Общие положения ювенального права. Ювенальное право в россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования РФ

Ставропольский государственный университет

РЕФЕРАТ

«Ювенальное право в России»

Выполнила:

Чаплина Галина

Ставрополь, 2003

    • 3
    • 5
    • 9
    • Литература 14

1. Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли

ювенальное право несовершеннолетний юстиция

В настоящее время в юридической науке все чаще и чаще звучат предложения о выделении новой отрасли права, которая регулировала бы особый предмет - правоотношения с участием несовершеннолетних. В связи с усложнением жизни появляются все новые и новые ранее не урегулированные правовые проблемы.

Действительно, в течение становления отечественного законодательства вопросом защиты интересов детей практически не отводилось места. История отечественного семейного права свидетельствует скорее об их жестоком ущемлении.

Очевидно, недостаточная защищенность несовершеннолетних действительно существует. Предложение о создании новой отрасли порождено отчасти отставанием таких отраслевых наук, таких как гражданское, уголовное, семейное право и процессуальных отраслей, которые не успевают меняться за динамичной действительностью. В то время как проблемы молодежи требуют скорейшего вмешательства, нежели пройдут ожидаемые перемены действующего законодательства, уже устоявшихся традиционных отраслей права.

Сложность формулирования новой отраслевой науки, по мнению Л.Д. Вещагиной, кроется в том, отнести ли ювенальное право к публичному или частному праву.

Исходя из интересов несовершеннолетних, метод регулирования указанных отношений должен быть императивный для пресечения возможных злоупотреблений правом несовершеннолетних. Это находит серьезные возражения со стороны ученых, которые склонны отнести ювенальное к частному праву.

Если взять за основу новый подход регулирования семейного права, можно воспользоваться таким примером: включать в ювенальную отрасль только те отношения, касающиеся несовершеннолетних, которые непосредственно урегулированы конкретным нормативным актом.

Одним из механизмов, направленных на создание действенных механизмов защиты прав детей, является ювенальная юстиция, т.е. специальная система правосудия для несовершеннолетних. Главная задача ювенальной юстиции - защищать права детей, а не просто рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. Когда специальный судья рассматривает все дела, связанные с проблемами детей, он начинает лучше понимать причины, которые порождают подростковую преступность и начинает учитывать особенности личности юного правонарушителя, обстоятельства, которые привели его к совершению правонарушителя. И вряд ли такой судья отправит за решетку подростка, который совершил мелкую кражу, потому что был голоден.

В настоящее время, когда значительно возросли темпы социальных изменений, Уголовный кодекс должен не только карать за реально совершаемые преступления, но и предупреждать возможные общественно опасные деяния. Поэтому рядом авторов предпринята попытка изучения системы уголовно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в случае совершения общественно опасного деяния лицом, не достигшим совершеннолетия, либо в случае совершения преступления против него, и охраняющих процесс формирования и развития несовершеннолетнего в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства. Рассматриваемые нормы образуют относительно самостоятельную группу, что позволяет утверждать, что в уголовном праве России оформляется ювенальное уголовное право.

Е.Г.Слуцкий, Президент Национальной академии ювенологии, отмечает, что ювенальная политика общества не может претендовать на некий всеобъемлющий «закон о молодежи», универсальный и единый на все времена. Она формируется и реализуется с учетом времени, а также специфики субъектов Федерации, Федеральных округов - регионов, представляя собой систему законов, правовых и нормативных актов.

В зависимости от характеристик объекта ювенальной политики (например, в его структуре доминируют подростки) можно акцентировать внимание на социальной защите или (наоборот) создавать благоприятные условия для полноценной эффективной трудовой деятельности, если в группе больше молодых людей в возрасте 20-25 лет. Отсюда также возникают реальныепредпосылки для формирования многовариантности, создания различных моделей ювенальной политики, учитывающих все многообразие ситуаций в конкретной территории на данный период времени.

Эффективность проводимой ювенальной политики определяет качество нынешнего подрастающего поколения, его соответствие (несоответствие) существующим и необходимым стандартам реализации стратегии развития общества. Поэтому генеральная цель ювенальной политики связана с обеспечением государственной безопасности России на основе активизации и перспективного параметрирования будущего человеческого потенциала.

Формирование и реализация ювенальной политики не возможны без разработки эффективного ювенального права , становления ювенальной юстиции, отвечающих требованиям нынешней ситуации в стране.

Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

2. Пути продвижения ювенальной юстиции в России

Ювенальная юстиция для России является, хоть и не известной в достаточной мере, формой социально-правового обращения с несовершеннолетними, но и не новой. Ювенальные суды существовали в короткий промежуток времени с 1910 по 1918 годы, и, надо отметить, зарекомендовали себя не только с лучшей стороны, но и признавались в то время в мире одной из наиболее прогрессивных и развитых подобных систем.

Следует также отметить, что в сегодняшней России множество государственных органов занимается проблемами детей в той или иной сфере их жизни и деятельности: суды, прокуратура, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), отделы опеки и попечительства, органы здравоохранения, образования и многие другие. Однако, несмотря на это самое множество органов и организаций, преступность среди несовершеннолетних неуклонно и угрожающе растет. Следовательно, исходя из сегодняшней ситуации, можно с полной уверенностью сказать, что «у семи нянек дитя без глазу». Об этом свидетельствуют самые разнообразные отчеты и данные.

Статистика сегодня, впрочем, как и всегда, кроме как «эффекта пожара», ничего произвести не может. Многочисленные статистические исследования свидетельствуют о росте молодежной, подростковой и даже детской преступности.

Как отмечают Н.Хананашвили и О.Зыков, представители Московского фонда «Нет алкоголизму и наркомании», одно из центральных мест в работе по заметному улучшению криминогенной ситуации в стране должна занимать реформа системы правосудия по делам несовершеннолетних. Другими словами, необходимо воссоздание российской ювенальной юстиции. Наряду с этим, следует понимать, что такая реформа должна будет продвигаться в следующих направлениях:

а) реформирование российской системы судопроизводства по делам несовершеннолетних - создание институтов ювенального судьи и ювенального суда;

б) создание элементов системы социальной сферы (внедрение новых социальных технологий), связанных с необходимостью взаимодействия несовершеннолетних и общества;

в) системное объединение ювенального судопроизводства и его социально-правового окружения в концептуально целостную систему правосудия для несовершеннолетних - ювенальную юстицию .

Следует, таким образом, отличать ювенальную юстицию и ювенальное судопроизводство, поскольку судопроизводство представляет собой совокупность государственных институтов и правовых норм, в то время как юстиция, в нашем понимании, предусматривает участие и негосударственных структур (адвокатура, социальные работники из негосударственных структур, другие государственные и негосударственные институты) и обязательность осуществления определенных социально-правовых процедур.

Необходимо отметить, что употребляемые понятия означают не только потребность в возрастании специализации судьи, занимающегося проблемами правонарушений в среде детей и подростков. Очевидна важность формирования целой совокупности правовых и социально-психологических конструкций, гармонично сочетающихся в поисках оптимального для ребенка и, в конечном итоге, - для общества, способа решения весьма серьезных проблем. И это не только проблемы самого ребенка, его окружения, не только проблемы дня сегодняшнего - это проблемы будущего нашего общества.

Есть такое юридическое понятие, как ювенальное уголовное право - «восстановительное правосудие». В основе его - идея не наказания, а примирения преступника и жертвы преступления, возмещения ущерба, причиненного преступлением. Ювенальное право возникло как результат поисков способов реагирования на правонарушения и преступления несовершеннолетних. Примирение представляется вполне допустимым и по делам о причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью.

Цель «восстановительного правосудия» - повышение эффективности наказания в направлении дальнейшего снижения доли лишения свободы, сокращения числа лиц, осуждаемых к этому наказанию.

Восстановительное правосудие, в отличие от ныне принятой карательной модели, ориентировано на другие вопросы и, как результат, на другие последствия от решения этих самых других вопросов. Главными в восстановительной модели правосудия являются вопросы:

1) Что произошло?

2) Как помочь жертве (в первую очередь!), преступнику и обществу восстановиться?

3) Как не допустить повторения случившегося?

Существует много подходов к разрешению этих новых вопросов. По существу, ювенальная юстиция, в силу своей специфичности, является удобная подотраслью права для внедрения новых форм восстановительного правосудия.

Институт ювенальной юстиции, возникший в США более 100 лет назад, в значительном числе стран Запада введен и успешно существует достаточно давно и за многие годы своего действия доказал не только свою жизнеспособность, но и безусловную необходимость и востребованность.

На сегодняшний день наиболее развитыми и отвечающими современным международным стандартам и нормам считаются системы ювенальной юстиции во Франции и в Канаде. Кстати, во Франции закон о ювенальной юстиции был принят в феврале 1945 года, еще во время II Мировой войны. Французские власти осознали, что нормальное развитие подрастающего поколения не менее важно, чем восстановление страны, и, уж, безусловно, является его неотъемлемым элементом.

Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальную юстицию (1910 год). В свое время она считалась одной из наиболее передовых.

Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует также и из международных норм, прежде всего, Конвенции о правах ребенка (часть 3 ст.40) и замечаний Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999 года, где четко сказано:

«Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия...».

Российская система правосудия, при том, что в ней присутствует лишь зачаточное понятие о необходимости восстановления (элементы работы с правонарушителем в исправительно-трудовых учреждениях) ориентирована, как правило, именно на наказание правонарушителя (преступника).

Сама по себе значимость восстановления для общества столь же велика, как и для отдельного гражданина (жертвы или преступника). Однако критерии такого восстановления определить непросто. Наряду с этим, количество критериев достаточно велико и сами они могут быть маловесны, вследствие чего формирование простой модели такого восстановления крайне затруднено.

3. Проект федерального закона

15 февраля 2002 г. принят в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов), в котором, в частности, говорится:

«Статья 1. Дополнить Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации (Собрание Законодательства Российской федерации, 1997, N 1, ст.1) статьей 22-1 следующего содержания:

Статья 22-1. Ювенальные суды.

1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»

Проект закона был внесен депутатами Виктором Зоркальцевым (КПРФ), Екатериной Лаховой (ОВР), Гаджи Махачевым («Народный депутат»), Еленой Мизулиной (СПС), Анатолием Чекисом (АПР), Александром Чуевым («Единство»), Татьяной Ярыгиной («Яблоко»). Подготовлен рабочей группой, возглавляемой президентом фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) Олегом Зыковым.

Этот проект - первый шаг на пути к восстановительному правосудию. Одновременно это хороший пример эффективности общественного лоббирования: проект продвигался усилиями фонда НАН и общественного центра «Судебно-правовая реформа» Михаила Флямера и Рустема Максудова, ювенальные модели отрабатывались в региональных судебных экспериментах в Москве и Петербурге.

В пояснительной записке к проекту федерального конституционного закона Российской Федерации «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» говорится:

«Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.

В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.

Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст.40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией.

В связи с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах.

Об этом свидетельствуют и цифры:

По состоянию на 1.01.98 г. в следственных изоляторах УИС МВД России несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых содержалось 5% от общего количества лиц, находящихся в СИЗО.

Удельный вес несовершеннолетних в общем числе осужденных составил - в 1996 г. - 10,9%., 1998 г. - 12,3 %.

Без радикального совершенствования судопроизводства в отношении несовершеннолетних не возможно говорить о справедливости правосудия в нашей стране.

Изменить такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов (термин международный).

Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации».

Экспертное заключение на проект закона, подготовленное в мае 2002 г. кандидатом юридических наук О.А. Шварц, координатором проекта «Судебная реформа» Российского фонда правовых реформ, гласит:

«Рассматриваемый законопроект, как следует из пояснительной записки к нему, направлен на воссоздание российской ювенальной юстиции, первым шагом к которой является введение в судебную систему России такого понятия, как "ювенальный суд".

По мнению авторов законопроекта, системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.

Институт ювенальной юстиции представляет собой весьма сложный комплекс концепций и "схем" влияния на подростка, его семью и непосредственное окружение, а также социальные структуры. Он включает, в том числе, ориентирование суда на решение задач социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества».

Однако данный проект закона вызвал у членов экспертной комиссии и ряд возражений. В частности, «вызывает возражения и определение, данное в самом общем виде, специализации ювенальных судов, так как в соответствии со статьей 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. И лишь несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Согласно части первой статьи 32 Гражданского процессуального кодекса РСФСР способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия. Таким образом, нельзя говорить о делах, стороной в которых выступает несовершеннолетний, поскольку по закону он не вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав».

Тем не менее, принятый проект закона является важным шагом на пути становления ювенального права в России.

Известный политолог Борис Золотухин свое заключение на проект принятого в первом чтении закона завершил следующими словами: «Принятие рассматриваемого законопроекта не означает немедленного введения ювенальных судов, но создает необходимые правовые предпосылки к незамедлительному началу этой крайне необходимой для страны работы».

Литература

1. Албегова И.Ф., Мялкин В.А., Синяк Е.А. Ребенок и его права в современной России. - Ярославль, 1997. - 32 с.

2. Борисова Н. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. - 1999. - № 19.

3. Борисова Н. К вопросу о предмете отрасли ювенального права Российской Федерации // Право и жизнь. -1999. - № 20.

4. Борисова Н. Правосудие по делам несовершеннолетних: международная практика (ювенальная юстиция по-американски) // Право и жизнь. - 1999. - № 19.

5. Борисова Н. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях Российской Федерации // Право и жизнь. - 1998. - № 17.

6. Борисова Н., Жук Е. Право ребенка на жизнь // Право и жизнь. - 1998. - № 13.

7. Вестник восстановительной юстиции. Перспективы для уголовной и ювенальной юстиции. - Вып. 1. - М., 2000. - 56 с.

8. Вещагина Л.Д. Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли // Научно-техническая конференция МГТУ, 2000.

9. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России. //Материалы научно-практической конференции посвященной 10-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка. - М., 2001. - 100 с.

10. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. - М.: Дело, 2000. - 272 с.

11. Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журнал российского права. - 2002. - N 3.

12. Фильченков Г.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ювенальное право»: Рабочая программа. - М.: Маркетинг, 2002. - 22 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли, пути продвижения ювенальной юстиции в России, проект федерального закона. Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Этапы становления ювенальной юстиции в странах Запада и США – родины ювенального правосудия, анализ развития правосудия по делам несовершеннолетних. Ювенальная юстиция дореволюционной России. Профилактика преступности среди несовершеннолетних в России.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010

    Ювенальная юстиция: понятие и происхождение. Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ. Основные проблемы становления и развития. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции. Перспективы ювенальной юстиции в России.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2005

    Перспективы развития ювенальной юстиции в России. Восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления. Ресоциализация несовершеннолетних, ограничение поля действия карательных технологий за счет участия граждан в социальном контроле.

    реферат , добавлен 20.10.2009

    Уголовное право как отрасль права, предмет и методы его исследования, субъекты и объекты. Охранительные, регулятивные правоотношения, их сущность и сфера деятельности. История и основные этапы развития данной отрасли права в России, первые документы.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Права несовершеннолетних, правоспособность, дееспособность. Конституционные права. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка. Право частной собственности, право на охрану здоровья, право на труд. Семейные права несовершеннолетних.

    доклад , добавлен 01.10.2008

    Становление и развитие экологического права как самостоятельной отрасли права. Особенности его понимания в качестве самостоятельной отрасли. Исторические предпосылки и формирование отрасли экологического права. Проблемы в области охраны природы.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2014

    "Несовершеннолетний" как термин и юридическое понятие. Основные направления и проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в современной России. История становления и развития ювенальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России.

    реферат , добавлен 23.01.2012

    Совокупность системы норм права современного государства, ее составные части: нормы, институты, подотрасли и отрасли права. Семейное, конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, земельное, трудовое, уголовное право.

    доклад , добавлен 09.02.2010

    Становление уголовного права в России до советского периода, в период СССР и в настоящее время. Понятие, предмет и метод уголовного права, его соотношение с другими отраслями. Проблемы соотношения права и законодательства (правоприменительной практики).

Государству, для осуществления защиты прав ребенка необходимо урегулировать общественные отношения в этой сфере общества, а именно четко закрепить права и обязанности, участвующих субъектов. В этом и заключается предназначение ювенального права. Посредством правовых норм приводится в действие и используется государством механизм правовой защиты прав ребенка, что, в настоящий момент, требует точной регламентации. Поэтому теоретическое обоснование ювенального права создает правовую базу для формирования ювенальной юстиции и института уполномоченного по правам ребенка в России, о чем еще говорилось в Письме уполномоченного по правам человека РФ от 7 июля 1999 года «О спасении беспризорных детей и защита их прав».

