Права иностранных граждан, имеющих вид на жительство, при оформлении на работу в российской федерации. Трудоустройство иностранных граждан в РФ: можно ли с видом на жительство работать в России и какие документы для этого необходимы? Оформление на работу

Данный пост написан в рамках сотрудничества с Superjob в качестве развернутого ответа на письмо, поступившее в Superjob:

«Прошу Вас сделать обзор на такое явление, как "Вид на жительство" в РФ. Написать это письмо меня сподвигла некомпетентность 99% кадровиков компаний, которые не знают элементарных законов РФ и Трудового Кодекса в частности.
По закону, иностранный гражданин с видом на жительство имеет право работать и ему не требуется никаких дополнительных бумаг...
На деле же получается обратное: проходишь собеседование, всех все устраивает, подходит дело к оформлению, как только узнают, что Вид на жительство, начинаются ссылки на мифический, другой бухгалтерский учет, хотя все учеты такие же как у россиян. И этим страдают не только маленькие компании, но и такие гиганты как "Metro Cash and Carry", "Сбербанк" и т.д.
Прошу Вас, как полезное и информативное издание, просветить наших кадровиков, которые не могут элементарно даже посмотреть форумы кадровиков, где про это все написано. Надеюсь на Вашу благосклонность.
»

Практика показывает, что работодатели часто перестраховываются при оформлении иностранных граждан на работу, даже тогда, когда такой необходимости нет.

Давайте разберемся, какие права имеют иностранные граждане, имеющие вид на жительство, при оформлении на работу в Российской Федерации.

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд и въезд в страну. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет . По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган ФМС России не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет . Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено .

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Для отдельных категорий иностранных граждан в соответствии с международными договорами установлена возможность, минуя стадию получения разрешения на временное проживание обратиться, с заявлением о выдаче вида на жительство. К таким иностранным гражданам относятся граждане Республики Беларусь , а также граждане Туркменистана и лица без гражданства, переселяющиеся из Туркменистана в Россию в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев и имеющие в собственности на территории России жилое помещение.

Также, без получения разрешения на временное проживание, вид на жительство может быть выдано прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей.

Порядок выдачи вида на жительство установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215.

Полный перечень лиц, не нуждающихся в разрешении на работу , указан в п. 4 ст. 13 Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в частности:

Сотрудники посольств и дипломатических представительств;

Сотрудники консульств;

Работники международных организаций;

Журналисты, аккредитованные для работы в России;

Участники программ по оказанию помощи в возвращении домой российских граждан, которые проживают за границей;

Люди, обучающиеся в России и желающие поработать во время каникул или во внеурочное время;

Преподаватели или ученые, занятые преподавательской деятельностью и научными изысканиями;

Представители зарубежных поставщиков или производителей, если требуется выполнить монтаж оборудования или произвести его гарантийное обслуживание

Этот же Закон предусматривает разделение всех находящихся в России иностранцев по следующим критериям:

- Временно пребывающие - лица, которые находятся на территории России на основании миграционной карты сроком не более 90 дней (приехавшие на основании визы или без таковой). В случае заключения с временно пребывающим трудового договора, действие миграционной карты продлевается на один год ;

- Временно проживающие - лица, которым разрешено находиться на территории Российской Федерации на срок до 3-х лет , они должны ежегодно обращаться в миграционную службу для подтверждения своего статуса;

- Постоянно проживающие - лица, получившие вид на жительство, т.е., признанные постоянно живущими на территории России.

Прием на работу иностранных граждан и официальное оформление зависит от их статуса в России .

Трудоустройство лиц с видом на жительство осуществляется в аналогичном порядке, что и трудоустройство россиян с предоставлением таких же социальных гарантий.

Вид на жительство подтверждает права иностранного гражданина постоянно находиться в РФ, свободно перемещаться, въезжать и выезжать.

Государственные учреждения и ведомства уведомлять о приеме на работу иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, увольнении его с работы и других событиях в его трудовой деятельности не требуется .

Для оформления на работу иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, следует:

1. Запросить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 65 ТК РФ. Требовать у иностранных работников документы воинского учета не нужно , поскольку иностранные граждане не являются военнообязанными в России, то есть не могут служить по призыву, пребывать в запасе и т.п. (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г., п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.).

При заключении трудового договора необходимо оформить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, если оно отсутствует его (ч. 4 ст. 65 Трудового кодекса РФ, абз. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г.).

2. Следует удостовериться, не просрочен ли вид на жительство в России, оформленный на бланке по установленной форме.

3. Заключить с работником трудовой договор (срочный либо на неопределенный срок) в соответствии со ст. 67 ТК РФ.

4. Издать приказ о приеме на работу и ознакомить работника под подпись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ч. 1, 2 ст. 68 ТК РФ).

5. В случае отсутствия трудовой книжки необходимо ее оформить. Записи о работе следует делать в трудовую книжку российского образца (можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка иностранного образца, нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (п. 4 ст. 65, ст. 66 Трудового кодекса РФ, письмо Роструда № 908-6-1 от 15 июня 2005 г.). Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в соответствии с п. 3.1 Инструкции, утв. Постановлением Министерства труда РФ № 69 от 10 октября 2003 г. (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 225 от 16 апреля 2003 г.).

6. Оформить иностранному работнику личную карточку (п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 225 от 16 апреля 2003 г.).

Иностранные граждане, получившие Вид на жительство, считаются резидентами , т.е. лицами, фактически пробывшими в России 183 и более дня в году, и оплачивают налог в размере 13% (регулируется письмом N 03-05-01-04/56 от 25.10.2004 Министерства финансов РФ и в соответствии с табелем рабочего времени)

Подробнее об этом и других аспектах работы с иностранными гражданами можно узнать на курсе Иностранные работники: привлечение и оформление: http://www.specialist.ru/course/inrab

Приходите, всегда рады!

Права человека, имеющего вид на жительство в России

После получения вида на жительство в России человек приобретает статус постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (в отличие от статуса временно проживающего – при наличии у человека разрешения на временное проживание в РФ или статуса временно пребывающего – при отсутствии у иностранного гражданина РВП и ВнЖ). В связи с этим у него дополнительно появляется ряд важных прав, например, право на пенсионное обеспечение (абзац 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), право по собственному желанию изменять место своего проживания, и даже право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, а так же участвовать в местном референдуме в случаях и порядке, предусмотренных российским законодательством.

Вид на жительство в России даёт право на осуществление трудовой деятельности на всей территории страны (в любом её субъекте) без получения разрешения на работу или патента.

Кроме того, получение права постоянного проживания в России является, своего рода, очередной ступенью для последующего получения человеком гражданства РФ. Но с другой стороны, следует отметить, что после получения вида на жительство в России, человек, даже при наличии у него оснований для приобретения гражданства РФ, имеет право не обращаться с соответствующим заявлением, а продолжать постоянно проживать в стране без каких-либо временных ограничений, так как вид на жительство в России может продлеваться неограниченное количество раз.

Постоянно проживающий в России иностранный гражданин или лицо без гражданства обязан:

ежегодно уведомлять ФМС России о подтверждении проживания в стране по месту получения вида на жительство. Это можно делать путём личного обращения, почтовым отправлением, а так же путём направления уведомления в форме электронного документа через интернет с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Нарушение человеком данного требования может повлечь привлечение его должностными лицами ФМС России к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 3 ст. 18.8. КоАП РФ.

не находиться за пределами России более шести месяцев. Нахождение иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющего вид на жительство в России, за пределами страны более шести месяцев является основанием для аннулирования данного документа.

иметь возможность, не прибегая к помощи государства, содержать себя и членов своей семьи в пределах, не ниже прожиточного минимума. В том случае, если постоянно проживающий в России иностранный гражданин или лицо без гражданства не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи, то вид на жительство в России аннулируется.

Вопрос того, как осуществляется прием на работу с видом на жительство, интересует не только иностранных граждан, добившихся получения означенного правового состояния в РФ, но и значительное количество отечественных работодателей. Ведь нарушение установленных правил приема на работу иностранных граждан с РВП или ВНЖ в 2018 году фактически может являться причиной для привлечения к ответственности и наложения весьма значительных штрафов. При этом сама процедура приема на работу иностранцев с видном на жительство является достаточно простой и не требует значительных усилий и затрат со стороны работодателя.

Правовое регулирование ВНЖ и РВП при приеме иностранцев на работу

Действующее российское законодательство предусматривает возможность или лиц без гражданства, гарантируя таким образом соблюдение закрепленных в Конституции прав на трудовую деятельность каждому человеку. Однако в целях защиты государственного экономического суверенитета, а также прав самих российских граждан, работодателей, государства в целом и нерезидентов РФ, для лиц, не являющихся гражданами, предусмотрен особый порядок правового регулирования трудоустройства. При этом он может значительно отличаться в зависимости от того, на каких основаниях нерезидент находится на российской территории.

Вид на жительство При наличии такового документа права иностранцев фактически приравниваются к правам российских граждан, за исключением возможностей избирательного права, работы в государственных органах и силовых структурах, посещения определенных закрытых территорий. Для некоторых категорий лиц означенный документ может оформляться в упрощенном порядке. При наличии данного статуса его необходимо продлять каждые пять лет.

Разрешение на временное проживание выдается на трехлетний период нерезидентам по их обращению в исполнительные органы по вопросам миграции и не подлежит продлению, хотя требует ежегодного уведомления УВМ МВД о своем нахождении в Российской Федерации. При этом РВП выдается проще, быстрее и с меньшими затратами, чем вид на жительство и является промежуточным шагом к его получению для лиц многих категорий. Однако в вопросах трудоустройства и других аспектов жизнедеятельности подобный правовой статус накладывает определенные ограничения, в частности – ограничение возможности свободного передвижения по территории страны – о нем необходимо сообщать в органы, регулирующие миграционную политику.

В целом, вид на жительство является наиболее удобным с точки зрения трудоустройства статусом для иностранца, так как он минимизирует бюрократическую нагрузку на оформление всех необходимых документов. Таковой статус практически приравнивает в правах нерезидента с российскими гражданами, устанавливая лишь небольшие дополнительные условия при заключении трудовых взаимоотношений с работодателями. Соответственно, и сама процедура приема на работу иностранных граждан с ВНЖ является достаточно простой.

Разрешение на временное проживание, в свою очередь, требует большего количества действий как со стороны работника, так и со стороны работодателя. Однако так как данный статус уже свидетельствует о намерениях работника в течение определенного периода времени проживать в Российской Федерации, а также о соответствии его всем установленным требованиям, трудоустройство подобных лиц тоже является достаточно простым в сравнении с иными категориями нерезидентов.

Правила приема на работу иностранцев с ВНЖ и РВП в 2018 году регулируются:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002- обеспечивает порядок правового регулирования пребывания иностранцев всех категорий на территории Российской Федерации. В том числе его положениями определяются правила приема на работу граждан различных категорий, а также непосредственно устанавливаются условия выдачи вида на жительства или разрешения на временное проживание.
  • Глава 50.1 ТК РФ. Положениями означенной главы Трудового кодекса регулируются основные принципы и отличия приема на работу иностранцев в сравнении с российскими гражданами. При этом следует также помнить и о том, что остальные нормы, установленные трудовым законодательством, в полной мере применяются к нерезидентам РФ.

Следует помнить, что в любом случае ограничение на прием иностранцев на работу, указание обязательности наличия российского гражданства в тексте вакансии на должность, или же наоборот – стремление принимать на должность исключительно иностранцев являются дискриминирующими условиями, прямо запрещенными нормативами трудового законодательства Российской Федерации.

Прием на работу иностранца с РВП – пошаговая процедура

В отношении нерезидентов России, которые уже получили законное разрешение на временное проживание на территории страны, прием на работу является более доступным, чем трудоустройство по патенту. В частности, для таковых лиц не требуется специального оформления означенного патента для занятия трудовой деятельностью – они могут самостоятельно искать работодателя и занимать любые должности, которые им позволяет их образование и иные квалификационные и деловые качества. Таким образом, работодателю, чтобы трудоустроить такового сотрудника потребуется:

  • Проверить наличие штампа о разрешении на временное проживание в его загранпаспорте или иных документах соискателя, а также сроки действия означенного разрешения. Следует помнить, что означенное разрешение может быть проставлено только в заграничном паспорте.
  • Сверить территориальное расположение места временного проживания соискателя с территориальным расположением его фактического рабочего места. При этом необходимо иметь в виду, что важно именно фактическое территориальное расположение рабочего места – если центральная организация, выступающая работодателем, находится в другом регионе, однако рабочее место соответствует территории, на которой выдано РВП, то это будет законной практикой.
  • Проверить документы об образовании, если они необходимы. При этом работодатель имеет полное право потребовать от соискателя их перевод, подтвержденный в нотариальном порядке и апостилированный для того, чтобы они считались действительными.
  • Произвести проверку справки о несудимости и документов о медосмотре. При этом таковые документы можно требовать только если они являются обязательными в соответствии с федеральным законодательством. По своему усмотрению требовать их работодатель от работника не имеет права.
  • Заключить . Законодательство при трудоустройстве нерезидентов означенной категории требует оформлять только при наличествующих законных основаниях, а в остальных случаях – использовать бессрочный. При этом запрещается оформлять иностранца на работу по РВП с использованием в качестве основания для срочности документа конечность периода РВП. То есть, вне зависимости от фактических сроков до окончания разрешения, договор должен быть бессрочным, если не имеются иные основания для заключения документа срочного характера.
  • Оформить работнику и СНИЛС, если их у сотрудника нет. Это прямая обязанность работодателя, при этом он имеет право возложить на работника обязанность по оплате затрат на изготовление трудовой книжки.
  • в вопросах контроля миграции о приеме на работу нерезидента РФ. Уведомление о трудоустройстве осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства в течение трехдневного срока с момента заключения договора. При этом составляется оно по установленной форме, а не в свободном виде.

В процессе осуществления трудовых взаимоотношений работодатель обязан инициировать расторжение или приостановление договора, если у сотрудника истечет время законного нахождения на российской территории. Кроме этого, при составлении договора с нерезидентом работодателю следует указывать, на основании какого документа осуществляется прием на работу.

При расторжении трудового договора по РВП, работодатель также уведомляет в аналогичном вышеуказанном порядке органы УВМ МВД о факте прекращения трудовых взаимоотношений с нерезидентом.

Требовать от трудящегося, оформляемого на работу по РВП, предоставления полиса ДМС или договора с медучреждением работодатель не должен. Так, сам факт наличия РВП является достаточным подтверждением медицинского обеспечения соискателя, потому что без него само разрешение просто не может быть выдано.

Прием на работу с видом на жительство

Для лиц, имеющих вид на жительство, в целом прием на работу является куда более простой процедурой. В частности, от них не требуется осуществление рабочей деятельности исключительно в регионе их регистрации – они могут свободно перемещаться по российской территории и трудоустраиваться во всех субъектах РФ вне зависимости от места их фактического проживания и регистрации по виду на жительство. Поэтому работодатель может проводить лишь проверку основного документа – непосредственного вида на жительство при трудоустройстве данных работников. Требовать медицинскую страховку работодатель также не вправе.

При приеме на работу по ВНЖ в 2018 году работодатель все равно обязан уведомлять УВМ МВД о принятии нерезидента в штат предприятия. Аналогичное уведомление является обязательным и в случае расторжения трудового договора с таковым сотрудником.

В целом, перечень документов от лица с видом на жительство при трудоустройстве выглядит следующим образом:

  • Национальный паспорт гражданина с ВНЖ. Данный документ предоставляется в обязательном порядке. Для беженцев вид на жительство сам по себе является документом, удостоверяющим личность.
  • Вид на жительство. ВНЖ отдельным оформленным документом. Работодателю следует лишь проверить срок действия означенного документа.
  • Документы об образовании. Их может истребовать работодатель в аналогичном порядке, как и при приеме на работу по РВП.
  • Справка о несудимости и справка о медосмотре. Данные документы предоставляются также в аналогичном РВП порядке.
  • Трудовая книжка и СНИЛС. Если данные документы российского образца присутствуют у сотрудника, он обязан их предъявить. При их отсутствии или на основании такового отсутствия отказывать в трудоустройстве нельзя – работодатель обязан оформить трудовую книжку самостоятельно.

Работодателям необходимо знать, что рассматриваемые статусы не требуются при приеме на работу граждан из стран ЕАЭС. Важным нюансом также является тот факт, что как при ВНЖ, так и при РВП для работы иностранцев в России не требуется получение отдельного разрешения на трудоустройство таковых лиц в МВД, установление квотирования доли иностранцев на предприятии, или же требование к наличию патента или разрешения на работу у самого сотрудника-нерезидента.

Прием на работу иностранных граждан с видом на жительство в 2019 году давно был окончательно урегулирован. Но работодатели зачастую все еще стараются оформить какие-либо дополнительные документы, чтобы принять иностранца, при этом перестраховаться от вопросов со стороны ГУВМ (УФМС). Какие права есть у самого принимаемого на должность гражданина и что должен делать будущий работодатель?

Вид на жительство обязателен для тех иностранных граждан, которые планируют непрерывно и продолжительно проживать в России. Такие документы подтверждают право человека на жизнь внутри страны, получение свобод, гарантий, льгот, беспрепятственное пересечение Государственной границы. Вид на жительство в 2019, выдаваемый ГУВМ (ФМС), у апатридов является еще и документом, удостоверяющим личность.

Юридическую силу он имеет на протяжении пяти лет, после чего утрачивает ее. Когда срок подходит к концу, у иностранного гражданина (апатрида) есть возможность продлить вид на жительство в ГУВМ (ФМС) России. Заявление о пролонгации миграционный орган должен принять, как минимум, за 60 суток до дня окончания действия. Как правило, никаких препятствий и ограничений не бывает. В законодательстве указано, что документы в 2019 могут продлеваться неограниченное количество раз.

Порядок выдачи ВНЖ

Каким образом у иностранца возникает возможность получить вид на жительство? Оформить ВНЖ есть право у граждан зарубежья или апатридов, если они прожили на территории РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, также получаемого через ГУВМ (УФМС).

Ряд иностранных граждан может получить вид на жительство, даже не проходя через этап проживания в РФ в течение года. Данные положения урегулированы принципами международного права и договорами между государствами. К этой категории относятся жители Беларуси, Таджикистана, а также украинские беженцы. Упрощенный вариант приобретения ВНЖ в 2019 году предусматривается для апатридов, проживающих в Туркменистане. Основанием для данных привилегий является Соглашение о защите прав и свобод переселенцев.

Вид на жительство для иностранных граждан не обязателен, если речь идет о квалифицированных специалистах приоритетных отраслей экономики. Относится это и к их родственникам, переезжающим вместе с данным лицом. Порядок оформления в этом случае определяется нормативными правовыми актами ГУВМ (УФМС) России и Федеральным законом №115 2002 года.

Освобождение от получения ВНЖ

Указанный ранее ФЗ устанавливает перечень тех категорий иностранных граждан, которые не обязаны получать какие-либо разрешительные документы для того, чтобы осуществлять определенный вид трудовой деятельности:

  • сотрудники представительств, посольств;
  • составы дипломатической миссии;
  • работники организаций международного уровня;
  • аккредитованные в 2019 на работу в Российской Федерации журналисты;
  • граждане зарубежных стран, получающие среднее или высшее учреждение в РФ (кстати, они могут в свободное время работать);
  • участники Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за границей;
  • преподавательский и научный состав, устраивающийся на работу в России;
  • официальные представители производимой за границей продукции, поставщики (в случае необходимости установки, наладки оборудования, обслуживания товара по гарантии).

Официальное трудоустройство по ВНЖ

Легальный прием на работу осуществляется по трудовой книжке. Но многое зависит и от того статуса, который в 2019 году имеется у иностранного гражданина.

Лицо может быть устроено на должность в том же порядке, как и полноправный россиянин. Ему предоставляется вся совокупность социальных гарантий.

Иностранцы, которые получили вид на жительство, не получают в ГУВМ (ФМС) РФ какие-либо разрешительные документы, подтверждающие возможность законно трудиться на территории страны. При приеме иностранного гражданина на работу работодатель берет на себя обязанность уведомлять ГУВМ (ФМС) об этом.

Основы трудовых отношений с иностранцами

Трудовые отношения работодателя и иностранного гражданина, проживающего на основании ВНЖ, в 2019 выстраиваются так же, как и с полноправными россиянами. Как уже говорилось ранее, разрешительные документы, например, патент, они не получают. Прием на работу таких граждан проходит в стандартном порядке. Таким образом, за видом на жительство закреплена задача – приравнять иностранца к гражданину РФ.

Предъявляемая документация

Лицо при приеме на работу должно представить по месту устройства документы, указанные в части первой статьи 65 Трудового кодекса РФ, за рядом исключений.

  1. Нерационально требовать документы о постановке на воинский учет, так как иностранцы не обязываются к прохождению военной службы в России.
  2. Для того чтобы заключить контракт, нужно оформить СНИЛС. Если у человека данный номер отсутствует, работодатель должен самостоятельно заняться его оформлением.
  3. Кроме указанных в Кодексе бумаг, необходима к представлению миграционная карта, выдаваемая и заполняемая еще на границе, при первом ее пересечении.
  4. Работодателю нужно уведомлять о том, законно ли был приобретен вид (на соответствующем бланке, установленном законодательно), действует ли он на сегодняшний день.
  5. Срочный или бессрочный договор заключается согласно положениям статьи 67 ТК РФ. Гражданско-правовые договоры на выполнение каких-либо работ или оказание услуг подписываются в соответствии с гражданским законодательством.
  6. Приказ или распоряжение о приеме на работу и ознакомление с ним сотрудника по правилам 2019 года осуществляется не позднее чем в трехдневный срок после начала ведения трудовой деятельности.
  7. В случае отсутствия стажа в России или странах, входивших в Советский Союз, как следствии, и трудовой книжки образца 2002 (1974) года работодатель должен ее выдать при приеме на работу.

Записи могут вноситься исключительно в документы российского образца, соответственно, трудовые книжки зарубежной страны не используются, так как это запрещено законом.

  1. Трудоустройство в 2019 году предполагает оформление на иностранца личной карточки.
  2. ГУВМ (УМФС) России необходимо уведомлять о приеме сотрудника на работу в течение трех дней. В противном случае, нарушается статья 13 ФЗ №115.

Федеральная миграционная служба упразднена в апреле 2019 года. Органом, заменившим ее, стало Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России.

Особенности выстраивания трудовых отношений

Категория иностранцев, проживающих в РФ постоянно (на основании ВНЖ) автоматически признаются налоговыми органами резидентами страны, так как они более половины года находятся в России. Соответственно, они обязаны платить подоходный налог (ставка – 13%) от заработной платы.

Регулярно находящиеся внутри страны иностранцы попадают под определение категории застрахованных лиц. На основании законодательства им необходимо каждый налоговый период вносить страховые взносы во внебюджетные фонды обязательного медицинского, социального и пенсионного страхования.

Таким образом, в 2019 году от работодателя и сотрудника не требуется оформление дополнительных бумаг, запросов. А встречающийся часто прием на работу иностранцев неофициально – простая неграмотность в юридической сфере или нежелание оформлять договор в стандартном порядке.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


ПРИЕМ В РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ

Осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях 3,5,6 и 7 данной статьи). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

1.имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);
2.проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
3.получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане государств, входивших в состав СССР (пункт «в» части 1 статьи 14);
4.родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);
5.проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);
6.являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей - граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);
7.имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «г» части 2 статьи14);
8.имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14);
9.нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14);
10.ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);
11.дети и недееспособные лица (часть 6 статьи 14);
12.имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (часть 7 статьи 14).

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Согласно части 1 статьи 32 прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом (только по нормам части 1 и 6 статьи 14, части 2 и 3 статьи 19, части 3 статьи 26). Заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории России, принимают территориальные органы ФМС России по месту жительства заявителя (в преобладающем большинстве случаев при наличии вида на жительство).

Особо следует отметить условия приема в российское гражданство, установленные пунктами «в», «г» и «д» части 1 статьи 13:

Наличие законных источников средств к существованию;

Обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лиц иного гражданства;

Владение русским языком.

Кроме того, о приобретении российского гражданства территориальный орган ФМС России информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства.

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы бланков заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей. Государственная пошлина не уплачивается только при приеме в российское гражданство лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств. Это установлено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ в ст. 45 части I и в главу 25.3 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Внимание!

При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (восстановлении в гражданстве Российской Федерации) декларацию по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, как документ, подтверждающий наличие законного источника средств существования, заявитель вправе не предоставлять.

При подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации заявитель вправе не предоставлять документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.