Статья 151 упк. Обо Всём

Совокупность определенных признаков совершенного деяния, позволяющая определить, каким органом будет расследоваться данное преступление, называется подследственностью. Кодекс об уголовном процессе раскрывает ее сущность в статье 151, где четко прописано о том, что злодеяния раскрываются процессуальными лицами в рамках их компетенции.

Признаки

Для того чтобы узнать, каким органом будет расследоваться совершенное деяние, нужно выделить соответствующие признаки преступления, после чего можно будет определить подследственность. УПК гласит о том, что в зависимости от категории дела его раскрытие поручается процессуальным лицам.

Признаки для определения подследственности существуют следующие:

  • предметный или родовой (характер злодеяния);
  • территориальный (в зависимости от места совершения деяния);
  • персональный (особенности субъекта преступления);
  • альтернативный (кем выявлено, тот орган и расследует).

Органы

Возбуждение и ведение дела может осуществляться дознавателем или следователем. В том случае, если прокурор дает письменное указание на то, чтобы преступление расследовалось тем или иным органом, значит, необходимо соблюдать его требования, об этом гласит статья 150 УПК РФ. Подследственность дела при таком обстоятельстве может быть отнесена к дознанию, которое производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

Преступления небольшой и средней тяжести могут быть распределены между данными государственными органами. Ведение дела дознавателем обязательно по всем злодеяниям, которые указаны в части третьей РФ. Подследственность при этом определяется по родовому признаку.

Пример

Лицо совершило кражу сотового телефона, через некоторое время указанный человек был задержан полицией, в отношении него было заведено дело, которое подпадало под подследственность органов дознания, потому что на данный факт указывает статья 150 Кодекса об уголовном процессе.

Основные виды

Компетенция различных органов по раскрытию дел носит название "подследственность". УПК различает ее следующие виды:

  • родовая или предметная - определяется по составу деяния, наиболее тяжкие преступления подлежат раскрытию следственным комитетом, ФСБ;
  • территориальная - производится по месту совершения злодеяния;
  • персональная - зависит от субъекта, который претворил в жизнь свой умысел;
  • альтернативная - позволяет производить расследование тем, кто его выявил.

Здесь необходимо отметить тот факт, что весь уголовный процесс и его ведение полностью зависят от тех лиц, которые его осуществляют. Потому что стадия предварительного расследования - одна из наиболее важных во всем уголовном производстве, так как именно в данный период времени производится сбор всех доказательств и опрос свидетелей, которые помогают быстрее раскрыть совершенное преступление.

Предметная

В данном случае по составу совершенного деяния и его тяжести можно определить подследственность. гласит о том, что дела об умышленном лишении жизни другого человека, похищении, доведении до самоубийства, а также связанные с нарушением конституционных прав и свобод граждан, против мира и безопасности всего человечества относятся к ведению служащих Следственного комитета.

ФСБ занимается раскрытием злодеяний, которые относятся к особо тяжким и представляют наибольшую опасность для общества, например: организация террористической деятельности, незаконного вооруженного формирования, угон воздушного транспорта, утрата документов, содержащих тайны государства.

Предметным признаком определяется и служебная деятельность сотрудников ФСКН, когда речь идет о незаконном обороте наркотических и психотропных средств. Кроме того, родовая подследственность УПК имеет наибольшее значение в том случае, когда необходимо отнести расследование дела к ведению определенного процессуального лица, например, дознавателя. Они занимаются преступлениями только небольшой тяжести. Также к их компетенции по родовому признаку относятся те деяния, на которые указывает подследственность УПК РФ, ст. 150.

Районный отдел полиции, как правило, расследует злодеяния, которые относятся к тяжким и предусмотрены статьей 151 Кодекса об уголовном процессе.

Персональная

Данная подследственность относится к конкретному субъекту, совершившему злодеяние. Например, преступления, совершенные сотрудниками МВД и ФСБ, будут раскрывать служащие следственного комитета. То же самое правило относится и к другим должностным лицам, таким как судьи и военнослужащие.

Законодательные нормы не позволяют в некоторых случаях точно определить подследственность. УПК также не может однозначно решить данный вопрос. Например: следователь ФСБ совершил злодеяние, которое предусмотрено ст. 276 Кодекса о преступлениях, - так как специальные нормы закрепляют за данным лицом иммунитет, то ведением данного дела будет заниматься следователь СК РФ.

Альтернативная или смешанная

В зависимости от определенных обстоятельств совершенного злодеяния будет определяться его подследственность. УПК РФ гласит в данном случае о том, что дела могут быть расследованы тем государственным органом, который первым получил сообщение о преступлении либо выявил его совершение. Например, деяния, связанные с незаконным могут быть раскрыты как следователями районного отдела полиции, так и сотрудниками ФСКН.

Территориальная

В данном случае уголовные дела должны быть раскрыты по месту совершения злодеяния, что соответствует Подследственность при этом распространяется даже на органы дознания. Поэтому на практике нередко встречались такие случаи, когда оперативные сотрудники могли перенести обнаруженный труп в другое место, чтобы раскрытием данного деяния занимался соседний отдел полиции.

По общему правилу, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то в этом случае оно должно быть расследовано тем ОВД, где оно было завершено, так и определяется его подследственность. УПК РФ закрепляет данную норму в ст. 152.

Кроме того, в законе существуют некоторые исключения. Они позволяют заниматься расследованием дела по месту нахождения наибольшего количества свидетелей, пострадавших. Такое возможно только в той ситуации, когда потерпевший проживает за границей и злодеяние было совершено за пределами России.

В данном случае вопрос о том, как будет проводиться раскрытие дела и его передача по подследственности, УПК РФ позволяет решать руководителю следственного органа или прокурору.

Если необходимо произвести розыскные мероприятия вне места обнаружения признаков совершенного злодеяния, то дознаватель может совершить такие действия самостоятельно либо поручить это другому процессуальному лицу. Данное правило предусмотрено ст. 152 УПК. Территориальная подследственность при этом не нарушается, расследованием дела занимается тот же государственный орган.

Нарушения

Совокупность признаков совершенного злодеяния позволяет поручить его раскрытие тем государственным органам, которые уполномочены на это законом. Данное правило носит название "подследственность". УПК РФ (ст. 151) предусматривает, что ведением дела занимается то процессуальное лицо, в чью компетенцию входит раскрытие деяния в зависимости от степени его тяжести. Именно поэтому все доказательства, которые будут собраны ненадлежащим органом, а соответственно с нарушением закона, являются недопустимыми. Они не могут быть положены в основу вынесения приговора судом. Дело при этом подлежит прекращению, а все доказательства должны быть уничтожены.

Необходимые действия

В том случае, если процессуальное лицо установило факт того, что ведение уголовного дела относится не к его компетенции, дознаватель должен передать его прокурору, чтобы последний вынес решение о его подследственности. Споры при этом недопустимы.

Кроме того, прокурор должен распределить уголовные дела так, чтобы каждое было отнесено к ведению конкретного должностного лица. Данное правило действует только при соединении в одном производстве нескольких материалов, которые имеют разную подследственность, ст. УПК 151 напрямую указывает на данный факт.

Образец постановления

Если полученное государственным органом сообщение о совершенном преступном деянии не входит в его компетенцию, то оно должно быть передано по подследственности для производства соответствующих процессуальных действий.

Образец

Постановление
о передаче сообщения о совершенном злодеянии компетентным органам г. __________ 00.00.00 года

Руководитель органа дознания, подполковник полиции _______, рассмотрев поступившее сообщение от гражданина ________о деянии, предусмотренном ч. 1 ст. 179 Кодекса о преступлениях,

Установил:

При проверке поступившего сообщения было выяснено, что данное деяние не подлежит расследованию дознанием, поэтому необходима передача подследственности. УПК предусматривает ее в ст. 151 УК.

Постановил:

Передать указанное сообщение о совершенном деянии следственному отделу.

Руководитель дознания подполковник ______________________

Особенности

Предварительное расследование совершенных злодеяний вправе осуществлять должностные лица в пределах вверенных им полномочий, так гласит 151 статья, подследственность УПК РФ определяется в зависимости от совокупности признаков и квалификации содеянного.

В данном случае существуют некоторые особенности, которые позволяют начать расследование одним государственным органом, после чего передать его через прокурора в ведение других.

Пример

Есть несколько преступных деяний, связанных с пожарами. Так, по части 2 ст. 167 УК, дознаватель ГПН проводит все необходимые действия после возбуждения дела, затем передает его со всеми материалами прокурору для определения его подследственности, потому что в данном случае оно должно быть раскрыто процессуальными лицами ОВД. В том случае, если на пожаре присутствовал следователь, значит, он имеет право сразу принять данное дело к своему производству, а дознаватель ГПН просто передать ему все наработанные материалы.

СК РФ и полномочия

Все совершенные злодеяния находятся в компетенции конкретных должностных лиц, так гласит 151 статья УПК. Подследственность уголовных дел определяется в зависимости от состава деяния и его тяжести.

Служащими СК РФ раскрываются следующие виды злодеяний:

  • умышленное лишение жизни человека;
  • доведение до самоубийства;
  • изготовление поддельных денежных средств;
  • особо тяжкие деяния в отношении лиц, которым нет 18 лет, а также совершенные такими гражданами;
  • касающиеся половой неприкосновенности женщин, мужчин и детей;
  • сотрудниками правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказаний, военнослужащих.

Все указанные преступления, а также те, которые предусмотрены ст. 447 Кодекса об уголовном процессе, входят в подследственность ст. (УПК РФ) 151 и возлагаются на аппарат сотрудников комитета.

Органы дознания

В соответствии с УПК РФ, подследственность уголовных дел небольшой и средней тяжести может быть возложена на данных процессуальных лиц только с письменного разрешения прокурора.

К органам дознания относятся:

  • судебные приставы;
  • государственная пожарная служба;
  • командиры и начальники военной части.

Обладают следующими функциями:

  • возбуждать уголовные дела в пределах вверенных им полномочий и осуществлять необходимые розыскные мероприятия;
  • осуществлять проверку полученных сообщений о готовящихся или уже совершенных злодеяниях.

Как правило, органы дознания занимаются раскрытием менее тяжких преступлений, в основном они указаны в ст. 150 УПК. Подследственность уголовных дел в данном случае осуществляется ими в пределах их компетенции и по согласованию с прокуратурой.

Дознаватели из службы приставов-исполнителей возбуждают уголовные дела против тех граждан, которые не платят по кредитам, взятым в банках, а также не исполняют свои обязанности по алиментным обязательствам на своих детей. При этом в настоящее время практика показывает, что многие из таких должников оказываются на скамье подсудимых, после чего отбывают наказание в местах лишения свободы или отрабатывают их в обязательном порядке.

Дознаватели, работающие в пожарной службе, расследуют дела по различным возгораниям домов, после чего передают указанные материалы в прокуратуру, а последняя определяет, какой орган в дальнейшем будет проводить розыскные мероприятия.

Формы

Законодательно их существует только две. Дознание по делам, где необходимо проводить должно быть произведено только после незамедлительного уведомления прокурора. После чего осуществляются все необходимые следственные мероприятия: допрос подозреваемого, пострадавшего, выемка и обыск.

По тем делам, где не требуется досудебное производство, составляется обвинительный акт и направляется прокурору для его утверждения. С составленными материалами может быть ознакомлен только сам обвиняемый.

ФСБ

Следователи данных органов занимаются делами, которые нарушают интересы государства и его безопасность. Поэтому, согласно ст. 151 Кодекса об уголовном процессе, они расследуют следующие преступные деяния:

  • о незаконном экспорте сырья, который поступает за пределы России;
  • контрабанде денежных средств;
  • террористической деятельности и обо всех действиях, связанных с ней;
  • об угонах подвижных составов, воздушного транспорта и судов;
  • о разглашении

Период времени

Сроки для осуществления предварительного расследования достаточно различны. Для дознания он составляет всего один месяц. В то же время следствие проводится в течение двух месяцев. При наличии достаточных оснований данные сроки могут продляться. В данном случае необходимо составить постановление и направить его в адрес прокурора с указанием уважительных причин. Как правило, временной период для окончания следствия составляет три месяца. Продляется до одного года только при наличии запутанных обстоятельств злодеяния и отсутствии достаточных доказательств виновности лица.

Определенные условия

В том случае, когда процессуальные лица не имеют достаточных оснований для того, чтобы доказать вину подозреваемого в содеянном, расследование дела должно быть завершено по соответствующим основаниям Кодекса об уголовном процессе. В то же время дознаватель и следователь объясняют гражданину порядок восстановления его прав, которые были нарушены из-за незаконного привлечения к ответственности. Лицо может обратиться в суд за возмещением морального вреда.

Не распространяется

Ни один из видов подследственности не применяется в том случае, когда речь идет о расследовании дела в порядке статьи 10 Кодекса об уголовном процессе. При этом вынести постановление без ведения дела и следствия. Также здесь не будет иметь решающего значения, на какой территории произошло злодеяние.

Значение

В большинстве случаев рассмотрение дела в суде было бы невозможным без проведения предварительного расследования, так как за недостаточным количеством доказательств нельзя предъявить гражданину обвинение. Кроме того, предварительное расследование способно полностью изменить судьбу человека, если его виновность окажется доказанной, или наоборот. Также это очень важная деятельность органов дознания, несмотря на то что она осуществляется только в течение одного месяца. От того, насколько тщательно будет проведено предварительное, досудебное расследование, будет зависеть исход всего дела и даже постановление приговора. Все проводимые действия дознания и следствия фиксируются в обвинительном заключении и акте, после чего направляются для утверждения в прокуратуру.

Суд при рассмотрении дела по существу исследует все представленные доказательства, добытые при проведении предварительных процессуальных действий, которые, как правило, являются подтверждением вины обвиняемого.

Несоблюдение

В соответствии со ст. 151 УПК, должностные лица уполномочены для расследования и раскрытия преступлений в пределах своей компетенции. Это приводит к более правильному и быстрому результату. В том случае, если данные нормы подследственности нарушаются, доказательства, собранные по делу, будут признаны несостоятельными и недопустимыми. Кроме того, расследование злодеяния может быть прекращено.

Пример

Сотрудник полиции совершил ДТП, в котором погиб человек, взяли данное дело под свой контроль, чем существенно нарушили нормы подследственности. При этом доказательства, собранные в ходе предварительного расследования, впоследствии были признаны недопустимыми. Суд их не принял и прекратил дело. При этом должностные лица существенно нарушили права пострадавших. Сотрудник полиции в данном случае - это лицо с особым статусом, он госслужащий, а не простой гражданин, и его делом должен был заниматься следственный комитет, а не местный ОВД.

Следующий пример

При подаче апелляционной жалобы защитник гражданина, который был осужден по статье 159 за мошенничество в особо крупных размерах, в обосновании доводов ссылался на то, что должностными лицами были нарушены правила определения подследственности, и хотел, чтобы суд отменил приговор.

При этом адвокат не учел положений статьи 151 Кодекса об уголовном процессе, где четко прописано о том, что раскрыть злодеяние может тот орган, который выявил его совершение. Поэтому доводы защиты были несостоятельными.

Из приведенных примеров видно, что не все должностные лица соблюдают правила определения подследственности, чем существенно нарушают уголовное законодательство. При этом нарушаются права самих граждан, которые являются участниками процесса. Для всестороннего и полного изучения всех материалов дела, а также для сбора доказательств просто необходимо соблюдать правила подследственности. Потому что каждый государственный орган обладает своими полномочиями и компетенцией.

Если злодеяние было совершено военным человеком, прокурором, судьей, то данное дело может быть полностью раскрыто только следователями комитета РФ. Потому что они призваны предотвращать распространение преступности среди государственных служащих. Также в их компетенцию входит ведение дел по особо тяжким деяниям, которые были совершены лицами, не достигшими совершеннолетия.

Если существует преступление, о котором стало известно правоохранительным органам, по нему должна проводиться определенная работа – исследование сообщения о преступлении и предварительное следствие при необходимости.

Если выяснение обстоятельств носит предварительный характер, то есть необходимо выяснить само наличие преступного деяния, то расследование является уже конкретной работой по выявлению доказательств и всех остальных признаков, факторов и критериев, которые относятся к незаконному действию.

Положение

В отношении предварительного расследования существуют свои правила, которые обозначены термином "подследственность".

Таким образом, преступления делятся на категории не только в отношении объекта или субъекта, но и по органу, который будет заниматься уголовным делом.

