том числе и органов ИВ, могут быть обжалованы в прокуратуру, суд или арбитражный суд. Вместе с тем предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами юр. ответственности, в том числе административной. В частности, они несут АО за нарушение налогового законодательства, за несоблюдение правил и сроков представления статистической отчетности и другие админ. правонарушения.

    Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий и учреждений (бухгалтерий, юридических и иных служб, отделов и управлений) определяется нормативными актами РФ и ее субъектов, а также актами руководителей предприятий и учреждений.

    Правовое положение потребительских кооперативов , а также права и обязанности их членов определяются ГК РФ и законами о потребительской кооперации, уставом потребительского кооператива.

    Устав должен содержать : наименование потребительского кооператива, указание на основную цель его деятельности, или слово «кооперация», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

    Правовое положение фонда , порядок управления и порядок формирования его органов определяются уставом фонда, утверждаемым учредителями.

    Устав должен содержать :

      наименование фонда, сведения о цели фонда,

      указание об органах фонда,

      о месте нахождения фонда,

      о судьбе имущества в случае его ликвидации.

    Устав фонда не должен противоречить ГК РФ, иным нормативным актам РФ и ее субъектов, которые определяют правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, в том числе и фондов.

    Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

    Что такое государственное учреждение?

    Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

    В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

    Классификация учреждений

    Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

    Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

    Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

    Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

    Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

    Нюансы классификации

    Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

    Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

    Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

    Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

    Госучреждение или госпредприятие?

    Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

    • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
    • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
    • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

    Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

    Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

    Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

    Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

    Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

    Кто учредители?

    Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

    Виды деятельности бюджетных организаций

    Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

    Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

    Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

    Финансовый аспект

    (организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

    Налогообложение

    Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

    Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

    Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

    Бухгалтерский учет

    Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

    Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

    Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

    Доходы и расходы

    Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

    • оплата труда в рамках трудовых договоров;
    • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
    • предусмотренные законодательством трансферты;
    • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
    • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

    Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

    Понятие государственного предприятия, его функции. Виды государственных предприятий.

    Государственное предприятие - это юридическое лицо, образуемое уполномоченными органами государства, имущество которого принадлежит предприятию на основе ограниченного вещного права хозяйственного ведения либо оперативного управления.

    Помимо того, государственное предприятие - это организационно- правовая форма государственного предпринимательства.

    Частным лицам запрещено учреждать предприятие в качестве субъекта права.

    Различают два основных вида государственных предприятий: предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). То есть основным критерием классификации служат вещные права, на базе которых предприятие владеет, пользуется и отчасти распоряжается имуществом, находящимся на его балансе.

    В зависимости от субъекта государственной собственности, органа государства, создавшего предприятие, они подразделяются на предприя- тия, которые находятся в республиканской собственности, - республиканские государственные предприятия и предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, - коммунальные государственные предприятия.

    Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения может выступить учредителем другого государственного предприятия, ко - торое называется дочерним государственным предприятием.

    Цели создания и содержание деятельности государственных предприятий должны носить преимущественно публичный, социально значимый характер.

    Говоря о термине «предприятие», необходимо заметить, что законодатель употребляет его в двух смыслах.

    С одной стороны, государственное предприятие есть организационно- правовая форма юридического лица, субъект права. С другой, - под этим термином понимается объект прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. предприятие есть вещь.

    Для устранения смысловой путаницы, которая неизбежно возникает при использовании одного термина «предприятие» в двух разных значениях, российский законодатель, маркируя государственное предприятие в качестве субъекта гражданского права, использует словосочетание «унитарное предприятие».

    В соответствии с действующим законодательством имущество может принадлежать государственному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. И если первое - это есть вещное право исключительно государственных предприятий, то второе (право оперативного управления) - вещное право казенных предприятий, а также учреждений.

    Перечисленные характеристики позволяют отнести государственные предприятия (наряду с государственными учреждениями) к особой группе юридических лиц, которую можно обозначить как «государственные организации».

    Согласно ст. 2 Закона «О государственном предприятии» основными функциями и назначением государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства. В числе таких задач значатся: материальное обеспечение обороноспособности государства и защита интересов общества; производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах экономики, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором (например, если производство того или иного товара не может принести дохода, в силу чего частные лица не занимаются его производством); осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций, и т.д.

