О сдаче должен заботиться кондуктор, а не пассажир: Роспотребнадзор. Отказ в сдаче с крупной суммы денег — кто виноват? Кондуктор выгнал потому что нет сдачи

Продавец 13.05.2019 17:06
Так умиляют персонажи в комментариях.)) Вот у меня кончились разменные деньги. Я в магазине один. Идти некуда (никто в здравом уме менять не будет). И дальше что? Их нет, понимаете? Физически нет. Пишите хоть усритесь. Жалуйтесь хоть в Гаагский Трибунал. Размен от этого не появится из воздуха.))) Как дети малые чесслово.

Александр Шаргородский 02.05.2019 17:58
Нет у кассиров в должностной инструкции обязанности искать размен.Когда клиенту нужен товар,он так же ищет выход,а когда пришли менять деньги,я своим советую не брать 5000 они подозрительные.

Надзорщик 20.03.2019 16:21
Начнем с того, что на кассе работают в большей степени люди без образования. Законы и правила не знают. Сдача - проблема кассира! Касса должна иметь размен, в противном случае это будет нарушением со-стороны магазина! Покупатель свои условия публичного договора выполнил, предоставил к оплате купюру, находящуюся в обороте на территории РФ. Все. Далее продавец должен выполнить свои условия, отпустить товар и выдать сдачу, если это требуется! Нет сдачи - продавец не выполнил условия публичного договора, а значит не прав! Если директор или менеджер не разрешают вам принимать купюры определенного номинала - шлите их, т.к такие требования незаконны. Не выделяют размен - пишите жалобу! Если не хотите отстаивать свои права - терпите, когда слышите от покупателей недовольства, ну или работу меняйте! А то жаловаться на директора и менеджера можете только из дома, под анонимными никами, а на работе облизываете одно место им и вас все устраивает....

--- 17.01.2019 13:02
"Продавец должен", "продавец обязан". Одним продавцам никто ничего не должен. С одной стороны вот такие умные моск е.., с другой админ или менеджер: "5к не принимай! Размен не привезли!"
Лучше на поле пахать, чем в сфере обслуживания работать.

Азула 26.12.2018 18:35
Блин реально хотела найти закон на который ссылаются люди которые приходят с 5000 и требуют чтобы дала на него здачу,но не нашла ничего конкретного, например сколько денег в размене должно быть, какое наказание и кому предусматревается за то что не принял деньги?
"по закону обязаны дать здачу У меня такая ситуация:работаю продавцом в мелком ларьке общепита. Размен с утра 1500,выручка общая и нал, и бнал около 5000, большинство картой оплачивается итого под вечер наличными около 1500-3000р наличкой +размен (где взять деньги чтобы дать сдачу на пять тысячь пойти занять? Или что? Подошли с 5000 я говорю сдачи не будет мне говорят:по закону вы обязаны дать здачу а то штраф 30000будет,Где они это взяли?

Антон 15.11.2017 20:57
Не передергивайте с больной головы на здоровую. Читать письма Минфина нужно внимательно.
"Продавец обязан иметь или обеспечить сдачу в любое время работы магазина, в том количестве, которое необходимо для расчета с
покупателями. " - Это Вы откуда взяли?
Открываем письмо Минфина, на которое Вы далее ссылаетесь (Раздел 3 правил эксплуатации), и видим, что:
а) не всё время работы магазина, а только ПЕРЕД НАЧАЛОМ работы.
б) разменые купюры и монеты не в любом объеме, а в пределах ОСТАТКА ПО КАССЕ НА КОНЕЦ СМЕНЫ.
Таким образом, если в течение дня сдача закончится - покупатель будет не прав. Подаст в суд - проиграет, начитавшись Ваших "умных" советов.

Оля 05.08.2017 16:14
А мне сегодня в супермаркете сказали на кассе, что коли у меня 5000 купюра то ч должна приобрести товар минимум на 500,т.е 10% от крупной купюры, я возмутилась естественно, а мне сказали, что это закон! Че за бред? Ну я спорить не стала, потому как не знаю нааерняка(к слову я покупала хлеб, а у меня была 5000 купюра и у них не оказалось сдачи)

Виктория 28.06.2017 09:10
А скандалить любят мужики.

Валера 31.05.2017 07:21
Просто надо дать возможность хотябы месяц всем давать здачу только манетами,
Эфект будет огого????
Прикинте я даю пятитысячную купюру и покупаю жвачку,а мне здачу мелочь насыпают......
Я уже ржу когда пишу....??????????

Андрей 20.05.2017 18:20
Действующия редакция!"Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (утв. Минфином РФ 30.08.1993 N 104)3.8. Перед началом работы на кассовой машине: кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись). 3.8.1. Директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан: - открыть замок привода и счетчиков машины и вместе с кассиром снять показания (получить отчетную ведомость) секционных и контрольных счетчиков и сверить их с показаниями, записанными в "Книгу кассира - операциониста" за предыдущий день; - убедиться в совпадении показаний и занести их в книгу за текущий день на начало работы и заверить своими подписями; - оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), данные на контрольной ленте заверить подписями и закрыть замок показаний денежных счетчиков; - выдать кассирам (контролерам - кассирам, продавцам, официантам) ключи от замка привода машины; - дать указание кассиру о мерах по предупреждению подделки чеков (шифровка чеков, определенный цвет используемой чековой ленты, предельная сумма чека и т.п.); - обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями, а также чековыми лентами соответствующих размеров, красящей лентой и другими расходными материалами, предусмотренными для данного типа машины;

Действительно, какой-либо обязанности покупателя (приобретателя услуг) разменять наличные деньги в городском транспорте или в каком-либо другом месте не предусмотрено. В ст. 30 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 прямо сказано:
«Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации».

> На это мне ответили "Хорошо, я приму у Вас 5 тыс, но сдачи не дам, т.к. у меня её нет. Воровством это не является, т.к. Вы сами протягиваете мне 5 тыс".

Разумеется, это незаконно. Пп. «а» п. 20 Положения «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2005 № 359: «при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель) <…> называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно».

> "Сейчас я Вам сдачи не дам, приезжайте потом в парк забрать её, я могу написать Вам расписку".

Теоретически, конечно, с вашего согласия можно заключить договор перевозки на таких условиях, но в случае с публичным договором это противоречит обычаям делового оборота и порядку расчетов, установленному вышеприведенным Положением. Но в общем, такого не бывает, поэтому далее анализировать эту ситуацию не стану.

> Какие правовые акты регулируют вопросы, связанные со сдачей? Возложена ли на кондуктора обязанность её иметь и выдавать своевременно? Есть ли срок, в течении которого она должна быть отдана? (К примеру, кондуктор соглашается дать мне сдачу, но как только она у него появится, т.е. я не смогу выйти когда мне надо, а буду ехать с ним хоть до конца, пока у него не появится нужная сумма). Насколько правомочны были действия кондуктора, когда он забрал у меня купюру и пошёл спрашивать сдачи по вагону, и пока не нашёл, отказывался мне её отдавать, в итоге я ждал сдачи минут 15, рискуя или проехать свою остановку, или сойти, оставив кондуктору все деньги?

См. вышеуказанное Положение. По смыслу этого Положения сдача должна быть отдана немедленно.

> Является ли также незаконным задержание пассажира, пока кондуктор считает правильность суммы, если она выдана множеством мелких монет?

Никакого задержания тут нет. Исходя из требований Положения (пп. «а» п. 20) кондуктор «получает от клиента денежные средства; называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента». Кондуктор обязан пересчитать полученные деньги. Если монеты мелкие, ему, разумеется, потребуется на это какое-то разумное время. Так что никаких нарушений ваших прав в этом случае нет. Расплатились 5-копеечными монетами, стойте и ждите, пока кондуктор их пересчитает.

> Насколько правомочны были действия кондуктора, когда он забрал у меня купюру и пошёл спрашивать сдачи по вагону, и пока не нашёл, отказывался мне её отдавать, в итоге я ждал сдачи минут 15, рискуя или проехать свою остановку, или сойти, оставив кондуктору все деньги?

Неправомочны, нарушают порядок расчетов, предусмотренный в Положении.
Прямо обязанность транспортного предприятия обеспечить кондуктора разменными деньгами не предусмотрена, однако она вытекает из обязанности дать сдачу.

> Насколько законны правила, висящие в транспорте, если в них указаны какие купюры и монеты принимаются, а какие нет?

Незаконны. П. «ж» ст. 71 Конституции РФ относит установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию... к исключительному ведению Российской Федерации, а потому подобные правила не могут устанавливаться правовым актом субъекта, муниципального образования и т. п., если это прямо не предусмотрено в ФЗ (не говоря уже об актах органов исполнительной власти типа Комитета по транспорту и проч.). Ну и плюс уже упоминавшийся ФЗ «О Центробанке».

> Может ли кондуктор задержать пассажира, вынудить куда-то ехать для разрешения ситуации?

Разумеется, нет.

>Убытки, вызванные возникновением ошибки, должны возмещаться стороной, по вине которой возникла эта ошибка? Т.е., в случае неправоты кондуктора и отсутствия у него сдачи верно ли что убытки должен не потребитель нести в виде отказа от услуги перевозки, а кондуктор в виде "оплаты ему билета за счёт предприятия" или, скажем, высыланием квитанции по почте?

Пассажир должен заплатить, кондуктор должен дать сдачу и билет. Автобус должен везти по маршруту и останавливаться на остановках. Больше никто ничего делать в этой ситуации не должен.
Ст. 15 ГК РФ: «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере». Однако убытки нужно доказывать.

>Обязан ли кондуктор назвать свою фамилию по требованию пассажира?

Эти вещи регулируются внутренними правилами перевозчиков, либо актами соответствующих органов местного самоуправления (субъектов федерации). Тем не менее, у вас в любом случае должна быть возможность убедится, что перед вами именно кондуктор. Соответственно, у него должна быть либо какая-то форма, либо жетон, либо удостоверение. В федеральном законодательстве об этом ничего нет. Ссылок на конкретные нормы не дам.
Тем не менее, запомнить/записать номер автобуса и время проезда будет более чем достаточно, чтобы в случае необходимости идентифицировать кондуктора.

>Если кондуктор, не найдя сдачи, даёт пассажиру ехать бесплатно, является ли такой проезд безбилетным, или он уже считается оплаченным?

Такой проезд является безбилетным, поскольку фактически вы его не оплатили.

>Относится ли всё вышеизложенное к коммерческому транспорту?

В полной мере. Законодатель в этих вопросах не делает различий между перевозчиками в зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности и т. п.

>Какие меры наказания могут последовать кондуктору который хамит пассажиру, отказывается принять деньги, выдать сдачу, или пытается ссадить на ближайшей остановке?

Во-первых, дисциплинарная ответственность (санкции со стороны работодателя). Соответственно, можно жаловаться в автопарк.
Во-вторых, можно обратиться в соответствующий местный или региональный орган исполнительной власти, занимающийся общественным транспортом (в Питере, например, Комитет по транспорту Администрации СПб). Они могут «настучать по голове» - например, предложить автопарку применить то же дисциплинарное взыскание.
В-третьих, возможно, в конкретной ситуации будет и административная ответственность, но квалифицировать по КоАП с такими общими исходными данными не буду.

Также вопрос по поводу "мошенников". Да, бывают люди, специально пользующиеся тем, что у кондуктора скорей всего не найдётся сдачи и они проедут бесплатно.
Но на сколько в действительности они являются мошенниками?
Ведь они ни единого закона не нарушают? Они всего лишь пользуются "дырками" в нём, а вернее, ошибками представителя услуг транспортной перевозки, не имеющего нужного количества сдачи и не желающего тратить время на разрешение ситуации согласно установленным правилам.

Эти действия незаконны. Я бы квалифицировал их как «злоупотребление правом» (ст. 10 ГК РФ). Но привлечь к ответственности в этом случае довольно сложно, боюсь, практически невозможно.

В случае возникновения ситуации с отсутствием сдачи, каковы должны быть действия пассажира/кондуктора?

Самый сложный вопрос. Попробуем по порядку.

А. Вы хотите проехать на автобусе. Для этого вы заключаете договор перевозки пассажира.
Ст. 786 ГК РФ: «1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения<…>; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.<…>
2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом<…>.»
Соответственно, у автопредприятия есть обязанность вас везти по маршруту, а у вас -обязанность оплатить проезд. В удостоверение оплаты проезда вам обязаны выдать билет.

Б. Вы протягиваете пятитысячную купюру. В соответствии с уже указанными выше нормативными актами вы имеете право расплачиваться этой купюрой, а кондуктор обязан (опускаем некоторые детали): принять у вас деньги, пересчитать, назвать полченную сумму, назвать сумму сдачи, вручить вам билет и сдачу.

В. У кондуктора нет сдачи, хотя он обязан ее иметь (а точнее, автопредприятие должно обеспечить кондуктора разменными деньгами). Высадить или задержать вас кондуктор не имеет права. Разумным представляется такое развитие событий: кондуктор оставляет вас в покое, и вы едете со своей пятитысячной купюрой. Но ваше обязательство оплатить проезд сохраняется (ст. 407, 408 ГК РФ). Так что если у кондуктора во время поездки появятся разменные деньги, то надо немедленно за билетик заплатить.

Г. О, ужас! Пришли контролеры. Ваш проезд - безбилетный, обязательство по оплате проезда не исполнено. Хочу отметить, что порядок контроля оплаты проезда в городском общественном транспорте, а также ответственность за безбилетный проезд КоАП не регулируется, но соответствующие нормативные акты должны быть во всех субъектах РФ.

С учетом процессуальных требований КоАП, как правило, все это должно происходить следующим образом. Контролер составляет протокол об административном правонарушении и вручает вам копию - он обязан это сделать, поскольку факт безбилетного проезда налицо. Помните, взимание штрафа на месте незаконно! Вас уведомляют о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (в СПб такие дела рассматривают соответствующие должностные лица Комитета по транспорту). Вы туда приходите и объясняете, почему не оплатили проезд, что нет вашей вины, а, следовательно, нет состава административного правонарушения. Или не приходите, и тогда дело рассматривается в ваше отсутствие.
Выносится какое-то решение. Привлечь или не привлечь вас к административной ответственности. Это решение можно обжаловать в судебном порядке.

Д. Ну а поскольку обязательство оплатить проезд до сих пор не исполнено, автопредприятие, в любом случае, вправе требовать от вас его исполнения. Можете исполнить его добровольно и получить билет. :) Ну или добро пожаловать в суд. :) Суд взыщет с вас стоимость проезда и судебные издержки.
Ну пункт Д, учитывая цену вопроса, выглядит смешно. Но, на мой взгляд, по закону все должно быть примерно так.

В заключение все ж таки соглашусь с теми, кто указывал на этическую сторону вопроса. Автопредприятие даже при огромном желании не сможет предусмотреть ситуацию, когда, скажем, в автобус войдет двадцать человек с пятитысячными купюрами. Ну хорошо, не двадцать, пусть три. Ведь согласитесь, это запросто может случиться…

Поэтому мое мнение таково. Конечно, отстаивать свои законные права необходимо. Но все-таки постарайтесь по возможности, прежде чем сесть в автобус, обеспечить себя необходимой мелочью.

Хотя теперь это не такая уж и мелочь. 18 рублей социальный транспорт и 22-28 коммерческий (СПб). Так что да здравствует велосипед! :)