Объекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Новые правила регистрации недвижимости с 01.01.2017 установлены законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - закон № 218-ФЗ), призванным заменить закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - закон № 122-ФЗ). Рассмотрим нововведения более подробно.

Изменения, вступившие в силу в 2016 году

В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации недвижимости, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности третьему лицу (п. 1 ст. 24);
  • продаже земельной доли (п. 3 ст. 24.1);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 30).

Новые правила регистрации недвижимости, действовавшие в 2016 году

В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:

  • Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 172-ФЗ расширен круг сделок по отчуждению общей собственности на недвижимое имущество, требующих нотариального заверения. Сюда вошли все такие сделки, в том числе сделки по продаже своих долей всеми участниками собственности по одной сделке.
  • Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 351-ФЗ отменена нотариальная регистрация сделок по продаже земельных долей.

Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:

  • в продаже долей в общей собственности (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ).

Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.

Изменения в госрегистрации недвижимости с 2017 года

Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:

  • создание нового ЕГРН, объединяющего существовавшие ранее ЕГРП и ГКН;
  • возможность одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на него;
  • изменение порядка представления документов на госрегистрацию;
  • уменьшение сроков производства регистрационных действий;
  • признание машино-мест объектом недвижимости;
  • изменение оснований и сроков приостановки госрегистрации;
  • появление основания для отказа в приеме документов;
  • увеличение госпошлины за выдачу выписок и копий документов из реестра.

Рассмотрим каждое из нововведений детально.

Единый государственный реестр недвижимости

ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:

  • о зарегистрированных объектах недвижимого имущества;
  • учтенных правах на такое имущество;
  • основаниях возникновения таких прав;
  • собственниках и других правообладателях имущества.

Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.

Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:

  • Реестр ведется в электронной форме (кроме реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя).
  • Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
  • Введено понятие дежурной кадастровой карты. Такие карты предназначены исключительно для внутреннего пользования сотрудниками Росреестра. В отличие от публичных, они содержат границы и номера частей земельных участков, зданий и сооружений.

Новый порядок регистрации и постановки недвижимого имущества на учет

Законом № 218-ФЗ внесены значимые изменения в процедуру представления документов:

  • Введена обязанность органа регистрации самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя (п. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
  • Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме, а по окончании регдействий их может доставить курьер, правда, эти услуги платные (п. 1 ст. 18, пп. 19, 20 ст. 29).
  • Заявление на госрегистрацию можно подать в любое подразделение органа регистрации или МФЦ вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости (п. 2 ст. 18).
  • Упрощен порядок госрегистрации прав, возникших из акта госоргана (орган, принявший акт, самостоятельно направляет документы на регистрацию не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения (п. 2 ст. 19).
  • На регистрацию передается только 1 оригинал документа-основания возникновения прав на бумажном носителе. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде (п. 5 ст. 18).
  • При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку (п. 12 ст. 18).

Закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ ввел изменения в закон № 218-ФЗ. Они упрощают регистрацию вновь созданных по договорам долевого строительства объектов: теперь можно не приобщать к заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации проектную декларацию, а также разрешение на строительство. Оба документа для целей Росреестра берутся в единой информационной системе жилищного строительства.

Сроки производства регистрационных действий

Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).

С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:

  • постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется в течение 5 р. д. при подаче заявления непосредственно в орган регистрации и 7 р. д. при подаче через МФЦ;
  • госрегистрация права собственности — в течение 7 и 9 р. д. соответственно;
  • одновременное совершение 2 перечисленных действий займет 10 и 12 р. д.

Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.

Регистрация машино-мест

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • предназначаться для парковки автомобиля;
  • быть расположено в строении;
  • быть не ограничено либо частично ограничено строительной конструкцией;
  • иметь четко установленные границы.

Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:

П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.

Новшества в отказе и приостановке госрегистрации

В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:

  • предусмотрен только 1 повод для отказа в приеме документов — непредставление лицом, лично подающим заявление на госрегистрацию, документа, удостоверяющего его личность (п. 15 ст. 18 закона № 218-ФЗ);
  • предусмотрен 1 повод для отказа в госрегистрации — неустранение причин, послуживших поводом для приостановки (ст. 27 закона № 218-ФЗ);
  • определено 60 оснований для приостановки регистрационных действий (п. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно (п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 30 закона № 218-ФЗ).

Государственная пошлина

Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела. О ее размерах можно узнать из нашей статьи Госпошлина при продаже квартиры . За выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:

  • госпошлина за самую часто применяемую выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составляет для физлиц 750, для юрлиц - 2200 руб. Электронный документ обойдется в 300 руб. и 600 руб. соответственно;
  • госпошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб. в электронном виде - 400 руб.;
  • госпошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.

Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости произошли в последнее время. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствие с ГК РФ.

Все объекты по правам, подлежащие государственной регистрации и учету, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона, можно объединить в пять групп: право собственности; вещные права; ограничения прав; сделки с недвижимым имуществом; физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету.

Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, частной, общей (долевой или совместной).

В отличие от права собственности вещные права лиц, не являющихся собственниками, предоставляют меньший объем правомочий их обладателям. Вещные права -- это права хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, пожизненного и постоянного пользования наследуемого владения земельным участком и др.

Третью группу объектов регистрации составляют ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека; доверительное управление и аренда, которые имеют неодинаковую правовую природу.

Четвертая группа объектов регистрации - действия (сделки), влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, мен, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продажи с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и Закону вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

Кроме государственной регистрации, может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости. Поэтому не следует отождествлять правовой и технический учет объектов недвижимости, который ведут различные государственные органы (БТИ, КЗРиЗ и др.).

Субъектами государственной регистрации являются собственники объектов недвижимости, держатели прав на них (арендаторы, пользователи, обладатели сервитутов и др.), с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с другой.

Для создания рынка недвижимости необходимо юридически оформить недвижимость, т. е. в соответствии с утвержденными формами каждому объекту недвижимости должен быть присвоен кадастровый номер - сжатое, цифровое выражение набора характеристик объекта, исключающее его смешение (отождествление) с другим объектом. Федеральный закон определяет кадастровый номер как «уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета...».

Государство гарантирует права на объекты недвижимости, которые становятся товаром только после государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат, кроме прав на недвижимое имущество, и все сделки с объектами недвижимости. Так, при продаже коммерческого объекта недвижимости стороны обязаны осуществить сначала государственную регистрацию заключенного договора на его продажу, затем по передаточному акту произвести фактическую передачу этого объекта покупателю, после чего осуществить государственную регистрацию права собственности покупателя на этот объект недвижимости.

Несоблюдение сторонами государственной регистрации сделки с объектами недвижимости влечет ничтожность сделки. Однако, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации заключенной сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Государственной регистрации права - внесению сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) появился в 2017 году в результате объединения в один информационный ресурс Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

">ЕГРН ) - подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость и сделки с ней, ограничения прав и обременения недвижимости: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения и так далее.

Сейчас сведения, внесенные в ЕГРН, - это единственное доказательство наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, оспорить которое можно только в суде.

Регистрировать права должен собственник (независимо от того, кто он - гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может зарегистрировать права на недвижимость сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?

Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.

Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.

Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.

">создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание» . К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Права на недвижимость будут зарегистрированы в течение 5–12 рабочих дней. Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online» .

5. Чем подтверждается государственная регистрация права?

По итогам регистрации ваших прав на недвижимость вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Ее можно получить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на e-mail либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре . Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на регистрацию права.

Свидетельства о праве собственности с 2017 года больше не выдаются.

6. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?

Если вы собственник недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без вашего личного участия.

В этом случае Росреестр будет отклонять любые попытки сторонних лиц зарегистрировать какие-либо права на вашу недвижимость без объяснения причин. Исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.

Впоследствии такая запись может быть Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) погашается на основании:

  • заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации;
  • вступившего в законную силу судебного акта;
  • решения государственного регистратора (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника.
">погашена .

7. Что делать, если я не согласен с записью в ЕГРН о праве на недвижимость?

Если в ЕГРН появилась запись о том, что у вашей недвижимости появился новый собственник, а вы с этим не согласны и готовы оспорить это в суде, вы можете подать в Росреестр заявление о наличии у вас возражений в отношении зарегистрированного права на недвижимость.

Такая запись в ЕГРН никак не повлияет на дальнейшую регистрацию прав на эту недвижимость, но может помочь снизить число оспариваемых впоследствии сделок.

По прошествии времени такая запись может быть Запись может быть погашена без заявления предшествующего правообладателя на основании решения государственного регистратора в случаях, если:

  • предшествующий правообладатель не оспорил данное право в суде;
  • в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступил документ, подтверждающий, что предшествующий правообладатель оспорил данное право в суде одновременно с внесением в Единый государственный реестр прав записи, указывающей на наличие заявленного в судебном порядке права требования;
  • проведение инвентаризации и предоставление информации технического учета;
  • адресная регистрация объектов недвижимости: предоставление справки об идентификации адреса объекта капитального строительства;
  • предоставление информации и документов о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда;
  • распоряжение материнским капиталом;
  • предоставление информации жилищного учета;
  • государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
  • согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Возможность получить документы одним пакетом есть во всех .

Понятие государственной регистрации недвижимости

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Особенности государственной регистрации недвижимости

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость - это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Цели и задачи регистрации недвижимости

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Какие права и сделки подлежат государственной регистрации

Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

  • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
  • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

Регистрация прав на недвижимость

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Необходимые документы для регистрации прав на недвижимость

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Результаты процедуры регистрации прав на недвижимость

Сроки проведения государственной регистрации составляют 10 рабочих дней с момента подачи документов в Росреестр или через центр. Она производится регистатором.

Действующий порядок предусматривает 2 результата. Регистрация, в подтверждении которой ранее выдавались свидетельства и отказ в ней. Изменения, касающиеся подтверждающих документов, вступили в силу с июля 2016 г. Вместо свидетельства таким документом выступает выписка из ЕГРП (справка). По этой причине, перед покупкой не стоит обращать внимания на цветной бланк, утративший свое назначение. Актуальные сведения должны подтверждаться свежей выпиской, а старый документ утрачивает значение.

Также не стоит требовать выдачи свидетельства, поскольку это не предусматривает действующий закон.

Если получен отказ, требуется изучить его мотивировку, основания должны соответствовать ст. 20 закона, предусматривающие перечень причин, если нарушены определенные требования. При этом, заявителю предоставлено право обжалования, которое предусматривают процессуальные особенности. Отказ может быть отменен судом.

Документы следует получать там же, где они были сданы (Росреестр или центр).

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Как быть?

В результате наводнения 10 га сельскохозяйственных угодий оказались заболоченными. Местная администрация обязала их собственников провести мелиоративные мероприятия. Они отказались, сославшись на то, что участок не муниципальный, а частный. Правомерно ли решение администрации?

Михаил 23.11.2018 14:42

Дубровина Светлана Борисовна 23.11.2018 16:16

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 24.11.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Регистрация права на недвижимость

Может Налоговая инициировать регистрацию Права на квартиру, полученную по инвестиционному договору и акта приема передачи, если владелец не оформляет ее в собственность и не платит налоги

Ольга 27.10.2018 21:20

Дубровина Светлана Борисовна 28.10.2018 08:14

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 29.10.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

Недвижимость

Для чего нужна государственная регистрация объектов недвижимости? Как связаны между собой физические, экономические, социальные и правовые свойства недвижимости? Как ГКРФ определяет недвижимое имущество?

Мадина 08.10.2018 13:34

Малов Дмитрий Владимирович 08.10.2018 13:36

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 09.10.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Продажа гаража

Хочу продать гараж, есть свидетельство на право собственности, какие ещё нужны документы? порядок оформления сделки купля - продажа?

Анастасия 24.07.2017 10:03

Здравствуйте Анастасия! Вам потребуются следующие документы: паспорт РФ, свидетельство о праве собственности на строение и на землю, кадастровый паспорт объекта недвижимости, справку об отсутствии обременений, если есть другие хозяева, разрешение от них, оплата гос. пошлины за совершаемую сделку, договор купли-продажи. При необходимости можем помочь Вам, в сопровождении Вашей сделки, для этого можете обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Малов Андрей Владимирович 25.07.2017 13:32

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

Закон от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ внес изменения в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет объектов недвижимости, а также в порядок предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП). В статье рассмотрены наиболее значимые изменения, затронувшие регистрацию прав на недвижимость и кадастровый учет объектов недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимость

Одним из многочисленных новшеств является закрепление законодателем нормы, позволяющей осуществлять ведение Единого государственного реестра прав только на электронном носителе. Ранее данная норма обязывала вести данный реестр на бумажном и на электронном носителях (пп. «е» п. 7 Закона № 250-ФЗ).

Появляется возможность подачи заявления о государственной регистрации прав в электронной форме, что позволит заявителям избежать очередей при подаче документов. Также заявители теперь не обязаны представлять документ об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для госрегистрации прав документами. Но, если информация об уплате госпошлины будет отсутствовать в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате госпошлины не будет представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для госрегистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Данные документы, по истечении 18 календарных дней с момента их поступления, в случае наличия в заявлении соответствующего указания, выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. При подаче документов заявителю направляется электронное уведомление о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) в ред. Закона № 250-ФЗ.

…появляется возможность подачи заявления о государственной регистрации прав в электронной форме, что позволит заявителям избежать очередей при подаче документов...


Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для госрегистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате госпошлины, является день представления заявителем документа об уплате госпошлины или получения территориальным органом Федеральной регистрационной службы сведений об уплате госпошлины (п. 8 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

Особое внимание привлекают изменения, затронувшие удостоверение государственной регистрации прав. С 1 октября 2013 г. государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе (ст. 14 Закон № 122-ФЗ).

Закон № 250-ФЗ регламентировал порядок подачи заявлений о госрегистрации прав и необходимых документов на линейные объекты (п. 1.1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

Признана утратившей силу норма, согласно которой государственная регистрация прав осуществляется по местонахождению недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Но можно предположить, что регистрация так и будет производиться по местонахождению .

Несмотря на возможность подачи заявления о госрегистрации прав в электронном виде, документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, и иные необходимые для госрегистрации прав документы, должны быть представлены в форме документов на бумажном носителе (ч. 5 ст. 18 Закона № 122-ФЗ).

Ошибки

Во избежание неоднозначного толкования определения технической ошибки органом, осуществляющим госрегистрацию прав на недвижимость, законодатель уточнил, что к таковым может быть отнесено.

К технической ошибке относятся: описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенные территориальным органом Федеральной регистрационной службы при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕГРП, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП. Но исправление технической ошибки в записях, допущенной при госрегистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества (п. 1 ст. 21 Закона № 122-ФЗ).

Интересен и тот факт, что орган, осуществляющий госрегистрацию прав, может без заявления правообладателя вносить в ЕГРП изменения, содержащиеся в базовых государственных информационных ресурсах, относительно сведений о правообладателе, которые не влекут за собой переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости. Но при этом он обязан в течение пяти дней уведомить об этом правообладателя (ст. 21.1 Закона № 122-ФЗ).

Законом № 250-ФЗ конкретизированы документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества. Для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества необходимы правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (например, свидетельство о собственности) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство (п. 1 ст. 25 Закона № 122-ФЗ).

ИЖС

Из перечня документов, которые подтверждают факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, исключен кадастровый паспорт. А до 1 марта 2015 г. разрешение на ввод в эксплуатацию не запрашивается, и для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства необходимо представить только правоустанавливающий документ на земельный участок (п. 4 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ).

Обратите внимание

При госрегистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество государственная регистрация изменения арендатора в договоре аренды в отношении земельного участка, занятого таким недвижимым имуществом и принадлежавшего предшествующему собственнику указанных объектов недвижимости на праве аренды, не проводится.

То есть теперь смена арендатора земельного участка при продаже объекта недвижимости регистрируется в заявительном порядке (ст. 25.5 Закона № 122-ФЗ).

Нововведением является возможность внесения в ЕГРП записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости на основании заявления лица, право собственности которого в ЕГРП было зарегистрировано ранее (п. 1 ст. 28.1 Закона № 122-ФЗ). Данная запись погашается на основании заявления предшествующего правообладателя, представленного в течение трех месяцев с момента ее внесения. Также запись о возражении может быть погашена до истечения трех месяцев на основании решения государственного регистратора или на основании вступившего в силу судебного акта о погашении этой записи. Законодателем установлено право собственника объекта недвижимости подать заявление о невозможности госрегистрации права без его личного участия (п. 2 ст. 28.1 Закона № 122-ФЗ). На основании такого заявления в ЕГРП вносится запись о заявлении о невозможности государственной регистрации. Такая запись является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом на госрегистрацию, соответствующего объекта недвижимости. Таким образом, законодатель предоставляет собственнику возможность обезопасить себя от незаконных продаж, организуемых мошенниками.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества

Законодатель установил, что при ведении государственного кадастра недвижимости применяется только единая государственная система координат, но вместе с тем допускается применение до 1 января 2017 года установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат (ч. 4 ст. 6, ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в ред. закона № 250-ФЗ.

Расширен состав дополнительных сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости (ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Данные сведения необходимы для проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Законом № 250-ФЗ конкретизировано, что публичные кадастровые карты ведутся в электронном виде и их просмотр на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) происходит без подачи запросов и взимания платы, то есть они остались доступными для всех (ч. 4 ст. 13 Закона № 221-ФЗ).

…можно предположить, что регистрация так и будет производиться по местонахождению недвижимости...


В качестве отдельного вида предоставления Росреестром сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, законодатель закрепил кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 4.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ). Эта справка представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и его кадастровом номере. Как и прежде, она предоставляется бесплатно по запросу любых лиц.

Произведены изменения и в информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости. В частности, закон № 221-ФЗ дополнен обязанностью органов охраны объектов культурного наследия (Росохранкультура) направлять в Росреестр в срок не более чем 5 рабочих дней со дня принятия соответствующих решений документы, необходимые для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений, например, о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об их исключении (ч. 2 ст. 15 Закона № 221-ФЗ).

Согласно новым нормам, в качестве заявителей об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений о категории земли, к которой отнесен земельный участок, или адреса объекта недвижимости могут обращаться любые лица (ч. 3.1 ст. 20 Закона № 221-ФЗ).

Утратила силу статья, определяющая место кадастрового учета по местонахождение объекта недвижимости. Теперь заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа (ч. 1 ст. 21 Закона № 221-ФЗ). Значит, заявитель может обратиться не только непосредственно по местонахождению объекта недвижимости, но и в пределах всего субъекта РФ, на котором находится объект недвижимости (кадастровый округ - единица кадастрового деления территории Российской Федерации, границы которой, как правило, совпадают с границами территории субъекта РФ).

Другие изменения

Законодатель продолжает развивать госорганов. Так, документы, подлежащие выдаче заявителю после осуществления кадастрового учета, направляются ему Росреестром в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Но если в заявлении будет указано о необходимости получения таких документов в форме документов на бумажном носителе, орган кадастрового учета обязан выдать такие документы заявителю лично под расписку (ч. 2.1, ч. 3 ст. 23 Закона № 221-ФЗ).

Увеличен срок, по истечении которого сведения в отношении объекта недвижимости, который поставлен на учет, но государственная регистрация права на который не осуществлена, аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Данные действия теперь производятся по истечении пяти лет со дня постановки на учет такого объекта недвижимости. Если ранее орган кадастрового учета после исключения сведений самостоятельно направлял заявителю документы, то теперь они выдаются в течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю на основании заявления (ч. 4 ст. 24 Закона № 221-ФЗ).

Произошли изменения и в основаниях приостановления осуществления кадастрового учета или в отказе его осуществления. Если ранее при подаче заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов, по форме либо содержанию не соответствующих установленным требованиям, заявителю отказывали в осуществлении кадастрового учета, то теперь орган кадастрового учета просто приостанавливает осуществление кадастрового учета (п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ). Также уточнен перечень лиц, имеющих право на обжалование в судебном порядке решения о приостановлении: - заявитель и его представитель или кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (ч. 10 ст. 26 Закона № 221-ФЗ).

Что касается межевого плана, технического плана, акта обследования, то данные документы подготавливаются в форме электронных документов и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего их. В случаях, предусмотренных договором подряда, данные документы могут подготавливаться в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего их (ч. 11 ст. 38, ч. 9 ст. 41, ч. 2 ст. 42 Закона № 221-ФЗ).

В заключение можно сделать вывод, что изменения, внесенные законом № 250-ФЗ, направлены на восполнение пробелов и устранение недостатков при осуществлении государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество.

Екатерина Сидорина , ведущий юрист-консультант Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»


Процесс госрегистрации без труда

С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью зарегистрируете недвижимость, создадите новую фирму, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки.