Деятельность дпс гибдд по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения. Деятельность гибдд по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения Информация об изменениях

Не выдало ни одного предписания об устранении каких-либо нарушений органам исполнительной власти или местного самоуправления. При этом в одних регионах, например Санкт-Петербурге или Чечне, местные гаишники за год выдали десятки таких предписаний, в других, например в Московской области или Крыму, — тысячи.

В связи с этим первый зампред направил обращение главе ГИБДД России с просьбой провести проверку деятельности Госавтоинспекции Москвы и рассмотреть вопрос о привлечении ее руководства к ответственности. В обращении парламентарий отмечает, что столичная ГИБДД фактически не занимается надзорной деятельностью, вследствие чего в столице годами грубо и системно нарушаются нормы ПДД и стандарты, например,

повсеместно устанавливаются дорожные знаки, не соответствующие ГОСТу и противоречащие друг другу.

«То есть ГИБДД Москвы не замечает системных нарушений, считает нормальным давать только разовые предписания исполнителю — ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), а на постоянной основе обследовать организацию дорожного движения в городе и выдавать предписания непосредственно городской власти не желает или «стесняется».

Такая организация работы ГИБДД — на грани между попустительством и халатностью»,

пишет он.

Важно отметить, что ГКУ «ЦОДД» не является органом исполнительной власти или местного самоуправления, поэтому выписываемые учреждению предписания не отображаются в сводной статистике МВД.

В ответном письме депутату (есть в распоряжении «Газеты.Ru») Нилов, по сути, признает, что ГИБДД Москвы действительно лишь точечно следит за недостатками в организации дорожного движения, а ее надзорная деятельность заключается только в выявлении конкретных локальных, а не системных нарушений.

Как отмечает Нилов, столичной Госавтоинспекцией совместно с органами прокуратуры в 2015 году в отношении должностных лиц ЦОДД было возбуждено 93 дела об административных правонарушениях, а также вынесено 19 представлений о привлечении ЦОДД в качестве юрлица к административной ответственности. В письме уточняется, что около трети наложенных за нарушения штрафов в установленные законом сроки не были уплачены.

Кроме того, ГИБДД Москвы за 2015 год выдала ЦОДД 6985 предписаний на устранение нарушений при применении технических средств организации дорожного движения.

К таким средствам относятся, к примеру, дорожные конусы, столбики, барьеры, «лежачие полицейские», светоотражающие элементы, знаки, разметка, светофоры и т.д. Кроме того, к техническим средствам организации дорожного движения (ТСОДД) относятся дорожные контроллеры, детекторы транспорта, средства обработки и передачи информации и прочее.

По факту неисполнения предписаний было возбуждено еще три административных дела в отношении должностных лиц, а также 38 дел в отношении юрлица ЦОДД. По всем этим делам судебными органами были назначены наказания в виде штрафов, однако оплачен был в установленный срок лишь один штраф.

Материалы по всем не исполненным ЦОДД и его сотрудниками постановлениям были направлены в УФССП по Москве — теперь взысканием штрафов с ЦОДД занимаются приставы.

В ЦОДД «Газете.Ru» заявили, штрафы не были уплачены в срок в связи с тем, что ЦОДД не согласен с постановлениями и обжалует их в судах. «Есть решения, вынесенные в пользу ЦОДД», — утверждают в ЦОДД, не уточняя при этом количество таких решений.

Нарушения в работе учреждения, по словам главы ГИБДД, не прекратились и в 2016 году. Так, очередная выездная проверка была проведена столичной Госавтоинспекцией и в феврале текущего года, по результатам которой вновь были выявлены нарушения в работе ЦОДД.

«Принимая во внимание многочисленные факты нарушений правил применения ТСОДД в Москве, надзорная деятельность УГИБДД ГУ МВД России по Москве взята под контроль», — резюмирует Нилов в ответе на депутатский запрос.

«Вместо семи тысяч предписаний ЦОДД надо выдать лишь несколько департаменту транспорта, но гаишники боятся их тревожить, — комментирует ситуацию «Газете.Ru» Лысаков. — Получается, что в столице ГИБДД работает как техническая служба, которая по каждому неправильно установленному знаку направляет ЦОДД предписание».

Это «Газете.Ru» подтвердили и в ЦОДД, где заявили, что обычно ГИБДД выдает отдельное предписание за каждое конкретное нарушение, например за покосившийся или загрязнившийся дорожный знак, притом что в городе их установлено более 268 тысяч.

«Таких нарушений, как мы видим, тысячи, и такая работа Госавтоинспекции просто лишена смысла — это скорее создание видимости работы», — уверен депутат.

По мнению парламентария, к такой ситуации могло привести нежелание руководства ГИБДД Москвы вступать в конфликт с , требуя от него напрямую навести порядок в работе подконтрольных ему учреждений. «Уже сейчас, судя по ответу Нилова, на ГИБДД Москвы поставили черную метку — взяли на контроль. Если ситуация не будет меняться, то, на мой взгляд, необходимо ставить вопрос о принятии кадровых решений в столичной Госавтоинспекции», — говорит он.

30.04.2010 //

Надзор за административной деятельностью органов ГИБДД

О том, каков порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях и как прокуратура надзирает за деятельностью ГИБДД, рассказывает в своей статье помощник горпрокурора, юрист 1 класса Иван Щипанов.

«Принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации в декабре 2001 года Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), начал действовать с июля 2002-го. Именно с этого периода довольно большой блок дел, вытекающих из административных правоотношений (в том числе по обжалованию постановлений по таким делам) стал рассматриваться судьями не по нормам гражданско-процессуального кодекса, а по нормам КоАП РФ. Упрощённая процедура рассмотрения жалоб (ограниченный круг участников правоотношений, необязательное ведение протокола судебного заседания при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (как правило, на усмотрение судьи), ограниченные сроки рассмотрения жалоб), позволила в более короткие сроки рассмотреть большое количество соответствующих жалоб, что является несомненным преимуществом для судебной системы в целом и для отдельно взятого гражданина – участника административного правоотношения – в частности.

Принимая во внимание определенную значимость и большой объём дел, вытекающих из административных правоотношений, рассмотрением которых занимаются как должностные лица различных органов, так и судьи всех уровней, давно назревает вопрос о создании отдельной структуры в судебной системеадминистративного суда. Но на сегодняшний день пока этого не произошло, существует предусмотренная законом система обжалования вынесенных административных постановлений (наиболее распространенная):

1) вынесенное судьёй – в вышестоящий суд;

2) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Органы прокуратуры РФ в числе прочего осуществляют и надзор за законностью в указанной сфере, при этом вправе приносить протесты на незаконные постановлении и определения, вынесенные административным органом. Одним из поднадзорных органов горпрокуратуры является городской отдел ГИБДД, решения которого часто в большей или меньшей степени затрагивают права и законные интересы граждан (связанные впоследствии с возмещением материального ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия, компенсацией морального вреда и др.).

Так, осенью 2009 года на одном из перекрёстков в Орехово-Зуева произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей под управлением водителя М. и водителя Д., в результате которого последний получил телесные повреждения, которые квалифицируются, как вред здоровью средней тяжести.

Постановлением начальника ОГИБДД виновным в совершении административного правонарушения - нарушении правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда здоровью средней тяжести, - был признан М.

Не согласившись со своей виной в совершении указанного выше правонарушения, М. на имя начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД подал жалобу на вынесенное постановление в установленный законом срок – в течение 10 дней со дня получения копии обжалуемого постановления.

Порядок подачи, принятия и рассмотрения жалоб регламентирован главой 30 КоАП РФ. В силу положений ст.ст.30.1 и 30.2 КоАП РФ указанная жалоба может быть рассмотрена либо вышестоящим должностным лицом, либо городским судом.

Таким образом, начальник Орехово-Зуевского ОГИБДД был обязан в течение 3 дней направить данную жалобу вместе с административным материалом в горсуд или вышестоящий орган, то есть в Орехово-Зуевское УВД для ее рассмотрения по существу. Однако в нарушение указанных выше норм данная жалоба незаконно была передана для рассмотрения инспектору Орехово-Зуевского ОГИБДД.

По результатам дополнительной проверки по жалобе М. уже в отношении водителя Д. инспектором ОГИБДД вынесено постановление, которым и в его действиях усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренный ст.12.12 КоАП РФ – проезд на запрещающий сигнал светофора. В связи с чем и от Д. на имя начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД на указанное постановление поступает жалоба.

Впоследствии начальником Орехово-Зуевского ОГИБДД соответствующим решением постановления по делам об административных правонарушениях в отношении как М., так и Д. оставлены без изменения, а жалоба Д. – без удовлетворения.

В ходе прокурорской проверки установлено, что жалоба М. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении него, рассмотрена ненадлежащим должностным лицом, то есть решение начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД в этой части является незаконным, а соответствующая жалоба М. фактически не была рассмотрена и разрешена.

Постановление же по делу в отношении Д. также вынесено с нарушениями норм действующего административного законодательства, так как согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато в случае истечения срока давности - двух месяцев, который истёк на момент подачи жалобы М.

Кроме того, из смысла гл.30 КоАП РФ следует, что при поступлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесения именно этого постановления, а не устанавливается виновность других участников дорожно-транспортного правонарушения. То есть, рассматривая жалобу М., соответствующий уполномоченный орган обязан был проверить законность и обоснованность постановления, вынесенного непосредственно в отношении него, а не решать вопрос о наличии состава административного правонарушения в действиях Д.

Таким образом, в данном случае существенно были нарушены права обоих участников дорожно-транспортного происшествия, что впоследствии повлияло на размер компенсации материального вреда, выплаченного страховой компанией, в связи с чем горпрокурором внесен протест на незаконные постановление по делу об административном правонарушении и решение начальника ОГИБДД, который был удовлетворён – указанные документы отменены.

Заметили опечатку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, - Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!

Для проверки документов - водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира - автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном - см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам : если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) - проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, - нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе - никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник - сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля - на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) - и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ

Бывает, что инспектор - особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, - занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф - 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

Обеспечение высокого уровня безопасности дорожного движения - одна из задач Российского государства. Данный вывод следует из основных положений Конституции РФ и Закона РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г., в которых закреплены правовые основы обеспечения безопасности в государстве, определена система безопасности и ее функции, установлены силы и средства обеспечения безопасности, порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за этой деятельностью.

центральное место в нормативной правовой основе по обеспечению безопасности дорожного движения занимают Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" и Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) " О безопасности дорожного движения"

безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

осуществления деятельности по организации дорожного движения;

материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

Статья 30. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения

1. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В настоящее время есть два основных органа государственной власти, которые осуществляют такой надзор и контроль, - это ГИБДД и служба дорожной инспекции.

статья 30 говорит о государственном контроле не только за самим дорожным движением, но и за техническими требованиями, нормами и правилами, которыми и устанавливаются требования к самим транспортным средствам, дорожному покрытию и т.д. Ввиду этого можно сказать, что государственный контроль будет осуществляться также и сотрудниками Федерального дорожного агентства, о которых мы говорили в комментарии к ст. 14 Закона, и создаваемых органов государственной власти на уровне субъектов РФ.

Дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования. Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Основными задачами ДПС являются:

1) сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

2) обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Взаимодействие осуществляется на основе договоров, совместных планов, приказов, указаний и инструкций.

1) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения,

Указ президента РФ от 15.06.98 г. №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утв. Положение о ГИБДД.

В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения

Органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят федеральный орган управления Госавтоинспекции, органы управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации (далее - органы управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации), подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.

На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности:

а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

к проектированию, строительству, реконструкции дорог (за исключением государственного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

Проведенный комплексный анализ существующей системы нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения позволяет выявить наиболее характерные недостатки. К их числу, по нашему мнению, можно отнести следующие:

Законодательство об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения не обеспечивает в полной мере реализацию главной задачи - предупреждения правонарушений;

Практически отсутствуют нормы, стимулирующие участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по предупреждению аварийности.

