Конституционные принципы гражданства. Понятие гражданства, принципы гражданства рф, правовое регулирование. Сохранение паспорта в браке

Подробное решение параграф § 22 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Кто может быть гражданином России?

Гражданами России, то есть физическими лицами, обладающими гражданством Российской Федерации, по действующему законодательству являются: лица, имеющие гражданство России на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года, и в последующем не прекратившие гражданства России; лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года.

Есть ли различия в положении иностранного гражданина, живущего и работающего в России, и гражданина России?

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законодательством или международными договорами Российской Федерации.

Кому может быть отказано в приобретении российского гражданства?

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Вопросы и задания к документу

1. Опираясь на основной текст параграфа и приведённые фрагменты документа, сформулируйте условия, определяющие гражданство детей в нашей стране.

Гражданство детей определяется по гражданству его родителей. Если у его родителей разное гражданство, то по заявлению родителя с гражданством РФ, по заявлению опекуна.

2. Выскажите своё мнение: можно ли утверждать, что при решении вопроса гражданства детей законодательство Российской Федерации стремится максимально учесть интересы ребёнка? В своём ответе приведите не менее трёх аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Я думаю, что нет, т.к. гос-ву невыгодно, если дети получают иностранное гражданство: во-первых, в будущем они могут уехать. Во-вторых, эти страны могут быть в конфликте и т.д. К примеру, гражданам США запретили усыновлять детей из России. А если учесть, что ребенку лучше, если его усыновят, чем он будет в детдоме, то становится ясна причина появления этого закона: его сделали, как ответ на закон Магницкого. А не из заботы об интересах детей.

Вопросы

1. Что такое гражданство? Каковы принципы российского гражданства?

В юридической литературе под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. Он не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Назовите основания приобретения гражданства.

Во-первых, приобретение гражданства по рождению. Согласно нормам Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ребёнок является гражданином РФ, если на день его рождения:

а) оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (место рождения ребёнка значения не имеет);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (место рождения ребёнка значения не имеет);

в) один из его родителей - гражданин России, а другой - иностранный гражданин, при условии, что ребёнок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя (или единственный его родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребёнку своё гражданство.

Во-вторых, приём в гражданство, или натурализация. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью, имеет право обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ, если оно проживает на территории России в течение пяти лет непрерывно.

2. В отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощённая процедура приёма в российское гражданство?

Законодательство предусматривает упрощённую процедуру приёма в гражданство для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. В первую очередь речь идёт о выдающихся деятелях науки, техники и культуры; высококвалифицированных специалистах; лицах, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ, а также о тех, кого в установленном порядке признали беженцами.

Кроме того, закон учитывает интересы ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории РФ; лиц, состоящих в браке с гражданами России, а также тех, кто имеет хотя бы одного родителя - российского гражданина, проживающего на территории Российской Федерации. В упрощённом порядке получить российское гражданство могут те, кто родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР.

Лица, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратили, имеют право восстановиться в нём.

3. В чём отличия прав гражданина от прав человека? Каковы права гражданина РФ? Назовите конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ.

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет. К их числу относят право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь и другие права, которые создают условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения её независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его гражданства.

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Гражданам Российской Федерации принадлежит право участвовать в управлении делами государства. Оно подразумевает право граждан на участие в проведении референдумов и свободу выборов, право быть избранными в органы государственной власти. Российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, работниками органов безопасности, таможенной службы, военнослужащими, капитанами морских кораблей и воздушных судов, арбитражными управляющими при банкротстве. Только гражданин России может быть избран Президентом.

Государство формулирует свои требования к индивидам через систему обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Конституция РФ предусматривает обязанность каждого платить установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

4. Что такое воинская обязанность?

Граждане РФ несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Напомним, что воинская обязанность гражданина РФ включает: воинский учёт, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохождение военной службы, а также пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

5. Что такое альтернативная гражданская служба? Кто имеет право на замену военной службы по призыву АГС?

Это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. АТС может осуществляться в медицинских и иных государственных учреждениях, а также в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Она регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Право на альтернативную гражданскую службу (АГС) есть у каждого гражданина, имеющего религиозные верования или убеждения, несовместимые с несением военной службы. Путь к реализации этого права лежит через подачу в военкомат заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

6. Каковы основные права и обязанности налогоплательщика?

Налогоплательщики должны встать на учёт в органах Федеральной налоговой службы, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения также в случаях, предусмотренных указанным законодательством. Они не имеют права препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Налогоплательщики обязаны предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налогоплательщики имеют право: получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Они могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством, и получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит. Налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, и др.

Задания

1. В конституциях стран мира, следуя установившейся в между-народно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишён...», «все», «личность». Когда же речь идёт о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется чёткая формулировка «граждане имеют право». Познакомьтесь с главой 2 Конституции РФ. В каких статьях говорится о правах гражданина? Что это за права? Чем они отличаются от других прав, сформулированных в этой же главе?

О правах гражданина говорится в статье 19, 20, 27,32,33,36. Эти статьи говорят о равенстве всех граждан перед законом, о том, что никто не имеет права лишать человека жизни, что никто не может быть подвергнут пыткам, что граждане могут без ограничений передвигаться по стране и выезжать заграницу, также каждому гарантируются свобода слова и печати, также граждане имеют право участвовать в управлении государством, имеют право избирать и быть избранным, могут отправлять жалобы, как коллективно, так и индивидуально. В этой главе представлены не только гражданские права гражданина, но и политические, экономические и культурные.

2. Почему защита Отечества названа в Конституции РФ и долгом, и обязанностью гражданина? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом?

Прежде всего это обусловлено тем, что ты являешься гражданином той или иной страны, а долг всегда подразумевает обязанность и наоборот, т.е. ты обязан исполнить свой долг, или твой долг исполнять свои обязанности. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.

3. Молодой человек должен быть призван на военную службу осенью. Он решил воспользоваться правом на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и подал заявление в военкомат за несколько дней до начала осеннего призыва. Как вы думаете, будет ли удовлетворена его просьба? Ответ поясните.

Его просьба не будет удовлетворена.

Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

До 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

До 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

4. В 2010 г. «Левада-центр» провёл опрос 1600 россиян. Один из вопросов звучал так: «Как Вы лично относитесь к службе в армии?» Результаты опроса вместе с данными аналогичных исследований, проведённых ранее, представлены в виде диаграммы (в % от числа отвечавших).

Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы? А как бы вы ответили на этот вопрос? Своё мнение обоснуйте.

Мнение россиян не сильно поменялось за 13 лет. Я бы ответил: «Служба в армии - бессмысленное и опасное занятие, и нужно любыми средствами стараться избежать её».

5. Подберите в периодической печати примеры, иллюстрирующие налоговые правонарушения в России. Проанализируйте их и сформулируйте наиболее общие причины налоговых правонарушений.

Компания решила открыть филиал в г. Переславле-Залесском. С этой целью она провела подготовительные мероприятия. В частности, в марте были наняты директор и бухгалтер. В июне фирма подала в налоговую инспекцию заявление о постановке на налоговый учет. Налоговики посчитали, что датой создания филиала является день назначения на должность директора филиала. На этом основании они оштрафовали фирму на 5000 руб. Фирма обратилась в суд. Арбитры признали решение инспекции незаконным, поскольку филиал считается созданным, если там оборудованы стационарные рабочие места.

Предприниматель Шаламова Т.М. открыла в филиале Сбербанка РФ расчетный счет, но не сообщила об этом в инспекцию. Налоговики вынесли решение о привлечении Шаламовой к ответственности за нарушение срока представления в налоговой орган информации об открытии счета в виде штрафа, равного 5000 рублей. Предприниматель штраф не уплатила. Инспекторы обратились в суд. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Шаламова Т.М. долгое время находилась на амбулаторном лечении, в связи с чем не могла сообщить об открытии банковского счета. Кроме того, в ее жизни на тот момент имели место сложные семейные обстоятельства. Суд признал эти причины смягчающими ответственность и снизил размер штрафа до 500 руб.

Причины возникновения налоговых правонарушений в России можно разделить на три условных категории: правовые; экономические; моральные.

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков.

Состав основных принципов гражданства РФ указан в статье 4 ФЗ «О гражданстве РФ ». В законе сказано, что принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы данной сферы, не должны иметь положения, ограничивающие права лица по признакам расовой, национальной, социальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» формируют общие основы, которые закладывают сущностные принципы данных отношений. Выделяют следующие основные принципы гражданства РФ .

Во-первых, гражданство России является единым (принцип единства) . По причине федеративного устройства России данный принцип крайне важен, и поэтому закреплен в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве представляет собой необходимое условие для сохранения суверенитета и целостности.

Во-вторых, гражданство РФ является равным вне зависимости от оснований его приобретения (принцип равенства) . Закон не предусматривает каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: по рождению, в связи с принятием либо восстановлением в нём и т.д.

В-третьих, гражданство РФ обладает открытым и свободным характером (принцип открытости) . Данный принцип выражается в том, что согласно Закону РФ каждый человек имеет право на получение гражданства и на его изменение.

В-четвертых, гражданин РФ не может быть лишен гражданства (принцип взаимности) . Запрет в Конституции и в ФЗ «О гражданстве РФ» на лишение человека гражданства вытекает из двусторонней связи между человеком и государством, что предполагает разрыв данной связи только при взаимном согласии.

В-пятых, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства) . Подобная возможность предоставляется согласно федеральному закону или международному договору России.

Согласно данному принципу приобретение гражданином РФ иного гражданства не приводит к прекращению его российского подданства. Граждане РФ при наличии иного подданства не могут по этой причине быть ущемлены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, которая связана с подданством РФ.

В-шестых, законодательство России содержит принципа сохранения гражданства РФ для лиц, которые проживают за её пределами . Данный принцип происходит из естественного права человека на выбор места жительства, свободный выезд за пределы России и беспрепятственный возврат в страну.

В-седьмых, гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении либо расторжении брака гражданином России с иностранцем или лицом без подданства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Данный принцип раскрывает его сущность как индивидуальной связи человека с государством.

В-восьмых, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами . Этот принцип отражен в Конституции и ФЗ «О гражданстве РФ».

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и их должностные лица обязаны способствовать гражданам РФ в обеспечении возможности пользоваться всеми законными правами и защищать их.

Согласно Конституции гражданин РФ не может быть выслан за её пределы либо выдан другому государству . За преступления, которые совершены гражданином России на территории других государств, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.

Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Эта связь длится в течение всей жизни человека, возникает с момента рождения при приобретении гражданства РФ и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке.

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала.

Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них.

1. Принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6 Конституции) означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Единое российское гражданство может быть не единственным (например для лиц с двойным гражданством).

2. Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 6 Конституции и п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ.

3. Гражданство РФ экстерриториально (проживание или пребывание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства) – п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве. Гражданин РФ вправе жить в том месте, которое он избирает. Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы его граждане жили и работали на территории РФ.

4. Российское гражданство имеет свободных характер . (ч. 3 ст. 6 Конституции) Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

5. Конституция РФ и Закон о гражданстве запрещают лишать человека гражданства РФ . Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденным за государственные преступления.

6.В основе изменения гражданства лежит волеизъявление лица. Автоматически характер приобретения и утраты гражданства исключается. Вступление в брак с иностранным гражданином или расторжение брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которых позволяет им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собой обязательного предоставления или утраты гражданства РФ. Лишь родившийся от гражданина РФ ребенок автоматически получает гражданство РФ, а малолетние дети (до 14 лет) при изменении гражданства родителей автоматически следуют за ними.


7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами РФ (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государство признает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, но и за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина и государства.

8. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 63 Конституции). За преступления, совершенные за пределами РФ, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в РФ также считаются преступлениями). Однако административную ответственность гражданин РФ может нести и за границей.

9. Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при этом необходимо доказывать факт «без гражданства», как и иностранное гражданство). Получение гражданства человеком без гражданства лучше обеспечивает защиту его прав.

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства. Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство РФ, являются паспорт гражданина РФ; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.

Принципы гражданства в РФ:

1. В РФ каждый человек имеет право на гражданство . Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство РФ.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство РФ не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.

3. Гражданство РФ является единым . граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики.

4. Сокращение безгражданства . Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства.

5. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права его изменить .

6. Принцип двойного гражданства . Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

7. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).

9. Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака .

10. К числу принципов гражданства РФ может быть отнесен такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.

Основания и порядок приобретения гражданства в РФ Гражданство РФ приобретается:

1) в результате его признания; Гражданами РФ признаются:

1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве

2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ. Под территорией РФ в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения.

2) по рождению; принцип «права крови»:

1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ независимо от места рождения.

Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории РФ:

1) родители которых неизвестны;

2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

3) в порядке его регистрации; В порядке регистрации гражданство РФ приобретают:

1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;

2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но они приобрели иное гражданство по рождению - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

3) дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории РФ или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

5) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

6) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве

4) в результате приема в гражданство; Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. В качестве условия приема в граждаство РФ требует постоянного проживания на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое.

5) в результате восстановления в гражданстве РФ; В порядке регистрации в гражданстве РФ восстанавливаются:

1) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

2) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

В результате признания факта восстановления гражданство РФ приобретают бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления.

Лицо, ранее состоявшее в гражданстве РФ, но которое не имеет оснований для восстановления в гражданстве в первых двух формах, приобретает гражданство РФ но ходатайству о восстановлении.

6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; При изменении границы РФ в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором РФ.

7) по иным основаниям, предусмотренным Законом. усыновление, опекунство, институт почетного гражданства

Прекращение гражданства в РФ

1) вследствие выхода из гражданства; это его утрата лицом по собственному волеизъявлению.

1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:

1) по ходатайству гражданина;

2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство; единственный случай возможного прекращения гражданства РФ без волеизъявления самого лица.

Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение пяти лет после приема.

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин РФ при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом. прекращение гражданства РФ у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Введение

§ 2. Принципы гражданства РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Существование человека в современном мире без связи с обществом невозможно себе представить. Одной из самых важных связей является связь личности и государства. Ее выражением является институт гражданства. Личность передает часть своих свобод государству, взамен же получает определенные права и гарантии безопасного существования. Отношения между государством и личностью оформлены юридически, закреплены законодательно.

Вопросы гражданства РФ регулируются в рамках закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 года, Конституции РФ, и прочих нормативно-правовых актов.

Исследований по данной теме создано немного. В основном это объясняется четким формулированием норм права, связанных с гражданством, поэтому спорных и проблемных мест в этой сфере практически не наблюдается.

Цель данной работы: определить особенности российского гражданства.

Заявленная цель будет достигнута путем решения следующих задач:

Раскрытие понятия, содержания и принципов гражданства РФ;

Характеристика пути приобретения и прекращения гражданства РФ;

Раскрытие компетенции органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

Структура данной работы строится в соответствии с заявленной целью и задачами.


Глава I. Понятие, содержание и принципы гражданства РФ

§ 1. Понятие и содержание гражданства РФ

Одним из основных элементов правового статуса лица, определяющего его взаимоотношения с государством, является гражданство. Разными авторами данное понятие трактуется по-разному: одни определяют его как политико-правовую принадлежность лица к государству; другие как членство в нем; третьи – как состояние, связь с ним; другие – как юридическое отношение. В соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года, в соответствии с которым оно приобретается или прекращается, под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

По Конституции РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами, свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Гражданство – это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право каждого человека, закрепленное также в международных актах. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство.

Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства. Устойчивость этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором содержится указание на гражданство лица. Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц, находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, - иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.


§ 2. Принципы гражданства РФ

Принципы гражданства РФ – те общие основы, фундаментальные начала, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Они сформулированы в статье 4 федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», а также в Конституции РФ.

Важнейшим принципом гражданства РФ является его неограниченность. Это означает, что ограничение граждан в правах или привилегии по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается. Это же положение прописано и в части 2 статьи 19 Конституции РФ.

Не менее важными принципами гражданства РФ являются единое и равное гражданство, независимо от оснований его приобретения. Россия – федеративное государство, поэтому единое гражданство – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности. Однако федеральное гражданство сочетается с республиканским, поскольку согласно Закону РФ «О гражданстве РФ» в некоторых республиках были приняты свои законы о гражданстве. Единое гражданство в связи с этим трактуется разными исследователями по-разному. Одни ученые считают, что в РФ существует два гражданства: федеральное и гражданство субъектов. Другие же считают, что уместнее говорить о двуедином гражданстве, поскольку оно выражает суверенитет и федерации, и республик

Принцип равного гражданства означает, что в России не существует деления граждан на природных и натурализованных. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек обладает правом свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. Поэтому в законе о гражданстве закреплен принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за ее пределами, российского гражданства, в противном случае происходило бы грубое ущемление прав и свобод человека.

Еще одним важным принципом является неотъемлемость гражданства. Исходя их определения гражданства, следует заметить, что государство не может расторгнуть гражданскую связь, т.е. лишить человека гражданства, в одностороннем порядке ни при каких обстоятельствах.

Неотъемлемость гражданства конкретизируется запретом на высылку за пределы страны или выдачу иностранному государству гражданина РФ. Выдворение за пределы страны возможно лишь в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших правонарушения при въезде в Российскую Федерацию. Даже если речь идет о лице с двойным гражданством, одно из которых - гражданство России, в отношении его действует запрет на выдачу другому государству.

Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, поскольку деление людей на граждан и неграждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому одним из самых важных принципов российского гражданства является поощрение приобретения гражданства лицами, его не имеющими. Для них вводится упрощенный порядок приобретения гражданства; дети, рожденные в России от лиц без гражданства, приобретают статус гражданина России.

Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании на основании законодательных актов этих государств, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. День вступления закона в силу нередко не совпадает с днем его принятия. По общему правилу закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не предусмотрено иное.

Таким образом, принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.


Глава II. Приобретение и прекращение гражданства РФ

§ 1. Основания приобретения гражданства РФ

Согласно статье 11 закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2001 выделяется как минимум четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации:

По рождению;

В результате приема в гражданство РФ;

В результате восстановления в гражданстве РФ;

По иным основаниям, предусмотренным Законом или международным договором РФ.

Основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация, или приобретение гражданства в силу рождения, поскольку по современным нормам международного права, ребенок ни при каких условиях не должен остаться апатридом. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если гражданство родителей различно, то вопрос о гражданстве ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если родился на ее территории. Это действие так называемого «права крови» - приобретение гражданства с учетом гражданства родителей. Действует также принцип «права почвы», который применяется в отношении детей, родители которого неизвестны. Они также приобретают гражданство РФ.

Вторым основанием приобретения гражданства является натурализация – т.е. прием в гражданство. Он связан со свободным выбором лицом гражданства и согласием государства признать данное лицо своим гражданином. Этим правом может воспользоваться всякое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России (в общей сложности пять или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством). Порядок оформления заявлений о приеме в российское гражданство разъясняется в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденном Указом Президента РФ 14 ноября 2001.

Что касается приобретения гражданства путем восстановления в гражданстве, то подобное основание распространяется на лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо причинам его утратили. Существуют различные формы восстановления в гражданстве:

В порядке регистрации;

Признание факта восстановления;

По ходатайству лица.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным законом, относятся оптация, а также усыновление ребенка.

Оптация как форма приобретения гражданства связана с территориальными изменениями и возможностью выбора гражданства одного из двух государств, которая вытекает из международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к РФ какой-либо территории. По прошествии срока, установленного международным договором о присоединении соответствующей части территории иностранного государства к России или о вхождении государства в состав РФ все граждане этого государства, если они не заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся гражданами России.

При усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется, согласие ребенка на усыновление или удочерение.

§ 2. Прекращение гражданства РФ

В статье 6 Конституции РФ закреплено право на изменение, прекращение гражданства, а также положение о том, что никто не может быть лишен российского гражданства по волеизъявлению государства.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям:

В результате выхода из гражданства с учетом волеизъявления и по инициативе самого гражданина;

На основании международного договора (оптация);

По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ (усыновление, удочерение ребенка иностранными гражданами).

Выход из гражданства – добровольная акция, которая прекращает юридическую связь лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Основанием утраты гражданства может быть оптация. В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории РФ отойдет от России, люди, проживающие на данной территории будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство. Если они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, т.е. российское, гражданство, на них автоматически распространяется гражданство государства, к которому отошла территория России.

Однако существуют обстоятельства, при которых выход из гражданства невозможен. Это происходит в случаях, предусмотренных статьей 20 закона «О гражданстве РФ»:

Если гражданин имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное Федеральным законом (например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ);

Если гражданин привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

Если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения, т.е. ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.


Глава III. Органы, ведающие делами о гражданстве РФ

§ 1. Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ

Согласно федеральному закону «О гражданстве РФ», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ являются Президент, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Согласно статье 89 Конституции РФ Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В соответствии со статьей 29 закона «О гражданстве» президент обладает рядом полномочий в делах, касающихся гражданства. К числу этих полномочий относится решение вопросов приема в гражданство, выхода из гражданства, отмены решений по вопросам гражданства. Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в котором детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства. Глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе ведающих делами о гражданстве. Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного (рассчитаны на многократное применение и касаются неограниченного круга лиц) и индивидуального (касаются интересов конкретных лиц) характера.

Законом предусмотрено право Президента РФ в порядке исключения рассматривать вопросы о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях отказано (эти люди должны быть совершеннолетними и дееспособными, иметь ценз оседлости, дать обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы страны, иметь законный источник средств к существованию, отказаться от уже имеющегося у него гражданства другой страны, владеть русским языком).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия взаимодействует в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства.

Таким образом, Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

§ 2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ

Закон «О гражданстве РФ» подробно определяет полномочия федеральных органов, которые занимаются решением вопросов, связанных с гражданством РФ. Причем органы эти двух видов: одни ведают этими вопросами внутри государства, другие с иностранными государствами.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел является Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Оно полномочно принимать заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих в России, составлять на основании органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке, организовывать проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемые вместе с заявлениями документов взаимодействовать с ФСБ РФ по вопросам гражданства, вести учет лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ и проч. На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Они также решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Решения, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены. Безусловно, в упрощенном порядке отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных заявителем подложных документов или сообщение о себе заведомом ложных сведений.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и учреждений, находящихся за пределами РФ является Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом. В компетенцию Министерства иностранных дел входит составление на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключений на заявления об изменении гражданства в общем порядке, установление формы учета обратившихся с заявлениями РФ лиц. Органы МИД РФ ведут учет лиц, живущих за рубежом и имеющих гражданство РФ для поддержания связи с соотечественниками.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом принимают заявления от лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют их, составляют заключения на заявления на об изменении гражданства в общем порядке, принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям в упрощенном порядке, исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства, определяют и оформляют наличие гражданства РФ, осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства РФ.

Таким образом, вопросы, связанные с гражданством являются весьма серьёзными, поскольку ими занимается такая разветвленная структура ведомств и учреждений.

Функции координатора здесь выполняет Президент, ему же принадлежат и более широкие полномочия по сравнению с другими учреждениями. Однако РФ – демократическое государство, поэтому все полномочия не могут быть сосредоточены в одних руках. К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.


Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

Принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью.

Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида, что нежелательно для любого общества.

Говоря об органах, полномочных решать вопросы, связанные с приобретением и утратой гражданства, стоит отметить следующее. Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.


Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения.

2. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года // Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003;

3. Конституция Российской Федерации. СПб. 2006;

4. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986;

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997;

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003;

7. Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8;

8. Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М., 2003.


Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 100.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 14.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 103.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 202.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 203.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 16-17.

Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 209.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23-24.

Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8, С. 21-22.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 25.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 212.

Там же. С. 210

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 27-29.

Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986, С. 10.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 76.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.41.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.70.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 75.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 89.

Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 28.

Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 93.

Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.


Гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом. 2. Двойное гражданство и многогражданство Часть 1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, ...

60-х годов двадцатого столетия. На современном этапе развития науки конституционного права исследования, посвященные изучению основных принципов российского гражданства, отсутствуют. Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них...

Содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Закон закрепляет следующие принципы гражданства: 1. Единство и равенство гражданства Российской Федерации. Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному принципу...

И 160 тысяч. Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, ...