    Поскольку п. 2 ст. 34 ГК предусматривает, что коммерческая организация может быть создана в форме государственного предприятия, и ГК не делает уточнений по видам государственных предприятий, следовательно, как предприятие на праве хозяйственного ведения, так и казенное предприятие являются коммерческими организациями. Юридически обеспеченная возможность извлекать доход из своей деятельности позволяет государственным предприятиям не только выполнять общественно-значимые задачи, возложенные на них учредителем - государством, но и приносить доход и пополнять бюджет. При этом, однако, следует уточнить, что вопрос об отнесении казенных предприятий к коммерческим организациям в казахстанской юридической литературе не получил однозначной оценки.

    Законодательство о государственных предприятиях состоит из: ГК (§ 2 гл. 2 «Юридические лица» (Общие положения), ст.ст. 102-104, а также ст.ст. 119, 196-208); Закона «О государственном предприятии»; ряда постановлений Правительства РК.

    В соответствии с п. 3 ст. 3 ГК, а также п. 4, 5 ст. 1 Закона «О государственном предприятии» особенности правового положения, создания, лицензирования, регулирования деятельности, ответственности, условий реорганизации и ликвидации государственных банков определяются действующим банковским законодательством. Причем, предприятия, создаваемые Национальным Банком РК, являются республиканскими государственными предприятиями.

    Все без исключения государственные республиканские предприятия должны быть включены в поименный перечень республиканских государственных предприятий, который утверждается Правительством Республики Казахстан.

    Поименный перечень коммунальных государственных предприятий утверждается местными исполнительными органами.

    Правосубъектность государственного предприятия Особенность государственного предприятия состоит в том, что оно, являясь коммерческой организацией, обладает целевой (или специальной) правоспособностью. Все иные коммерческие организации - акционерные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы обладают общей правоспособностью, за изъятиями, установленными законодательными актами или их учредительными документами.

    Предмет и цели деятельности государственного предприятия должны соответствовать целям и предмету, закрепленным в законодательных актах о государственном предприятии, и определяются в уставе его учредителем - уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

    Осуществление государственным предприятием деятельности и совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям деятельности, закрепленным в уставе предприятия, запрещается.

    Об особом характере государственного предпринимательства говорит также то, что предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров, работ, услуг, если заключение этих договоров предусмотрено заказом государства. Заказ государства для государственного предприятия является обязательным. И только продукция, работы, услуги, не охваченные заказом государства, реализуются предприятием самостоятельно (ст. 13 Закона «О государственном предприятии»).

    Особенности создания и управления государственными предприятиями

    Особое значение в управлении системой госпредприятий играют органы государства, реализующие по отношению к предприятиям права государственной собственности, а также органы, непосредственно занимающиеся вопросами создания и управления государственными предприятиями.

    Функции субъекта права республиканской собственности по отношению к республиканским государственным предприятиям выполняет государственный орган, уполномоченный Правительством РК на распоряжение республиканской государственной собственностью, а также Национальный Банк. Эти органы именуются уполномоченными органами.

    Органами государственного управления по отношению к республиканским государственным предприятиям выступают министерства, агентства, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан государственные органы, а также Национальный Банк Республики Казахстан.

    Функции уполномоченного органа - субъекта права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям осуществляет акимат соответствующей административно-территориальной единицы.

    Органом государственного управления коммунальными государственными предприятиями является акимат соответствующей административно-территориальной единицы либо уполномоченный акимом исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета.

    Любое государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению собственника в лице его уполномоченного органа.

    Учредительными документами как республиканских, так и коммунальных предприятий являются решение собственника и устав, который утверждается его учредителем - уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

    Поскольку государственное предприятие обладает не общей, а специальной или целевой правоспособностью (п. 1 ст. 35 ГК), то его устав, кроме обычных сведений, указываемых в учредительных документах любой организации с правами юридического лица, должен содержать сведения о целях и предмете деятельности предприятия. В уставе определяются также взаимоотношения между предприятием и учредителем (уполномоченным органом), предприятием и органом государственного управления, администрацией предприятия и его трудовым коллективом.

    Государственное предприятие как коммерческая организация имеет фирменное наименование. Его фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества, на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность. Скажем, «Республиканское государственное предприятие «Казвоенпроект Министерства обороны Республики Казахстан» (на праве хозяйственного ведения) г. Алматы». Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным, например, «Казенное предприятие «Хозяйственное управление Министерства финансов Республики Казахстан» г. Астана». Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и фирменным наименованием предприятия.

    Рассмотрим структуру непосредственного управления предприятием. Верхнюю или высшую ступеньку здесь занимает руководитель госу- дарственного предприятия, он является органом предприятия как юридического лица. Обычно руководитель предприятия именуется директором, генеральным директором, управляющим, иногда менеджером и т. п. В отличие от других видов юридических лиц, к примеру, акционерных обществ, в качестве высшего органа которых выступает общее собрание - коллегиальный орган, государственные предприятия возглавляются единоличным органом.

    Руководитель предприятия работает на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы, касающиеся деятельности предприятия в соответствии с компетенцией, определяемой законодательными актами и уставом предприятия. В своих действиях руководитель подотчетен органу государственного управления.

    Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения

    Государственные предприятия должны содержаться за счет доходов от собственной деятельности. Это значит, что создание предприятий на праве хозяйственного ведения имеет смысл в тех сферах, где существует возможность получения прибыли, и государство как собственник имущества заинтересовано в получении части чистого дохода (части прибыли, полученной предприятием).

    Орган государственного управления ежегодно устанавливает общий размер фонда оплаты труда предприятия. Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются предприятием самостоятельно, но в пределах установленного фонда оплаты труда.

    В целях недопущения злоупотреблений со стороны руководства предприятия, размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются органом государственного управления.

    За государственным предприятием закрепляются уставный и резервный капиталы.

    Размер уставного капитала предприятия определяется его учредителем (уполномоченным органом), он не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 размеров МРП, установленного на дату государственной регистрации предприятия.

    Размер уставного капитала указывается в уставе предприятия. Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия.

    Предприятие обязано формировать резервный капитал в размере, определяемом его уставом и составляющим не менее 10% его уставного капитала, направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным капиталом установленной величины.

    Средства резервного капитала используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждения по ним в случае недостаточности иных средств предприятия.

    Законодательными актами об отдельных видах предпринимательской деятельности могут быть установлены иные размеры и порядок формирования уставного и резервного капиталов, однако они не должны быть менее, чем это предусмотрено в Законе «О государственном предприятии».

    Как субъект гражданского оборота организация с правами юридического лица, предприятие на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства - собственника его имущества.

    Государство, в свою очередь, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления. В этих случаях при недостаточности у предприятия собственных средств для удовлетворения требований кредиторов государство отвечает по обязательствам предприятия.

    Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия.

    Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия.

    Дочернее государственное предприятие является юридическим лицом, которое создано другим государственным предприятием за счет имущества последнего. Дочернее предприятие следует отличать от дочерней организации (ст. 94 ГК), которая может быть образована любым частным юридическим лицом, тогда как учредителем дочернего предприятия выступает исключительно государственное предприятие на праве хозяйственного ведения. Существенные различия есть также в ответственности указанных организаций.

    Потребность в образовании дочернего предприятия возникает в основном там, где необходимо разукрупнить основное предприятие, преобразовать его филиалы в самостоятельные юридические лица либо освободить основное предприятие от несвойственных ему видов деятельности и функций.

    Учредителем дочернего предприятия выступает основное предприятие, однако необходимо разрешение Правительства республики либо разрешение местного исполнительного органа. Порядок создания дочерних предприятий определен в ст. 49 Закона «О государственном предприятии».

    Устав дочернего предприятия утверждает его учредитель (основное предприятие) по согласованию со своим вышестоящим органом государственного управления.

    Дочернее предприятие не вправе создавать другое дочернее предприятие.

    Органом государственного управления дочерним предприятием, а также органом, осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности, выступает основное предприятие, которое в отношении дочернего предприятия обладает основными правами уполномоченного органа государства. Фактически, происходит наделение основного предприятия контрольными и, отчасти, властно-распорядительными полномочиями.

    Ответственность дочернего предприятия по своим обязательствам, а также ответственность основного предприятия по обязательствам дочернего предприятия наступает в соответствии с правилами, установленными ст. 30 Закона «О государственном предприятии». Так, дочернее предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Дочернее предприятие не несет ответственности как по обязательствам основного предприятия, так и по обязательствам государства - собственника его имущества.

    Основное предприятие и государство не отвечают по обязательствам дочернего предприятия за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя, либо уполномоченного органа, либо органа государственного управления. В этих случаях основное предприятие либо государство отвечает по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

    Казенное предприятие.

    Право оперативного управления является более узким по объему вещным правом, по сравнению с правом хозяйственного ведения. Однако, если право хозяйственного ведения есть только у государственного предприятия, то право оперативного управления принадлежит как казенным предприятиям, так и учреждениям, в том числе частным, негосударственным. Таким образом, организации, основанные на праве оперативного управления, призваны управлять чужим имуществом, независимо от того, кому это имущество принадлежит - государству или частным лицам.

    Получив имущество от собственника, казенное предприятие осуществляет в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

    Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных ГК для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не установлено законодательством. Данная норма подчеркивает вещный характер права оперативного управления.

    Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспечения его уставной деятельности. Эта норма прямо указывает на то, что казенное предприятие - это организация цели, причем цель любого государственного предприятия - это реализация тех или иных функций государства как публичного субъекта, например, обеспечение безопасности и поддержание обороноспособности страны, защита прав и свобод граждан, поддержка и развитие образования, культуры, фундаментальной и прикладной науки, здравоохранения и т.п. В силу всего сказанного, казенные предприятия могут осуществлять лишь конкретные виды деятельности, определенные для них государством.

    Так, казенные предприятия могут создаваться в установленном законодательством порядке для: выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий; осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и др.

    Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе, а также заказами государства, доводимыми до предприятия через орган государственного управления. Осуществление иной хозяйственной деятельности не допускается.

    Цены на все товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются органом государственного управления.

    Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой органом государственного управления. Отдельной строкой в смете выделяется государственный заказ.

    Смета представляет собой сводную ведомость, перечень или список всех доходов и расходов предприятия. В смете отражаются планируемые доходы и расходы на предстоящий год или иной период. Расходная часть сметы содержит постатейный перечень расходов, их объем и конкретное назначение, например, на оплату труда, на приобретение нового оборудования, на пополнение оборотных средств и т.п.

    Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

    Государство-собственник не несет обязанности финансировать убыточные казенные предприятия и покрывать их расходы из бюджета.

    Ответственность казенного предприятия определяется п. 1 ст. 44 ГК и ст. 44 Закона «О государственном предприятии».

    Согласно общепризнанной норме, относящейся ко всем юридическим лицам, организации с правами юридического лица не отвечают по обязательствам своего учредителя; в данном случае казенное предприятие не отвечает по обязательствам государства - собственника его имущества.

    По своим обязательствам казенное предприятие отвечает только деньгами, находящимися в его распоряжении. Обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допускается, за исключением случая ликвидации этого предприятия. Так, при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет государства - собственника имущества этого предприятия.

    При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несут Республика Казахстан или соответствующая административно-территориальная единица. Однако по обязательствам Государственного центра по выплате пенсий государство в лице Правительства РК несет ответственность в полном объеме.

    По договорным обязательствам казенного предприятия Республика Казахстан или административно-территориальная единица несут субсидиарную ответственность только в рамках выполнения государственного заказа. Поэтому все гражданско-правовые сделки, заключаемые казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа и государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством РК.

    Таким образом, согласно действующему законодательству, если у казенного предприятия нет или недостаточно денег, скажем, на строительство нового здания, а государство, разрешая и даже понуждая начать строительство и заключить договор подряда, не включает его в государственный заказ и не финансирует проект, то государство-собственник не несет никакой ответственности за расчеты с подрядчиком.

    Истец - ТОО «Ердос» обратился в суд с иском к казенному предприятию «Карагандинская государственная медицинская академия» о взыскании суммы задолженности за выполненные строительные работы.

    Карагандинский областной суд иск удовлетворил и принял решение взыскать долг с ответчика. Однако из-за отсутствия средств на расчетном счете ответчика определением Карагандинского областного суда взыскание было обращено на имущество ответчика в виде части здания, которое было построено истцом для ответчика по договору с последним.

    В надзорной жалобе ответчик просил отменить определение Карагандинского областного суда, мотивируя тем, что РГКП «Карагандинская государственная медицинская академия» является казенным предприятием и обладает имуществом на праве оперативного управления и в силу статей 207 ГК и ст. 44 Закона «О государственном предприятии» обращение взыскания на имущество казенного предприятия не допускается. Вышестоящий суд отменил вышеуказанное определение и постановил вернуть забранное здание.

    Любое предприятие на праве хозяйственного ведения может быть преобразовано в казенное предприятие. Все расходы по преобразованию, а также расчеты с кредиторами преобразуемого предприятия при отсутствии достаточных средств у самого предприятия осуществляются за счет соответствующего бюджета.

    Созданное казенное предприятие является правопреемником преобразованного предприятия по ранее выделенным ему государственному имуществу и деньгам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр, предоставления квот, лицензий и ранее заключенных договоров, если последнее соответствуют предмету и цели деятельности вновь созданного казенного предприятия.

    При преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие правовой режим закрепленного за ним имущества меняется с права хозяйственного ведения на право оперативного управления.

    Еще по теме 4. Государственные предприятия:

    1. Понятие, виды и административно-правовойстатус предприятий по ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях», органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.