Положение о службе оперативного обеспечения цукс. Национальный центр управления в кризисных ситуациях мчс россии. Организация деятельности и управление Учреждением

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о Центре управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия)


Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 N 335 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" , Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-З N 511-III "О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 года N 393 "О Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" , а также в целях оперативного решения вопросов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального характера Правительство Республики Саха (Якутия)

постановляет:

1. Утвердить Положение о Центре управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) (Горкун А.В.) организовать функционирование Центра управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия) в соответствии с утвержденным Положением.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 января 2003 года N 14 "О Центре по управлению кризисными ситуациями Правительства Республики Саха (Якутия)" .

5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Скрыбыкина А.Н.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. Борисов

Положение о Центре управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия)

Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2008 года N 585

I. Общие положения

1.1. Центр управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия) (далее - ЦУКС РС (Я)) создан и функционирует в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" , , Соглашения, заключенного между МЧС России и Правительством Республики Саха (Якутия), о передаче друг другу части полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

1.2. ЦУКС РС (Я) предназначен для повышения оперативности, надежности, обоснованности и качества принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе развития информатизации и интеграции информационных ресурсов, широкой и всесторонней автоматизации процессов управления силами и средствами Якутской территориальной подсистемы РСЧС.

1.3. В соответствии с Соглашением, заключенным между МЧС России и Правительством Республики Саха (Якутия), о передаче части полномочий ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), ЦУКС РС (Я) размещен на совмещенном с ЦУКС ГУ МЧС России по РС (Я) пункте управления, именуемом как Центр управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия).

1.4. Центр управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия) функционирует на нештатной основе в рамках единой системы управления Якутской территориальной подсистемы РСЧС.

Он представляет собой совокупность органов и пунктов управления, технических систем, функционально связанных между собой и обеспечивающих повседневное оперативное управление силами и средствами территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия).

В рамках единой системы оперативно-диспетчерского управления на территории республики на ЦУКС РС (Я) замыкаются ЕДДС муниципальных образований, ОДС министерств, ведомств, потенциально опасных объектов и территориальный центр мониторинга и прогнозирования ЧС.

ЦУКС РС (Я) развертывается в стационарном варианте по адресу г. Якутск, Октябрьская, 8, оснащается техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемыми в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.

1.5. ЦУКС РС (Я) является:

1.5.1. Рабочим органом управления Правительства Республики Саха (Якутия) в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.5.2. Совместно с ЦУКС ГУ МЧС России по РС (Я) органом повседневного управления Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ЯТП РСЧС).

1.5.3. Составной частью автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС).

1.6. Общее руководство работой по функционированию ЦУКС РС (Я) осуществляет председатель Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха (Якутия) (далее КЧС и ПБ РС (Я)).

1.7. Непосредственное руководство работой ЦУКС РС (Я) осуществляет начальник Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия).

1.8. Распоряжения (запросы) ЦУКС РС (Я) в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера подлежат обязательному исполнению органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.9. Все распоряжения (устные, письменные), исходящие (входящие) в ЦУКС РС(Я), подлежат обязательному документированию (магнитной записи).

1.10. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЦУКС РС (Я) руководствуется законами Российской Федерации, законами Республики Саха (Якутия), нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), приказами, распоряжениями МЧС России, Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Республики Саха (Якутия), приказами и распоряжениями начальника Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), а также настоящим Положением.

II. Основные задачи ЦУКС РС (Я)

2.1. Обеспечение приема и своевременного доведения до руководящего состава ЯТП РСЧС, КЧС и ПБ РС (Я), органов местного самоуправления муниципальных образований, федеральных органов исполнительной власти, управлений и организаций распоряжений (сигналов) на введение соответствующих режимов функционирования.

2.2. Поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления дежурными силами и средствами.

2.3. Участие в обеспечении развертывания оперативных групп и оперативного штаба ликвидации чрезвычайной ситуации, поддержание готовности специальных мобильных технических средств для обеспечения деятельности оперативных групп в зонах (районах) чрезвычайных ситуаций.

2.4. Сбор и обработка оперативной информации по прогнозу чрезвычайных ситуаций и ходу проведения аварийно-спасательных работ при их ликвидации.

2.5. Анализ поступившей информации, запрос недостающих или уточняющих данных, а также отображение информации на средствах коллективного пользования.

2.6. Производство необходимых расчетов и подготовка предложений руководству для принятия решений.

2.7. Ведение автоматизированного информационного банка данных об обстановке на территориях ЯТП РСЧС.

2.8. Информационное обеспечение работы оперативных групп и руководства территориальной функциональной подсистемой РСЧС и регионального центра при их выездах в зону чрезвычайной ситуации.

2.9. Подготовка и обработка картографической информации, ведение и редактирование электронных карт, создание и своевременное обновление библиотеки электронных карт, поддержание в постоянной готовности геоинформационной экспертной системы поддержки решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.10. Организация информационного обмена АИУС РСЧС с автоматизированными системами взаимодействующих территориальных органов местного самоуправления исполнительной власти.

2.11. Участие в планировании, обеспечении, разработке и организации проведения тренировок по обеспечению управления ЯТП РСЧС.

III. Основные функции ЦУКС РС (Я)

3.1. Поддерживает постоянную готовность сил и средств ЯТП РСЧС, в том числе подразделений ГУ МЧС России по РС (Я), спасательных формирований к выполнению возложенных задач.

3.2. Осуществляет несение оперативной дежурной службы в общей системе оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ) ЯТП РСЧС.

3.3. Осуществляет сбор оперативной и прогностической информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.4. При возникновении ЧС немедленно приводит в готовность дежурные силы и средства согласно утвержденным инструкциям (алгоритмам), организует их ориентирование по задачам, которые им предстоит решать.

3.5. Своевременно информирует руководство ЯТП РСЧС, ГУ МЧС РФ по РС (Я), ОД ЦУКС ДВРЦ МЧС России о фактах ЧС и социально значимых происшествиях, по их указанию проводит оповещение необходимого оперативного состава и сил ЯТП РСЧС.

3.6. Обеспечивает прием и своевременное доведение до руководящего состава ЯТП РСЧС, ГУ МЧС РФ по РС (Я), ОД ЦУКС ДВРЦ МЧС России, других заинтересованных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) распоряжений (сигналов) на введение соответствующих режимов функционирования и готовности ГО.

3.7. Доводит до органов управления ЯТП РСЧС в части, касающейся ГУ МЧС России по РС (Я), сигналы (распоряжения) боевого управления, а также сигналы (распоряжения) на перевод в высшие степени боевой готовности.

3.8. Доводит до структурных подразделений ГУ МЧС России по РС (Я), подчиненных (в том числе переданных в оперативное подчинение) органов управления и сил ЯТП РСЧС данные прогнозов о возможных чрезвычайных ситуациях, а также задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.9. Участвует в развертывании оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддерживает готовность специальных мобильных технических средств для обеспечения деятельности оперативных групп в зонах (районах) чрезвычайных ситуаций.

3.10. Проводит анализ обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации и возможные варианты развития событий, а также состава и качества выполнения задач силами и средствами ЯТП РСЧС, дислоцированными на территории республики.

3.11. Ведет оперативный учет сил и средств постоянной готовности ЯТП РСЧС и нештатных аварийно-спасательных формирований.

3.12. Участвует совместно с органами управления ЯТП РСЧС, организаций, предприятий, министерств, ведомств и ГУ МЧС России по РС (Я) в мероприятиях по планированию и доставке гуманитарных и чрезвычайных грузов.

3.13. Обеспечивает отображение поступающей оперативной информации на технических средствах коллективного пользования.

3.14. Осуществляет контроль за выполнением мероприятий по предупреждению (смягчению) прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, связанных с сезонными природными климатическими явлениями.

3.15. Ведет аналитическую работу, направленную на повышение эффективности действий сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.16. Участвует совместно с органами управления ЯТП РСЧС и ГУ МЧС России по РС (Я) в подготовке статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях.

3.17. Обеспечивает хранение информационных ресурсов ЯТП РСЧС.

3.18. Организует информационное обеспечение деятельности руководства по управлению силами и средствами ЯТП РСЧС.

3.19. Ведет обработку поступившей оперативной информации с целью экспресс-прогноза и оценки обстановки в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.20. Обеспечивает оперативной информацией оперативные группы при их выезде в зону чрезвычайной ситуации.

3.21. Обрабатывает и готовит картографическую информацию, сопровождает и редактирует электронные карты, создает и своевременно обновляет библиотеку электронных карт.

3.22. Поддерживает в постоянной готовности геоинформационную экспертную систему поддержки решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.23. Участвует в разработке совместно с заинтересованными структурными подразделениями основных требований к организации обеспечения оперативных групп автомобильной и специальной техникой.

3.24. Обеспечивает обмен информацией в сети специальной связи с использованием сертифицированных сетей передачи информации.

3.25. Участвует в планировании и проведении тренировок с органами повседневного управления, дежурными силами и средствами ЯТП РСЧС.

IV. Полномочия ЦУКС РС (Я)

ЦУКС РС (Я) в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:

4.1. Осуществляет мероприятия по обеспечению сбора, обработки, обобщения и первичного анализа оперативной и прогностической информации о чрезвычайных ситуациях, фактах возникновения и развития ЧС и мероприятиях по их ликвидации, состоянии сил и средств, привлекаемых для действий в ЧС, состоянии потенциально опасных объектов, экологической обстановки, наличия и использования материальных и финансовых резервов на ликвидацию ЧС.

4.2. Проводит обработку полученных рекомендаций, предложений и вариантов по предотвращению и действиям в ЧС от специалистов и экспертов, готовит проекты решений руководству по ликвидации чрезвычайных ситуаций от межмуниципального уровня и выше.

4.3. Доводит решения руководства и КЧС и ПБ РС(Я) о применении сил и средств ЯТП РСЧС, а также общественных объединений, имеющих лицензии на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

4.4. Запрашивает и получает в установленном порядке оперативную и прогностическую информацию, документы, материалы, справки и другие сведения от соответствующих служб в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 года N 334 "О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-З N 511-III "О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , а также совместными приказами, соглашениями, положениями и инструкциями.

4.5. Запрашивает, обобщает и представляет руководству ЯТП РСЧС, ГУ МЧС РФ по РС (Я), ЦУКС ДВРЦ МЧС России донесения, фото- и видеоматериалы, отчеты о ликвидации ЧС и социально значимых происшествиях, а также о проведенных аварийно-спасательных и других неотложных работах от соответствующих дежурных служб, оперативных групп и оперативных штабов.

4.6. Осуществляет своевременное представление информации о ЧС и социально значимых происшествиях руководству ЯТП РСЧС, ГУ МЧС России по РС(Я), ЦУКС ДВРЦ МЧС России, заинтересованным взаимодействующим структурам.

4.7. Участвует в установленном порядке в осуществлении контроля за состоянием готовности дежурных сил и средств ЯТП РСЧС, предназначенных для выполнения задач оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.

V. Режимы работ

5.1. В соответствии со статьей 24 Положения об РСЧС, ЦУКС РС (Я) функционирует в следующих режимах:

1) при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций - в режиме повседневной деятельности;

2) при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций - в режиме повышенной готовности;

3) при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций - в режиме чрезвычайной ситуации.

5.2. Режимы вводятся решением руководителя федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а для ГУ МЧС России по РС (Я) - решением министра по ЧС России, начальника Регионального центра и начальника Главного управления МЧС России по РС (Я).

5.3. Функционирование ЦУКС РС (Я) в режиме повседневной деятельности:

5.3.1. Главным содержанием функционирования ЦУКС РС (Я) в режиме повседневной деятельности является поддержание систем, обеспечивающих выполнение задач Якутской (территориальной) подсистемы АИУС РСЧС, в готовности к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации путем организации круглосуточного оперативного дежурства и поддержания информационного взаимодействия с органами государственной власти всех уровней в рамках заключенных соглашений и согласованных инструкций.

5.3.2. В режиме повседневной деятельности в ЦУКС РС (Я) несет службу оперативная дежурная смена. Состав оперативной дежурной смены, порядок заступления на дежурство и работы определяется в Положении об организации внутренней деятельности ГУ МЧС России по РС (Я).

5.3.3. В состав оперативной дежурной смены назначаются оперативный дежурный и его помощник, дежурная смена узла связи (группы действующей связи), дежурная смена центра управления силами ФПС (дежурная смена службы пожаротушения), дежурный по территориальному центру мониторинга и прогнозирования ЧС и другие дежурные по решению начальника ГУ МЧС России по РС (Я).

5.3.4. На оперативную дежурную смену возлагается:

1) прием сообщений о любых чрезвычайных ситуациях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или биолого-социального характера, пожарах и социально значимых происшествиях;

2) проверка достоверности поступившей информации, доведение ее до должностных лиц, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

3) оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена ЯТП РСЧС;

4) представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС в соответствии с табелем срочных донесений, сложившейся обстановкой, возможными вариантами решений и действий по ликвидации ЧС;

5) сбор, обработка и первоначальный анализ информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и ее доклад руководству, определение масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС;

6) оперативное управление силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

7) доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до подчиненных сил постоянной готовности, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;

8) обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных решений по ликвидации ЧС;

9) отображение обстановки на картах, планах городов и других рабочих документах;

10) подготовка предложений руководству для принятия решения;

11) своевременное доведение распоряжений, команд до подчиненных и контроль за их выполнением;

12) обеспечение развертывания оперативной группы в зоне ЧС, ЦУКС РС(Я) до полного расчета, оперативного штаба ликвидации ЧС и непрерывное их информирование об обстановке;

13) немедленный доклад руководству об изменениях в обстановке и поступивших распоряжениях;

14) обобщение и анализ информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.

5.3.5. Каждое должностное лицо дежурной смены обязано знать обстановку по своему направлению деятельности, места нахождения старших начальников, порядок действий по степеням готовности (боевой готовности), состояние системы связи и оповещения.

5.4. Функционирование ЦУКС РС (Я) в режиме "повышенной готовности обеспечивает работу ГУ МЧС России по РС(Я) по приведению в готовность к возможным действиям органов управления и сил ЯТП РСЧС, подготовку предложений руководству для принятия решения по неотложным мерам, направленным на предотвращение и снижение негативных последствий возможной ЧС.

5.4.1. Главным содержанием функционирования ЦУКС РС (Я) в режиме повышенной готовности являются наращивание его возможностей путем усиления оперативной дежурной смены специалистами министерств, ведомств, предприятий и организаций, создание рабочей группы для выполнения комплекса других дополнительных мероприятий в соответствии с указаниями руководства и утвержденными планами по приведению в готовность к действиям при угрозе или возникновении ЧС.

5.4.2. Задача рабочей группы - усиление оперативной дежурной смены ЦУКС по выполняемым ею функциям, уточнение причин, вызвавших ухудшение обстановки, осуществление прогноза возможного развития ЧС и ее последствий, доведение руководству Правительства Республики Саха (Якутия), ГУ МЧС России по РС (Я), ДВРЦ МЧС России.

5.4.3. Возглавляет рабочую группу должностное лицо ГУ МЧС России по РС (Я).

5.5. В режиме "чрезвычайной ситуации" ЦУКС РС (Я) развертывается до полного расчета смен оперативного состава дежурной смены ЦУКС РС (Я) в составе групп управления, представителей министерств, ведомств, предприятий и организаций, обеспечивает своевременную отправку оперативной группы в зону (район) ЧС, участвует в развертывании и работе оперативного штаба ликвидации ЧС.

5.5.1. В дополнение к подразделениям и группам при функционировании в режиме повышенной готовности в составе дежурной смены ЦУКС РС (Я) развертываются следующие группы управления:

группа командования;

группа обобщения обстановки и подготовки предложений (планирования);

группа информации;

группа направлений;

эвакотранспортная группа;

группа анализа и прогнозирования ЧС;

группа взаимодействия со СМИ.

Группы управления организуют работу круглосуточно в две - три смены (по 8 - 12 часов) в зависимости от наличия подготовленного оперативного состава. В каждой смене назначается старший дежурной смены, как правило - начальник группы планирования, который подчиняется старшему на ЦУКС РС (Я).

5.5.1.1. На группу обобщения обстановки и подготовки предложений (планирования) возлагается:

1) обобщение информации об обстановке, поступающей в группу направлений;

2) проведение основных оперативных расчетов и подготовка данных для определения замысла, выработки и принятия решения начальником ГУ МЧС России по РС (Я), председателем КЧС и ПБ РС (Я);

3) участие в определении задач подчиненным органам управления и силам ЯТП РСЧС;

4) оформление решения руководителя;

5) разработка общей оперативной директивы (общего приказа), оперативной части плана действий (выполнения поставленных задач), плана (таблицы) взаимодействия и графика работы управления, календарного плана подготовки к действиям (к выполнению поставленных задач), журнала учета действий сил ЯТП РСЧС и других документов, а также ведение рабочей (отчетной) карты.

Кроме того, группой осуществляются:

6) сбор, анализ данных обстановки и прогноз ее развития при подготовке к действиям в ходе проведения АСДНР и после выполнения задачи;

7) подготовка выводов и предложений;

8) оформление уточненного решения на каждые очередные сутки действий;

9) подготовка письменных докладов старшему начальнику о принятых решениях;

10) контроль выполнения решения в соответствии с утвержденным планом.

5.5.1.2. Группа направлений создается для обеспечения управления подчиненными органами и силами ЯТП РСЧС и другими силами, выделяемыми для ликвидации ЧС, а также для поддержания взаимодействия с органами военного командования и другими взаимодействующими органами.

На группу направлений возлагается:

1) сбор, анализ, обобщение и оценка данных обстановки с учетом прогноза ее развития для доклада в группу планирования и в группу информации, а при необходимости - непосредственно начальнику ГУ МЧС России по РС (Я) или его первому заместителю;

2) ведение рабочей карты, журналов учета действий сил ЯТП РСЧС и ведомостей контроля за свое направление;

3) запись распоряжений руководства и докладов, поступающих от подчиненных и взаимодействующих органов управления и сил ЯТП РСЧС в журнале принятых и отданных распоряжений;

4) доведение подчиненным приказов, распоряжений, директив до муниципальных образований, контроль за их исполнением;

5) контроль за прохождением сигналов оповещения.

5.5.1.3. На группу информации возлагается:

1) обработка и оценка всех видов поступающей информации и ведение ее учета;

2) сбор и учет данных по обстановке и действиям сил и средств за прошедшие сутки, взаимодействующих структур, представление в вышестоящие органы общих донесений и сводок;

3) осуществление контроля за представлением срочных донесений в вышестоящий орган управления;

4) доведение поступивших документов и своевременное информирование об обстановке основного оперативного состава территориального органа, групп управления ЦУКС, служб и взаимодействующих органов;

5) решение других вопросов информационного обеспечения;

6) регистрация входящих и исходящих документов ЦУКС в журналах учета;

7) учет переданных документов исполнителям по разносным книгам;

8) учет поступившей и переданной в группу устной информации в журнале учета принятых и отданных распоряжений;

9) ведение журнала учета действий сил ГО;

10) отработка и представление общих донесений и оперативной сводки за сутки;

11) контроль представления срочных донесений в вышестоящий ЦУКС согласно табелю срочных донесений.

5.5.1.4. На группу анализа и прогнозирования ЧС возлагаются:

1) сбор, анализ и оценка прогностической информации, ее отображение на бумажных носителях и в электронном виде, прогнозирование дальнейшего развития ЧС, разработка и представление Председателю Правительства, заместителю Председателя Правительства и в группу планирования предложений по обстановке, представление данных мониторинга и прогнозов по подчиненности, подготовка и доведение оперативных предупреждений до глав муниципальных образований, органов управления и сил ЯТП РСЧС;

2) в группу назначаются сотрудники ГУ МЧС России по РС (Я), Центра мониторинга и прогнозирования ЧС, а также сотрудники подразделений ГУ МЧС России по РС (Я) по предупреждению ЧС и гражданской защите.

5.5.1.5. На эвакотранспортную группу возлагается:

1) организация взаимодействия и поддержание связи с эвакуационными и транспортно-дорожными органами и службами по подготовке и осуществлению эвакоперевозок населения; сбор и обобщение данных по вопросам эвакуации и подготовка предложений председателю КЧС и ПБ РС (Я) по их проведению; нанесение обстановки по эвакомероприятиям на рабочую карту группы, осуществление контроля за проведением эвакомероприятий и своевременное информирование о них эвакокомиссии Республики Саха (Якутия);

2) в состав эвакотранспортной группы назначаются сотрудники ГУ МЧС России по РС (Я), представители министерств, ведомств, предприятий и организаций, допущенные к документам плана эвакуации, и члены эвакокомиссии Республики Саха (Якутия) по графику, согласованному с ее председателем.

5.5.1.6. На группу взаимодействия со СМИ возлагается:

1) анализ сведений о прогнозируемых и возникших на территории муниципальных образований республики чрезвычайных ситуациях и сопутствующих им социально-значимых происшествиях, определение задач по осуществлению информационного обеспечения проводимых мероприятий, взаимодействие с Управлением информации и связи с общественностью ДВРЦ МЧС России, выработка единого подхода к подаче информации в СМИ, направленного на предотвращение панических настроений у населения и снижение негативных социальных последствий;

2) организация своевременного и оперативного информирования населения через СМИ о прогнозируемых и возникших ЧС и предпринимаемых мерах по ликвидации их последствий, а также о правилах поведения и мерах обеспечения индивидуальной безопасности в районах прогнозируемых и произошедших ЧС;

3) организация взаимодействия с информационным пресс-центром ГУ МЧС России по РС (Я) и других функциональных и территориальных подсистем РСЧС с целью координации их дальнейших действий по информированию населения о возникших ЧС и мерах, предпринимаемых по их ликвидации, а также недопущению панических настроений среди населения в зоне ЧС;

4) составление и распространение через СМИ информационных сообщений, организация выступлений в СМИ должностных лиц ГУ МЧС России по РС (Я) в целях доведения информации из районов ЧС до населения;

5) организация развертывания и координация работы временного пресс-центра в зоне ЧС;

6) организация фото- и видеодокументирования деятельности территориальных подразделений по ликвидации последствий возникших ЧС.

VI. Структура ЦУКС РС(Я)

1. Начальник ЦУКС РС (Я).

2. Узел связи.

3. Оперативно-дежурная смена:

старший оперативный дежурный;

оперативный дежурный;

диспетчер.

4. Ситуационная группа:

оператор компьютерной сети;

служба мониторинга и прогнозирования.

5. Отдел ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Отдел оперативного планирования.

7. Делопроизводство.

8. Специальная часть.

VII. Права должностных лиц

7.1. Председатель Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха (Якутия):

1) вводит режимы работы ЦУКС РС (Я) в зависимости от обстановки;

2) определяет состав ситуационной группы в зависимости от режима работы;

3) осуществляет координацию работы ЦУКС РС (Я).

7.2. Начальник Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия):

1) организует работу ЦУКС РС (Я) в соответствии с установленным режимом работы;

2) определяет и утверждает функциональные обязанности должностных лиц ЦУКС РС (Я);

3) определяет состав дежурной смены ЦУКС РС (Я);

4) назначает начальника ЦУКС РС (Я) из числа своих заместителей.

VIII. Финансирование

Финансирование деятельности ЦУКС РС (Я) осуществляется в соответствии со статьей 29 Положения о Якутской территориальной подсистеме РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 года N 393 "О Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" .

IX. Принятые сокращения

ЧС чрезвычайная ситуация;

ЯТП РСЧС Якутская территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации;

КЧС и ПБ РС (Я) Правительственная комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха (Якутия);

АИУС автоматизированная информационная управляющая система;

ДВРЦ Дальневосточный региональный центр МЧС России;

ГУ МЧС по РС (Я) Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия);

ОД ЦУКС ДВРЦ оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях Дальневосточного регионального центра;

ГО гражданская оборона;

АСДНР аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

ФПС Федеральная противопожарная служба.


^ 1.6. Требования к основным помещениям ЦУКС МЧС России
1.6.1. ЦУКС территориального органа МЧС России может располагаться в отдельном здании или в специально выделенных помещениях на отдельных этажах здания ГУ МЧС России по субъекту РФ. Помещения ЦУКС должны быть расположены без значительного удаления друг от друга.

1.6.2. Состав основных помещений ЦУКС:

1.6.2.1. Помещения административного блока:

кабинет начальника ЦУКС;

кабинеты заместителей (помощников) начальника ЦУКС;

кабинеты начальников центров (служб, отделов);

помещения для размещения личного состава центров (служб, отделов).

1.6.2.2. Помещения для обеспечения оперативного управления:

зал заседания оперативного штаба по ликвидации ЧС (далее – ОШ ЛЧС) территориального органа МЧС России;

зал заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ);

выделенное помещение для работы со сведениями, составляющими государственную тайну;

помещение для размещения автоматизированного рабочего места (далее – АРМ) по запуску региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - РАСЦО);

класс подготовки ОДС;

помещение для стоянки оперативных машин.

1.6.2.3. Помещения для бытового обеспечения ОДС:

комната приема пищи ОДС;

комнаты отдыха ОДС (мужская и женская);

комната для хранения личных вещей ОДС;

комната психоэмоциональной разгрузки;

помещение для спортивных занятий;

санузлы (мужской и женский).

1.6.2.4. Помещения для телекоммуникационного центра (далее – ТКЦ) (узла связи, подразделений отвечающих за вопросы организации и обеспечения связи).

1.6.3. Расчет площади указанных помещений производится на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН) и на основе штатной численности ЦУКС в соответствии с разрядом.

Лестничные марши, входные двери, расстояние между рабочими местами должны быть оборудованы и выполнять требования для формирования доступной среды лицам с ограниченными возможностями.

1.6.4. Зал ОДС должен позволять размещение АРМ специалистов ОДС, средств отображения информации, оборудования и оргтехники, необходимой для выполнения задач по предназначению. АРМ включает в себя рабочий стол, стул, два персональных компьютера в комплекте (системный блок, два монитора, клавиатура, мышь), телефонный аппарат(ГТС, IP-телефонии), телефонная гарнитура для обеспечения работы ОДС в режиме конференцсвязи, документация АРМ. АРМ СОД дополнительно оснащается видеотелефоном (индивидуальным терминалом ВКС). АРМ должны быть подключены через коммутационное устройство к СОИ.

Зал ОДС (вариант )

Зал ОДС оборудуется системами:

громкой связи;

конференцсвязи (аудио);

системой селекторной связи;

телефонной связью;

ЛВС интернет;

системой отображения информации (6 экранов для обмена информацией между ЦУКС, дополнительные плазменные панели (TV, ГЛОНАСС и т.д.));

факсимильной связью;

DECT связью.

1.6.5. Залы заседания КЧС и ОПБ, ОШ ЛЧС оборудуются столом, стульями, средствами отображения информации, ВКС, АРМ секретаря КЧС и ОПБ, операторов, членов КЧС и ОПБ (ОШ ЛЧС).

Зал заседания КЧС и ОПБ (ОШ ЛЧС)(вариант )


1.6.6. Выделенное помещение для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оборудуется на основании «Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ», принятой к руководству постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1, отданной к руководству приказом МЧС России от 04.02.2004 № 05.

1.6.7. Комната приема пищи ОДС оборудуется столами, стульями, холодильником, печью для разогревания пищи, столовыми приборами, посудой и должна позволять одновременно принимать пищу 50 % состава ОДС.

1.6.8. Комната отдыха ОДС оборудуется кроватями (диванами), прикроватными тумбочками, прикроватными стульями (табуретами), подушками, одеялами, постельным бельем и должна обеспечивать одновременный отдых 50 % состава ОДС. При необходимости оборудуется бытовой уголок.

1.6.9. Комната для хранения личных вещей ОДС должна позволять размещение шкафов для одежды на весь личный состав ОДС. Шкафы должны обеспечивать размещение зимнего обмундирования.

1.6.10. Класс подготовки ОДС оборудуется АРМ, дублирующими АРМ специалистов ОДС, расположенные в зале ОДС, средствами отображения информации, ЛВС (ведомственной сети МЧС России) и должен позволять проведение занятий с личным составом одной ОДС в 100% составе согласно штатного расписания.

1.6.11. Комната психоэмоциональной разгрузки должна соответствовать требованиям приказа МЧС России от 26.09.2008 № 581 «Об утверждении концепции психологической службы» (табель оснащения комнат психоэмоциональной разгрузки - приложение 1.2 к приказу МЧС России от 26.09.2008 № 581).

1.6.12.Помещения ТКЦ (узла связи, подразделений отвечающих за вопросы организации и обеспечения связи) должны удовлетворять следующим требованиям:

помещения следует располагать в стороне от источников электромагнитного излучения, в местах, где возможно впоследствии расширение пространства и есть возможность размещения крупногабаритной аппаратуры;

вход в помещения снабжается металлической дверью, открываемой наружу, размером не менее 2,0x0,9 м., в дверном проёме устанавливается порог для предотвращения попадания воды из коридора в случае аварий водопровода, канализации и т.п., материал и конструкция межэтажных перекрытий, стен и двери выбираются с учётом обеспечения огнестойкости не менее 45 мин;

помещения должны быть оснащены газовой системой пожаротушения и системой пожарной сигнализации;

система кондиционирования должна обеспечивать поддержание температуры в диапазоне от 15 до 25 градусов по Цельсию. Относительная влажность должна поддерживаться в диапазоне от 30 до 80 процентов;

размеры помещений должны отвечать требованиям к располагаемому в нем оборудованию;

^ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
2.1. Профессиональная подготовка
Профессиональная подготовка личного состава организовывается и проводится в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований (далее – СВФ), подразделений федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), образовательных учреждений и организаций МЧС России в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на год и других документов, регламентирующих жизнь и деятельность ЦУКС МЧС России с ежегодным приказом начальника ЦУКС по организации профессиональной подготовки и по соответствующим программам (Приложение № 1).
^ 2.2. Организация и проведение тренировок
2.2.1. Для повышения профессиональных навыков личного состава ОШ, ОГ, ОДС по подготовке отчётных документов и отработки вопросов взаимодействия планируется проведение тренировок:

ежедневные с ОДС НЦУКС, ОДС ЦУКС РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ с привлечение оперативных дежурных (диспетчеров) ЕДДС муниципальных образований, оперативных групп (далее – ОГ)местных гарнизонов пожарной охраны (далее – МГПО);

еженедельные комплексные с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОГ РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ, ЕДДС муниципальных образований, МГПО, ОГ спасения СВФ, учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления Ф и ТП РСЧС;

ежемесячные с ОДС НЦУКС, ОДС ЦУКС РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ в ходе проведения тренировок с ОШ ЛЧС, ППУ, ОГ РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам РФ;

ежеквартальные с ОДС ЦУКС РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ в ходе проведения командно-штабных учений (далее – КШУ) (командно-штабных тренировок (далее - КШТ) с органами повседневного управления Ф и ТП РСЧС субъектов РФ на территории ФО.

2.2.2. Тематику тренировок и последовательность их проведения целесообразно планировать с таким расчётом, чтобы обеспечивался последовательный переход от простого к сложному. Темы тренировок определяются исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых Ф и ТП РСЧС, учитывая специфику ЧС, произошедших на территории региона, имеющихся рисков.

Тематический расчет комплексных тренировок разрабатывается и утверждается на полугодие, с учетом периодов циклических рисков.

Продолжительность тренировок зависит от объёма решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до суток и более.

В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять должностные обязанности на одну ступень выше занимаемой должности, а также других специалистов ОДС.

2.2.3. При проведении тренировок с территориальными органами РСЧС, органами исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется практиковать решение отдельных задач ОДС НЦУКС, ЦУКС МЧС России с привлечением руководящего состава НЦУКС, РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам РФ с использованием ВКС.

2.2.4. Начальникам ЦУКС МЧС России в ходе подготовки к тренировке:

планируют и организовывают подготовку личного состава, привлекаемого на тренировки, ППУ, рабочих мест к выполнению задач по предназначению;

уточняют планы оповещения и взаимодействия органов управления Ф и ТП РСЧС;

уточняют порядок информационного обмена, привлекаемых сил и средств РСЧС к ликвидации последствий ЧС;

проводят занятия и инструктажи по требованиям безопасности и порядку проведения тренировок со всем личным составом, привлекаемым на тренировки;

отрабатывают планирующие, директивные (распорядительные), отчетно-информационные, графические документы в ходе тренировок согласно Табелю срочных донесений МЧС России и методическим рекомендациям (документы по своему содержанию и структуре разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению КШУ (КШТ) и другими нормативными документами, действующими в системе МЧС России).

2.2.5. Отчетные материалы по проведению комплексных тренировок представляются в вышестоящие органы управления установленным порядком.

2.2.6. При подготовке и проведении еженедельных комплексных тренировок с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ ЛЧС, ОГ РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ, ЕДДС муниципальных образований, МГПО, ОГ спасения СВФ учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления Ф и ТП РСЧС разрабатывается комплект документов (Приложение № 2):

а) на полугодие:

замысел проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.1.);

пояснительная записка к замыслу (Приложение № 2.2.);

календарный план проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.3.);

тематический план проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.4.);

план-график проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.5.);

организационные указания по подготовке и проведению комплексных тренировок (Приложение № 2.6.);

план-календарь проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.7.);

оперативное задание для проведения комплексных тренировок (Приложение № 2.8.);

б) еженедельно за пять дней до начала комплексной тренировки:

план проведения совещания по уточнению задач и проверке готовности к проведению комплексной тренировки (Приложение № 2.9.);

план-календарь проведения комплексной тренировки;

оперативное задание для проведения комплексной тренировки;

план наращивания обстановки в ходе проведения комплексной тренировки (Приложение № 2.10.);

сигналы, используемые в ходе проведения комплексной тренировки (Приложение № 2.11.);

не менее двух-трех вводных по тренировке с развитием обстановки (Приложение № 2.12.);

ведомость заслушивания ОДС, ОШ ЛЧС РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ, ППУ (ОГ) при реагировании на ЧС (Приложение № 2.13.);

ведомость контроля представления отчетно-информационных документов ОДС (Приложение № 2.14.);

ведомость контроля представления отчетно-информационных документов ППУ и ОГ (Приложение № 2.15.).

Анализ проведения комплексной тренировки предоставляется на следующий день после окончания тренировки (Приложение № 2.16.).

2.2.7. Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к тренировке, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя тренировки.

2.2.8. Запланированные тренировки включаются в план основных мероприятий Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и план основных мероприятий субъекта РФ.

2.2.9. При подготовке и проведении ежедневных тренировок с ОДС НЦУКС, ОДС ЦУКС РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ с привлечение оперативных дежурных (диспетчеров) ЕДДС муниципальных образований, ОГ МГПО разрабатывается комплект документов:

а) на месяц:

календарный план проведения тренировок (Приложение № 2.17.);

тематический план проведения тренировок (Приложение № 2.18.);

б) ежедневно за сутки до начала ежедневной тренировки специалистом ОДС сменяющейся смены:

план проведения ежедневной тренировки (Приложение № 2.19.);

план-календарь проведения ежедневной тренировки;

план наращивания обстановки в ходе проведения ежедневной тренировки;

сигналы, используемые в ходе проведения ежедневной тренировки;

не менее двух-трех вводных по тренировке с развитием обстановки;

ведомость заслушивания ОДС, ОШ РЦ МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ, ППУ (ОГ) при реагировании на ЧС;

ведомость контроля представления отчетно-информационных документов ОДС;

ведомость контроля представления отчетно-информационных документов ЕДДС муниципальных образований, ОГ МГПО.

2.2.10. По завершению тренировки проводится анализ и разбор действий органов управления и специалистов ОДС, задействованных в ходе тренировки.

Метод проведения разбора определяется руководителем тренировки, исходя из масштаба, учебных целей тренировки и имеющегося времени. Составными частями разбора могут быть общий разбор и частные разборы по категориям обучаемых.
^ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЖУРНОЙ СЛУЖБЫ

В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Общие положения
3.1.1. Оперативная дежурная служба в системе МЧС России осуществляется при несении оперативного дежурства оперативными дежурными сменами (личным составом органа повседневного управления МЧС России, выполняющим задачи оперативного дежурства на пункте управления в круглосуточном режиме).

3.1.2. К несению оперативного дежурства привлекаются штатные должностные лица ОДС.

3.1.2.1. Оперативный состав подразделений, формирующих ОДС, должен составлять:

для ЦУКС I разряда – 35 человек;

для ЦУКС II разряда – 30 человек;

для ЦУКС III разряда – 20 человек.

3.1.2.2. Перечень обязательных должностей ОДС, комплектуемых подразделениями ЦУКС, приведен в Приложении № 3 и включает в себя:

для ЦУКС I разряда – 13 человек;

для ЦУКС II разряда – 12 человек;

для ЦУКС III разряда – 10 человек.

3.1.3. Оперативная дежурная служба в системе МЧС России организуется в целях:

своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности;

организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории РФ (соответствующего ФО, субъекта РФ);

обеспечения организации и управления АСР;

обеспечения координации деятельности пожарно-спасательных, поисково-спасательных, СВФ и иных подразделений и организаций МЧС России;

организации взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС.

3.1.4. Основными задачами оперативного дежурства в органах повседневного управления территориальных органов МЧС России являются:

прием и доведение установленных сигналов по приведению территориального органа МЧС России, СВФ, подчиненных подразделений территориального органа МЧС России в высшие степени готовности;

своевременное доведение распоряжений до руководителей территориального органа МЧС России, СВФ, подчиненных подразделений территориального органа МЧС России при приведении в готовность к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;

доведение в установленном порядке сигналов по ГО до ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также установленных сигналов оповещения, возложенного на МЧС России при внезапном нападении противника;

оповещение в случае угрозы и возникновения ЧС КЧС и ОПБ субъектов РФ;

оповещение в установленном порядке членов ОШ ЛЧС территориального органа МЧС России при возникновении ЧС;

поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами постоянной готовности МЧС России (на территории ФО, субъекта РФ) в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время;

осуществление сбора, обработки и доклада руководству территориального органа МЧС России оперативной информации о ходе проведения АСДНР в зоне ЧС;

сбор и обработка информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление мониторинга и прогнозирования ЧС на подведомственной территории;

ведение учета сил и средств постоянной готовности Ф и ТП РСЧС;

организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами повседневного управления МЧС России, Ф и ТП РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации ЧС;

организация информационного обеспечения деятельности руководства территориальных органов МЧС России по управлению силами Ф и ТП РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации ЧС в мирное и военное время;

осуществление предварительной оценки масштабов и характера возникшей ЧС, координация действий сил и средств Ф и ТП РСЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС;

подготовка необходимых расчетов и предложений руководству территориального органа МЧС России для принятия решений в случаях угрозы, возникновения и ликвидации ЧС;

представление в установленном порядке оперативной ежедневной сводки руководству территориального органа МЧС России, а также в органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с возложенными на территориальный орган МЧС России функциями;

доведение до подчиненных оперативных дежурных служб, сил постоянной готовности МЧС России данных прогноза о возможных ЧС;

обеспечение оперативной информацией из зоны ЧС руководства территориального органа МЧС России;

сбор и обработка информации по материально-техническим и денежным средствам, израсходованным при ликвидации ЧС;

поддержание в готовности и обеспечение надежного функционирования программно-технических средств на пунктах управления.

Служба пожаротушения (СПТ) создаётся по решению начальника ГУ МЧС России по субъекту РФ, как структурное подразделение Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), в местных гарнизонах пожарной охраны, отряда ФПС.

Порядок создания и функционирования СПТ подразделений ФПС определен Рекомендациями по организации деятельности службы пожаротушения, (утверждены Военным экспертом МЧС России 25.12.2008).

В своей деятельности СПТ руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, «Положением о СПТ» разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке ГУ МЧС России по субъекту РФ.

СПТ осуществляет непосредственный контроль за готовностью всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон, к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ - непосредственную координацию их действий

Основными принципами работы СПТ являются:

Высокая готовность к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

Оперативность, глубокое знание оперативной обстановки;

Соблюдение законности;

Сохранение государственной и служебной тайны;

Четкое выполнение требований руководящих документов, функциональных обязанностей и должностных инструкций;

Вежливость и уважительное отношение к гражданам.

Начальнику дежурной смены СПТ (оперативному дежурному по гарнизону пожарной охраны) подчиняются в оперативном отношении все должностные лица подразделений гарнизона пожарной охраны, дежурная смена центрального пункта пожарной связи, дежурные караулы (смены) местных гарнизонов, дежурный состав испытательной пожарной лаборатории и дежурный дознаватель ГПН. СПТ осуществляет непосредственный контроль за готовностью всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон, к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ – непосредственную координацию их действий.

СПТ ГУ МЧС России по субъекту РФ в повседневной деятельности подчиняется начальнику ЦУКС (ЦУС), а в оперативном отношении - начальнику территориального гарнизона.

СПТ отряда ФПС подчиняется начальнику отряда ФПС. Начальник СПТ является непосредственным начальником всего личного состава СПТ.

СПТ создается в соответствии с нормативными правовыми документами МЧС России и подразделяется на СПТ I, II и III- го разряда:

I разряд - для обслуживания 25 и более пожарных частей;

II разряд - для обслуживания от 15 до 25 пожарных частей;



III разряд - для обслуживания до 15 пожарных частей.

При определении разрядности службы пожаротушения учитываются все подразделения пожарной охраны, входящие в гарнизон, независимо от их ведомственной принадлежности.

В СПТ I -го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из пяти человек:

Заместителя начальника СПТ – начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах - руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);

Помощника начальника дежурной смены СПТ, который в период дежурства является помощником оперативного дежурного по гарнизону, на пожарах исполняет обязанности начальника тыла штаба тушения пожара и проведении аварийно-спасательных работ;

Водителя;

В СПТ 2-го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из четырех человек:

Заместителя начальника СПТ - начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах - руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);



Старшего помощника начальника дежурной смены СПТ, который в период дежурства является заместителем оперативного дежурного по гарнизону, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ исполняет обязанности начальника штаба тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ;

Водителя;

Старшего инструктора-пожарного СПТ, который в период дежурства и на пожарах является связным оперативного дежурного по гарнизону.

В СПТ 3-го разряда ежесуточно службу несет дежурная смена, состоящая из трёх человек:

Заместителя начальника СПТ – начальника дежурной смены, который в период дежурства является оперативным дежурным по гарнизону, а на пожарах – руководителем тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (до прибытия старшего должностного лица гарнизона);

Водителя;

Старшего инструктора-пожарного СПТ, который в период дежурства и на пожарах является связным оперативного дежурного по гарнизону.

Из числа сотрудников СПТ организуется постоянное, непрерывное круглосуточное дежурство из четырех дежурных смен продолжительностью по 24 часа, в соответствии с распорядком дня СПТ.

После смены дежурства сменившейся смене СПТ предоставляется отдых в течение 3-х суток. В период отдыха сотрудники СПТ могут привлекаться на запланированные гарнизонные мероприятия, с последующим предоставлением отдыха в установленном порядке.

Время смены СПТ устанавливается начальником гарнизона и не должно совпадать со временем смены дежурных караулов. Во время приема-сдачи дежурства оперативный дежурный по гарнизону, сдающий дежурство, подробно знакомит заступающую смену с оперативной обстановкой, информирует о происшествиях и недостатках в гарнизоне и проведенных мероприятиях за прошедшие сутки. Заступающая смена должна принять у сменяющейся в установленном порядке технику, документацию, имущество, и оборудование.

О приеме-сдаче дежурства, выявленных недостатках, пожарах, происшествиях за прошедшие сутки с личным составом ФПС и принятых мерах оперативные дежурные вместе с начальником СПТ докладывают начальнику гарнизона (в случае отсутствия начальника гарнизона - лицам, его замещающим). Работа сотрудников СПТ осуществляется на основе разработанных должностных обязанностей, с учетом специфики выполняемых задач и равномерного распределения между дежурными сменами основных направлений деятельности. С учетом местных условий и специфики гарнизонов начальником СПТ на дежурные смены могут быть возложены дополнительные должностные обязанности, равномерно распределенные между дежурными сменами СПТ.

На территории Российской Федерации действует единая нумерация и специализация дежурных смен территориальных и местных СПТ:

1 смена - газодымозащитная служба;

2 смена - противопожарное водоснабжение;

3 смена - рукавное хозяйство;

4 смена - пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и аварийно- спасательное оборудование.

Порядок выезда на пожары и проведение аварийно-спасательных работ дежурных смен СПТ (оперативных дежурных) всех уровней определяется приказом начальника ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также регламентируется соответствующими указаниями и инструкциями .

Для выполнения возложенных на СПТ задач, связанных с организацией службы дежурных смен СПТ, выделяются необходимые служебно-бытовые помещения, размещённые на одной территории с ЦУКС (в местном гарнизоне-с ЦППС). Начальник СПТ, дежурные смены СПТ обеспечиваются служебным автотранспортом, оргтехникой, мебелью, имуществом, средствами связи, пожарной техникой и аварийно- спасательными средствами, согласно табелю оснащенности. Сотрудники СПТ обязаны нести службу в форме одежды, установленной начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, иметь при себе служебное удостоверение и жетон с личным номером.

Основными отчетными документами сотрудников дежурной смены СПТ по выполнению должностных инструкций и функциональных обязанностей являются:

Материалы проверок подразделений, сводки о выездах подразделений, справки, подготовленные СПТ во время дежурства;

Методические планы для проведения ПТУ, ПТЗ и планы проведения групповых упражнений и деловых игр;

Журнал учета отказов пожарной техники;

Журнал рапортов работы дежурной смены СПТ за дежурные сутки с отметками о выполнении мероприятий;

Книга учета работы дежурной смены СПТ на пожарах.

Основными функциями СПТ являются:

Руководство тушением пожаров и проведением возложенных на ФПС аварийно-спасательных работ;

Корректировка «Планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и «Расписаний выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»;

Участие в аналитической работе по исследованию крупных пожаров, разработке мер, направленных на создание условий для их успешной ликвидации и оснащению подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований соответствующей техникой и огнетушащими средствами;

Изучение пожарной опасности объектов гарнизона, в том числе охраняемых объектовыми и договорными подразделениями;

Изучение и распространение передового опыта в области организации пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов;

Взаимодействие со службами жизнеобеспечения по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Участие в мероприятиях по организации и совершенствованию подготовки личного состава подразделений гарнизона, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ;

Разработка оперативно-служебной документации;

Организация профессиональной подготовки личного состава подразделений гарнизона, проведения пожарно-тактических учений (ПТУ) и решение пожарно-тактических задач (ПТЗ);

Участие в разработке типовых структур и штатных расписаний органов управления и подразделений ФПС;

Проверка деятельности подразделений ФПС гарнизона и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков;

Осуществление организационно-методического руководства подразделениями ФПС по вопросам организации пожаротушения, проведения возложенных на ФПС аварийно-спасательных работ;

Контроль за работой должностных лиц органов управления и подразделений гарнизона, допущенных к выезду на пожары в качестве РТП, по проведению ПТУ и ПТЗ, составлению документов предварительного планирования действий по тушению пожаров, изучению районов выезда и объектов в оперативно- тактическом отношении.

В ЦУКС (ЕДДС, ЦППС) в аппаратной устанавливается специальная многоканальная аппаратура, которая необходима для регистрации всех принятых и переданных сообщений по радио- и проводным каналам связи. Количество каналов аппаратуры магнитной (цифровой), записи определяется оперативной необходимостью (исходя из количества рабочих мест и каналов связи). Магнитофоны опечатываются и устанавливаются в отдельном помещении в ЦУКС (ЕДДС, ЦППС). Включение магнитофонов должно производиться автоматически с поступлением сообщения. На магнитной ленте в обязательном порядке фиксируются время приема и передачи сообщений и распоряжений.

При наличии единой службы, регистрация времени приема сообщений производится автоматически от "говорящих часов" по отдельному каналу на каждом магнитофоне. Диспетчер (радиотелефонист) ЦУКС при приеме и сдаче дежурства в обязательном порядке производит запись на технические средства информации о приеме и сдаче дежурства. Все технические записи подлежат учету и хранению. Регистрация носителей информации, отметки о прослушивании, а также распоряжения о продлении срока хранения или изъятия их производятся диспетчером в журнале учета записей.

Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тульской области» (далее - ЦУКС) размещено в 4-этажном здании по адресу: г. Тула ул. Демонстрации, д. 21а. Общая площадь помещений ЦУКС составляет 3280 м2. Площадь оперативного зала – 242 м2.

С 1 января 2012 года ЦУКС реорганизован в Федеральное казенное учреждение, структура и штатное расписание приведены в соответствии с приказом министра от 31.10.2011 № 650 «Об изменении структуры центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и внесении изменений в приказ МЧС от 30.12.2005 № 1027». Правоустанавливающие документы в наличии.
Штатная численность ЦУКС составляет 150 единиц, из них федеральная составляющая - 104, областная составляющая - 46. Штатная численность ОДС ЦУКС составляет 21 человек, из них федеральная составляющая – 13 чел., областная составляющая – 8 человек.
В целях реализации Программы «Создание в МЧС России доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья на 2011 - 2016 годы» Главным управлением проведено обустройство здания ЦУКС оборудованием для маломобильных групп населения, трудоустроено 4 человека с ограниченными физическими способностями.

Основные подразделения ЦУКС:
Отдел организации оперативной службы;
Служба пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ;
Служба оперативного обеспечения диспетчерской связи;
Отдел оперативно-аналитический;
Отдел мониторинга и прогнозирования;
Отдел информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи;
РИЦ ОКСИОН;
Отделение (эксплуатационное);
Отделение стационарных средств связи и технических систем оповещения;
Загородный (запасный) пункт управления;
Подвижный пункт управления;
Группа по взаимодействию с ДДС ТП РСЧС;
Отдел материально-технического обеспечения;
Отделение административных сетевых ресурсов;
Кроме того в ЦУКС входят:
Отделение бухгалтерского учета и отчетности;
Отделение кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения;
Отделение обеспечения финансирования расходов на чрезвычайные ситуации;
Группа по защите государственной тайны.

Локальная вычислительная сеть в центре создана и включена в цифровую сеть МЧС. Система связи центра организована на базе аренды каналов и систем связи Тульского филиала ОАО «ЦентрТелеком». На основе внедрения новейших телекоммуникационных технологий функционируют прямые каналы связи со всеми ЕДДС и ПСГ. Для организации взаимодействия имеются также прямые каналы связи с оперативными дежурными службами УВД области, УФСБ по Тульской области, скорой помощи, «Тулгорводоканала» и «Тулэнерго», а также с критически важными объектами и объектами с ночным пребыванием людей г. Тулы, а через АТС со всеми другими дежурно-диспетчерскими службами области.

Для прогнозирования развития обстановки при ЧС и происшествиях, а также в целях поддержки принятия управленческих решений, специалистами оперативной дежурной смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области» используется 21 расчетная задача по основным типам рисков, характерных для Тульской области и 83 информационных ресурса:
21 информационных систем МЧС России;
26 информационных систем органов управления Ф и ТП РСЧС;
3 информационные системы видеомониторинга;
33 открытых информационных ресурсов сети интернет.
При прогнозировании возможного развития той или иной ситуации ЦУКС активно используется данные дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Космические снимки размещаются на геоинформационных ресурсах «ИСДМ-Рослесхоз» и «Каскад».
Программно-аналитический комплекс РСЧС-2030 позволяет не только анализировать, но и производить расчет, прогнозировать и моделировать возможное развитие сценариев чрезвычайных ситуаций по наихудшему сценарию. Все результаты автоматически наносятся на карту области. Для расчета и мониторинга возможного развития природных пожаров используется расчетный модуль математического моделирования развития лесных пожаров СПО интегрированной информационно-управляющей системы трансляции и сбора информации на базе геоинформационных технологий. В дополнении к вышеперечисленным программно-аналитическим комплексам, специалисты дежурной смены получают практические навыки в использовании расчетов по охлаждению помещений (теплопотерь зданий), обрушению зданий, потребности питьевой и технической воды, снеговой нагрузки на крыши зданий, аварий на АХОВ с помощью программно-аналитического комплекса ДИАР.
В рамках информационного обмена заключено 56 Соглашений с ФП, звеньями ТП РСЧС, а также с заинтересованными организациями.

В состав Центра входит оперативная группа, оснащенная средствами радио-, сотовой и спутниковой связи, оборудованием для визуального контроля, средствами видео-, фото документирования и передачи информации, которая обеспечивает получение и передачу достоверной информации непосредственно с места. Оперативная группа развернута на базе информационно-аналитического комплекса поддержки принятия решений по вопросам гражданской обороны и защиты населения ИАК «Аналитик-Р».
Оперативная группа ЦУКС оснащена мобильным комплексом МКМП-Х на базе автомобиля ФИАТ ДУКАТО, предназначенного для мониторинга и прогнозирования обстановки при ликвидации последствий ЧС на объектах транспортной инфраструктуры и авариях на транспорте с аварийно химически опасными веществами.

В Государственном учреждении Тульской области "Управление противопожарной службы" на базе ЦУКС функционирует группа ОКСИОН. Финансирование его создания осуществлялось за счет федерального и областного бюджетов. Всего создано и функционирует 23 терминальных комплекса общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах с массовым пребыванием людей.

В рамках реализации Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, разработанной во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. №Пр-2937 решаются вопросы мониторинга обеспечения безопасности жизнедеятельности населения г. Тулы.
С целью обеспечения устойчивого и непрерывного управления органами управления, силами и средствами при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Тульской области ведутся работы по включению оперативно-дежурных и дежурно-диспетчерских служб в единую систему управления с организацией каналов видеоконференцсвязи, созданной на базе Главного управления МЧС России по Тульской области. На данный момент в систему видеоконференцсвязи включено 24 пожарно-спасательных гарнизона, 24 единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Тульской области, что составляет 100 % от общего их количества. Так же к сети видеоконференцсвязи ЦУКС подключено 7 органов управления ФП РСЧС, 3 органа управления ТП РСЧС, 6 потенциально опасных объектов и 3 органа управления, не входящих в ТП РСЧС. В рамках взаимодействия, в режиме видеоконференцсвязи, ежедневно осуществляется уточнение прогноза возникновения возможных ЧС и оперативная обстановка, сложившаяся на территории области. Селекторные совещания проводятся не только с целью доведения оперативной информации, но в тоже время и с целью проверки работоспособности каналов связи, а также закрепления навыков работы диспетчеров оперативных служб в режиме видеоконференцсвязи.

В Главном управлении МЧС России по Тульской области и подчиненных подразделениях развернута многоуровневая навигационно-информационная система (далее – МНИС) ГЛОНАСС, в которую входит 33 автоматизированных рабочих места и 254 автомобильных транспортных средства, оснащенных бортовым навигационно-связным оборудованием.
При эксплуатации системы используются следующие функции МНИС ГЛОНАСС:
- контроль местоположения транспортного средства;
- отслеживание траектории движения транспортного средства в заданный период времени;
- получение информации о пробеге, средней скорости транспортного средства, времени стоянки, времени работы двигателя, объеме израсходованного топлива;
- получение информации о нахождении объектов и водоисточников;
- контроль за перемещением транспортных средств в пределах зон ответственности;
- ведение полного списка личного состава каждого подразделения, табеля, состава караулов, наряда на службу, списка транспортных средства;
- составление отчетов.

В целом, организация ОДС показала свою эффективность при решении вопросов оперативного реагирования на возникавшие чрезвычайные ситуации и происшествия, когда необходимо было принятие первоначальных решений по применению сил и средств и координации деятельности органов повседневного управления. Продолжается работа по дальнейшему техническому совершенствованию материальной базы и комплекса средств автоматизации ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области». Ведется постоянное накопление информационной базы по различным направлениям, которая обеспечивает информационную поддержку принятия управленческих решений при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведенная работа показала готовность ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тульской области» к выполнению задач по предназначению.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА ФКУ ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Нач. отдела оперативного обеспечения связи 1/0 Старший юрисконсульт 0/1 ЗНЦ по оперативному обеспечению (ВАК) 0/0 ЗНЦ (СОД) 5/0 Оперативно- аналитическое отделение 0/3 Группа организации взаимодействия 0/2 Отдел организации оперативной службы 4/1 Отдел мониторинга и прогнозирования 0/2 Служба пожаротушения и проведения аварийно- спасательных работ 11/0 Служба оперативного обеспечения(диспет черская связь) 14/2 Отделение автоматизированных систем управления и программного обеспечения 1/2 Отделение стационарных средств связи и технических систем оповещения 3/0 Отделение технического обеспечения оперативно- дежурной смены 4/4 ЗНЦ (по ФЭР) – главный бухгалтер 1/0 Отдел бухгалтерского учета и отчетности 0/5 Пом. НЦ по защите государственной тайны – начальник группы 0/1 Группа по защите государственной тайны 1/0 Пом. НЦ (по работе с кадрами) – НО (вакантно1/0) Отдел обеспечения работы с кадрами, воспитательной работы и психологического обеспечения 0/3 Отделение МТО 3/0 Канцелярия 0/2 Автотранспортная часть 1/0 Гараж 12/38 Склад материально- технического снабжения 0/5 Группа информации и связи с общественностью 0/2 Отделение тылового обеспечения 2/1 Отдел ение документооборота 1/3 Подразделения, обеспечивающие деятельность ГУ МЧС России Укомплектованность персоналомХарактеристика персонала По штату (чел.) По списку (чел.) Укомплекто ванность (%) Образование (высшее/ среднетехническое/ среднее) (чел.) Количество л/с прошедшего доподготовку (по программе подг. л/с ОДС ЦУКС МЧС России) (чел.) Фед. бюджет Обл. бюджет Всего Фед. бюджет Обл. бюджет Всего % 105/24/2455 1/1 - (сотрудники/работники) нештатные областные подразделения Примечание: Отдел ………………….. 35/10 Отдел организации перевода (главного управления и подчинненых подразделений на работу в условиях военного времени) 4/1 Склад имущества подвижного пункта управления 0/5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ДЕЖУРСТВАРАЗМЕЩЕНИЕ ЦУКС ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦУКС УРОВЕНЬ В 2011 НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ Структура ЦУКС Начальник центра 1/0 ЦУКС II разряда