Требования к фитнес клубам. Проверка СЭС спортивных залов. VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

Размещение спортзала желательно на первом этаже в отдельном блоке с наличием отдельного выхода на открытую спортивную зону. Планировка спортивного зала имеет общепринятую структуру (2 душевые, 2 раздевалки, 2 туалета, комната для оборудования, для преподавателя), все должно располагаться таким образом, чтобы школьники, переодевшись для занятия, не встречались с посторонними людьми, чтобы не нарушать настрой на занятия и сохранить чистоту спортивного сооружения.

Размеры школьного спортзала и их количество определяется числом учащихся в школе. При наличии 8-20 классов в школе должен быть зал площадью 162 метров квадратных; 20-30 классов - 288 метров квадратных; 40 классов - 2 зала (144 и 288метров квадратных); 50 классов (144 и 450 метров квадратных). Зал площадью 144 метров квадратных используется для занятий начальных классов (табл. 25).

Известно, что достаточные размеры зала обеспечивают необходимую площадь для спортивных занятий, оптимальный объем воздуха для занимающихся и безопасность занятий.

Поэтому очень важно также соблюдать гигиенические рекомендации по количеству детей, одновременно занимающихся в зале. Эта цифра должна определяться из расчета не менее 4 метров квадратных площади зала и не менее 18-20 м3 объема помещения на ученика.

Зал должен быть обеспечен вентиляцией с трехкратным обменом воздуха в течение часа, так чтобы на учащегося приходилось не менее 40-60 м3 чистого воздуха. Приток должен преобладать над вытяжкой.

Если размеры помещения малы, вентиляция недостаточна, то уже через 4 часа занятий содержание углекислоты в воздухе достигает 3,5 процентов (нормируется не более 0,1 процентов, оптимальная величина 0,03-0,04 процентов), содержание пыли резко возрастает (норма - не более 0,15 г/м3), содержание микробов - 26 тыс./м3.

Окна в зале желательно расположить по двум длинным сторонам, что не только создает условия для достаточного освещения, но и позволяет проводить сквозное проветривание зала в перерывах между занятиями через форточки (фрамуги) и кроме того позволяет проводить физкультурные занятия при открытых окнах (или фрамугах) в теплое время года для усиления закаливающего эффекта.

Допускается совмещение естественного и искусственного освещения. Последнее может быть представлено лампами накаливания или люминесцентными лампами, чтобы обеспечить 300 люксов на поверхности пола и 100 люксов - на баскетбольном щите, сетке; 200 люксов - на снарядах при занятиях гимнастикой. Оно должно быть равномерным по всей поверхности зала, обеспечить принятую норму независимо от времени суток, не создавать бликов, т. е. обеспечивать оптимальную работу органов зрения школьников. Оконные стекла, лампы необходимо оградить сетками или решетками для безопасности занимающихся.

Отопительные приборы должны быть утоплены в стену и закрыты решетками для создания безопасности. Оптимальный вариант - лучистое отопление потолочно-напольное.

Воздушно-тепловой режим школьных спортивных помещений подлежит гигиеническому нормированию, поскольку оказывает существенное влияние на теплообмен занимающихся (один из факторов, лимитирующих их физическую работоспособность). Оптимальная влажность - 30-50 процентов, движение воздуха - 0,06-0,25 метров в секунду (в южных районах - 0,6 метров в секунду), температура 15-17 °С в зависимости от климатической зоны.

Оборудование зала должно учитывать поло-возрастные особенности школьников, быть исправным. Исключается захламленность зала лишним оборудованием, которое увеличивает травмоопасность занятий.

Важно наличие душевых установок, водные процедуры после урока физкультуры прививают навыки личной гигиены и способствуют закаливанию.

Дополнительные сведения - пункт 4.5 "Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физкультурой и спортом в школе".

САНПИН 2.4.2.2821-10 Спортивные залы

III. Требования к территории общеобразовательных организаций

3.2. На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативыдля помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

3.4. Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими

IV. Требования к зданию

4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещенийпод учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения,спортивные,танцевальные и актовые залы.

При размещении спортивного зала, на 2-м этаже и выше, должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условийв учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C;спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах,раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 25 °C.

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °C и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1.4. Вмастерских для трудового обучения, актовых испортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк , в рекреациях (на полу) - 150 лк.

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях

9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательной организации, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

IV. Требования к зданию

<...>

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

Не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

Не менее - 3,5 м 2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м 2 .

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов, площадью не менее 4,0 м 2 ; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, площадью не менее 14,0 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые, площадью не менее 12 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты, площадью не менее 8,0 м 2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных организациях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.<...>

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1–4 классов, и на высоте 0,7–0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5–11 классов.

Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.<...>

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.<...>

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов – не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски–- не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – 70–90;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II–III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. <...>

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22 °С, душевых – 25 °С. <...>

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зале следует прекращать. <...>

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. <..>

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. <...>

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения. <...>

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300–500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300–500 лк, на классной доске – 300–-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради jсвещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

<...>

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. <...>

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. <...>

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. <...>

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

  • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
  • организованных подвижных игр на переменах;
  • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
  • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
  • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. <...>

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. <...>

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. <...>

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций

11.1. Во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. <...>

11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации . <...>

Методические указания

к выполнению дипломного проекта

образовательно-квалификационного уровня

«бакалавр» на тему

«ФИТНЕС КЛУБ»

для студентов 5-го курса

специальности 6.060102 «Архитектура »

Одесса - 2011

Утверждено:

Ученым Советом

Архитектурно-художественного института ОГАСА

Протокол №__ от 2011 г.

протокол № __2 от __7 октября 2011 г. и на заседании Научно-методической комиссии (протокол № ___ от ______________2011 г.)

Разработали: Ст. преп. Захаревская Н. С.

Ассистент Коренецкий О.В.

Ассистент Абдух Л.Н.

Рецензенты: Канд.арх., доц. каф. «Архитектура зданий и сооружений» Вершинин В.И.;

Заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Одесского городского Совета, канд. арх., доц. Четаков Ю.И.

В методических указаниях рассмотрены вопросы выбора участка, определения градостроительной ситуации, зонирования территории, архитектурно-планировочного решения фитнес клуба. Рассмотрены требования по составу и графическому оформлению проекта, примеры проектных решений фитнес клубов.

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой «Архитектуры зданий и сооружений», доктор архитектуры, профессор Уренёв В.П.

Введение……………………………………………………………………4

1. Требования к размещению фитнес клуба……………………..………4

2. Требования к генеральному плану…………………………………….5

3. Архитектурно-планировочные решения фитнес клуба …...………8

4. Инженерное обеспечение………………………………………. ……15

5. Указания по составу и графическому оформлению проекта…… …16

6. Список используемых источников……………………………… …18

7. Приложение. Примеры проектных решений фитнес клубов… …..20

Введение.

Спорт сопутствует жизни человеческого общества с античных времен. Интенсивное развитие физической культуры и возрождение Олимпийских игр в 1896 г. повлекло за собой повсеместное строительство различных спортивных сооружений, в том числе крытых спортивных сооружений. Развитие физической культуры, появление новых видов спорта вызвали необходимость строительства новых видов спортивно-оздоровительных сооружений. Мобильность современного общества влечет за собой развитие инфраструктуры спортивных сооружений различного назначения.

Одним из наиболее распространенных современных типов сооружений, предназначенных для спорта и отдыха, является фитнес клуб.

Фитнес клуб является учреждением сферы обслуживания, спортивно-оздоровительного назначения, предоставляет населению услуги по организации занятий разными видами спорта в залах (тренажерном зале, зале аэробики, боевых искусств и др.), а так же предоставляющий комплекс дополнительных услуг.

Количество дополнительных услуг зависит от уровня клуба и может сильно разниться: персональные тренировки, бассейн, баня, сауна, массаж, косметолог, парикмахер, салон красоты, солярий, фитнес бар и многое другое.

Значение фитнес клуба, как общеобразовательного источника массового спортивно-оздоровительного развития населения, возрастает с каждым днем.

Требования к размещению фитнес клуба.

Спортивные и физкультурно-оздоровительные здания и сооружения следует размещать на селитебной территории, в местах отдыха населения и на других специально выделенных земельных участках, обеспеченных удобными подъездами и подходами от остановок общественного транспорта согласно ДБН 360-92** «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» с обязательным соблюдением шумового режима на прилегающей территории жилой застройки и обеспечением санитарных разрывов до жилых и общественных зданий согласно требованиям ДержСанПіН 173, п. 4.10, ДержСанПіН 203, СанПиН 42-128-4690, СанПиН 42-120-4948. Следует предусматривать места для транспортных средств инвалидов и удобные подходы к ним, обеспечивающие перемещение на креслах-колясках.

Размещение общественных зданий в планировочной структуре города определяется градостроительными факторами..

Наиболее значимым фактором является транспортная доступность: посетитель должен иметь возможность без труда попасть в клуб. Если одним удобнее ехать в клуб с работы, то другие предпочитают поддерживать хорошую физическую форму недалеко от дома. Клуб должен тяготеть к центрам микрорайонов (ориентирован на места расположения школ, детских садов, мини-рынков, торговых центров).

Радиус обслуживания фитнес клуба располагаемого в жилом районе равен 20-минутной пешеходной доступности (от 500 до 1500 м в зависимости от возрастной группы).

2.Требования к генеральному плану.

Фитнес клубы следует размещать на специально выделенных территориях. Предпосылками для выбора места расположения являются: с одной стороны, социальные требования (экономия времени и удобства населения) и, другой стороны, градостроительные условия (связь с транспортом, рациональное использование городских территорий).

Учет выше перечисленных факторов составляет комплексный подход к выбору местности, пригодных для строительства данных объектов. В зависимости от конкретных градостроительных, природно-климатических условий, рельефа участка могут применяться соответствующие композиционные системы и принципы застройки территории.

Функциональное зонирование территории является основой всей архитектурно-планировочной композиции и обеспечивает оптимальное размещение объектов, соблюдение требований санитарных, пожарных, строительных норм и условий технологичности.

При проектировании также следует учитывать климатические факторы, рельеф местности и естественное природное окружение.

Площадь земельного участка для размещения фитнес клуба в жилом районе следует принимать 0,18 га на 1 тыс. жителей при норме 9 м 2 на 1 чел., а на перспективу 0,3 га.

Площадь земельных участков спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений следует принимать исходя из суммы площадей застройки основных и вспомогательных сооружений, а также площадей, занимаемых проездами, автостоянками, пешеходными дорожками и озеленением.

На генеральном плане следует предусмотреть следующие зоны:

1. Здание фитнес клуба;

2. Зону тихого отдыха посетителей;

3. Зону активного отдыха (спортивные и гимнастические площадки);

4. Зоны автостоянок для посетителей (20 машино/мест) и персонала(5-10 машино/мест);

5. Хозяйственную зону.

Участок для проектирования следует благоустроить. Предусмотреть пешеходные пути, озеленение, малые архитектурные формы, возможно устройство детской площадки. Так же следует запроектировать транспортные пути (не менее 2-х). Минимальная ширина проездов 3,5м с устройством пешеходных дорожек шириной 1,5 м. В местах разгрузки, следует предусмотреть площадки для разворота автомобиля радиусом 12м. Площадь автостоянки для легкового транспорта 25 м2 на автомобиль.

Проезды должны иметь усовершенствованное облегченное или капитальное покрытие. Пешеходные дорожки, тротуары и пандусы, которые используют инвалиды на креслах-колясках, должны иметь твердое, шероховатое покрытие, которое в случае намокания не становится скользким. Ширина пешеходных дорожек должна приниматься не менее 1,8 м. Продольный их уклон не должен превышать 5 %, а поперечный – 1 %. В местах перепада уровней между горизонтальными участками пешеходных путей следует предусматривать устройство пандусов и лестниц. Уклон каждого марша пандуса не должен превышать 8 %, а его длина должна быть не более 10 м. Ширина пандуса должна быть: при одностороннем движении – не менее 1,0 м; при двустороннем движении – не менее 1,8 м.

Стоянки автомобилей проектируются согласно требованиям ВСН 01 «Предприятия по обслуживанию автомобилей». При использовании спортивного сооружения инвалидами они должны находиться не далее 40 м от входа в это сооружение и иметь с ним удобную связь. Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5м.

Благоустройство территории фитнес клуба, подъезды и пешеходные дорожки должны проектироваться с учетом требований ДБН 360-92** «Планировка и застройка городских и сельских поселений» и ВСН 62 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

Расстояние от спортивных сооружений и здания фитнес клуба до других зданий и сооружений следует принимать в соответствиями с требованиями ДБН 360-92** «Планировка и застройка городских и сельских поселений», и расчетом шумового режима по СНиП ІІ-12.

Общая площадь озеленения земельного участка спортивного сооружения, должна составлять не менее 30% площади земельного участка. По периметру

участка следует предусматривать полосы зеленых насаждений шириной не менее 3 м.

Примечание. При размещении спортивных сооружений в парках, садах, скверах процент озеленения не нормируется.

Площадки и поля для спортивных игр следует ориентировать продольными осями в направлении север-юг с обеспечением обязательной инсоляции на протяжении 3 ч не менее 50 % территории согласно требованиям СанПиН 2605. Допустимое отклонение не должно превышать 20° в каждую из сторон.

3.Архитектурно-планировочные решения фитнес клуба.

Фитнес клуб относится к крытым спортивнo-оздоровительным сооружениям, где основной функциональный процесс, т.е. занятия физической культурой или спортом проходит в закрытом помещении.

Учитывая основополагающий характер спортивно-оздоровительного процесса, протекающего в фитнес клубе, представляется целесообразным рекомендовать следующую дифференциацию групп помещений по их функциональному назначению:

· входная группа;

· группа помещений спортивно-оздоровительного назначения;

· группа помещений бытового обслуживания;

· группа помещений оздоровительного питания;

· группа помещений служебно-административного и обслуживающего персонала;

· группа технических помещений.

Таблица 2

Наименование Площадь, м 2
Тренажерный зал (5-6 м 2 /чел.) при нем: раздевалки с душевыми и санузлами 2х18
Зал аэробики или шейпинга (2 м 2 /чел.) при нем: раздевалки с душевыми и санузлами; кладовая инвентаря. 2х18
Зал боевых искусств 10х10м при нем: раздевалки с душевыми и санузлами; кладовая инвентаря. 2х18
Зал бассейна с ванной 25х11м, глубина 1,25-3,5м при нем: раздевалки с душевыми, санузлами, ножными ванными; кладовая инвентаря; комната инструктора. 2х24 8-12 6-8
Банный комплекс состоящий из: русская парная; финская сауна; турецкая баня (хамам); раздевалки с с.у.; помещения для предварительного омывания; помещение для охлаждения с ванной бассейна 2х3м; помещение для отдыха и приема воздушных ванн; помещения для массажа; кладовая инвентаря. 4-9 4-6 4-9 2х16 30-45 18-32 12-16 6-10

Таблица 4

Наименование Площадь, м 2
Кабинет директора
Кабинет главного инженера
Приемная (не обязательно)
Бухгалтерия
Кабинет консультанта по питанию (не обязательно) 6-10
Рабочее помещение подразделений
Лаборатория химического и бактериологического анализа воды
Бытовые помещения для рабочих 2х12
Санитарные узлы со шлюзами 2х2,25
Помещение уборочного инвентаря с мойками 4м 2 /1000м 2 площади убираемого пола
Комнаты инструкторов 2х12
Помещение тех.персонала
Комната коменданта
Учебный класс (метод.кабинет)

В состав вестибюля должны входить места для отдыха и ожидания посетителей. Расчетное число мест 10-20% пропускной способности объекта, площадь составляет 1,5м 2 /чел., но не менее 18м 2 .

В фитнес клубах могут предусматриваться буфеты. Буфеты для посетителей следует проектировать стационарными с подогревом пищи. Обычно буфеты тяготеют к вестибюлям и рекреационной зоне. Количество мест из расчета одно посадочное место на 6 чел. пропускной способности. Площади буфетов определяются исходя из следующего расчета: площадь зала с раздаточной - 3,4 м 2 на посадочное место при их числе до 8 и по 1,25 м 2 на каждое посадочное место сверх 8; площадь подсобных помещений – 2,25 м 2 на посадочное место в зале при их числе до 8 и по 0,25 м 2 на каждое посадочное место в зале сверх 8.

Высоту спортивных залов до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 3,9 м.

Высоту залов ванн (от поверхности обходной дорожки до низа выступающих конструкций) следует принимать 4,8-5,4м. В ваннах длиной 25 м для выхода из воды следует предусматривать четыре лестницы (по две с каждой стороны ванны).

По периметру ванн следует предусматривать обходную дорожку шириной не менее 1,5 м, ширину обходной дорожки, предусматриваемой вдоль стенок ванн со стартовыми тумбочками, следует принимать не менее 3 м.

В сооружениях, где предполагается работа с инвалидами, необходимо предусматривать специальные мероприятия, обеспечивающие возможность проведения занятий инвалидов в соответствии с ВСН 62 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения», а так же Приложению Г (ДБН В.2.2-13-2003 «Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения»).

Инвентарные должны располагаться смежно с залами (ваннами). Двери инвентарных в залы, а также двери залов, предназна­ченные для транспортировки через них спортивного оборудования, должны иметь ширину не менее 1,8 м. Допускаются открытые проемы в инвентарные из залов. Инвентарные при ваннах должны иметь выход на обходную дорожку.

Кабины в душевых для занимающихся должны быть открытыми.

При комнатах для инструкторского и тренерского состава, при бытовых помещениях для рабочих и при раздевальных массажных должны предусматриваться закрытые душевые кабины.

Раздевальные должны размещаться на одной отметке с обходными дорожками ванн и сообщаться с ними только через душевые.

Помещения душевых для занимающихся должны быть проходными.

В месте выхода из душевой на обходную дорожку (или к выплыву) должен предусматриваться проходной ножной душ с поддоном шириной, исключающей возможность его обхода, и длиной (по направлению движения из душевой) не менее 1,8 м. Дно поддона должно быть нескользким и иметь уклон в сторону душевой не менее 0,01.

Санитарные узлы для занимающихся, должны размещаться так, чтобы исключить возможность попадания из них к ваннам, минуя душевые.

Высота вспомогательных помещений от пола до потолка принимается не менее 3,0 м.

В зданиях фитнес клубов естественное освещение следует проектировать согласно требованиям СНиП II-4 и СанПиН 2605. Прямое естественное освещение спортивных залов и залов ванн бассейнов, хореографических классов и помещений для физкультурно-оздоровительных занятий, а также дополнительных помещений (медицинских, учебных, административных, объектов питания) может быть боковым, верхним или в комбинации бокового и верхнего освещения.

Ориентацию световых проемов залов по сторонам горизонта при одностороннем боковом освещении следует принимать в центральных и северных районах Украины (севернее 48° северной широты) на юго-восток, а в южных районах (южнее 48° северной широты) – на северо-восток. При устройстве световых проемов бокового освещения с двух сторон стена с наибольшей площадью световых проемов должна быть ориентирована в центральных и северных районах на восток, а в южных – на север.

Расчетная площадь световых проемов принимается согласно ДБН В.2.2-13-2003 «Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения».

Парикмахерские на 1-2 рабочих места допускается размещать в одном помещении площадью не менее 15 м2 (с выделением подсобного отсека легкой перегородкой высотой не менее 1,8 м) и присутствием минимального набора вспомогательных помещений.

Высота помещений бытового обслуживания должна быть не менее 3,3м.

При проектировании помещений бытового обслуживания следует соблюдать требования к внутренней отделке, а так же требования по организации, и оборудованию рабочих мест согласно ДСПІН 2.2.2.022-99 (СанПиН 2.1.2.1199-03).

Состав технических помещений определяется в зависимости от инженерного оснащения сооружения, а их площади принимаются по расчету в соответствии с действующими нормами.

Высота технических помещений должна приниматься в зависимости от применяемого оборудования, а складских помещений и кладовых – от размеров и способов хранения складируемых предметов.

Планировка фитнес клуба жестко зависит от намеченного набора услуг, расчетной проходимости клуба, предполагаемой коммерческой отдачи с каждого оснащенного квадратного метра. Это особенно важно в свете того, что данный бизнес имеет ярко выраженную сезонность. Поэтому набор основных, дополнительных, сопутствующих услуг и предложений должен формироваться так, чтобы клуб был загружен целый год.

4.Инженерное обеспечение

Фитнес клубы должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода, а так же канализации, присоединенными к наружным сетям населенного пункта или собственному водозаборному узлу согласно требованиям СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.05, СНиП 3.05.01, СНиП 3.05.04, ДержСанПіН 383, СанПин 42-121-4130 и локальным очистным сооружениям.

При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения следует использовать местные источники, вода в которых удовлетворяет требования ГОСТ 2874.

В фитнес клубах системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха следует проектировать согласно СНиП II-3, СНиП 2.01.01, СНиП 2.04.05, СНиП 2.04.07, СНиП 3.05.01, ДБН В.2.5-20, ДСН 3.3.6.042. Расчетную температуру и кратность обмена воздуха в помещениях для физкультурно-оздоровительных занятий и в спортив­ных сооружениях следует принимать согласно таблице 23 ДБН В.2.2-13-2003.

Здания фитнес клубов должны быть оборудованы системами электроснабжения и электротехническими системами согласно требованиям СНиП 3.05.06, СНиП 3.05.07, СНиП II-4, ВСН 59, ВСН 97, ВСН 205/ММСС, ПУЭ, ДНАОП 0.00-1.32, ГОСТ 21.613, РД 34.21.122, ДержСанПiН 239, СанПиН 1757, СанПиН 2152.

Фитнес клубы должны быть оборудованы сетями единой национальной системы связи, телевизионного и проводного вещания, системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в соответствии с требованиями ДБН В.1.1-7, ДНАОП 0.01-1.32, ПУЭ, ГОСТ 21.603, ВСН 60.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

В связи с тем, что спорт сейчас набирает популярность и активно пропагандируются различные направления фитнесса, то необходимость в помещениях для спорта возрастает. Это открывает широкие возможности для предпринимательской деятельности. Можно оборудовать помещения и сдавать их в аренду или открыть фитнес центр.

Нормы СЭС для спортивных залов в первую очередь касаются проектирования и внутреннего устройства.
В зависимости от того для каких видов спорта предусмотрен зал, в нем устанавливается соответствующее оборудование.

Требования СЭС к спортивному залу

Независимо от того, для каких занятий будет использован зал, в нем должна быть:
  • Проведена вентиляция (причем, если зал является частью какого-либо помещения, то воздуховод должен быть изолирован от основного здания);
  • Здание должно отвечать пожарной безопасности;
  • Нормам освещенности;
  • Необходима установка кондиционеров;
  • Должна быть проведена канализация и водопровод;
  • При установке тренажёров необходимо учесть площадь, чтобы избежать нагромождения;
  • В помещении производятся дезинфекционные работы и влажная уборка;
  • Для инвентаря предусмотрены подсобные помещения, в которых хранятся дезинфицирующие средства.
Требования СЭС к спортивному залу достаточно высокие, так как в помещениях, где бывает высокая проходимость людей, просто необходимо поддерживать чистоту.

Проверка СЭС спортивных залов

Когда происходит проверка СЭС в спортивных залах, то необходимо учесть, что помещения должны соответствовать системе нормативов для строительства и проектирования.

Плановая проверка производится согласно графикам, что дает возможность устранить недочеты до приезда инспектора.
В случаях внеплановых проверок, необходимо, чтобы проверяющий предоставил удостоверение и соответствующий документ для проверки.
К каких же случаях могут нагрянуть проверяющие органы?
Если были нарушены нормативы при установке или во время проектирования, которые могли повлечь вред здоровью занимающихся людей. В случаях обращения граждан в Роспотребнадзор, через некоторое время на объект направляется проверка, с целью обнаружения и устранения нарушений.

Заключение СЭС для спортивного зала выдается на основе проверки.

Документы СЭС для спортивных залов

Для того, чтобы открыть спортзал с нуля необходимо предоставить ряд документов:
  • У предпринимателя должно быть оформлено ИП или ООО;
  • Программа производственного контроля;
  • Свидетельство о постановки на учет в налоговый орган (ИНН);
  • Далее нужно решить вопрос с помещением, предоставить договор аренды или сертификат о собственности;
  • После установки кондиционеров, нужно заключить договор на его обслуживание;
  • Также нужны бумаги на вывоз мусора;
  • Стирку спецодежды и полотенец;
  • Медицинские книжки для сотрудников с актуальными анализами;
  • Заключения о противопожарной безопасности;
  • Результаты лабораторных исследований о качестве воды;
  • Журналы учета дезинфицирующих средств;
  • Договор с санитарной службой для проведения профилактических обработок;
  • Заключения пожарных служб и планы эвакуации.
Компания «Дез Групп» занимается многопрофильными направлениями в области санитарных работ. Сотрудники компании могут дать рекомендации и ответить на интересующие вас вопросы. Благодаря комплексной работе, можно в течение одного дня провести дезинфекционную обработку и уничтожить насекомых и прочих вредителей. «Дез Групп» предоставит необходимые документы для Роспотребнадзора. Договор СЭС со спортивным залом заключается на длительное время и служит гарантией чистоты помещения для посетителей.

Разрешение СЭС для спортивных залов

Как же получить разрешение СЭС для спортивных залов?

Для приобретения разрешающей документации необходимо соблюсти нормативы и предоставить документы в Роспотребнадзор.
Разрешение получается после уведомления о начале функционирования помещения.