Конституционные основы судебной системы италии. Италия судебная система органы контроля. Областная автономия Италии и местное самоуправление

  1. Конституция Италии.
  2. Основы правового статуса человека в Италии.
  3. Особенности государственного устройства Италии.
  4. Законодательная власть.
  5. Исполнительная власть и вспомогательные органы.
  6. Судебная власть.
  7. Организация областного и местного самоуправления и управления в Италии.

1. Конституция Италии.

Принятие и общая характеристика Конституции Италии.
Конституция Итальянской Республики была принята после падения режима Б. Муссолини и поражения Италии во Второй мировой войне. Предыдущим основным законом страны был принятый в Королевстве Сардиния в 1848 г. Альбертинский статут (названный по имени короля Карла Альберта, даровавшего Статут), который после объединения Италии в 1870 г. стал общенациональной Конституцией. 2 июня 1946 г. состоялись референдум о форме правления и выборы в Учредительное собрание страны. По итогам референдума была упразднена монархия, а Учредительное собрание 22 декабря 1947 г. одобрило проект Конституции, которая вступила в силу 1 января 1948 г. Конституция явилась результатом определенного компромисса, достигнутого между различными политическими силами, представленными в Учредительном собрании, и поэтому в ней нашли отражение самые различные взгляды на политическое и экономическое устройство послевоенной Италии, в том числе социалистические.

Конституция Итальянской Республики состоит из вводного раздела "Основные принципы", в котором содержатся наиболее общие положения, характеризующие конституционный строй Италии, двух главных частей - "Права и обязанности граждан" и "Устройство Республики", а также переходных и заключительных постановлений. Конституция закрепила широкий круг прав и свобод, уделив при этом значительное место вопросам социального характера, установила в качестве формы правления парламентарную республику, а в качестве формы государственного устройства - децентрализованное унитарное государство с широкой областной автономией. Конституция закрепила светский характер государства, признавая в то же время важную роль Католической церкви в жизни общества. Значительное место в Конституции было уделено международно-правовым вопросам, соотношению внутреннего и международного права.

Реализация некоторых положений Конституции растянулась на определенный срок. Так, длительное время не начинал работу Конституционный суд, не сразу стала функционировать областная автономия. Потребовалось 11 лет, прежде чем начал действовать Высший совет магистратуры. Лишь в 1988 г. был принят предусмотренный ст. 95 Конституции Закон "О деятельности правительства и организации Президиума Совета министров".

Процедура изменения Конституции .
По способу изменения Конституция Италии является "жесткой". Проект закона, изменяющего Конституцию (предметом пересмотра не может быть республиканская форма правления), должен обсуждаться палатами парламента дважды с промежутком не менее трех месяцев. При этом после второго обсуждения такой законопроект должен быть одобрен абсолютным большинством членов каждой из палат. Кроме того, в течение трех месяцев после второго голосования 1/5 членов любой из палат парламента, или 500 тыс. избирателей, или пять областных советов вправе потребовать проведения референдума по вопросу о законе, вносящем изменения в Конституцию. Такой закон считается одобренным на референдуме, если за него отдано большинство голосов избирателей, признанных действительными. При этом референдум не может быть проведен, если при втором голосовании соответствующий закон был принят в каждой из палат парламента большинством в 2/3 голосов.

В Конституцию Италии было внесено достаточно много поправок (изменялась 15 раз). Так, в 1999 г. были внесены изменения в Конституцию и в законодательство относительно прямых выборов председателей областных джунт, относительно финансирования политических партий, относительно правомочий областных органов, в 2000 г. - относительно участия в выборах итальянских граждан, находящихся за границей. В 2002-2003 гг. вносились конституционные поправки, фактически приближающие страну шаг за шагом к превращению в федерацию. В настоящее время в Италии проводится крупная конституционная реформа, направленная на установление федеративного государственного устройства (одно время планировалось перейти к смешанной форме правления).

2. Основы правового статуса человека.

Личные права и свободы.
В основе закрепления конституционных прав и свобод лежит принцип равенства. Согласно ст. 3 Конституции "все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом независимо от пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения". Принцип равенства в итальянском конституционном праве находится в тесной связи с принципом свободы, рассматриваемым в качестве необходимого условия для выражения свободы личности.

Зафиксированные в Конституции личные права и свободы включают неприкосновенность личности и жилища, свободу и тайну переписки и любых других форм коммуникаций, свободу передвижения, свободу объединения в организации в целях, не запрещенных законом, а также свободу собраний, совести, слова, печати, информации. Так, в ст. 13 провозглашается, что "личная свобода неприкосновенна". Согласно данной ст. запрещены задержание, досмотр или обыск, а также всякое другое ограничение личной свободы в какой бы то ни было форме без мотивированного акта судебной власти, изданного в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Принцип личной свободы конкретизируется в ряде других статей Конституции. Так, согласно ст. 22 "никто не может быть лишен по политическим мотивам правоспособности, гражданства, имени". Статья 26 разрешает выдачу гражданина только в случаях, предусмотренных международными соглашениями. При этом "не допускается выдача за политические преступления".

Политические права .
К числу важнейших политических прав и свобод итальянское конституционное право относит избирательное право, которым наделяются все достигшие совершеннолетия граждане (ст. 48), а также право на объединение в политические партии в целях "содействия демократическим путем определению национальной политики" (ст. 49). Граждане также вправе направлять в палаты парламента петиции "с требованиями законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд" (ст. 50). Кроме того, все граждане обоего пола согласно ст. 51 Конституции "могут на равных условиях поступать на службу в государственные учреждения и занимать выборные должности в соответствии с требованиями, установленными законом".

Социально-экономические права и права в области культуры .
Итальянское конституционное право уделяет регулированию этих прав значительное место, и именно в этой области в наибольшей мере сказалось влияние социалистической конституционно-правовой доктрины. Так, Конституция страны провозглашает право на труд при поощрении государством условий, делающих это право реальным; право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда и достаточное для обеспечения свободного и достойного существования; право трудящихся на еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска, а также на защиту своих интересов, включая право на забастовку. Предусмотрен целый ряд норм по социальной защите трудящихся женщин, подростков и несовершеннолетних. Так, ст. 37 Конституции провозглашает, что "трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение".

В Конституции достаточно подробно регулируется право собственности в двух ее формах: государственной и частной, закрепляется свобода хозяйственной инициативы, предпринимательства при ненанесении ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству.

В главе, посвященной этико-социальным отношениям, регулируются вопросы семьи, здравоохранения, науки, искусства, образования. Так, в соответствии со ст. 30 Конституции детям, рожденным вне брака, обеспечивается любая юридическая и общественная защита, совместимая с правами членов законной семьи. Статья 32 провозглашает охрану здоровья как основное право личности и гарантирует бесплатное лечение для неимущих. Кроме того, провозглашается свобода науки, искусства и преподавания (ст. 33). Образование открыто для всех, а "начальное образование по меньшей мере в течение восьми лет является обязательным и бесплатным" (ст. 34).

Обязанности итальянских граждан.
Конституционные обязанности закреплены преимущественно в главе, посвященной политическим отношениям. Согласно, например, ст. 53 "все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своей налоговой платежеспособностью". Кроме того, все граждане обязаны "быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы". Граждане, которым вверены государственные функции, должны "выполнять их дисциплинированно и достойно, принося присягу в случаях, установленных законом" (ст. 54). В главе, посвященной этико-социальным отношениям, закрепляется обязанность родителей содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака (ст. 30).

3. Особенности государственного устройства Италии.

Особенности областной автономии в Италии.
Италия является одним из двух европейских регионалистских государств. Уже одно то, что вся территория Италии делилась на области, обладающие политической автономией, т. е. имеющие право принимать по ряду вопросов законодательные акты и располагающие административными органами, способными самостоятельно реализовывать положения этих законодательных актов, определяло специфику государственного устройства страны. А в конце XX в. назрела необходимость территориальной организации осуществления власти. Был разработан план перехода к федерации, который претворялся в жизнь путем подготовки и принятия конституционных поправок в 2001--2003 гг. Таким образом, в настоящее время Италия существенно продвинулась на пути превращения из регионалистского государства в федеративное.

Система территориального деления страны является трехзвенной и включает области, провинции и коммуны. Области представляют собой "автономные образования с собственными полномочиями и функциями" (ст. 115). Они разделены на две категории: 15 областей с общим статусом и пять областей со специальным статусом. Статус областей первой группы унифицирован, будучи урегулированным общими конституционно-правовыми нормами. Области со специальным статусом (Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Балле д"Аоста) "имеют особые формы и условия автономии" (ст. 116) и характеризуются проживанием в них определенных национальных меньшинств либо островным положением. Области принимают свой статут, который устанавливает положения, относящиеся к их внутренней организации. В соответствии со ст. 123 Конституции "статут принимается областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается законом Республики".

Компетенция областей .
Полномочия областей установлены в соответствии со ст. 117 Конституции и включают следующие вопросы: организация собственных органов государственной власти, установление границ между коммунами, регулирование деятельности местной полиции, ярмарок и рынков, благотворительных учреждений, санитарной и больничной службы, ремесленного и профессионального обучения, музеев и библиотек местного значения, градостроительства, туризма и гостиничного дела, охоты и других вопросов, указанных конституционными законами. По вопросам своей компетенции области вправе принимать законы и осуществлять административную деятельность. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями по сравнению с областями с общим статусом.

4.Законодательная власть.

Структура и порядок формирования итальянского парламента.
Парламент Италии состоит из двух палат - Палаты депутатов (нижней палаты) и Сената (верхней палаты). Обе палаты обладают равными правами, и Конституция не проводит различия между ними с точки зрения компетенции, внутреннего устройства и процедуры. Палата депутатов состоит из 630 членов (12 депутатов представляют итальянцев, проживающих за рубежом), а Сенат - из 315 членов, избираемых на пять лет путем всеобщего голосования.

С 1993 г. палаты избирались на основе комбинации мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. С 2005 года для обеих палат используется пропорциональная система голосования. Большинство получает коалиция, добившаяся победы на национальном (в Палате депутатов) и региональном (в Сенате) уровнях.

На выборах в Палату депутатов избиратели голосуют по достижении 18 лет, а в Сенат - 25 лет. В отличие от ряда других стран итальянское законодательство не предусматривает возможности голосования по доверенности или по почте: все избиратели обязаны голосовать персонально на избирательных участках. Членом нижней палаты может стать избиратель, достигший на день выборов возраста 25 лет, а верхней - 40 лет. В состав Сената наряду с избираемыми на базе областей выборными членами входят все бывшие президенты страны, не отказавшиеся от данного членства. Кроме того, ст. 59 Конституции позволяет действующему президенту "назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературных областях".

Внутренняя организация палат .
Каждая из палат избирает из своего состава председателя и бюро, формируемое на основе пропорционального представительства парламентских групп. В состав бюро входят председатель палаты, три вице-председателя, три квестора (следящие за соблюдением установленного порядка в зале заседаний, контролирующие расходы палаты и деятельность ее вспомогательных служб) и восемь секретарей. Бюро утверждает проект бюджета палаты, решает вопросы, связанные с формированием парламентских групп и комиссий, устанавливает правила внутреннего распорядка палаты, функционирования ее различных служб, применяет дисциплинарные санкции.

Для создания в той или иной палате парламентской группы (т. е. партийной фракции) в ее состав обычно должны входить как минимум 20 членов в Палате представителей и 10 -- в Сенате. При выполнении некоторых требований возможно образование парламентской группы и в меньшем составе. Избрание парламентария по списку определенной партии само по себе не влечет его автоматическое зачисление в ту или иную группу. В течение двух дней после первого заседания палаты ее члены сообщают в бюро о вхождении в состав конкретной группы в соответствии со своей партийной принадлежностью. Не сделавшие такого сообщения образуют смешанную группу, которая пользуется теми же правами, что и другие парламентские группы. Группы на первых заседаниях образуют свои органы: председателя, его заместителей, секретарей. Для выполнения своих функций группам предоставляются помещение и необходимое техническое оборудование. Из бюджета палаты группам выделяются определенные дотации, а регламент палаты предоставляет им особые процедурные права. Председатели парламентских групп входят в состав специального органа под руководством председателей палат -- конференции председателей, определяющего повестку дня заседаний соответствующей палаты.

В палатах действуют постоянные комиссии, специализированные по отраслевому признаку. Каждая такая комиссия рассматривает законопроекты и иные вопросы, касающиеся профильной для нее отрасли управления (оборона, иностранные дела, промышленность и торговля, финансы и казначейство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и др.). Могут формироваться и объединенные комиссии палат (следственные, по делам секретных служб и др.). Партийный состав комиссий комплектуется по принципу пропорционального представительства парламентских групп.

Порядок работы парламента .
Согласно ст. 62 Конституции палаты собираются по праву в первый непраздничный день февраля и октября. Кроме того, любая из палат может быть созвана в чрезвычайном порядке председателями палат, президентом республики и 1/3 членов какой-либо из палат. В этом случае созывается и другая палата. Палаты заседают раздельно, за исключением проведения совместных заседаний в специально установленных случаях: выборы президента Италии, принятие им присяги на верность Республике, назначение судей Конституционного суда и т. д. Заседания палат публичны, однако каждая из палат и парламент в целом, когда палаты заседают совместно, могут решить собраться и на закрытое заседание.

Полномочия парламента .
Одним из важнейших полномочий итальянского парламента является осуществление контроля за деятельностью правительства. Формами такого контроля являются устные и письменные вопросы, интерпелляции, проведение расследований по вопросам, представляющим публичный интерес, и назначение соответствующих следственных комиссий. Кроме того, палаты парламента ежегодно рассматривают и утверждают представляемый правительством проект бюджета и отчет об исполнении бюджета, контролируют принятие правительством в случаях особой необходимости и срочности временных декретов, имеющих силу закона. По инициативе 1/10 членов любой из палат может быть принята резолюция порицания правительства. Проект такой резолюции ставится на обсуждение не ранее трех дней после внесения. Она принимается таким же большинством голосов членов палаты, которым принимаются обычные законы.

В сфере внешней политики парламент ратифицирует международные договоры, выносит постановление о состоянии войны и наделяет правительство соответствующими полномочиями. Парламент также участвует в выборах президента республики, назначает 1/3 членов Конституционного суда, 1/3 членов Высшего совета магистратуры, объявляет амнистию и помилование. На совместном заседании палат может быть решен вопрос о предании суду президента республики, председателя правительства, а также отдельных министров.

Законодательный процесс .
Парламент может принимать законы практически по любому вопросу, не отнесенному к компетенции областей. Правом законодательной инициативы обладают члены парламента, правительство, областные и муниципальные советы, Национальный совет экономики и труда, а также группы избирателей численностью не менее 50 тыс. человек (в порядке народной инициативы). Причем некоторые из субъектов данного права могут вносить законопроекты лишь по ограниченному кругу вопросов. Области, например, вправе вносить в парламент законопроекты только по непосредственно касающимся их вопросам, которые не могут быть урегулированы законом области. Законопроекты же, вносимые муниципальными советами, могут касаться только образования новых провинций и изменения границ существующих. Национальный совет экономики и труда имеет право законодательной инициативы лишь по социально-экономическим вопросам.

Законопроект может быть внесен в любую из палат парламента (лишь проект закона о бюджете вносится попеременно: один год -- в нижнюю палату, другой -- в верхнюю), где он обычно проходит три чтения. Если законопроект отклонен (за исключением бюджета), он может быть внесен в парламент только после истечения шести месяцев с момента отклонения. В законодательном процессе значительную роль играют парламентские комиссии. Парламент вправе делегировать им полномочия по рассмотрению и принятию законов, кроме законов по конституционным и избирательным вопросам, законов о бюджете, о делегировании законодательных полномочий, а также законов, ратифицирующих международные договоры. Кроме того, закон может быть возвращен из комиссии в палату по требованию правительства, 1/10 членов какой-либо из палат или 1/5 членов самой комиссии.

Закон (если только он не является конституционным) считается принятым в случае его одобрения в идентичной редакции обеими палатами (большинством присутствующих при наличии большинства членов палаты). После этого закон передается президенту, который промульгирует его в течение месяца со дня одобрения (исключение составляют законы, объявленные палатами срочными, которые промульгируются в срок, указанный в соответствующем законе). Президент может наложить на закон отлагательное вето, которое преодолевается повторным принятием закона палатами.

5. Исполнительная власть и вспомогательные органы.

Порядок избрания президента республики.
Глава итальянского государства избирается на семь лет парламентом на совместном заседании палат с участием делегатов от областей. Каждая область представлена тремя делегатами, избираемыми областными советами, за исключением области Валле-д"Аоста, представленной одним делегатом. Такое заседание созывается председателем Палаты депутатов за 30 дней до истечения срока президентских полномочий. Если же палаты распущены или до истечения их полномочий остается менее трех месяцев, выборы проводятся в течение 15 дней после созыва новых палат, а полномочия действующего президента соответствующим образом продлеваются.

Президентом может стать гражданин Италии, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Избрание президента республики производится тайным голосованием с использованием мажоритарной системы квалифицированного большинства. Кандидат считается избранным, если за него проголосует 2/3 от общего числа членов собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства. При вступлении в должность президент приносит перед парламентом на совместном заседании палат присягу на верность республике и соблюдение Конституции.

Полномочия президента.
Согласно ст. 87 Конституции президент республики "является главой государства и представляет национальное единство". Он направляет палатам послания, назначает выборы нового состава палат и определяет день первого заседания, санкционирует представление палатам правительственных законопроектов, промульгирует законы, обладая при этом правом отлагательного вето, издает декреты, имеющие силу закона, назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией. Президент вправе, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них. Он, однако, "не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий, если они не совпадают полностью или частично с последними шестью месяцами легислатуры" (ст. 88). Президент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров, а по рекомендации последнего - остальных членов правительства. Кроме того, он назначает пять пожизненных сенаторов, а в указанных законом случаях - должностных лиц государства. При президенте аккредитуются иностранные дипломатические представители, он ратифицирует международные договоры (в определенных случаях - с предварительного разрешения палат), является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами и в этом качестве председательствует в Верховном совете обороны, по решению палат объявляет войну.

Обладает глава государства и некоторыми полномочиями в сфере судебной власти. Он председательствует в Высшем совете магистратуры, назначает 1/3 судей Конституционнюго суда, может осуществлять помилование и смягчать наказания. Президент также жалует знаки отличия республики. Никакой акт президента республики не действителен без контрассигнации предложившего его министра, который, таким образом, несет ответственность за данный акт. В определенных случаях акты главы государства контрассигнуется лично председателем Совета министров.

Ответственность президента республики.
Конституцией Игалии устанавливается принцип неответственности президента республики за действия, совершенные им во время исполнения своих функций. Он может быть привлечен к ответственности лишь за государственную измену или посягательство на Конституцию. Решение о предъявлении президенту подобного обвинения может быть принято на совместном заседании палат парламента абсолютным большинством голосов его членов. Окончательно данный вопрос решается Конституционным судом.

Замещение поста президента республики .
В случаях, когда президент республики не в состоянии осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. При наличии длящегося препятствия и в случае смерти или отставки главы государства председатель Палаты депутатов в течение 15 дней назначает новые президентские выборы. Более длительный срок может быть предусмотрен лишь в том случае, "если палаты распущены или остается меньше: трех месяцев до истечения срока их полномочий" (ст. 86).

Правительство, его состав и порядок формирования.
Правительство Италии именуется Советом министров. В соответствии с канонами парламентарной республики глава итальянского государства после консультаций с председателями палат парламента и лидерами парламентских групп назначает председателя Совета министров, а по его предложению - отдельных министров. На практике решающую роль в определении персонального состава правительства играют политические партии, вошедшие в правящую коалицию. Председатель Совета министров руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность, при этом он обеспечивает единство проводимого политического курса, направляет и координирует деятельность министерств.

По предложению главы правительства из числа министров могут назначаться один или несколько вице-председателей, осуществляющих функции председателя Совета министров в случае его отсутствия или имеющихся препятствий для выполнения им своих обязанностей. Если назначение вице-председателя не состоялось, обязанности главы правительства осуществляет старший по возрасту министр.

В состав правительства входят не только министры, возглавляющие определенные ведомства (министерства внутренних дел, юстиции, обороны, финансов и др.), но и министры без портфелей, занимающиеся определенными вопросами правительственной деятельности на основе поручений со стороны председателя Совета министров. Кроме того, по предложению главы правительства декретом президента могут быть назначены заместители министров, которые в силу сложившихся в Италии традиций являются членами парламента (министры могут, но не обязаны быть депутатами). Заместители помогают своим министрам в осуществлении их административных функций, в вопросах взаимоотношений с парламентом, а также замещают министров в случае отсутствия или имеющихся препятствий для выполнения ими своих функций.

Вновь сформированное правительство должно в течение 10 дней заручиться доверием палат парламента, перед которыми оно несет ответственность. Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принимаемой поименным голосованием.

Компетенция правительства.
Полномочия Совета министров в Конституции Италии подробно не прописаны. Фактически же правительство реализует многие полномочия, формально принадлежащие президенту, о чем, в частности, свидетельствует институт контрассигнации. Разрабатывая и реализуя свой политический курс, Совет министров не только руководит деятельностью государственного аппарата, но и осуществляет регламентарную власть.

Регламентарная власть в Италии осуществляется декретами президента республики, издаваемыми по решению правительства, и актами отдельных министров. Итальянское конституционное право различает:

  1. исполнительные регламенты, изданные во исполнение какого-либо конкретного закона;
  2. автономные perламенты, изданные без ссылки на какой-либо определенный закон в рамках общей компетенции правительства;
  3. организационные регламенты, содержащие положения о государственных учреждениях, их структуре и компетенции.

Наряду с носящими преимущественно подзаконный характер регламентами правительство может быть уполномочено парламентом издавать акты, имеющие силу закона (так называемые законодательные декреты), "не иначе как с указанием руководящих принципов и критериев такой делегации и только на ограниченное время и по определенному кругу вопросов" (ст. 76). Текст законодательного декрета утверждается правительством и передается президенту для его издания в течение 20 дней.

Устанавливая в качестве общего правила, что "правительство не может без делегации палат издавать декреты, которые бы имели силу закона", Конституция Италии в то же время "в случаях особой необходимости и срочности" наделяет правительство правом издавать временные декреты, получившие наименование декреты-законы. Такие акты имеют силу закона и должны быть в тот же день представлены на утверждение палатам, "которые, даже если они распущены, специально созываются и собираются в течение пяти дней" (ст. 77). Декреты-законы теряют силу с момента издания, если они не получили законодательного утверждения в течение 60 дней после их опубликования. Правительство не может принимать декреты-законы, если посредством их: регулируются конституционные вопросы и вопросы избирательного права; делегируются законодательные полномочия; санкционируется ратификация международных договоров; устанавливаются бюджет и сметы расходов.

Ответственность правительства и его членов.
Министры несут перед палатами парламента коллегиальную политическую ответственность за действия Совета министров и индивидуальную - за действия возглавляемых ими ведомств. При этом Конституция (ст. 94) содержит положение о том, что голосование одной или обеих палат против какого-либо предложения правительства не обязательно влечет его отставку. Ответственность правительства наступает при приятии любой из палат резолюции порицания. Многопартийные итальянские правительства чаще всего уходят в отставку в случае раскола в правящей коалиции, не дожидаясь формального вынесения им вотума недоверия или резолюции порицания.

Министры несут также уголовную ответственность за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Такие преступления рассматриваются в порядке обычного судопроизводства (судом общей юрисдикции) с разрешения палат парламента, причем даже после прекращения министрами своих полномочий. До 1989 г. обвинения, выдвигавшиеся против министров были подсудны Конституционному суду.

Конституционный статус вспомогательных органов.
Конституция Италии регламентирует статус ряда вспомогательных органов, призванных оказывать содействие парламенту и правительству в выполнении ими своих функций, а также наделенных некоторыми самостоятельными полномочиями. К числу таких органов относятся Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счетная палата.

Национальный совет экономики и труда состоит из 12 экспертов (восемь из которых назначаются президентом, а четверо - председателем Совета министров) и 99 членов, представляющих свободные профессии, кооперативы, промышленность, сельское хозяйство, туризм, банковское дело и некоторые иные сферы деятельности. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим вопросам. В соответствии со ст. 99 Конституции он "имеет право законодательной инициативы и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам согласно принципам и в пределах, установленных законом". Срок полномочий членов Совета - пять лет.

Государственный совет является консультативным органом правительства по юридическим вопросам и одновременно - высшим органом административной юстиции. Три его секции занимаются консультативной деятельностью, а другие три осуществляют административную юстицию. Данный орган дает заключения о законопроектах и других актах, направляемых ему правительством а также готовит проекты некоторых законов и регламентов.

Счетная палата осуществляет предварительный контроль за законностью актов правительства, а также предварительный и последующий контроль за расходованием средств и соблюдением государственного бюджета. В установленных законом случаях и формах она участвует в контроле за финансовой деятельностью организаций, пользующихся поддержкой из государственного бюджета, и докладывает палатам парламента о результатах проводимых проверок. Счетная палата состоит из десяти секций, и ее персонал насчитывает более 500 сотрудников, которые частично подбираются по конкурсу, а частично назначаются правительством.

6. Судебная власть

Магистратура и ее конституционный статус.
Судьи и прокуроры образуют магистратуру, статус которой регламентируется в главе IV ч. II Конституции. В данной главе получили закрепление целый ряд принципов организации судебной власти: отправление правосудия именем народа и подчинение судей исключительно закону; учреждение судебных должностей и органов только законом; запрет чрезвычайных судов и др.

Назначение магистратов производится по конкурсу. Они несменяемы и поэтому "не могут быть ни уволены или отстранены от должности, ни назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры, принятого на основе и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согласия самих судей" (ст. 107). Председательствует в Высшем совете магистратуры президент Республики. В состав Совета по должности входят Первый председатель Кассационного суда, а также Генеральный прокурор Республики при том же Суде. 20 членов Совета избираются из числа судей самими же судьями и 10 членов избирает парламент на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее чем 15-летний стаж работы. Совет избирает своего вице-председателя из членов, избранных парламентом. Выборные члены Высшего совета магистратуры остаются в должности четыре года и не могут быть сразу же переизбраны на второй срок. В компетенцию Высшего совета магистратуры входят прием в состав магистратуры, назначения на судебные должности, переводы, повышения, наложение дисциплинарных взысканий и некоторые иные меры, связанные со статусом магистратов.

Суды общей юрисдикции.
Систему общих судов составляют консилиаторы (мировые судьи), преторы, суды, апелляционные суды и Кассационный суд. Консилиаторы действуют по одному в каждой коммуне и рассматривают незначительные гражданские дела. Данная должность не оплачивается и не требует специального юридического образования. Назначение консилиатора производится Высшим советом магистратуры на три года с возможностью последующего переназначения. Преторы являются апелляционной инстанцией по отношению консилиаторам, а также рассматривают в первой инстанции некоторые гражданские и уголовные дела, разрешают трудовые конфликты. Суды рассматривают апелляционные жалобы на решения и приговоры преторов и слушают в первой инстанции более значительные уголовные и гражданские дела. Каждый суд заседает в составе трех судей. Наиболее серьезные дела трибуналы решают с участием присяжных.

Рассмотрением поступающих из судов гражданских и уголовных дел занимаются 23 апелляционных суда, которые заседают в главных городах судебных округов. Они рассматривают апелляции на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также осуществляют следственные функции. При них создаются суды присяжных, которые в апелляционном порядке рассматривают жалобы на приговоры судов присяжных нижестоящей инстанции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд. Он служит кассационной инстанцией по отношению к решениям апелляционных судов, обеспечивает точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права, рассматривает споры о компетенции между судами. В Кассационном суде функционируют три палаты по уголовным делам и три - по гражданским. Решения по каждому делу принимаются составом из семи судей, а особо сложные дела могут рассматриваться в объединенных палатах в составе 15 судей. При Кассационном суде действуют генеральный прокурор и его заместители.

Административная юстиция.
Систему административных судов возглавляет Государственный совет, который контролирует законность актов правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Каждый такой трибунал состоит из председателя (члена Государственного совета) и не менее пяти магистратов. Областные трибуналы выступают в качестве органов административной юстиции первой инстанции и рассматривают жалобы на постановления и действия органов публичной власти.

Конституционный суд Италии .
Конституционный суд не включается Конституцией в судебную систему, и его статус регулируется главой, посвященной конституционным гарантиям. Конституционный суд был учрежден Конституцией 1947 г., но реально сформирован лишь в 1956 г. Он состоит из 15 судей, назначаемых на девять лет без права повторного назначения. По пять судей назначают президент, парламент (на совместном заседании палат) и высшие органы общей и административной юстиции. В компетенцию Конституционного суда входят три категории дел:

  • а) споры о конституционности законов, а также актов, имеющих силу закона;
  • б) споры о компетенции между различными органами государства, между государством и областями, а также между отдельными областями;
  • в) обвинения, выдвигаемые парламентом против президента Республики и министров.

В последнем случае в заседании Конституционного суда участвуют также 16 дополнительных членов, избираемых по жребию из составляемого парламентом (каждые девять лет) списка граждан, соответствующих требованиям, необходимым для избрания в сенаторы.

7. Организация областного и местного самоуправления и управления в Италии.

Организация областного самоуправления и управления.
Население областей избирает советы, которые являются представительными и законодательными органами соответствующей области. При определенных обстоятельствах областной совет может быть распущен президентом Республики после заслушивания специальной парламентской комиссии по областным вопросам. Основаниями такого роспуска согласно ст. 126 Конституции могут быть следующие: совершение действий, противоречащих Конституции, или серьезных нарушений закона; невыполнение предложения центрального правительства о смещении областных исполнительных органов, совершивших аналогичные нарушения; неспособность совета функционировать вследствие отставок или невозможности образовать стабильное большинство; необходимость обеспечения национальной безопасности.

Декретом о роспуске создается комиссия из трех граждан, имеющих право быть избранными в областной совет, которая в трехмесячный срок организует новые выборы. Решения такой комиссии должны быть представлены на утверждение вновь избранного совета. Областной совет на своем первом заседании избирает из своего состава председателя и членов джунты - исполнительного органа совета. В состав джунты входят председатель, его заместитель и асессоры, которые обычно стоят во главе управления (асессората), ведающего определенной сферой деятельности. Джунта реализует решения совета, представляет на его рассмотрение проекты областных планов, бюджетов, схемы программ развития, курирует их осуществление, управляет областным имуществом. Председатель джунты представляет область во взаимоотношениях с высшими органами государства, промульгирует областные законы и постановления, координирует работу джунты и несет за нее ответственность.

Представителем центральной власти в области является правительственный комиссар. Он имеет резиденцию в главном городе области, руководит деятельностью государственной администрации на соответствующей территории и координирует ее с деятельностью области, контролирует действия областных властей.

Организация самоуправления и управления .
Области делятся на провинции. В провинции также действуют избираемый населением совет и джунта, формируемая в провинциях и коммунах ее председателем, который с 1993 г. избирается путем прямых выборов. Председатель лишь информирует совет относительно состава джунты, когда представляет на его одобрение общие направления деятельности джунты. Представителем государственной администрации в провинции является префект, который возглавляет и координирует деятельность государственных служб на соответствующей территории, осуществляет надзор над местными представительными органами, контролирует процесс управления в таких областях, как юстиция, полиция, железные дороги и др. Низовым звеном административно-территориального деления Италии являются коммуны. Органы коммуны включают совет и его председателя (синдика), избираемых населением, а также джунту, формируемую таким же образом, как и провинциальная джунта. Синдик не только является главой исполнительной власти коммуны, но и выполняет функции представителя государства. В данном качестве он информирует префекта о состоянии общественного порядка на соответствующей территории, ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, регистрирует избирателей и т. д.

В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличные мировые судьи. Административная юстиция представлена Государственным советом, который является не только судебным, но и консультативным органом. Счетный суд осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства, участвует в контроле за финансовой деятельностью корпораций.

В послевоенный период после длительных дискуссий был создан Конституционный суд, который рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Основного Закона.

Он выносит решения по следующим делам: -

споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; -

споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями; -

обвинения, выдвинутые в соответствии с конституционными нормами против Президента Республики.

Последним наиболее известным делом, рассматриваемым в Конституционном суде в конце 2003 г., были разбирательства по поводу соответствия Конституции закона Республики об иммунитете, обеспечивающего неприкосновенность от судебного преследования в период действия мандатов пяти наиболее высокопоставленным руководителям государства, включая премьер - министра.

Кроме того, Конституционный суд принимает решения о допустимости требований проведения референдумов, об отмене действующих законодательных актов. В случае неясности, про- бельности оспариваемых законодательных актов Конституционный суд вправе включать в них «дополнительные» или «заменяющие» положения.

Конституционный суд состоит из 15 судей, причем одну треть назначает Президент, одну треть - парламент на совместном заседании палат, одну треть - магистратуры. Срок судейских полномочий - девять лет без права повторного переизбрания. Члены Конституционного суда отбираются среди судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы.

Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностью парламентария или члена областного совета, министра, с занятием предпринимательской деятельностью.

16.8. Политико-территориальное устройство Италии

В соответствии с Конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства, известной под названием «областное государство» или «государство областных автономий». Более того, Конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип автономии территориальных коллективов в рамках единого государства (ст. 5). На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям и коммунам.

Самыми крупными административно-территориальными единицами в Италии являются области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн жителей). В результате административно-территориальной реформы было образовано 20 областей, наделенных широкой автономией. Конституция 1947 г. признавала области автономными образованиями, обладающими законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Особый статус имеют пять областей специальной автономии, перечисленных в ст. Конституции

же, Валле-д"Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния), они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов-уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции (разд. V) и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего, это законодательные полномочия (ст. Конституции). Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального правопорядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей. В соответствии со ст. 127 Конституции областной закон подлежит обязательному визированию (удостоверению) у правительственного комиссара области. Вместе с тем правительство и Парламент страны не могут отменять подобные законы или вносить в них изменения, они правомочны лишь оспаривать их в Конституционном суде.

В предметы ведения области входит широкий круг вопросов, включающий организацию административных учреждений, находящихся в подчинении у областных властей, собственное территориальное устройство, полиция, больничные службы, музеи, градостроительство, сельское и лесное хозяйство, дорожное сообщение и т. д. В случае необходимости центральные органы могут делегировать областям и иные полномочия. В распоряжение областей поступают местные налоги и доля от государственных налогов, которая определяется в зависимости от численности населения и социально-экономического потенциала региона.

В соответствии с Конституцией (ч.

3 ст. 118) области вправе на основе закона делегировать административные полномочия провинциям, коммунам либо использовать их соответствующие службы. Делегирование предполагает передачу финансовых средств, в необходимых случаях - персонала или имущества всем территориальным учреждениям данного уровня или их ассоциациям. Делегирование осуществляется на определенный срок и может быть прекращено досрочно в случае серьезных отклонений от направлений деятельности, установленных областью. В рамках областной реформы в г. некоторые административные полномочия были переданы государством непосредственно коммунам, однако область сохраняла за собой право осуществлять отдельные контрольные полномочия в данной сфере. В соответствии с законом № 142 1990 г. области могут в своих законодательных актах предписывать обязательное заключение соглашений между местными органами для совместного осущест- вления их деятельности, но только государство правомочно требовать создания местными учреждениями консорциумов.

Провинции в соответствии с законодательством Италии являются территориальными единицами как так и областного деления. Статус провинций регулируется законом Италии об устройстве автономий 1990 г. Нижняя планка по численности населения провинций устанавливается в 200 тыс. жителей. Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций. В соответствии с областными программами развития провинция принимает собственные многолетние программы и планы развития территории. На основании соответствующих программ провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы, спорта и культуры.

Коммуны - низовые и самые многочисленные административно-территориальные единицы. При образовании коммун их население не может быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социально - го обеспечения, благоустройства и использования территории, ее экономического развития, создания местных индустриальных зон, землепользования.

В качестве самостоятельных политико-административных единиц, обладающих специальным статусом, согласно закону Италии об устройстве автономий 1990 г., следует назвать девять крупных городов: Турин, Милан, Венеция, Генуя, Болонья, Флоренция, Рим, Бари, Неаполь.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар. В провинции они возложены на префекта, который входит в систему министерства внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, учете военнообязанных.

Система органов управления области, состоящая из областного совета, джунты (правительства) и ее председателя, закрепляется на конституционном уровне (ст. 121). Областной совет осуществляет законодательные функции и административные полномочия в соответствии с Конституцией и Статутом области. Совет обладает правом выходить с законодательными предложениями в палаты итальянского Парламента. Джунта является исполнительным органом Совета. Члены джунты и ее председатель избираются тайным голосованием на первом заседании областного Совета из числа членов Совета. Джунта представляет на рассмотрение Совета проекты областных планов, бюджетов, схемы программ развития, а также курирует их осуществление. Данный орган управляет областным имуществом, заключает сделки и договоры от имени области, координирует деятельность предприятий и служб областного подчинения. Во всех областях предусматривается периодическая отчетность джунты перед Советом.

Подобная система органов управления действует на коммунальном уровне: выборный коммунальный совет, джунта, глава джунты и выборный мэр в коммуне.

Провинции и коммуны обладают правом проводить консультативные референдумы по вопросам местного значения.

Литература

Автономов А. С., Сивицкий В. А., Черкасов А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2001. С. 323-336.

И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003. Гл. 17.

Грегорио А. Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов // Право и политика. 2000. № 1.

Ковачев Д. А. Конституции Республики Италия - 50 лет // Право и экономика. 1997. № 1.

Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 2. С. 97-132.

Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003. С. 180-212.

Политические институты на рубеже тысячелетий / Отв. ред. К. Г. Холодковский. Дубна, 2001. С. 330-357.

Авторитет судебной власти в Италии достаточно высок. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, административных судов и военных трибуналов.

В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально — советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура — суд претора, где рассматриваются апелляции на решения консилиаторов и разрешаются гражданские дела с относительно небольшой суммой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Претор также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трёх лет лишения свободы и штрафа. Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики, разрешает споры о компетенции между судами и тому подобное.

Высшая инстанция административной юстиции — Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооружённых сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пять судей. Кассационный суд избирает трёх судей, Государственный совет и Счётная палата — по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.

Счётная палата осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства и государственной финансовой отчётности.

Все назначения членов магистратуры (судей, прокуроров, следователей и так далее) на должности, их перемещение, повышение и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть — парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Члены совета служат 4 года и не могут быть переизбраны сразу же по истечении срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры — своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией главным образом за счёт сужения компетенции исполнительной власти в лице министерства юстиции.

Общую судебную систему возглавляет Высший кассационный суд (обычное название - Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает "точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права", рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским делам и 3 - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе 7 судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.

Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции - апелляционные жалобы на вынесенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе 3 профессиональных судей.

Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по 2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до 3 лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве преторий один претор, в других - несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоятельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и консультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов Правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, рассматривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются Президентом по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, окончивших курсы Министерства юстиции и после конкурсного отбора зачисленных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в назначении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый Президентом. В него входят по должности первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов Совета избираются (на срок 4 года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3 - Парламентом из университетских профессоров и адвокатов.

Органом конституционного контроля является Конституционный суд, который формально не относится к судебной власти (нормы о нем содержатся в разделе Основного закона, посвященном конституционным гарантиям). Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Решения Конституционного суда, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента Республики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 - Парламентом на совместном заседании палат и 5 - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

Уголовные дела расследуются органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).

Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.).

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

В Италии отсутствует на национальном уровне институт, аналогичный омбудсману. В то же время Закон об устройстве местной автономии 1990 г. содержит обязательную норму об учреждении подобного институтагражданского защитника (difensore civico) во всех областях. Первые должности гражданских защитников были учреждены в Тоскане и Лигурии еще в 1974 г. В настоящее время омбудсманы учреждаются также на уровне провинций и коммун.

Высшим органом финансового контроля является Счетный суд, учрежденный еще в 1862 г. Конституционно он определен как вспомогательный орган Правительства. На практике Счетный суд наделяется функциями судебной инстанции, осуществляющей контроль за правильностью использования государственных финансов. Он осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Полномочия по назначению членов Счетного суда принадлежат Правительству на основании Королевского декрета N 446 "Полномочия Совета министров" от 14 ноября 1901 г.

Литература

Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.

Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.

Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.

Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.

Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.

Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.

Попов Н.Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М., 1991.

Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.

Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.

президент парламент италия

Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев.- М.: "НОРМА", 2003. - С. 348..

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Рассмотрим систему судов общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе два профессиональных судьи (один из них -- председательствующий) и шесть заседателей, называемых «народными судьями». Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по два в каждом из судебных округов апелляционных судов, В их состав входят наряду с шестью «народными судьями» по два профессиональных судьи, из которых один -- судья Кассационного суда (председательствующий), а другой -- член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей -- претором. В большинстве преторий -- один претор, в других -- несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет. В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и двух экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием двух таких же экспертов Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. - М.: Наука, 1991.- С.239..

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Высший кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д. Согласно Закону о судоустройстве 1941 г., он обеспечивает «точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права», рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются три палаты по гражданским делам и три -- по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе семи судей. Первый председатель Высшего кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами.

Статус административной юстиции определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. Указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Особое место среди высших государственных учреждений в Италии занимает Конституционный суд. Конституционный суд был впервые в истории страны учрежден основным законом 1947 г. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе. Первое заседание Суд провел 23 апреля 1956 г., а первое решение вынес 14 июля 1956 г Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. - М.: Наука, 1991.- С.234..

Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. Такой контроль может быть предварительным и последующим. Первый осуществляется Судом по требованию правительства в отношении законов областей до того, как они будут промульгированы. Такое рассмотрение происходит тогда, когда комиссар правительства в области посчитает, что область превысила свою компетенцию, или если ее решение противоречит национальным интересам или интересам других областей. Если областной совет подтверждает свой закон абсолютным большинством голосов, то председатель Совета министров может запросить Конституционный суд в 15-дневный срок, считая со времени, когда он был информирован о втором голосовании областного совета. Решение главы правительства приостанавливает вступление в силу акта областного совета. Суд, не имеющий срока для вынесения решения, может либо отклонить ходатайство правительства, либо аннулировать закон области. На практике такие обращения нечасты.

Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Первый может проводиться по требованию областей в отношении законов государства и по основаниям нарушения последним компетенции области.

Предметом контроля могут быть все законы или акты, имеющие силу закона. Суд по их поводу может быть запрошен общим или специальным судом при рассмотрении конкретного дела. Вопрос о конституционности может быть поставлен и самим Судом, рассматривающим дело. Если признается обоснованным требование о признании неконституционным закона или акта, имеющего силу закона, то Суд объявляет недействительными законодательные положения в пределах обращенного к нему запроса. Суд объявляет также законодательные положения, незаконность которых следует из принятого им решения.

При рассмотрении дел по обвинению Президента республики Конституционный суд дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом на 9 лет по тем же правилам, что и ординарные судьи этого органа. Избрание производится по заранее составленным спискам граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Члены парламента в список не включаются. Что же касается преступлений, совершенных председателем Совета министров и министрами, то после поправки в конституцию, внесенной в январе 1989 г., их дела рассматриваются в порядке обычного судопроизводства по разрешению даваемому палатами парламента. До принятия этой поправки их дела также рассматривались Конституционным судом.

С 1956 г., когда он был создан. Конституционный суд более 1000 раз принимал решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента республики и министров.

Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых пять назначаются Президентом, пять -- парламентом на совместном заседании палат и пять -- высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и Профессоров-юристов. Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящихся в отставке, штатных профессоров права университетов и адвокатов -- все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

Мандат судьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профессиональная деятельность, даже с преподаванием права).

Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Таким образом, фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.