Граждане на которых не распространяется статус беженцев. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в российской федерации. Процесс получения статуса беженца

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан-ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца - Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах";
    2. вынуж-денного переселенца - Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж-данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо-ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на-циональности, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре-ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право-вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас-сматривается компетентными органами, которые при наличии не-обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо-бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото-рого лицо пользуется правами российского , а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при-знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную регистра-цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

Беженец не может быть возвращен против его в страну, которую он покинул, но он при определенных ус-ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде-лы России на постоянное жительство, при умышленном пред-ставлении сведений, добровольном принятии защиты го-сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го-сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст-ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото-рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за-коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо-гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградский институт экономики, социологии и права

Факультет Юридический

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации

по дисциплине Конституционное (государственное) право Российской Федерации

Выполнила: Никулина В.А. ЮД-091

Научный руководитель: Виноградов В.В.

Волгоград 2010

  • Введение
  • Заключение

Введение

Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства. Категория беженцев в международной миграции ежегодно составляет около 20 млн. человек.

На последнюю четверть XX века и начало нынешнего приходится многократное увеличение масштабов и расширение географии вынужденной миграции в мире, что является результатом сохраняющихся и вновь возникающих очагов политической напряженности, войн, этнополитических конфликтов, экологических катастроф. Распад СССР не только изменил политическую карту мира, но также обострил межэтнические конфликты, породил острейшие политические, экономические и социальные проблемы. "В большинстве союзных республик основой массовых действий и политического размежевания стала национальная идея и этнонационализм в его прокоммунистическом или антикоммунистическом вариантах, исповедуемый соответственно старыми или новыми политическими элитами доминирующих этнических групп" Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001. С. 26. .

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию. Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее. Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц. После распада СССР вновь образованные независимые государства столкнулись с большими потоками беженцев. Подобная ситуация потребовала от властей принятия адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы.

Когда началась массовая вынужденная миграция населения в Российскую Федерацию (всего за 1992 - 1999 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев и беженцев) Аналитический доклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития» / Под ред. С.Н. Градировского. М., 2005. С. 27. , законодательство по вопросам убежища в стране отсутствовало. Назрела необходимость разработки государственной миграционной политики, и, прежде всего, ее законодательного обеспечения, включая вопросы правового регулирования предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца в Российской Федерации, с учетом мирового опыта и существующих реалий постсоветского пространства. Острый характер приобрела проблема соответствия российских правовых норм принципам и нормам международного права. Чрезвычайная актуальность и явно недостаточная степень изученности проблемы предопределили, выбор темы курсовой работы: "Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации".

Вышеизложенное позволяет сформулировать цель курсовой работы: всестороннее исследование правового статуса вынужденных переселенцев в Российской Федерации и освещение проблемы переселенцев в современном законодательстве. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие "вынужденный переселенец";

исследовать особенности правового положения вынужденного переселенца в Российской Федерации;

изучить вопросы регулирования прав вынужденных переселенцев в судебной практике РФ.

Глава 1. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации

1.1 Понятие правового статуса вынужденных переселенцев в соотношении с понятием правового статуса беженца РФ

Согласно, Федеральному закону от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.), Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.)// Российская газета. 2002.-№ 361. - С.10 вынужденным переселенцем может быть признан гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.

И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //Российская газета. 2002.-№ 154. - С.22 .

К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование, либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.

Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.)// Российская газета. 2002.-№ 361. - С.12

Следует отметить, что лицо не может быть признано вынужденным переселенцем по иным причинам.

Наряду с этим следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от беженца, не являющегося гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым, вынужденный переселенец признается гражданином данного государства.

Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» (с изм. и доп.от 30 июня 2003 г.) //Российская газета. 2003.-№ 187.-С.4

В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это, как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям.

Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

1.2 Порядок определения, утраты и лишения правового статуса вынужденного переселенца. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию вынужденных переселенцев

Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем детально определяют ведомственные акты Федеральной миграционной службой России. Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 20 декабря 2007 г. №465 г. Москва «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев» // Российская газета. 2008 г.-№ 4612.-С.9 Основанием для начала процедуры предоставления лицу статуса вынужденного переселенца является наличие решения о регистрации его ходатайства. Рассмотрение вопроса о предоставлении статуса осуществляется после прибытия данного лица на территорию субъекта Российской Федерации территориальным органом миграционной службы, которое зарегистрировало его ходатайство.

Зарегистрированные ходатайства граждан, прибывших по направлению других территориальных органов миграционной службы, рассматривает принимающий территориальный орган миграционной службы. Рассмотрение вопроса о предоставлении статуса осуществляется в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней. В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.

При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.

"Поскольку российское законодательство по-разному толкует определение "семья", миграционная служба склоняется к тому, чтобы членами семьи считать всех близких родственников, если они живут вместе (имеют один и тот же адрес и общий финансово-лицевой счет). Поэтому родителям или детям, проживающим отдельно от лиц, ходатайствующих о статусе беженца, необходимо подавать свое собственное ходатайство". Попов М.Ю. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов.- М., Проспект., 2001.- С.58.

Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

"Лицо, подавшее ходатайство в пост иммиграционного контроля, а при его отсутствии в орган пограничного контроля и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, обязано по предложению поста иммиграционного контроля покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе". Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.)// Российская газета. 2002.-№ 361. - С.13

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается под расписку удостоверение вынужденного переселенца при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. При этом у лица, признанного вынужденным переселенцем, изымается ранее выданное свидетельство о регистрации ходатайства.

В соответствии с Законом срок действия статуса вынужденного переселенца строго определен и составляет 5 лет. Однако, в определенных случаях, как это предусмотрено в Инструкции ФМС России о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации, срок действия статуса вынужденного переселенца может быть продлен. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.)// Российская газета. 2002.-№ 361. - С.14 Для этого необходимо в письменной форме подать заявление о продлении срока действия статуса в территориальный орган миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено только при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.)// Российская газета. 2002.-№ 361. - С.15

Решение о продлении или об отказе в продлении срока действия статуса принимается руководителем территориального органа миграционной службы или его заместителем и оформляется протоколом. О продлении срока действия статуса в удостоверение вынужденного переселенца вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя и гербовой печатью.

В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Рассмотрим правовые аспекты пребывания вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что "с конца 80-х гг. в системе Европейского Сообщества стала получать активное распространение концепция "третьей безопасной страны", или страны "первого убежища", или "ответственного" государства. Она предполагает, что беженец не может произвольно выбирать страну своего убежища, а должен остановиться в своем выборе на первой же безопасной стране, лежащей на его пути. Именно поэтому страны СНГ, Восточной и Центральной Европы, которые не так давно присоединились к Конвенции 1951 г., оказались в ситуации, когда они обязаны принимать всех лиц, ищущих убежище, проследовавших через их территории, даже если эти лица не хотят в них задерживаться". Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)// Сборник Международных документов.- 1995.- № 2. - С.22-29. Например, беженцы-курды из Ирака, въехавшие через Турцию и Азербайджан в Россию в 1992-1993 гг., нелегально проживали на ее территории по нескольку лет. Те из них, кто имел близких родственников в странах Скандинавии, устремились туда, нелегально пересекая границы Прибалтийских стран. Получив отказ в проведении процедуры определения статуса, они были высланы обратно в Прибалтийские страны, а оттуда - по маршруту их первоначального следования в Белоруссию и Россию, став в результате "беженцами по кругу". При этом страны Европейского Союза не задаются вопросом, были ли эти люди в принципе согласны просить убежища в России и остаться там или же расценивали ее как транзитный коридор.

Что же должны предпринять в сложившейся ситуации страны-участницы Конвенции 1951 г., которых данная проблема затрагивает, в пользу действительных вынужденных переселенцем?

1. Предоставить право подавать ходатайства о статусе на своей территории беженцам, осуществившим на своем пути короткий по времени транзит другой страны, но не просившим или не получившим там убежища. Возможны и другие варианты защиты, в т. ч. и временное убежище;

2. Искать возможности заключения двусторонних или региональных соглашений, которые будут посвящены определенным правовым гарантиям обязательного прохождения процедуры признания статуса беженца хотя бы в одной из стран следования.

Нужно отметить, что данные рекомендации относятся в равной степени как к странам СНГ, Восточной и Центральной Европы, так и к государствам Европейского Союза, поскольку для выполнения общих для всех участников положений Конвенции 1951 г. необходимо применение единых стандартов по отношению к тем, кого она защищает.

Говоря о практике применения временной защиты, можно охарактеризовать ее как уже сложившийся правовой режим пребывания лиц, ищущих убежища. Суть временного убежища заключается в разрешении пребывания на территории страны и гарантиях невысылки.

Как пример удачной организации приема лиц, ищущих убежища, можно назвать четкую работу иммиграционных постов и специальных центров временного содержания для таких людей в странах Западной Европы. Рекомендация Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (14 декабря 1950 г.)// Сборник международных документов. 1991.-№4. - С.34 предостерегает государства-участников Конвенции 1951 г. от использования таких центров как мест специального заключения для лиц, ищущих убежища, и четко устанавливает цели, в которых они могут содержаться там: - установление личности; - определение оснований, на которых построено ходатайство об убежище; - выяснение обстоятельств, когда лица уничтожают свои проездные или удостоверяющие личность документы или используют поддельные документы с целью ввести в заблуждение власти той страны, где они просят об убежище; защита общественного порядка. Как правило, подобные центры расположены при международных аэропортах, вокзалах и морских портах, куда могут прибывать мигранты.

"Представляется, что для отделения нелегальных иммигрантов от действительных людей нуждающихся в помощи, иммиграционные ведомства стран СНГ вполне могли бы использовать этот западный опыт. Здесь очень важно применение следующих принципов обращения с людьми: краткосрочность пребывания; возможность диалога с работниками иммиграционных служб; допуск представителей международных и общественных организаций с целью помощи и консультаций; уважение человеческого достоинства каждого мигранта.

Практика содержания лиц, ищущих убежища, в особо предназначенных для этих целей местах существует почти во всех странах Западной Европы. Позитивным моментом ее применения является то, что указанные лица таким образом имеют возможность получить минимальные гарантии начальной правовой и социальной поддержки. " Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации /под ред. А.Д. Даниэль, Л.С. Ереминой, Т.И.Касаткина.- М., Право.- 1997.- С.83.

Нельзя обойти стороной и вопросы утраты статуса и вынужденного переселенца.

Необходимо принимать во внимание, что понятия "утрата" и "лишение" имеют разное значение. Лишение статуса вынужденного переселенца следует рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное поведение. Что касается утраты статуса беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением самого лица. К их числу относится получение лицом разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, приобретение российского гражданства либо гражданства иного государства, добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности и другие условия.

"Лицу, утратившему статус вынужденного переселенца либо лишенному данного статуса, вручается соответствующее уведомление с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования. Данный документ вручается ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом иммигрант обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус переселенца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных выше, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации. " Тишков В.А. Вынужденные мигранты и государство.- М., ЭКОС., 1998.- С.27.

Основания и порядок лишения статуса вынужденного переселенца предусмотрено ст.9 ФЗ "О вынужденных переселенцах". Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I-ФЗ «О вынужденных переселенцах» // Российская газета. 1993.-№ 361. - С.14

Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии законом.

Федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы. Положение о порядке оформления, выдачи и обмена удостоверения беженца (утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1227) (с изменениями от 27 апреля 2001 г.) // Российская газета. 1995.-№ 359.-С.23

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.

Глава 2. Реализация статуса вынужденных переселенцев

2.1 Особенности прав, обязанностей и ответственности вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец имеет право:

1. Самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2. При отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3. На получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.)// Российская газета. 2002.-№ 361. - С.18

Вынужденный переселенец обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы; проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

В литературе, вопрос о гражданских правах вынужденных переселенцев вызывает дискуссии. Я считаю, что говорить о гражданских правах в обществе, которое с трудом справляется с проблемой собственного воспроизводства, - важно, но будет более актуально определить, что мешает решать собственные проблемы и обозначать выход из ситуации.

Продвижение России по пути капитализации, разделения труда, развития рыночных отношений сопровождается столкновением двух систем нравственных ценностей: традиционной (ориентированной на неизменность человеческих отношений) и либеральной (ориентированной на прогресс, развитие и установление диалогов между народами, между народом и государством).

Устранение государства от процесса формирования рыночных институтов, единого конституционного и рыночного пространства отвечало интересам олигархии, способствовало криминализации общества, обострению национальных проблем (особенно в Чечне).

Недостатки системы статистического учета населения, при запретительно-ограничительной регистрации мигрантов из других регионов и стран СНГ, не позволяют разрабатывать адекватные планы социально-экономического развития региона, усложняют межнациональное общение.

Стремление государства вернуться к управлению процессами общественного производства отвечает требованиям времени, но в условиях социально-культурного раскола общества, отсутствия единой нравственной основы для его воспроизводства важно сделать сам раскол предметом озабоченности общества. Нельзя повторять ошибок прошедших столетий, приспосабливаясь к расколу, а необходимо найти путь консолидации общественного сознания и не отступать от либеральных реформ. Только тогда можно будет серьезно говорить о гражданских правах в России.

2.2 Правовые проблемы реализации статуса вынужденных переселенцев. Проблемы самозащиты переселенцев

В первую очередь, коснемся некоторых проблем, непосредственно связанных с определением статуса вынужденного переселенца.

Чтобы решение о предоставлении статуса принималось на основе объективных данных, ответственным лицам необходимо иметь надежные источники информации о положении в местах исхода переселенцев. Неправительственные организации основным источником информации называют Управление Верховного комиссара ООН. А по сведениям, полученным из самих представительств УВКБ ООН, за информацией к ним чаще обращаются правозащитники и юристы, оказывающие помощь вынужденным переселенцам, а не миграционные службы. Довольно редко органы миграции учитывают мнение экспертов, ученых; их оценки, к сожалению, не принимаются во внимание. Власти, определяя статус, с большим доверием относятся к полученным из страны исхода сведениям, которые не могут служить адекватной информацией и должны использоваться с большой осторожностью.

Как правило, от ходатайствующих о предоставлении статуса требуют подтверждения того, что они подвергались преследованиям в прошлом. Если это и не обязательно, то уж во всяком случае весьма желательно при определении статуса. Однако мы знаем, что существует большая категория лиц, ищущих убежище, которым реальная опасность возвращения служит достаточным обоснованием для обращения за статусом беженца. К сожалению, все это принимается во внимание весьма в малой степени.

Фактически почти не используется возможность применения процедуры, когда статус предоставляется без личных бесед на основании общеизвестных фактов относительно места, откуда человек прибыл. Такая процедура применялась прежде, в советское или непосредственно последовавшее за распадом СССР время, до присоединения наших государств к Конвенции 1951г. и до появления соответствующего внутреннего законодательства. Прискорбно, что с появлением правовой базы такой способ определения статуса перестал применяться.

Не всегда очевидна возможность обжалования отказа в предоставлении статуса вынужденного переселенца и доступность процедуры обжалования.

Есть еще один момент, который необходимо учитывать: на постсоветском пространстве нет традиции обращения в суд. Такой образ действий представляется не слишком этичным. Приходится убеждать не только переселенцев, но и официальных лиц, что это единственный цивилизованный способ разрешения конфликтов, что отношения в судебном процессе не надо переносить в сферу личных отношений. Более того, иногда при отсутствии отработанной законодательной базы чиновник заинтересован в судебном решении, снимающем с него груз ответственности.

Особенно важным становится квалифицированное применение критерия определения статуса вынужденного переселенца: создание эффективных, детально разработанных процедур, позволяющих наиболее точно выяснить, удовлетворяет ли заявитель определению Конвенции 1951г.

Основная часть процедуры определения статуса вынужденного переселенца - доказательство того, что ходатайствующий действительно соответствует определению данного статуса. В этом смысле стандарт доказательства, обоснованности ходатайства о предоставлении статуса - одна из важнейших задач, которую мы должны научиться решать.

Отметим, что в последние десять лет Российская Федерация переживает некий законодательный бум, который характеризуется как количественными, так и качественными показателями. Курс на законодательное регулирование самых различных вопросов общественной жизни (количественный аспект) представляется правильным, когда регулируются вопросы права или процесса. Но законодатель пошел по пути детализации и процедурных правоотношений (качественный или содержательный аспект), что, с одной стороны, заслуживает положительной оценки, так как ограничивает чиновничье усмотрение, но, с другой стороны, делает законодательный акт излишне громоздким и, как следствие, менее гибким и менее приспособленным к динамике современной жизни.

Еще одна проблема, которая возникает при детализации законодательных актов, - это их согласованность между собой, унификация юридической терминологии. Конечно, мы допускаем, что в различных отраслях права могут неодинаково пониматься омонимичные термины. Даже внутриотраслевая терминология может иметь свои нюансы в зависимости от конкретного правоотношения. На это уже не раз обращалось внимание в юридической литературе, поэтому законодатель пошел по пути описания в самом законе терминов, используемых в его тексте.

Коснемся вопросов судебной практики, связанной с правовым статусом вынужденных переселенцев.

Судебная практика, связанная с применением законодательства о вынужденных переселенцах, относительна невелика. На сегодняшний день можно с удовлетворением констатировать, что она стабилизируется. Одним из поводов для этого послужило обобщение судебной практики по данной категории дел, которое было сделано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., № 5.-С. 20-29

Прежде всего, необходимо отметить, что количество дел с участием вынужденных переселенцев больше, чем с участием беженцев. Причем случаи отказа в принятии исковых заявлений или жалоб по делам данной категории крайне редки. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/ Все дела с участием беженцев и вынужденных переселенцев условно можно подразделить на две группы. Во-первых, это рассмотрение требований о предоставлении статуса беженцев или вынужденных переселенцев. Во-вторых, это дела, связанные с реализацией прав указанной категории граждан (трудовых, жилищных и т.п.).

В первом случае обращает на себя внимание тот факт, что в судебной практике встречаются попытки получить статус вынужденного переселенца по экономическим причинам (безработица, низкий уровень жизни, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера), что противоречит действующему законодательству. При реализации вынужденными переселенцами своих прав также возникают проблемы, требующие судебного рассмотрения. Однако встречаются и проблемы, относящиеся непосредственно к деятельности судов по осуществлению правосудия. Обобщение практики показало, что суды иногда испытывают трудности в составлении резолютивной части решения. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/ Между тем регистрация ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем - два разных решения, отнесенные к компетенции Федеральной миграционной службы России. В случае, если лицо не согласно с принятым в отношении его решением территориального органа ФМС России, оно вправе обжаловать его в суд в порядке, предусмотренном главой 241 ГПК РФ. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 1 февраля 2003г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002г. - № 46. - С. 20 Резолютивная часть решения суда по такой жалобе должна содержать вывод о правомерности либо неправомерности обжалуемого решения территориального органа ФМС России и конкретные меры, необходимые для восстановления прав заявителя.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обратила внимание на то, что судам особое внимание следует уделять формированию доказательственной базы. Поскольку в процессе рассмотрения дела интересы территориальных органов Федеральной миграционной службы России и лиц, обратившихся за получением статуса вынужденного переселенца, в ряде случае противоположны, недостаточно использовать в качестве доказательств материалы миграционного дела и документы, удостоверяющие личность заявителя. Проблемой правового статуса вынужденного переселенца является так же и то, что, в виду пробелов правового регулирование и несовершенства правовой базы, в законодательстве Российской Федерации достаточно поверхностно определен статус указанных категорий лиц. В связи с этим, часто встречаются отказы в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/

Отказ в предоставлении статуса чаще всего связан с тем, что заявитель не предоставляет сведений об угрозе жизни, насилии или дискриминации, либо указывает иные мотивы миграции. Во многих случаях в ходатайствах указываются экономические мотивы миграции, что не является оснований для признания статуса.

Особую сложность вызывает доказывание дискриминации, которая допускалась в отношении заявителя. Как правило, проверка фактов преследования проводится через посольства РФ в тех странах, откуда прибыл мигрант. Учитывая заинтересованность местных властей представить ситуацию в лучшем свете, такого рода проверки заканчиваются отписками.

Существует так же острая проблема в своевременности обращения мигрантов о продлении статуса. Продление статуса дает возможность пользования льготами, которые для неимущей части мигрантов чрезвычайно важны. В тоже время, необходимо признать, что для большинства вынужденных переселенцев, не получивших за период проживания необходимой и законной помощи, право на продление статуса является справедливым и правомерным.

Как правило, проблемы продления статуса связаны с не информированностью мигрантов. В связи с этим, необходимо признать, что часто отсутствует последовательная работа по разъяснению мигрантам правовых вопросов. Нет также постоянной работы по правовому консультированию мигрантов. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/

Проблемой, с которой часто сталкиваются вынужденные переселенцы является то, что возможности оказания помощи в муниципальном жилье, даже временном, у Миграционной службы из года в год снижается. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/ Средства, выделяемые федеральной программой, урезаются, финансирование ведется на уровне 20-30% от запрошенных средств. А очередь нуждающихся социально незащищенных граждан растет ежегодно на 15%. Сегодня на очереди на улучшении жилищных условий стоит 3000 человек. Причем, малообеспеченными признается лишь небольшая часть граждан по формально социальному признаку, а не по уровню дохода. В этом случае, мигранты, прибывающие в область, как правило, русского происхождения, вынужденные покинуть бывшее место жительство по экономически - социальным обстоятельствам, лишены какой-либо поддержки и социальных гарантий.

В большинстве случаев имущественные претензии пострадавших не удовлетворяются в связи с отсутствием подтверждающих документов. Между тем, в соответствии с международным гуманитарным правом, эта проблема должна решаться в первоочередном порядке, а пострадавшие должны получить компенсацию в адекватном размере.

Крайне сложно получить мигрантам ссуду на приобретение и строительство жилья. Также трудно получить социальную помощь, Обратимся к проблеме самозащиты прав вынужденных переселенцев. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/

В большей или меньшей степени, но вынужденные переселенцы, как категория населения, находящегося на территории РФ, обладает пакетом прав, свобод и обязанностей. Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции РФ (ст.45) Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ и вступительной статьей. - 6-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2010. - С. 20 и мнению специалистов Тишков В.А. Вынужденные мигранты и государство.- М., ЭКОС., 1998.- С.119. юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии - это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии - это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.

Часть вторая ст.45 Конституции РФ определяет, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ и вступительной статьей. - 6-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2010. - С. 20 Таким образом, человеку, законно находящемуся на территории РФ, а гражданам РФ и вне ее пределов, предоставляется широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав. Обязательным условием его действий должно быть отсутствие противоречия законам, установленным в обществе. Законодатель, употребляя формулировку "каждый вправе", подчеркивает признание данного права за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, т.е. право на самозащиту распространяется, в том числе, и на вынужденных переселенцев.

Таким образом, самозащита - это субъективное право и юридическая гарантия осуществления прав и свобод личности (человека или гражданина), выражающаяся в правомерном деянии (действии или бездействии) управомоченного лица, связанное с защитой своих прав и свобод от нарушений.

Хотя Конституция РФ и закрепила право каждого на самозащиту прав и свобод, в текущем законодательстве оно детальной регламентации (например, в федеральном законе) пока еще не получило. Поэтому реализация права на самозащиту остается в РФ большой проблемой. Сложность заключается в определении способов, пределов и границ самозащиты, а также в создании необходимого механизма реализации данного субъективного права.

Как уже упоминалось, такие категории населения РФ, как вынужденные переселенцы, также обладают правом на самозащиту. Но на данный момент они больше надеются на государственную поддержку и защиту, на защиту их интересов со стороны международных организаций, а именно Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое активно действует на территории РФ, и на помощь иных общественных организаций. Безусловно, нельзя недооценивать огромного значения этих организаций в обеспечении элементарных прав и свобод человека, но следует заметить, что из-за большого числа нуждающихся в такой помощи она становится незначительной. Государство должно пересмотреть свою политику по отношению к вынужденным переселенцам, создав действенный механизм самостоятельной защиты и обеспечения ими своих прав, свобод и обязанностей.

На сегодняшний момент вынужденные переселенцы, согласно российскому законодательству, имеют право на следующие способы самозащиты своих прав и свобод: право на труд, на обращение, право на мирные публичные мероприятия и на участие в управлении делами государства (только граждане РФ), право на информацию, необходимую оборону, на выбор места жительства и на свободу передвижения. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.- № 290

Таким образом, законодательство РФ предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.

вынужденный переселенец правовой статус

Заключение

Существующая на международном уровне проблема вынужденных переселенцев имеет большую актуальность для России в силу происходящих в ней экономических, социальных, демографических и иных изменений. Российская Федерация как полноправный член международного сообщества и государство, в котором реализуются установленные демократические процедуры, в своем Основном Законе 1993 г. провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Развивая в дальнейшем эти положения, Конституция РФ провозглашает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом, исходя из данных положений Основного Закона, Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью ее правовой системы.

Построение национальных систем убежища в духе строгого соответствия международным стандартам в области защиты такой наиболее уязвимой категории лиц как переселенцы продолжается и в настоящее время, что является неотъемлемой частью процесса формирования демократического общества. В связи с этим Россией должна быть выработана такая государственная политика, при которой миграция играла бы важную роль в развитии страны. Эффективная государственная миграционная политика должна быть составным - и очень важным - элементом стратегии развития общества.

Список используемой литературы

Нормативные акты.

Международные:

1. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Сборник Международных документов. - 1995. - № 2. - С.22-29.

2. Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (14 декабря 1950 г.) // Сборник международных документов. 1991. - №4. - С.34

Федеральные:

3. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 1 февраля 2003г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002г. - № 46. - С. 20

4. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. - № 290

5. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ и вступительной статьей. - 6-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2010. - С. 20

6. Положение о порядке оформления, выдачи и обмена удостоверения беженца (утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1227) (с изменениями от 27 апреля 2001 г.) // Российская газета. 1995. - № 359. - С.23

7. Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 20 декабря 2007 г. №465 г. Москва "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев" // Российская газета. 2008 г. - № 4612. - С.9Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.) // Российская газета. 2002. - № 361. - С.10.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I-ФЗ "О вынужденных переселенцах" // Российская газета. 1993. - № 361. - С.14

9. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) // Российская газета. 2003. - № 187. - С.4

10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета. 2002. - № 154. - С.22

Материалы судебной практики:

11. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., № 5. - С. 20-29

12. Обзор законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.).

Подобные документы

    Теоретические основы и история становления конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев. Порядок признания и утраты данного правового статуса.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

    Правовой статус беженцев. Лица, ходатайствующие о признании беженцами. Временное убежище. Место временного содержания. Правовой статус вынужденных переселенцев. Утрата либо лишение статуса вынужденного переселенца.

    реферат , добавлен 03.08.2007

    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ. Центр размещения вынужденных переселенцев и место временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами. Социальные права и трудоустройство беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2014

    Понятия "беженец" и "вынужденный переселенец" согласно международному и российскому законодательству. Особенности правоспособности лица, признанного беженцем. Порядок признания лица вынужденным переселенцем, регулирование его прав и обязанностей.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2010

    Понятие беженцев по российскому законодательству и международным стандартам. Правовой статус вынужденных переселенцев. Порядок признания беженцем. Их основные права и обязанности. Механизм законодательного регулирования проблемы беженцев в России.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Понятие и особенности правового статуса. Факторы, влияющие на содержание правового статуса. Правовые принципы и нормы, устанавливающие различные виды правового статуса. Анализ международно-правового, конституционно-правового и отраслевого статусов.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2017

    Понятие субъектов Российской Федерации, их участие в решении общефедеральных вопросов. Особенности правового статуса республик, областей, краев, городов. Проблемы федеративного устройства РФ, законодательного регулирования и утраты статуса субъекта РФ.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2011

    Раскрытие понятия и структуры правового статуса личности. Изучение принципов, которые лежат в основе осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации. Рассмотрение механизмов ограничения правового статуса личности.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Определение понятия "гражданство". Две соперничающие модели: либеральная и республиканская. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2013

    Понятие, структура, система основ правового статуса личности в Российской Федерации. Конституционное положение о равенстве всех перед законом и судом. Принцип гарантированности и недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина государством.

В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Беженец — это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

Правовой статус вынужденных переселенцев

В отличие от беженца вынужденный переселенец является, как правило, гражданином РФ, но по тем же причинам покинул иностранное государство и прибыл в Россию или переселился из одного в другой. Вынужденным переселенцем может быть также иностранец, постоянно проживающий в России на законных основаниях, но по указанным причинам изменивший место своего постоянного жительства.

Статус беженца и вынужденного переселенца предоставляется по ходатайству лица. После проверки принимается решение о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца и выдается соответствующее удостоверение. Оно действительно в течение пяти лег, но по заявлению лица каждый раз может продлеваться на год. Оба названных выше закона устанавливают основания, по которым можно отказать в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца (сообщение ложных сведений, участие в организациях, преследующих цели насильственного свержения конституционного строя, и др.). Отказ в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца может быть обжалован в суд.

Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляется беспроцентная долгосрочная ссуда на приобретение жилья (строительство), местные органы государства и органы самоуправления обязаны оказывать содействие беженцам и вынужденным переселенцам в решении их жизненных проблем. Эти лица пользуются определенными правами граждан РФ и несут соответствующие обязанности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый — Федеральным законом «О беженцах» (в редакции от 28 декабря 2010 г.), второй — Законом РФ «О вынужденных переселенцах» (в редакции от 16 октября 2010 г.).

Беженцами признаются лица, не имеющие , прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации.

Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Юридическое понятие «беженец» раскрывается через ряд признаков. Беженец:

  • во-первых, не является гражданином России, прибыл или желает прибыть на ее территорию из-за рубежа;
  • во-вторых, покидает страну своего проживания или пребывания и ходатайствует о приобретении статуса беженца в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • в-третьих, не может вследствие опасений стать жертвой преследований пользоваться защитой и покровительством этой страны или не желает пользоваться таковой;
  • в-четвертых, не может или не желает вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой произвола и насилия;
  • в-пятых, принято решение о предоставлении ему статуса беженца компетентными органами России.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступления: против мира, человечности, военные преступления, предусмотренные в международных актах, тяжкие преступления не политического характера, признаваемые таковыми в государстве его гражданства или обычного места жительства до того, как оно было допущено на российскую территорию, против принципов и целей ООН, а также, когда за лицом компетентные органы государства, в котором это лицо проживало, признают его права и обязательства, связанные с гражданством этого государства, и которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Лицо не признается беженцем, когда оно покинуло государство своей гражданской принадлежности или своего прежнего, обычного места жительства по причинам: а) экономического характера; б) голода; в) эпидемий; г) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В предоставлении статуса беженца может быть отказано, если:

  • лицо совершило преступление на территории России и в отношении него возбуждено уголовное дело;
  • лицу ранее было отказано в признании беженцем и обстановка в государстве его гражданской принадлежности или прежнего, обычного местожительства со дня получения им отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
  • лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и (или) к Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству России;
  • лицо обладает гражданством третьего государства, защитой которого могло воспользоваться при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в этом государстве по обстоятельствам, которые предусмотрены российским законом для признания лица беженцем;
  • лицо прибыло с территории иностранного государства, где имелась возможность быть признанным беженцем;
  • лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) России;
  • лицо отказывается сообщить сведения о себе;
  • лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории России;
  • имеются иные основания, предусмотренные российским законодательством.

Процесс получения статуса беженца

Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на Федеральную миграционную службу, подведомственную Министерству внутренних дел РФ.

Процесс признания лица беженцем предусматривает ряд действий:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • рассмотрение ходатайства по существу и принятие решения о признании лица беженцем либо об отказе в признании таковым;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаст ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовало получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории Российской Федерации. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства

РФ, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Распад Советского Союза и превращение граждан единой страны в жителей независимых государств, вызванные этим миграционные процессы и потребность обеспечить правовую защиту граждан одной страны - бывшей союзной республики - на территории другой обусловили заключение Российской Федерацией с некоторыми государствами СНГ и Балтии наряду с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ряда других соглашений, в том числе:

1) о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев,

2) о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории другой страны - бывшей союзной республики, и граждан этой страны, постоянно проживающих на территории РФ;

3) по вопросам гражданства.

В соглашениях о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев таковыми считаются лица, добровольно покидающие государство своего проживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства.

Переселенец - это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией соглашения, регулирующие не только процесс переселения, но и вопросы защиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных ценностей.

Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами - с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда и в соответствии с его законодательством и упомянутыми соглашениями.

Применяется также категория «вынужденные переселенцы». Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» именует вынужденным переселенцем гражданина РФ, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, покинувшее место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 121-ФЗ..

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации вынужденных переселенцев прием данных лиц производится в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных Законом «О вынужденных переселенцах» в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ..

В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах» и не подавших в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заявлений или ходатайств о приобретении гражданства Российской Федерации.

Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с Законом «О вынужденных переселенцах».

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.

При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.

При необходимости территориальный орган миграционной службы запрашивает от заявителя дополнительные материалы, делает запросы в компетентные органы для проверки представленных документов, достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.

Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней.

Форма удостоверения и порядок его выдачи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 199 (в редакции Постановления от 20 июня 1997 г. № 764) «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1103; № 26. Ст. 3055.. В нем устанавливается, что выдача удостоверений осуществляется территориальным органом миграционной службы в день принятия им решения о признании лица вынужденным переселенцем.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом «О вынужденных переселенцах», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Российское законодательство, устанавливая норму, в соответствии с которой вынужденный мигрант не может быть возвращен против его воли в страну (беженец) либо на территорию (населенный пункт) (вынужденный переселенец), которую он покинул, исходит из признания принципов и норм международного права. Так, в соответствии со ст. 33 Конвенции о статусе беженцев 1951 года государства, участвующие в Конвенции, обязуются никоим образом не высылать или не возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. При этом помимо невысылки признается необходимость взаимодействия и содействия государств в организации добровольного и индивидуального возвращения, в том числе с целью воссоединения семей.

Законодатель закрепляет право вынужденных переселенцев на обжалование в административном или судебном порядке решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, ущемляющих их права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Детально вопросы обжалования решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в вышестоящий орган или в суд регламентируются Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19, Ст. 685..

В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: 1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; 2) в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом ~ в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаст свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения. ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г.