Источники. Классификация административно-правовых отношений. Административно-правовые нормы Критерии классификации административно правовых норм примеры

Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Рис.2.1. Классификация административно-правовых норм 3

Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: ма­териальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризу­ются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых админист­ративным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управ­ленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмот­реть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определя­ющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-право­вые нормы определяют основы взаимодействия субъектов испол­нительной власти и различного рода объектов управления, их взаим­ные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют динамику государственного управления и связанных с ним уп­равленческих отношений. Например, это нормы, определяющие поря­док приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонару­шениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (проце­дуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регули­руемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержа­щиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обяза­тельное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при полу­чении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общест­венное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли прожи­вающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необ­ходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предпи­саниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых уп­равленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля!991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. 4 По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта го­сударственно-управленческой деятельности. Применительно к граж­данам закрепляемые нормой административного права их общие обя­занности являются элементом их административно-правового статуса;

б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. За­преты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запре­щено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершенно­летних) 5 и т.п. Это - специальный запрет;

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволитель­ные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и за­преты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках ко­торого участники регулируемых управленческих отношений действу­ют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно - разрешения. Фактически до­зволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совер­шать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, со­ответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимоотношения субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Природа их отличается своеоб­разием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обяза­тельного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимо­отношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регла­ментирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;

г)административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан,

    закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

    определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

    устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

    регулирующие административно-процессуальную деятельность;

    обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

    определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:

    общефедеральные,

    устанавливаемые субъектами федерации (рес­публиканские, территориальные или региональные и т.п.).

    По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:

  • межотраслевыми,

    отраслевыми,

    местными.

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В пос­леднем случаеих действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

Для того чтобы понять назначение, сущность и особенности административно – правовых норм, а также для того чтобы отметить их перспективы развития и при необходимости предложить соответствующие изменения, необходимо понимать и знать их типологию.

Замечание 1

Административно – правовые нормы могут быть разделены в зависимости от предмета, которые подвергается регулированию, а также в зависимости от формы предписания. От субъекта регулирования и соответствующего метода. Также выделяют типологические признаки административно – правовых норм в зависимости от формы предписаний.

Типология регулирования административно – правовых норм

Невероятно популярной и распространенной типологией классификации административно – правовых норм считается классификация по предмету регулирования. Нормы делятся на два типа:

  • Материальные . Как правило, они закрепляют административно – правовой статус всех участников правоотношений. Стоит отметить, что на этом же этапе происходит фиксация прав и обязанностей, а также в некоторых случаях и возникшей ответственности. Материальная классификация также устанавливает порядок, который отражает взаимодействие между всеми органами исполнительной власти и управленческого процесса. Наиболее яркими примерами становятся запросы граждан, которые касаются полномочий органов исполнительной власти.
  • Процессуальные . Данная классификация позволяет только установить определенный порядок, и в последующем урегулировать процессе общего государственного управления. Здесь речь может идти о порядке приема в военнослужащие ряды с применением определенной ответственности за совершение каких – либо поступков административного типа. Процессуальная классификация служит, прежде всего, для процессов, которые направлены на реализацию материальных норм. Предписания – это вторая большая группа, в которую входят самые разные административные права. Здесь можно выделить также две основные подгруппы: диспозитивные и императивные.

Императивные несут в себе определенный обязывающий характер, и говорят об отсутствии свободы воли каждого участника в созданных правовых отношениях и процессах их управления.

Административное право и предмет регулирования

В зависимости от предмета регулирования можно классифицировать следующие административные права и административно – правовые нормы:

  • Обязывающие нормы . В эту группу входят императивные предписания, которые используются для участников конкретных отношений. Стоит понимать, что лицо обязано совершать все действия, которые установлены на законодательном уровне.
  • Управомочивающие нормы . Такие нормы не содержат никаких запретов. Например, здесь полностью отсутствует запрет на совершение определенных действий, но не обязывает к их выполнению.
  • Запрещающие нормы . Такие нормы, как правило, предусматривают запреты на самые разные поведения общества и могут быть привлечены к конкретной ответственности. Запреты в этом случае могут быть специальными или общими.
  • Стимулирующие нормы . Здесь имеются в виду варианты поощрения всех участников, которые присутствуют в правовых отношениях. Кроме того, может быть использован и рекомендательный характер.
  • Рекомендательные нормы .

Источники административного права.

Источники АП – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативные правовые акты.

Виды источников:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федерал.органов исполнит.власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и НПА глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. НПА федеральных и региональных органов исполнит.власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников АП:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института админ.ответ-ти.

Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами АП, возникающие в сфере исполнит.власти (гос.управления).


Признаки админ.правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, гос.интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется гос.управление;

– являются организационными, поскольку гос.управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере админ.правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает админ.ответ-ть как способ их защиты. Админ.правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования админ.правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, админ.правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура :

– объект– то, на что направлены субъективные права и юр.обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект– это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе гос.орган;

– юр.факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов админ.правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают в случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущ.отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юр.ответ-ти, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

7.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация .

Административно-правовая норма - установленное гос-ом, обеспеченное возможностью применения админ.принуждения и закрепленное в источниках АП правило поведения, регулирующее отношение в сфере гос.управления.

Структура нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету : а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов админ.правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответ-ти, закрепленной в нормах материального права;

2) По предмету воздействия на субъекты административного права:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе : а) законодательные; б) подзаконные;

4) по территориальному действию : а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

Общие - регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

Особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной).

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом АП;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юр.силе;

3) большинство норм АП носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответ-ти: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

В литературе существуют различные классификации административно-правовых норм. Как отмечается в различных трудах по административному праву, наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов административно-правовых норм: материальные и процессуальные. Главная особенность административно-правовых норм состоит в том, что они в юридическом порядке закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов регулируемых административным правом общественных отношений, часто именуемых управленческими отношениями. В материальных нормах находит свое проявление тот правовой режим, в рамках которого призвана функционировать система исполнительной власти. Такие административно-правовые нормы устанавливают статус органов исполнительной власти, их структуру, компетенцию, организационные формы деятельности, основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и гражданина, контроль за органами исполнительной власти и их ответственность перед гражданином и обществом, взаимосвязь с различного рода объектами, а также органами исполнительной власти различных видов и уровней.

К числу процессуальных административно-правовых обычно относят нормы, регламентирующие динамику функционирования органов исполнительной власти, связанные с ней и обусловленные ею отношения. Процессуальные административно-правовые нормы не всегда имеют четкие рамки и границы, однозначно определяющие их процедурно-процессуальный характер, что на практике затрудняет разграничение материальных и процессуальных прав. Например, нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан, имеют аспекты не только процессуального, но и материального административного права. Примерно тоже можно сказать о правовых нормах статуса конкурса на замещение должности в федеральных органах исполнительной власти и порядке его проведения. В этом случае в единое целое смыкаются статутные и процессуальные административно-правовые нормы. Главная особенность процессуальных частей подобных административно-правовых норм, или «частное» процессуальных административно-правовых норм, состоит в определении порядка (процедуры) реализации, установленного нормами материального административного права в рамках регулируемых отношений. Подчеркнутые выше взаимная зависимость и связь материальной и процессуальной частей многих административно-правовых норм серьезно затрудняют организационно-правовое обеспечение части, именуемой административным процессом. Помимо данного общего деления, существуют также административно - юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров. Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны деятельности по управлению, именуются административно - процедурными. Это, например, нормы, определяющие порядок деятельности Правительства РФ (регламент), регламенты других органов исполнительной власти, правила подготовки заседаний, оформления принятых решений. Грань в таких случаях между административно-процессуальными и административно-процедурными нормами еще менее заметна. Иногда выделяют регулятивные и правоохранительные административно-правовые нормы. Но ведь правоохранительные нормы, независимо от их особенностей, обладают качествами регулятора соответствующих отношений.

Более важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды административно-правовых норм:

  • 1) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Веления, которые содержатся в такого рода административно-правовых нормах, могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу либо переводе на другую должность администрация обязана издать приказ; создающиеся общественные или коммерческие объединения должны пройти регистрацию; ряд органов, учреждений и организаций, чтобы иметь право на занятие определенной деятельностью, должны вначале получить лицензию от соответствующей инстанции (органа), дающую право заниматься указанной деятельностью;
  • 2) запрещающие административно-правовые нормы, т.е. такие, которые предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определенных данной нормой. Запреты могут носить либо общий, либо специальный характер. Например, действие (бездействие), составляющее административное правонарушение, является общим запретом. Милиции запрещено применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с явными признаками беременности, граждан с признаками инвалидности; должностным лицам таможенных органов (разновидность органов исполнительной власти) запрещается применять огнестрельное оружие в отношений женщин, граждан с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов РФ, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние люди (ст. 427 ТК PФ). Статья 427 ТК РФ. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации

Перечисленные выше нормы - запреты специального характера;

3) уполномочивающие или дозволительные административно-правовые нормы. В этих нормах, разнообразных по наименованию, выражается предусмотренная административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Нет прямых предписаний, как и запретов. Однако норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного средства юридического воздействия, а именно - разрешения. Дозволение фактически означает разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия. Поэтому в административно-правовой литературе дозволительные нормы соответственно могут характеризоваться как разрешительные.

Помимо перечисленных и кратко охарактеризованных видов административно-правовых норм, существуют стимулирующие (поощрительные) нормы и рекомендательные.

Первые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых общественных отношений. В литературе отмечается: удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию, что связывается с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов (методов). Именно в таком аспекте говорится об установлении налоговых, таможенных и иных льгот, освобождении от налогового обложения, применении льготного кредитования.

Особенность вторых состоит в том, что даваемые ими рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера.

Таким образом, наиболее общей классификацией административно-правовых норм является деление их на материальные и процессуальные. Однако также важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе данного критерия выделяют обязывающие, запрещающие и уполномочивающие административно-правовые нормы. Кроме того также выделяют стимулирующие и рекомендательные административно-правовые нормы.

1. В зависимости от сферы осуществления (внутренней или внешней) административной деятельности:

· действия, совершаемые внутри государственных органов, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, – так называемые внутриорганизационные административно-правовые действия;

· действия, совершаемые административными органами в сфере их внешневластной деятельности, т. е. в отношении не подчиненных им организационно-физических и юридических лиц.

2. В зависимости от целей совершения (направленности) и содержания:

· действия, направленные на обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

· действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений, а также на обеспечение общественной безопасности, безопасности государства, отдельных лиц (административно-охранительные действия).

3. Различают следующие действия в зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:

· действия, которые непосредственно влекут возникновение прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются (составление уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина протокола об административном правонарушении);

· совершение которых не влечет непосредственно возникновения прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются, однако создает возможность возникновения таких последствий.

4. В зависимости от наличия или отсутствия необходимости официально-документального оформления совершаемых действий различают следующие:

· подлежащие официально-документальному оформлению;

· не подлежащие официально-документальному оформлению.

№29. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов.

Правовые акты государственного управления - это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они, во-первых, исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства; во-вторых, это государственно-волевые действия, которые порождают, т.е. волей действующего субъекта вызывают к жизни, новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в т. ч. и возможностью применения мер государственного принуждения; в-третьих, основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство.



Административное нормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления.

Нормативные правовые акты управления - это односторонние властные волевые действия аппарата исполнительной государственной власти, совершаемые в процессе и в результате выполнения управленческих функций и направленные на установление юридических норм - правил поведения, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

Административное распорядительство - другая правовая форма управленческих действий, включающая в себя принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, указанных в самом этом акте субъектов.

Административные правовые акты управления рассчитаны на однократное применение и распространяются на строго определенный, в самом этом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (административных, ненормативных) актов управления от нормативных в том, что они не содержат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже существующие нормы, а являются актами применения действующих норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

Административное исполнительство , или административно-исполнительские действия, как особая и специфическая форма управленческой деятельности - есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения тех или иных юридически значимых административных действий, не являющихся индивидуальными правовыми актами управления.

Административно-исполнительские действия следует отличать, с одной стороны, от распорядительной деятельности в форме нормативных и административных правовых актов управления, а с другой - от технического исполнительства (прием и передача информации, размножение управленческой документации и т.д.). От административного нормотворчества и административного распорядительства они отличаются тем, что не направлены на организацию каких-то отношений, а служат одним из средств исполнения и реализации требований определенных нормативных и индивидуальных правовых актов управления.

№ 30. Требования, предъявляемые к правым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.

К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. При несоблюдении этих требований наступают неблагоприятные последствия.