Аналитика аналитические обзоры. Аналитика аналитические обзоры Возможна реорганизация унитарного учреждения в

29.06.2016

23 июня 2016 года Государственной Думой РФ в третьем чтении был принят законопроект № 1036078-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», предусматривающий исключение государственных и муниципальных унитарных предприятий из числа заказчиков по 223-ФЗ и применение ими с 1 января 2017 года при осуществлении закупок положений Закона о контрактной системе (44-ФЗ).

Не вызывает сомнений, что столь радикальные изменения в правилах и в нормативно-правовом регулировании порядка проведения закупок заставили унитарные предприятия задуматься о дальнейших действиях, связанных с исполнением положений указанного законопроекта.

Мы проанализировали действующее законодательство на предмет возможных действий унитарных предприятий и выделили два возможных сценария развития событий:

1. Реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования.

2. Подготовка к переходу на применение Закона о контрактной системе

Рассмотрим возможности, предоставляемые законодательством при реализации первого сценария:

Статьей 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» по решению собственника унитарное предприятие может быть преобразовано в следующие формы:

1. В государственное или муниципальное учреждение (Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию).

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Имущество государственного или муниципального учреждения, как и в случае с казенными предприятиями, закрепляется за ними на правах оперативного управления, что порождает определенное сходство прав и обязанностей указанных юридических лиц.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Преобразование унитарного предприятия в бюджетное учреждение является наиболее распространенной практикой реорганизации унитарного предприятия и не сопряжено с большими трудовыми, организационными и временными затратами.

Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены:

Указанные решения могут приниматься (в зависимости от статуса унитарного предприятия):

  • Правительством Российской Федерации;
  • уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации унитарное предприятие может быть преобразовано в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью .

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно статьи 13 Закона № 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

  • В открытое акционерное общество - если размер уставного капитала унитарного предприятия равен или выше 100 тыс. рублей.
  • В общество с ограниченной ответственностью - менее 100 тыс. рублей.

Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества.

На основе прогнозного плана собственник имущества (публично-правовое образование) принимает решение о приватизации. В нем согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 178-ФЗ указываются:

  • состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Отметим, что согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. На основании этого документа все права и обязанности преобразованного унитарного предприятия переходят в открытое акционерное общество (пункт 4 статьи 58 ГК РФ). Передаточный акт составляется на основе данных инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, документов о земельных участках и правах на них.

При подготовке решения о приватизации осуществляются следующие мероприятия:

  • инвентаризация имущества и обязательств. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, при необходимости - на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • составление промежуточного баланса и его аудиторская проверка.

Промежуточный баланс и иные отчетные документы унитарного предприятия составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности.

Также при необходимости оформляются план земельного участка и документы на иные объекты недвижимости. В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, невозможна (кроме земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте).

В целом можно говорить о том, что реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования в акционерное общество при приватизации должна включать в себя следующие этапы:

  • проведение инвентаризации имущества;
  • составление промежуточной отчетности;
  • проведение аудиторской проверки промежуточной отчетности;
  • оформление плана земельного участка, а также документов на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие предприятию;
  • проведение контрольных проверок наличия и состояния имущества и обязательств организации;
  • определение порядка деятельности дочерних унитарных предприятий;
  • определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • определение объектов, в числе прочего исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса организации, и порядок их дальнейшего использования;
  • выявление обременений (ограничений);
  • определение балансовой стоимости подлежащих приватизации активов;
  • определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций, состава совета директоров и ревизионной комиссии;
  • разработка устава общества.

Как видно из описания данного способа преобразования унитарного предприятия, процедура приватизации (преобразования в акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) представляется достаточно продолжительным и юридически сложным процессом.

II. В случае, если процедура преобразования унитарного предприятия невозможна, унитарное предприятие должно в рамках оставшегося до вступления в силу закона времени провести ряд подготовительных мероприятий, направленных на применение Закона о контрактной системе с 1 января 2017 года.

Мы подготовили пошаговую инструкцию для унитарных предприятий по подготовке к применению 44-ФЗ:

10 шагов к переходу унитарного предприятия на применение Закона № 44-ФЗ:

  1. Получить ключ усиленной электронной подписи в органах Федерального казначейства.
  2. Зарегистрироваться (перерегистрироваться) в единой информационной системе в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок.
  3. Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.
  4. Организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
  5. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  6. Создать комиссию по осуществлению закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  7. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках в отношении закупок, осуществляемых в 2017 году в соответствии с частью 21 статьи 15 Закона о контрактной системе.
  8. Выбрать электронную площадку для осуществления закупок в электронной форме.
  9. Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  10. Осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Детально о механизме действий по каждому шагу мы рассказываем в ходе вебинаров дистанционного курса повышения квалификации для государственных и муниципальных унитарных предприятий

12:48 — REGNUM Законодательные инициативы, направленные на создание более конкурентной и прозрачной системы государственных закупок, вызвали острую критику со стороны государственных компаний, которые считают, что государство должно выработать по этому вопросу более дифференцированный подход. Как передает корреспондент ИА REGNUM , вопросы поправок в закон о закупках и создания системы оценки поставщиков обсуждались 14 июля на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок, в котором приняли участие руководители отделов по закупкам крупнейших государственных компаний и корпораций.

Наиболее существенной новацией проводимой реформы системы закупок стало принятие 3 июля 2016 года поправки в 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ «О контрактной системе», согласно которой до 31 декабря 2016 года государственные и муниципальные унитарные предприятия должны создать контрактную службу и зарегистрироваться в Единой информационной системе.

Таким образом, новые правила обязывают планировать ГУПы и МУПы закупки в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ вместо 223-ФЗ, как это было до последнего времени. Это позволяло заказчикам заключать контракты с единственным поставщиком и использовать иные неконкурентные способы ведения закупок.

Большие споры вызывают также поправки, направленные на ограничение способов закупки у государственных компаний. Первоначально соответствующий законопроект, принятый Госдумой в первом чтении еще в сентябре 2015 года, предлагал ограничить способы закупок госкомпаний: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика для закупок до 200 млн рублей.

При этом в первоначальной редакции законопроекта ограничения предлагалось распространить на все закупки, переведя их полностью в электронный вид. В поправках, внесенных ко второму чтению, условия заметно смягчились. Теперь в электронной форме конкурентную закупку заказчик обязан осуществлять в случае, если начальная максимальная цена договора не превышает пяти миллионов рублей.

Перевод унитарных предприятий на новые правила ведения закупок грозит серьезно подорвать нормальный ход деятельности хозяйствующих субъектов, отметил начальник отдела организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Павлов:

«Мы являемся ГУПом, соответственно, с 1 января 2017 года должны осуществлять закупки по требованиям 44-ФЗ. В соответствии с его требованиями, мы должны начать планировать деятельность на 2017 год в соответствии с новыми нормами. Нормы этого закона в части планирования достаточно жесткие, изначально требуется много информации, чтобы заполнять графики закупок. Нормы планирования четко заточены под целевое бюджетное финансирование», — заявил он

«В нашем случае метрополитен является эксплуатирующей организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств. Основная масса денежных средств тратится не на капитальные вложения и ремонтные работы, а на эксплуатацию метрополитена. Эти закупки оперативные, потребность в них появляется в течение года. С учетом всех этих обстоятельств хотелось бы привести в соответствие порядок планирования, предусмотренный 44-ФЗ, специфике деятельности эксплуатирующих организаций», — продолжил Павлов.

Резкий переход на новые правила уже к 1 января 2017 года также грозит предприятиям срывом большого числа важнейших контрактов, подчеркнула начальник отдела сопровождения торгов Управления по обеспечению закупок ГК «Росатом» Елена Титова:

«Перевод ГУПов в 44-ФЗ приведет к потере той гибкости, что была при проведении закупок по 223-ФЗ. Мы понимаем, что многие договоры будут вовремя не исполнены. Те договоры, которые мы заключили с «Роснефтью», «Газпромом» и так далее — они могут быть не исполнены в срок, поскольку комплектующие, которые мы будем закупать, придется закупать именно по 44-му закону», — сказала Титова.

Кроме того, предприятия, которые выполняют государственный оборонный заказ, будут обязаны также проводить по 44-му закону конкурентные закупки, заметила она. В таких условиях практически невозможно уложиться в те сроки, которые предусматриваются по оборонному заказу, пояснила Титова.

Отдельные вопросы вызывают новые требования по публикации информации: «44-й закон предусматривает только государственную тайну, но есть закупки с коммерческой тайной, есть закупки, которые включают сервисы ограниченного доступа, такие как охрана и защита объектов атомной энергии», — пояснила представитель ГК «Росатом».

В конечном счете законопроект должен предусматривать оговорки для отдельных отраслей, заключила Титова:

«Общий подход по всем ГУПам в стране не должен быть. Должны быть исключения и нюансы, которые учитывают отраслевые положения, например, те же оборонные направления. Этих всех нюансов в законе не предусмотрено».

Как отметили в ходе заседания представители государственных компаний, срок проведения конкурсных процедур слишком мал. Самая длинная из них составляет 20 дней — за это время участник в том числе должен подготовить свое коммерческое предложение и всю необходимую документацию.

В конечном счете остается непонятным, в каком направлении будет двигаться реформа сферы госзакупок в дальнейшем, подчеркнули участники мероприятия: введение четкого перечня способов организации торгов для закупок до 5 млн рублей государственные компании воспринимают как первый шаг на пути к более глобальным переменам.

Ужесточение правил особенно болезненно воспринимается в высокотехнологичных отраслях, таких как оборонная промышленность, где предполагается длительное «выращивание» собственных поставщиков. В связи с этим на заседании прозвучал призыв в дальнейших инициативах в области 223-ФЗ учитывать специфику конкретных отраслей.

Регулирование закупок распространяется в ряде случаев даже на те субъекты, которые являются полностью частными предприятиями, отметил директор по ресурсному обеспечению ООО «Сибирская генерирующая компания» Герман Мустафин.

«Наша компания полностью частная, но попадает под 223-ФЗ, поскольку имеет в своем составе регулируемые виды деятельности. Мы живем под 223-ФЗ, но я искренне не понимаю, зачем пытаются зарегулировать таких, как мы. Мы и так регулируемся тарифами, зачем контролировать операционную деятельность и контролировать изменения, которые мы можем вносить в свои договоры? Наше предложение состоит в том, чтобы ограничить круг тех субъектов, на кого будут распространяться ужесточающие поправки», — заявил он.

Комментируя это замечание, председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов отметил, что цель поправок заключается в необходимости установить общие правила игры для субъектов малого и среднего бизнеса при заключении контрактов с крупными заказчиками, и форма собственности здесь роли не играет:

«Если предприятие является монополистом в каком-то сегменте рынка или на какой-то территории, то это ключевой субъект, на который могут опираться представители малого бизнеса как поставщики. Понимание правил и способов закупок в этом отношении крайне важно. Для многих предприятий в меньшей степени важна форма собственности и подход к управлению, но более важны правила, по которым они могут играть на этом рынке», — заявил Емельянов.

«В условиях, когда есть крупное предприятие, которое, может быть, даже по объективным причинам занимает монопольное положение, поставщики должны каким-то образом быть поддержаны. Есть вопрос единообразия правил», — продолжил он.

В свою очередь, вице-президент ТПП РФ, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова отметила, что, несмотря на все несовершенства, новые правила являются необходимым шагом по наведению порядка в отрасли, заработавшей репутацию абсолютно непрозрачной системы.

«Несмотря на то что запросы в 44-ФЗ прописаны достаточно жесткие, они все еще не отвечают требованиям бизнеса», — заявила Дыбова.

«Перевод на 44-ФЗ — это попытка заставить и производителей, и поставщиков вернуться к нормальной работе, когда, осуществляя плановые ремонты и закупки, предприятие имеет право привлечь к себе гораздо большее количество поставщиков, которые будут предлагать более конкурентные цены», — продолжила она.

ГУПы и МУПы на сегодняшний день демонстрируют очень тяжелую статистику — более 60% непрозрачных закупок, закупок у единственного поставщика. Это сфера, куда средний и малый бизнес вообще практически попасть не может, напомнила вице-президент ТПП РФ.

«Ситуация с ГУПами возникла не сразу. На протяжении последних 3 лет это были постоянные и серьезные жалобы. Цифры ФАС указывают на то, что сфера все более непрозрачная. Тонны жалоб со стороны бизнеса, и никакого прогресса там нет», — сказала она, добавив, что под прикрытием закрытых конкурсов производятся закупки стандартной продукции по завышенным ценам, при этом «ненужные» производители часто отсеиваются под надуманными предлогами.

«223-й закон не устраивал бизнес, который работает в закупках. Он был общий и неконкретный, и интересов поставщиков не отражал. Теперь мы должны работать в более цивилизованных стандартах», — подчеркнула она.

В ответ на критику Дыбова призвала определиться заказчиков с тем, какой потребуется их предприятиям переходный период, чтобы приспособиться к новым требованиям. «Сколько вам нужен переходный период? Для чего? Просьба формулировать конкретные сроки, обоснованную позицию, какой переходный период нужен и зачем он нужен», — сказала она.

По итогам развернувшейся дискуссии председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов призвал в течение двух недель подготовить замечания и предложения в отношении законодательства по госзакупкам. По его словам, следующее заседание будет проводиться уже с участием регуляторов, где вопросы будут обсуждаться более предметно, опираясь на консолидированную позицию сторон.

Замечания со стороны крупных заказчиков возникли и в отношении совместного с АО «Корпорация МСП» проекта ТПП РФ «Автоматическая система оценки поставщиков». Подобная рейтинговая система сама по себе не предполагают никаких преференций или штрафов, в связи с чем ряд участников заседания высказали опасение, что если предприятия не смогут отклонять предложения на основе полученных данных, это серьезно ограничит практическую пользу от новой рейтинговой системы и сделает ее не более чем аналогом уже существующих, такой как СПАРК.

Однако в настоящее время надежного и проверенного механизма определения добросовестности поставщиков по госзаказам просто не существует — поэтому первоочередная задача состоит в том, чтобы такой рейтинг сформировать, отметил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов.

«Чтобы аргументированно вести разговор, нужно иметь данные за достаточный период и по достаточному числу участников. Пока что нельзя мотивированно показать, что определенный набор цифр и критериев ведет к подбору добросовестного участников, и наоборот. Вопрос в том, чтобы получить эти цифры», — заявил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

Новый рейтинг будет опираться на два основных критерия: благонадежность и деловую репутацию. Первый признак оценивается исходя из соответствия данного поставщика требованиям закона, что предполагает, например, отсутствие большого количества штрафов или недоимок по налогам. Он будет определяться по пяти факторам: имущественной, временной, финансовой, правовой и кредитной благонадежности.

Блок деловой репутации, в свою очередь, устанавливает перечень процедур, в которых субъект участвовал, регистрирует успешное закрытие контрактов и призван определить все те негативные факторы, которые могут свидетельствовать о неблагонадежности поставщика или явной коррупционной составляющей в его деятельности.

В рамках этого блока будет существовать два типа оценки: статистическая и динамическая. Первая будет определять объем и активность участия в закупочной деятельности, в то время как вторая демонстрирует эффективность и активность организации за разные периоды времени.

Существующие рейтинговые системы не дают достаточной и комплексной оценки хозяйствующих субъектов, подчеркнул Емельянов. Однако новая система не потребует дополнительных финансовых вложений, поскольку ее смысл заключается в грамотной организации уже собранных по различным реестрам данных, подчеркнул он:

«У нас все данные уже есть, поскольку мы одновременно занимаемся электронными торгами. Таким образом, перед нами стоит задача определенным образом сформулировать запрос к нашим базам данных, которые мы и так обязаны хранить по закону 10 лет».

«Отдельный вопрос — работа с другими государственными реестрами. Понятно, что с арбитражами проще, с налоговой посложнее, с кем-то пока это сделать невозможно. Но это не говорит о том, что мы не сможет получить общую картину. Основной вопрос — собрать и грамотно эту информацию представить», — сказал председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

В соответствии с этими соображениями было решено закрепить идею в качестве пилота, судьба дальнейшей реализации которой будет определяться тем, какие получаются в соответствии с новой системой оценки рейтинги, и как соотносятся результаты методики с реальным поведением участников заказа.

Напомним, что вопрос реформы госзакупок имеет уже весьма длительную историю. С декабря 2015 года в Госдуму наиболее радикальные поправки правительства к законам о переводе на электронные торги и госзакупок, и закупок госкомпаний внесены так и не были. Хотя весной 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев призвал ускорить реформу госзакупок, рассмотрение соответствующих законопроектов идет крайне медленно и непоследовательно, при этом сопровождаясь внесением смягчающих поправок.

Между тем ограничение способов закупки — одна из самых актуальных инициатив по реформированию сферы госзаказа. Сейчас государственные компании могут выбирать практически любой способ закупки, в результате чего на не предусмотренные прямо законом способы приходится 47,73% всего заказа. Минэкономразвития и ФАС утверждают, что под широко распространенными «иными» способами скрываются обычные закупки у единственного поставщика. По данным Минэкономразвития, без конкуренции проходит фактически более 96% закупок госкомпаний.

Рассмотрим систему отношений между МУП и 44-ФЗ, последние новости в которые внес закон № 174-ФЗ от 29.06.2018. Новый акт вернул унитарным предприятиям возможность осуществлять закупки товаров, работ и услуг по закону 223-ФЗ. Так в контрактной системе произошла отмена 44-ФЗ для МУПов с 2019 года, а также и отмена 44-ФЗ для ГУПов.

Причем это касается только тех заказов, которые проводят за счет собственных средств.

Причина нововведений — отсутствие экономического эффекта от деятельности таких заказчиков в контрактную систему в 2017 г. Поэтому на вопрос: отменят ли 44-ФЗ для МУПов — можно теперь дать положительный ответ. К тому же заказы, проводимые по таким правилам, имеют более длительные сроки, нежели аналогичные закупки госкомпаний. Это не всегда удобно для унитарных организаций как государственного, так и муниципального уровней.

Например, если ГУП или МУП оказывает (теплоснабжение, водоотведение и т. д.), то в случае аварии нельзя оперативно посчитать точный объем заказа. А также такие ситуации требуют срочной ликвидации, а значит, и оперативных закупок. Что практически невозможно для заказов в контрактной системе.

Ожидается, что отмена 44-ФЗ для унитарных предприятий 2019 должна повлиять на эффективность деятельности таких организаций.

Для деятельности по новым правилам, которые отменяют 44-ФЗ для МУП в 2019 году, предприятие до 01.10.2018 должно утвердить либо изменить и опубликовать в ЕИС и . В противном случае придется проводить заказы по старым нормам до конца 2019 г.

А чтобы перейти на закон 223-ФЗ с 01.01.2019, вышеуказанные документы необходимо подготовить до 31.12.2018. Таким образом вопрос о том, отменят ли 44-ФЗ для МУПов в 2019 году, отпадает сам собой.

ГУП и МУП нужно внести правки в существующие план и план-график — убрать из них те заказы, которые будут проведены по 223-ФЗ.

Кого не коснутся изменения

Однако не все предприятия смогут воспользоваться такими новшествами, как отмена 44-ФЗ для МУП. Под новые правила не попали заказы, которые финансируются за счет субсидий федерального бюджета с целью:

  1. Капитальных вложений в строительство капитальных объектов государственной собственности.
  2. в собственность государства.

Поэтому тот факт, что 44-ФЗ для ГУПов отменят в 2019 году, на такие закупки никак не повлияет.

Чем завершится реформа

Отмена 44-ФЗ для МУПов — это только начало перемен.

С 01.01.2019 будет введен запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме случаев, когда:

  1. Организация создана в соответствии с федеральным законом либо актами Президента и Правительства.
  2. Учредитель предприятия — федеральный орган исполнительной власти, который составляет и исполняет политику в сфере безопасности и обороны государства.
  3. Организация работает в сфере естественных монополий.

Деятельность существующих государственных и муниципальных унитарных компаний на соответствие вышеуказанным требованиям будет проверять ФАС. Эта же служба будет выдавать разрешения на создание новых организаций такого типа.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее – Изменения в законодательство о закупках, Изменения) вносятся изменения в основные законодательные акты, регулирующие закупочную деятельность:

(a) Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон 44-ФЗ);

(b) Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ).

Основная идея изменений – включение государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – Унитарные предприятия) в контрактную систему и обеспечение тем самым соблюдения Унитарными предприятиями норм Закона 44-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности.

В частности, Изменениями в законодательство о закупках в качестве общего правила предусмотрено исключение Унитарных предприятий из сферы применения Закона 223-ФЗ и одновременное распространение на них положений Закона 44-ФЗ. После вступления указанных изменений в силу Унитарные предприятия смогут осуществлять закупки по Закону 223-ФЗ только при соблюдении совокупности следующих условий:

(a) наличие у Унитарного предприятия положения о закупках, принятого в установленном Законом 223-ФЗ порядке;

(b) размещение положения о закупках до начала года в единой информационной системе;

(c) осуществление закупок:

(i) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными), а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, либо за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; либо

(ii) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств Унитарного предприятия (за исключением ситуаций, когда такой контракт был заключен на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ – осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации).

Таким образом, применение Унитарными предприятиями Закона 223-ФЗ будет являться исключением из правил по аналогии с регулированием, действующим в отношении бюджетных учреждений. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим закупочную деятельность, станет Закон 44-ФЗ.

Порядок проведения закупок, предусмотренный Законом 44-ФЗ, предполагает существенные ограничения закупочной деятельности для Унитарных предприятий. Среди таких ограничений можно выделить следующие:

(a) ужесточение порядка планирования закупок;

Статьи 17, 21 Закона 44-ФЗ предусматривают обязанность заказчиков в установленном порядке и в предусмотренные указанными нормами сроки формировать, утверждать планы и планы-графики закупок, а также вносить в них изменения. Помимо общих правил планирования, которые будут распространяться на деятельность ГУП, указанные Изменения предусматривают, что план закупок Унитарных предприятий должен быть утвержден в течение 10 дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятий (по аналогии с бюджетными учреждениями).

(b) необходимость проведения обязательного общественного обсуждения закупок в отношении отдельных закупок;

В 2014–2016 годах такое обсуждение проводится по закупкам, начальная (максимальная) цена которых превышает 1 млрд рублей; при этом региональным и местным законодательством могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения. С 1 января 2017 года случаи проведения такого обсуждения и его порядок будут установлены Правительством РФ. По результатам общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы, планы-графики закупок, документацию о закупках, кроме того, закупки могут быть отменены.

(c) необходимость соблюдения правил о нормировании закупок;

Согласно части 4 статьи 19 Закона 44-ФЗ Правительство РФ устанавливает правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Изменения в законодательство о закупках предусматривают принятие Правительством РФ аналогичных правил также в отношении Унитарных предприятий (пункт 5 статьи 2 Изменений в законодательство о закупках).

(d) установление закрытого перечня способов осуществления закупок (конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного источника) без возможности проведения закупки любыми другими способами;

Текущее регулирование закупочной деятельности Унитарных предприятий (Закон 223-ФЗ) позволяет заказчикам самостоятельно определять порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ). Статистика закупок за 2016 год (по 13 июля 2016 года) показывает, что более 47% закупок осуществляется заказчиками именно с использованием иных способов .

Переход на Закон 44-ФЗ предполагает отказ от такой свободы и возможность для Унитарных предприятий проводить закупки только способами, прямо указанными в Законе 44-ФЗ.

(e) императивное регулирование процедуры проведения закупки каждым из предусмотренных Законом 44-ФЗ способов, включая, среди прочего, требования к содержанию закупочной документации, требования к участникам закупок, срокам проведения закупок, критериям оценки заявок/предложений;

(f) установление закрытого перечня случаев осуществления закупки путем проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного источника без возможности расширения перечня таких случаев;

Текущее регулирование закупочной деятельности Унитарных предприятий (Закон 223-ФЗ) дает заказчикам свободу в определении случаев проведения закупки тем или иным способом. Анализ данных о фактически проведенных закупках за 2016 год (по 13 июля 2016 года) показывает, что наиболее популярным после иных способов закупки является закупка у единственного поставщика (данный способ использовался более чем в 45% случаев) . При этом анализ положений о закупках свидетельствует о том, что заказчики активно использовали предоставленную Законом 223-ФЗ возможность самостоятельно определять случаи проведения закупки у единственного поставщика. Закон 44-ФЗ, напротив, не предполагает такой диспозитивности.

По смыслу статей 72, 83, 93 Закона 44-ФЗ указанные способы закупок применяются государственными заказчиками исключительно в случаях, перечисленных в Законе 44-ФЗ. Проведение закупок такими способами в иных случаях не допускается.

Так, запрос котировок возможен при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, а годовой объем закупок с использованием данного способа не превышает 10 % совокупного годового объема закупок и составляет не более чем сто миллионов рублей (статья 72 Закона 44-ФЗ).

Запрос предложений возможен в семи прямо перечисленных в Законе 44-ФЗ (статья 83) случаях. При этом один из таких случаев (заключение федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации) исключается с 1 января 2017 года . Большинство перечисленных в статье 83 Закона 44-ФЗ случаев являются специфичными и не имеют широкого применения (например, заключение контракта на поставку спортивного инвентаря и оборудования, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх; осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии). В этой связи для большинства Унитарных предприятий применение запроса предложений будет релевантно только в случае, когда закупка осуществляется на недопоставленное количество товара (работ, услуг) в случае досрочного расторжения ранее заключенного контракта на основании решения заказчика об одностороннем отказе, либо в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися по строго определенному перечню обстоятельств.

Основания закупки у единственного поставщика прямо перечислены в статье 93 Закона 44-ФЗ. Перечень, приведенный в данной статье, является закрытым и не подлежит расширению со стороны заказчика. Указанная статья предусматривает довольно широкий список оснований, однако большинство из них также являются специфичными и не имеют широкого применения.

(g) необходимость обосновывать закупку, в том числе начальную (максимальную) цену, в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ и принятых во исполнение указанного закона подзаконных нормативно-правовых актов;

Статьей 18 Закона 44-ФЗ установлено требование об обосновании закупок заказчиком при формировании плана закупок, плана графика. Указанное положение предполагает, среди прочего, необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Порядок такого обоснования закреплен в статье 22 Закона 44-ФЗ, которой установлены конкретные методы обоснования, а также случаи применения того или иного метода.

(h) императивное регулирование процедуры заключения, исполнения и расторжения контрактов, в том числе закрепление обязательных для включения в контракт положений;

Процесс заключения, исполнения и расторжения контракта закреплен в параграфе 7 Закона 44-ФЗ (статьи 94, 95). Указанные положения предусматривают подробное регулирование поведения заказчика на стадии, следующей после непосредственного осуществления закупки. Например, часть 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (за некоторыми прямо указанными в законе исключениями). Часть 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ устанавливает закрытый перечень оснований для изменения существенных условий контракта.

Таким образом, помимо существенного ограничения непосредственно деятельности по отбору контрагентов, Унитарные предприятия также лишаются значительной части своей свободы в дальнейших договорных отношениях.

Важно отметить, что Изменения в законодательство о закупках вступают в силу с 1 января 2017 года. Согласно пункту 9 статьи 2 Изменений до 31 декабря 2016 года Унитарные предприятия обязаны:

(a) создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ;

(b) осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ;

(c) зарегистрироваться в единой информационной системе.

Примечательно, что срок вступления в силу положений, предусматривающих указанные обязанности, – также 1 января 2017 года. Следовательно, фактически обязанности возникают только после истечения срока для их выполнения. В этой связи остается непонятным вопрос о возможности применения данных положений Изменений на практике.

Выводы

Как видно из приведенного анализа, Изменения в законодательство о закупках требуют кардинального изменения закупочной деятельности Унитарных предприятий. В этой связи Унитарным предприятиям рекомендуется заблаговременно (до вступления в силу Изменений) принять все необходимые меры в целях обеспечения готовности перехода на контрактную систему.

Среди таких мер могут быть: внесение поправок в положение о закупках в соответствии с Изменениями и размещение новой редакции положения в единой информационной системе; проведение тренингов для персонала и должностных лиц, ответственных за закупочную деятельность; подготовка пакета документов для перехода на Закон 44-ФЗ (например, плана финансово-хозяйственной деятельности, плана и плана-графика закупок, шаблона извещения о закупке, проектов государственных контрактов по типовым видам деятельности с учетом императивных норм Закона 44-ФЗ); разработка/внесение корректив в иные внутренние локальные акты, которые регулируют процесс осуществления закупок.

См. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html .

См. Федеральный закон от 03.07.2016 № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с изменениями, внесенными в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44 ФЗ) Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», государственные унитарные предприятия (далее - ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (далее - МУП) с 1 января 2017 года переходят на совершенно новую для себя форму размещения закупок: с начала 2017 года им придется расходовать все имеющиеся средства (независимо от источника их поступления) по правилам, установленным 44 ФЗ. Какие действия необходимо предпринять заказчикам, все это время работавшим по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223 ФЗ), для того, чтобы как можно более безболезненно совершить переход в работе от 223 ФЗ к 44 ФЗ? Какие документы нужно разработать в организации заказчика, кого обучить, и в целом как работать унитарным предприятиям по 44 ФЗ - ответить на эти вопросы и составить план перехода ГУП и МУП на 44 ФЗ мы постараемся в этой статье.

В первую очередь отметим, что работать по 44 ФЗ должны будут только унитарные предприятия, больше никто из тех организаций, которые работали по 223 ФЗ, не должны переходить на работу по 44 ФЗ.

Также обращаем внимание на то, что ГУП и МУП могут продолжать работать по 223 ФЗ и после 1 января 2017 г., но только в следующих очень ограниченных случаях, которые должны быть предусмотрены Положением о закупке заказчика, размещенном в ЕИС до 31.12.2016 г.:

  • при проведении закупок за счет грантов, переданных безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, а также закупок за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов (см. ч.7 ст.78 БК РФ);
  • в случае, если предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей за исключением контрактов, заключенных по п. 2 ч.1 ст. 93 ФЗ № 44.

Теперь рассмотрим пошагово, что же в первую очередь должны сделать ГУП, МУП, которые переходят на работу по 44 ФЗ, до 1 января 2017 года.

1 шаг перехода на 44 ФЗ

Заказчику необходимо получить электронную подпись (далее - ЭП) в территориальном отделении Федерального Казначейства по своему месту нахождения для работы в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и пройти регистрацию в ЕИС как заказчик по 44 ФЗ.

Если у заказчиков уже есть ЭП для работы по 223 ФЗ, то использовать ее для работы по 44 ФЗ он не сможет, и ему необходимо получить новую ЭП специально для работы по 44 ФЗ.

2 шаг перехода на 44 ФЗ

Заказчику нужно создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего .

Такое требование содержится в статье 38 ФЗ № 44. При этом нужно учесть, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, создают контрактные службы, если совокупный годовой объем закупок не превышает указанный лимит, то в организации может быть назначен контрактный управляющий или создана контрактная служба, на усмотрение заказчика.

В случае, если в организации заказчика создается контрактная служба, то также должен быть утвержден регламент или положение о ее работе, которое разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Также необходимо отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ № 44 работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или .

3 шаг перехода на 44 ФЗ

Контрактной службе или контрактному управляющему необходимо до 01.01.2017 г. в соответствии с нормами 44 ФЗ разработать план закупок на 2017-2019 гг., включив в него обоснование закупок, а также план-график закупок на 2017 год .

При составлении плана закупок и плана-графика закупок необходимо учитывать требование о нормировании, которое указано в ст. 19 44 ФЗ и доведенные лимиты денежных средств (при наличии). Необходимо помнить, что в план-график необходимо вносить обязательные закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, доля таких закупок не может быть менее 15% от совокупного годового объема закупок.

4 шаг перехода на 44 ФЗ

Для проведения закупок в рамках 44 ФЗ в 2017 году заказчику необходимо создать комиссию по осуществлению закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ № 44 решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Заказчик может самостоятельно решить, какую комиссию ему создать: единую комиссию или создавать отдельно конкурсную, аукционную, котировочную комиссию или комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При этом необходимо учесть, что единая, конкурсная или аукционная комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек, а котировочная комиссия или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не менее чем из трех.

Также обращаем внимание, что согласно ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44 заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Таким образом, не менее 50 процентов состава комиссии должны быть обучены по . В соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №№ 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06, в котором содержатся методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему, членам комиссии рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок вне зависимости от используемых технологий обучения в объеме не менее 108 часов.

5 шаг перехода на 44 ФЗ

Для более удобной и правильной работы заказчику необходимо разработать и утвердить минимальный набор документов , которые станут основой его закупочной деятельности:

  • должностная инструкция контрактного управляющего ИЛИ Положение о контрактной службе (Приказ Минэкономразвития от 29.10.2013 г. № 631), приказы об их назначении;
  • Положение о комиссии по осуществлению закупок, приказ о создании комиссии;
  • порядок взаимодействия контрактного управляющего с другими структурными подразделениями организации;
  • Приказ о назначении эксперта/ о создании приемочной комиссии (не менее 5 человек);
  • шаблон Акта внутренней экспертизы;
  • шаблоны документации о закупках, проекты контрактов.

Также отменим, что 44 ФЗ предусматривает составление нескольких видов отчетов:

  • отчет об исполнении государственного муниципального контракта (форма отчета - Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г.);
  • отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (форма отчета - Постановление Правительства № 238 от 17.03.2015 г.);
  • отчет об обосновании закупки у единственного поставщика.

Если говорить о том, как работать по ФЗ № 44 ГУП и МУП с 1 января 2017 г ., то первое, что нужно сказать - необходимо все подготовительные мероприятия провести вовремя, не стоит откладывать выполнение любого из перечисленных выше этапов на потом. Проводить закупки нужно будет по строго определенным правилам: все закупки, которые можно использовать, указаны в 44 ФЗ, как их можно использовать, тоже подробно прописано в законе. За нарушение правил, установленных 44 ФЗ, в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность, поэтому очень важно обращать внимание на соблюдение сроков, правильный выбор способа закупки, обоснованное отклонение/допуск заявок участников закупки, соблюдение требований антимонопольного законодательства и многое другое.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.