Безвозмездное пользование. Правила передачи имущества в безвозмездное пользование Безвозмездное пользование в бюджетном учреждении


Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну: Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом. Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение: — о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов; — о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов; — об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.

Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются: — органы по управлению государственным и муниципальным имуществом; — унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; — казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника.

Безвозмездное пользование

Образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.7. Для размещения объектов почтовой связи.8. Лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.9. В случае предоставления имущества в виде преференции в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.10.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Правомерны ли действия учреждения и как должен в данной ситуации поступить собственник, учитывая, что изымать животных он не собирается? Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ).Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными образовательными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 296 ГК РФ (п. 1 ст. 120, п. 3 ст. 215 ГК РФ, ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании)).Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст.

Безвозмездная передача имущества бюджетным учреждением

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества республиканского автономного учреждения является Республика Бурятия. Передача республиканского имущества, закрепленного за автономными учреждениями, в аренду и безвозмездное пользование (далее – пользование) осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в разделе 7 Положения о порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия, утвержденного Постановлением N 187.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Российской Федерации; · развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; · развития физической культуры и спорта; · обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства; · производства сельскохозяйственной продукции; · социального обеспечения населения; · охраны труда; · охраны здоровья граждан; · поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; · поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; · определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Проведение торгов (конкурса, аукциона) осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФАС № 67.

Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

Приказ ФАС № 67); — закон Республики Бурятия от 01.01.2001 «О переходном периоде при изменении правового положения государственных учреждений Республики Бурятия»; — постановление Правительства Республики Бурятия «О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия» (далее — Постановление № 000); — приказ Минимущества РБ «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по передаче государственного имущества Республики Бурятия, за исключением земельных участков, в аренду или безвозмездное пользование» (далее – регламент). 1.3. Методические рекомендации и регламент размещены на сайте Минимущества РБ www. mizo. / в разделе «Управление государственным имуществом» на странице «Передача государственного имущества в пользование (возмездное/ безвозмездное)». II.

Передача в безвозмездное пользование имущества находящегося в оперативном управлении

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БУРЯАД РЕСПУБЛИКЫН ЗООРИИН БА ГАЗАРАЙ ХАРИЛСААНУУДАЙ МИНИСТЕРСТВО П Р И К А З 28 декабря 2011 года № 85 г. Улан-Удэ Об утверждении методических рекомендаций по вопросам передачи республиканского имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в пользование (возмездное, безвозмездное) Во исполнение Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия и в соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики, ПРИКАЗЫВАЮ: 1.
Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного контракта; ü на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается); ü взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям.
При передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении, уполномоченный орган обязан представить экспертную оценку последствий передачи этого имущества в безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Орган управления в течение одного месяца со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.
Договор безвозмездного пользования имуществом заключается между ссудодателем и ссудополучателем в письменной форме.

Внимание

Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения Договора:т/p — при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения Договора; — если имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; — если при заключении Договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое имущество; — при неисполнении ссудодателем обязанности передать имущество либо его принадлежности и относящиеся к нему документы. Срок Договора безвозмездного пользования государственным (муниципальным) имуществом не может превышать 5 (пять) лет. Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него.

Государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.4. Некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.5. Адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.6.

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке , определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке , установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений , находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Законодательство предусматривает не только возможность продажи, дарения или сдачи в аренду недвижимого имущества, но и предоставления его в безвозмездное использование. Однако даже при достижении такой договоренности следует закреплять все условия на бумажном носителе. Это позволит обезопасить всех участников соглашения и оформить сделку в соответствии с требованиями законодательства.

Что представляет собой передача имущества в безвозмездное пользование?

Собственник вещи, в том числе и жилого объекта, вправе передать его другому лицу в безвозмездное пользование на определенный промежуток времени. Это означает, что за использование переданной вещи никакой платы не взимается. Однако термин «безвозмездное пользование» гораздо шире понятия «бесплатное». Он подразумевает отсутствие не только оплаты за пользование, но и отсутствие других ответных действий в адрес ссудодателя (того, кто предоставил вещь).

Передача имущества на безвозмездной основе вместе с тем не означает всякое отсутствие прав и обязанностей сторон. Ссудополучатель (тот, кто получил вещь) обязан сохранить ее в надлежащем состоянии и не допустить ее порчи. Кроме того, есть другие важные обязанности, которые оговариваются в соглашении.

Порядок передачи недвижимого имущества

В зависимости от специфики субъектов сделки, передача в пользование жилого помещения на безвозмездной основе может реализовываться по-разному. Кроме того, точное содержание договора различается в зависимости от специфики сделки.

Передача бюджетным учреждениям

Бюджетные учреждения могут получать недвижимость в пользование на безвозмездной основе. Однако заключению договора предшествуют торги, реализуемые соответствующим образом. При этом бюджетное учреждение получившее объект обязано погашать все текущие платежи, включая оплату услуг ЖКХ.

Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией:

Передача муниципального имущества

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может предоставляться в пользование безвозмездно. Однако порядок предусматривает обязательное проведение торгов (аукционов) на получение такого объекта. Кроме того, ссудополучателями могут выступать:

  • некоммерческие организации;
  • органы власти различного уровня;
  • предприятия государственные и муниципальные;
  • лица, получение подобного имущества которыми предусмотрено законодательством.

Правила расторжения и другие аспекты регулирования заключения договора остаются прежними и регулируются ГК РФ.

Передача федерального имущества

Аналогично осуществляется передача федерального имущества на безвозмездной основе. Она не может реализовываться без предварительного проведения торгов. Обязательно заключение договора и принятие к учету правил предоставления соответствующей собственности.

Договор о передаче имущества

При предоставлении жилого помещения на безвозмездной основе в пользование обязательно следует заключить соответствующий договор. Он поможет сторонам избежать противоречий, недоразумений и обмана.

Обязательные условия договора

Существенными условиями соглашения признаются те, без указания которых договор может признаваться недействительным. В соглашениях такого типа таким условием выступает точное указание на предмет сделки. Для этого необходимо обозначить в тексте документа:

  • адрес расположения объекта;
  • кадастровый номер и данных технического характера;
  • особенности и отличительные характеристики.

Другие условия целесообразно включать в текст соглашения, но их отсутствие не влечет недействительности договора.

Права и обязанности сторон

Одним из ключевых пунктов соглашения выступает указание на права и обязанности ссудодателя и ссудополучателя. Первый по смыслу ГК РФ обязан передать недвижимость на оговоренный срок. Однако ссудополучатель также обременяется некоторыми обязанностями:

Кроме оговоренных законодательством, стороны вправе предусматривать иные обязанности, если это не противоречит нормам ГК РФ и сути договора.

Образец договора

Одним из вариантов правильного заполнения соглашения является составление по образцу. Это позволит заранее предусмотреть необходимость подготовки конкретных документов и правильно внести данные в текст соглашения.

Расторжение договора безвозмездного пользования

По ст. 698 ГК РФ предусмотрено досрочное расторжение соглашения о безвозмездном предоставлении недвижимости. Среди возможных причин:

  • ухудшение по вине ссудополучателя состояния объекта;
  • отсутствие содержания в надлежащем виде;
  • использование жилья не по назначению;
  • появление информации о правах третьих лиц на объект, о которых заранее не был предупрежден ссудополучатель.

Кроме того, стороны вправе в любой момент времени добровольно расторгнуть договор. Ответственность за судебное расторжение по вине одной из сторон может быть различной. Все зависит от ущерба, понесенного каждой из сторон и т.д.

Дополнительные документы

Практически всегда в случае передачи имущества от одного лица другому кроме основного договора составляется ряд дополнительных документов:

  • акт приема-передачи подтверждает фактический переход объекта ссудополучателю;
  • расписка обычно составляется при найме помещения в качестве подтверждения получения денежных средств за пользование. Здесь передача таких средств не предусмотрена, однако, расписка может составиться при необходимости.

В результате, процедура передачи недвижимости в пользование на безвозмездной основе подразумевает составление соглашения. Оно оформляется по правилам ГК России, но с учетом требований конкретной ситуации. Стороны вправе самостоятельно разработать текст документа или воспользоваться образцом.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения своего вопроса заполните следующую форму или позвоните по телефонам, указанным на сайте, и наши юристы Вас бесплатно проконсультируют!

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

Порядок отражения объектов учета аренды

При первом применении Стандарта "Аренда" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н) возникает вопрос: как классифицировать договор безвозмездного бессрочного пользования? Имущество, полученное по данному договору в пользование до 1 января 2018 года, учтено на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Согласно п. 26 Стандарта "Аренда" передача имущества в безвозмездное пользование является частным случаем заключения договора аренды на льготных условиях. Классификация объекта учета аренды, в том числе отнесение договора к операционной или финансовой аренде, относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Согласно положениям п. 37 Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" информация о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, профессиональные суждения о том, являются ли договоры соглашениями об аренде), подлежит раскрытию в пояснительной записке к отчетности. Унифицированный бланк профессионального суждения законодательно не утвержден, поэтому необходимо разработать такой документ и утвердить локальным нормативным актом.
Договор бессрочного безвозмездного пользования можно квалифицировать и в качестве операционной аренды, используя такую аргументацию.
Как правило, в соответствии с положениями договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями ссудополучателю, например бюджетному образовательному учреждению, объект предоставлен для использования под учебные цели. Таким образом, учреждение получает право пользования нежилым помещением для извлечения его полезного потенциала в целях выполнения государственного задания, утвержденного в настоящий момент на 2018-2020 годы.

Для ведения предпринимательской деятельности предприятию необходимы разные основные средства. При этом совсем необязательно приобретать объекты в собственность. Компания вполне может получить ОС в безвозмездное срочное пользование. Рассмотрим далее нюансы этой процедуры.

Общие сведения

Передача в безвозмездное пользование имеет ряд специфических черт. На практике ее часто путают с бесплатным приобретением объектов. Однако между этими процедурами существует принципиальная разница. Бесплатное приобретение ОС предполагает переход права собственности к получающей стороне, а при предоставлении объектов в безвозмездное пользование первоначальный владелец не меняется.

Предмет сделки

Право безвозмездного пользования распространяется исключительно на индивидуально определенные вещи. В качестве предмета сделки могут выступать разные объекты. В настоящее время достаточно популярно безвозмездное пользование недвижимым имуществом. В его состав входят земельные участки, предприятия, сооружения, комплексы зданий, обособленные и пр. Эти вещи должны быть непотребляемыми - не теряющими свои натуральные характеристики в ходе эксплуатации. Это правило обеспечивает гарантии исполнения обязательств получателем по возврату объекта. Используя это ограничение, стороны отношений должны понимать, что значение будут иметь не столько свойства предмета как таковые, сколько соотношение со спецификой его использования, предусмотренной в условиях соглашения. То есть эксплуатация объекта не препятствует его возврату в натуре. К примеру, продукты питания - это, несомненно, потребляемые вещи. Однако это не препятствует передаче их в срочное пользование для показа на сельскохозяйственной выставке. Немаловажное значение имеет и индивидуальная определенность вещи. Это свойство позволяет оценить, выполнил ли получатель обязательство по возврату объекта в натуре или нет.

Исключительные сделки

Недвижимым имуществом имеет ряд ограничений. В ст. 607 ГК присутствуют ссылки на специальные законы по отдельным условиям заключения сделки. В частности, речь идет о возможности установления перечня объектов, бесплатная аренда которых ограничена, запрещена или осуществляется по особым правилам. В п. 2 указанной нормы предусматривается установление специального режима для земельных участков и иных обособленных природных комплексов. Такие законы, ссылки на которые присутствуют в статье, обладают исключительным характером. Уже в силу этого они к договорам безвозмездной передачи относиться не могут, если не содержат соответствующих указаний. Учитывая не исключаются, на первый взгляд, противоречивые ситуации. Так, например, предметы, аренда которых запрещена, могут быть переданы в бесплатную эксплуатацию. Более того, при определенных условиях в сделке могут участвовать Такие ситуации обуславливаются тем, что безвозмездное пользование недвижимым имуществом или иными средствами предполагает ограниченные правомочия по отношению к вещам, в сравнении со срочной эксплуатацией за плату.

Участники сделки

В качестве субъекта, предоставляющего объект, может выступать лицо, наделенное правом распоряжения им. Соответственно, получателем может быть тот, кто имеет юридическую возможность эксплуатировать вещь по условиям соглашения. Первому участнику посвящена ст. 690 ГК. В норме присутствует указание на возможность предоставления имущества только собственниками или другими лицами, уполномоченными им либо законом. При этом на владельца объекта могут накладываться определенные ограничения. Например, в ст. 346 ГК установлено, что залогодатель может предоставить объект в безвозмездное пользование только по согласию залогодержателя. Субъектом, уполномоченным собственником, может выступать комиссионер, который действует в пределах поручения. Несколько меньший объем юридических возможностей предусмотрен для доверительного управляющего. Он может совершать различные сделки, осуществлять безвозмездное пользование недвижимым имуществом, но только в интересах выгодоприобретателя.

Запреты

Тот факт, что предоставление объекта по ссудному соглашению производится безвозмездно, требует ограничить в некоторых случаях возможность его заключения. По общим правилам, запреты направлены на обеспечение защиты интересов не только субъекта, вступающего в сделку, но и других лиц. В качестве последних главным образом выступают кредиторы, а также участники товариществ и прочих хозяйствующих обществ. Один из запретов присутствует в ст. 690 ГК. Нормой не допускается предоставление коммерческой организацией в безвозмездное пользование предметов лицу, которое является ее учредителем, руководителем, участником, членом контрольного или административного органа. Это обуславливается тем, что указанные субъекты могут косвенно либо прямо повлиять на формирование воли самого общества. Например, оказать воздействие на ссудополучателя заключить соглашение, направленное на получение выгоды лицами, приведенными в ст. 690, п. 2, вопреки интересам предприятия, с которым они связаны. В таких случаях будет учитываться характер сделки, заведомо не соответствующий основной цели организации. Кроме этого, ограничения могут относиться к представительству. 37 статья ГК пунктом вторым предоставляет попечителям и опекунам достаточно широкие возможности по распоряжению объектами, принадлежащими подопечному. Однако при этом устанавливается перечень сделок, которые могут совершаться или на которые представители могут давать согласие только при наличии разрешения от госоргана.

Нюанс

Как правило, основания для установления ограничений для второго участника сделки отсутствуют. Более того, с учетом того, что соглашение отвечает интересам, прежде всего, получателя, законодатель в некоторых случаях считает обоснованным и необходимым исключение его из существующих запретов. Например, не допуская заключения сделок попечителями/опекунами, их супругами и родственниками с подопечными, статья 37 в пункте третьем предусматривает возможность передать имущество последнему в безвозмездное пользование и в виде дара.

Особые случаи

В ГК присутствует специальная норма, действие которой направлено на сохранение соглашения при изменении одного из его участников. Речь о том, что за ссудодателем остается право отчуждать либо предоставлять его в возмездное пользование. Ст. 700 ГК предусматривает в таком случае особый режим. В частности, покупка или аренда помещений/строений/зданий и прочих объектов предполагают переход юридических возможностей к новому владельцу или эксплуатирующему лицу по заключенному ранее ссудному соглашению. При этом устанавливается соответствующее обременение. В указанной статье предусмотрены также разные виды правопреемства со стороны ссудодателя. На случай смерти лица либо их обязанности и юридические возможности переходят к наследнику или иному лицу, имеющему соответствующие правомочия. Специально оговаривается обстоятельство, что при преобразовании любого типа обязанности и права получает лицо, выступающее в качестве преемника, если другое не вытекает из смысла ссудного соглашения. Иные правила действуют в отношении приобретателя. Так, в случае смерти гражданина либо реорганизации предприятия, действие ссудного соглашения прекращается, если иное не вытекает из его условий.

Договор безвозмездного пользования: образец

Заключение соглашения осуществляется сторонами добровольно. При этом следует отметить, что безвозмездность предполагает определенные обязанности для организаций, выступающих как ссудодатели. К примеру, в соответствии с ФЗ "О библиотечном деле", установлена возможность каждого предприятия и гражданина получать на время любые документы из учреждений, частично либо полностью находящихся на финансировании из федерального, регионального либо местного бюджета. В гл. 36 ГК отсутствуют специальные нормы, регламентирующие порядок, по которому должен заключаться договор, а также определяться его форма. Кроме этого, ст. 609 не включается в перечень статей, ссылки на которые содержатся в ст. 689, п. 2. В этой связи при составлении соглашения необходимо руководствоваться общими правилами. В частности, это значит, что если осуществляется бесплатная аренда помещений, стоимость которых не меньше чем в 10 раз выше МРОТ, сделка между гражданами оформляется письменно. Если соглашение заключается между физическим лицом и предприятием, то такая форма обязательна вне зависимости от цены объекта. В остальных случаях допускается устное оформление сделки, а также посредством конклюдентных (указывающих на соответствующие намерения) действий. В письменной форме соглашения указываются предмет сделки, обязанности и права сторон, срок, в течение которого будет осуществляться пользование жилым помещением или иным объектом, ответственность участников, правила возврата.

Дополнительно

В случае нарушения требований об обязательном письменном оформлении наступают последствия, предусмотренные ст. 162 ГК. В частности, при возникновении спора запрещено ссылаться на свидетельские показания в подтверждение совершения сделки и установления ее условий. В предусмотренных статьями 164 и 131 ГК и федеральным законом случаях, договор о безвозмездном пользовании должен быть зарегистрирован. По общему правилу, соглашение будет считаться действующим после проведения этой процедуры.

Бухучет

Основные средства, которые получены в безвозмездное пользование, должны отражаться по 001. При предоставлении ОС оформляются соответствующие документы. В качестве одного из них выступает Образец этого документа служит основанием для записи оценочной стоимости по дебету сч. 001. Кроме этого, на объект заполняется инвентарная карточка по ф. ОС-6. В ней делается соответствующая пометка о безвозмездном пользовании и отнесении средства на забалансовый счет. Инвентарные карточки по таким объектам должны храниться отдельно. По завершении действия соглашения и возврате ОС следует:


Ответственность

В процессе пользования имуществу может быть причинен вред. Ответственность за его нанесение устанавливается гл. 36. По ст. 697 она предусматривается для ссудодателя, если он не сможет доказать, что ущерб причинен по грубой неосторожности или умыслу получателя либо лица, у которого предмет оказался с его согласия. Основанием для снятия ответственности с причинителя вреда выступает отсутствие его вины. Это положение устанавливается ст. 1064 ГК (п. 2). Ссудодатель, таким образом, может руководствоваться этой нормой, если одновременно будет отсутствовать и вина получателя, и его собственная.