Ст 29 закона об опеке и попечительстве. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» с последними правками

Государственной Думой

Советом Федерации

3.8. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - ФЗ "Об опеке и попечительстве") в случаях выдачи доверенности от имени подопечного требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

частями 3 и 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", защиту прав и законных интересов лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, и несовершеннолетних, не достигших возраста, указанного в настоящей части, осуществляет орган опеки и попечительства или организация (в том числе медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами), на которую законом возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя.


ФЗ 48 был принят в 2008 году; главная его цель - повышение социальной защищенности детей-сирот и детей без попечительства. ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве» призван защищать также права самих опекунов, скажем, их право на материальное вознаграждение. До того, как ФЗ 48 был принят, сироты находились под защитой Семейного, Гражданского и Жилищного кодексовновый закон собрал все нормы в один документ и изложил их более подробно.

Основные понятия, фигурирующие в документе

Основные понятия перечислены в ст. 2 – рассмотреть их необходимо, иначе положения закона будут не вполне понятны. Прежде всего нужно установить, в чем же различие между опекой и попечительством.

Опекой называется форма устройства малолетних детей – тех, которые еще не достигли 14 лет. Какие положены льготы, пособия и выплаты опекунам в 2017 году?

Попечительство устанавливается над человеком любого возраста свыше 14 лет. Чаще всего попечительство прекращается, когда гражданин достигает совершеннолетия. Но бывает и иначе: если человек увлекается наркотиками или алкоголем, вследствие чего семья оказывается без денег, ему тоже нужен попечитель. Гражданин ограничивается в дееспособности (судом), но сохраняет право совершать некоторые бытовые сделки (например, делать покупки в магазинах). Кто такой недееспособный гражданин, рассказывает ст. 29 ГК – это гражданин, который из-за психического расстройства не может контролировать свои действия, а значит, нуждается в попечителе.

ФЗ 48: что нового?

В 2008 году произошло масштабное реформирование системы органов опеки. Например, функцию обеспечения социальной защищенности сирот стало выполнять не местное самоуправление, а органы субъектов РФ. Считается, что благодаря реформам к нуждам сирот стали относиться более внимательно. Реформирование стало одной из причин принятия федерального закона об опеке и попечительстве. Закон ввел множество новых правил, а именно:

  • Опекуны и попечители с момента принятия закона начали получать деньги за уход и внимание к своим подопечным.
  • Родственники получили преимущественное право становиться попечителями и опекунами и зарабатывать на этом деньги.
  • Может назначаться временная опека над ребенком по просьбе родителей, которые по уважительной причине не способны приглядывать за ним в течение некоторого времени. Родители должны сами найти опекуна и указать его в заявлении.
  • Единственный родитель получил право отдавать письменное распоряжение, в котором он уточняет, кто должен опекать ребенка в случае смерти родителя.
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве устанавливает возможность назначения сразу нескольких попечителей для одного подопечного.
  • Предусмотрена возможность упрощенной процедуры установления опеки, если это в интересах подопечного.
  • Если подопечному больше 14 лет, он может подать заявление и самостоятельно назначить себе попечителя.

Попечители и имущество

Закон ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве» уделяет большое внимание имущественным вопросам. Попечители могут получить имущество, принадлежащее подопечному, в течение 3 дней с момента установления опеки, но только по описи от лиц, которые ранее осуществляли хранение этих вещей. Закон устанавливает периодичность подачи отчетов попечителей о том, каким образом используется имущество подопечного, а также перечень оснований, по которым попечители могут быть лишены права пользования этим имуществом. Как правило, это происходит после отстранения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей.

Особое значение ФЗ уделяет правилам пользования жилым помещением, принадлежащим подопечному. Чтобы опекун мог пользоваться этим помещением на безвозмездной основе, необходимо соответствие целому ряду условий – это допустимо только для граждан, которые добросовестно исполняют обязанности, и только если место жительства опекуна удалено. Закон говорит и о других исключительных обстоятельствах, но, к сожалению, их не перечисляет (что, увы, порождает двусмысленность). Считается, что подобные условия позволяют предотвратить ситуацию, когда потенциальный опекун стремится получить этот статус в корыстных целях, то есть для безвозмездного проживания в квартире или доме подопечного.

Закон усиливает роль судебной защиты подопечного. Обжаловать в суде можно решения о назначении опекуна, о выдаче предварительного разрешения органов опеки на совершение той или иной сделки, об освобождении от обязанностей. Подопечные могут жаловаться на действия опекунов в органы опеки независимо от возраста.

Можно сказать, что закон, принятый в 2008 году, призван «закрутить гайки» и заставить опекунов и попечителей более внимательно относиться к своим обязанностям. Однако тенденция к ужесточению правил попечительства может привести и к печальным последствиям – найти опекуна, соответствующего всем многочисленным критериям закона, крайне проблематично.

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 - настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.


Судебная практика по статье 29 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ

    Постановление от 22 августа 2018 г. по делу № А75-942/2018

    Людмилы Владимировны Кузьминой» вынесено решение о назначении единовременного пособия при передаче несовершеннолетнего ребенка на воспитание в семью в сумме 23 268,98 руб., которое выплачено 29 . 04.2017. После окончания стационарного лечения матери Кузьминой Е.С. опека над несовершеннолетней не прекращена, ребенок не был передан матери. Меры по взысканию алиментов с матери Кузьминой...

    Решение № 2-188/2018 2-188/2018~М-188/2018 М-188/2018 от 9 июля 2018 г. по делу № 2-188/2018

    Архаринский районный суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    Приемными родителями единовременной денежной выплаты является прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлены основания прекращения опеки и попечительства. В частности, опека прекращается при освобождении либо...

    Решение № 2А-1300/2018 2А-1300/2018 ~ М-1136/2018 М-1136/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 2А-1300/2018

    Воркутинский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    От исполнения обязанности опекуна над ним; и о назначении опекуном над несовершеннолетним Б.А.Д, года рождения. В обоснование требований указала, что она с 29 . 12.2017 назначена опекуном своего внука Б.А.Д, года рождения, сроком на 06 месяцев.04.05.2018 она обратилась к ответчику о передаче ей Б....

    Решение № 2-748/2018 2-748/2018~М-585/2018 М-585/2018 от 28 июня 2018 г. по делу № 2-748/2018

    Зейский районный суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    Опекунами (попечителями) единовременной денежной выплаты является прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». При этом в силу императивного указания данного Закона, изложенного в абз.7 ч.3 ст.3, при наступлении такого основания в...

    Постановление от 25 мая 2018 г. по делу № А75-20458/2017

    Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)

    Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Пункт 1 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривает, что опека прекращается в случае смерти подопечного. Гражданско-правовая ответственность опекунов и попечителей установлена...

  • 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опека или попечительство прекращается: 1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного; ...

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

2.1. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ

    Решение № 2А-1256/2018 2А-1256/2018 ~ М-1119/2018 М-1119/2018 от 19 июня 2018 г. по делу № 2А-1256/2018

    Октябрьский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Гражданские и административные

    И 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В силу ст. 145 Семейного кодекса...

    Решение № 2А-4436/2018 2А-4436/2018 ~ М-3497/2018 М-3497/2018 от 14 июня 2018 г. по делу № 2А-4436/2018

    Вологодский городской суд (Вологодская область) - Гражданские и административные

    Отказе Мальцевой Г.С. в назначении опекуном ФИО1, в связи с тем, что опекуном недееспособного ФИО1 уже назначена Смекалова М.В. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один...

    Решение № 2А-226/2018 2А-226/2018~М-178/2018 М-178/2018 от 13 июня 2018 г. по делу № 2А-226/2018

    Усть-Катавский городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные

    Не имеют. Кроме того, в 2015 году на основании постановления администрации Усть-Катавского городского округа № она уже назначалась опекуном над малолетним ФИО7. Определением суда от 10 мая 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление социальной защиты населения администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (л.д. 42-43). ...

  • ...между членами семьи эмоционально-теплые. Имеется отдельная комната для девочек, для мальчиков имеется две кровати. Условия жизни кандидата в опекуны удовлетворительные. В части 5 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры...

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии . Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.