Закрытые способы закупок: закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый аукцион и их виды. Контрактная система: закрытые способы закупок Закрытый конкурс по 44 фз правила проведения

Настоящего Федерального закона, способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

3. При проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе.

4. Извещение о проведении закрытого конкурса не требуется при проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также в случаях проведения закрытого конкурса на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств, на закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов. Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении открытого конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участникам закрытого конкурса, направившим запросы на получение конкурсной документации, соответствующим предусмотренным настоящим Федеральным законом требованиям и получившим приглашения принять участие в закрытом конкурсе. Заказчик по требованию участника закрытого конкурса, которому направлено приглашение принять участие в закрытом конкурсе, обязан предоставить данному участнику конкурсную документацию в течение двух рабочих дней с даты получения указанного требования. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения этим участником платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер такой платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации.

6. Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться ранее чем дата, указанная в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии согласия в письменной форме на это всех участников такого конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем.

7. Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в таком конкурсе.

8. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

9. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

10. Под закрытым конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом закрытого конкурса с ограниченным участием, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, и победителем такого конкурса признается его участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам такого конкурса.

11. При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. Информация о закупке при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены частями 3 и настоящей статьи.

12. Протокол результатов проведения предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень лиц, соответствующих установленным требованиям, составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, подавшим заявки на участие в нем.

13. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам такого конкурса, прошедшим предквалификационный отбор.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Под закрытым двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о проведении такого конкурса и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, и победителем такого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

Беляева Ольга Александровна

Доктор юридических наук Ведущий

Научный сотрудник Института

Законодательства и сравнительного

Правоведения при Правительстве

Российской Федерации

В соответствии с ч. 2 ст. 24 федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе), закрытые способы закупок относятся к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Важно подчеркнуть, что закрытыми могут быть только конкурсы и аукционы (торги), запросы котировок и запросы предложений всегда проводятся в открытой форме.

Так, к закрытым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании ч. 1 ст. 84 закона о контрактной системе относятся следующие разновидности торгов:

4) закрытый аукцион.

Для сравнения отметим, что в федеральном законе от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о размещении заказов) были регламентированы только закрытый конкурс и закрытый аукцион.Это вполне объяснимо, поскольку такие разновидности конкурсов, как конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс, законом о размещении заказов не регулировалисьвовсе.

Квалифицирующим признаком отнесения закупок к закрытым является порядок приглашения участников. Так, проведение открытых закупок предполагает возможность приглашения к участию в них неопределенного круга лиц; закрытые закупки, напротив, предполагают участие в них только тех лиц, которые получили соответствующие приглашения.

Таким образом, можно обозначить подобные закрытые способы закупок как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация о закупке не размещаются в единой информационной системе для всеобщего сведения, а направляются ограниченному кругу лиц.

Лица, которым адресуются приглашения, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе (в первую очередь, следует обозначить необходимость их соответствия единым требованиям к участникам закупок, перечисленным в ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).Также они должны быть способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, при осуществлении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В ч. 2 ст. 84 закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

2) закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

4) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Важно обратить внимание на расширение перечня случаев проведения закрытых торгов в законе о контрактной системе по сравнению с аналогичными положениямизакона о размещении заказов. Так, новыми являютсядва случая закрытых закупок:

1) закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ на осуществление данных функций. Согласно п. 2 постановления правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», данным органом является Федеральная антимонопольная служба России.

Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Согласно п. 1 вышеназванного постановления, данным органом является Министерство экономического развития РФ, проект соответствующего ведомственного приказа уже разработан и будет принят в ближайшее время.

Срок такого согласования не должен превышать10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2) разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех участников таких конкурсов, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос;

4) не допускается осуществление аудио- и видеозаписи.

В случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся заказчик вправе по своему выбору:

1) внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении нового определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) по согласованию с уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок такого согласования будет установлен ведомственным нормативным актом Минэкономразвития России.

Следует отметить, что в законе о контрактной системе отсутствуют специальные нормы о порядке заключения контрактов по результатам проведения закрытых конкурсных процедур, из чего можно сделать вывод о необходимости применения положений ст. 54 закона с учетом особенностей, установленных § 5 главы 3 закона о контрактной системе.

Закрытый конкурс представляет собой ту же самую процедуру, что и открытый конкурс, но с одной особенностью:информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, испособны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса.Победителем закрытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Так, при проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну (если эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта), извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Следует пояснить, что,в соответствии с положениями закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»,доступ к сведениям оформляется специальным допуском для должностных лиц и граждан РФ в добровольном порядке.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

1) выполнение требований нормативных документов, утверждаемых правительством РФ, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

2) наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

3) наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

В течение 3-х дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком, и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе.

Таким образом, извещение о закупке размещается в единой информационной системе для всеобщего сведения, но сама конкурсная документация предоставляется лишь обратившимся за ее ознакомлением лицам, в отношении которых заказчик проверяет соответствие требованиям законодательства о защите государственной тайны.

В то же время есть и такие случаи, когда закрытая процедура закупки размещение извещения в единой информационной системе не предполагает.

1) закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

3) оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;

4) закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении открытого конкурса (данная информация перечислена в ст. 42, 49 закона о контрактной системе).

Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участникам закрытого конкурса, направившим запросы на получение конкурсной документации, при условии, что данные лица соответствуют требованиям закона о контрактной системе, и ранее они получили соответствующие приглашения принять участие в закрытом конкурсе.

Заказчик по требованию участника закрытого конкурса, которому направлено приглашение принять участие в закрытом конкурсе, обязан предоставить данному участнику конкурсную документацию в течение 2-х рабочих дней с даты получения указанного требования. Конкурсная документация должна предоставляться в письменной форме после внесения этим участником платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком, и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер такой платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации.

Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России) перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в таком конкурсе.

Прим. Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться ранее даты, указанной в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии письменного согласия всех участников конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, а также протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляются в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляются заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). Одновременно копии указанных протоколов направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

Закрытый конкурс с ограниченным участием сочетает в себе черты двух закупочных процедур: открытого конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса. Основная особенность такого конкурса заключается в том, что егопобедителем признается участник, который не только предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам конкурса, но и ранее прошел предквалификационный отбор.

К участникам такого конкурса предъявляются не только единые требования, установленные законом о контрактной системе, но и дополнительные требования. Данные требования, в соответствии с ч. 2 ст. 31 закона о контрактной системе, вправе установить правительство РФ.Среди прочего эти требования могут касаться наличия у участников закупки:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Основания, при наличии которых заказчику необходимо провести не просто конкурс, но конкурс с ограниченным участием (участие ограничено результатами предквалификационного отбора), перечислены в ч. 2 ст. 56 закона о контрактной системе.Они применимы как для открытого, так и для закрытого конкурса с ограниченным участиемна:

1) поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;

2) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

3) реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Информация о закупке при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены для проведения закрытого конкурса. То есть извещение о проведении такого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Затемлица, заинтересованные в получении конкурсной документации, подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Протокол результатов проведения предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в т.ч. перечень лиц, соответствующих установленным требованиям, составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком вуполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, подавшим заявки на участие в нем.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием составляется в 3-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В этот же срок копии данного протокола направляются заказчиком участникам такого конкурса, прошедшим предквалификационный отбор, с приглашением принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием.

Закрытый двухэтапный конкурс - это конкурс, информация о проведении которого и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям закона о контрактной системе, и способных осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 84закона о контрактной системе.Конкурс проводится в два этапа(что следует из названия данной закупочной процедуры),принять участие необходимо в обоих этапах конкурса, а победителем признается тот участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

Закрытый двухэтапный конкурс сочетает в себе черты открытого двухэтапного конкурса и закрытого конкурса. Основания для проведения двухэтапного конкурса перечислены в ч. 2 ст. 57 закона о контрактной системе. Заказчик вправе провести такой конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т.ч. архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. Затем конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса.

На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок.

Информация о закупке при проведении такого конкурса сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены для закрытого конкурса (извещение размещается в единой информационной системе, однако конкурсная документация предоставляется только заинтересованным лицам, соответствующим предъявляемым законодательством требованиям и обратившимся к заказчику за получением конкурсной документации).

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком лицам, подавшим заявки на участие в таком конкурсе.

Продолжение статьи читайте в следующем номере

Такой тендер используют, когда:

  1. Закупаемая продукция для нужд, относящихся к гостайне.
  2. Информация о продукции, указанная в документации или проекте контракта, является гостайной.
  3. Заключают сделку на охрану, страхование и перевозку драгоценных камней и металлов РФ, музейных ценностей, передаваемых во временное пользование (например, выставки).
  4. Приобретают услуги на обслуживание судей и судебных приставов (уборка, услуга водителя).

Подобные закупки проводят только после согласования с ФАС. Участвовать могут только поставщики, которым заказчики направили специальные приглашения.

Один из важных вопросов — где взять ИКЗ для закрытого конкурса. Он указан именно в этих приглашениях ().

Как проводится

В целом этапы схожи с открытыми закупками, но имеют ряд особенностей:

  1. Разработка и утверждение тендерной документации. Предоставляется участникам по запросу, в письменной форме и после оплаты (если предусмотрено). Стоимость за это не должна превышать цены за изготовление копии документации.
  2. Публикация извещения в ЕИС. Используется, только если в документации или в проекте контракта содержатся сведения, которые относятся к гостайне. В остальных случаях публикация извещения не требуется.
  3. Направление приглашений принять участие лицам, которые соответствуют требованиям и имеют доступ к гостайне.
  4. Ознакомление с документацией. Заказчик предоставляет в антимонопольную службу список участников, которым отправлена документация, а также копии всех приглашений.
  5. Подача заявок. Составляет как минимум 30 дней после публикации извещения и не менее 20 дней после направления приглашений (если извещение не требуется).
  6. Вскрытие конвертов. При согласии всех участников этот этап могут провести раньше срока.
  7. Анализ и оценка заявок. Допущенным присваиваются баллы на основе критериев оценки. Победил тот, кто предложил лучший условия.
  8. Заключение контракта. Не раньше 10 и не позже 20 дней после публикации протокола оценки заявок.

Особенности закрытого конкурса с ограниченным участием

Особенности двухэтапного конкурса

Можно ли проводить закрытым способом? Да, такая возможность предоставлена . При этом, главной особенностью является объединений норм об открытом двухэтапном конкурсе () и закрытого характера процедуры. В результате получается, что основания остаются неизменными, они перечислены выше. Но допускается предварительное обсуждение с участниками объекта закупки, после чего на втором этапе они готовят полноценные предложения.

Закрытый конкурс по 223 ФЗ

В тексте 223 закона нигде не регламентировано проведение таких тендеров. Но, так как всю закупочную деятельность заказчика определяет его Положение о закупках, в нем могут быть прописаны случаи, когда можно организовывать процедуры не для всех.

Практика разрешения споров в этом случае неоднозначна. Так, в Постановлении от 10.04.2014 по делу №А09-8106/2013, заказчика признали нарушившим закон. А вот Решение ФАС от 14.11.2013 по делу №223ФЗ-43/2013, напротив, разрешает заказчикам проводить подобные торги, если это прописано в Положении.

Вопросы о подготовке документации закрытого конкурса эксперты рассматривали неоднократно. Однако самой процедуре внимание было уделено недостаточно. Заказчикам, впервые столкнувшимся со специфической формой торгов, требуется пошаговая инструкция. Проанализировав положения закона от 5 апреля 2013 года, а также исследовав ряд других нормативных актов, специалисты разработали краткое руководство.

Предварительный этап

При проведении закупки заказчик обязан руководствоваться положениями параграфа 5 главы 3 закона 44-ФЗ. При этом необходимо выполнить правила общего характера. В ходе подготовки к процедуре потребуется уделить внимание:

№ п.п. Действие Краткая характеристика
1 Разработка документации

Обязательными составляющими являются:

  • описание объекта;
  • обоснование выбора способа закупки;
  • техническое задание;
  • условия заключения контракта;
  • расчет начальной цены;
  • перечень потенциальных участников (не менее 10);
  • критерии оценки заявок с формулами;
  • форма приглашения;
  • правила допуска претендентов к изучению сведений;
  • общая информационная карта.

Порядок составления конкурсной документации мало отличается от правил, установленных закона 44-ФЗ. Специфическими задачами являются определение круга потенциальных участников, а также составление пояснений относительно причин проведения закупки в закрытой форме.

2 Согласование с РФ

Готовую документацию вместе с заявлением потребуется отправить в антимонопольную службу. Получение одобрения ФАС РФ является обязательным условием организации закрытого конкурса. Решение о согласовании принимают в течение 10 суток.

3 Публикация извещения в ЕИС

Информировать общественность о проведении закупки необходимо лишь в определенных случаях. Направить извещение в единую базу заказчик должен при заключении договора, так или иначе связанного с государственной тайной.

Публикации подлежит лишь факт открытия тендера и порядок предоставления доступа к конкурсной документации. Секретные сведения не разглашают.

4 Рассылка приглашений

Каждому претенденту из утвержденного списка заказчик направляет официальное уведомление. В тексте должны содержаться все данные для реализации права на участие в закупке. Здесь отражают порядок получения конкурсной документации, заполнения заявки, формирования приложения к ней и способы обеспечения.

Адресата уведомляют обо всех сторонах сотрудничества, не раскрывая секретную информацию. Если рассылке предшествовала публикация извещения, сведения дублируют.

Заказчику потребуется решить ряд организационных вопросов. В рамках плана закупок необходимо издать распоряжение о формировании комиссии, определить ответственного сотрудника, грамотно распределить обязанности. Проводить закрытый конкурс вправе уполномоченные лица, обладающие всеми допусками и разрешениями.

Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок

Эта стадия требует неукоснительного соблюдения сроков и предельной внимательности со стороны членов комиссии. В противном случае должностные лица рискуют столкнуться с длительными разбирательствами.

№ п.п. Действие Краткая характеристика
1 Уведомление антимонопольного органа Перечень потенциальных участников с копиями приглашений направляют в ФАС РФ за 20 суток до даты изучения заявок.
2 Вскрытие конвертов

Процедуру проводят в назначенное время. Комиссия работает с каждым комплектом отдельно, список приложений обязательно оглашают. Все конверты вскрывают в один день, а действия протоколируют. Проведение видеосъемки, либо аудиозаписи запрещено. Не допускается и публикация данных в ЕИС.

Письменное согласие всех участников дает заказчику право приступить к этапу до наступления даты, оговоренной в конкурсной документации. Кандидаты могут присутствовать в помещении в течение всего процесса.

Выявление двух или более заявок от одного лица служит основанием для возврата всех документов. Недобросовестный участник из гонки выбывает.

Протокол составляют в 2 экземплярах. Документ направляют в ФАС РФ не позднее следующего за процедурой дня. Хранить бумаги закон предписывает в течение 3 лет ( закона 44-ФЗ, разъяснения МЭР № Д29и-894 от 6 апреля 2015 года).

3 Рассмотрение заявок

Оценить поступившие предложения комиссия должна за 20 календарных дней. Продление срока допускается в случае закупки предметов искусства, культурных ценностей или научных достижений. Увеличить период рассмотрения разрешено не более чем на 10 суток. Направить письменные извещения об отложении конечной даты заказчик должен каждому участнику в течение рабочего дня.

В задачи комиссии на первом этапе входит:

  • проверка соблюдения формы;
  • анализ достоверности представленной информации;
  • принятие решения о допуске участников к закупке.

Результат отражают в протоколе, а затем приступают к оценке содержания предложений по установленным критериям. Заявке с самыми выгодными условиями присваивают обозначение «1». Если схемы сотрудничества не отличаются друг от друга, их нумеруют в порядке поступления. Итоги вносят в протокол, а победителю направляют проект договора.

Важно! Отклонение всех заявок из-за несоответствия установленным требованиям является основанием признания конкурса несостоявшимся. Избрать другой способ заказчик должен и при допуске всего одного участника. Обусловлено такое правило общими принципами закупочной деятельности.

Заключение контракта с победителем закрытого конкурса

Отправить на подписание проект контракта заказчик обязан в течение 3 дней с момента составления протокола. Договор оформляют с учетом содержания заявки победителя. Цена соглашения не должна превышать объявленную НМЦ. На оформление законодатель предоставляет 20 суток, но подписать итоговый документ стороны могут лишь по истечении срока на административное обжалование – 10 дней.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 04.06.2014 01.01.2014

Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признаётся его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

При проведении закрытого конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учётом положений настоящей статьи.

При проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. В течение трёх дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе.

Извещение о проведении закрытого конкурса не требуется при проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также в случаях проведения закрытого конкурса на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств, на закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов. Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении открытого конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участникам закрытого конкурса, направившим запросы на получение конкурсной документации, соответствующим предусмотренным настоящим Федеральным законом требованиям и получившим приглашения принять участие в закрытом конкурсе. Заказчик по требованию участника закрытого конкурса, которому направлено приглашение принять участие в закрытом конкурсе, обязан предоставить данному участнику конкурсную документацию в течение двух рабочих дней с даты получения указанного требования. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения этим участником платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер такой платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться ранее чем дата, указанная в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии согласия в письменной форме на это всех участников такого конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем.

Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в таком конкурсе.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

Под закрытым конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом закрытого конкурса с ограниченным участием, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, и победителем такого конкурса признаётся его участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам такого конкурса.

При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса с учётом положений настоящей статьи. Информация о закупке при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены частями 3 и 4 настоящей статьи.

Протокол результатов проведения предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень лиц, соответствующих установленным требованиям, составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, подавшим заявки на участие в нем.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам такого конкурса, прошедшим предквалификационный отбор.

Под закрытым двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о проведении такого конкурса и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, и победителем такого конкурса признаётся участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

При проведении закрытого двухэтапного конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении двухэтапного конкурса с учётом положений настоящей статьи и положений о закрытом конкурсе. Информация о закупке при проведении такого конкурса сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены частями 3 и 4 настоящей статьи.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком лицам, подавшим заявки на участие в таком конкурсе.

При проведении закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, за исключением закрытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, не допускается предоставлять конкурсную документацию, изменения, внесенные в неё, направлять запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации и предоставлять эти разъяснения в форме электронных документов. Разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех участников таких конкурсов, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

Протоколы, составленные в ходе проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, и информация, полученная в ходе проведения таких конкурсов, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в единой информационной системе.

При проведении закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса не допускается осуществлять аудио- и видеозапись.