Фз о переводе земель категории. Земельные вопросы. Когда перевод земли не допускается

1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

3. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

5. Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:

1) основания изменения категории земель;

2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;

6. Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.

7. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

8. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Положения статьи 3 закона №172-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории
    14. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

Перевод земель из одной категории в другую возможно осуществить. Для этого необходимо два условия: земля должна находиться в «подходящей» категории и требуемый пакет документов.

Назначение земель

Все земли, расположенные на территории РФ, делятся на семь категорий. Принадлежность к тому или иному типу земель определяется их назначением. Обычным гражданам разрешается покупать, продавать, дарить, завещать и осуществлять другие виды операций только с двумя видами земель: с/х и землями населенных пунктов.

Остальные пять находятся в собственности государства. Их можно, за исключением территорий спецназначения и особо охраняемых, брать в аренду у государства и госорганов без права выкупа. Чаще всего, в сферу интересов рядовых граждан входят только те территории, которые можно оформить в собственность, построить на них дом или завести ферму.

По Земельному Кодексу построить частный дом можно только на землях, которые принадлежат к категории «земель населенных пунктов». На них возможно не только ИЖС, но и ЛПХ, занятия сельским хозяйством, огородничеством и садоводством, на таких землях возводят дома блокированной постройки.

Перед тем, как совершить сделку и купить земельный участок, необходимо поинтересоваться, к какой категории он относится, и возможно ли будет реализовать ваши планы на этот участок. Если вы планируете заниматься только сельским хозяйством и на участке не будет жилого дома, то вам подойдет категория с/х назначения.

Конечно, в будущем ее можно будет перевести в нужную для вас категорию и построить дом. Но обязательно нужно сопоставить вероятность отказа, возможные хлопоты и результат, на который вы рассчитываете. Если соотношение покажется выгодным, то приобретение участка будет достаточно выгодным, так как такие земли ценятся гораздо меньше, чем земли населенных пунктов.

Необходимо предусмотреть также следующий факт: низкая цена связана зачастую не столько с категорией земель, а с тем - можно или нельзя на этих территориях установить всю нужную инфраструктуру.

Все инженерные коммуникации, которые обычно являются атрибутом благоустроенного частного дома, могут находиться в недоступном отдалении.

Где посмотреть

Вы собираетесь купить участок, для того, чтобы построить там дом. В такой ситуации необходимо как можно тщательнее узнать у продавца всю информацию, которая касается параметров и характеристик этой земли. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно выяснить всю информацию. В первую очередь, речь идет о категории земель.

Информация содержится в кадастровом паспорте, выписку из которого может получить каждый гражданин. Она является публичной, поэтому за ней обращаются не только собственники, утерявшие паспорт, но и заинтересованные лица. Такой порядок связан с тем, чтобы не дать мошенникам воспользоваться незнанием покупателем сведений.

Способы получения информации

Получить информацию можно из единственного в России источника, где регистрируется, систематизируется и хранится информация по всем объектам недвижимости, в том числе и земельным участкам.

Этот федеральный орган называется Росреестр. Получить выписку из кадастрового паспорта можно, обратившись непосредственно в офис или местное отделение Росреестра, что также можно сделать в электронном виде. Для этого на сайт посылается заявка, куда заносятся паспортные данные и суть запроса.

При этом вы выбираете форму, в которой хотели бы получить данные. Если это - электронный вид, то можно даже не приходить в отделение госкадастра. Достаточно оплатить госпошлину и предоставить доказательства ее оплаты. Размер пошлины составляет 200 рублей.

Если вам нужна выписка из кадастрового паспорта с «живой» подписью и печатью, то придется заплатить 400 рублей. Разницы между бумажной и электронной версией по содержанию не будет. Но бумажную можно использовать как официальный документ, например, в суде.

Время на изготовление бумажного варианта - 5 дней, независимо от того, как вы составили запрос: при личном посещении или электронным способом. Если вы запрашивали электронный документ, то ждать придется всего полчаса.

Существует еще несколько способов, кроме описанного, получить сведения из Росреестра. Это - появившиеся недавно МФЦ. Эти центры предоставляют населению те же услуги, что и государственные органы. Только в отличие от них, в МФЦ нет очередей и не нужно бегать в поисках нужных кабинетов. Все манипуляции будут произведены одним специалистом широкого профиля.

Есть еще один ресурс, который в последнее время набирает большую популярность, сайт Госуслуги. На нем вы можете разместить запрос о выдаче выписки. Также можно определиться с формой. Если предполагается бумажный вариант, то придется посетить местное отделение Росреестра спустя пять рабочих дней.

Во всех перечисленных случаях необходимо будет оплатить госпошлину.

Сейчас появились удобные и бесплатные сервисы, в том числе и сайт Росреестра, которые позволяют в короткий срок, буквально за пять минут, получить сжатую информацию о категории земель. Для этого нужно пройти регистрацию и обратиться за справочной информацией, которая расположена на публичной кадастровой карте.

Перевод в другую категорию

Возможно, что гражданин купил землю, не поинтересовавшись, к какой категории она относится. Что ему предстоит сделать в этом случае? Нужно прийти с заявлением в органы местного самоуправления, который должен в течение месяца принять положительное или отрицательное решение по этому вопросу.

Если территория принадлежит к категории лесных, промышленных или водных земель, то запрос перенаправляют в соответствующие инстанции, а именно - федеральные органы. Если в течение одного месяца они не дают ответ, то вопрос будет считаться согласованным. Если речь идет о с/х угодьях, то для перевода стараются предоставить либо совсем неподходящие для использования в сельском хозяйстве, либо низкого качества.

Если на землях с/х угодий указан тип разрешенного использования - дачное строительство, то в этом случае есть возможность не только построить дом, но и прописаться там. Если тип разрешенного использования - садоводство, то нужно учесть, что на территории садоводческих товариществ практически невозможно оформить регистрацию по месту жительства. К тому же это объединение, жизнь внутри которого протекает по определенным правилам и регулируется «Законом о садоводческих товариществах». Тип построек, вид материалов - все решения по этим вопросам принимает собрание.

Если тип использования - ЛПХ, то необходимо узнать, разрешено ли в вашем регионе строительство домов на таких участках. Это решение принимают исключительно местные органы власти. А вот КФХ, земли под фермерские хозяйства, дают возможность выстроить дом, но при этом нужно соблюсти ряд условий. На территории, выделенной под огородничество, не разрешается возводить жилых построек.

Как можно перевести земли из одной в другую категорию, устанавливается Федеральным законом РФ № 172-ФЗ, который действует с начала 2005 года.

Согласно ему, есть несколько причин, по которым возможно изменение с/х земель:

  • консервация территорий или выпадение их на время из оборота;
  • создание природных территорий;
  • изменение границ муниципального образования;
  • строительство объектов промышленности;
  • включение земель в состав лесного или водного фондов;
  • прокладка дорог, ЛЭП, газопроводов и т. д.

Это самые распространенные пути. Согласно закону, особо ценные земли к переходу не допускаются. Тянется такая процедура от полугода до года, а то и дольше.

Для ее осуществления потребуются документы:

  • заявление;
  • выписка из госкадастра с «живой» подписью и печатью;
  • удостоверение личности;
  • копия выписки из ЕГРИП;

По вопросу перевода земель назначаются публичные слушания, в результате которых составляется акт с решением. Его должны принять не более, чем через 2 месяца.

В случаях, когда смена категории скажется на культурном, историческом, научном или природоохранном состоянии, то заявителю в переводе территорий будет отказано.

Статья 14. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории

1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

2. В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

3. В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

4. Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

5. Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

6. Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

7. В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения части 3 настоящей статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

8. Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

9. В случае, если земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель запаса, а в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, находится в границах лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

10. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

11. В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.

12. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

13. Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.

14. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

15. В случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

00:01 2016

Для учета и рационального использования земельных ресурсов все земли в пределах границ Российской Федерации делятся на категории по целевому назначению. Они определены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) .

Впервые попытка классифицировать земли в России по целевому назначению была предпринята в Декрете ВЦИК 1918 г. «О социализации земли». Тогда было выделено 4 категории земель: земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. В 1968 г. в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» введено 6 категорий земель. Земли промышленности и транспорта были объединены в одну категорию с землями курортов, заповедников и землями иного несельскохозяйственного назначения. В 1991 г. в Земельном кодексе РСФСР появилось уже деление земель на 7 категорий по их целевому назначению.

Но качество земельных участков, их характеристики, а также наиболее рациональные и экономически выгодные виды использования земельных участков могут меняться со временем. Поэтому, для продолжения хозяйственной деятельности на земельных участках или изменения их функционального предназначения бывает необходимо изменить целевое назначение земель или отдельных земельных участков в составе таких земель. Перевод земель из одной категории в другую регулируется Земельным кодексом Российской Федерации , законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также другими законами и нормативно-правовыми актами.

Закон о переводе земель из одной категории в другую

Часто уполномоченный исполнительный орган отказывает в переводе земли из одной категории в другую по причине «подачи заявления ненадлежащим лицом». Следовательно, знать, кто же является законным заинтересованным лицом в данном случае, очень важно. Правообладателями земельных участков выступают не только собственники земельных участков, но и землепользователи, землевладельцы и арендаторы (п. 3 ст. 5 ЗК РФ). Значит, заинтересованными лицами могут быть юридические лица (предприятия, учреждения, организации), граждане, индивидуальные предприниматели, а также общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Рассматривать ходатайства уполномочены: Правительство РФ (в отношении земель федеральной собственности), органы исполнительной власти субъектов РФ (в отношении всех земель в собственности субъектов РФ и земель сельхозназначения в муниципальной и частной собственности), органы местного самоуправления (в отношении земель в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельхозназначения).

Перевод земель населенных пунктов в земли других категорий или земель из состава других категорий в земли населенных пунктов, независимо от форм собственности, производится только путем установления или изменения границ населенных пунктов, и регулируется ЗК РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Общий порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую изображен на рис. 1.

Рисунок 1 – Процедура перевода земель или земельных участков из одной категории в другую

Особенности перевода земель из одной категории в другую указаны в главах 14-18 ЗК РФ, а также в главе 2 Закона о переводе земель из одной категории в другую. На основании этих законодательных актов сложена таблица соотношения возможностей перевода земель между категориями (табл. 1).

Особенности перевода земель из одной категории в другую

Таблица 1 – Соотношение возможностей перевода земель между категориями

*Особенности перевода земель населенных пунктов в другую категорию или земельных участков других категорий в земли населенных пунктов

Перевод земель или отдельных земельных участков в категорию земель населенных пунктов осуществляется только путем включения их в границы населенного пункта.

Ситуации, когда какие-либо земельные участки из состава земель населенных пунктов переводятся в земли других категорий (то есть, по факту уменьшаются границы населенных пунктов), происходят крайне редко.

В составе земель населенных пунктов могут выделяться:

  • зоны сельскохозяйственного использования;
  • производственные, военные зоны, зоны специального назначения;
  • зоны особо охраняемых территорий;
  • рекреационные зоны, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и другие зоны.

При этом перевод земельных участков в другую категорию не осуществляется.

**Перевод земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений, за двумя исключениями:

Перевод загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями земель в другую категорию допускается только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

  • Перевод земель, на которых осуществлялись работы связанные с нарушением почвенного слоя, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Когда перевод земли не допускается?

Перевод земель из одной категории в другую не допускается в следующих случаях:

1) если в федеральном законодательстве установлен прямой запрет или ограничение на перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

2) если для перевода земель в законодательстве установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы, и результаты такой экспертизы оказались отрицательными – перевод земли из одной категории в другую противопоказан;

3) испрашиваемое целевое назначение земель или земельных участков не соответствует территориальному планированию и землеустроительной документации.

***Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории

Рисунок 2 — Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории

Советы по самостоятельному переводу земель или земельных участков в другую категорию

Физическому или юридическому лицу перевод земель из одной категории в другую в реальной жизни необходим крайне редко. В основном, это прерогатива ведомства государственных органов, в чьей собственности находятся земли лесного и водного фонда, земель запаса или земель особо охраняемых природных территорий. Частных лиц и предприятия интересуют лишь вопросы переведения земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, иногда — в земли промышленности.

Вопрос защиты целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, тем не менее, актуален, и в законодательстве ему уделено особое внимание. В частности, введен запрет на изменение категории особо ценных сельхозугодий или угодий с кадастровой стоимостью, большей на 50%, чем в среднем по району. Перевод других сельхозугодий урегулирован в меньшей степени, и это является лазейкой для изменения их целевого назначения.

Источники литературы и информации:

  1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/ .
  2. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2014) . – Режим доступа:

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"

(с изменениями от 21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня, 4, 18 декабря 2006 г.,
10 мая, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 14 марта, 8 мая, 25 декабря 2009 г., 20 марта, 1, 12, 19 июля 2011 г.)

Глава 1. Общие положения

Статья 1 . Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Абзац первый части 4 и часть 4.1 статьи 2 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ) не применяется до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, согласно Федеральному закону от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ.

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Статья 15.2. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в связи с созданием и обеспечением функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково")

Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в связи с созданием и обеспечением функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково") устанавливаются Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

5) пункты 2 и 3 статьи 79 признать утратившими силу;

6) в абзаце первом пункта 3 статьи 95 слова "изъятие земельных участков или иное" заменить словами "изменение целевого назначения земельных участков или";

7) в абзаце втором пункта 2 статьи 99 слово "Изъятие" заменить словами "Изменение целевого назначения".

Статья 17. О внесении изменений в статью 63 Лесного кодекса Российской Федерации

Статья утратила силу с 1 января 2007 г. согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ

Статья 18. О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3018; 2003, № 28, ст. 2882) дополнить абзацем следующего содержания:

"Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.".

Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556) следующие изменения:

1) абзац второй статьи 11 дополнить словами ", за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу";

2) абзац второй статьи 12 дополнить словами ", за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу".

Статья 20. О признании утратившим силу абзаца одиннадцатого пункта 22 статьи 83 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Статья утратила силу согласно Федеральному закону от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона