Регистрационный учет граждан рф по месту жительства. Каковы правила регистрации граждан рф по месту пребывания и месту жительства, новый закон о прописке в апартаментах и выписке. Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

Регистрация подразумевает под собой внесение данных гражданина на учет. Таким образом, он реализует свои права и свободы с одной стороны, и обязательства, с другой. Правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства являются обязательными для исполнения всеми. Рассмотрим подробности, как проводится одна и другая процедура.

Регистрационный учет

По действующему закону каждый гражданин должен стоять на учете по месту жительства. Иными словами, быть зарегистрированным. Это положение регулируется статьей 3 закона России от 25 июня 1993 года под номером 5242-1 в современной редакции «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» Регистрация, или прописка (сегодня этот термин утратил актуальность и вместо него применяется «регистрация») бывает:

  • постоянной;
  • временной.

Под первой понимается постоянное проживание гражданина на одном месте. Как правило, ее оформляют собственники помещений и члены их семей. Редко когда соглашаются прописать на жилой площади стороннего человека на постоянной основе. Ведь количество жильцов, в том числе, влияет и на размер оплаты за квартиру.

Временная регистрация оформляется на срок до 90 дней. Часто она необходима для студентов, сотрудников фирмы, приехавших работать в иногородний филиал, при командировке, лицам, отбывающим наказание за совершенное правонарушение и в других случаях.

Ни один, ни другой вид регистрации не влияет на право собственности недвижимостью. Но каждый гражданин обязан обозначать свое место жительства. Обычно, регистрационный учет осуществляется в территориальных органах ФМС. Вся процедура реализуется согласно порядку, который регламентируется в ПП №713 от 17 июля 1995 года в современной редакции «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с учета» (далее Правила).

Порядок регистрации является единым для всех граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства. Тем не менее, в зависимости от принадлежности жилья и характера регистрации (первичной или вторичной), он имеет некоторые особенности.

Регистрация по месту жительства

Чтобы понимать все нюансы, нужно сначала разобраться с понятием. Что подразумевается под местом жительства гражданина? Это квартира, комната или иное жилое помещение, относящееся к жилому фонду, где физическое лицо проживает постоянно или находится там большую часть времени.

При этом необязательно, чтобы человек имел его в собственности. Он может проживать, например, по договору найма или на других основаниях, которые предусматривает в законодательстве Российская Федерация.

Гражданин, относящийся к одному из малочисленных народов, может вести кочевнический образ жизни в соответствии со своими традициями. Это означает, что постоянное проживание у него отсутствует. Тогда, по действующим законам, таким место считается поселение, находящееся в том районе города, где он кочует.

Если место жительства меняется, то в течение 7 дней гражданин обязан уведомить об этом тех, кто принимает и доставляет документы в соответствующие органы. При этом, при себе гражданин должен иметь:

  • паспорт;
  • заявление, которое заполняется по специальной форме;
  • документ, являющийся основанием для законного вселения на жилую площадь (это договор найма или иной документ, где имеется соглашение о жилье в помещении).

Особенности процесса

Заселение может произойти и без ЖЭО. Тогда гражданин обязан предоставить вышеперечисленные документы собственнику или организации, которая осуществляет контроль за эксплуатацией. Но в отдельных случаях он вправе не предоставлять указанные документы. Это возможно, когда вся необходимая о нем информация содержится в гос. органах или ОМС.

Так, если гражданин отказывает предоставить свои данные сотрудникам регистрационного учета, в учреждение направляется запрос о том, чтобы получить их оттуда. На этом или одном из других оснований, предусмотренных действующим законодательством, проводится процедура регистрации. Для этого отводится определенный срок, в который необходимо уложиться. Сотрудники регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина в течение восьми рабочих дней. Отсчет начинается с момента направления заявления вместе с другими документами.

Бумаги могут быть предоставлены лично или через электронную службу «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в интернете. В этом случае заявление оформляют на том же ресурсе, и к нему прикладывают отсканированные копии всех нужных бумаг.

Через три дня документы передаются в органы учета. К этому времени должен быть собран полный пакет, которые предусматривают Правила регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Помимо этого, предоставляются адресные листки прибытия с формами учета.

В конце проводится непосредственно регистрация. Для процедуры также отводится три последующих дня после подачи документов. В результате совершеннолетнему гражданину делают соответствующую отметку в паспорте, а несовершеннолетнему выдают свидетельство о регистрации. Это делается в тот же день, когда в орган регистрационного учета предоставят свои документы лица, которых вселяют и тех, благодаря которым они вселяются.

Регистрация по месту пребывания

Как и в предыдущем случае, выясним сначала, что означает место пребывания. Под ним подразумевается место, где планируется жить определенное время. Им может быть:

  • гостиница;
  • кемпинг;
  • санаторий;
  • база для туристов;
  • медучреждение;
  • учреждение, где гражданин отбывает наказание за совершенное правонарушение;
  • иное жилое помещение, кроме места его постоянной регистрации.

В соответствии с Правилами, гражданин обязан обратиться в органы регистрационного учета. При этом он предоставляет:

  • паспорт;
  • заявление, заполненное в специальной форме;
  • документ, на основании которого временное проживание разрешается (речь в данном случае идет о тех же бумагах, как и для регистрации по месту жительства).

Если основанием является договор социального найма, то заявитель вправе не предоставлять вышеперечисленных документов. Тогда он лишь указывает свои реквизиты в заявлении. Он может поступить тем же образом в случае, если регистрация реализуется на основе свидетельства о гос. регистрации права на помещение.

В этом случае сотрудники органа направляют запрос с целью получить необходимую информацию. После того как данные поступят, осуществляют регистрацию. Как и в предыдущем случае, на весь процесс отводится восемь дней. При этом отсчет начинается со дня подачи заявления.

Особенности процесса

В случае, когда заселение проводится без участия ЖЭО, соответствующие документы сдает гражданин, который регистрируется, собственник жилого помещения или законный представитель юр. лица, который несет ответственность за его эксплуатацию. Гражданин извещает соответствующий орган о сроке, в течение которого он будет пребывать, и месте лично или посредством электронной связи на упоминавшемся выше портале.

Срок регистрации граждан по месту пребывания является тем же, что и по месту жительства, то есть на это отводится восемь дней. Следует учитывать, что имеются ввиду только рабочие дни. Вопрос о регистрации по месту пребывания согласуется:

  • с собственником жилья;
  • с нанимателем и всеми проживающими с ним лицами - членами семьи; при этом свое согласие должны дать и те, кто отсутствует;
  • с управлением жилищных кооперативов, но лишь в случае, когда они - не собственники недвижимости.

После предоставления жилья, физические или юридические лица обязаны передать перечень документов в соответствующие органы (смотрите Правила регистрации и снятия граждан, пункт 10). Срок для этих действий - три дня. Еще столько же дней дается государственной инстанции, чтобы зарегистрировать заявителя и выдать ему свидетельство. При этом срок может быть увеличен. Основания регулируются абзацем 5, 6, 9 девятого пункта Правил.

Заявитель не обязан являться лично для получения свидетельства. Он вправе запросить его направление через почтовую связь. В таком случае документ отправляется по адресу регистрации. В то же время в течение трех дней владелец жилья получает уведомление о регистрации по месту пребывания.

Отдельно стоит сказать о детях, не достигших совершеннолетнего возраста. Их регистрируют вместе с родителями, опекунами или усыновителями. Для этого необязательно иметь согласие тех лиц, согласие которых необходимо при осуществлении процедуры в общем порядке.

Вопрос о регистрации по месту пребывания необходимо решать сразу после того, как гражданин прибыл. Это осуществляется администрацией учреждения, где он останавливается. Основанием является паспорт гражданина.

Администрация всех учреждений, список которых представлен выше, на безвозмездной основе предоставляют в органы миграционной службы данные о регистрации по месту пребывания гражданина. Это реализуется как личным посещением органов, так и посредством электронной связи, а также телекоммуникационных сетей.

Исключением из этого правила регистрации являются учреждения, где граждане отбывают наказание. Администрация в таком случае представляет в миграционную службу данные о регистрации по месту пребывания физического лица в течение семи дней. Порядок процедуры отдельно регулируется Правилами.

Регистрация для пребывания и проживания

В каком бы порядке ни проходила постановка на учет, при регистрации по месту пребывания, основная регистрация - по месту жительства продолжает иметь законную силу и не аннулируется.

Рассмотрев, как происходит порядок о регистрации граждан по месту жительства и пребывания, можно сделать вывод о том, что обе процедуры схожи. И в одном, и в другом случае нужны одинаковые документы, а также наличие времени. В то же время регистрация осуществляется просто. Поэтому особого внимания к ней не потребуется. Нужно лишь соблюсти порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все что нужно от гражданина, это (при личном присутствии) отстоять очередь, а также предоставить необходимые документы. Все остальное делают сотрудники государственного органа. Гражданин получает на руки документ, свидетельствующий о регистрации по месту пребывания.

Снятие с учета: основания

При регистрации по месту пребывания граждане автоматически считаются снятыми с учета, когда истечет срок, указанный в заявлении о регистрации. А если речь идет о санаториях, отелях, базах отдыха, медицинских и иных учреждениях, то выписка происходит с момента их убытия. В этом случае нет необходимости писать какое-то заявление ни со стороны гражданина, который был зарегистрирован по месту пребывания, ни со стороны владельца помещения или администрации учреждения.

Снятие с учета тех граждан, которые получили отказ ФМС, МВД в признании их в качестве вынужденных переселенцев, реализуется посредством уведомления органов, осуществляющих регистрацию.

Российский гражданин снимается с учета в следующих случаях.

  1. При изменении своего постоянного места жительства - процесс осуществляется по его заявлению о регистрации по новому месту жительства или заявлении о выписке по прежнему месту жительства. Если он обратился в государственный орган по новому адресу, но при этом еще не снялся с учета по старому, сотрудники отправляют уведомление в тот орган, который относится к старому месту жительства гражданина. Это проводится в трехдневный срок.
  2. При призыве на прохождение военной службы. Основанием являются данные от военного комиссариата.
  3. При выселении из жилого помещения, где он находился, или в случае признания права пользования утратившим законную силу. Осуществляется на основании судебного решения.
  4. При признании гражданина отсутствующим безвестно. Для этого также необходимо судебное решение.
  5. При смерти или решении суда, признавшего гражданина таковым. Основанием снятия является свидетельство о смерти.
  6. При осуждении к отбыванию срока наказания за совершенное правонарушение. Осуществляется по приговору суда.

В отдельных случаях, для того чтобы снять с учета по месту жительства, заинтересованные лица предоставляют документы, на основании которых происходит дальнейший процесс. Если после проведенной проверки выяснится, что зарегистрированные ранее граждане имеют не снятую или непогашенную судимость, то вместе с уведомлением о снятии с учета по месту жительства, необходимо выслать карточки учета лиц в органы внутренних дел.

Снятие с учета и новая регистрация по месту жительства

Часто бывает, когда нужно выписаться с прежнего места проживания и регистрироваться в новом. Рассмотрим, какие документы тогда необходимо предоставить. Данным вопросом также занимается ФМС - миграционная служба по месту жительства граждан в новом помещении. Но сначала аннулируют регистрацию по старому адресу. Для этого обращаются в соответствующий орган ФМС и предоставляют следующие документы:

  • заявление установленного образца (форма №6);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о праве собственности на помещение;
  • для дома - домовая книга;
  • если собственник - другое лицо - заявление о его согласии.

Когда регистрацию оформляет гражданин, состоящий на учете в военкомате, бывает, что сотрудники регистрирующего органа требуют от него снятия с регистрационного учета в комиссариате по прежнему месту жительства и встать на учет в новом. Однако данный процесс законом не предусмотрен. Такие действия государственных служащих являются неправомерными. В то же время не каждый решится обратиться с иском в суд, чтобы доказать свою правоту. Поэтому многие соглашаются на требование и проходят процедуру.

Детей, не достигших совершеннолетнего возраста, вообще не снимают с учета без последующей регистрации по другому адресу. Даже если собственник будет настаивать, по закону это невозможно. Когда же регистрация проводится «из адреса в адрес» то процедура с детьми является аналогичной той, что предусмотрена для взрослых.

Снятие с регистрации

Иногда бывает необходимость снятия с регистрационного учета, не становясь на другой. Для этого приходят в миграционную службу по месту жительства и предоставляют следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • листки убытия и учета.

Новым адресом может быть любой, вне зависимости от того, планируется ли проживание там или нет. В указанный государственным служащим срок, гражданин приходит за паспортом. В нем ставят штамп снятия с регистрационного учета. Как процедура регистрации, так и снятие является бесплатной. Все сроки четко прописаны в законе.

Портал «Госуслуги»

С недавних пор стартовал ресурс в интернете, где можно без личного посещения и стояния в очередях, совершить много действий юридического характера. Так, на сайте можно подать заявку, чтобы встать на регистрационный учет, например, по месту жительства. Посетить регистрирующий орган, конечно, потом придется в любом случае. Однако первичное заявление подается в электронном виде. В нем необходимо ввести следующие данные:

  • полученное образование;
  • положение женат/не женат, замужем/не замужем;
  • прежнее место регистрации;
  • будущий адрес регистрации;
  • владелец помещения, где планируется жить;
  • другая информация.

Электронный документ будет обработан в течение трех дней (рабочих). Если по нему принимается положительное решение, то заявителя приглашают посетить миграционную службу в определенное время. При себе необходимо иметь все документы, которые предоставляют, когда проводится регистрация граждан по месту жительства или месту пребывания в обычном режиме.

Важно! Не стоит беспокоиться тем, кто имеет постоянную регистрацию по одному месту жительства и собирается временно зарегистрироваться в другом городе. Как указывалось выше, временная регистрация не является основанием для снятия с регистрационного учета по постоянному адресу.

27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Министерство внутренних дел Российской Федерации или его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

29.1. Регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, указанными в пункте 4 настоящих Правил, и документа, удостоверяющего личность заявителя.

Документы в органы регистрационного учета представляются должностными лицами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ответственными за регистрацию, в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

Информация об изменениях:

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Информация об изменениях:

36. Наниматель (собственник) жилого помещения вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.

37. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 72 Правила дополнены разделом VII

VII. Особенности взаимодействия между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и органами регистрационного учета

38. При наличии технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) и органами регистрационного учета в электронной форме осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Взаимодействие органа регистрационного учета и многофункционального центра в электронной форме по вопросу регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту пребывания или по месту жительства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением о взаимодействии (далее - соглашение). Соглашение заключается органом регистрационного учета и уполномоченным многофункциональным центром субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами и органами регистрационного учета осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 11 и настоящих Правил. При этом сторона, не имеющая технической возможности для организации взаимодействия в электронной форме, принимает меры, направленные на обеспечение такой возможности, а также определяет дату перехода к взаимодействию в электронной форме, которая фиксируется в соглашении.

39. Состав и формат сведений, передаваемых с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия органом регистрационного учета и уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров, устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

40. Многофункциональный центр не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина, направляет в электронной форме сведения, содержащиеся в документах, указанных в пунктах 9 и настоящих Правил, в орган регистрационного учета.

41. В случаях, предусмотренных абзацем пятым пункта 9 или абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, уполномоченное должностное лицо многофункционального центра в день поступления заявления о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства запрашивает в электронной форме в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом пункта 9 или абзаце седьмом пункта 16 настоящих Правил соответственно.

Сведения, содержащиеся в документах, необходимых для регистрации гражданина, включая информацию, полученную в ответ на предусмотренный абзацем первым настоящего пункта запрос, направляются многофункциональным центром в электронной форме в орган регистрационного учета не позднее следующего рабочего дня после получения ответа на запрос, но не позднее 6 рабочих дней со дня обращения гражданина.

При отсутствии у многофункционального центра технической возможности для направления запроса, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, документы передаются в орган регистрационного учета в порядке, предусмотренном пунктами 11 и настоящих Правил, для направления запроса в государственные органы, органы местного самоуправления.

42. Указанные в пунктах 40 и настоящих Правил необходимые для регистрации гражданина сведения, включая сведения, содержащиеся в заявлении установленной формы, и сведения, содержащиеся в документе, являющемся основанием для временного проживания гражданина, или документе, являющемся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра и вместе со сведениями, необходимыми для заполнения адресных листков прибытия и форм статистического учета, направляются с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в орган регистрационного учета.

43. Орган регистрационного учета регистрирует гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений из многофункционального центра.

44. Сведения о регистрации гражданина, свидетельстве о регистрации по месту пребывания, свидетельстве о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью

45. Свидетельство о регистрации по месту пребывания и свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, оформляются многофункциональным центром в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 250 "Об утверждении требований к составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, и к выдаче заявителям на основании информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем", по формам, установленным Министерством внутренних дел Российской Федерации.

46. Отметка о регистрации в паспорте гражданина, а также выдача свидетельства о регистрации по месту пребывания, свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся уполномоченным должностным лицом многофункционального центра не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от органа регистрационного учета сведений о регистрации, свидетельстве о регистрации по месту пребывания, свидетельстве о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

47. Многофункциональный центр направляет в электронной форме сведения, содержащиеся в заявлении о снятии с регистрационного учета по месту жительства, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра, вместе со сведениями, необходимыми для заполнения адресных листков убытия и форм статистического учета, в орган регистрационного учета с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина.

Орган регистрационного учета снимает гражданина с регистрационного учета по месту жительства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений от многофункционального центра.

Сведения о снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрационного учета и направляются органом регистрационного учета с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в многофункциональный центр.

Отметка о снятии с регистрационного учета по месту жительства в паспорте гражданина производится уполномоченным должностным лицом многофункционального центра не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от органа регистрационного учета сведений о снятии с регистрационного учета.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. N 809 Правила дополнены приложением

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам регистрации и снятия
граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации

(форма)

УВЕДОМЛЕНИЕ
о проживании гражданина Российской Федерации в жилом помещении

/--\ /--\ | | Уведомление о проживании гражданина Российской Федерации по | | \--/ месту пребывания / по месту жительства (ненужное зачеркнуть) \--/ В орган регистрационного учета ______________________________________ 1. Сведения о лице, подлежащем постановке на регистрационный учет /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Фамилия | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Имя | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Отчество | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Гражданство | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\ /-\/-\ /-\/-\/-\/-\ Дата число | || | месяц | || | год | || || || | рождения | || | | || | | || || || | \-/\-/ \-/\-/ \-/\-/\-/\-/ /-\ /-\ Пол мужской \-/ женский \-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Место | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | рождения: | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | государство \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ область, /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ край, | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | республика, | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | автономный \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ округ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ район | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ город или | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | другой | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | населенный \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ пункт /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\ Документ, вид| || || || || || || |серия| || || || | N| || || || | удостоверяющий | || || || || || || | | || || || | | || || || | личность \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/ /-\/-\ /-\/-\ /-\/-\/-\/-\ Дата выдачи число | || | месяц | || | год | || || || | | || | | || | | || || || | \-/\-/ \-/\-/ \-/\-/\-/\-/ /-\/-\ /-\/-\ /-\/-\/-\/-\ Дата прибытия число | || | месяц | || | год | || || || | | || | | || | | || || || | \-/\-/ \-/\-/ \-/\-/\-/\-/ 2. Сведения о месте пребывания / месте жительства (ненужное зачеркнуть) Область, /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ край, | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | республика, | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | автономный \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ округ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Район | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Город или | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | другой | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | населенный \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ пункт /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Улица | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/- Дом| || || || |Корпус| || || || |Строение| || || || |Квартира| || || || | || || || | | || || || | | || || || | | || || || \-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\- Тел. _______________________ 3. Сведения о лице, предоставляющем жилое помещение /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Фамилия | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Имя | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Отчество | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | | || || || || || || || || || || || || || || || || || || | \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ Подпись ___________________ "___" ______________ _____ г.

Настоящим подтверждается, что гражданин (фамилия, имя, отчество)
в установленном порядке уведомил о проживании по адресу: ___________
гражданина (фамилия, имя, отчество) ________________ без регистрации.
"___" ______________ _____ г.
(фамилия, имя, отчество, подпись лица, принявшего уведомление)

Перечень
лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713)
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 г. N 809)

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Поделится в соц. сетях:


Постоянная прописка для граждан РФ за 3 дня

Регистрация по месту жительства – это определение, заменившее собой понятие «прописка», широко используемое в советское время и в 90-ые года. Сейчас есть 2 вида регистрации – по месту жительства (постоянная прописка) и по месту пребывания (временная прописка). Постоянная прописка подразумевает, что человек живет постоянно по одному адресу.

Регистрацию по месту жительства для граждан РФ чаще всего проходят собственники жилых помещений, прописывать на своей жилой площади посторонних лиц опасно, это влечет увеличение квартплаты и множество иных проблем с правами собственности. Регистрацией занимается Федеральная миграционная служба, нарушение правил регистрации приводит к административной ответственности.

Статья преследует целью описание правил регистрации по месту жительства граждан РФ, документов для подачи в органы регистрационного учета, порядок снятия с регистрации и тонкости законодательства в области постоянной прописки.


Документы для постоянной регистрации

Оформление прописки в регистрационных органах требует наличия следующих документов:

  1. Удостоверение личности заявителя, в качестве которого выступает паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении для лиц младше 14 лет. Может использоваться и паспорт гражданина СССР по образцу 1974 года, но в практике по понятным причинам используется крайне редко. Использование недействительного паспорта для постоянной регистрации невозможно, пока он не будет заменен.
  2. Заявление формы № 6 о регистрации по месту жительства (ссылка на скачивание в конце статьи). Если заявитель не является собственником жилья, то в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» отображается согласие собственника или нанимателя жилья на вселение.
  3. Документ-основание для вселения и проживания в жилом помещении. Если прописываемый человек – не собственник жилья, таким основанием служит письменное заявление собственника о согласии на проживание в его квартире заявителя. Когда собственников несколько, требуется согласие каждого из них. Заявление пишется в свободной форме.

Какой паспорт признается недействительным?

  • Гражданин достиг возраста смены паспорта (20 и 45 лет);
  • Ошибочные записи о месте или дате рождения, иные ошибки;
  • Непригодность из-за плохого физического состояния паспорта;
  • Изменение имени, фамилии, отчества без отображения новых данных в паспорте.

Внимание

Регистрация по месту жительства невозможна по загранпаспорту гражданина РФ и по временному удостоверению личности гражданина РФ формы 2П.

При регистрации по месту жительства в паспортном отделе ФМС должностные лица потребуют личное присутствие собственника (собственников). С собой им следует взять удостоверение личности (паспорт гражданина РФ) и документ на право пользования жилым помещением (свидетельство о регистрации прав собственности).

Основанием для вселения может служить договор, составленный у нотариуса и заверенный им, или решение суда о праве пользования жилым помещением.

Для собственников жилья основанием для регистрации служит документ о праве собственности на жилье (постановление суда, договор или свидетельство о праве собственности).

Для многих документов-оснований вселения в жилое помещение, если они прошли государственную регистрацию, действует право заявителя отказаться от их предоставления в орган регистрации (п. 30 Административного регламента). Сотрудники паспортного стола должны будут сами запросить сведения о них в течение 8 рабочих дней с момента подачи заявления


Если заявитель недавно снялся с регистрационного учета по другому адресу, он может предоставить листок убытия формы № 7. Заявления и копии документов, дающих право на вселение, могут быть отправлены в электронном виде через Единый портал госуслуг .


Куда обратиться для получения регистрации?

Регистрацию граждан по месту жительства проводят отделения Федеральной миграционной службы. С 5 апреля 2016 года функции ФМС переданы Министерству внутренних дел РФ. Полная передача прав закончится к 1 июня 2016 года. Административный регламент и приказ ФМС № 288 от 11.09.2012 года устанавливают обязанности лиц, принимающих документы на регистрацию. Среди них:

  • Первичный прием документов;
  • Подготовка документов для регистрации и передача в другие службы;
  • Снятие с учета по месту жительства или пребывания.

Функции регистрации предоставлены должностным лицам на местах:

  • Жилищные кооперативы;
  • Коммерческие организации и предприятия, владеющие жилым фондом;
  • Организации муниципальных и государственных жилищных фондов;
  • Иные организации, имеющие права управления хозяйственным и жилым фондом.

Собственники жилых помещений регистрирует себя или других людей в отделениях службы миграции (паспортных столах) по месту расположению жилого помещения.

При соблюдении правил по регистрации по месту жительства на всю процедуру уходит не более недели и осуществляется она бесплатно. Регламентом установлены сроки ожидания в очереди при различных процедурах:


Снятие с регистрационного учета

Основания для снятия с постоянной регистрации:

  • Собственник принудительно выселяет с жилой площади;
  • Квартира арестована за невыплаченные кредиты и другие долги;
  • Продажа жилья и покупка нового;
  • Выселение из квартиры по постановлению суда;
  • Переезд в другое жилое помещение.

Снятие с регистрации по собственному желанию предполагает поход в паспортный стол или отдел миграционной службы для написания заявления о снятии. К заявлению прикладывают паспорт и копии документов о праве проживания в жилом помещении (свидетельство на право собственности, договоры на аренду и пр.).

Полезный совет!

Графу «причина снятия с учета» в заявлении заполнять не обязательно. Сотрудник паспортного стола обязан принять заявление, даже если поле останется пустое.


Принудительное выселение предполагает прикладывание к стандартным документам основания для выселения (акт ареста, договоры продажи и пр.). Потребуется и письменное согласие на выселение иных собственников квартиры.


Ограничения на оформление постоянной регистрации

Государственные органы не имеют право отказать в регистрации по месту жительства гражданам РФ ни под каким предлогом (п. 35 Административного регламента). Тем не менее, право граждан на свободное перемещение и выбор места пребывания и жительства в пределах России ограничивается:

  • В зонах, граничащих с другими государствами;
  • В зонах экологических бедствий;
  • На закрытых административных территориях;
  • В закрытых военных городках;
  • В регионах распространения опасных инфекций и болезней;
  • В районах с военным или чрезвычайным положением.

Этот список на ограничение права постоянной регистрации полный и подлежит изменению и дополнению только на основании Федеральных законов. Он не подлежит вольной трактовке, любой иной повод в отказе от регистрации является незаконным и подлежит обжалованию в суде.

I. Общие положения

II. Регистрация граждан по месту пребывания

III. Регистрация граждан по месту жительства

I. Общие положения.

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется — регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.
3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница — приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом — интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.
5. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

6. Формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых федеральным законом.
8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Регистрация по месту пребывания

9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).


10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

11. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
12. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 10 настоящих Правил.
13. Исключен.
14. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.
15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

III. Регистрация по месту жительства

16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
17. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
19.Исключен.
20. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной пошлине».
21. Исключен.
22. Исключен.

IV. Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства

23. Регистрация военнослужащих осуществляется:

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.
25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.
26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.
27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.
Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.
28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделениями по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления этими органами органов регистрационного учета.
31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменение места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.
32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «г», «д», «е» и «ж» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.
34. Исключен.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"