Принципы гражданства в конституции рф. Понятие гражданства, принципы гражданства рф, правовое регулирование. Документальное удостоверение государственной принадлежности

Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, призна­ваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с граждан­ством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 де­кабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует По­ложение об Управлении по вопросам гражданства Админи­страции Президента Российской Федерации.

Отношения, связанные с гражданством республик Россий­ской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соот­ветствующих законодательных актах.

Действующая Конституция расширила число норм, регули­рующих гражданство Российской Федерации. Причем наибо­лее важные нормы в этой области отнесены к основам кон­ституционного строя (ст. 6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федера­ции». Оно определяется какустойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивый характер отношений гражданства за­ключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого по­рядка их прекращения, не допускающего расторжения граж­данином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловече­ских ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Среди принципов гражданства надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства Россииэтот принцип является важнейшим и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В законе о гражданстве оно раскры­вается следующим образом: граждане Российской Федера­ции, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2).

Значение этой нормы состоит не только в установлении единого российского гражданства, но и в определении усло­вий принадлежности граждан Российской Федерации к граж­данству республики. Тем самым восполняется пробел, кото­рый был в прошлом союзном законодательстве. Единое гражданство в федеративном государстве являет­ся необходимым условием его суверенного статуса, сохране­ния целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Это выражается в за­креплении законом нормы о том, что «в Российской Федера­ции каждый человек имеет право на гражданство», в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осу­ществляемый к тому же на достаточно доступных для челове­ка основаниях. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Рос­сийская Федерация проводит в этом отношении активную по­литику. Ст. 7 Закона о гражданстве Российской Федерации называется «Сокращение числа лиц без гражданства». В ней закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на тер­ритории Российской Федерации от лиц без гражданства, яв­ляется гражданином Российской Федерации.

Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, во-вторых, в тем, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации из­менить гражданство.

4. Конституция Российской Федерации и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее - вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. - закрепляло такую форму утраты гражданства.

Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не пред­усматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Запрет на применение лишения гражданства в Конститу­ции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Россий­ской Федерации вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между чело­веком и государством, предполагающего недопустимость рас­торжения этих связей как той, так и другой стороной без вза­имного согласия.

5. Конституционным принципом гражданства является предоставляемая гражданину Российской Федерации воз­можность иметь гражданство иностранного госу­дарства (двойное гражданство) в соответствии с феде­ральным законом или международным договором Российской Федерации.

Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появле­ния у гражданина Российской Федерации иностранного граж­данства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего таких лиц своими гражданами, ав­томатическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Такого рода двойного гражданства российское законо­дательство не признает. В ст. 3 Закона Российской Федерации указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Россий­ской Федерации, не признается принадлежность к граж­данству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции, основывается на определенных условиях: тре­буется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Фе­дерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или осво­бождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципасо­хранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвра­щаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции Россий­ской Федерации. Отрицание такого права в прошлом явля­лось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на от­рицании автоматического его изменения при заключе­нии или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении граж­данства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюде­ния установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допус­кающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).

В равной мере, брак, заключенный гражданином Россий­ской Федерации с иностранным гражданином, не предостав­ляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Рос­сийской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5). В послед­нем закреплено, что государственные органы Российской Фе­дерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защи­щать их права.

9. Закон Российской Федерации о гражданстве впервые вводит такой принцип как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являю­щемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сооб­ществом, с его согласия. Почетное гражданство предостав­ляется Президентом.

Гражданство любого государства зиждется на двусторонней основе. Вступая в гражданскую принадлежность, индивидуум берет на себя некоторые обязательства перед страной, получая взамен соответствующие права и гарантии. То же можно сказать и о самом государстве, которое, принимая в свои ряды нового члена общества, гарантирует ему защиту, при этом ожидая от него выполнения всех его обязанностей. Именно по этой причине всем, кто решился на миграцию в Россию, необходимо понимать принципы российского гражданства.

В чем сущность понятия

До того как приступить к изучению основных характеристик российского гражданского статуса, необходимо четко понимать, что собой вообще представляет такое понятие, как гражданство. С юридической точки зрения – это не что иное, как правовое состояние того или иного лица, пребывающего в данной конкретной стране.

Не углубляясь в термины, можно сказать, что гражданская принадлежность определяет и регулирует отношения между человеком и государством на двух уровнях: социальном и межгосударственном.

Иными словами, отношения гражданства представляют собой симбиоз прав, свобод и обязанностей, которые берут на себя обе стороны. Все они становятся актуальными в момент принятия гражданства и сохраняются вплоть до его утраты.

Принципы приобретения гражданства могут быть самыми разными:

  • по рождению;
  • в результате натурализации;
  • на основании восстановления принадлежности и прочие.

Каждый из них подразумевает, что все привилегии и обязанности российского статуса, которые оговорены в Конституции, начинают действовать с момента его приобретения, а государство берет на себя защиту гражданина не только в рамках своей территории, но и за ее пределами.

Принципы

Знание основополагающих принципов рассматриваемого понятия позволит будущему российскому гражданину всесторонне оценить все преимущества, ответственность и недостатки интеграции в российское общество.

Единство и нераздельность

Принцип единого гражданства занимает главенствующее место. Он подразумевает, что данное понятие является неделимым, независящим от того основания, на котором иностранный подданный его приобрел. Это значит, что если гражданство было получено за какие-то особые заслуги, этот факт не превозносит его обладателя над всеми другими жителями страны.

Таким образом, этот принцип предполагает, что совершенно не играет никакой роли ни время, ни способ интеграции в рассматриваемое общество, а потому никаких преимуществ никто не получает. Ребенок, который стал российским гражданином по праву рождения, обладает такими же правами, что и тот, который был усыновлен.

Лишить гражданского статуса принудительно нельзя

Как получить, так и потерять свою принадлежность к РФ можно как в добровольном порядке, так и в разрешительном. Приказ о присвоении гражданства издает непосредственно президент. Процесс лишения этого статуса на принудительной основе в России не предусмотрен. Сделать это может только сам заявитель, подкрепив свое желание соответствующим прошением.

Такого понятия, как лишение гражданской принадлежности с принудительной депортацией в РФ не существует. По закону возможно только лишь выдворение, и то если речь идет о нелегальных мигрантах. Основаниями для такой меры может быть фиктивный брак или ложные сведения, предоставленные в процессе легализации.

Право любого гражданина на российскую принадлежность

Согласно Конституции, российское гражданство является свободным, открытым и доступным любому кандидату. Это значит, что не существует никакой дискриминации – ни расовой, ни гендерной, ни идеологической, – которая могла бы стать причиной отказа в приеме в гражданство РФ. Исключение составляют только случаи, когда действия кандидата или его состояние здоровья несет в себе угрозу другим жителям страны.

Более того, закон не запрещает своим гражданам получать подданство любого другого государства, находясь таким образом сразу в двух гражданских принадлежностях. При этом не стоит забывать, что для самой Российской Федерации такие бипатриды остаются исключительно ее подопечными.

Привлечение апатридов

К принципам гражданства в РФ относятся еще и такие, как поощрение его приобретения апатридами, а также невозможность его утраты в связи с изменением гражданского статуса второго супруга.

На сегодняшний день российские власти всячески пытаются сократить число лиц без какой-либо принадлежности. Это проявляется в создании упрощенного коридора для выходцев из бывшего Советского Союза, носителей русского языка, лиц, имеющих российские корни.

Еще одним важным моментом российского гражданства является свободный выезд за рубеж, который не может служить основанием для лишения российского паспорта.

Как получить Российское Гражданство: Видео

гражданство
  1. Единое
гражданство
  1. Равное
гражданство
  1. Сохранение гражданства России лицами, проживаю за пределами РФ
  1. Независимость гражданства от брака
  1. Защита и покровительство гражданина России со стороны Российского государства
Человек вправе вступить в российское гражданство либо прекратить его только по своей воле. Гражданин РФ не может быть лишён российского гражданства или права изменить его. Граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, учредившей своё гражданство, являются одновременно гражданами этой республики. Независимо от основания его приобретения. Правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой национальной, языковой или религиозной принадлежности. Проживание гражданина России за её пределами, независимо от места и срока, не прекращает его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечёт за собой изменения гражданства. Гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Граждане РФ за пределами России пользуются защитой и покровительством РФ.

4. Законодательства многих государств содержат положения, запрещающие своим гражданам иметь двойное гражданство.

Как вы думаете, какими причинами может быть обусловлен подобный подход к решению вопроса двойного гражданства? Назовите не менее трех причин.

проблема исполнения воинского долга лицами с двойным (множествен­ным) гражданством;

последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;

проблема налогообложения;

участие в выборах;

5. Завершите схему:

6. Гражданин Российской Федерации М. Смирнов постоянно проживает в Москве. Он хочет переехать на постоянное место жительства в Таллинн, где он родился в 1951 году и где живет его отец, гражданин Эстонии. Сам Смирнов желает поменять гражданство.



Как будет решен вопрос о российском гражданстве Смирнова?

Как будет решен вопрос о гражданстве его дочери 18 лет и сына 7 лет, если жена и дети Смирнова:

а) уедут с ним в Таллинн;

б) останутся жить в России?

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, но Эстония не признаёт двойного гражданства, поэтому если Смирнов желает поменять гражданство, то ему придется отказаться от российского в пользу эстонского.

В случае отъезда семьи Смирнова с ним в Таллинн, несовершеннолетний сын автоматически следует за гражданством родителей, а совершеннолетняя дочь сама выбирает гражданство.

Если семья Смирнова останется жить в России, то российское гражданство сохраняется за ними.

7. В 1987 году гражданка СССР И. Владимирова выехала на постоянное место жительства в Израиль. Там она вышла замуж за американского гражданина, переехала в США и получила американское гражданство. Ее мать живет в Санкт-Петербурге и является гражданкой Российской Федерации.

Имеет ли право Владимирова на российское гражданство? Если да, то в каком порядке она может его получить?

Да, Владимирова имеет право получить российское гражданство. Гражданами РФ по рождению признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30 декабря 1922 года) и утратившие гражданство бывшего СССР. Согласно, закону о гражданстве Российской Федерации, приобретают гражданство РФ путем регистрации лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации.

8. Дайте определения понятий:

совокупность гарантируемых Конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей.
понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя за установленные законодательством пределы.
установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.


9. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает, что ограничение некоторых, наиболее важных из них, допускается только на основании федерального закона и каждый раз должно осуществляться с соблюдением дополнительной гарантии – с санкции (по решению) суда.

Перечислите эти права.

Право на личную свободу и неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25).

10. Заполните таблицу:

Права и свободы человека в Российской Федерации

Группа прав и свобод Права и свободы Статья Конституции РФ, в которой они закреплены
1. Личные (гражданские) Право на жизнь Право на достоинство Право на свободу Право на личную неприкосновенность Право на неприкосновенность жилища Право на выбор места жительства и свободу передвижения Право на свободу мысли и слова Право на информацию и защиту информации Право на свободу совести Право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь Право на пользование родным языком и определение национальности Ст. 20 Ст. 21 Ст. 22 Ст. 25 Ст. 27 Ст. 29 Ст. 28 Ст. 26
2. Политические Право участвовать в управлении государством: 1. Избирать и быть избранным в органы госвласти и управления; 2.Участвовать в референдуме; 3. Участвовать в отправлении правосудия. Право на равный доступ к государственной службе. Право обращаться в госорганы и органы местного самоуправления. Право на объединение. Право на проведение собраний, митингов и демонстраций Ст. 32 Ст. 33 Ст. 30 Ст. 31
3. Экономические Право частной собственности. Право на труд. Право на отдых. Право на свободное предпринимательство. Ст. 35 Ст. 37 Ст. 34
4. Социальные Право на социальное обеспечение Право на поддержку в старости. Право на жилище. Право на медицинское обслуживание Право на образование. Ст. 39 Ст. 40 Ст. 41 Ст. 43
5. Культурные Право на участие в культурной жизни. Право на свободу творчества. Ст. 44

11. Опираясь на положения части 3 статьи 56 Конституции РФ, перечислите те права человека и гражданина, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения в стране.

Право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать религиозные и другие убеждения, на жилище, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека . Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, право на получение квалифицированной юридической помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

12. В последнее десятилетие во многих странах мира усиливается движение за законодательное разрешение эвтаназии. (Эвтаназией называется искусственное прерывание врачом жизни пациента в безвыходных ситуациях при неизлечимых болезнях.) Противники эвтаназии называют ее убийством и утверждают, что она нарушает фундаментальное право человека – право на жизнь Сторонники эвтаназии доказывают, что право на жизнь не означает обязанности человека жить в том случае, если он этого не хочет. Также они полагают, что одним из элементов права человека на жизнь является его правомочие распоряжаться своей жизнью и самостоятельно определять временные пределы своего существования, т.е. право на смерть.

Выскажите свое мнение по данной проблеме. Считаете ли вы возможным легализацию эвтаназии в Российской Федерации?

На мой взгляд, активная эвтаназия, по крайней мере, в наше время, не имеет права на существование, так как скрывает в себе массу возможностей для неправильного применения акта эвтаназии. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом, на содержание и лечение которых недостаёт денежных средств. В данном случае эвтаназия – убийство. В свою очередь, всё это может привести к криминализации медицины и к потере социального доверия к институту здравоохранения; к поруганию бесценного дара человеческой жизни; к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга; к снижению темпов развития медицинского знания, в частности, разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболеваний и т.п.

Если больной находится в вегетативном состоянии, необходимо определить необратимость такового состояния, а лишь за тем принимать решение об эвтаназии. На мой взгляд, вопрос об эвтаназии следует решать в присутствии представителя больного, имеющего задокументированное ранее волеизъявление, если это не возможно, по ряду причин, всё равно, вопрос об умерщвлении не должен решаться одним лицом, а, например, консилиумом врачей (даже в тех странах, где эвтаназия разрешена, оговорено, что этот вопрос решается комиссией, включающей медиков, юристов; медики подтверждают своими подписями безнадежность больного).

13. Итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа в своей книге «О преступлениях и наказаниях» писал, что смертная казнь не основана на настоящем праве, поскольку никому из людей не дано право убивать себе подобных. По мнению Беккариа, смертная казнь является «войной с гражданином, считающей необходимым или полезным уничтожить его жизнь».

Согласны ли вы с мнением Ч. Беккариа? Обоснуйте свой ответ.

Я считаю, что самые страшные преступления – чудовищные, циничные – заслуживают смертной казни. Таких преступников не исправить и не наказать, потому что нет такого наказания соизмеримого их вине.

Тема 6 . Федеративное устройство

Российской Федерации.

1. Дайте определения понятий:

(фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации.
1) нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (устав железных дорог, общественные уставы); 2) установленный собственником имущества либо общественной организацией свод правил, регулирующих определенные вопросы правового положения соответствующих организаций, основные виды деятельности организации, определяющий ее цели и задачи, принципы образования и деятельности, структуру, устройство, взаимоотношения с другими организациями и гражданами; права и обязанности членов общественной организации;
понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов.
право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого), тем самым создавая, изменяя или прекращая права и обязанности последнего.

Термин «гражданство» имеет три основных значения:

  • одно из суверенных прав государства;
  • публично-правовое состояние индивидов;
  • конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состоянияналичие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

  • круг лиц, признаваемых российскими гражданами;
  • основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;
  • двойное и множественное гражданство;
  • порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).

Принципы гражданства РФ

Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

Принцип единого гражданства

Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.

Принцип допущения двойного гражданства

Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства — ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).

Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Противоположное решение вопроса о связи гражданства и места проживания лица содержалось в Указе Президиума Верховною Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Текст Указа официально опубликован для сведения в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. Указ устанавливал, что лица, переселявшиеся в соответствии с выраженным ими желанием из СССР в Израиль на постоянное жительство, считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР. Указ связывал утрату гражданства не с волеизъявлением гражданина на предмет его выхода из союзного гражданства, а с его желанием выехать из СССР на постоянное место жительства в другое государство.

Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)

К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.

В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)

Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)

Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав — надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)

В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)

Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.