Что такое гололедица? В чем разница между гололедом и гололедицей. Чем опасен гололёд и гололедица? Какой он, гололед

    Чем опасен гололёд и гололедица?

    Зима – сложный и опасный период для пешеходов и водителей. Это время нестабильных погодных условий – то снег, то солнце, то всё тает, то замерзает. От этого и образуются две главные опасности – гололед и гололедица. Да-да, это два совершенно разных понятия.

    Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части и на деревьях при замерзании воды. Гололедица же представляет собой лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Такая ситуация чаще всего встречается ближе к весне, когда снег под яркими солнечными лучами начинает таять, а ночью, при понижении температур, подмораживает.

    Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура все время около нуля, на дорогах возникает гололед. В это время образуется лед, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололед бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. У гололедицы может быть еще одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.

    Оба эти явления, гололед и гололедица, опасны и для пешеходов и для водителей. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать.

    Даже идя по тротуару можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны и, стоит потерять равновесие, как ушиб, вывих, а то и перелом, обеспечены. Поэтому в этот период года нужно быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.

    Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения. Надо обязательно обратить внимание на обувь. Подошва у нее должна быть на микропористой основе, потому что она меньше скользит по льду. И, конечно, надо забыть про каблуки, особенно про шпильки!

    Во время гололеда и гололедицы надо внимательно смотреть под ноги. Если есть возможность обойти опасные места, то надо сделать это, даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, лед может быть и под водой, поэтому по такой луже, если ее нельзя обойти, надо двигаться осторожно, небольшими скользящими шагами.

    Самые опасные места – горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти. При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях. Для поддержания равновесия надо руки держать свободными, а не в карманах.

    Ну, а если все-таки случилось несчастье и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть – так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться – этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину – самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьезных травм.

    Но самое главное - быть предельно внимательным на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в неустановленных местах перед близко идущим транспортом – автомобиль не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, необорудованному светофором, убедитесь, что машина находится на безопасном расстоянии для того, чтобы вас пропустить.

    При переходе на регулируемых пешеходных переходах и на перекрестках, убедитесь, что все машины закончили проезд на зеленый сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрестке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а сигнал с зеленого сменился на красный. Для вас же в это время уже будет гореть зеленый сигнал светофора и вы можете смело выйти на дорогу, прямо под колеса этой поворачивающей машины. Помните, сегодня мы с вами говорим о гололеде и гололедице. На сухом асфальте водитель смог бы остановиться, чтобы не допустить наезда. А если сколько? Тогда тормозной путь увеличится и расстояния для полной остановки может не хватить. Поэтому, даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, не ленитесь крутить головой и следить за ситуацией. Ведь в любом случае человеку остановиться легче, чем машине.

    Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололедом и гололедицей. Конечно, если вы их будете соблюдать!

    Начальник ОГИБДД ОМВД России по Томаринскому городскому округу майор полиции А.Н. Кисаров

Теплая зима, резкие перепады температур или наступление весенней капели с ночными заморозками почти всегда сопровождается гололедицей или гололедом. Разница между этими явлениями заключается лишь в плотности образовавшегося льда на тротуаре земле или проезжей части.

Если температура на улице предполагает наличие гололеда, то прежде чем выйти на улицу следует правильно подобрать обувь. Зимняя или демисезонная обувь должна иметь не скользящую подошву. Для этого при покупке обращайте внимание на высоту, глубину и форму рисунков на протекторе. Важен и материал изготовления. Наиболее не скользким считается полеуретан и термополеуретан.

Обеспечить безопасность пешеходов в гололед помогут следующие хитрости:

  • Существуют специальные антигололедные насадки для обуви. Модели можно подобрать различные.
  • В народе на обувь приклеивают лейкопластырь или изоленту, также рекомендуется потереть подошву наждачной бумагой.
  • На каблуках должны стоять поролоновые набойки. Оптимальной высотой для зимы считается не более 5 см.
  • Отрезать из старых валенок небольшие полоски и наклеить на каблук или подошву.

По возможности гололед следует обойти, но если это невозможно, то передвигаться по обледенелому участку следует крайне осторожно и внимательно. Не торопитесь, не ускоряйте шаг и не бегите. Руки не должны быть в карманах, наступайте на лед всей подошвой.

Пожилым людям или тем, кто из-за состояния здоровья вынужден пользоваться тростью следует также ее подготовить. Трость в зимний период должна иметь наконечник из резины или заостренные шипы. Безопасность при гололеде сможет обеспечить обычная лыжная палка.

Особое внимание уделяйте электропроводам, которые могут оборваться из-за обледенения. Не ходите рядом с жилыми домами, так как велика вероятность падения сосулек или наледи с крыши.

Помните, что наиболее опасным местом являются обледенелые ступени и крыльцо. Держитесь за перила, освободите руки от тяжестей и аккуратно преодолевайте эти участки. Из дома старайтесь выйти с запасом времени.

Основные правила езды на автомобиле

В зимний период или межсезонье безопасность водителей в гололед зависит не только от стиля вождения, а также от состояния и исправности самого автомобиля.

Особое внимание необходимо уделить шипованной зимней резине. Выбор лучше остановить на мелком, но достаточно насыщенном рисунке. Следите за исправностью «дворников» и состояние фар. Используйте незамерзающую жидкость.

Следует помнить, что часто гололед возникает на остановках общественного транспорта, эстакадах, мостах или на загородных шоссе.

По некоторым признакам можно предугадать появление обледенелого участка и подготовиться к нему:

  • Гололеду способствует низкая температура воздуха. Если окна в салоне запотели, то, скорее всего, на улице стало холоднее, и возможно впереди будет гололедица.
  • Изменение шума протекторов и ощущение того, что автомобиль не едет, а «плывет» также говорит, что Вы находитесь на обледенелом участке дороги.

Безопасность при гололеде на дороге зависит от того насколько правильно и хладнокровно Вы будете реагировать. Существуют следующие рекомендации для автомобилистов:

  1. Запрещается осуществлять резкое торможение и отпускать педаль газа. Под запрет попадает и выключение сцепления. Эти действия приведут лишь к тому, что Ваш автомобиль вынесет с дороги.
  2. Не выпускайте руль из рук, но и не крутите его резко в разные стороны.
  3. При преодолении подъемов немного увеличьте скорость, чтобы в самом процессе не приходилось переключать передачу.
  4. Обязательно соблюдайте дистанцию
  5. Не прибегайте к резким маневрам во время обгона
  6. В аварийной ситуации выручить может использование ручного тормоза.

Помните, что зимняя дорога не место для лихачества, споров и выявления у кого машина круче. Вежливое взаимодействие автомобилистов лежит в основе безопасного движения.

Учимся падать правильно

Безопасность пешеходов в гололед зависит и от умения правильно падать. Падения на лед сопряжены с ушибами различной степени тяжести, вывихами и переломами. Наиболее опасным являются травмы головы и позвоночника. О том как правильно оказать первую помощь при получении травмы головы и позвоночника Вы можете ознакомиться в нашей статье.

Для смягчения удара следует в момент, когда Вы поскользнулись слегка присесть. Это уменьшит высоту падения. Мышцы следует напрячь, так Вы защитите кости от удара. Рискованно выставлять руки в надежде предотвратить падение, а также падать со всей силы на спину и ягодицы.

Частой травмой в период гололедицы является перелом шейки бедра. Этап выздоровления длительный, особенно тяжело на поправку идут пожилые люди. Лучше падать сгруппировавшись. Оптимальным вариантом станет перекатка или падение на бок.

Падая на спину, защитите голову руками, при этом руки согните в локтях и прижмите к телу.

Не вставайте сильно быстро. Сначала убедитесь, что не получили серьезных повреждений. Обратитесь за помощью к прохожим, если не можете подняться самостоятельно.

Если Вы упали в безлюдном месте, то сначала встаньте на четвереньки и только потом медленно поднимайтесь. Лучше, если Вы найдете какой-то предмет для опоры.

Помощь человеку получившему травму

Наименее опасными являются ушибы мягких тканей. Они легко распознаются по образованию припухлости в месте удара, изменению цвета кожи и болезненных ощущениях. Важным отличием гематомы от вывиха или растяжения является ограничения в движении.

Заподозрив вывих, самостоятельно не пытайтесь его вправить. Нельзя также массировать поврежденный участок, тревожить его, накладывать согревающий компресс или мазать мазью. Если Вы не в силах помочь пострадавшему или серьезно пострадали сами немедленно вызовите скорую помощь, как это быстро и правильно сделать Вы можете ознакомиться в нашей статье: «Как правильно вызвать скорую помощь».

Если на улице холодно, то следует увести пострадавшего в теплое место при ожидании бригады скорой помощи. Иначе он помимо травмы рискует получить переохлаждение. Помните, что если поврежден позвоночник, трогать человека нельзя. Запрещается его трясти, переносить, сажать.

Даже, получив легкую травму, не лишним будет пройти осмотр в травмпункте. Кроме того, получение медицинской справки о полученной вами гематоме или вывихе поможет в случае обращения в суд при подаче заявления о возмещения материальных расходов. Либо на основании этой справки Вы можете оформить больничный лист в поликлинике по месту жительства.

0

Зимний период года всегда опасен не только разнообразными заболеваниями и вирусами, но и обращениями в травмпункт по поводу переломов и травм конечностей. Чаще всего, подобные проблемы связаны с падениями во время гололеда.

Перепады погодных условий с незначительной оттепели до заморозков чреваты появлением на дорогах и тротуарах льда. Такое состояние дорожного покрытия опасно как для водителей автомобилей, так и для пешеходов. Если же поверх этой ледяной корочки выпадет еще снег, то удержаться на ногах пешеходам будет невероятно трудно.

Чтобы свести к минимуму вероятность получения травмы при гололеде, необходимо придерживаться определенных мер безопасности.

Использование противоскользящей обуви

Для этого нужно подбирать зимние ботинки или кроссовки, на которых будет рифленая подошва. Если же обувь имеет гладкую подошву, то нужно перед выходом на улицу протереть ее наждачной бумагой либо наклеить ее на подошву. Нужно учесть, что такую обувь нежелательно носить в помещении, поскольку она будет оставлять следы на полу.

Еще один вариант уберечься на гололеде – движение по тротуару совместно с кем-либо

Если же попутчиков не окажется, то необходимо предельно сконцентрироваться на движении, не отвлекаясь на посторонние моменты. Шаг должен быть коротким и обязательно на полную стопу. При скольжении необходимо постараться максимально притормозить. Выходя из дома в гололед, можно взять с собой лыжную палку, на которую можно опереться в случае необходимости.

Еще один способ – взять сырую поваренную соль. После выхода на улицу соль нужно высыпать на землю и постоять на ней несколько минут. Таким образом она налипнет на теплую подошву обуви и движение по гололеду будет более безопасным. Нужно учитывать, что кристаллы соли должны быть крупные.

Ни в коем случае нельзя выходить в гололед на улицу в обуви на высоком каблуке

Как правило, носители такой обуви получают травмы зимой гораздо чаще, чем остальные. Также нельзя при передвижении по обледеневшему тротуару или дороге держать руки в карманах (этим очень часто грешат мужчины) либо интенсивно размахивать сумкой (а в подобном уже замечены женщины). Если на улице гололед, то обязательно нужно надеть перчатки на руки. Даже если погода не слишком морозная, в случае возможного падения, они защитят ладони от ушибов и порезов об лед.

Не рекомендуется стараться перепрыгнуть обледенелую часть дороги

Лучше всего – постараться обойти это место стороной. Если же такой возможности нет, то тогда необходимо продолжить движение по обледенелому покрытию мелкими шагами, стараясь удерживать равновесие и не обращать внимание на посторонние раздражители.

Если же падения избежать не удастся, то в такой момент необходимо постараться сместить центр тяжести так, чтобы весь удар пришелся на крепкие части тела (например, зад либо бедро). Ни в коем случае нельзя допускать падения лицом вперед. От него можно получить травму головы, сотрясение мозга и много чего неприятного. Кроме того, во время падения необходимо максимально сгруппироваться, не допустить выбрасывания рук вперед либо в стороны (в руках достаточно хрупкие кости, и они могут легко сломаться во время подобного падения).

Даже если падение прошло относительно успешно и каких-либо серьезных травм в его ходе не получено, нужно не постесняться и при первой же возможности обратиться к травматологу за осмотром. Желательно исключить варианты наколов костей либо внутренних травм и сотрясений, а это сможет сделать только квалифицированный доктор.

В профессиональной речи синоптиков слова «гололедица» и «гололед» строго различаются.

Сравните фразу в сводках погоды: "Ночью и днем слабый гололед, на дорогах гололедица".

Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании.

Гололед - слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности Земли, близкой к 0°С.

Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.

Чаще всего гололед возникает при резком потеплении, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью.

Скорость замерзания капель зависит от их размеров и температуры воздуха. От этого в свою очередь зависит и внешний вид гололеда – прозрачный или матовый.

Аморфная структура гололеда объясняется тем, что процесс замерзания переохлажденной воды несколько задерживается выделяющейся при этом скрытой теплотой замерзания. Вследствие этого капли, прежде чем замерзнуть, успевают растечься по предмету, образуя сплошной покров льда.

Толщина гололедных отложений порой может достигать многих сантиметров. Под тяжестью образовавшегося льда ломаются ветви деревьев, обрываются провода ЛЭП. Иногда под тяжестью льда разрушаются и стальные опоры ЛЭП.

Поэтому такое явление приравнивается к природному бедствию.

Гололедные явления большой интенсивности особенно часто отмечаются в холодное время года в южной половине Европейской территории России.

Ледяной дождь часто сопровождает знаменитую новороссийскую бору (сильный северо-восточный ветер).

Гололед покрывает не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности - цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты - мосты и их опоры, эстакады, столбы.

Образование гололеда может происходить также на внешних поверхностях самолетов, пролетающих в толще переохлажденных водяных облаков. Такое явление называется обледенением. Особенно опасно обледенение, возникающее в слоисто-дождевых облаках на атмосферных фронтах, которые занимают огромные пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Гололед может возникать и при пролете воздушного судна под облаками в условиях переохлажденного дождя.

Обледенение самолетов может значительно ухудшать их аэродинамические характеристики и привести к возникновению тяжелых авиационных происшествий.

Гололед значительно опаснее гололедицы и с точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности значительно ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на выборе скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/час, а при гололедице – 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться.

В гололед же замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало.

Гололедица превращает города в большой каток. Поскользнуться и упасть можно на каждом шагу.

При падении чаще страдают руки – лучевые кости от локтя до кисти. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом своего тела обрушивается на нее. При неловком падении на бок может пострадать предплечье.

Ноги ломаются, как правило, в области голени. У женщин этому нередко способствует обувь на высоком каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые, ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом бедренной кости – особенно тяжкая травма. Даже небольшой удар может вызвать перелом этой хрупкой, тонкой косточки. В 95% процентах случаев – это удел женщин.

Необходимо помнить, что чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем меньше осложнений можно ожидать после травмы.

Всегда помните об осторожности. Выбирайте более безопасный путь, идите там, где меньше льда, где дорожки посыпаны песком, где есть освещение.

Если обойти лед невозможно, передвигайтесь на полусогнутых ногах, старайтесь не отрывать их от земли.

Это поможет вам преодолеть опасный участок без падений. Не стоит догонять отходящий общественный транспорт.

Опасности гололеда и гололедицы:

дороги превращаются в ледяной каток;

увеличивается число обращений за медицинской помощью с ушибами, вывихами, переломами;

парализуется уличное движение, на улицах и площадях образуются пробки из автомашин;

движение на трассах блокируется тяжелыми транзитными грузовиками и малоопытными автолюбителями;

обрываются провода, повреждаются опоры, антенны служебных и жилых домов, металлические конструкции;

затрудняется работа автотранспорта, аэропортов;

корка намерзшего льда может вызвать обрыв проводов линий связи и линий электропередачи;

создается угроза перегрузки мачт, башен, кровли;

ограничивается применение воздушного транспорта;

скалывание льда с машин вызывает их порчу;

намерзание осадков в течение зимы приводит к оседанию и протеканию кровли;

ломаются ветви деревьев, нередко деревья вырываются с корнями;

образование ледяной корки на поверхности почвы и кустарниках при круглогодичном выпасе скота мешает добыче корма животными;

при поедании трав, покрытых льдом, у животных появляются простудные заболевания;

гололед (ледяная корка) мешает передвижению животных - они скользят, падают и нередко повреждают ноги;

снег сдувается с гладкой поверхности льда, а поэтому зимой над ледяной поверхностью стоят низкие температуры, которые вызывают гибель озимых культур.

Как действовать во время гололеда (гололедицы).

Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы.

Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. Используйте противоскользящие приспособления промышленного производства или, в крайнем случае, на подошву наклейте поролон, лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.

Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

Особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

При получении травмы обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи.

Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.

Теплая зима, перепады температур, ночные заморозки все эти явления сопровождаются гололедицей или гололедом. Разница между ними заключается в лишь в плотности образовавшегося льда на тротуаре, земле либо проезжей части. И с наступлением зимы медики ожидают увеличения числа травм и переломов в связи с гололедом. Но от травм можно уберечься, достаточно знать несколько приемов правильной ходьбы в гололед.

Если температура предполагает наличие гололеда, то прежде чем выйти на улицу, следует правильного подобрать обувь. Зимняя демисезонная обувь должна иметь нескользящую подошву. Для этого при покупке обращайте внимание на высоту, глубину, форму рисунков на протекторе, также важен материал изготовления. Наиболее нескользким считается полиуретан и термополиуретан.Чтобы уменьшить вероятность падения, необходимо соблюдать следующие правила поведения при гололеде:

1. Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.

2. Будьте предельно внимательны на проезжей части дороги: не торопитесь и, тем более, не бегите.

3. Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.

4. Наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.

5. Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах - это увеличивает вероятность падения.

7. Будьте наиболее внимательны в тех местах, где падение возможно более всего. Это тротуары, которые находятся в непосредственной близости от проезжей части и остановок. Особенно берегитесь металлических крышек люков – на них очень часто падают люди. Перед переходом дороги лучше всего лишний раз подождать, пока проедет машина, а не перебегать прямо перед ней, даже если вам кажется, что она достаточно далеко. Иначе можно упасть и не успеть встать. В таком случае вы рискуете оказаться на больничной койке в результате ДТП.

Если вы, несмотря на все предосторожности, все-таки падаете, то следует знать несколько правил, которые помогут смягчить падение насколько это возможно,так вы сможете избежать возможных травм:

В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю;

Не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках;

Не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь Вам;

Обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи.

Также следует помнить, что опасность может поджидать Вас сверху, поэтому не ходите рядом с жилыми домами так как велика вероятность падения сосулек или наледи с крыш. Не менее опасным местом являются обледенелые ступеньки и крыльцо. Держитесь за перилла,освободите руки от тяжестей и аккуратно преодолевайте эти участки. Из дома старайтесь выйти с запасом времени. Также особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если Вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

Врач-гигиенист отделения коммунальной гигиены отдела гигиены А.Н. Соколова