Система управления охраной труда мониторинг и измерения. Контроль функционирования суот и мониторинг реализации процедур. Мониторинг реализации процедур суот включает

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Стандарт предприятия
СТП 581-6.7-008-2006,
утвержден генеральным директором ОАО "РПЗ"

СУОТ. Мониторинг и оценка эффективности системы

1.2. Положения настоящей процедуры распространяются на все механические, сборочные, вспомогательные подразделения.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:

OHSAS 18001-1999 "Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья";

5.2.2. Первая ступень контроля ОТ проводится ежедневно в течение рабочей смены технологами, контролерами, мастерами и другими непосредственными руководителями. При этом производятся контроль и надзор за безопасным выполнением работ подчиненными, соблюдением ими технологических процессов, инструкций по охране труда, техническим состоянием рабочих мест и оборудования. Все замечания по ОТ записываются в журнал мастера () и при необходимости докладываются начальнику цеха (отдела). За каждое нарушение правил ОТ мастер или другой непосредственный руководитель может депремировать нарушителя на 10% через экономиста и руководителя цеха (отдела).

5.2.3. Вторая ступень контроля состояния ОТ проводится раз в неделю начальником цеха (отдела), его заместителями, начальником технологического бюро, бюро технического контроля, механиком, энергетиком цеха с участием предцехкома, старшего общественного инспектора цеха по ОТ по составленному начальником цеха (отдела) графику с разбивкой по дням недели и закрепленным участкам. При этом осуществляется контроль качества проведения непосредственными руководителями контроля первой ступени, соблюдения технологических процессов, правил по охране труда, технике безопасности, промсанитарии, пожарной безопасности, технического состояния рабочих мест, оборудования, помещений, обеспечения здоровых и безопасных условий труда на всех рабочих местах цеха (отдела). Результаты контроля записываются в журнал второй ступени в соответствии с .

За каждое выявленное нарушение в работе по ОТ, технике безопасности, пожарной безопасности, промсанитарии виновный непосредственный руководитель может депремироваться за месяц на 5%.

5.2.4. Третья ступень контроля состояния ОТ проводится не реже одного раза в месяц заводской комиссией в составе главного инженера, его заместителей, главных специалистов согласно ежегодно утверждаемому графику с целью комплексного обследования состояния охраны и условий труда, техники безопасности, пожарной безопасности, промсанитарии в цехах и отделах завода с составлением акта в соответствии с и мероприятий по устранению выявленных нарушений с оценкой цеха (отдела) по состоянию ОТ. Мероприятия по устранению выявленных нарушений выполняются с оценкой цеха (отдела) по состоянию ОТ в соответствии с .

5.3. Процесс мониторинга

5.3.1. Цель процесса - проверка соответствия деятельности организации в области профессиональной безопасности и здоровья на рабочих местах посредством мониторинга периодичности и уровня эффективности проведения контроля за состоянием ОТ на ОАО "РПЗ".

Политика в области ОТ;

Нормативные акты ОАО "РПЗ";

Инструкции по ОТ;

Сведения об используемом оборудовании;

Государственные стандарты ССБТ.

Акт о проведении третьей ступени контроля с планом мероприятий по устранению нарушений.

Раздел II. Летучий контроль

1. Область применения

1.1. Настоящая процедура устанавливает порядок проведения летучего контроля (текущего мониторинга).

1.2. Положения настоящей процедуры распространяются на все механические, сборочные, вспомогательные подразделения организации.

2. Нормативные ссылки

OHSAS 18001-1999 "Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья".

5.2.2. Летучий контроль безопасности труда осуществляется работником ООТ, назначенным приказом начальника ООТ на конкретный участок, с возможным участием представителя цеха, отдела.

При этом работник ООТ имеет право:

Беспрепятственного контроля за выполнением правил по охране и условиям труда, технике безопасности и промсанитарии в рабочее время, а по решению руководства предприятия - также в выходные и праздничные дни;

Требовать от всех руководителей немедленного устранения нарушений правил безопасности или прекращения работ до устранения нарушений;

Требовать от работников предприятия, нарушающих правила безопасности, предъявления пропуска;

Ходатайствовать перед администрацией о наложении взысканий на нарушителей техники безопасности и поощрении активистов.

5.2.3. По результатам контроля определяется коэффициент безопасности К об по пятибалльной системе и выписывается в двух экземплярах листок летучего контроля безопасности труда по форме, приведенной в .

5.2.4. По результатам летучего контроля может быть выписано предписание с требованием устранить выявленные несоответствия согласно форме, приведенной в .

Первый экземпляр этих документов с указанием срока исполнения выдается исполнителю (начальнику цеха, отдела) под расписку, второй - хранится в ООТ и служит для контроля.

5.2.5. После выполнения указанных мероприятий или ликвидации недостатков листок и (или) предписание возвращаются в ООТ с отметками о выполнении за подписью начальника цеха или отдела.

5.3. Процесс летучего контроля

5.3.1. Цель процесса - проверка соблюдения безопасности на рабочих местах.

5.3.2. Входные данные процесса:

Требования законодательства РФ;

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

5.3.3. Выходные данные процесса:

Листок летучего контроля.

5.3.4. Порядок действий:

5.3.4.1. Осмотр участка.

5.3.4.2. Определение К об.

5.3.4.3. Составление предписания.

5.3.4.4. Устранение недостатков.

Раздел III. Инструментальный контроль

1. Область применения

1.1. Настоящая процедура устанавливает порядок и правила проведения мониторинга условий труда инструментальным методом.

1.2. Положения настоящей процедуры распространяются на все подразделения предприятия и выполняются в соответствии с ежегодным планом производственного контроля.

2. Нормативные ссылки

OHSAS 18001-1999 "Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья".

5.2.4. Проверка на соответствие требованиям законодательства РФ и локальных нормативных актов осуществляется специалистами Бюро ООТ, заключения передаются в проверенные цеха.

5.2.5. Данные по заключениям Бюро ООТ вносятся руководителями подразделений в санитарно-технический паспорт, хранящийся на производственных участках подразделений.

5.2.6. При несоответствии условий труда на рабочих местах установленным нормам Бюро ООТ направляет протокол соответствующему руководителю подразделения с предписанием принятия мер и контролирует их выполнение. После чего организует проведение повторных инструментальных замеров ИЛ ООТ.

5.3. Процесс мониторинга

Структурная схема процесса приведена в .

5.3.1. Цель процесса - проверка соответствия условий труда требованиям, установленным законодательными актами РФ и нормативными актами ОАО "РПЗ".

5.3.2. Входные данные процесса:

ССБТ;

План ежегодного контроля условий труда.

5.3.3. Выходные данные процесса:

Занесение данных в санитарно-технический паспорт;

Занесение данных в журнал учета данных корректирующих и предупреждающих действий;

Отчеты о несоответствиях;

Перечень несоответствий.

5.3.4. Порядок действий:

5.3.4.1. Проведение инструментального контроля.

5.3.4.2. Проверка на соответствие требованиям законодательства РФ.

5.3.4.3. Оформление данных по заключениям Бюро ООТ.

5.3.4.4. Составление корректирующих мер.

5.3.4.5. Выполнение корректирующих мер.

5.3.4.6. Проведение повторных инструментальных замеров.

5.4. Хранение документации

Подлинник настоящего стандарта хранится в ЕОТД; копия - в Бюро ООТ в течение 5 лет, ответственным за хранение является начальник Бюро ООТ; электронная версия - в общезаводской сети предприятия по адресу: Сервер S1/V1007/USER/OOT.

Приложение А

(обязательное)

Схема трехступенчатого контроля

Приложение Б

Форма журнала мастера

Дата проведения контроля

Недостатки, выявленные при контроле, и принятые меры по их устранению

Срок выполнения

Ответственность

Отметка о выполнении

Приложение В

Форма страницы журнала второй ступени

Дата проверки

Результаты контроля; нарушения, выявленные при контроле

Должности, фамилия и подпись лиц, проводивших контроль

Решение начальника по устранению нарушений или мероприятия, направленные на улучшение условий труда

Ответственный исполнитель

Срок выполнения

Отметка о выполнении

Дата

Подпись руководителя

Приложение Г

(обязательное)

Форма акта третьей ступени и плана мероприятий по устранению нарушений

Утверждаю
Генеральный директор ОАО "РПЗ"
______________________ Ф. И. О.

"___" _________________ 200 __ г.

АКТ № 1
от __________
О комплексном обследовании охраны труда, техники безопасности и промсанитарии
(3-я ступень охраны труда) в цехе № _________

Акт составлен комиссией в соответствии с приказом от _________________ № _____ в составе:

председатель комиссии - _____________________________________________________

члены комиссии: ____________________________________________________________

"___" _____________ 200 __ г. комиссия провела ______________________________________

По акту было намечено _____ мероприятия, из них не выполнены:

П. ________________

П. ________________

П. ________________

По данным председателя цехового комитета цеха № _____ за прошедший год отдохнули и провели курс лечения:

В турбазе _____ человек;

В профилактории _____ человек;

В санатории _____ человек.

Общий коэффициент охраны труда по цеху № 2 за _____ г. составил _____

По результатам проверки комиссия признала состояние охраны труда в цехе № _____ удовлетворительным и предлагает выполнить в _____ г. следующие мероприятия:

№ п/п

Мероприятия на _____ г.

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

Отметка о выполнении

I. Предварительный анализ состояния охраны труда

Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:

  • Выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска.
  • Подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах.
  • Подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест.
  • Подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания.
  • Определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда.
  • Комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия.
  • Приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях.
  • Подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.

II. Планирование системы управления охраной труда

1. Концепция (политика) охраны труда

Работодатель должен сформулировать и документировать основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда.

2. Цели и задачи в области охраны труда

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.


При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.

Разрабатывая план (программу) по охране труда, организация должна определять:

Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.

III. Разработка и применение системы управления охраной труда

1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.


Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.


При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.


Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14, рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7.


Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: приказы, должностные инструкции, трудовые договоры и др.

2. Подготовка и обучение персонала

Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.


В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:

  • Вводного
  • Первичного на рабочем месте
  • Повторного
  • Целевого
  • Внепланового

Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций по охране труда.

3. Доступность информации

  • Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников.
  • Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.
  • Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.

4. Документация системы управления охраной труда

Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков, в соответствии с видом экономической деятельности.


Система управления охраной труда предусматривает:

  • Проектные решения с учетом вида деятельности предприятия.
  • Экспертные заключения по предприятию.
  • Акты ввода в эксплуатацию.
  • Документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда.
  • Документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда.
  • Определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда).
  • Приказы о введении в действие системы управления охраной труда.
  • Должностные инструкции.
  • Приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда.
  • Заключение коллективного договора.
  • Заключение соглашения по охране труда.
  • Разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа).
  • Инструкции по охране труда по профессии и видам работ.
  • Ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
  • Журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда.
  • Карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
  • Акты проведения медицинского обследования работников.
  • Учет данных о состоянии здоровья работников.
  • Разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск).
  • Акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента.
  • Результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.

Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.

5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма

Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем:

  • Организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных актов.
  • Проведения специальной оценки условий труда.
  • Устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов.
  • Обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актом в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение.
  • Обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта.
  • Применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026.
  • Использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
  • Проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов).
  • Контроля исходного сырья, комплектующих, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности.
  • Соблюдения режимов труда и отдыха.
  • Информирования работников о состоянии условий и охраны труда.
  • Выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда.
  • Своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
  • Надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
  • Подготовки персонала по охране труда.

Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях.


Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют:

  • Внесение изменений в документацию системы управления охраной труда.
  • Выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда.
  • Перераспределение ресурсов.

IV. Проверка системы управления охраной труда

1. Текущий контроль

Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и охраны труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.


Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:

Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:

  • I ступень – ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест.
  • II ступень – ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива.

По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.


Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.

2. Реагирующий контроль

  • Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
  • Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов по охране труда и непосредственных руководителей работ.
  • Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.
  • Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда

Проверка (аудит) системы управления охраной труда – это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность и связанные с ней результаты запланированным и являются ли принимаемые меры эффективными.

Проверка (аудит) позволяет контролировать эффективность всех элементов системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов.


Проверка (аудит) системы управления охраной труда проводится для:

  • Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда.
  • Определения соответствия системы управления охраной труда требованиям стандарта, положениям политики в области охраны труда.
  • Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки.
  • Рассмотрения и учета результатов предыдущих проверок (аудитов) системы управления охраной труда.
  • Представления информации по результатам проверок (аудитов) системы управления охраной труда руководству организации.

Для обеспечения систематической проверки (аудита) системы управления охраной труда составляют планы проверок и контролируют их результаты. План проведения проверок (аудитов) системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда. Результаты проверки (аудита) необходимо оформлять документально.

V. Анализ функционирования системы управления охраной труда

Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи по результатам анализа со стороны руководства.

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя:

  • Результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять.
  • Соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы.
  • Показатели работы организации в области охраны труда.
  • Степень выполнения целей.
  • Результаты расследований произошедших в организации инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий.
  • Результаты предыдущих анализов со стороны руководства.
  • Меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда.
  • Рекомендации для улучшения.

Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.

Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

  1. Лиц, которые ответственны за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер.
  2. Комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Законодательство РФ предъявляет жесткие требования к работодателям в отношении охраны труда. Их принуждают из года в год все больше внимания уделять безопасности сотрудников.

Охрана труда (ОТ) рабочих необходима для предотвращения травматизма на производстве и профессиональных недугов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одним из элементов обеспечения безопасности производственного процесса является система управления охраной труда (СУОТ). Она включает ряд процедур и документы, которые регламентируют формирование управления ОТ, в т. ч. обязанности к должностям руководящего состава и специалистов предприятия.

Создание подобной системы принесет пользу ОТ в компаниях любого размера.

Требования СУОТ обязательны для выполнения не только сотрудниками организации, но и иными лицами, находящимися на ее территории. Например, в детском саду их должны соблюдать персонал, обслуживающие организации, родители малышей и дети под руководством воспитателей.

Определение терминов

СУОТ - это перечень действий, которые внедряются и выполняются в течение длительных промежутков времени. Методы СУОТ нельзя применять единично, например, накануне проверки на предприятии. Эффект от них возможен только при длительном и планомерном использовании.

При внедрении данных процедур компании опираются на законодательство РФ и международные стандарты. Главные из них - руководство МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001:2007.

Основные задачи

К ключевым задачам системы относятся:

  • отбор для ответственной работы, требующей специальных знаний, подходящих лиц, подтвердивших свои знания и умения на испытаниях;
  • обучение сотрудников способам труда, представляющим минимальную опасность для здоровья;
  • информирование рабочих о проблемах охраны труда;
  • обеспечение безопасной работы оборудования и его утилизации при завершении эксплуатации;
  • обеспечение максимальной надежности производственных методов;
  • гарантия надежности зданий и сооружений, расположенных на территории предприятия;
  • обеспечение соответствия санитарно-гигиенической обстановки предписаниям нормативной документации;
  • предоставление персоналу нормальной продолжительности отдыха;
  • снабжение сотрудников, занятых на работах с повышенным риском для здоровья, необходимыми защитными средствами, медицинским и гигиеническим оборудованием.

Главная цель СУОТ - снижение до минимума вероятности возникновения несчастных случаев в процессе работы и нормализация здоровья трудящихся, чьи обязанности непосредственно связаны с регулярным негативным воздействием на органы и системы организма.

Ведущую функцию в достижении целей и задач системы играют кадры. Они должны иметь хорошую подготовку, нужную квалификацию и внутреннюю заинтересованность.

Этапы разработки и внедрения на предприятии

В России внедрение СУОТ началось в 70-е годы XX века в форме единых систем, но в 90-е годы это направление прекратило свое развитие. Были ликвидированы службы ОТ, уволены соответствующие специалисты, что привело к потере накопленного опыта. Зарегистрированные позже организации не имели источников его приобретения.

В настоящее время есть правовое поле для создания и применения СУОТ, включающее законодательство РФ, опыт зарубежных стран и международные стандарты.

Главная идея СУОТ состоит в том, что любая направленная на определенный результат управляемая деятельность, применяющая трудовые, материальные, финансовые ресурсы, в ходе которой исходные элементы превращаются в конечные, представляет собой процесс. Итоги одного такого цикла являются начальным материалом для следующего.

Управление охраной труда подразделяется на следующие этапы:

Для повышения эффективности СУОТ компания должна:

  • создать систему;
  • применять ее и производить последовательное улучшение;
  • осуществлять сертификацию;
  • самостоятельно проводить оценку соответствия СУОТ требованиям ОТ и ГОСТ.

При создании СУОТ руководство предприятия должно:

СУОТ должна предполагать:

  • планирование нормативов условий и ТО;
  • наблюдение за плановыми факторами;
  • возможность использования корректирующих и предупредительных мероприятий;
  • внутреннюю экспертизу СУОТ, анализ ее работы для обеспечения соответствия системы установленной политике и ее последовательного совершенствования;
  • возможность приспособления к меняющимся обстоятельствам;
  • возможность включения в систему менеджмента компании.

Создание политики предприятия, планирование трудовых условий и ОТ завершается разработкой Программы по улучшению условий труда и его охраны.

Она должна обеспечивать:

  • распределение ответственности за достижение намеченных целей, нормативов условий труда и ОТ для каждого отдела и яруса управления компании;
  • достаточность необходимых ресурсов;
  • соблюдение сроков выполнения задач.

Обеспечение функционирования СУОТ

Работодатель обязан обеспечить функционирование СУОТ в компании. Обязанности по ОТ должны грамотно распределяться между тружениками предприятия. Затем проводится планирование усовершенствований работы системы.

Руководитель компании утверждает Положение об охране труда, на основании которого и будет функционировать СУОТ.

Распределение обязанностей

Обязанности по ОТ распределяют в соответствии с типовым положением о СУОТ, утвержденным приказом Минтруда № 438н от 19.08.16.

Раздел 4 документа для обеспечения работы системы предлагает учитывать:

  • специфику деятельности компании;
  • управленческую структуру;
  • численность персонала.

Анализ данных показателей поможет выделить уровни управления начиная от руководителя, заканчивая рабочей бригадой. Каждый уровень должен иметь выполнять определенные функции по ОТ.

Их фиксируют следующими путями:

  • в тексте Положения о СУОТ;
  • составляют план;
  • в договорах или .

Пример распределения обязанностей по ОТ в отношении документации СУОТ приведен в виде таблицы:

Ответственное лицо Обязанности по ТК РФ
Руководитель (самостоятельно) Управляет разработкой распоряжений и распределяет функции по ОТ между:
  • заместителями;
  • начальниками подразделений;
  • службой по ОТ.
Руководитель (через ответственных лиц) Предоставляет доступ к действующей документации и сведениям, включающим требования по ОТ, персоналу и иным заинтересованным лицам для ознакомления.
Специалист (отдел) по ОТ Контролирует обеспечение работников юридическими и методическими документами по ОТ.
Начальник подразделения Оснащает места общего доступа отдела документами и информацией с требованиями ОТ для ознакомления персонала с ними.
Мастер (бригадир) Не допускает к труду лиц в состоянии опьянения, составляет документальное подтверждение этому и сообщает руководителю.

Работодатель обязан определить порядок, как оформляются и представляются отчеты об авариях, травмах, профзаболеваниях (п. 63 Положения № 438н).

Положение и другие документы

Работа организации в области СУОТ основывается на Положении, утвержденном приказом Минтруда № 438н от 19.08.16. С его помощью работодатели подбирают наиболее подходящую для своей деятельности СУОТ и формулируют обязательные положения по ОТ. Эффективная работа СУОТ предусматривает составление большого количества бумаг.

К ним относятся:

  • заключение (акт) экспертной комиссии о состоянии производства в компании в сфере охраны труда;
  • политика, которой следует администрация предприятия при внедрении и применении системы;
  • инструкции к должностям для сотрудников опасных профессий с указанием норм по обеспечению безопасности трудового процесса;
  • колдоговор работников с руководством;
  • инструкции по технике безопасности и действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • журналы с итогами проверки знаний персонала по обеспечению безопасности трудового процесса;
  • журналы регистрации мероприятий по повышению грамотности тружеников в области предупреждения ситуаций, представляющих опасность для здоровья.

Бумаги, подтверждающие создание и работу системы необходимы работодателю. При проверке их обязательно затребует трудовая инспекция. Кроме того, они позволяют бухгалтерам в налоговом учете полноправно списывать издержки на мероприятия, предусмотренные СУОТ.

Контроль и мониторинг реализации процедур

Мониторинг реализации процедур СУОТ включает:

  • определение и оперативную корректировку способов регулярной оценки соответствия состояния ОТ на предприятии действующим законодательным нормам;
  • определение и анализ несоответствий, действия для смягчения результатов их проявлений;
  • разработку мероприятий, сбор данных, изучение несоответствий (аварий, ЧП и т. д.), смягчение их последствий, анализ результативности принятых, предупредительных, страхования персонала от непредвиденных ситуаций на производстве и профзаболеваний;
  • разработку и ведение записей по ОТ, отражающих данные об обучении, инструктажах, итогах внутреннего аудита по ОТ (книга, акт, журнал и т. д.);
  • создание и своевременную корректировку планов и способов проведения аудита СУОТ.

Согласно законодательству РФ надзором и контролем над выполнением требований по ОТ занимается федеральная трудовая инспекция. Общественное наблюдение за соблюдением прав и интересов трудящихся в сфере ОТ осуществляют профсоюзы и другие сотрудники представительных органов.

Руководство компании обязано периодически анализировать функционирование СУОТ для обеспечения ее результативности, реализации утвержденной политики и соответствия ГОСТ. Экспертиза должна проводиться на основе собранных сведений.

Итоги проверки системы используют для проведения требуемых изменений в политике, задачах ОТ, учитывая, какие результаты дал внутренний контроль СУОТ, последствия изменений внешних факторов и требований совершенствования системы.

Планирование улучшений

Для совершенствования работы СУОТ руководитель должен:

  • выяснить, как контроль над функционированием системы и оценка отдельных мероприятий сказывается на ее результативности;
  • обращать пристальное внимание на итоги расследования ЧП, травм на производстве, профзаболеваний;
  • учитывать результаты ревизий чиновников;
  • считаться с предложениями коллектива.

Минтруд полагает, что для изучения действенности работы СУОТ нужно оценить следующие показатели:

  • насколько исполнены задачи организации по ОТ;
  • как СУОТ помогает руководителю исполнять свои функции, согласно установленной Политике;
  • сравнение с прошлым анализом эффективности;
  • необходимость внесения поправок в систему (цели, перераспределение обязательств и ресурсов);
  • требуется ли подготовка лицам, которых затронет корректировка СУОТ;
  • нужно ли пересмотреть критерии оценки эффективности.

Меры по улучшению функционирования СУОТ следует прописать в Политике по ОТ.

Итак, ст. 212 ТК РФ обязывает работодателей разрабатывать и применять СУОТ. Она нужна для создания безопасных условий труда на предприятии.


VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

53. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

54. Работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

55. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

56. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.

57. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

_____________________________________

Наши поздравления! Похоже, Вы уже на финишной прямой к успеху с Вашей системой управления охраной труда. Но всё же вопросы остаются, и Вам требуется консультация при составлении процедуры . В этой статье мы поможем Вам разобраться в её назначении, содержании и её работе. Приступим!

Зачем требуется контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур?

Прежде всего, разберёмся в назначении процедуры: зная причину, понимаешь суть. Итак, для чего требуется обеспечить ? Существует несколько целей:

  • оценить соответствие состояния условий и охраны труда нормативным требованиям государства, а также обещанием, данным самим работодателем (в Политике по охране труда);
  • обеспечить реально действующую двустороннюю связь между работником и работодателем в рамках охраны труда;
  • получить исчерпывающую информацию о правильности и эффективности реализации процедур СУОТ, а также информации для совершенствования всей системы в целом.

Для обеспечения максимальной эффективности работы системы управления охраной труда мы рекомендуем Вам учитывать в этой процедуре следующие виды контроля:

постоянный периодический реагирующий внутренний

Естественным образом возникает вопрос, в каком случае будет уместным каждый из представленных выше видов контроля. Как правило, все зависит от того, что именно контролируется, и как часто это контролируется. Поясним на примерах.

Постоянный контроль обычно осуществляется в отношении рабочего места, производственных процессов, при идентификации профессиональных рисков, мониторинге показателей реализации процедур СУОТ и иных мероприятиях из области охраны труда, проводимых на постоянной основе.

Периодический контроль проводится в отношении мероприятий, несущих непостоянный, периодический характер. К примеру, это может быть специальная оценка условий труда или .

Внутренний контроль (внутренний аудит) проводится, главным образом, с целью обеспечения эффективности работы системы управления охраной труда, целостности взаимосвязей её процедур и положений. Для обеспечения максимальной объективности внутреннего аудита СУОТ, как правило, прибегают к услугам сторонних организаций , специализирующихся на услугах по охране труда.

Вместе с этими видами контроля важно учитывать размер Вашей организации и количество уровней управления, которое Вы указали в процедуре СУОТ «Распределение обязанностей в сфере охраны труда». Таким образом, на каждом уровне (бригада, подразделение или организация в целом) будет применяться разный вид административно-производственного контроля.

Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур

Определившись с видами контроля, осуществляемыми на Вашем предприятии в отношении процедур СУОТ и системы в целом, составьте проверочные списки (чек-листы) по каждому из видов. Их результат при каждой проверке должен быть зафиксирован в виде соответствующего акта, а сам результирующие документы должны храниться и архивироваться согласно процедуре «Управление документами СУОТ». Результаты процедуры Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур являются предметом обсуждения руководящим составом и обоснованием непрерывного совершенствования системы и условий охраны труда Вашей организации.

Подведём итог

Система управления охраной труда — не только инструмент и улучшения условий труда, но и живой организм, требующий постоянного наблюдения и совершенствования. С этим пониманием Вы без труда составите процедуру «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» , дополнив ей свою систему. Для этого Вам следует определиться с видами контроля в зависимости от размеров Вашего предприятия и необходимых мероприятий по охране труда, составить соответствующие чек-листы и сформировать правила их заполнения и хранения. Удачи!