Термин «ювенальное право» может употребляться в четырех основных аспектах. Им может быть обозначена соответствующая отрасль права, отрасль российского законодательства, отрасль юридической науки и учебная дисциплина, изучаемая в юридических высших учебных заведениях.

Ювенальное право как отрасль права должна определяться, прежде всего, как система правовых норм, регламентирующих ювенально-правовые отношения. Термин «ювенальный» происходит от латинского juvenis (junior), что в переводе означает - молодой, юный 1 .

Отрасль законодательства – это система нормативных актов, в которых ювенально-правовые отношения урегулированы. Ювенальное право – это комплексная отрасль российского законодательства, в которой по предметному и целевому признакам соединяется разнородный правовой материал, объединенный при этом в той или иной степени либо с организацией деятельности государственных компетентных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, либо с установлением и реализацией правового статуса ребенка. Предметным признаком соединения служит характер регулируемых общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации деятельности государственных компетентных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, установления гарантий прав ребенка. Целевой признак соединения правового материала представляет собой необходимость обеспечения прав и законных интересов ребенка, создания оптимальных условий реализации ребенком своих прав в государстве и обществе.

Наука ювенального права изучает и исследует проблемы правового положения ребенка, вопросы реформирования. Как отрасль научного знания ювенальное право может способствовать не только решению конкретных государственно-ювенальных проблем, но и совершенствованию всего российского законодательства по вопросам обеспечения прав и свобод несовершеннолетних. Можно отметить и тот факт, что научные исследования в сфере ювенального права носят междисциплинарный комплексный характер. Следовательно, анализ проблем и поиск научных решений должны непосредственно осуществляться на стыке юридических наук, на границе политической науки, психологии, медицины, ювенологии и т.д.

Ювенальное право как научная и учебная дисциплина – это система подлежащих разработке и изучению знаний и категорий, характеризующих реализацию и защиту правового статуса ребенка.

Ювенальное право должно закреплять структуру государственных органов, осуществляющих правовую защиту ребенка, определять правовой статус должностных лиц в сфере охраны прав детей на основе авторитарного метода, суть которого – строгая регламентация поведения участников правоотношений, их «неравное» положение, поскольку инициатором защиты личности ребенка, его прав, выступает государственный орган 2 .

Нормы ювенального права призваны укреплять правовое положение ребенка в семье, обеспечивать защиту детей, лишенных возможности воспитываться в полной семье, детей-инвалидов, детей-беженцев. Ювенальное право затрагивает сферу трудового законодательства, где обеспечиваются трудовые права ребенка, а также области правового обеспечения образования и здравоохранения детей. Такие правоотношения и составляют предмет ювенального права.

Следовательно, в предмет ювенального права входят общественные отношения, возникающие в процессе регулирования в основном имущественных и личных неимущественных отношений, где одной из сторон непосредственно (чаще всего через представителей) выступает несовершеннолетний.

Определение предмета и само понятие «ювенальное право», может быть увязано не только с гражданскими и с семейными, и с трудовыми, административными, уголовными, наследственными, жилищными отношениями, а также и с отношениями социального обеспечения. Следовательно, ювенальные отношения носят комплексный правовой характер, и объединяет их в единую группу то, что, все они связаны с правовым регулированием субъективных прав и юридических обязанностей несовершеннолетних и других субъектов права в различных сферах законодательства.

В таких правоотношениях, являющихся предметом ювенального права, можно выделить следующие группы по субъектному составу:

    между несовершеннолетним с одной стороны и родителями, а также лицами, их замещающих с другой стороны, в связи с обязанностью последних по содержанию, воспитанию и защите прав и интересов детей;

    между несовершеннолетним с одной стороны, и образовательным учреждением с другой, в лице должностных лиц, педагогов, воспитателей и т.д. в связи с реализацией права несовершеннолетнего в области образования и воспитания;

    между несовершеннолетним и учреждением в сфере здравоохранения в связи с обеспечением прав детей на охрану здоровья, на отдых и оздоровление;

    между общественными объединениями (организациями) и иными некоммерческими организациями с одной стороны и несовершеннолетним с другой, в области подготовки ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей;

    между несовершеннолетним с одной стороны и органами социального обслуживания и социальной защиты семьи в связи с реализацией объема социальных услуг по государственному минимальному социальному стандарту;

    между несовершеннолетним с одной стороны и работодателем с другой стороны по поводу реализации права на труд;

    между несовершеннолетним и органами государственных, муниципальных фондов и иных жилищных фондов в связи с реализацией права ребенка на жилище;

    между несовершеннолетним и правоохранительными органами по поводу защиты его прав;

    между несовершеннолетним и федеральными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, органами исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов РФ, реализующими государственную политику в интересах детей;

    между несовершеннолетними по поводу реализации своих имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов, а также и другими физическими и юридическими лицами в гражданском обороте.

Разделение ювенальных отношений по группам и их последующее рассмотрение показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее содержание – направленность на регулирование основных прав ребенка, а также на обеспечение реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка со стороны уполномоченных и обязанных лиц в Российской Федерации. Очевидно, что эти отношения возникают при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства – органов местного самоуправления. При таком воздействии должны обеспечиваться основные права и законные интересы ребенка. Государство должно так организовать деятельность всех своих органов, чтобы соблюдались все правила и требования правовых норм по подготовке детей к полноценной жизни в обществе, воспитания их в духе патриотизма и гражданственности.

