В каких случаях можно законно не останавливаться по требованию дпс. Когда можно не тормозить по требованию сотрудника дпс

Получив права и выезжая на дорогу, автомобилист должен быть готов ко многим неожиданностям. Кроме Правил дорожного движения (ПДД) ему необходимо обладать хотя бы минимумом знаний о своих правах и обязанностях при общении с сотрудниками ГИБДД. Знать, в каких случаях полицейский может останавливать транспортное средство, и какой положен штраф за неостановку по требованию инспектора.

Многие водители даже не подозревают, что сотрудники дорожной полиции не имеют права без веской причины тормозить транспортное средство.

Существует несколько законных оснований для остановки.

  • Если было зафиксировано, что водитель нарушил ПДД и этим подверг опасности других участников дорожного движения.
  • Если сотрудник полиции предполагает, что за рулем находится .
  • Если у инспектора есть сведения, что автолюбитель причастен к совершению серьезного правонарушения.
  • Если водитель или пассажиры транспортного средства являются свидетелями ДТП или другого правонарушения.
  • В случаях, когда сотрудники полиции намереваются предложить водителю выступить в качестве понятого.
  • Если полицейский имеет основания подозревать у водителя .
  • В ситуациях, когда останавливаемый автомобиль предполагается использовать для срочной служебной надобности сотрудниками полиции или скорой помощи.
  • В рамках проводимых полицейскими спецопераций. Например, при осуществлении плана «Перехват» или с целью выявления провоза в автомобилях незаконных веществ. Такие мероприятия всегда осуществляются только при наличии распорядительных актов.

Следует учитывать, что останавливать ТС, чтобы проверить документы водителя, сотрудники полиции могут только на посту ДПС.

Если водитель проигнорировал и не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, стоит ожидать в отношении него применения карательных санкций. В частности, может быть наложен штраф за игнорирование требования об остановке.

Наказание за игнорирование остановки по требованию инспектора

Игнорировать требования сотрудников полиции - не самая правильная позиция. Если что-то вызывает протест водителя, то лучше впоследствии подать жалобу на действия представителей власти. Но как быть, если по какой-то причине владелец авто не выполнил эти указания? Какой штраф за неостановку по требованию инспектора ДПС определен российским законодательством?


Размер штрафа за подобное правонарушение определен в КоАП РФ - от 500 до 800 руб. Конкретную сумму определяет непосредственно сотрудник дорожной полиции. Но как присудить штраф, если автолюбитель не остановился? В таких ситуациях сотрудники правоохранительных органов могут начать преследование неостановившегося авто.

Последствия и меры к задержанию

Если водитель не остановился, то предусмотрено несколько вариантов развития событий. Во-первых, полицейский по рации передаст сведения о неостановившемся автомобиле на ближайший пункт ДПС или дежурному, а тот сообщит их всем экипажам.

Во-вторых, сотрудник полиции, пытавшийся остановить авто, имеет право начать преследовать скрывшийся автомобиль. При осуществлении подобных действий он обязан соблюдать ряд правил.

  • Преследование допускается только на служебном авто.
  • Во время погони на полицейской машине должны быть включены звуковые и световые сигналы.
  • Требование остановиться инспектор подает по громкоговорителю, используя жезл и давая понять, где следует остановиться.
В крайних случаях сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие.

Но может случиться и так, что водитель, доехав благополучно домой и даже не увидев, что сотрудник полиции пытался его остановить, обнаруживает в своем почтовом ящике извещение с требованием явиться в полицию и забрать квиток на оплату штрафа. Т.е. наказание за неподчинение сотрудникам ДПС обычно определяется самими сотрудниками, исходя из степени опасности, которую может представлять водитель транспортного средства.

Когда можно не останавливаться

Если сотрудник останавливает авто в районе расположения поста ДПС, то водитель обязан беспрекословно подчиниться. То же касается КПП и прочих постов полиции.

Однако законодательно оговорен ряд ситуаций, когда водители могут проигнорировать требования полицейского об остановке ТС.

Например, если кто-то пытается остановить машину поздним вечером или ночью, т.е. при очень плохой освещенности. Это объяснимо с точки зрения безопасности как самого водителя, так и его пассажиров.

Также допустимо не подчиняться требованиям об остановке, если при подобном маневре водитель может нарушить правила дорожного движения. Например, если сигнал к остановке подается на участке дороги, где установлен знак «Остановка запрещена». Т.к. выполнение подобного требования может привести к аварийной ситуации, то водитель может проехать мимо. Однако лучше притормозить у ближайшего поста ДПС и изложить ситуацию сотрудникам полиции. Водителям следует знать, что составляет от 500 до 5000 руб. в зависимости от того, где остановилась машина.

Как избежать штрафа

Есть ли у автовладельца какие-то шансы не платить штраф? Все зависит от ряда факторов. Законом предусмотрено, что гражданин имеет право оспорить наложенное взыскание. Это осуществимо, только если водитель докажет, что сотрудник ГИБДД не придерживался предписанного ему регламента. Например, если жест на остановку был подан с некоторым запозданием, т.е. когда машина уже миновала определенный участок дороги, и водитель не увидел сигнала полицейского. Или если жест инспектора можно было расценить как двоякий. Будет лучше, если у автомобиля имеется видеорегистратор. Потому что в данном споре на веру примут, скорее всего, слова сотрудника ГИБДД.

Наверно нет такого автомобилиста, которого хоть раз не остановил бы инспектор ГИБДД. Это происходит по разным причинам, от откровенного нарушения правил, до возможных мероприятий по поиску правонарушителей.

Но не все водители готовы остановиться по требованию, считая это излишним или даже неправомерным требованием.

Давайте разберемся, когда и как инспектор ГИБДД может остановить автомобиль и что ждет тех, кто не желает подчиниться таким требованиям.

○ Когда и как инспекторы ГИБДД могут останавливать ТС.

Первый вопрос, который интересует водителя, это по чьему требованию и на каком основании они должны остановиться. П. 2.4 ПДД отвечает на этот на этот вопрос:

Под регулировщиком понимается не только сотрудник регулирующий движение на том или ином участке дороги, но и любой инспектор ДПС стоящий на посту. К этой же категории относятся и сотрудники ППС. Такой вывод можно сделать из определения «регулировщика» данного в п. 1.2 ПДД.

Инспектор, принявший решение остановить ТС, должен подать понятный водителю сигнал жестом или при помощи громкоговорителя и указать место остановки. Если машина не остановится, возможно ее преследование с применением специальных средств. Если этого окажется недостаточно будет передана информация постам ДПС, а они уже ограничат движение, выставив кордон, перекроют дорогу другими автомобилями. В крайнем случае, возможна стрельба из огнестрельного оружия.

Так почему могут остановить автомобиль? Самая распространенная причина – нарушение правил . Кроме того, иногда инспектору требуется срочная помощь, например, в качестве понятого, или в городе объявлены мероприятия по задержанию преступника с ориентировкой на машину, похожую на вашу.

По новым правилам остановка для обычной проверки документов возможна только на стационарных постах , но часто такие проверки устраивают на дорогах, ссылаясь на наличие ориентировок.

○ Наказания и штрафы: не остановился по требованию.

Ответственность за неостановку по требованию инспектора предусмотрена ч. 2. Ст. 12.25 КоАП:

Штраф в 500- 800 р . не слишком велик, если не принимать в расчет возможные последствия погони. Если инспектор не станет преследовать нарушителя, то шанс его получить, минимален, разве, что по результатам видеофиксации вам придет письмо.

Но если инспектор пустится в погоню ситуация может развиться гораздо хуже. Вплоть до применения ч.1 т. 19.3 КоАП за неповиновение сотрудникам при исполнении. Потом в суде придется доказывать, что ст.12.5 КоАП частная по отношению к ней и должна применяться в данном случае, но инспекторы расскажут, как вы не хотели выходить из машины и сопротивлялись.

○ Последствия и меры к задержанию.

Если вы не остановились по требованию уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, результат может быть разным. В первом варианте сотрудник просто проигнорирует ваше поведение. Обычно именно так поступают в отношении мототранспорты средств, что породило ошибочную уверенность водителей в том, что преследовать их нельзя. На самом деле инспекторы просто боятся, что в процессе преследования может произойти опасное ДТП с тяжелыми травмами для водителя мотоцикла, а потому преследуют только при откровенных нарушениях. Но такой вариант далеко не всегда срабатывает.

Гораздо чаще информация передается другим постам и вот уже они тоже дают сигнал остановиться. Скорее всего, второй уже пустится в погоню.

Если происходит серьезное нарушение, например, у инспектора появились сомнения в трезвости водителя, есть ориентировки на угнанный автомобиль или на задержание подозреваемых в иных преступлениях, то и первой неостановки будет достаточно для погони. Конечно, сначала инспектор громко предупредит об обязанности остановиться, а дальше может дойти даже до применения огнестрельного оружия в установленном порядке.

Стрелять будут стараться по колесам, у инспекторов нет желания отвечать за вред здоровью водителей, но могут причинить и другой ущерб машине. В дополнение скажем, что немало случаев применения силы к задержанным после погони водителям, зачастую это незаконно, но здоровья не прибавляет. Потому не стоит игнорировать законное требование инспектора остановиться. Проверка займет несколько минут, и вы спокойно поедете дальше.

С ростом числа машин на дорогах растет и количество дорожных правонарушений. ПДД со временем ужесточаются, число остановок и проверок водителей ежегодно только растет. И поэтому вопрос, что грозит тем, кто не остановится по требованию сотрудника ГИБДД в 2019 г, волнует достаточно многих. Так рассмотрим же его в этой статье.

Примечание! В статье указаны правила ПДД и статьи КоАП РФ, действительные на момент ее написания — 2019 г. В дальнейшем, они могут потерять свою актуальность, поэтому, рекомендуем перед использованием тех или иных пунктов проверять, не утратили ли они силу.

ПДД и штрафы: что год 2019 нам готовит

Итак, ситуация: вы не остановились по требованию гаишника, однако, после непродолжительного преследования все-таки были пойманы. В данном случае имеет место нарушение п. 6.11 ПДД, согласно которому, водитель обязан остановиться в том месте, на которое укажет инспектор.

Ответственность за подобный поступок регламентирована п. 2. ст. 12.25 КоАП РФ, где указано, что штраф за не остановку по требованию инспектора может быть назначен в размере 500-800 р. Право выбора размера штрафа (в указанном диапазоне) остается за гаишником.

Нежелательные и опасные последствия

Разумеется, если вы просто пропустили сигнал, т. к, например, совершали трудный маневр, или сам он был подан слишком поздно, никаких тяжелых последствий это не повлечет. Другой разговор, если вы проигнорировали сигнал намеренно и не остановились даже при повторной подаче соответствующего сигнала.

Невыполнение требования об остановке транспортного средства автоматически дает инспектору право начать преследование. Также он (гаишник) может передать информацию иному наряду ДПС. А тот, в свою очередь, и произведет принудительную остановку транспортного средства, водитель которого выказал неподчинение. Подтверждение этим словам можно найти в административном регламенте ГИБДД (ст.72). А если обратиться к ФЗ «О полиции», то узнаем, что инспектор вправе производить остановку транспортного средства, водитель которого пытался убежать, используя:

  • Различные спец-средства, разработанные специально для этих целей;
  • Временное ограничение /запрет движения на конкретных дорожных отрезках;
  • Патрульные и/или грузовые автомобили, выставленные на проезжей части на манер заслона;
  • Огнестрельное оружие.

Отказ остановиться, основанный на объективных причинах

Если не остановился по требованию ДПС, далеко не всегда это означает, что водитель хотел совершить правонарушение. Рассмотрим 2 ситуации:

  1. Водитель не захотел тормозить, поскольку требование об остановке было произведено на малоосвещенном участке дороге или человеком, похожим на инспектора ДПС весьма отдаленно. В данном случае лучше перестраховаться и честно заплатить штраф, чем стать возможной добычей мошенников или уголовников. Помните, любой инспектор обязан предоставить нагрудный знак и удостоверение по первому требованию водителя.
  2. Водитель не смог остановиться в указанном месте, т. к. это было бы грубым нарушением ПДД .В подобной ситуации оптимальное решение – это остановка там, где это допускается и возврат к посту ДПС. Если вам все же попытаются выписать штраф, сразу уточняйте, что стало причиной неподчинения, а именно, — возможность создание на дороге аварийной ситуации.

Процедура торможения водителя

Если говорить о штрафе за не остановку по требованию инспектора, имеет смысл упомянуть и о самой процедуре остановки. Она подробно расписана все в том же п. 6.11. действующих ПДД, и необходима для ознакомления в первую очередь. Чтобы водитель остановился, инспектор должен при помощи громкоговорящего устройства или жестом выделить его машину, а затем указать место, где та должна остановиться .

Для достижения большей четкости сигнала допускается использовать для указания не только руку, но также полосатый жезл или диск со световозвращателем красного цвета. Кроме того, в целях привлечения внимания водителя и других участников дорожного движения может применяться свисток или специальные сигналы (свет/звук).

В заключение хотим напомнить, что количество машин на дорогах в разы превышает число сотрудников ГИБДД, а значит, вероятность того, что остановить для проверки решат именно вас, равна сотым долям процента (при условии, что вы, конечно, ничего не нарушали и не подходите ни под какую ориентировку). Однако, если вы все-таки увидели характерный взмах жезла, не раздувайте из мухи слона, а просто проследуйте к обочине – добропорядочным водителям подобные встречи никаких неприятностей не принесут.

Ситуации, когда инспектор ДПС вправе остановить ваше ТС, подробно описаны законом. Во-первых, разграничиваются ситуации, когда сотрудник милиции останавливает вас на стационарном посту и вне его. В «Наставления по работе ДПС» читаем следующее определение стационарного поста: это «место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также прилегающий к нему участок дороги (местности), в пределах которого наряд ДПС выполняет свои функциональные обязанности». Если сигнал об остановке вы получили на территории такого поста, вы должны будете затормозить в любом случае, так как в его пределах сотрудник милиции имеет право остановить ТС по любой причине, в том числе обыкновенная проверка документов. Причиной может служить как проверка документов на ваше право управления автомобилем, так и на сам автомобиль или перевозимый груз.

Кроме стационарных постов, такие действия сотрудник ДПС может совершать в пределах контрольных постов милиции и контрольно-пропускных пунктов. Вне описанных мест вы также обязаны остановиться по требованию инспектора, однако право на остановку вашего ТС у сотрудников милиции ограничено предусмотренными законом случаями. К ним относятся нарушения правил дорожного движения, подозрение на причастность вашу или ваших пассажиров к совершенному правонарушению, нахождение в розыске транспортного средства, а также подозрения на использование его в противоправных целях. Кроме того, основанием для остановки вашего автомобиля вне стационарного поста может являться необходимость вашего опроса относительно правонарушения, свидетелями которого являетесь вы или ваши пассажиры; обеспечение временного запрещения движения на участке дороги, на котором вы находитесь; необходимость оказания немедленной помощи пострадавшим участникам движения. Остановка транспортного средства в иных случаях вне стационарных постов запрещена и расценивается как нарушение служебной дисциплины.

Однако список этот довольно обширен, и остановившему вас инспектору всегда есть, чем аргументировать свой свисток и взмах жезлом. Разница состоит, наверное, в том, что данная буква закона хотя бы обязывает его произнести для вас эту аргументацию после того, как он представился и назвал свою должность. Вопрос о правомерности вашей остановки останется достаточно скользким.

Однако существуют случаи, как напрямую предусмотренные законом, так и вытекающие из соответствующих статей, в которых вас ничего не обязывает останавливаться на требование сотрудника ДПС, кроме вашего любопытства.

Например, в ночное время вы в любом случае можете проехать мимо отмашки жезлом, если она произошла вне стационарного поста, даже не снижая скорости. Единственное, что стоит сделать в этом случае, это остановиться на ближайшем контрольном пункте, и заявить об этом инциденте. Кроме того, учитывайте, что сотрудник ДПС, останавливающий вас вне городской черты, должен иметь ряд отличительных признаков его причастности к ГИБДД. Если их нет, и вас просит остановиться просто человек в форме, вы имеете право не останавливаться.

Даже вне всех описанных выше случаев, существует множество ситуаций, когда остановка по тем или иным причинам угрожает безопасности дорожного движения. В таких ситуациях смело игнорируйте любые требования об остановке. Закон описывает основной порядок остановки транспортного средства в пункте 13.6 «Наставления по работе ДПС», а в примечании к этому пункту обозначает места на дороге, остановка в которых угрожает безопасности всех участников дорожного движения. Статья звучит следующим образом: «При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом. Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий».

Поэтому, прежде чем затормозить в ответ на требование инспектора, оцените дорожную обстановку и оцените место, в котором находитесь, а также соответствие закону порядка, в котором сотрудник ДПС это делает.