Долг за капремонт последствия. Что будет если не платить за капитальный ремонт? Кто должен платить, а кто нет

  • Как Ресурсонабжающей организации получать получать сведения о собственниках, если УК отказывается предоставлять информацию?
  • Вправе ли УК выставить собственникам квартир единовременные однократные начисления за диагностику газового оборудования?
  • Можно ли произвести испытание системы центрального отопления без заявления собственников?
  • Кто может подписать протокол вместо председателя УК? Достаточно ли подписи других собственников?
  • Имеет ли право физлицо после достижения 70 лет на скидку по оплате коммунальных услуг на кап. ремонт?

Вопрос

ООО является собственником имущества в многоквартирном доме. с 2003 г. По вине бухгалтера не все коммунальные платежи производились. Так в настоящее время получили претензию от регионального фонда капитального ремонта о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт с 01.12.14-30.06.18. Ни разу не получали ни одного письма и претензии. Ни одной сверки с 2017. А вообще должны ли платить?

Ответ

Да, должны.

Все собственники помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт. При этом обязанность связана не с получением платежных документов от регионального оператора, а именно с фактом наличия на праве собственности помещений в доме.

Гость, знакомьтесь - !

О применении срока исковой давности в Вашем случае дополнительно см. Рекомендацию: , и судебную практику:

4. Доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, могут направляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья, решению членов жилищного кооператива, принятым в соответствии с настоящим Кодексом, уставом товарищества собственников жилья, уставом жилищного кооператива, на формирование фонда капитального ремонта в счет исполнения обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт и (или) на формирование части фонда капитального ремонта сверх формируемой исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, которая может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Российские граждане стали обязаны вносить деньги за капремонт дома на протяжении последних шести лет. Часть собственников жилья, доверившись слухам о необязательности внесения таких платежей, просто стала уклоняться от такой обязанности. Это привело к массе конфликтов и судебных разбирательств. Стоит более подробно остановиться на правомерности данного вопроса и разобраться, чем грозит неуплата за капитальный ремонт.

Законодательная база

Споры вокруг законности взимания платежей за капитальный ремонт ведутся с 2012 г. Т.е. ровно с того момента, как был утвержден новый ФЗ № 271 «О капитальном ремонте». По сути, этот закон не является самостоятельным, он лишь определяет ряд поправок к ЖК РФ.

Согласно новому законодательному акту, все собственники жилья (за редким исключением) обязаны каждый месяц совершать определенные платежи в счет будущего ремонта многоквартирного дома. Все денежные суммы должны вноситься на счет Фонда капремонта только на основе финансовых документов (платежек).

Размер вносимой суммы зависит от местности проживания. Она определяется местными органами власти. Т.е. они решают, какой размер оплаты за 1 кв. метр жилья. А для окончательного расчета следует эту сумму помножить на размер площади квартиры. В больших городах федерального значения (например, в Москве) эти суммы оказываются несколько выше, чем в остальных населенных пунктах.

Если внесение платежей за капремонт собственники жилья игнорируют, то это автоматически влечет за собой штрафные санкции. В первую очередь начисление неустойки.

Окончательную точку в спорах вокруг законности сбора денег на ремонт поставил Конституционный Суд в 2016 г., вынеся Постановление № 10–П, в котором разъясняется, что ремонтировать дом жильцы обязаны за собственные средства. Этот же документ ограничил права местных органов власти и управляющих компаний. Теперь жильцы не обязаны отдавать свои финансы местному оператору, а имеют право сами регулировать процесс сбора денег, открыв отдельный счет в банке для своего дома. Такое решение выносится только на общем собрании.

Последствия неуплаты

Невнесение денег за капремонт может стать причиной для будущих серьезных проблем собственников жилья. Граждане, которые идут на поводу всевозможных интернетных баек о том, что взимание данного вида платежей незаконно, а значит, игнорирование их ни к каким серьезным последствиям не приведет, очень заблуждаются.

Неуплата за капремонт может обернуться для жильца негативными последствиями различной степени

Во-первых, начиная с первого месяца просрочки, начнется начисление пеней. Т.е. если коммунальные услуги должны быть оплачены до 10 числа месяца, следующего за расчетным, то уже со следующего дня неустойка начнет начисляться, увеличиваясь с каждым днем.

Размер начисляемой пени индивидуален для каждого региона. Рассчитать ее несложно. Для этого необходимо размер недоимки умножить на ставку рефинансирования Центробанка (в 2018 г. она составляет 7,5 %) и разделить полученную сумму на 300. Учитывая, что размер ставки рефинансирования может меняться, то при подсчетах используется тот показатель, который действует на момент их проведения.

Кроме начисления неустойки неплательщика может ждать судебное разбирательство. А затем передача материалов ФССП для начала исполнительного производства. А это, в свою очередь, приведет к наложению ареста на личную собственность должника с последующей продажей ее на торгах для того, чтобы вырученными деньгами погасить имеющуюся задолженность.

Рассмотрим, какие еще последствия влечет неуплата за капремонт. Кроме того должнику может быть запрещен выезд за границу, если сумма недоимки увеличится до 30 тыс. рублей. Плюс если собственник решит продать квартиру, то это может привести к ряду трудностей. Для проведения сделки купли-продажи необходима справка из БТИ с указанием имеющихся долгов. Чтобы они не смутили покупателя, оплатить их все же придется.

При условии, что собственник продолжительное время не оплачивает счета, судебным решением на него может быть наложен штраф, сумма которого будет превышать сумму долга.

Чаще всего неплательщики, у которых накопились приличные долги за коммунальные услуги, опасаются, что их могут выселить с занимаемой жилплощади. Как демонстрирует судебная практика, даже длительная неуплата взносов за капитальный ремонт не приводит к таким серьезным последствиям. Все-таки, чтобы подобная мера была реализована, образовавшаяся задолженность должна равняться стоимости квартиры. А учитывая, что взимание платежей началось только в 2015 г., это просто пока нереально. И как подобная мера может быть реализована на практике, тоже пока остается неясным. Но все вышеперечисленные методы воздействия широко применяются в стране.

Порядок введения санкций

Законодательство предусматривает, что ни у ТСЖ, ни у управляющей компании, ни у даже местных органов нет полномочий по принуждению гражданина к выплате коммунальных платежей. Это прерогатива российского суда. Он же определяет и меру наказания. Но до рассмотрения дела судебной инстанцией необходимо осуществление ряда мероприятий, которые способствуют возврату долгов за капремонт.

Нежелание платить за капремонт может привести к судебным разбирательствам

Если гражданин не вносит определенную сумму, то на каждой последующей платежке ему начисляется к основному долгу еще и сумма пеней. При условии, что уклонение от оплаты затягивается на год, сотрудники Фонда ремонта отправляют неплательщикам претензионные письма, где прописана вся сумма задолженности, способы ее погашения. В документе также дается информация о том, что в случае неплатежа Фонд обратится с иском в суд. Как правило, на этой стадии половина должников предпочитает погасить все выставленные суммы.

Материалы на оставшихся неплательщиков передаются в юридическое управление для составления в дальнейшем мировым судьей судебного приказа. После этого у должника есть один месяц на осуществление платежа. Если этого не происходит, то дело передается в Службу судебных приставов, где открывается исполнительное производство для принудительного взыскания денежных средств с неплательщика.

Имеет ли право Фонд капитального ремонта передать дело в суд

Очень часто должники жалуются, что работники УК и Фонда капремонта угрожают подать в суд для взыскания долга. Правомерны ли такие действия? Да, представители Фонда имеют законное право прибегнуть к помощи суда, чтобы получить необходимые деньги от неплательщиков.

Но к физическим лицам такая мера применяется редко. Все потому, что по причине небольшой задолженности обращаться в судебные органы просто невыгодно. Поэтому чаще всего Фонд судится с юридическими лицами, если их долг превышает 30-40 тыс. рублей.

Хотя ситуации, при которых в суд подают и на простых граждан, становятся все более распространенными. При правильном оформлении всех сопутствующих документов и претензионных мероприятиях шансов выиграть судебные разбирательства у должников просто нет.

Кто не платит

ФЗ № 271 устанавливает отдельные категории собственников, которые имеют право не платить за капремонт или вносить не всю сумму.

Не платят взносы граждане, чье жилье соответствует следующим характеристикам:

  • дом, в котором проживают люди, официально значится в качестве аварийного;
  • если земля под многоквартирным домом подлежит изъятию для государственных нужд.

Некоторые группы граждан могут не вносить оплату

Кроме того существует круг лиц, которые имеют право на получение льгот при оплате капремонта:

  • участники Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов;
  • члены семьи военнослужащего, если тот погиб при несении военной службы;
  • лица, официально признанные в качестве пострадавших от радиации (например, жители Чернобыля и прилегающих местностей);
  • инвалиды 1-й и 2-й группы;
  • педагоги, занимающиеся трудовой деятельностью в сельской местности;
  • лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами;
  • граждане, вышедшие на пенсию.

Отдельного упоминания заслуживают пенсионеры по возрасту. Если они достигли 80-летнего рубежа, то полностью освобождаются от взносов за капремонт. Лица, дожившие до 70 лет, обязаны выплачивать половину суммы при условии, что они признаны одинокими или вместе с ними проживают лица пенсионного возраста.

Если граждане владеют жильем в новых домах, то им также разрешено не оплачивать капремонт. Основным условием в данном случае является тот факт, что здание введено в эксплуатацию не раньше чем 5 лет назад. Временами управляющая компания решает начать сбор денег на проведение капремонта до того, как 5-летний срок истечет, чтобы в будущем пришлось меньше платить. Осуществлять это без согласия общего собрания жильцов запрещено.

Если на собственника подали в суд за неуплату капитального ремонта, то самым правильным выходом будет просто погашение образовавшейся задолженности. Единственное условие – необходимость проследить, чтобы в платежных документах стояла сумма, которая соответствует занимаемой жилой площади без всяких приписок. Самостоятельно произвести расчет суммы довольно просто. А при необходимости всегда можно воспользоваться онлайн-калькулятором, которые во множестве представлены на региональных юридических сайтах.

Чего ждать при неуплате за коммунальные услуги? Узнать об этом можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Нужно начать с того, что в вопросе о плате за капремонт специальный закон противоречит Основному Закону страны - Конституции.

Избранная властями организационно-правовая форма регионального оператора, на счетах которого будут накапливаться средства на капитальный ремонт жилых домов, предполагает поступление исключительно добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Фонд, согласно статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Статья 26 того же закона устанавливает, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: «регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие, не запрещенные законом, поступления».

Иными словами, бюджет Фонда может формироваться только за счет благотворительных средств собственников, и принуждать людей делать отчисления никто не вправе.

153-й статьей ЖК РФ определена обязанность граждан своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Но при этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя и плату за капитальный ремонт.

Сбор средств в Фонд капремонта фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, так как собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого, а чиновники незаконно разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику.

Принятие решения о ремонте общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме отнесено статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилья.

Следовательно, жильцы могут не платить за капитальный ремонт, если муниципальные власти не провели общего собрания собственников в их доме, и это собрание не приняло решение делать взносы в Фонд капремонта.

Власти грозят судами тем, кто не платит. Были ли уже факты наказания тех, кто отказался платить в фонд капремонта?

Согласно Конституции Российской Федерации ч. 1 ст. 15, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

В соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Содержание указанных статей многократно истолковано и применено Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ и Высшим Арбитражным судом РФ.

Так, Президиум Верховного суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют (ст. 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации), что зафиксировано в том числе в Постановлении Президиума Верховного суда РФ от 18 сентября 2002 г. №249пв01.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими право на основе статьи 16 закона РФ № 4199-1 от 23.12.1992 г.: «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда») будет уважаться властями и будет реализовано.

То есть налицо правовая коллизия. И в администрациях, и в фондах капремонта это понимают и еще не обращались в суды. Наоборот, в суды с требованием отмены закона о создании фондов капремонта стали обращаться рядовые граждане. Некоторые из них дошли уже до суда высшей юрисдикции. В июне 2014 Верховный суд РФ вынес решение по поводу иска жителя Белгородской области Безуглого Н.В., который, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса РФ, пытался доказать незаконность взимания платы за капремонт. Решение Верховного суда довожу дословно: «Оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». То есть Верховный суд РФ подтвердил добровольность уплаты взносов в фонд капремонта.

И все же, что выгоднее: «общий котёл» или спецсчёт?

В случае со спецсчетом много неясностей. Ни жители многоквартирного дома, ни сам многоквартирный дом, ни совет дома не являются юридическими лицами. А специальный счет в банке может открыть только юридическое лицо. Таким образом, нужно либо создавать ТСЖ, либо обращаться к региональному оператору, который на основании протокола собрания жителей может быть уполномочен на открытие специального счета. То есть региональный оператор не будет получателем сборов, он не будет являться организацией, собирающей плату в свою пользу, а будет лишь титульным владельцем отдельного специального счета многоквартирного дома. Поэтому существующее мнение о том, что взносы на спецсчете будут находиться под контролем жильцов, - всего лишь иллюзия.

Будет ли взыскание неуплаченных платежей?

Механизм взыскания средств с неплательщиков пока непонятен, причем вне зависимости от способа формирования этого самого фонда. Управляющая компания не имеет к вопросам капитального ремонта прямого отношения и не может выступать истцом в суде, как и региональный оператор: на его имя лишь открыт счет в банке, но деньги собираются не в его пользу. Нет никаких возможностей подать в суд на неплательщиков взносов и у прокуратуры, и у жилищной инспекции, и у организаций по защите прав потребителей.

Есть и масса других серьезных вопросов. Например: откуда у Регионального фонда (по сути - общественной организации) наши персональные данные? Ведь на использование и обработку их никто из нас разрешения не давал.

В результате такой юридической неоднозначности люди продолжают оставаться в растерянности. Для принятия решения в каждом конкретном случае нужно знать детали ситуации.