Памятники истории и культуры народов российской федерации. Смотреть что такое "Объекты культурного наследия" в других словарях.

Вышло в свет приложение к журналу «Приход» на компакт-диске «Обустройство, сохранение и строительство храма. Архитектурные, строительные и инженерные решения».

Компакт-диск включает статейные и иллюстративные материалы, посвященные обустройству, сохранению, восстановлению и строительству новых храмов. Материалы предназначены для настоятелей и членов приходов, в круг обязанностей которых входят эти вопросы.

Национальная защита и международная защита культурного и природного наследия

Каждому государству - участнику настоящей Конвенции следует идентифицировать и разграничить различные объекты, находящиеся на его территории и упомянутые в статьях 1 и 2 выше. Каждое государство - участник настоящей Конвенции признает, что обязательство обеспечивать идентификацию, защиту, сохранение, представление и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, упомянутого на его территории и на ее территории, Он прилагает усилия к тому, чтобы сделать это своими собственными усилиями в максимальных пределах имеющихся у него ресурсов и, при необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества Финансовый, художественный, научно-технический.

Автором большинства статей и составителем данного издания является архитектор М.Ю. Кеслер, под руководством которого Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» разработан Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99).

Многие материалы были опубликованы автором на страницах журнала «Приход» и в настоящее время уже стали труднодоступными. В диск также вошли другие статьи, взятые из иных открытых источников и более полно раскрывающие круг обсуждаемых вопросов, в том числе духовные основы и традиции православного храмостроительства. Для желающих получить подробные сведения по рассматриваемым вопросам приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

В целях обеспечения наиболее эффективной защиты и сохранения и наиболее активного развития культурного и природного наследия на их территории и в условиях, соответствующих каждой стране, государства-участники настоящей Конвенции будут стремиться Насколько это возможно.

Для целей настоящей Конвенции международная защита мирового культурного и природного наследия означает создание системы международного сотрудничества и помощи, направленной на оказание помощи государствам - участникам Конвенции в усилиях, которые они предпринимают Сохранять и идентифицировать это наследие.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часовен. Для подбора готового проекта прилагаются каталожные листы с указанием авторов, к которым можно обратиться для использования проекта.

Полная информация о диске приведена на сайте журнала «Приход» www.vestnik.prihod.ru .

Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия

В Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры настоящим учреждается Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия выдающейся универсальной ценности, известный как «Комитет всемирного наследия». Он состоит из 15 государств-участников Конвенции, избранных государствами-участниками Конвенции на очередных сессиях Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Число государств-членов Комитета будет увеличено до 21 с очередной сессии Генеральной конференции после вступления в силу настоящей Конвенции не менее чем для 40 государств. Представитель Международного центра по изучению сохранности и восстановления культурных ценностей, представитель Международного совета по памятникам и местам и представитель Международного союза охраны культурных ценностей, присутствовал на заседаниях Комитета в качестве консультативного персонала. Характер и ресурсы Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры по просьбе государств-участников, заседающих на общей сессии в ходе очередных сессий Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Представители других межправительственных или неправительственных организаций с аналогичными задачами. Государства-члены Комитета всемирного наследия будут работать с конца очередной сессии Генеральной конференции, на которой они были избраны до конца третьей очередной сессии Генеральной конференции, но мандат третьей Из членов, назначенных на первых выборах, прекращается в конце первой очередной сессии Генеральной конференции после того, как они были избраны, и срок полномочий второй трети членов, назначенных одновременно, прекращается на В конце второй очередной сессии Генеральной конференции, следующей за тем, в котором они были избраны. Названия этих членов назначаются по жребию Председателем Генеральной конференции после первых выборов. Комитет может в любое время пригласить государственные или частные органы, а также частных лиц, на свои заседания для консультаций по конкретным вопросам. Комитет может создавать такие консультативные органы, которые он сочтет необходимыми для выполнения своей задачи. Комитет разрабатывает, обновляет и распространяет, когда этого потребуются обстоятельства, под названием «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой», список объектов, включенных в Список всемирного наследия, для защиты которых основные работы и для которых была запрошена помощь в соответствии с положениями настоящей Конвенции. В этом списке содержится оценка стоимости операций и может включать только объекты культурного и природного наследия, которым угрожают серьезные и точные опасности, Таких как угроза исчезновения в результате ускоренной деградации, крупных государственных или частных проектов, быстрое развитие городов и туристов, разрушение вследствие изменений в землепользовании или владении, Глубокие изменения, вызванные неизвестной причиной; Отказ по какой-либо причине, вооруженный конфликт, угрожающий или угрожающий вырваться; бедствия и катаклизмы, большие пожары, землетрясения, оползни; Вулканические извержения; изменения уровня воды, наводнения, приливные волны. Комитет может в любое время, в случае необходимости, переписать Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и предоставить немедленный доступ к этой надписи. Комитет определяет критерии, на основании которых свойство культурного наследия И природные вещества могут быть внесены в любой из списков, упомянутых в пунктах 2 и 4. Прежде чем отказаться от заявки на включение в один из двух списков, упомянутых в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, Комитет проводит консультации с государством-участником, на территории которого находится имущество культурного или природного наследия, в котором оно расположено. Пункты 2 и 4 настоящей статьи.

  • Из разных регионов и культур мира.
  • Представлять их в области культурного наследия или природного наследия.
  • Комитет всемирного наследия принимает свои правила процедуры.
Тот факт, что имущество культурного и природного наследия не было внесено ни в один из двух списков, упомянутых в пунктах 2 и 4 статьи 11, никоим образом не означает, что оно не имеет выдающейся универсальной ценности для целей, отличных от целей, вытекающих из включения в эти списки.

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

Фонд по охране всемирного культурного и природного наследия

Комитет всемирного наследия получает и рассматривает заявления о международной помощи, предоставляемой государствами-участниками настоящей Конвенции в отношении объектов культурного и природного наследия, находящихся на их территории, которые могут быть включены или могут быть включены в соответствующие списки В пунктах 2 и 4 статьи. Эти претензии могут относиться к защите, сохранению, представлению или реанимации такого имущества. Просьбы о международной помощи в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи могут также иметь в качестве своей цели идентификацию объектов культурного и природного наследия, определенных в статьях 1 и 2, где предварительные исследования установили, что последние заслуживают Будь наказан. Комитет принимает решение о мерах, которые надлежит принять по таким просьбам, определяет, где это уместно, характер и объем его помощи и разрешает заключение от его имени о необходимых договоренностях с соответствующим правительством. Он должен делать это в свете соответствующей важности свойств, которые должны быть защищены для мирового культурного и природного наследия, необходимости обеспечения международной помощи наиболее представительным свойствам природы или техники и История народов мира и актуальность предстоящей работы, важность ресурсов государств, на территории которых находятся активы, и, в частности, степень, в которой они могли бы защитить эти активы Комитет создает, обновляет и распространяет перечень товаров, для которых предоставляется международная помощь. Из средств Фонда, созданного в соответствии со статьей 15 настоящей Конвенции. Комитет сотрудничает с международными и национальными организациями, как правительственными, так и неправительственными, с аналогичными задачами, аналогичными целям настоящей Конвенции для осуществления Его программы и выполнение своих проектов Комитет может обратиться к таким организациям, в частности к Международному центру по изучению вопросов сохранения и восстановления культурных ценностей, Международного совета по памятникам и территориям и Союза Международной комиссии по охране природы и природных ресурсов, а также других государственных и частных органов и частных лиц. Решения Комитета принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов. Большинство членов Комитета составляют кворум. Комитету всемирного наследия будет помогать секретариат, назначаемый Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в полной мере использует услуги Международного центра по изучению вопросов сохранения и восстановления культурных ценностей, Международного совета по памятникам и сайтов и Международного союза охраны природы и природных ресурсов в рамках их соответствующих сфер компетенции и возможностей, подготовить документацию Комитета, повестку дня его совещаний и обеспечить реализацию Его решений. Настоящим учреждается Фонд защиты всемирного культурного и природного наследия выдающейся универсальной ценности, называемый «Фондом всемирного наследия». Фонд создается в качестве целевого фонда в соответствии с положениями Финансовых положений Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Ресурсы Фонда состоят из: обязательных взносов и добровольных взносов государств-участников настоящей Конвенции; Платежи, подарки или завещания, которые могут быть сделаны другими государствами, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, другими организациями системы Организации Объединенных Наций, включая Программу развития Организации Объединенных Наций и Другие межправительственные организации, государственные или частные органы или частные лица. Без ущерба для любого дополнительного добровольного взноса государства-участники настоящей Конвенции обязуются регулярно выплачивать взносы в Фонд всемирного наследия каждые два года, сумма которых, рассчитанная в соответствии с единой процентной ставкой, применимой ко всем государствам, Принятой Генеральной Ассамблеей государств - участников Конвенции, которая состоится на сессиях Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Это решение Генеральной Ассамблеи требует от большинства присутствующих и участвующих в голосовании государств-участников, которые не сделали заявление, упомянутое в пункте 2 настоящей статьи. Ни в коем случае обязательный взнос государств-участников Конвенции не превышает 1 процента от его взноса в регулярный бюджет Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Однако любое государство, упомянутое в статье 31 или в статье 32 настоящей Конвенции, может при сдаче на хранение своих документов о ратификации, принятии или присоединении заявить, что оно не связано Государство - участник Конвенции, сделавшее заявление, упомянутое в пункте настоящей статьи, может в любое время отозвать такое заявление после уведомления Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Отзыв этой декларации не влияет на обязательный взнос, причитающийся с этого государства, до даты проведения следующего общего собрания государств-участников. Любое государство - участник Конвенции, которое имеет задолженность по выплате своего обязательного или добровольного взноса в отношении текущего года и календарного года, непосредственно предшествующего ему, не имеет права на участие в Комитете всемирного наследия, Срок полномочий такого государства, который уже является членом Комитета, истекает во время любых выборов, предусмотренных в пункте 1 статьи 8 настоящей Конвенции. Государства - участники настоящей Конвенции рассматривают или содействуют созданию государственных и частных национальных фондов или ассоциаций, целью которых является поощрение подарков для защиты культурного и природного наследия, определенных в статьях 1 и 2 настоящей Конвенции.

Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

  • памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
  • ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
  • достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Однако многие из зданий и сооружений находятся в разрушенном состоянии, и их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О невозможности государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.

В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.

Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви.

Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетные поступления.

На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» выделяется 1,2-1,4 млрд. руб. в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд. руб. Патриарх Кирилл подчеркнул, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями», однако если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).

Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам — культурное наследие страны находится под угрозой. Причина — в несовершенстве законодательства. Согласно федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятому в 2005 г., должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка уменьшают сроки работ, занижают цены.

Закон создавался для того, чтобы избежать коррупции в распределении госзаказов. Но на практике привел к появлению фирм-однодневок, которые заинтересованы не в сохранении памятников, а только в освоении бюджетов.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия имеют разный статус. Наиболее важные из них имеют статус памятников федерального значения, остальные - регионального. Но статус еще не определяет права собственности. Памятники федерального значения могут находиться в собственности регионов, и наоборот.

Со временем может меняться и категория здания. Есть категория памятников истории, которые, в отличие от памятников архитектуры, ценных особенностями конструкции и декора, подлежат охране из-за причастности к историческим событиям и известным людям. Так, имеются здания, связанные с революцией и революционными деятелями. Но взгляд на историю меняется, поэтому и статус может быть изменен. Утратив элементы, которым он обязан своим статусом, памятник архитектуры может перестать им быть.

Источник: Журнал «МИР&DOM»


Источник: Журнал «МИР&DOM»

Постановлением Верховного Совета РФ №3020 от 1991 г. все памятники федерального значения были отнесены к федеральной собственности. Но правительство Москвы, зарегистрировав право собственности на многие из них, два года назад опротестовало это постановление в Конституционном суде. Московские структуры претендуют на все памятники, расположенные в Москве, за исключением памятников особого значения вроде Кремля и бывшей «Ленинки», а также тех, которые заняты организациями, не вносящими арендную плату.

Федеральные структуры, в свою очередь, хотят получить в собственность те из региональных памятников, где исторически располагаются федеральные органы власти и которые были за ними закреплены еще советскими постановлениями разных лет. Зданиями, находящимися в федеральной собственности, распоряжается сейчас Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры.

Из-за нерешенных вопросов по «разделу имущества» резко сокращается число памятников, которые можно сдавать на долгосрочной основе. А ведь именно долгосрочная аренда привлекательна для постояльца исторического здания, вкладывающего деньги в его реставрацию. Неурегулированность прав собственности создает множество неприятных коллизий и для частных собственников, приватизировавших такие «спорные» памятники. Если при приватизации были нарушены законы, или московские власти продали в частную собственность здание, а потом оказывается, что на самом деле собственность федеральная, суд вправе опротестовать сделку, признать ее ничтожной и потребовать возврата здания в госсобственность.

А пока, необжитые памятники разрушаются. В России не менее трети из них находятся в аварийном состоянии. В Москве этот процент намного меньше, но и здесь есть аварийные здания. Одни горят, другие просто тихо ветшают без хозяина. Быстрее всего разрушаются образцы деревянного зодчества.


Источник: Журнал «МИР&DOM»