Состояние автомобиля – важный фактор безопасности движения. Поэтому в ГИБДД существует отдел технического надзора, который занимается проверкой транспорта на соответствие предписанных законом условиям эксплуатации. Его специалисты следят за регулярными осмотрами машин. Они же имеют право осуществлять техконтроль на постах ДПС.

Читайте в этой статье

Основные задачи технадзора ГИБДД

Структура, контролирующая состояние транспортных средств, создана для решения следующих проблем:


Это может быть заводской брак, внесенные по желанию собственника конструктивные изменения. Не все автовладельцы вовремя ремонтируют свой транспорт, тем самым повышая вероятность ДТП из-за внезапной поломки. Во избежание всего этого состояние машин контролируется еще и специалистами из ГИБДД.

  • Профилактика правонарушений в области безопасности движения, касающихся использования ТС, а также их пресечение. Состояние ТС – забота технадзора не только после аварии. Если автомобиль еще не стал ее участником, но в конструкции есть способные привести к катастрофе нюансы, отдел контроля должен этим заняться. То есть установить несоответствие машины стандартным требованиям, заставить владельца вернуть к ним технику, наказать его за нарушение закона.
  • Усовершенствовать автомобиль можно. Но все изменения должны быть проверены технадзором на предмет безопасности. Ведь владелец машины не сможет оценить вероятную угрозу, которую несет, например, самовольно установленное газовое оборудование или чрезмерно затонированные стекла.

Задачи, стоящие перед контролирующей структурой ГИБДД, решаются на основании нескольких правовых документов. Это Конституция РФ, Законы «О полиции» и «О безопасности дорожного движения», КоАП и множество других.

Функции отдела, инспектора

Структура технического надзора ГИБДД выполняет целый ряд действий:

  • Контролирует состояние ТС на стадии производства. Это значит, что под пристальным вниманием отдела находится конструкция автомобилей. Надзор дополняется проверкой сертификатов производителей, контролем выдачи бланков ПТС и документов на шасси. Все это происходит до того, как машина поступит в продажу и начнет использоваться.
  • Следит за техническим состоянием ТС во время его эксплуатации. Техцентры, аккредитованные ГИБДД, регулярно осматривают автомобили для оценки возможности безопасного использования. Это происходит в соответствии с Федеральным законом №170-ФЗ от 1.07.2011 г. Инспектор отдела может остановить машину на стационарном посту ДПС, если есть подозрения, что она находится в плохом техническом состоянии. Для его проверки он имеет право устроить осмотр.
  • Следит за соответствием ТС Техническому регламенту. Конструкция машины либо должна оставаться неизменной, либо усовершенствоваться по разрешению из ГИБДД. Оно дается после подачи владельцем соответствующего заявления в инспекцию, осмотра автомобиля специалистом.
  • Контролирует соблюдение автовладельцами требований закона относительно технического состояния ТС. Сотрудник технадзора может проверять документы на внесение изменений в конструкцию машины и сверять их с тем, что есть на самом деле, путем осмотра. Процедуру проводят на стационарном посту ДПС, используя сертифицированные технические средства.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Автомобилисту следует знать, что сотрудник технадзора в служебном удостоверении должен иметь запись о том, что трудится именно в этой структуре. И перед проверкой предъявлять документ. Обычный инспектор ДПС не имеет права осматривать ТС для контроля его технического состояния или изучения конструкции.

Регламент работы

Главная процедура, позволяющая технадзору осуществлять свои функции и решать возложенные законом задачи, — осмотр ТС. Каждый автомобиль, автобус, грузовик должен проходить его регулярно. Не подвергаются процедуре только ТС, выпущенные менее 3 лет назад. Остальные проходят ее с определенной периодичностью:

  • легковые такси, автобусы и грузовики, перестроенные для перевозки 8 и более пассажиров, транспорт для перемещения опасных грузов изучаются каждые 6 месяцев;
  • «легковушки», грузовики массой до 3,5 т, мототранспортные средства проходят осмотр ежегодно, если выпущены с конвейера от 7 лет назад и более;
  • машины со спецсигналами, предназначенные для автошкол, грузовики массой от 3,5 т, подвергаются ему также 1 раз в год;
  • легковые и грузовые ТС, мототранспортные, чей возраст от 3 до 7 лет, осматриваются специалистами каждые 2 года.

Регулярное обследование проводят на аккредитованных инспекцией СТО. Технадзор не участвует в процедуре, но это тоже элемент контроля службы за состоянием автомобиля. И его сотрудник имеет право проверить диагностическую карту ТС. Причем не обязательно будет требовать ее у водителя (тот не должен возить документ с собой).

Информацию инспектор сможет получить из автоматизированной системы, в которую вносят сведения о прошедших ТО машинах. И если ее нет, сотрудник технического отдела ГИБДД имеет право провести осмотр ТС на стационарном посту.

Участие технадзора необходимо перед внесением в конструкцию ТС изменений. Владелец должен подать в отдел заявление, заключение экспертизы, сертификаты на устанавливаемые новые детали, диагностическую карту. Только после этого он получит разрешение на усовершенствование своей машины.

О том, как пройти техосмотр, а также что для этого нужно, смотрите в этом видео:

Контроль технадзора на дороге

Причина проведения техосмотра ТС на посту ГИБДД уполномоченным на это сотрудником – обоснованное предположение о несоответствии автомобиля условиям Технического регламента «О безопасности колесных ТС». Это могут быть чересчур темные стекла авто, черный дым из выхлопной трубы и т.д., то есть явные признаки. Если они есть, сотрудник ГИБДД должен:

  • остановить автомобиль;
  • представиться водителю, предъявить свое удостоверение;
  • объяснить причину остановки и потребовать проследовать на стационарный пост ГИБДД.

Автомобилист обязан подчиниться, если признаки неисправности авто явные, а в удостоверении написано, что инспектор работает в технадзоре. На посту сотрудник службы должен измерить светопропускание стекол, если они стали причиной остановки, с помощью прибора. Или осуществить проверку других составляющих автомобиля, тоже используя сертифицированную аппаратуру. Далее составляется протокол.

Если автомобиль задержали из-за иных неполадок, водитель имеет право отказаться от техосмотра при наличии у него действующей диагностической карты и не отправляться по требованию инспектора на стационарный пост. Но сотрудник может привести в качестве основания для остановки ТС нечитаемость госномеров или видимые признаки неисправности ТС. Тогда подчиниться придется.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Если автомобиль осматривают без разрешения водителя, сотрудник ГИБДД не работает в технадзоре, следует потребовать составления протокола. И в нем нужно отразить свое отношении к незаконной процедуре. А потом до истечения 10 дней подать на инспектора в суд.

Приказ-наставление по технадзору ГИБДД

Главный документ, регулирующий деятельность структуры, это «Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». В нем перечислены задачи и цели подразделения ГИБДД, а также способы контроля состояния транспорта до того, как он начал использоваться, и во время эксплуатации.

В документе есть несколько особенно важных моментов для автомобилиста. Пункт 14.3.3 гласит:

При выявлении на зарегистрированном транспортном средстве изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация транспортного средства запрещается.

Это значит, что машину отберут и отправят на спецстоянку.

А в пункте 14.3.9 сказано:

При обнаружении признаков подделки представляемых документов, государственных регистрационных знаков, маркировки транспортных средств либо выявления несоответствия номеров агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, а также при наличии достаточных оснований полагать, что транспортные средства (номерные агрегаты) или представленные документы находятся в розыске, документы и (или) транспортное средство направляются в орган внутренних дел для проведения соответствующей проверки.

Но в законе есть также пункт 16.5:

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, эксплуатация транспортных средств запрещается со снятием государственных регистрационных знаков в установленном порядке. Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.

В осмотре авто сотрудником технадзора для законопослушного водителя нет ничего угрожающего. Нужно лишь следить за состоянием машины, вовремя осуществлять профилактику и ремонт, устанавливать дополнительное оборудование, имея разрешительные документы. А обычному инспектору должно быть достаточно наличия у автомобилиста ВУ, свидетельства о регистрации и ОСАГО. Не стоит поощрять его желание провести техосмотр машины.

Полезное видео

О том, как работает технадзор ГИБДД, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону: