Изменения в пдд трамвайные пути. Наказание за пересечение трамвайных путей

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

У водителей возникает масса вопросов, связанных с передвижением по трамвайным путям. В каких случаях езда по ним является законной, а когда неправильное движение повлечет штрафы? Разрешен ли разворот на трамвайных путях, поворот с путей, или обгон с применением трамвайных путей? Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий, каждому владельцу автомобиля следует изучить правила проезда трамвайных путей и развязок.


В этих условиях езда по параллельным дорожным путям в одном направлении не будет являться нарушением, если:

  • есть необходимость объехать, повернуть налево или выполнить разворот;
  • остальные полосы движения заняты, допустимо выполнить обгон сформировавшейся колонны, либо повернуть с намерением объезда потока машин.

Очень важно, чтобы при движении по трамвайным рельсам водитель не мешал движению трамвая.

На дороге могут возникнуть обстоятельства, при которых выезд на трамвайные пути окажется вынужденным. К примеру, может случиться дорожно-транспортное происшествие, занявшее все полосы движения, или могут возникнуть другие помехи, которые не дадут другого выбора.

Самое главное, чтобы пересечение трамвайных путей производилось с левой стороны и в попутном направлении.

Выезд на пути, предназначенные для движения трамвая, может спровоцировать ДТП, к которому могут быть причастны как трамваи, автомобили, так и люди. Поэтому категорически запрещено движение по путям в следующих ситуациях :

  • трамвайные пути расположены с правой стороны от дороги;
  • трамвайные пути расположены ниже или выше дороги. В этой ситуации, пути считаются разделительной полосой, на которую съезд не допустим, поскольку движение и остановка транспортного средства на разделительной полосе не предусмотрено ПДД;
  • движение по трамвайной ветке встречного направления;
  • объезд преград при участии встречных путей.

Помимо этого, езда по трамвайным путям попутного направления может добавочно быть ограничена специальными дорожными разметками и знаками . К примеру, сплошной линией вдоль трамвайных путей.


Разрешается ли использовать трамвайные пути встречного направления? Передвижение по трамвайным путям встречного направления допустимо лишь в ходе выполнения ремонтных работ на путях попутного направления. В данной ситуации представители ГАИ создают организованный объезд по рельсам встречного движения.

Также езда по путям встречного движения может быть открыта сотрудниками ГАИ по причине дорожно-транспортного происшествия, либо по иным веским аргументам. Однако даже в таких ситуациях, регулировкой движения транспортных средств занимаются работники ГАИ.

В случае, когда владелец автомобиля, нарушает правила и съезжает на пути, предназначенные для встречного движения, он должен иметь серьезные основания (доставляет человека в госпиталь или иной повод такого рода, либо вынужден объехать препятствия, а других способов объезда нет). В любом случае, ему потребуются предоставленные доказательства в дальнейшем судебном расследовании.

В случае одобрения судом доказательств, водителю будет выписана лишь денежная штрафная санкция.

Штраф за нарушение правил движения по трамвайным путям

Штраф за езду по трамвайным путям полагается в следующих случаях:

  1. За съезд или пересечение путей встречного движения грозит штраф в размере 5000 рублей. Если несоблюдение правила было установлено сотрудником ГАИ, то водитель может быть лишен прав на 4-6 месяцев. Если несоблюдение правил записано на камеру видеофиксации – грозит лишь штрафная санкция.
  2. Когда водитель заехал на рельсы попутного движения, но при этом имеется запрещающие знаки или разметка , ему будет выписано нарушение в виде штрафа в 500 рублей. Однако на усмотрение инспектора, нарушитель может отделаться предупреждением.
  3. Объезжая помехи на дороге с использованием путей встречного движения , водителю грозит штраф на сумму от 1000-1500 рублей, в зависимости от категории нарушения.
  4. Если водитель создал препятствия для движения трамвая , на него будет наложено административное наказание в размере 500 рублей.
  5. Если нарушитель был остановлен на трамвайных ветках , на него налагается взыскание 3000 рублей по Москве и Московской области и 1500 рублей для водителей других регионов России.

Если нарушение за выезд на трамвайные пути встречного направления установлено повторно, владелец транспортного средства может лишиться водительского удостоверения сроком не более 1 года. Однако если повторное нарушение установлено камерой, водитель получит по почте штраф 5000 рублей.

Очень внимательно необходимо разворачиваться, пересекая ветки встречного направления под прямым углом. Иначе инспектор вправе оценить подобный маневр как движение по запретной зоне и временно лишить нарушителя водительского удостоверения.

Что делать, если случилась авария на трамвайных путях

Говоря о ДТП автомобиля и трамвая на путях, в нем всегда будет виновен владелец автомобиля. Поскольку выезжая на трамвайные ветки, водители авто не должны создавать препятствий трамваю.

Однако есть случаи, когда в дорожно-транспортном происшествии виновен водитель трамвая:

  • если выезжает транспорт из депо;
  • или его передвижение осуществляется при не разрешающем цвете светофора.

Также необходимо отметить, что при аварии на трамвайных ветках, на виновника ситуации налагается взыскание потерянной выгоды управлением транспорта. Поскольку пока не пройдет оформление ДТП, трамваи не имеют возможности продолжаться движение по маршрутам. Зачастую, взыскание составляет десятки тысяч рублей. А суд, будет на стороне истца. Следовательно, виновнику аварии следует по возможности незамедлительно освободить движение трамваю.

Если в аварии на путях трамвай не участвовал, т.е. участниками являются автомобили, лучше всего будет самостоятельно сформировать схему аварии, зафиксировать свидетелей, заверить схему двум участникам, сделать фотографию места аварии на любой аппарат и тот час отправляться в местный отдел ГИБДД с целью утверждения ДТП.

Будьте внимательны и удачи на дороге!

В этом видео подробно рассматриваются все случаи ПДД, когда разрешено и запрещено движение по трамвайным путям :

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, относящихся к трамвайным путям, а также к выполнению различных маневров через трамвайные пути.

В частности, будут рассмотрены ситуации, в которых разрешено движение по трамвайным путям , поворот с трамвайных путей, разворот через трамвайные пути, а также штрафы за неправильную езду по трамвайным путям.

Когда разрешено движение по трамвайным путям?

Выезд на встречные трамвайные пути

Движение по трамвайным путям встречного направления в настоящее время наказывается штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.

Повторное наказание за то же самое нарушение составляет 1 год лишения прав. Ну а в том случае, если зафиксировано с помощью нарушений, лишение прав будет заменено штрафом в размере 5 000 рублей.

Еще одна ситуация, в которой лишение прав заменяется штрафом, - это выезд на встречные трамвайные пути для . В данном случае речь идет о штрафе в размере 1 000 - 1 500 рублей.

На этом рассмотрение ПДД для трамвайных путей завершено.

Последнее обновление: 7 сентября 2013

Решением Верховного суда РФ от 29.09.2011 № ГКПИ11-610 пункт 9.6 ПДД признан не действующим со дня вступления решения суда в силу.

Напомним, что раздел 9 Правил регулирует расположение транспортных средств на проезжей части. Пунктом 9.6 ПДД, предусмотрено, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного пункта недействующим в части разрешения движения по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона. В заявлении указано, что из анализа пунктов 1.1, 1.2 и 9.1 Правил видно, что обгон не может иметь место на трамвайных путях попутного направления, так как последние не располагаются на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. В связи с этим пункт 9.6 Правил в оспариваемой части противоречит как названным положениям Правил, так и статье 6, пункту 4 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и нарушает его права, гарантированные этим Федеральным законом.
В дополнении к заявлению гражданин. поддержал свое требование и пояснил, что как водитель он обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил. Однако наличие в них неопределенности создает опасность для движения, поскольку участники движения могут по-иному, чем он, воспринимать оспариваемое предписание, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Тем самым пунктом 9.6 Правил нарушаются его права на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей удовлетворить требование заявителя, суд находит заявление гражданина подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил под обгоном понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). При этом в силу пункта 9.1 Правил стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2).
Из приведенных норм следует, что при движении по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, обгон не может иметь место, поскольку трамвайные пути не находятся на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. Однако пункт 9.6 Правил говорит о возможности обгона в таких случаях, создавая тем самым правовую неопределенность в толковании понятия «обгон».
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 22 этого Федерального закона определено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
По смыслу изложенных положений установление единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации предполагает, что регламентирующие его нормы должны согласовываться между собой и отвечать критериям определенности, ясности и недвусмысленности. Между тем содержание пункта 9.6 Правил в оспариваемой части этим критериям не отвечает, что не позволяет признать его соответствующим требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Таким образом, ВС РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. № 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.

Достаточно много спорных ситуаций может возникнуть при движении по городским улицам, оборудованных для передвижения трамваев. Следует понимать, в отдельных случаях штраф за езду по трамвайным путям может составить значительную сумму. Не исключена и возможность лишиться прав на управление автотранспортном.

В каких случаях допускается передвижение по трамвайной линии

Учитывая значительную загруженность городских дорог, действующие правила ПДД допускают возможность перемещение автотранспорта по трамвайным путям. Но только в определенных случаях.

Так, пункт 9.6 ПДД РФ гласит:

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Допускается и возможность выполнения левого поворота и разворота через трамвайные пути. Это подтверждается пунктом 8.5 ПДД.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

В любом случае, даже в разрешенных ситуациях, вы должны убедиться в том, что не создаете помех трамваю и другим участникам дорожного движения.

Административная ответственность за езду по трамвайным путям


На практике, чаще всего, накладывается штраф за выезд на встречную полосу трамвайных путей. Учтите, в этом случае вы рискуете и собственными правами. За такое нарушение вы будете отвечать по такому же принципу, как и простой обгон по встречке через сплошную разметку.

Административная ответственность определяется в соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ (пункты 3-5).

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Если нарушении было совершено без выезда на трамвайные пути встречного направления, но с нарушением требований установленных знаков или существующей разметки, тогда вам будут предъявлены претензии в соответствии со статьей 12.16 (пункт 2).



Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Остановка или стоянка на трамвайных путях так же попадает под данную статью КоАП РФ (пункты 4 и 5).

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Если вы попали в любую из описанных ситуаций, и вам грозит административная ответственность, то вы должны знать следующее.


Профессиональный автоюрист способен детально разобраться в любом случае, проанализировать детали происшествия. Его помочь позволит вам избежать ответственности или снизить размер предполагаемого штрафа. Самостоятельная защита своих интересов бывает эффективной не более чем в 5% случаев. Поэтому доверьтесь специалисту в решении подобных вопросов.

Нередко на данный вопрос не в состоянии ответить даже очень опытные автолюбители. При этом подавляющее большинство склоняется к мысли, что по трамвайным путям ездить нельзя ни при каких обстоятельствах. Однако это ошибочное утверждение, есть случаи, когда движение по ним разрешается.

Какие именно требования к езде по трамвайным путям содержатся в Правилах дорожного движения, что грозит за нарушение запретов, рассказывается в данной статье.

Когда ПДД разрешает движение по трамвайным рельсам

Ныне действующие правила предусматривают следующие ситуации, оказавшись в которых автолюбитель имеет право передвигаться по путям:

  • Трамвайная линия находятся по левую сторону от водителя;
  • она проложена на одном уровне с остальной автотрассой;
  • в случае, если речь идет о путях попутного направления.

Только три эти ситуации являются основанием для проезда по трамвайным путям. В остальных случаях это действие категорически запрещено.

В каких ситуациях движение запрещено

ПДД совершенно четко определяет, что ездить по трамвайным путям не разрешается ни при каких условиях, если они расположены ниже уровня общей дороги или же выше. Колея здесь считается ничем иным, как разделительной полосой, пересекать которую категорически запрещается.

Также не разрешено движение по трамвайным путям в случае, если они проходят справа по направлению движения. Такое расположения данных коммуникаций довольно часто встречается в мегаполисах, особенно в старых районах.

Также категорически запрещено выезжать на пути, по которым трамваи могут ехать навстречу автолюбителю. Это весьма серьезное нарушение ПДД, за которое предусмотрено взыскание – вплоть до лишения прав.

Другие случаи, когда трамвайную линию пересекать можно

В ПДД указывается что автовладелец имеет такое право еще и в следующих случаях:

  • при развороте;
  • в случае пересечения улицы по перекрестку;
  • для поворота влево.

Здесь крайне важно помнить – при движении по трамвайным путям ваша автомашина не должна мешать нормальному функционированию общественного транспорта.

ПДД, в свою очередь, четко запрещают пересекать колею трамвая, расположенную по правую руку от водителя. Это считается очень грубым нарушением.

Помимо того, в отдельных местах специально устанавливают запретительные дорожные указатели, а также наносят особую разметку на асфальте. Обычно в таких случаях:

  • чертят сплошную линию;
  • вывешивают знак запрещающий въезд;
  • устанавливают таблицу с надписью: «Полоса движения».

Размеры штрафов в 2016-2017 году

Взыскание за движение по трамвайным путям зависит от серьезности нарушения. В частности, суровее всего накажут того автолюбителя, который разрешит себе ехать по встречной колее.

Если трамвайная линия отделена от остальной автодороги сплошной полосой, нарушитель наказывается штрафом, величина которого составляет 500 рублей, либо же предупреждением от автоинспектора. Данный проступок квалифицируется в ПДД по пункту 12.16.

Если ТС передвигается в попутном направлении, но при этом мешает нормальной работе общественного транспорта, его водитель также получит квитанцию на взыскание в размере полутысячи рублей.

Также ПДД указывает, что остановка автомобиля на трамвайной линии – очень грубое нарушение, за которое придется отдать 1,5 тысячи. В то же время в некоторых крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) размер штрафа составляет уже 3 тысячи рублей.

Между тем проезд по трамвайным путям встречного движения карается намного строже. В ПДД предусмотрено:

  • взыскание в объеме 5 тысяч;
  • лишение права на вождение ТС сроком до 6 месяцев.

Полторы тысячи рублей вынуждены будут заплатить автовладельцы, позволившие себе выехать на встречную линию трамвая для того, чтобы обогнуть препятствие.

Кроме того, указывается, если водитель будет замечен за повторным нарушением ПДД такого же характера, его, в соответствии с Админкодексом РФ, разрешено лишить права вождения на год.
В тех же случаях, когда такой проступок будет повторно зафиксирован видеокамерами, назначается штраф – 5 тысяч рублей.

Движение через перекресток

Важно помнить, что движение по трамвайным путям разрешается только тогда, когда все остальные полосы заняты автотранспортом. При этом имеются в виду исключительно линии попутного движения.

Переезд через колею на нерегулируемом перекрестке также разрешен только в отдельных ситуациях:

  • вагон трамвая и автомобиль двигались к перекрестку в одном направлении, пути находятся по правую руку от водителя, а общественный транспорт будет ехать по прямой;
  • машина и трамвай двигаются параллельно в одну и ту же сторону, линия находится по правую руку от автолюбителя, оба ТС будут поворачивать налево;
  • линия находится с правой стороны, автомобиль должен двигаться по прямой, в то время как трамвай собирается свернуть влево.

Левый поворот

ПДД не запрещает автовладельцам совершать указанный маневр при соблюдении следующих условий:

  • трамвайная линия находится по правую сторону от автомашины и на одной высоте с остальной дорогой;
  • на асфальте нет разметки.

Перед поворотом автолюбитель обязан убедиться визуально, что вагонов трамвая нет. Переезд путей совершается только под углом 90 градусов. При пересечении иными способами сотрудники ГИБДД имеют право оштрафовать на 5 тысяч, поскольку расценят данный маневр как выезд на встречную.

Если разворачиваться налево разрешено в соответствии с вышеприведенным порядком, то обгон ни в коем случае не допустим. Все дело в том, что указанный маневр невозможно совершить без выезда на встречную. При этом ПДД не запрещает опережать попутный общественный транспорт в ситуации, когда другие полосы заняты.