Регулируя эти отношения, нормы ювенального права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан, а также правовой статус самих несовершеннолетних.

Четкость и слаженность регулирования ювенальных отношений необходима для обеспечения должной организованности работы государственных органов, а также органов местного самоуправления в сфере реализации государственной политики по охране детства. Также важно и для соблюдения интересов ребенка государством в международном масштабе, и для граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в результате – для выполнения государством своих функций. В настоящее время в России отсутствует единый государственный орган, занимающийся вопросами детства. Функции защиты прав ребенка возложены на различные министерства (здравоохранения, образования, юстиции и др.).

Формирующееся ювенальное право РФ отражает новые экономические, политические, социальные условия страны, поэтому в его развитии можно выделить следующие наиболее существенные направления :

Во-первых, создание ювенально-правовых норм обусловлено признанием со стороны государства детства, как важного периода в жизни человека. Это влечет за собой установление принципов приоритетной подготовки детей к жизни в обществе в сложных рыночных отношениях.

Во-вторых, усиливается гражданская, административная, уголовная ответственность за правонарушения в области охраны прав ребенка. Это относится и к ответственности самих несовершеннолетних, осуществляющих свою деятельность в разных сферах действия законодательства.

В-третьих, наблюдается повышение роли субъектов РФ в сфере правового регулирования по защите прав ребенка 3 .

Вместе с тем, отмеченные направления в создании и развитии ювенального права и ювенальной юстиции РФ представляют наметившиеся тенденции, которые требуют более углубленного подхода для изучения и упрочения правового положения ребенка. И, важно здесь, чтобы развитие ювенального права происходило в тесной связи с нормами международного права. Утверждение прав и свобод ребенка наравне с правами человека, должно стать высшей ценностью в нашем обществе и в российском государстве, где основной ячейкой является семья.

Благодаря семье ребенок развивает свое сознание и жизненный опыт, и благодаря ей реализует принадлежащие ему субъективные права и свободы. От родителей ребенка (или лиц, их заменяющих) зависит его благополучие и формирование его личности. Таким образом, расширяя правовой статус несовершеннолетних в семье, возможно, ограничить правовые аспекты с участием ребенка и за пределами семейных отношений (например, гражданских, трудовых, жилищных, предпринимательских, административных, уголовных и др.).

Категория «семейный статус ребенка» позволит закрепить внешние границы дозволительных действий и бездействий, а также при возникновении нарушений внешних границ определить и запреты со стороны законодателя. Разрозненность норм, в которых определен «семейный статус ребенка», отсутствие единого законодательства, порождает в итоге и отсутствие специального координационного органа в этой области регулирования.

Наблюдаемая нами разобщенность правовых норм, в которых отражается «семейный статус ребенка», влечет за собой свободу выбора вариантов защиты несовершеннолетних, это вызывает неодинаковые способы их реализации, налицо – дублирование решений тех органов, которые так и или иначе могут решать проблемы детей. Более того, защита прав ребенка, входя в компетенцию многих органов, тем не менее, не является самостоятельным направлением в их деятельности.

По нашему мнению, создание ювенального права, возможно, только благодаря расширению и закреплению «семейного статуса ребенка», когда будут подготовлены стартовые политические, экономические, социальные, и правовые площадки.

Можно сказать, что ювенальное право представляет собой систему юридических норм, которая объединяет нормы внутригосударственного законодательства и международных договоров, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, на основе принципа диспозитивности (равенства сторон, одной из которых обязательно выступает несовершеннолетний, принимая активное или пассивное участие), а также норм, обеспечивающих защиту и охрану личности ребенка, его законных интересов и прав с помощью императивно-диспозитивного метода.

Метод правового регулирования ювенальных правоотношений – это совокупность юридических средств, приемов и правил, осуществляющих воздействие ювенального права на поведение субъектов ювенальных правоотношений. Для регулирования ювенальных отношений используется диспозитивный и императивный методы. Диспозитивность характеризуется юридическим равенством, автономностью волевого аспекта сторон, имущественной самостоятельностью, юрисдикционным и неюрисдикционным порядком защиты нарушенных прав. Императивность проявляется во властных отношениях, отношениях подчинения.

Основными направлениями воздействия ювенального права на отношения с участием несовершеннолетних, являются функции ювенального права – регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция закрепляет в нормативных актах права и обязанности сторон, устанавливает правовой механизм для обеспечения эффективной реализации правовых предписаний в области защиты прав ребенка.

Охранительная функция проявляется в ведении запретов на совершение общественно-опасных деяний, а также применения юридических санкций к виновным в правонарушениях с участием несовершеннолетних.

Ювенальное право действует по принципам, заимствованным из конституционного, гражданского и семейного права, административного, уголовного права. Благодаря влиянию норм международного права на ювенальные правоотношения в России, становится возможным выделить и определенные принципы, присущие сфере регулирования в области защиты прав и интересов ребенка, напр., принцип не дискриминации детей, принцип участия ребенка в общественной жизни, принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.

Смешанный, частно-публичный характер ювенальных норм, который вытекает из метода правового регулирования ювенального права, позволяет обозначить ювенальные правоотношения в зависимости от определенного критерия.

В зависимости от структуры межсубъектной связи все ювенальные правоотношения можно разделить на относительные и абсолютные правоотношения, осложненные ювенальным элементом. В относительных ювенальных правоотношениях ребенку, как субъекту права противостоят строго обязанные определенные лица. Например, работодатель и несовершеннолетний работник; ребенок и его родители и т.д.. В абсолютных же ювенальных правоотношениях ребенку противостоит неопределенное число обязанных лиц. Например, в авторском правоотношении (автором является несовершеннолетний) в качестве обязанных лиц, выступают все окружающие автора лица.

Основанием классификации может выступать объект ювенального правоотношения. Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних (материальные и нематериальные блага). Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др. Следовательно, можно выделить имущественные и личные ювенальные правоотношения. Имущественные ювенальные правоотношения возникают по поводу товаро-денежных отношений, и не связанных с денежными, в которых участвует несовершеннолетний, принимая в них активную или пассивную роль. Личные ювенальные правоотношения связаны непосредственно с личностью ребенка, его именем, фамилией, отчеством, авторскими правами ребенка, правом на воспитание в семье и др.

В зависимости от способа удовлетворения потребностей несовершеннолетних можно различить вещные и обязательственные ювенальные правоотношения. Вещные правоотношения, осложненные «ювенальным элементом» возникают по поводу права наследования несовершеннолетних, права собственности ребенка и др. 4 В обязательственных же отношениях с участием несовершеннолетних, ребенком совершаются определенные действия в пользу других лиц, а также действия и со стороны заинтересованных лиц в пользу ребенка.

Защита прав ребенка со стороны компетентных органов, получает свое выражение в процедурных правоотношениях. Процедурные ювенальные правоотношения подразделяются на процессуальные и непроцессуальные. Процессуальные ювенальные правоотношения возникают по поводу защиты прав ребенка в суде, а также в сфере пресечения правонарушений со стороны несовершеннолетних. Непроцессуальные ювенальные правоотношения с участием несовершеннолетних возникают вне суда, но при наличии установленной законом процедуры. Например, регистрация матерью ребенка в органах ЗАГСа, оформление документов на получение пенсии по случаю потери кормильца и др.

Выделим из массива норм гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного права и других отраслей права группу норм ювенального права. В основе выделения ювенальных норм лежит российская политика в области охраны детства.

Таким образом, правоотношения, осложненные ювенальным элементом – это общественные отношения, которые возникают в процессе реализации и защиты прав, законных интересов и ответственности несовершеннолетних, регулируемые нормами национального и международного законодательства.

Выделим отличительные особенности ювенальных правоотношений:

Ювенальные правоотношения возникают в процессе реализации прав и интересов ребенка, а также их защиты;

Субъектом ювенальных правоотношений выступает несовершеннолетний;

Изучение ювенального права как комплексной отрасли предполагает рассмотрение следующих вопросов:

Порядок возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений и правовые последствия;

Права и обязанности участников ювенальных правоотношений;

Правовые последствия нарушения субъектом своих обязанностей, запретов и ограничений;

Особый статус ребенка и его правовая защита.

Таким образом, ювенальное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере правового статуса ребенка, защиты его прав и законных интересов.

Ювенальное право в настоящее время может рассматриваться лишь как научная дисциплина. Нормы права, которые регулируют отношения с участием несовершеннолетних граждан, рассредоточены в большом количестве нормативных правых актов.

Они содержатся в Гражданском, Трудовом, Семейном, Уголовном, Уголовно-исполнительном кодексах и др., причем законодатель выделяет некоторые нормы, специально посвященные правовому положению несовершеннолетних и отношениям с их участием. Однако несомненное большинство норм касается всех граждан независимо от их возраста. В качестве примера можно привести Гражданский кодекс РФ, который включает в себя правила о дееспособности лиц, не достигших возраста 18 лет, в то время, как большинство других норм ГК РФ регулирует отношения с участием всех граждан, в том числе малолетних.

В связи с этим современная законодательная техника не позволяет объединить нормы о правовом положении несовершеннолетних в едином акте. В настоящее время нет оснований говорить об отрасли ювенального права.

ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОв современных условиях – это отрасль науки, которая изучает множество норм, определяющих статус несовершеннолетних граждан и регулирующих отношения с их участием, принадлежащих к разным отраслям права. При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права, которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу отраслей законодательства.

Предметом ювенального права являются правовые нормы, которые регулируют отношения с участием несовершеннолетних. В первую очередь здесь следует назвать правила, которые непосредственно относятся к лицам, не достигшим возраста 18 лет. В качестве примера можно назвать ст. 38 и 60 Конституции РФ, нормы гл. 11 СК РФ и др. Ювенальное право обязано исследовать также нормы, которые регулируют отношения с участием всех граждан, в том числе несовершеннолетних, в той мере, конечно, в какой они их касаются.

Если это множество норм объединено тем, что они являются предметом анализа одной научной дисциплины, то по данному критерию они тоже могут рассматриваться как система, несмотря на то, что она, конечно, не представляет собой отрасль в современном понимании этого термина.

Анализ системы норм – это выявление их собственного содержания, а также сравнительное рассмотрение норм, принадлежащих к разным отраслям. Цель такого анализа состоит, в частности, в том, чтобы оценить соответствие содержания норм из разных отраслей, в том числе согласование их с нормами, которые имеют большую юридическую силу. Например, соответствие постановлений Правительства РФ федеральному законодательству, федерального законодательства – Конституции РФ.

Целью ювенального права является также изучение опыта применения нормативных правовых актов самими участниками отношений, а также практики работы с несовершеннолетними учреждений муниципального управления, административных органов и суда.

Задачей такого анализа является определение направления совершенствования законодательства, регулирующего отношения с участием несовершеннолетних, а также отношений несовершеннолетних с муниципальными и государственными органами.

Общая цель анализа законодательства средствами ювенального права – в том, чтобы определить направления его совершенствования.

Основные задачи науки ювенального права можно определить следующим образом.

1. Системный анализ норм, которые определяют права и обязанности детей в разных сферах общественных отношений.

В настоящее время в решении этой задачи имеются проблемы, что отражается на содержании действующего законодательства. Например, ст. 43 Конституции РФ предусматривает право на обучение. Она также устанавливает, что образование обязательно. Вместе с тем в нормативных правовых актах не предусмотрена обязанность детей учиться. Они, соответственно, знают о наличии своего права на обучение, которым, по их мнению, можно пользоваться или которое можно игнорировать.

При этом у самих активных сторонников ювенального права есть проблемы с системным анализом законодательства. В качестве примера можно привести следующий пассаж: «Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин “несовершеннолетний” (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном).

Общим ориентиром для понимания несовершеннолетия в отечественном праве могли бы стать соответствующие положения Конституции, однако в главном законе страны они отсутствуют». В связи с этим можно напомнить ст. 61 Конституции РФ, которая устанавливает, что граждане могут осуществлять свои права и обязанности по достижении ими возраста 18 лет. Да и упрек в адрес гражданского законодательства лишен оснований. Как известно, ст. 21 ГК РФ предусматривает, что дееспособность граждан в полном объеме возникает по достижении ими возраста 18 лет – с этого времени гражданин признается совершеннолетним.

2. Разработка предложений не только о признании и защите нрав несовершеннолетних, но и об установлении их обязанностей.

В настоящее время в этом отношении наблюдается явная диспропорция. В качестве примера можно привести семейное законодательство: гл. 11 СК РФ устанавливает только права детей в семье. Таким образом, получается, что у них нет обязанности обслуживать себя, уважать интересы других членов семьи, беречь семейное имущество, участвовать в ведении совместного хозяйства, прилежно учиться, соблюдать правила поведения в общественных местах и т. д. Если дети не знают об этих своих обязанностях, не обучены навыкам их исполнения, можно констатировать печальную истину, что они не готовы к взрослой жизни.

3. Разработка мер ответственности несовершеннолетних за неисполнение ими своих обязанностей в семье и учебном заведении.

В настоящее время в основном дебатируются вопросы ответственности несовершеннолетних при выявлении участия их в состоявшихся преступлениях. Однако главное место занимают проблемы защиты прав детей. Уже сейчас активно формируется сеть уполномоченных по правам ребенка. В последние годы все чаще поднимается тема насилия над детьми в семье. Тем не менее всякое общество для укрепления правопорядка, повышения эффективности производственной деятельности, развития производительных сил, охраны среды обитания должно совершенствовать систему обязанностей. Причем начинать эту работу надо с воспитания детей.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что у родителей и лиц, их заменяющих, нет возможности воздействовать на ребенка. Такие возможности появляются у органов, которые занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений. Однако у этих государственных органов такие возможности появляются в отношении детей: уже употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; уже совершивших правонарушение, влекущее применение мер административного взыскания; уже совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Согласно УК РФ в отношении детей, достигших возраста 14 лет, правоохранительные органы могут начать уголовное преследование, если они совершили: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162) и другие тяжкие преступления (ст. 19). Однако меры воздействия (порой достаточно жесткие) в отношении детей родители должны иметь право применять еще до совершения перечисленных правонарушений.

Представляется противоречивой ситуация, предусмотренная ст. 20.22 КоАП РФ: появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортном средстве общего пользования и других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 300 до 500 руб. Получается такая ситуация, что у самих несовершеннолетних нет обязанности вести себя достойно в общественных местах и не совершать действия, перечисленные в ст. 20.22 названного Кодекса. Родителям не дано права наказывать свое чадо за недостойное поведение, однако самих родителей наказывать в случае недостойного поведения их детей можно.

Таковы общие положения и особенности ювенального права в современных условиях.

Еще по теме § 1. Понятие ювенального права:

  1. О.В. Пристанская. Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: материалы «круглого стола» / [отв. ред. О.В. Пристанская]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М.,2010. – 104 с., 2010
  2. Колпакова Л.А.. Система ювенальной юстиции в России и за рубежом: история и современность: монография / Л. А. Колпакова, А. М. Рудаков; Федер. служба исполнения наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России,2016. - 109 с., 2016

Предмет науки ювенального права шире предмета ювенального права как отрасли права, ибо в содержание первой входит исследование не только действующего ювенального законодательства и практики его применения, но и история развития ювенально-правовой науки, изучение ювенального права зарубежных государств.
Науке ювенального права присущи известные и другим наукам методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-догматический, конкретно-социологический, диалектический, статистический.
Среди основных задач науки ювенального права необходимо обозначить следующие:
теоретическое комментирование отечественного законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка;
изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере деятельности органов ювенальной юстиции;
исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в российском обществе и государстве;
анализ деятельности органов ювенальной юстиции по обеспечению прав и законных интересов ребенка в РФ;
разработка рекомендаций по дальнейшему улучшению правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних;
формирование предложений, направленных на совершенствование ювенального законодательства и создание специализированных правовых актов, регулирующих права и законные интересы несовершеннолетних;
изучение законодательного опыта других государств, особенно тех, в которых приняты правовые акты, соответствующие международным стандартам.
Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном Собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.
Ювенальное право представляет собой также специальную учебную дисциплину. Основное содержание этой дисциплины – изучение действующего международного и отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Практика преподавания дисциплины «Ювенальное право» направлена на решение ряда задач. Среди них: обобщение и предложение в комплексе знаний о правовом статусе несовершеннолетних в РФ; оценка степени защищенности прав и законных интересов ребенка в РФ; выработка оптимальных путей совершенствования российского законодательства о правах и законных интересах детей; формирование целостного представления о современном состоянии государственной ювенальной политики в РФ.

§ 3. Ювенальная политика

Основные направления развития ювенальной отрасли российского права корреспондируются с основными положениями ювенальной политики государства. Сегодня российская правовая политика переживает один из наиболее ответственных этапов своего развития. После президентских выборов 2000 г. и особенно 2004 г. в стране сложилась новая политическая ситуация, возник иной расклад сил. Общество остро осознало необходимость перемен, потребность жить по законам, в условиях общепринятого порядка, стабильности и предсказуемости .
Поскольку родовое понимание термина «политика» (от греч. politike – искусство управления государством) подразумевает, прежде всего, управленческую деятельность государственных органов, то ювенальная политика сводится к государственному управлению в определенной сфере социальных отношений, связанных с несовершеннолетними. Ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид социальной деятельности, урегулированный нормами международного и национального права, направленный на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Данная политика должна отражать как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних.
Впервые на законодательном уровне государственная политика в интересах детей получила свое закрепление в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Указанный нормативный правовой акт определил цели, принципы и основные направления данной политики. Из содержания названного Закона следует, что ювенальная политика и политика государства в интересах детей – синонимы. Поэтому целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов России, достижениями национальной и мировой культуры.
В основу формирования ювенальной политики положен ряд принципов, основные из которых:
соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
демократический характер, гуманность, правовые начала, справедливость и гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;
законодательное обеспечение прав ребенка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Несомненно, что все эти принципы тесно взаимосвязаны. Таким образом, ювенальная политика представляет собой составную часть как социальной политики РФ, так и ее государственной молодежной и семейной политики. Существование отдельных направлений социальной политики, указанных ранее, не исключает их взаимосвязи, что, в свою очередь, вытекает из соотношения ее составных частей.
Так, молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека – лица в возрасте от 14 до 30 лет (см. постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»). В свою очередь, ювенальная политика направлена на защиту ребенка – лица в возрасте до 18 лет. Кроме того, основная цель молодежной политики – содействие более полному включению молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитию молодежных объединений, движений и инициатив, а ювенальной – содействие реализации и укреплению гарантий прав ребенка. Поэтому их основными отличиями являются возраст лиц, в отношении которых проводится политика, а также цели осуществления.
Что касается семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи (см. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики»). Таким образом, семейная политика направлена на защиту прав ребенка в семье и не охватывает важные интересы ребенка в других сферах жизнедеятельности (например, образовательной, трудовой).
Содержание ювенальной политики образует деятельность соответствующих субъектов, направленная на:
изучение положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений;
осуществление контроля за их благосостоянием; анализ на этой основе соответствующего законодательства, оценку его эффективности;
проведение коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости;
разработку и принятие нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.
Объектом ювенальной политики являются нуждающиеся в признании, правовом закреплении и социальной защите жизненно важные блага и интересы несовершеннолетнего, а также действующее законодательство, призванное официально отразить основные приемы и способы обеспечения благополучия несовершеннолетних.
Под субъектом ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ее состав вошли: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ к субъектам ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру.
В последнее время ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по работе с несовершеннолетними. Так, например, все чаще выдвигаются предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в РФ. В отдельных субъектах РФ такой институт уже введен.
Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, «…рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса…» . Однако вопрос о воссоздании в России специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних – ювенальной юстиции – по-прежнему остается открытым.
Представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур.
Одним из основных средств ювенальной политики является ювенальное право. Соотношение ювенального права и ювенальной политики представляется следующим: обеспечение государственной политики в области охраны прав несовершеннолетних немыслимо без создания надежной правовой базы, в то же время полноценное развитие законодательства в области защиты прав детей невозможно без комплексного социального подхода государства к проблемам несовершеннолетних.

Глава 2
Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних

§ 1. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации

Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность» . Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка – это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.
В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый» .
Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.
Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является Закон Республики Саха от 1 июля 1994 г. № 23-I «О правах ребенка», где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.
Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина . В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.
В понятие конституционно-правового статуса включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве).
В соответствии со ст. 12 указанного Закона ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, – по заявлению родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ (п. 6 ст. 14).
Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя (п. 3 ст. 19).
Закон о гражданстве регламентирует также вопросы изменения гражданства ребенка при прекращении или приобретении гражданства родителями, при усыновлении (удочерении), при установлении опеки или попечительства.
Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ.
Гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 24).
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.
Если один из родителей, приобретающих гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.
Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 25).
Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой – лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о гражданстве при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ (п. 4 ст. 26).
Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.
Ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
Ребенок или недееспособное лицо, которое является гражданином РФ и над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ (ст. 27).

§ 2. Личные права и свободы ребенка

Права и свободы традиционно делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные .
В первую очередь следует рассмотреть личные права и свободы ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.

Право ребенка на жизнь
Данное право закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т. д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией . Гарантии реализации права на жизнь закреплены также и в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, в частности уголовного.
В специальных законах субъектов РФ, устанавливающих правовой статус ребенка, также закрепляется право на жизнь, в том числе и право на обеспечение нормального внутриутробного развития , под которым понимается установление правовых и социальных гарантий беременным женщинам, проведение межведомственных программ по снижению уровня абортов, материнской и детской смертности, распространения среди молодежи заболеваний, передаваемых половым путем.
Право ребенка на охрану чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение чести и достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях.