Фз 114 о противодействии экстремистской деятельности консультант. Законодательная база российской федерации. Факторы и их последствия

Федеральный закон 114 о противодействии экстремистской деятельности определяет экстремизм как идеологию, требующую крайностей, в том числе в мерах. Поступки, классифицируемые таким образом, могут совершаться на почве пристрастия к некоторой религии, в силу побуждений, связанных с национальностью, расой, социальной принадлежностью, политическими взглядами. Экстремизм всегда связан с некоторой враждой, может быть последствием ненависти, розни. Опасность этого явления, согласно законодательству, в нарушении конституционного строя. Кроме того, это ставит под угрозу безопасность социума и порядок в обществе, подрывает нравственность граждан.

География и нюансы

В нашей стране довольно часто призывы к экстремистской деятельности звучат в южных регионах, и первой жертвой и целью экстремистов становится молодежь. Молодых людей проще привлечь к вражде, связанной с религиозными предпочтениями и выбором политического направления. Настроения в молодежной среде постепенно становятся все более радикальными. Немалое влияние оказывает близость областей, которым традиционно свойственна напряженная обстановка.

Нередко устанавливают причастность к экстремистской деятельности жителей кавказских регионов, особенно северной части этой местности. Это обусловлено распространенностью идей ваххабизма. Русские жители начинают опасаться тех, кто исповедует ислам, избегают общения с ними. Государственные органы хоть и вынуждены лояльно относиться к любым группам населения, тем не менее, взаимная работа существенно ограничивается в силу общественной напряженности.

Исследования показывают: в традиционно опасных местностях едва ли не половина жителей не видит ничего плохого в радикализме и активности движений такого толка. Так сложилось, что виновными в бедах, недостаточном уровне жизни многие называют приезжих. Относительно малый процент граждан нашей страны, тем не менее, убежден, что соседство представителей разных конфессий, национальностей и народностей - залог успешного роста и развития.

Особенности вопроса: исторические предпосылки

О том, кто такие экстремисты, широкие слои населения нашей державы особенно хорошо узнали пару десятилетий тому назад. В кавказских местностях в особенную силу вошел этнонационализм, который со временем подменил чистый ислам, основная экстремистская идеология. Экстремизм, связанный с принадлежностью к исламу, а также обусловленный национальной принадлежностью, имеют много общего, и феномен стал национальным и одновременно религиозным, правовым и политическим. Явление противоречивое, сложное, и работать с населением, придерживающимся радикальных взглядов, исключительно непросто. При этом внушительный процент молодежи довольно пассивно устранился из политической социальной жизни, в силу чего демократические ценности, продвигаемые властью, не нашли реальной поддержки. Самые активные представители молодой группы оказались склонны к радикализму - критическому восприятию системы власти.

Терроризм и экстремизм многим привычны, не вызывают удивления. Проводились опросы для определения уровня осведомленности в обществе, по итогам чего заключили: лишь около 15% населения страны считают, будто бы нет экстремистских движений в принципе. Приблизительно каждый пятый опрошенный не смог сразу вспомнить наименование организации, которую можно было бы отнести к радикальной. Говоря об экстремистской деятельности, обычно в первую очередь вспоминают скинхедов, лимоновцев, ваххабистов, салафитов. Несколько реже люди упоминают джамаатистов, муваххидунов. Впрочем, вне зависимости от того, о какой группе идет речь, обыватели относятся к активности этой категории отрицательно.

Правила и ограничения

В нашей державе принят ФЗ о противодействии экстремистской деятельности, а УК содержит сразу несколько пунктов, раскрывающих ответственность за активность, соответствующую понятию экстремистской. Явление считается скрытным, и бывает так, что на протяжении нескольких лет на территории всей страны не регистрируется ни одного правонарушения по соответствующим статьям, в то время как месяц-другой могут быть совершены тысячи таких деяний. Многое зависит от особенностей общественной обстановки.

ФЗ о противодействии экстремистской деятельности не только раскрывает особенности ответственности, но также дает объяснение принятой терминологии. Именно оно обязывает трактовать в качестве экстремизма активность объединений, организаций, отдельных лиц, а также представителей СМИ, если целью объекта можно назвать изменение, подрыв основ строя державы, а также нарушение ее целостности. Экстремисты ведут активность, направленную на устранение безопасности державы, создают запрещенные правилами формирования, вооружают их членов, призывают на публике совершать поступки, подрывающие целостность и безопасность страны, а также финансируют такого рода деятельность.

Формы, типы и определения

В настоящее время видов экстремистской деятельности выделяется немало, и многое зависит от особенностей взглядов конкретного специалиста. В частности, принято деление на расистские, связанные с верованиями и националистические действия. Такую градацию предложил А. Семенцов. Жалинским были выделены легальный, экстремистский типы терроризма, а Мартыненко говорил о политической разновидности, национальной, националистической и связанной с религией. В первом случае цель участников движения - установить диктатуру и новый порядок, второе направлено на защиту прав, интересов конкретной культуры, нации. Националистический экстремизм стремится к обособлению, а религиозный имеет целью избавиться от представителей иных конфессий.

Можно говорить о том, что направления экстремистской деятельности либо международные, либо внутренние. Каждая из категорий содержит огромное количество случаев, и уже среди них разумно выделять связанные с политической, расовой принадлежностью, религией и прочими аспектами.

Из крайности в крайность

Правоведы, объясняя, кто такие экстремисты, призывают оценивать действия определенной группы людей в аспекте правового нигилизма. Об экстремизме говорит активность, взгляды и слова, указывающие на готовность и призыв к крайним мерам. Довольно часто экстремизмом называют политических приверженцев крайних взглядов. Многогранный термин включает в себя стремление закрепить сословное неравенство, деление на классы и по другим признакам, включая принадлежность к религиозной конфессии. Экстремизм - термин, которым обозначают насилие, незаконную активность, направленную на достижение описанного ранее.

Преимущественно терроризм и экстремизм встречаются как отказ от текущей системы норм политики, культуры, нравственности, религии, а также процедур, в силу которых обеспечена стабильная общественная жизнь. Люди, поддавшиеся таким идеям, стремятся избавиться от текущей власти, подорвать ее силу. Представителям движений свойственна нетерпимость мнений, отличающихся от присущих им. В большей степени к этому склонна молодежь, чья характерная черта - максимализм. В последние годы заметны взывающие немалое опасение тенденции: идеи, сходные с экстремизмом, можно услышать даже от школьников. Из истории планеты известно, что в определенных формах и вариантах проявление экстремизма было свойственно любому народу, и в любой державе были жертвы такой идеологии.

Политика: нюансы

Нередко ответственность за экстремистскую деятельность приходится нести политикам, чья активность, рассуждения и призывы уходят в непозволительные законами крайности. Политические крайние методы обычно преследуют целью скорректировать строй державы, режим. Социальный экстремизм, экономический направлены на устранение текущей системы, царящей в обществе, в ее экономике. Довольно характерный и наглядный пример - активные в имперской России левые радикалы, чьими силами был организован переворот в 1917-м. Некоторые страны на Востоке в наши дни - область локализации религиозного, политического экстремизма. Придерживающиеся таких течений люди могут осознанно инициировать беспорядки, а также способны организовать теракт.

Если экстремизм и экстремистская деятельность в области политики доходят до крайних мер, принято говорить о терроризме. Таким термином обозначают ситуацию систематического устрашения, влияния факторов-провокаторов на общество и иные пути его дестабилизации инструментами насилия. Такого рода активность - сепаратистские акции, террористические атаки, в том числе нападки на граждан некоторой страны, находящихся вне своей родины. В нашей стране одним из самых громких террористический актов последнего времени стал произошедший в Буденновске.

Расы и религии

Основная цель экстремистской деятельности, связанной с национальной принадлежностью - обеспечить некоторой социальной группе, сформированной по расовому признаку, наилучшие условия существования, привилегированное общественное положение. Хороший исторический пример, знакомый любому образованному человеку - нацизм, в прошлом веке охвативший Германию. В последней несколько десятилетий имели место чистки в некоторых балканских, африканских державах, в регионах России. Незадолго до распада СССР в некоторых азиатских, кавказских регионах происходили национальные погромы.

Связанные с религией экстремизм и экстремистская деятельность выражены в непримиримости к участникам иных конфессий, помимо собственной. Люди, придерживающиеся таких взглядов, не согласны принимать ценности иных верующих. Такого рода события наблюдались, когда в Ольстере вступили в борьбу приверженцы католицизма и протестантизма, а в некоторых украинских регионах начались конфликты между католиками и греками. В наше время наибольшие риски сопряжены с исламом.

Это любопытно

В рамках противодействия терроризму и экстремизму следует обращать внимание на бытовой подвид явления. Таковой обычно наблюдается на фоне некоторого психического нарушения конкретной личности. Чаще всего почвой становится фобия. По статистике известно: ксенофобия - наиболее широко распространенное основание для бытового экстремизма.

Факторы и их последствия

Экстремизм и экстремистская деятельность возможны на фоне кризиса экономики или социального устройства, при разрушении ценностной системы, доминировавшей в обществе, а также на фоне активизации антисоциальных движений. Выше вероятность такого рода проявлений, когда власть слабеет, политические институты теряют силу, уважение среди людей, политики не могут решить проблемы, сложившееся в текущий момент. Исполнительская дисциплина слабеет. Кроме того, стать причиной экстремизма может слишком агрессивная борьба с оппозицией и ощущение у определенной нации, что ее достоинство ущемляют. Некоторые общественные группы могут посредством радикальных подходов пытаться достичь желаемого, реализовать амбиции управленцев. Первоначально такое явление было свойственно маргинальным кругам, где контркультура доминировала, но последние несколько десятков лет все чаще экономически благополучные граждане также склоняются к подобным идеалам. Заражены идеями экстремизма могут быть люди, имеющие высокое и стабильное положение в обществе.

В нашей державе с момента ее формирования на осколках Советского Союза экстремизм и экстремистская деятельность стали и сохраняются актуальной проблемой. Федеративная политика, национальные программы прежних времен создали фундамент для таких сложностей, впоследствии подкрепленный нигилизмом обывателей и произволом власть имущих. Реформы принесли не те итоги, какие были обещаны, и экономическая ситуация не оправдала ожиданий большинства, вместе с тем социальные диспропорции обострились. Экстремизм стал активно развиваться на фоне понижения уровня жизни, коррумпированности структур и наличия противостоящих общественных групп. Свою роль сыграло появление незаконных формирований, располагающих широким выбором оружия, а также формирований, созданных по принципу расовой, национальной, религиозной принадлежности. Любой житель нашей страны живет со страхом оказаться объектом приложения агрессии толпы, каждый опасается массового поведения. Все эти факторы создают условия для дальнейшего процветания латентного и явного экстремизма.

Можно или нет?

Противодействие терроризму и экстремизму в нашей державе организовано через запрет такого рода деятельности. На территории державы не имеют права проявлять активность формирования социальные, созданные на базе религии, коммерческие и не являющиеся таковыми, принадлежащие разным странам, если деятельность такой группы официально названа экстремистской и соответствует критериям, упомянутым в законе. Сложность вопроса в том, что некоторые формулировки, данные в нормативном акте, могут трактоваться по-разному. Это дает возможность злоупотреблять действующими нормами, а значит, эффективность применения правил снижается.

В законе, в частности, упомянуто: к экстремизму можно причислить такую активность, которая направлена на препятствование работе государственных структур. Сюда относят также случаи, при которых придерживающийся радикальных идей человек (группа людей) угрожает насилием или применяет таковое. Закон призывает рассматривать в качестве экстремистской деятельности клевету относительно должностного государственного лица, если клевещущий обвиняет служителя в экстремизме. Наконец, к числу спорных формулировок правоведы относят пункт, посвященный трактовке насилия относительно должностного лица, входящего в государственные структуры, а также членов его семьи. Аналогичным образом рассматривается угроза насилия.

Нюансы профилактики

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности - ознакомление широких масс с сутью этого явления, с нормативами законодательства, оговаривающим его запрет, а также социальная работа с молодежью, наиболее склонной к категорическим взглядам, в целях иммунизации к радикальным идеологиям. Предупредительная работа в нашей стране возлагается на федвласть, отдельные органы, госвласть субъектов, а также управленческие местные структуры. Каждое учреждение должно работать строго в рамках собственной компетенции, не нарушая правила и нормативных актов. Профилактика включает в себя пропаганду, воспитание, предупреждение экстремистской угрозы. Для этого организуются общественные движения и формирования, ориентированные на подростковую аудиторию, молодежь.

Максимально своевременное, раннее принятие мер предупреждения - результативный метод исключения направленности на экстремистскую активность, противоречащую закону. Объединения, формирования, социальные группы должны с определенной частотой проводить беседы, в рамках которых каждый член мог бы осознать суть экстремизма и опасности, связанные с ним. Профилактические мероприятия и донесение неотвратимости наказания за нарушение закона становится фундаментом адекватного воспитания, которое будет передано будущему поколению. Люди, воспитанные правильно, будут крайне отрицательно относиться к совершающим экстремистские деяния персонам, сами примут меры по предотвращению терроризма, национализма, экстремизма.

Антиэкстремистские предупредительные мероприятия включают в себя первичную профилактику, то есть исключение интереса со стороны обывателей к противозаконным формированиям. Для этого необходима массовая иммунизация через антифашистскую агитацию и расширение уровня образованности. Вторичной профилактикой считаются меры взаимодействия с теми, кто уже стал участником такого формирования. Первичное предупреждение считается наиболее значимым, но оба аспекта заслуживают немалого внимания.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон) не только определил правовые и органищзационно-правовые основы противодействия экстремизму, но и установил ответственность за его осуществление. Признание информационных материалов экстремистскими - один из наиболее важных аспектов борьбы с распространением идей межнациональной и конфессиональной ненависти и вражды.

Статьей 13 настоящего Закона прокурору даны полномочия по обращению в суд о признании информационных материалов экстремистскими.

Положения ст. 13, введенные Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» от 24.07.2007 №211-ФЗ, понимаются практически однозначно, за исключением внесенных дополнений в ее вторую часть, которая говорит о том, что информационные материалы могут признаваться экстремистскими при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Однако, при отсутствии установленного и прописанного законодателем порядка выхода в суд пока не представляется каким образом, на какой стадии производства, каким процессуальным лицом (прокурором, судьей или кем-то другим) признание информационных материалов экстремистскими может осуществляться при указанных обстоятельствах.

Вместе с тем, статья 13 Закона:
- содержит запретительную норму на распространение экстремистских материалов, а также на их производство или хранение в целях распространения;
- указывает на то, что «информационные материалы признаются экстремистскими только федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов»;
- разъясняет, что одновременно с принятием решения о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение о их конфискации; а также о том, что копия вступившего в законную силу судебного решения по данному вопросу направляется судьей в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции, а именно в Министерство юстиции Российской Федерации, который включает их в Федеральный список экстремистских материалов.

Статья 1 Закона дает определение понятиям «экстремизма (экстремистской деятельности)», «экстремистской организации» и «экстремистским материалам».

Как правило, рассматривая вопрос о признании материала экстремистским, необходимо руководствоваться основными понятиями, изложенными в частях 1 и 3 данной статьи 1 Закона.

Часть 1 содержит определение «экстремизма (экстремистской деятельности)», раскрывая его через 13 признаков.
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающеие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (например А. Гитлер «Моя борьба», Г. Гимлер «Эсэсовцы и вопрос крови», Б. Муссолини «Доктрина фашизма»).

Из этого следует, что информационный материал, содержащий признаки, перечисленные в ч. 1 статьи 1 Закона, например, возбуждение межнациональной розни, вражды, при отсутствии в его тексте призывов к осуществлению этой деятельности (то есть призыв к возбуждению межнациональной вражды), не может быть признан экстремистским.

Принимая во внимание, что данное направление деятельности находится на постоянном контроле и в целях пресечения экстремизма, межрайонная прокуратура призывает по всем фактам экстремистской деятельности обращаться в Солнцевскую межрайонную прокуратуру г. Москвы по адресу: 119618, г. Москва, ул. 50 лет Октября, дом 6, корпус 1 для принятия мер прокурорского реагирования.

Старший помощник прокурора И.А. Мерзликина

Помощник прокурора С.А. Сафонов

Ф едеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» – один из самых серьёзных и вместе с тем неоднозначных законов в правоприменительной практике библиотек. Это связано со спецификой книгоиздательской и библиотечной деятельности, в том числе с пониманием идентификационных характеристик произведения, авторскими правами в работах коллективного характера, конституционными требованиями доступа к информации и другими особенностями, на которых остановимся ниже. Проблема, к сожалению, в последнее время особенно обострилась.

АВТОРЫ Татьяна Викторовна ПЕТРУСЕНКО , заведующая отделом комплектования РНБ; Ирина Всеволодовна ЭЙДЕМИЛЛЕР , заведующая сектором изучения библиотечных фондов РНБ, председатель Секции по формированию библиотечных фондов РБА

Документ в настоящее время существует в редакциях уже 13 федеральных законов (от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ, от 25.12.2012 № 255-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 21.07.2014 № 236-ФЗ, от 31.12.2014 № 505-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ и от 23.11.2015 № 314-ФЗ).

С обстоятельным обзором всех редакций Закона можно ознакомиться в справочно-правовой системе «Консультант+».

Последней его редакцией введена норма в статью 31 «Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов». В соответствии с нововведением Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

В соответствии со ст. 1 и 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами являются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. Распространение экстремистских материалов в России запрещено. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Юридические и физические лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и хранении указанных материалов в целях их дальнейшего распространения, привлекаются к административной либо уголовной ответственности. Статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ), влечёт штраф или административный арест на 15 суток. Следует учитывать также ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» УК РФ. Распространение запрещённой литературы приравнено к возбуждению межнациональной розни, за которую ст. 280 УК РФ предполагает достаточно серьёзные наказания. В Законе указано следующее.

«1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершённые с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет».

Статьёй 13 ФЗ-114 на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет Федерального списка экстремистских материалов (http://minjust.ru/extremist-materials ; www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok/ ).

Федеральный список экстремистских материалов (далее - Список) формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. Информация публикуется также в «Российской газете», см., например, https://rg.ru/2017/05/16/spisok-dok.html .

Динамика роста Списка на сайте Минюста России следующая:

· сентябрь 2012 г. - 1668 позиций;

· май 2015 г. - 2805;

· октябрь 2015 г. - 3075;

· апрель 2016 г. - 3362;

· май 2016 г. - 3451;

· апрель 2017 г. - 4074;

· июнь 2017 г. - 4173;

В последние годы Список постепенно модифицировался и совершенствовался.

Его характеризуют следующие особенности:

· ускоряется расширение за счёт электронных ресурсов, размещённых в сети Интернет;

· материалы размещаются не в строгой хронологии вынесенных решений, а по мере их поступления из судов;

· улучшилась функция «Поиск». В настоящее время его можно производить по авторам и названиям материалов, по городам (ранее этого не было). Однако, к сожалению, успешно искать удаётся не по всем параметрам;

· нумерация в Списке имеет пробелы. Номера в списке идут не подряд. Например, после 632 сразу следует 661. Закономерен вопрос: куда делись номера с 633 по 660? Здесь были позиции, связанные с Роном Хаббардом. Через некоторое время в Списке появился комментарий, что произведён поворот решения Сургутского городского суда и материалы исключены.

Имеются записи, понять которые весьма затруднительно. Например, «№ 682. Запись исключена из Списка (см. № 615)». Смотрим № 615: «Информационный материал - печатное издание: Борис Миронов».

Основные претензии библиотечных работников к качеству Списка на протяжении всех лет его существования касаются идентификационных характеристик включённых в него материалов, поскольку их описания, как правило, не соответствуют возможностям идентификации конкретного издания и существующей практике работы с информацией. Как отмечено на сайте ведомства, «Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда». Следует отметить, что Минюст России не может вносить изменения в решения суда, притом что суды при описании изданий демонстрируют очень слабое понимание вопроса, особенно в прошлые годы. Справедливости ради отметим, что на данный момент в формулировках решений судов наметился определённый прогресс; они стали более грамотными, в описаниях изданий появились не только названия произведений, но зачастую и место и год издания, что нельзя не приветствовать.

В библиотеках постоянно возникает множество практических вопросов, на которые либо нет однозначного ответа, либо он отсутствует вообще. На некоторые из них разъяснения наконец появились (но только в 2017 г.!) в связи с обострением проблемы и очередными официальными запросами Минкультуры России, РБА, РНБ, а также с судебным разбирательством относительно муниципальных библиотек Северодвинска Архангельской области, имевшим широкую огласку. Прежде всего сошлёмся на полученное в ответ на обращение юристов РНБ письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2017 № 27/3-238-2017/ОН 16017-17*, позволяющее более отчётливо представлять ситуацию с правоприменением ФЗ-114 в библиотеках.

* http://www.nlr.ru/nlr/docs/extremist_liter.pdf

Основной вектор в определении роли библиотек при работе с экстремистской литературой стал принципиально иным. Речь идёт о функциональной направленности библиотечной деятельности по обслуживанию читателей. Генеральной прокуратурой РФ в настоящее время даются однозначные формулировки относительно того, чем занимаются библиотеки: предоставлением или распространением материалов. Напомним: все предыдущие годы библиотеки России неоднократно получали разъяснения рекомендательного характера, что распространение и предоставление являются самостоятельными видами оборота информационной продукции, а библиотеки занимаются именно предоставлением материалов, а не их распространением. В 2017 г. появилась принципиально иная трактовка деятельности библиотек: выдавая литературу, они занимаются её распространением. В письме Генеральной прокуратуры РФ сказано однозначно, что «выдача библиотеками экстремистских материалов читателям является их распространением и запрещена законом». Таким образом, библиотеки обязаны чётко руководствоваться данным принципиальным положением.

Остановимся на более конкретных проблемах, по которым также появились в последнее время внятные разъяснения компетентных органов.

Один из важнейших для библиотек вопросов - идентификационные характеристики изданий, по суду признанных экстремистскими. Библиотеки хранят в фондах экземпляры конкретных произведений одного и того же автора, но в разных изданиях, различающихся по месту и году выпуска, издающей организации, оформлению, другим признакам. В трактовке Генеральной прокуратуры РФ основными индивидуализирующими признаками информационных материалов являются их наименование и автор. Более того, руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также сложившейся судебной практикой, материалы признают экстремистскими вне зависимости от формы, способа и объёма их распространения. Таким образом, любое издание/переиздание произведения конкретного автора (если оно включено в Список) в библиотеке должно считаться экстремистским: во-первых, вне зависимости от иных (кроме автора и названия) идентификационных характеристик (места и года выпуска, издающих организаций, переизданий и т.п.) и, во-вторых, независимо от форм воспроизведения (традиционная книга, публикация в периодическом издании, CD-ROM, иное электронное издание, микрофильм, микрофиша, ксерокопия, копия в любом другом виде и т.п.).

Кроме того, у библиотекарей не может быть достаточных оснований полагать, что смысловая направленность изданий разных лет одного и того же произведения различается. По мнению Генеральной прокуратуры РФ, аргументы о различном содержании произведения одного автора под одинаковым названием основываются на предположениях и, как правило, не подтверждаются фактическими обстоятельствами. В случае достаточной обоснованности сверка текстов информационных материалов может быть организована только уполномоченными подразделениями государственных органов по борьбе с экстремизмом.

Читатели библиотек зачастую склонны трактовать ограничение доступа к изданиям, включённым в Список, как нарушение их конституционного права на доступ к информации. По мнению Генеральной прокуратуры РФ, «противоречий между положениями ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей право граждан на получение и распространение информации, и нормами Федерального закона "О противодействии экстремизму" не усматривается. Статьёй 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В связи с тем что основными индивидуализирующими признаками информационных материалов назначены их наименование и автор, выскажем пожелание соответствующим органам, чтобы при формулировке резолютивной части решения судов и последующем включении в Список наряду с названием материала обязательно указывался автор (естественно, при его наличии). В настоящее время в Списке достаточно изданий, содержащих только название произведения.

Экстремизм – это приверженность крайним политическим взглядам для достижения запрещенных целей религиозной, социальной и нацистской направленности. К экстремизму относится насилие, а также покушение на жизнь, права и независимость граждан (террористические акты, революция, партизанская война и др.). В некоторых государствах, действия такого рода называются «преступлениями на почве вражды и ненависти», но неприязнь проявляется не к отдельной личности, а к целой нации, или религии, как к представителям иных идеологических взглядов.

Для защиты прав населения, Правительством РФ был разработан Федеральный закон №114 «Об экстремизме».

Описание 114 ФЗ

Экстремистской организацией называются социальные или религиозные касты, а также любые другие сообщества, деятельность которых признана запрещенной на территории РФ.

Существует множество разновидностей насильственного экстремизма. При этом мотивы злоумышленников обычно связаны с конкретными идеологиями (например, пропаганда политических или религиозных убеждений). Согласно ФЗ №114, развитию экстремизма способствуют, в первую очередь, социальный или экономический кризисы, а также резкое ухудшение уровня жизни в стране. В подобных ситуациях, крайние методы воздействия со стороны правительства могут стать единственной возможностью предотвратить последствия насильственных действий, особенно, если в государстве начинается гражданская война. В этом случае, вынужденный экстремизм — оптимальное решение для спасения страны.

О прохождении военной службы в РФ читайте подробнее

Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности впервые был одобрен государственной думой 25 июля 2002 года, а позднее, 10 июля 2002 года, утвержден советом Федерации. В целях защиты прав и свободы гражданских лиц и для поддержания основ конституционного порядка формируются принципы противостояния экстремистской деятельности. Главной обязанностью правительства является мониторинг активности экстремизма на территории РФ, а именно:

  • признание проблемы, проведение профилактических бесед, нацеленных на охрану здоровья и гражданских прав населения, а также организаций;
  • гласность;
  • законность;
  • обеспечение безопасности граждан;
  • введение санкций на реализацию экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с социальными, религиозными сообществами, другими законными организациями и гражданами РФ, в целях борьбы с экстремистской деятельностью.

Последние поправки

23 ноября 2015 года в Федеральный закон № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» были внесены изменения. Дополнения закона об экстремизме несут в себе конкретные указания, что такие религиозные источники как Коран, Библия, Ганджур не могут быть признаны экстремистскими материалами, так как подобная литература составляет духовную основу общепризнанных религий — иудаизма, ислама, буддизма и христианства (ст. 3.1 ФЗ №144). Согласно закону, религиозные материалы являются частью традиционного исторического наследия современных народов.

Напомним, что на территории Российской Федерации действует запрет на популяризацию экстремистских материалов, обозначенных таковыми федеральным судом.

Ознакомьтесь с подробным списком экстремистских материалов, запрещённых для хранения и распространения на территории РФ,

Скачать закон об экстремизме с последними изменениями

Для того чтобы бороться с экстремизмом и терроризмом (самый грубый способ проявления экстремизма), следует знать все аспекты, причины возникновения и особенности подобных правонарушений. Терроризм и экстремизм – агрессивный способ борьбы с общественностью, правительством и религией. Всевозможные проявления экстремизма и терроризма противозаконны, и, независимо от мотивов, не имеют оправдания.

Российская Федерация, совместно с международными странами, активно участвует в борьбе с экстремизмом на территории других государств, взаимодействуя с правоохранительными органами и спец. службами в целях искоренения экстремизма.

Скачайте Федеральный закон №144 «О противодействии экстремистской деятельности»

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующим территориальным органом.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

По указанным в части второй настоящей статьи основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.

В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.

В случае осуществления общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Федерального закона, с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Решение о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае приостановления деятельности общественного или религиозного объединения приостанавливаются права общественного или религиозного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях".

В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью третьей статьи 8 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.

Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.

Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

На территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. К таким материалам относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.

Установление наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных пунктами "а" - "в" части первой настоящей статьи, осуществляется федеральным судом по месту нахождения организации, осуществившей издание таких материалов, на основании представления прокурора.

Решение суда об установлении наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона, является основанием для изъятия нереализованной части тиража. Организация, дважды в течение двенадцати месяцев осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции. Федеральный список экстремистских материалов подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации.

Решение о включении материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации. Лица, виновные в незаконных изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности.

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством.

Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или ее официальных представителей);

ж) запрет на создание ее организаций-правопреемников в любой организационно-правовой форме.

После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль