Некачественные услуги жкх. Защита прав потребителей в сфере ЖКХ — что делать, если ваши права нарушили

На отношения собственников помещений в МКД и управляющих компаний распространяется . Про это порой забывают сами управляющие организации и суды. В таких случаях правовые нормы объясняет Верховный суд РФ.

Сегодня мы расскажем поучительную историю о том, как ВС РФ обязал управляющую компанию возместить собственнику ущерб из-за упавшего на машину стекла.

Что случилось

Жительница многоквартирного дома припарковала во дворе дома автомобиль. На него выпало стекло из окна на лестничной площадке. Пришлось ремонтировать машину, это было долго и дорого.

Женщина обратилась в суд: потребовала от управляющей организации возместить затраты на ремонт, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф и судебные расходы.

Лестничная площадка входит в состав общего имущества. Управляющая компания получает деньги за то, что содержит общее имущество в безопасном состоянии. По закону периодически нужно осматривать окна, лестницы, чердаки, чтобы понять, где нужен ремонт (п. 11 ПП РФ N 491 , п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Управляющая компания вовремя не провела осмотр, пострадало имущества жильца, поэтому именно УО должна возместить ущерб.

Что сказал суд

Логика Верховного суд РФ: до тех пор, пока управляющая компания не докажет, что не виновата, считается, что она виновата.

Выходит, что районный и областной суды нарушили правило ст. 401 ГК РФ и заставили собственницу доказывать вину управляющей компании. Ещё они забыли про закон «О защите прав потребителей» . По этому закону собственница квартиры - потребитель, а УО - исполнитель.

Отношения жильцов с управляющей организацией регулируются законом о защите прав потребителей. Этот закон также говорит, что именно исполнитель должен доказывать, что не виноват.

Верховный суд РФ отправил дело в областной суд на пересмотр. Областной суд вынес новое решение в пользу потерпевшей. Управляющая компания возместит ущерб.

Выводы

  1. Управляющая организация должна следить за содержанием общего имущества в МКД.
  2. Услуги, которые обязательно должна выполнять УО, перечислены в Минимальном перечне услуг по содержанию общего имущества. На ОСС собственники могут выбрать дополнительные услуги. Больше услуг - выше оплата.
  3. Управляющая организация несёт ответственность за содержание общего имущества в МКД. За личное имущество собственников она не отвечает.
  4. Отношения УО с собственниками помещений в МКД попадают под действие закона о защите прав потребителей . В суде именно УО должна доказывать свою невиновность.

Нормативную базу отношений по оказанию коммунальных услуг составляют положения Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) (далее - Правила), Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549) и другие нормативные акты.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом :
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией .
В первом случае, т.е. при непосредственном управлении многоквартирным домом, каждый собственник самостоятельно заключает договоры о приобретении необходимых ему коммунальных ресурсов (отопления, электроэнергии, горячей и холодной воды и т.д.) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (п. 2 ст. 164 Жилищного кодекса РФ). Аналогичным образом поступают собственники индивидуальных жилых домов.
Во втором и третьем случаях обязанность по обеспечению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальными ресурсами возлагается на ТСЖ, специализированный жилищный кооператив или управляющую организацию. Именно этих субъектов законодатель определяет в качестве возможных исполнителей коммунальных услуг (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Заказчиками услуг выступают собственники помещений в многоквартирном доме.

Способ выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его решения. Если в течение года собственниками помещений в многоквартирном доме не был выбран способ управления этим домом или если решение собственников не было реализовано, органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации. В последующем собственники помещений заключают с управляющей организацией, определенной по итогам конкурса, договор об управлении многоквартирным домом . В договоре указываются:
- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление;
- перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы;
- порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, в обязанности управляющей организации входит обеспечение собственников помещений в многоквартирном доме всеми необходимыми коммунальными услугами. В отличие от ТСЖ (жилищного или иного специализированного кооператива) управляющая организация не вправе ограничивать свои обязанности по договору лишь посредническими функциями, например организацией предоставления коммунальных услуг.
Общество обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области (далее - управление) о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решением суда заявление удовлетворено. В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Как следует из материалов дела, сотрудники управления провели проверку соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей . По мнению управления, в договоры, заключенные обществом в качестве управляющей организации с собственниками жилых помещений, включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителей. На основании результатов проверки управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, указал на отсутствие события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку договоры на управление в многоквартирном доме не ущемляют права потребителей.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод ошибочным. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Материалами дела подтверждается заключение обществом с собственниками жилых помещений договоров на управление многоквартирным домом, согласно которым общество в числе прочих услуг обязалось организовать предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений. В силу указанных договоров в целях организации предоставления собственникам коммунальных услуг общество обязуется заключить договоры с соответствующими ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет собственников жилых помещений . Таким образом, в договоры управления многоквартирным домом внесены условия, согласно которым общество не является исполнителем, в обязанность которого входит предоставление коммунальных услуг, что противоречит действующему законодательству (п. п. 1, 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг). Поскольку обществом в договоры управления многоквартирным домом внесены условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, управление правомерно привлекло заявителя к предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ административной ответственности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2007 г. N А56-44223/2006).
К числу основных обязанностей исполнителя коммунальных услуг следует отнести:
- предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителя и не причиняющих вреда его имуществу;
- своевременное устранение аварий и выполнение заявок потребителя;
- составление по требованию потребителя актов о наличии перерывов при предоставлении коммунальных услуг и (или) о ненадлежащем качестве коммунальных услуг;
- правильное оформление и своевременное вручение потребителям документов, необходимых для оплаты потребленных коммунальных услуг.
За вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель отвечает независимо от вины (ст. 1095 ГК РФ). Он может быть освобожден от ответственности за ненадлежащее качество коммунальных услуг лишь в том случае, если докажет, что оно было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относится, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя (ресурсоснабжающих организаций) или отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уменьшения размера (перерасчета) платы за соответствующую коммунальную услугу в порядке, предусмотренном указанными Правилами. При этом под ненадлежащим качеством коммунальных услуг понимается их несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом или договором с потребителем, например отклонение температуры воздуха в жилом помещении от необходимого уровня, отклонение напряжения и частоты электроэнергии от государственных стандартов и т.д. (Требования к качеству коммунальных услуг, в том числе предельная продолжительность перерыва при оказании коммунальных услуг и иные допустимые отклонения, установлены в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам). За нарушение режима предоставления коммунальных услуг потребитель также вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки, предусмотренной Законом о защите прав потребителей.

Не допускается включение в договор с потребителем условий, которые изменяют порядок оказания коммунальных услуг в ущерб интересам потребителя, в частности: увеличивают допустимую продолжительность перерывов при предоставлении коммунальных услуг или срок устранения аварийных ситуаций, изменяют порядок приостановления и возобновления подачи коммунальных ресурсов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием об отмене постановления Территориального управления Роспотребнадзора (далее - управление) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, и о признании недействительным предписания управления.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. ФАС Уральского округа, изучив материалы дела и доводы сторон, не нашел оснований для отмены решения.
В соответствии с договором газоснабжения общество вправе прекратить подачу газа абоненту за просрочку оплаты поданного газа более двух месяцев, предупредив об этом абонента за 10 дней. Возобновление подачи газа производится в течение 15 дней после представления абонентом письменных доказательств погашения задолженности за газ и оплаты работ по подключению газового оборудования.
Между тем п. п. 80, 81, 82 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлен строго определенный порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, в том числе газоснабжения. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг производится через один месяц после письменного предупреждения потребителя в случае неполной оплаты коммунальных услуг, под которой понимается наличие задолженности, превышающей 6-кратный размер ежемесячной платы за услуги. Кроме того, п. 82 Правил предусмотрено, что при ликвидации абонентом задолженности предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней с момента погашения задолженности. Поскольку условия спорного договора газоснабжения устанавливают иной порядок приостановления и возобновления подачи газа, чем предусмотрено Правилами, и нарушают права потребителей, общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 6 марта 2007 г. N Ф09-1312/07-С1) (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 мая 2006 г. N А11-18389/2005-К2-19/743 (условие договора о том, что энергоснабжающая организация устраняет недостатки в подаче электроэнергии в разумные сроки, но не позднее пяти дней с момента обнаружения недостатков абонентом, ущемляет законные права потребителя, поскольку в соответствии с обязательными требованиями (стандартами) данный срок не должен превышать одни сутки)).

Правила подробно регулируют порядок оплаты коммунальных услуг потребителем. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций. При наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были предоставлены коммунальные услуги, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок оплаты. Плата вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
За просрочку оплаты коммунальных услуг потребитель уплачивает исполнителю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки (п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). Увеличение размера пеней в договоре не допускается. При составлении документов, необходимых для оплаты коммунальных услуг, размер неустоек за нарушение потребителем условий договора указывается исполнителем в отдельном документе.
При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение (при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета). Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя с приложением документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя (копии командировочного удостоверения или справки о командировке, справки о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; проездных билетов, оформленных на имя потребителя; счета за проживание в гостинице или других документов).
Помимо предоставления собственно коммунальных услуг управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив) оказывает собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по управлению общим имуществом дома. Ключевым является понятие общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входят, в частности:
- межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, лифты и лифтовые шахты;
- технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома;
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения ;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства (ст. 290 ГК РФ, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
Состав общего имущества многоквартирного дома уточняется в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491). К общему имуществу дома отнесены:

Внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, указанных отключающих устройств, коллективных приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов , регулирующей и запорной арматуры, коллективных приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации и пр.
В процитированных положениях можно усмотреть некоторую коллизию норм, которая уже проявилась на практике. С точки зрения ГК РФ и Жилищного кодекса РФ обогревающие элементы (радиаторы), казалось бы, не входят в состав общего имущества многоквартирного дома (подобно внутриквартирной электропроводке, разводке холодного и горячего водоснабжения в кухне и ванной комнате и т.д.) и должны обслуживаться собственниками помещений самостоятельно.
ООО "Жилфонд-Служба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - инспекция) от 27 марта 2008 г. N 55 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением от 25 апреля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, постановление инспекции признано незаконным и отменено. Изучив кассационную жалобу инспекции, ФАС Северо-Западного округа не нашел оснований для ее удовлетворения и оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в инспекцию поступило заявление К. о привлечении общества к административной ответственности ввиду того, что в 2006 - 2007 гг. батареи отопления в ее квартире были демонтированы и до настоящего времени не заменены. Постановлением от 27 марта 2008 г. N 55 общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в связи с невыполнением работ по ремонту нагревательных приборов (радиаторов отопления) в жилом помещении, входящем в состав многоквартирного дома, который принят на обслуживание обществом (по договору управления от 28 февраля 2005 г., заключенному с администрацией г. Петрозаводска).
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, а также другого оборудования. В то же время согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения .
Суд апелляционной инстанции вполне обоснованно признал ошибочной позицию суда первой инстанции о том, что радиаторы отопления в жилых квартирах относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 6) могут лишь конкретизировать нормы действующего гражданского и жилищного законодательства, но не противоречить им (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2008 г. N А26-2110/2008).
С другой стороны, Правила содержания общего имущества прямо причисляют обогревающие элементы к общему имуществу многоквартирного дома. Более того, в соответствии с нормативными актами, регулирующими вопросы технического обслуживания и эксплуатации жилищного фонда, контроль за состоянием отопительной системы многоквартирного дома (в том числе исправностью обогревающих элементов) входит в обязанности обслуживающей организации.
ООО "Дорстройтранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением об оспаривании Постановления жилищной инспекции от 17 ноября 2006 г. N 1247 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Решением от 24 января 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, заявленные обществом требования удовлетворены. Инспекция обратилась с кассационной жалобой в ФАС Уральского округа.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией на основании жалобы потребителя была проведена внеплановая проверка соблюдения обществом обязательных, установленных действующими нормативно-правовыми актами требований при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг. В ходе проверки инспекцией выявлены факты нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений: в принадлежащей потребителю квартире в большой комнате не обогревают радиатор и стояк отопления, в ванной комнате не обогревает полотенцесушитель. По результатам проверки жилищной инспекцией составлены протокол об административном правонарушении и указанное постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности жилищной инспекцией наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции указал, что нет возможности определить, являются ли радиатор и полотенцесушитель частью общего имущества жилого дома, ответственность за содержание которого лежит на обществе. ФАС Уральского округа считает этот вывод суда апелляционной инстанции ошибочным и не соответствующим обстоятельствам дела.
Между администрацией Дзержинского района г. Перми и обществом заключен договор от 25 мая 2005 г. N 14-05 "Об исполнении заказа на оказание услуг по ремонту конструктивных элементов зданий, ремонту и обслуживанию внутридомового оборудования и обеспечению санитарного состояния жилых зданий". По условиям данного договора общество приняло на себя обязательства по выполнению указанного в договоре перечня работ, в том числе текущего ремонта общего имущества жилого дома по заявкам потребителей. Договором также установлено, что общество обязано осуществлять систематический контроль за качеством тепла в жилых помещениях, предоставлять службе заказчика информацию об отсутствии тепла и других видов жилищно-коммунальных услуг. В силу п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда (утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170) эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в частности, равномерный прогрев всех нагревательных приборов, наладку системы отопления. Между тем судами установлено и материалами дела подтверждается, что в спорной квартире (принадлежащей потребителю) не обогревают радиатор, стояк отопления, полотенцесушитель в ванной комнате. В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов и пр.
В связи с изложенным радиатор, стояк отопления и полотенцесушитель являются общим имуществом многоквартирного дома, проводящим тепло не только в отдельно взятую квартиру, но и во все жилые помещения, сквозь которые проходят данные стояки. Следовательно, обязанность по их обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту возлагается на соответствующую управляющую организацию (общество). Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене (Постановление ФАС Уральского округа от 24 мая 2007 г. N Ф09-3841/07-С1).
В данном случае ФАС Уральского округа не ограничился формальным сопоставлением положений Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, а попытался объяснить причины включения в состав общего имущества дома обогревающих элементов, находящихся внутри квартиры. Такой подход представляется более обоснованным.
Имеющаяся в законодательстве нечеткость в части возложения бремени по содержанию внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов, полотенцесушителей) приводит к тому, что суды возлагают на собственников помещений не только обязанность по техническому обслуживанию данного оборудования, но и ответственность за причиненный ими вред третьим лицам.
И. обратилась в суд с иском к ООО "Центржилсервис" (управляющая компания) о возмещении 26800 руб. материального ущерба, причиненного в результате затопления принадлежащей истице квартиры, и компенсации морального вреда в размере 20000 руб. Свои требования И. мотивировала тем, что 12 июля 2007 г. около 2 часов в ночное время произошло затопление ее квартиры горячей водой, которая бежала с потолка в двух жилых комнатах, кухне и ванной. Общий размер ущерба составил по заключению эксперта 26800 руб.
Управляющая компания иск не признала, поскольку считала себя ненадлежащим ответчиком. По ее мнению, ответственность за ущерб должна быть возложена на Н., собственницу квартиры, расположенной над квартирой истицы, поскольку затопление было вызвано неисправностью радиаторов в квартире Н. По ходатайству истица Н. привлечена в дело в качестве второго ответчика.
Представитель Н. настаивал на том, что ответственность за ущерб вследствие затопления должна быть возложена на управляющую компанию, поскольку Н. в момент затопления находилась за городом. За техническое обслуживание общего имущества дома (в том числе радиатора отопления) и коммунальные услуги Н. вносит плату ответчику своевременно и в полном объеме. Кроме того, по мнению представителя Н., повреждение радиатора произошло вследствие проводимых ответчиком гидравлических испытаний в преддверии начала отопительного сезона.
Изучив материалы дела и доводы сторон, суд взыскал сумму причиненного ущерба с Н., в требовании о компенсации морального вреда отказал. Свое решение суд мотивировал следующим образом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25) собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей и пр.
В ходе судебного разбирательства установлено, что затопление квартиры истицы произошло по причине разрыва алюминиевого радиатора, расположенного в кухне квартиры, принадлежащей Н. Данный факт подтверждается выпиской из журнала сантехнических заявок ЖЭУ-1, выпиской из журнала аварийной службы. Доводы представителя Н. о том, что причиной разрыва радиатора стали гидравлические испытания, опровергаются справкой, полученной от "Службы 005", согласно которой никакие гидравлические испытания в период с 11 по 16 июля 2007 г. в спорном доме не проводились. Кроме того, в соответствии с п. п. 5 - 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества входят: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения (включая стояки и ответвления от стояков до первого отключающего устройства), внутридомовая система отопления, состоящая из "...стояков обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры и другого оборудования, расположенного на этих сетях". Как пояснила Н., алюминиевый радиатор был установлен ею самостоятельно в целях благоустройства квартиры взамен ранее стоявшего на кухне чугунного радиатора. С учетом изложенного суд пришел к выводу о взыскании суммы ущерба с Н. (решение мирового судьи Центрального района г. Красноярска от 20 ноября 2007 г. по делу N 2-90-363/07).
В данном случае, проводя аналогию с элементами инженерной системы холодного и горячего водоснабжения (о том, что в состав общего имущества многоквартирного дома входят лишь стояки и ответвления от стояков до первого запирающего устройства), суд признал обогревающие элементы личным имуществом собственника конкретного жилого помещения и потому возложил на собственника обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам. Пропущенная запятая (!) при перечислении состава общего имущества дома стала причиной вынесения судом неправильного решения по делу. Суду следовало более внимательно изучить обстоятельства замены Н. радиатора (соблюдение соответствующих правил пользования жилым помещением, обращение с заявкой к управляющей компании) и при наличии каких-либо нарушений со стороны Н. учесть ее вину в затоплении соседнего жилого помещения.

Проблема предоставления некачественных коммунальных услуг знакома практически каждому жителю. Управляющие компании нарушают установленные режимы и регламенты. Нередки ситуации, при которых горячая вода чуть теплая, имеет неприятный запах и окраску.

Про требуемую температуру системы отопления приходится вспоминать, когда батареи едва теплые. Жильцы верхнего этажа многоквартирного дома страдают от регулярных протечек крыши, а квартиры первого этажа терпят ущерб от неподобающего состояния подвального помещения.

Проблемы с лифтом, уборкой придомовой территории, отчисления на капитальный ремонт, проведение профилактических работ - все эти услуги оплачиваются жильцами ежемесячно. Суммы оплаты услуг ЖКХ составляют значительную часть дохода большинства граждан, поэтому ненадлежащее выполнение договорных обязательств вызывает законное возмущение.

Некачественные услуги ЖКХ являются поводом для обращения граждан в контролирующие, надзорные и судебные органы.

Подавая жалобу в вышестоящие инстанции, следует веско аргументировать свое заявление. Факты нарушения договорных обязательств должны быть оформлены в надлежащем виде и не оставлять сомнений в правомочности требований заинтересованного лица.

Владельцы недвижимости и жильцы, занимающие площадь по договору социального найма, в равной степени являются потребителями услуг и обязаны своевременно погашать платежи. Законодательно правовые отношения сторон регламентируются Жилищным, Гражданским кодексами, федеральными и региональными постановлениями, ФЗ “О защите прав потребителей”. Заключение коллективных договоров между жильцами и ДУК оформляется согласно положениям ЖК РФ. Присутствуют правоотношения в различных сферах жизнеобеспечения и оформляются необходимые соглашения:

  • договор найма отражает, какая организация получает средства от проживающих и должна выполнять возложенные функции;
  • соглашение о техническом обеспечении и поддержании систем в надлежащем виде;
  • подрядные договора на определенные работы, не являющиеся регулярными;
  • договора с субподрядчиками по электроснабжению, газу и лифтовому оборудованию.

Жильцы имеют право заключить договор на обслуживание с выбранной большинством голосов управляющей компанией, расторгнуть договор с недобросовестным исполнителем.

Прежде чем отстаивать свои интересы на законодательном уровне, следует вникнуть и разобраться с правовыми нормативами. Например, ФЗ “О защите прав потребителей” устанавливает правила заявления претензий за некачественные услуги, в том числе коммунальные. Поскольку юридические обоснования регулярно терпят изменения, дополнения и корректировки, то требуется использовать только актуальную информацию из официальных источников.

Основными требованиями, которые имеет право заявить потребитель услуг, являются:

  • получать оплаченные гражданином услуги ЖКХ в полном объеме и установленного уровня;
  • быть ознакомленным с тарифными планами, калькуляцией расходов и соответствия выставленных счетов существующим государственным нормативам;
  • инициировать проверку работы ДУК вышестоящими и надзорными органами при наличии веских оснований;
  • получать возмещение за понесенные материальные убытки, неправильный подсчет платежей за коммунальные услуги.

Прямые обязанности жильцов отражены в договоре, также требуют исполнения в полном объеме:

  • содействовать проведению плановых технических проверок помещения;
  • сообщать об обнаруженных неисправностях, особенно при угрозе здоровью и жизни проживающих;
  • допускать сотрудников до приборов учета, расположенных в квартире;
  • своевременно оплачивать квитанции в соответствии с представленными показаниями счетчиков и другими нормативами;
  • количество жильцов должно соответствовать отраженным в документах.

Существует запретительный список, который ограничивает жильцов и делает действия незаконными:

  • самостоятельно проводить ремонт общего домового оборудования;
  • нарушать пломбировку приборов учета;
  • подключать оборудование, минуя систему учета;
  • превышать нагрузку на электрическую систему выше заданных показателей.

Досудебные способы защитить права и разрешить конфликтную ситуацию представлены достаточно широко. Подать жалобу и ходатайствовать о рассмотрении спорного вопроса можно в инстанции:

  • надзорный орган, то есть прокуратуру;
  • Роспотребнадзор;
  • государственную жилищную инспекцию, отдел жалоб потребителей;
  • управление по тарифам и сборам;
  • муниципалитет, в жилищный отдел;
  • отделение социальной защиты населения.

Потребуется письменное заявление с перечислением фактов недобросовестного исполнения обязанностей управляющей компанией. По закону, официальный ответ после рассмотрения поднятого вопроса должен поступить заинтересованному лицу не позднее одного месяца. Может потребоваться доказательство заявленных фактов о нарушениях, для чего сотрудники контролирующих и надзорных органов имеют право провести внеплановую проверку состояния квартиры заявителя и всего дома.

Проверяется общее техническое состояние жилого объекта, работа аппаратуры всех направлений, качество обеспечения согласно договору и государственных тарифов. Состояние дома проверяется независимо от поставленного вопроса, что помогает выявить дополнительные нарушения в работе ЖКХ.

Коммунальщики ответственны за выполненные ремонтные, пусковые и наладочные работы по всему дому. Если по вине обслуживающей организации произошла авария, нанесен материальный ущерб, то ответственность в полной мере лежит на учреждении. Например, если прорвало систему теплоснабжения и квартиры залиты водой или в результате поломки системы канализации произошла аварийная ситуация.

Предъявить претензии можно после проведенного и зафиксированного актом расследования. После установления виновности, исключающего действия жильцов, составляется акт в присутствии сотрудников ДУК. Документ отражает размер понесенного ущерба, указывает на виновность исполнительной службы и представляет калькуляцию требуемых работ.

Пострадавшие жильцы должны провести досудебную работу, а именно обратиться с заявлением к руководителю управляющей компании. Если граждане не согласны с выводами проверки и размером возмещения, они проводят независимую экспертизу. Эту платную услугу предоставляют лицензированные организации, документ имеет юридическое значение для суда.

Согласие между участниками конфликта закрепляется окончательным актом по размеру, срокам и порядку восстановления квартиры и испорченного имущества.

Наличие непреодолимых противоречий потребует подачи судебного иска с требованием установления вины и размера возмещения. Для суда важное значение имеет тот факт, что проводились попытки решить вопрос мирным путем. Выигравшая дело сторона имеет право затребовать возмещения судебных издержек и стоимости экспертных работ с ответчика.

Защита прав потребителей услуг ЖКХ

День добрый, мои читатели!

Закон о защите прав потребителей призван отстоять права жильцов многоквартирных домов в случае некачественного предоставления коммунальных услуг. А на что ещё имеют право жильцы многоэтажек? В данной статье я расскажу о том, какими правами наделены жильцы многоквартирных зданий и куда следует жаловаться в случае их нарушения.

Право получения информации закреплено за человеком в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 No 2300-1 «О защите прав потребителей». Также это право закреплено действующим Гражданским Кодексом Российской федерации.

Согласно действующим пунктам законодательства, управляющая компания обязана донести до жильцов сведения о её наименовании, месте расположения и режиме работы. Эти данные должны быть размещены на соответствующей вывеске.

Подпункт «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства No354, гласит, что управляющая компания обязана предоставить потребителям следующую информацию:
  • сведения об управляющей компании, её адрес и режим работы;
  • адрес интернет-ресурса управляющей компании;
  • адрес сайта, на котором пользователи могут оставлять отзывы об управляющей компании;
  • телефон организации;
  • персональные данные руководителя;
  • адреса и контактные телефоны диспетчерской и аварийной службы;
  • тарифы на коммунальные услуги, коэффициенты их расчёта и размеры надбавок к ним;
  • информацию об установке приборов учёта;
  • порядок и форму оплаты предоставленных услуг;
  • критерии качества оказываемых услуг, предельные сроки устранения аварийных ситуаций или иных неполадок предоставления коммунальных услуг;
  • данные о максимальной мощности электрических приборов, которые жильцы могут применять для удовлетворения своих потребностей;
  • наименования и фактические адреса организаций, осуществляющих контроль деятельности управляющей компании;
  • наименования нормативно-правовых актов, в соответствии с которым управляющая компания осуществляет свою деятельность.

Если управляющая компания ненадлежащим образом осуществляет информирование потребителей, то последние имеют право обратиться с претензией, составленной в двух экземплярах, к её руководству. В содержании такого документа должны отражаться требования жильцов о предоставлении им полного информирования о деятельности управляющей компании. Претензия может быть отправлена в управляющую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. Так же можно вручить её сотруднику управляющей компании под роспись о её принятии.
Если управляющая компания отказала жильцам в предоставлении информации в полном объёме, то они имеют право обратиться в следующие инстанции:

  • контролирующую организацию;
  • управление или филиалы Роспотребнадзора;
  • судебные органы.

Обратиться в суд можно по месту жительства истца или территориального расположения управляющей компании. Так же можно обратиться в суд по месту заключения договора с управляющей компанией.
Помимо требований о проведении информирования, жильцы многоэтажки имеют право потребовать возмещение морального вреда от управляющей организации.
В соответствии с действующим законодательством, при обращении в суд, жильцы многоквартирных зданий освобождаются от оплаты госпошлины, поскольку исковые требования связаны с нарушениями их прав.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, в ходе судебных заседаний, для вынесения своего заключения, могут быть приглашены сотрудники Роспотребнадзора.

Что делать, если установлен факт подачи услуги ненадлежащего качества (отопление)

В соответствии с постановлением правительства РФ № 354, предоставление тепловой энергии должно осуществляться в установленный период отопительного сезона в полном объёме.

Согласно пункту 98 действующих Правил предоставления коммунальных услуг, в случае перерывов в теплоснабжении, возникших из-за проведения профилактических или восстановительных работ, расчёт оплаты за оказание такой коммунальной услуги осуществляется с применением понижающих коэффициентов.

В некоторых случаях возможно полное освобождение от оплаты за не предоставленные услуги.
Глава X действующих Правил гласит, что если услуги по отоплению предоставляются потребителю не в полном объёме, то он обязан сообщить об этом представителю управляющей компании.
После проведённой проверки составляется документ о ненадлежащем исполнении обязанностей управляющей компании или перерывах в предоставлении коммунальных услуг. В таком документе указываются причины и сроки некачественного предоставления жизненно необходимых услуг. Акт о ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг является основанием для их перерасчёта и взыскания неустойки с представителей управляющей компании.
После составления акта, потребитель имеет право обратиться в управляющую компанию для совершения перерасчёта за некачественно оказанные коммунальные услуги. Для этого, ему необходимо написать претензию на имя руководителя управляющей организации.
Если представители коммунальных служб отказываются совершить перерасчёт в добровольном порядке, то разрешить возникший спор может только обращение в судебные органы.
Руководствуясь положениями действующего Гражданского Кодекса РФ, обращаясь в суд, собственник квартиры может не только потребовать совершить перерасчёт оказанных некорректно коммунальных услуг, но и возместить моральный вред. Размер морального вреда определяется истцом индивидуально и зависит от тяжести вреда, нанесённого управляющей компанией и степени вреда, нанесённого ему, в результате некачественного предоставления услуг. Итоговый размер моральной компенсации определяется судом самостоятельно. Обращаясь в суд с исковыми требованиями о перерасчёте некачественно предоставленных коммунальных услуг, истец освобождается от уплаты госпошлины.
В соответствии с действующими положениями Гражданского кодекса и Закона о Защите прав потребителей, в ходе судебных заседаний могут быть вызваны сотрудники Роспотребнадзора для вынесения своего вердикта о ненадлежащем оказании потребителю коммунальных услуг.
Государственные органы жилищного надзора обязаны провести проверку качества предоставляемых коммунальных услуг населению, в соответствии со статьёй 20 Жилищного Кодекса РФ.
Контроль за предоставление теплоснабжения в отопительный сезон лежит, также, на представителях органов местного самоуправления. В случае нарушения теплоснабжения в отопительный сезон, жители многоэтажек имеют право обратиться в Жилищную инспекцию за разрешением ситуации. Если подача тепла в квартиры не осуществляется с начала отопительного сезона, то жители такого дома могут пожаловаться в Жилищную инспекцию или органы местного самоуправления.

Право на информирование о порядке расчета и внесения оплаты за коммунальные услуги

Расчётный период коммунальных платежей равняется одному месяцу.

Потребитель вносит отдельно плату, необходимую для содержания общедомового имущества. Услуги, предоставленные человеку в жилом помещении рассчитываются в отдельной квитанции.

Размер платы за предоставленные жизненно необходимые услуги определяется, исходя из тарифов, установленных управляющей компанией в соответствии с порядком, определённым действующим законодательством нашей страны, регулирующим цены.
Если квартира оборудована счётчиками, то потребитель вносит плату за предоставленные услуги в соответствии с его показаниями за текущий расчётный период, умноженными на размер тарифа, установленного управляющей компанией.
Если квартира не оборудована приборами учёта, то расчёт оплаты за предоставленные коммунальные услуги производится, исходя из нормативов потребления, утверждённых органами местного самоуправления и управляющей компанией.
В тех случаях, когда в квартире проживают временные жильцы, размер оплаты за предоставленные услуги рассчитывается, исходя из их количества. Временно проживающим считается человек, находящийся более пяти дней подряд в указанном жилом помещении. Такое правило расчёта применяется для квартир, не оборудованных приборами учёта.

В случае, если управляющая компания располагает сведениями о гражданах, проживающих в квартире, не оборудованной приборами учёта, то её представитель имеет право составить акт, отражающий реальное число жильцов и предложить его подписать собственнику. В тех случаях, когда собственник отказывается от подписания такого документа, то представитель управляющей компании заверяет его самостоятельно, в присутствии двух свидетелей. Отказ собственника от подписания акта должен быть отражён в его содержании.
Размер платы за общедомовые нужды рассчитывается, сходя из среднемесячного объёма потреблённых услуг, определённых прибором общего учёта за период, не менее полугода. Если прибор был запущен в эксплуатацию позже установленного промежутка времени, то объём потреблённых коммунальных услуг рассчитывается за прошедший квартал. Так же расчёт общедомовых нужд рассчитывается с момента запуска общего счётчика до даты снятия его показаний. Такой расчёт применяется, если с момента запуска общедомового счётчика прошло менее трёх месяцев.
Если показания общедомового прибора учёта за указанный расчётный период являются нулевыми, то плата за такие коммунальные услуги не начисляется.
Если собственник квартиры не предоставил показания счётчика в управляющую компанию в течение полугода, то он обязан их предъявить не позднее, чем за 15 дней до его окончания. Если в договоре с управляющей компанией установлен другой срок, то собственник квартиры обязан осуществить проверку и предоставить показания прибора учёта представителю управляющей компании до его окончания.

По вопросам начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги и правомерности повышения тарифов, собственники квартир имеют право обратиться в управляющую компанию.

Если её представители отказываются разъяснить ситуацию, то необходимо обращаться в Жилищную инспекцию по месту жительства или органы местного самоуправления.
В заключение скажу, что собственники квартир должны тщательно следить за соблюдением своих прав и не бояться отстаивать свою позицию при их нарушении. Нежелание воспользоваться своими правами в полном объёме может привести к лишним тратам из семейного бюджета.

О защите прав поребителей в сфере ЖКХ в видео: