Статистика стихийных бедствий. Статистика чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера в России В августе был введен режим ЧС в Хабаровске, из-за повышения уровня Амура до критических значений. Также в Якутии, Амурской области, Приморском крае, Европ

Техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-бытового и культурного назначения за 10 месяцев 2011 г. (134958 пожаров) произошло на 7,9% меньше, чем за аналогичный период 2010 г. (146578 пожаров) и на 27% ниже среднемноголетних значений данного периода(185385 пожаров). Погибло 9127 человек, что на 10% меньше, чем в 2010 г. (10168 чел.).

За 10 месяцев 2011 г. зарегистрированы три случая крупных пожаров в учреждениях социальной сферы (за аналогичный период 2010 года - 3 случая) в том числе с пребыванием маломобильных групп населения:

03 августа 2011 года, Красноярский край, д. Осиновый Мыс - пожар в участковой больнице (22 пострадавших);

10 февраля 2011 года, Пермский край, г. Пермь - пожар на оптовом торговом складе (16 погибших, 18 пострадавших);

08 января 2011 года, Новосибирская область, г. Новосибирск - пожар в общежитии ЖКХ Мэрии (2 погибших, 7 пострадавших).

Количество взрывов сетевого и баллонного газа (за 10 месяцев 2011 года 19 происшествий) уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года(31 происшествие), на уровне среднемноголетних значений (20 происшествий. Наибольшее количество случаев зарегистрировано в Центральном (38%), Северо-Кавказском (29%), Южном (10%) федеральных округах. Это связано со значительным износом домового газового оборудования и жилого фонда, практической утратой системы надзора за его состоянием, а так же несовершенством нормативно правовой базы, допускающей возможность приобретение и использования домового газового оборудования, у которого отсутствует система «газ контроль».

Количество дорожно-транспортных происшествий (за 10 месяцев 2011 г. - 164403 ДТП) на уровне аналогичного периода 2010 г. (164370 ДТП). При этом количество погибших при ДТП (за 10 месяцев 2011 г. - 22842 человек), увеличилось на 5,9% (за аналогичный период 2010 г. - 21575 человек), количество пострадавших (за 10 месяцев 2011 г. - 207215 человек), на уровне (за аналогичный период 2010 г. - 207023 человек). Тяжесть последствий ДТП (количество пострадавших на количество погибших) в 2011 г. составила 9,1 (в 2010 году 9,6).

Количество крупных (5 и более погибших, 10 и более пострадавших)дорожно-транспортных происшествий (КДТП) за 10 месяцев 2011 года составило 74 ед., что в 1,17 раз выше показателей аналогичного периода 2010 года (63 КДТП), и на 28% ниже среднемноголетних значений (103 КДТП). Количество пострадавших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году уменьшилось на 3,25%. Количество погибших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году выросло на 30,8% соответственно. По среднемноголетним данным наибольшее количество крупных ДТП происходит в Центральном ФО (27%), в 2011 г. наибольшее количество крупных ДТП произошло в Северо-Кавказском ФО (25%).

Количество чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (за 10 месяцев 2011 года 41 ЧС) выше показателей аналогичного периода 2010 года в 1,8 раз (23 ЧС), и выше среднемноголетних значений (31 ЧС) в 1,3 раза. Зарегистрировано 16 авиационных происшествий с авиацией общего назначения («малой авиацией»), что больше аналогичного периода 2010 г. - 10 ЧС в 1,6 раза, что в значительной степени связано с несовершенством нормативно-правовой базы в этой сфере, а также с низким уровнем контроля технического состояния малой авиации, с нарушениями правил выполнения полетов.

Количество погибших при авиационных катастрофах в 2011 году (152 чел.) увеличение в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (38 чел.), количество погибших на уровне среднемноголетних значений (152 чел.). Количество пострадавших при авиационных катастрофах за 10 месяцев 2011года (141 чел.) увеличение в 1,4 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (103 чел.) и выше среднемноголетних показателей (82 чел.) в 1,7 раз.

Наибольшее количество авиационных происшествий и катастроф произошло в Центральном ФО - 19%, Дальневосточном и Сибирском ФО - по 17%, при этом наибольшее количество ЧС с самолетами зарегистрировано в Центральном ФО (24%), а с вертолетами в Северо-Кавказском ФО 24%. Наибольшая аварийность - самолетов типа Ан-24, АН-2, Як-52, а вертолетов - МИ-8, Ми-2 и Робинсон.

Количество чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 г. (10 ЧС) уменьшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза (13 ЧС), и ниже среднемноголетних показателей (20 ЧС) в 2 раза.

Количество пострадавших в ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года (3 чел.) на уровне 2010 года (3 чел.), по сравнению со среднемноголетними значениями (22 чел.) уменьшение в 7,3 раза. В результате ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года погибло 6 человек, что в 6 раз выше показателей 2010 года (1 чел.) и ниже средне многолетних значений (7 чел.) в 1,1 раз.

Наибольшая аварийность на железнодорожном транспорте в 2011 году наблюдалась в Центральном ФО - 40%.

Основные причины аварийности: выработка ресурса подвижного и локомотивного парка; высокий уровень нарушений технологии производства ремонтных и регламентных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; отсутствие эффективных средств контроля исправности и деформации пути; большое количество опасных участков подверженных воздействию природные процессов и явлений (подтопления, оползни, осыпи, карст, снежные заносы, лавины).

На магистральных линиях железных дорог насчитывается 7398 опасных участков железных дорог, подверженных воздействию природных и природно-техногенных факторов (снежные заносы, оползни, лавины, сели, подмывы, размывы и подтопления железнодорожного полотна).

За 10 месяцев 2011 года произошло 6 чрезвычайных ситуаций на морских и речных пассажирских и грузовых судах и судах флота рыбной промышленности, что в 4 раза ниже среднемноголетних значений (25 ЧС), и в 1,3 раза ниже показателей аналогичного периода 2010 года (8 ЧС).

Количество пострадавших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 месяцев 2011 года (98 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (6 чел.) в 16 раз и ниже средне многолетних показателей в 1,2 раза (116 ЧС).

Количество погибших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 мес. 2011 года (131 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (20 чел.) в 6,5 раз, выше среднемноголетних значений (34 чел.) в 3,8 раз.

Наибольшая аварийность на водном транспорте отмечалась в Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном ФО (по 17% аварий от общего количества).

Самыми распространенными видами аварии стали посадка судна на мель - 33%, затопление 33%, а наиболее частой причиной аварий стала ошибка судовождения - 32%.

В 2011 году (за 10 месяцев) аварий на гидротехнических сооружениях не зарегистрировано (среднемноголетние значение - 3 аварии).

На территории Российской Федерации выявлено 8036 гидротехнических сооружений, не имеющих собственника (с начала 2011 г. количество бесхозяйных ГТС увеличилось на 9,5%). Наибольшее количество бесхозяйных ГТС зарегистрировано на территории Центрального ФО (39% от общего количества бесхозяйных ГТС), Приволжского (27%) и Южного ФО (18%). По состоянию на 01.10.2011г. выполняются мероприятия по ликвидации 26 бесхозяйных ГТС (Республика Башкортостан - 1; Республика Калмыкия - 2; Оренбургская область - 15; Тамбовская область - 7; Тверская область - 1); ликвидировано 418 бесхозяйных ГТС (наибольшее количество на территории Южного ФО - 174 и Сибирского ФО - 154).

Наибольшее количество ГТС, требующих капитального ремонта и реконструкции находится на территории Приволжского (31%), Южного (23%) и Центрального (18%) федеральных округов, требующих ликвидации - на территории Сибирского (34%) и Уральского (31%) федеральных округов.

В 2011 г. за 10 месяцев зарегистрировано 2 ЧС на магистральных трубопроводах (нефтепроводах и газопроводах), что ниже показателя за аналогичный период 2010 года (7 ЧС) в 3,5 раза и в 18 раз ниже среднемноголетних значений (36 ЧС). Наиболее подверженными к авариям данного типа являются Центральный (50%) и Уральский (50%) федеральные округа. Основными причинами аварий на магистральных газопроводах являются - механические повреждения подземных путепроводов, коррозионные повреждения наружных путепроводов, взрывы при розжиге газозапускающих установок и повышение давления после газораспределительных пунктов. Основными причинами аварий на магистральных нефтепроводах являются - несанкционированная врезка, износ и коррозия металла, механические повреждения путепроводов. Особую опасность представляют участки пересечения магистральных трубопроводов с автомобильными и железными дорогами, наибольшее количество таких участков - на территории Пермского края, Республики Башкортостан, Нижегородской области (Приволжский ФО), Свердловской области (Уральский ФО), Ненецкого АО (Северо-Западный ФО), Калужская область (Центральный ФО) и Республики Дагестан (Северо-Кавказский ФО).

В 2011 г. (за 10 месяцев) было зарегистрирована 1 ЧС на коммунальных системах жизнеобеспечения, что ниже показателей 2010 года (7 ЧС) в 7 раз, и в 20 раз ниже среднемноголетнего значения (20 ЧС). Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в Приволжском ФО - 100%. Одной из основных причин аварий является износ основных фондов тепловых, водопроводных и канализационных сетей. По состоянию на сентябрь 2011 г. изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 80% (12 ТЭЦ) отмечается на территории Сибирского ФО (Алтайский край - г. Бийск, Республика Хакасия - г. Абаза, Республика Тыва - г. Кызыл, Забайкальский край - пос. Первомайский, пос. Приаргунск, пос. Шерловая Гора); Южного ФО (Республика Дагестан - г. Махачкала); Центрального ФО (Тверская область - г. Вышний Волочек, Смоленская область - г. Смоленск, п. Верхнеднепровский, Костромская область - г. Шарья; г. Москва). На территории Российской Федерации имеется ряд крупных ТЭЦ, с высоким износом и не имеющих резервного генерирующего оборудования. По состоянию на аналогичный период прошлого года изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 85% отмечалась на 17 ТЭЦ Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального ФО. Из них не имели резервного генерирующего оборудования 5 крупных ТЭЦ в Красноярском крае, Республике Башкортостан, Тюменской и Оренбургской областях.

На электроэнергетических системах за 10 месяцев 2011 года произошло 6 ЧС, что ниже среднемноголетних значений (13 ЧС) в 2,2 раза и выше показателей аналогичного периода 2010 года (4 ЧС) на 50%. Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском ФО (50%) и Центральном ФО (16%). Одной из основных причин аварий является износ основных фондов электросетей и трансформаторных подстанций. Продолжается рост аварий на ЛЭП, причиной которых является падения деревьев.

Справочно: Федеральным законом №143 от 22 июля 2008 г. были внесены изменения в Лесной Кодекс РФ о использовании лесов для вырубки деревьев и кустарников без предоставления лесных участков в целях создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач и других линейных объектов. Таким образом, были устранены нормативно-правовые препятствия для более эффективной работы по предупреждению обрывов ЛЭП и аварий на ТП. Однако количество обрывов ЛЭП по причине падения деревьев из лесного массива на провода продолжает увеличиваться. Наибольшие увеличения аварий на ЛЭП отмечаются на территории обслуживания следующих субъектов энергетики: ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «МРСК Северо-Запада».

За 10 месяцев 2011 года произошло 5 чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушением зданий и сооружений (за аналогичный период 2010 года - 0 ЧС). По сравнению со среднемноголетним количеством (8 ЧС), произошло уменьшение в 1,6 раз.

Наибольшее количество ЧС отмечалась в Центральном и Дальневосточном ФО (по 40%). По среднемноголетним данным основными причинами ЧС данного вида являются: снеговые нагрузки на крыши, ветхость зданий, ремонтные работы и демонтаж, физическая усталость конструкций.

Годовые колебания количества нарушений на АЭС, находятся в пределах статистической нормы.

На основе приведенных в пп. 1.2 классификаций в Рос­сийской Федерации ведется статистика чрезвычайных ситуаций. По статистическим характеристикам проводится оценка общей обстановки на территории Российской Федерации по природным и техногенным угрозам и выявляются тенденции ее возможного развития. Диаграммы, отражающие тренды количества чрезвы­чайных ситуаций, численности погибшего и пострадавшего насе­ления с 1996 по 2002 г. представлены на рис. 2.1-2.3. Научный анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям с вы­явлением положительных и отрицательных тенденций в их дина­мике ежегодно публикуется начиная с 1996 г., в государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера.

Динамический анализ статистических данных о чрезвычайных ситуациях имеет большое значение в оценке общей эффективно­сти деятельности по повышению безопасности жизнедеятельно­сти и выявлению негативных тенденций, которые могут прояв­ляться в ближайшем будущем. Покажем это на примере техноген­ных чрезвычайных ситуаций.

Анализ динамики количества техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации в последнем десятилетии XXвека, начале XXIвека свидетельствуют о скачкообразном ее характере.

Первый скачок (почти в 4 раза) произошел после социаль­но-политических потрясений в августе 1991 г. за счет резкого роста аварийности в промышленности, на железнодорожном транспорте, в ряде других отраслей (1991 г. - 209 ЧС, 1994 г. - 905 ЧС, 1996 - 1031 ЧС, далее см. рис. 2.1).

Происходящие в стране 90-х годов процессы, обусловившие снижение внимания и капиталовложений на обеспечение без­опасности производств, обновление их основных производствен­ных фондов и самой культуры труда, вызвали устойчивый рост ко­личества техногенных чрезвычайных ситуаций вплоть до 1997 г.(1997 г. - 1174 ЧС). В этот период наблюдался рост аварий на ма­гистральных трубопроводах (в 1,5 раза), на морских и речных судах (в 1,5 раза), аварий с выбросом (угрозой выброса) аварийно хими­чески опасных веществ и радиоактивных веществ, аварий на ком­мунальных системах жизнеобеспечения (в 2 раза).

В то же время, начиная с 1995 г., наблюдался спад аварийности на потенциально опасных промышленных объектах, на железно­дорожном транспорте, крупных автомобильных аварий, в жилищ­ной сфере, гидродинамических аварий. Эти положительные тен­денции были напрямую связаны с принятием в стране мер по во­просам техногенной безопасности, предупреждения катастроф, снижения их последствий. Спаду уровня аварийности способство­вало принятие федеральных законов «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и «О промышленной безопасности опасных про­изводственных объектов» (1997), постановлений Правительства Российской Федерации, определивших порядок декларирования безопасности, лицензирования опасной промышленной деятельности и объектов, страховой защиты, других законодательных и нормативных актов, а также повышение требовательности к вопросам безопасности со стороны органов, осуществляющих надзор и контроль в области безопасности.

Вместе с тем, несмотря на снижение общего количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экономика стране продолжает нести от аварий, катастроф, а также от стихийных бедствий большой материальный ущерб, исчисляемый десяткаммиллиардов рублей. Более того, в начале XXI века в связи с оживлением экономики возможен новый определенный всплеск аварий и катастроф различного масштаба.

Анализ состояния промышленной безопасности в стране позволяет в общих чертах назвать некоторые общие принципы неблагополучия в этой области, характерные для отечественной экономики.

Прежде всего, необходимо указать на нерациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение по территории страны некоторых потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструкту­ры. Имеют место просчеты в технической политике проектирова­ния, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов, упадок проектно-конструкторского дела и культуры труда, низкое качество прикладных исследований, проектирования, производства и произведенной продукции. Распространены технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-, энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий. Повсеместно наблюдается значительный износ средств производства, достигающий в некоторых случаях предаварийного уровня.

Начало XXIвека охарактеризовалось ростом числа природных бедствий. Бичом последних лет стали катастрофические наводнения и опасные метеорологические явления, связанные с сильным ветром и метелями, сильными дождями и снегопадами, дождевыми паводками. Так, 2002 г. был по природным чрезвычайным ситуациям одним из самых неблагополучных. Число пострадавши» составило свыше 300 тысяч человек, 332 человека погибли. Это в десятки раз превосходит показатели прошлых лет. Наблюдаемое увеличение частоты и тяжести последствий стихийных бедствий связывают с общими тенденциями изменения климата на нашей планете, обусловленных глобальным потеплением.

Тенденция к увеличению риска стихийных бедствий вызвана кроме причин природного характера, также и социально-экономическими причинами:

медленным решением вопросов предупреждения и ликвида­ции источников чрезвычайных ситуаций;

освоением территорий, считавшихся ранее малопригодными для проживания;

снижением расходов на предупреждение чрезвычайных ситуа­ций на местном уровне;

развитием специфического комплекса опасных техноприродных процессов, продуцируемых человеческой деятельностью (подтопление территорий, переработка берегов водохранилищ, оползни и др.);

стратегическими просчетами на региональных уровнях в поли­тике обеспечения безопасности населения и объектов экономики, направленной на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику;

нарушением системы метеонаблюдения и всестороннего гид­рометеорологического контроля.

Анализируя подобным образом статистические данные о чрез­вычайных ситуациях и сопоставляя их с выявленными причина­ми, соответствующими органами государственной власти выраба­тываются и осуществляются меры правового, организационного, технического, экономического и научного характера, направлен­ные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение воз­можностей по их ликвидации, сокращение потерь, совершенство­вание жизнеобеспечения населения. Эти меры осуществляются на основе вырабатываемой государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности путем координа­ции деятельности функциональной и территориальной подсистем РСЧС на всех уровнях.

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях

Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций

Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.

ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:

– ЧС природного характера;

– ЧС техногенного характера;

– ЧС биолого-социального характера;

– ЧС военного характера

По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:

– локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);

– муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного посœелœения или одной из частей территории города);

– межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более посœелœений, внутригородских территорий города федерального значения или межселœенную территорию);

– региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);

– межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);

– федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).

– Трансграничная (зона ЧС выходит за пределы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС)

Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 ᴦ. №304 (см. табл. 1).

К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ

Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Наименование ЧС Критерии оценки ЧС Силы и средства для ликвидации ЧС
масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) либо
количество постра-давших человек, (Ч) размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М)
1. Локаль-ная объекта не более 10 не более 0,1 организация (объекта) по указанию руководителя работ
2. Местная одного посœелœения или внутри городской территории города не более 50 не более 5,0 Органов местного самоуправления
3. Межму-ниципаль-ная двух и более посœелœений или внутри городских территорий не более 50 не более 5,0 Органов испол­нительной власти субъекта РФ
4. Региональ-ная одного субъекта РФ 50<Ч<500, 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством
5.Межреги-ональная двух и более субъектов РФ 50<Ч<500 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ региональных центров
6.Феде-ральная(трансграничная) (выходит за пределы РФ, либо затрагива­ет территорию РФ при ЧС за рубежом) Более 500 Более 500 По решению Пра­вительства РФ

Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как:

Крушения поездов (столкновения и сходы пассажирских и грузовых поездов в результате которых погиб один и более человек или получили телœесные повреждения пять и более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

Аварии (столкновения и сходы грузовых поездов или сходы ж/д подвижного состава, при которых погиб человек или получили телœесные повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадали менее 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек);

Происшествия (связанные с движением по ж/д путям и столкновениями поездов с автотракторной техникой, в результате которых погиб человек или получили повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

Происшествия на ж/д переездах (различные столкновения, при которых погиб или получил повреждения человек или тяжкие телœесные повреждения пять и более человек; возникла ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (классифицируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 ᴦ. №1094).

Основание. Приказ Минтранса России от 25.12.2006 ᴦ. №163

  1. ЧС, вызванные стихийными бедствиями (чисто природного характера)1
  2. ЧС, вызванные выбросом (утечкой) опасных веществ в окружающую среду в результате аварий на радиационно-, химически-, бактериологически опасных объектах (аварии на АЭС, объектах, связанных с АХОВ, бактериологическими и др. опасными средствами). Эти ЧС бывают как техногенного, так и вторичного природного характера.
  3. ЧС, вызванные взрывами, пожарами и их последствиями (как техногенного, так и природного характера)
  4. ЧС, вызванные авариями на транспортных коммуникациях (аварии на ж.д., воздушном, автомобильном, водном транспортах; аварии на трубопроводах, энергосœетях и т.п.) Подобные ЧС бывают как техногенного, так и природного характера.
  5. ЧС, вызванные факторами военно-политического характера.

Особенности ЧС при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:

1. ЧС, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).

2. ЧС, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (ᴛ.ᴇ. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).

3. ЧС, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.

Эти и другие ЧС в отличие от техногенных и природных:

Планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и в связи с этим имеют изощренный характер (к примеру, тер. акты);

Они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;

Развитие средств и способов поражения всœегда опережает средст­ва и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителœем с этой ситуации.

Критерии оценки ЧС . Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или ра­диуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или обще­ственным потрясением; отдаленными физическими, психическими, гене­тическими и иными последствиями; экологическими последствиями; ма­териальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и со­оружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжитель­ностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.

Причины возникновения ЧС . Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техно­генные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъектив­ными факторами, ᴛ.ᴇ. производными от человеческой деятельности. Οʜᴎ могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:

– просчеты при проектировании (в политике);

– недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);

– отступления от проектов и некачественное строительство;

– непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);

– нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино (спуск с горки цистерны с АХОВ с чрезмерной скоростью). И взрыв в Ар­замасе(перевозка тротила совместно с капсюлями-детонаторами в одном поезде без прикрытия).

– Недисциплинированность.

Характеристики крупных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ. представлены в табл.3.2, 3.3 и 3.4 .

Таблица 3.2. ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

Год Количество ЧС Всего Кол-во пострадавших, тыс. чел Кол-во погибших, чел
техногенных природных биолого-социальных и др.
нет данных более 25
нет данных около 7
более 18
более 51
более 57
более 18
около 83
более 112
более 218
более 311
За 10 лет более 900
% 70,6 21,6 7,8 более 98,1 менее 1,9

Таблица 3.3. Распределœение техногенных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

Таблица 3.4. Распределœение природных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

Анализ данных ЧС за десятилетие позволяет сделать некоторые выводы. Ежегодное число ЧС в среднем составило порядка 1200, при этом большая часть приходилась на техногенные ЧС (70,6%). Соотношение техногенных ЧС к природным составляло 3,3: 1, а количество пострадавших к погибшим составляло 51:1. Среди техногенных ЧС до 49 % составляли пожары и взрывы, а аварии и катастрофы на автодорогах составляли 17,4 %. В ЧС природного характера наибольшее число было наводнений и затоплений (34% от всœех ЧС), а второе место занимали ураганы, бури, смерчи (19%).

Сравнительная характеристика ЧС за 2008-2009 гᴦ. приведена в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Характеристики ЧС в России в 2008-2009 гᴦ.

Количество техногенных ЧС в 2009 ᴦ. по сравнению с 2008ᴦ. уменьшилось на 86,52 % (с 1966 в 2008 ᴦ. до 265 в 2009ᴦ.), число погибших от них людей снизилось на 83,66%, а пострадавших – на 19,6%. Количество природных ЧС в 2009ᴦ. По сравнению с 2008 ᴦ. Уменьшилось на 8,55 % (с 152 в 2008ᴦ. до 139 в 2009ᴦ.),а биолого-социальных ЧС снизилось с 36 в 2008ᴦ. до 21 в 2009ᴦ.

В заключении данного раздела крайне важного уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности, вида аварий, масштаба, особенностей объекта͵ города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, ᴛ.ᴇ. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).

Ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессио­нализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого крайне важно научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населœения и природной среды от всœех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защи­ты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом сис­темы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Как решать защит­ные мероприятия и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих разделах учебника.

  • 4. Единая государственная система предупреждения и действия в чс (рсчс).
  • 6. Режимы функционирования рсчс, их установле­ние и проводимые по ним мероприятия
  • 7. Территориальные подсистемы рсчс. Органы управления.
  • 8. Характеристика чс природного характера.
  • 9. Характеристика чс техногенного характера.
  • 10. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальные системы оповещения персонала объектов нефтегазового комплекса.
  • 11. Ионизирующие излучения. Активность радионуклида. Экспозиционная, поглощенная, эквивалентная, эффективная дозы излучения.
  • 12. Биологическое воздействие радиации на человека. Основные величины и контролируемые параметры облучения населения. Приборы дозиметрического контроля.
  • 13. Защита населения в условиях радиационной аварии. Расчет дозы облучения населения.
  • 14. Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов.
  • 16. Прогнозирование последствий аварий на хоо с выбросом сдяв.
  • 17. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики.
  • 19. Декларация промышленной безопасности. Анализ опасностей и риска промышленного объекта.
  • 21. Параметры воздушной ударной волны. Воздействие на людей и инженерно-технический комплекс.
  • 22. Световое излучение ядерного взрыва. Воздействие на людей и инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли.
  • 23. Проникающая радиация ядерного взрыва. Воздействие на людей и инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли. Защитные свойства материалов.
  • 24. Радиоактивное заражение местности ядерного взрыва. Закон спада уровня радиации. Зоны радиоактивного заражения. Режимы радиационной защиты.
  • 25. Электромагнитный импульс ядерного взрыва. Воздействие на инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли.
  • 26. Принципы и способы защиты населения.
  • 27. Классификация защитных сооружений го. Объемно – планировочные и конструктивные решения. Укрытие населения в защитных сооружениях. Жизнеобеспечение людей в защитных сооружениях.
  • 28. Организация и проведение эвакуационных мероприятий. Органы эвакуации.
  • 29. Порядок использования сиз. Сиз из подручных материалов.
  • 30. Нормы проектирования итмго.
  • 32.Силы и ср-ва спасат-х и др. Неот-х авар-восст-х работ (СиДнр). Осн-е приемы и сп-бы вед-я СиДнр.
  • 34. Методика оценки устой-ти объекта нефтегаз. Комплекса к воздействию поражающих факторов. Объектовая комиссия по устойчивости работы.
  • 35. Расчет объемов, необходимых сил и средств для ремонтно-восстановительных работ.
  • 36. Оценка инженерной, пожарной, химической, радиационной и медицинской обстановки в очаге поражения.
  • 37. Организация и проведение специальных мероприятий: дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, полная и частичная санитарная обстановка.
  • 38. Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ. Зоны химического заражения. Воздействие отравляющих веществ на людей и животных. Приборы химического контроля.
  • 39.Оценка радиационной обстановки методом прогнозирования. Методика оценки фактической радиационной обстановки на местности.
  • 40. Особенности проведения спасательных и других неотложных работ на объектах нефтегазового комплекса в условиях Крайнего Севера.
  • 1.Чс в современном мире: статистика, причины, последствия для экономики и общества.

    ЧС – нарушение нормальных условий жизнедеятельности человека на определенной территории, вызванная аварией, катастрофой, стихийным бедствием или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. Статистика: природные катастрофы (90%) (наводнение 40%, тайфун – 20%, землетрясение и засухи – по 15%); среди техногенных катастроф преобладают аварии на авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и речном транспортах (≈66%). Техногенные ЧС происходят в 4 раза чаще, чем природные. Причины – условия при которых реализация потенциальных опасностей. (совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб). Причины могут быть техногенными и естественными (природного характера). Последствия : массовые заболевания, потери среди населения, разрушение объектов экономики, экологические катастрофы и бедствия, загрязнение почвы, вод, воздуха, и т.д.

    2.Стадии чрезвычайных ситуаций. Классификация чс и их поражающих факторов.

    Классификация : 1) по признакам: степень внезапности (ожидаемые, внезапные); скорость распространения (взрывной, стремительный, быстрораспространимый (умеренный), плавный); масштабность (локальные, объектовые, местные, региональные, национальные, глобальные); продолжительность (кратковременные, затяжные); по характеру ЧС (преднамеренные, непреднамеренные); естественные или искусственные. 2) по тяжести: малые (погибло/ранило 25-100чел.); средние (погибло/ранило 101-1000); большие (более 1000). По масштабности: локальные (пострадало не более 10 чел., зона ЧС не выходит за пределы объекта); местные (пострадало 10-50 чел., зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта); территориальные (пострадало 50-500 чел., зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ); региональные (пострадало 50-500чел., зона ЧС охватывает территорию 2 х субъектов РФ); федеральные (пострадало более 500 чел., зона ЧС охватывает территорию более 2 х субъектов РФ). ЧС естественного происхождения: аэрометеорологические (бури, ураганы, торнадо, циклоны и т.д.); агрометеорологические (град, ливень, туман, морозы, жара); природные пожары (лесной, торфяной пожары, пожары подземных ископаемых, хлебных массивов); тектонические и теллурические (земле-, моретрясение, извержение вулканов); топологически опасные явления (половодья, паводок, подтопления, оползни, сели, цунами, сыпи); космически опасные явления (падение метеоритов, остатков комет). ЧС техногенного происхождения: производственные (с выбросом механической, термической, радиационной, химической энергии, с выбросом утечка бактериологических агентов); специфические опасные явления (инфекционные явления); социально опасные явления (война, военный конфликт (терроризм, беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания)). Стадии ЧС : зарождение (создают предпосылки будущей ЧС: активизируются неблагоприятные природные процессы, накапливание технологических неполадок, хранение и переработка больших объемов горючих, высокореактивных, огнеопасных и др. видов веществ; инициирование (возникают технологические нарушения связанные с выходом производственных процессов за критические параметры); кульминация (высвобождение больших масс вещества и энергии, на этой стадии очень важно предсказать сценарий, что позволит снизить потери как материальные, так и финансовые); затухание (продолжается от момента устранения источника опасности до полной ликвидации последствий аварии).

    ситуация чрезвычайный население защита

    К началу 21 века третьего тысячелетия МЧС России регистрировало от 900 до 1500 чрезвычайных ситуаций на территории России ежегодно. Много это или мало? Ответ понятен, если помнить, что достаточно одной ситуации по типу Чернобыльской, чтобы потом десятилетиями всей мощью страны преодолевать последствия.

    Статистика ЧС не отличается точностью. Показатели по реализации острой опасности государственных надзорных органов разнятся. К началу века, да и сейчас статистика и учёт пожаров ведутся отдельно. Количество пожаров перекрывает показатели по остальным чрезвычайным ситуациям почти на два порядка.

    Некоторые события, не отражаемые в государственных отчетах, уже демонстрируют опасные тенденции. Например, гибель рабочего, обслуживавшего силовой трансформатор на одном из предприятий Екатеринбурга показала крайнюю опасность эксплуатации старого трансформаторного масла «Совтол-10» в системах охлаждения энергоустановок. Такие ситуации не классифицируются в статистике, хотя о многом говорят.

    Статистика - инструмент анализа ситуации, позволяющий планировать и распределять меры противодействия, оценивать эффективность работы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Статистика ЧС в современной России родилась вместе с МЧС, вместе с определением и классификацией таких ситуаций. Статистика аварий и катастроф в СССР не только не велась, но и скрывалась от гражданского общества. Ретроспективное изучение чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом говорит о том, что крупные промышленно развитые страны не избежали тех же проблем, что и наше государство.

    Как видно из ежегодных государственных докладов за прошедшие года, наибольшее число ЧС приходится на промышленно развитые территории. Значительное увеличение числа ЧС отмечается в Приволжском, Сибирском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

    На территории Российской Федерации в 2008 году произошло 2 155 чрезвычайных ситуаций (ЧС), из них - 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Наибольшее количество ЧС техногенного характера за 2008 год зарегистрировано в Приволжском (461) и Центральном (393) федеральных округах.

    Анализ данных по произошедшим ЧС за последние 2 года показал, что количество ЧС техногенного характера в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилось на 11,08 % (с 2 211 в 2007 г. до 1 966 в 2008 г.).

    Значительное снижение количества ЧС техногенного характера имело место:

    по взрывам в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных и сельскохозяйственных объектов - с 13 в 2007 г. до 7 в 2008 г.;

    по обрушениям зданий и сооружений в жилом секторе - с 13 в 2007 г. до 7 в 2008 г.;

    по авариям, крушениям грузовых и пассажирских поездов - с 20 в 2007 г. до 11 в 2008 г.;

    по авариям на грузовых и пассажирских судах - с 23 в 2007 г. до 15 в 2008 г.;

    по авариям с выбросом радиоактивных веществ - с 10 в 2007 г. до 7 в 2008 г.;

    по авариям на коммунальных системах жизнеобеспечения - с 14 в 2007 г. до 10 в 2008 г.

    Отмечается увеличение количества аварий с внезапным обрушением производственных зданий - с 7 в 2007 г. до 12 в 2008 г., аварий с выбросом опасных химических веществ (ОХВ) - с 12 в 2007 г. до 17 в 2008 г., аварий со взрывами в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 24 в 2007 г. до 30 в 2008 г.

    По прежнему наибольшее количество людей гибнет на пожарах в зданиях жилого сектора (3 628 чел. в 2008 г., 4 150 чел. в 2007 г.). В ЧС, связанных с ДТП с тяжкими последствиями, в 2008 г. погибло 498 чел., в 2007 г. - 568 человек.

    Увеличение количества погибших произошло также при ЧС, связанных с:

    крупными пожарами на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов - с 31 чел. в 2007 г. до 45 чел. в 2008 г.;

    обрушением зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения - с 14 чел. в 2007 г. до17 чел. в 2008 г.;

    внезапным обрушением производственных зданий, сооружений и пород - с 24 чел. в 2007 г. до 28 чел. в 2008 г.;

    авариями на грузовых и пассажирских судах - с 29 чел. в 2007 г. до 31 чел. в 2008 г.

    По остальным видам техногенных ЧС в 2008 г. имело место снижение числа погибших. Так, по взрывам в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов снижение составило со 170 чел. в 2007 г. до 11 чел. в 2008 г.

    Увеличилось количество пострадавших при:

    авариях, крушениях грузовых и пассажирских поездов - с 2 чел. в 2007 г. до 33 чел. в 2008 г.;

    внезапных обрушениях производственных зданий, сооружений и пород - с 10 чел. в 2007 г. до 32 чел. в 2008 г.;

    взрывах в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 192 чел. в 2007 г. до 306 чел. в 2008 г.;

    террористических актах - с 26 чел. в 2007 г. до 39 чел. в 2008 г.;

    авариях на грузовых и пассажирских судах - с 98 чел. в 2007 г. до 144 чел. в 2008 г.

    В ОАО «АНК «Башнефть» протяженность промысловых трубопроводов со степенью износа 50,1% составляет более 22,5 тыс. км, со степенью износа 43% - более 15,5 тыс. км., что является основной причиной аварийности на трубопроводном транспорте.

    ОАО «АК «Транснефтепродукт» располагает развитой сетью магистральных и распределительных нефтепродуктопроводов, общая протяженность которых составляет 19,5 тыс. км, и резервуарным парком общей вместимостью 4,9 млн. м3. Средний срок службы линейной части магистральных нефтепроводов составляет 25,9 лет, эксплуатации насосного парка - 17,3 года, резервуаров - 33,4 года, электрооборудования - 18 лет.

    По данным Минэнерго России, в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными причинами ЧС являются дефекты трубопроводов (трещины поперечных сварных швов, локальные коррозионные повреждения) и нештатные ситуации, связанные с их разгерметизацией из-за криминальных врезок, несоблюдение персоналом объектов правил техники безопасности, недостаточная организация безопасности околотрассовых сооружений нефтепроводов и продуктопроводов.

    Расчеты показывают, что количество аварий будет оставаться на уровне 0,04 на 1 тыс. км. В результате криминальных врезок на продуктопроводах ежегодные потери превышают 10 тыс. тонн топлива.

    Технические и технологические причины аварий на продуктопроводах - взрывы при розжиге газоиспользующих установок, механические повреждения газопроводов автотранспортом, коррозия или плохое качество наружных газопроводов, разрывы стальных стыков, повышение давления после газорегуляторных пунктов; износ основных фондов (более 20 лет эксплуатируются 35 % газопроводов и 75 % нефтепроводов от их общей протяженности, более 30 лет - 15 % газопроводов и 37 % нефтепроводов).

    До 40% общей протяженности продуктопроводов полностью амортизированы; сохраняются предпосылки к нарушению норм и правил при строительстве новых.

    Статистика показывает временные циклы работы территориальных органов управления МЧС России. Весна, лето, осень - природные пожары; весна и осень - сезонные паводки и наводнения; август-сентябрь характеризуются увеличением транспортных катастроф, пожары в жилом секторе (более 70 % от всех) и в промышленности круглый год. Для каждого региона свои характеристики.

    За 2010 год произошло более 190 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Из них по техническим причинам лишь 1127 случаев. Соотношение почти 1 к 200. Этот яркий пример говорит об основной причине ЧС - человеческом факторе.

    Большинство крупных техногенных чрезвычайных ситуаций уникальны по своей природе, сценарию реализации основных опасностей, причинам и последствиям. Сочетание нескольких незначительных отклонений от нормальных условий вдруг приводит к катастрофе. Часто для этого достаточно просто ничего не делать тем, кто эксплуатирует сложные технические системы.

    Заслуживают внимания историческая хроника событий и последствия первых радиационных аварий. В 1957 году в России и в Англии произошли аварии на производствах ружейного плутония. Последствия сказываются и сегодня. Счет крупным радиационным авариям на энергетических ядерных реакторах открыли не мы, а мощнейшее государство мира - США. Через три месяца после пуска новой АЭС Три Майл Айленд в апреле 1979 года произошла авария с расплавом активной зоны реактора. Несколько часов персонал станции не мог понять, что происходит. Интенсивность аварийных сигналов на пульте доходила до 100 в минуту. Причина - человеческий фактор. Ликвидация последствий аварии заняла более 10 лет.

    Каждая из подобных ЧС имеет свои особенности и демонстрирует определенные тенденции развития общества.

    «Тунгусский взрыв» в 1908 году на территории России ознаменовал открытие новой эпохи катастроф в двадцатом столетии, напомнил развивающемуся человечеству о неукротимых и опасных силах природы. Генезис произошедшего до сих пор документально не установлен.

    Гибель «Титаника» с многочисленными жертвами еще раз показала уязвимость человека перед силами и явлениями природы, опасность его неоправданной самоуверенности. Соотношение спасшихся в той катастрофе с учетом их социального положения говорит о разделении общества перед лицом опасности.

    Первая мировая война принесла миру реальность масштабного применения химического оружия и открыла эпоху химической опасности, как в военном деле, так и в промышленном производстве. В годы Первой мировой войны разразилась пандемия гриппа. «Испанка» охватила все континенты и унесла жизни более 50 млн человек.

    Взрыв сухогруза «Монблан» в проливе Те-Нарроус близ Галифакса, уничтоживший полностью город на Канадском побережье, - один из самых мощных неядерных взрывов последнего столетия. В радиусе 60 миль от воздушной ударной волны зазвонили церковные колокола.

    Взрывы в развитых странах Европы на промышленных предприятиях показали необходимость обеспечения безопасности в промышленности не только в соответствии с уровнем технического и экономического развития, но и адекватно техногенным угрозам.

    Вторая мировая война показала уязвимость в первую очередь мирного гражданского населения, объектов экономики и транспорта. Бомбардировки союзными войсками Гамбурга и Дрездена унесли более 80 тыс. жизней гражданских жителей.

    Гонка вооружений привела к опасным инцидентам на производстве оружейного плутония. В Англии и России (СССР) одновременно в 1957 году две радиационные аварии; холодная война привела к авариям носителей ядерного оружия и утратам этого оружия. К началу мирового экономического кризиса известно о потере 51 ядерного боеприпаса. Это то, что останется потомкам. История катастроф демонстрирует опаснейшие для человечества факты. Противостояние и боевая подготовка вероятного противника и собственных вооруженных сил стали угрозой для защищаемого населения.

    Создание атомной энергетики в свою очередь привело к чрезвычайным ситуациям в новой для человека области деятельности. Авариями на АЭС отмечены Англия, США, СССР, Япония.

    Ошибки в технологии хранения радиоактивных отходов и ядерных материалов привели к Кыштымской трагедии - радиационной аварии, последствия которой до сих пор не ликвидированы на территории трех областей. Даже эксплуатация первой атомной подводной лодки СССР привела к аварии реактора и угрозе ядерной катастрофы. В СССР было произведено более 250 атомных подводных лодок.

    Знаменательна авария на химическом производстве в маленьком итальянском городке Севезо. Последствия аварии окончательно подтвердили чрезвычайно токсичные свойства соединений семейства диоксинов и заставили научную общественность и власти разработать нормативно-правовую базу обеспечения безопасности в промышленности.

    Авария на американской атомной станции Три Майл Айленд стала предвестником Чернобыля. Ее масштабы были меньше тех, которые принес 1986 год, но ликвидация последствий аварии в США остановила эксплуатацию объекта и посеяла сомнения в безопасности ядерной энергетики. Причиной аварии стал «человеческий фактор». Через 30 лет эта АЭС вновь преподнесла очередной инцидент с утечкой радиоактивных материалов.

    Авария ракетной сборки после запуска ракеты с космодрома Плесецк привела к угрозе загрязнения Северной Двины. Ликвидировали последствия аварии войска Гражданской обороны. В той ситуации стало очевидным, что не отработана технология и отсутствуют технические средства для утилизации накопленного в огромных количествах высокотоксичного компонента ракетного топлива.

    Выброс метилизоцианата на химическом производстве удобрений американской фирмы «Юнион Карбайд» в 800 тысячном Индийском городе Бхопал (сейчас проживает более 2 млн.) вскрыл целый ряд проблем:

    реализация возможности размещения опасных производств иностранных компаний вне действия жестких требований нормативных документов в области промышленной безопасности на территории других государств;

    возможность обойти международные соглашения о запрещении разработки, хранения и применения химического оружия под видом использования опасных химических веществ в промышленности, либо опасных промежуточных продуктов химических производств;

    отсутствие должного внимания к проблемам обеспечения безопасности населения и предупреждению ЧС техногенного характера в развивающихся странах.

    Трагедия унесла более 20 тысяч жизней. Суд над виновниками по «горячим следам» так и не состоялся. Осуждены были спустя 25 лет лишь 3 человека.

    О чернобыльской катастрофе написано и сказано много, но точка в истории этой проблемы поставлена будет не скоро. О Чернобыле наслышан весь мир. Однако мало кто знает, что буквально через несколько месяцев мир вновь оказался на грани ядерной катастрофы. Такая ситуация сложилась в результате аварии атомной подводной лодки К-219 (СССР), находившейся на боевом дежурстве у берегов Америки. Необходимая и вынужденная деятельность вооруженных сил даже вне вооруженного конфликта несет в себе опасность для населения. Безопасная эксплуатация такого вооружения возможна лишь в устойчивой экономической системе защищаемого государства. Безопасность вооружения торпедируется экономическими кризисами.

    Авария на производстве оружейного плутония в Томске-7 показала общественности в те годы возрождаемого Российского государства отсутствие механизма своевременного информирования населения и органов местной исполнительной власти. Желание руководителей аварийных предприятий скрыть масштабы ЧС и тем самым избежать ответственности приводит к увеличению величины риска для населения.

    Пожар в ночном клубе в Перми в декабре 2009 года унес жизни более 120 человек. Более 100 оказались в больницах страны. Трагедия привела к отставке правительства Пермского края. Расследование показало масштабы коррупции, бездеятельности органов надзора и органов исполнительной власти, безответственности бизнеса, разрушившие усилия МЧС по соблюдению элементарных требований безопасности. Впервые за многие годы проявилась решимость Правительства РФ покончить с безответственностью в сфере безопасности.

    Последнее десятилетие ушедшего века и века нового принесло новую масштабную проблему - терроризм. Террористические акции стали реальной действительностью нашего времени. В сочетании с опасностями, которые нас окружают, террористические акты и акции на территории мегаполисов многократно увеличивают актуальность мероприятий по предупреждению ЧС в техносфере. Очевидно, что дальнейшее развитие общества возможно лишь вместе с решением вопросов его безопасности.

    История повторяется. 11 марта 2011 года мощнейшее землетрясение, эпицентр которого находился на Тихоокеанском дне, привело к образованию волны цунами, уничтожившей часть береговых районов Японии и повредившей системы охлаждения 4 реакторов АЭС «Фукусима-1». Мир узнал о чрезвычайной радиационной катастрофе. Фрагменты сценариев аварии американских реакторов на этой станции похожи на ситуацию на АЭС «Три Майл Айленд».

    Основными причинами роста аварий и катастроф в техногенной сфере являются, во-первых, неприемлемый уровень износа основных производс-твенных фондов (по некоторым отраслям промышленности он достигает 80 - 100%), несвоевременная реконструкция предприятий и модернизация технологического оборудования; во-вторых, нарушения технологической и производственной дисциплины; в-третьих, снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов и государственных инспекций.

    Отмечается рост случаев массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, эпизоотий и эпифитотий. Основными причинами их возникновения являются естественные природные очаги, а также неудовлетворительные условия водоснабжения, использование некачественных пищевых продуктов, низкий уровень санитарного благоустройства населенных пунктов, неконтролируемая миграция населения, занос инфекций на территорию страны при закупках за рубежом сельскохозяйственных животных и пищевого сырья.

    • 1. Количество ЧС в техносфере имеет тенденцию к сокращению при увеличении масштабов последствий единичных случаев.
    • 2. Существует тенденция увеличения видов ЧС.
    • 3. Масштаб ущерба от ЧС может быть сравним с последствиями боевых действий.
    • 4. Крайне важно знать причины ЧС и научиться их предупреждать.
    • 5. Отставание нормативно-правовой базы в области промышленной безопасности, защиты населения и территорий от передовых подходов приводит к угрозе экспансии опасных технологий, производств и материалов из-за рубежа
    • 6. Возможна «маскировка» враждебных действий под аварии и катастрофы.
    • 7. ЧС? реальная угроза безопасности государства.
    • 8. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций - техногенные.
    • 9. Наибольшее количество жертв - на пожарах.