В статье 151 УПК РФ довольно подробно обозначены незаконные действия, рассматриваемые разными органами. Стоит отметить, что для того, чтобы определить подследственность, необходимо правильно квалифицировать преступление на самом начальном этапе. Это требует от должностного лица наличия у него знаний и опыта.

Кроме того, следует обозначить, что в указанной статье произошли в 2015 году изменения в части полномочий таможенных органов по предварительному следствию и введена в действие статья 215 – преступления, связанные с атомной энергетикой (ст.151 УПК РФ – "Консультант Плюс"), если сравнивать с документом, действующим от 20.03.2011 года.

Поступление информации

Сообщение о преступлении может поступить к разным лицам несколькими способами. В их числе могут быть: заявление в правоохранительные органы, звонок по номеру 02, непосредственное выявление преступных действий прокурором, следователем или дознавателем, а также руководителем следственного отдела или отдела дознания. Уголовное процессуальное законодательство содержит информацию о таких лицах – предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями (часть первая статьи 151 УПК РФ), что означает конкретный круг лиц, которые могут этим заниматься.

Таким образом, как только становится известно о том, что преступление готовится, совершается или уже осуществлено, сотрудник МВД, как только узнал об этом, должен сообщить о событии, в том числе и с подачей рапорта начальству органа, где он проходит службу.

Неотложные действия

Очень часто при выявлении преступления «на месте» необходимо, во избежание утраты доказательств или подозрения на то, что преступник может скрыться, производство неотложных следственных действий.

Так, преступления, которые совершили должностные лица органов Следственного комитета, ФСБ, разведки и лицами подобных учреждений, рассматриваются следователями Следственного комитета, на что указывает, кроме самого положения, данный в юридической литературе по ст.151 УПК РФ комментарий. Дознание в Следственном комитете происходит только в том случае, если преступления, которые подследственны органу дознания на общих основаниях, совершили должностные лица, указанные выше.

Уклонение от внесения специальных платежей на таможне в крупном и особо крупном размере рассматривается органом дознания таможенных органов.

Дознаватели органов по обороту наркотиков и веществ подобного воздействия могут заниматься преступлениями, которые предусмотрены соответствующими статьями, но только в первой части, то есть неквалифицированные деяния.

Полномочия следствия

Для каждого преступления есть соответствующий орган, который будет его рассматривать. Но при поступлении сообщения о совершенном или готовящемся деянии, вне зависимости от уполномоченного органа, как уже было отмечено, рассматриваются органами дознания. Это тот орган, который делает всю «черную работу» перед производством настоящих следственных действий. Остальную часть функций по расследованию преступлений выполняют уже те органы, к ведению которых и относится злонамеренное деяние.

Так, статья 151 УПК РФ с последними изменениями предусматривает, что рабочая группа следственного комитета производит предварительное расследование преступлений, совершенных только по конкретным статьям и связанных только с определенными лицами. Если сообщение о деянии попало в следственный комитет, начальные действия производит орган дознания, а далее материалы передаются по подследственности.

Самое необходимое в этом отношении – не упустить важные моменты. Если дело не требует немедленных следственных действий, рассмотрение можно передать сразу же при поступлении сообщения.

Органы, занимающиеся федеральной безопасностью, рассматривают такие дела, которые связаны с государством (ч.4 ст.151 УПК РФ, действующая реакция). К ним относятся такие, как:

  • экспорт материалов и сырья, которые могут быть использованы при изготовлении оружия массового поражения, за пределы Российской Федерации;
  • террористический акт;
  • угон воздушного или железнодорожного транспорта;
  • наемничество, выраженное в вербовке наемника и использовании его в военных действиях и вооруженных конфликтах и т.д.

Таможенные органы, соответственно, расследуют дела, которые связаны с пересечением границы.

Однако в этом случае законодательство предписывает таможне проводить только дознание по преступлениям, совершенным по статье 194 и 200.1 УК РФ – уклонение от внесения сумм, предусмотренных на таможне, и контрабанда денег.

Обязанность предварительного следствия (по состоянию УПК на 2011 год) по недействующей статье 188 УК РФ (контрабанда) ст. 151 УПК РФ в новой редакции не содержит.

Определение подследственности по органам

В случае если возникла спорная ситуация, касающаяся подследственности, ее разрешением занимается прокурор. Однако такое положение возникает только по той причине, что уполномоченные лица и органы просто не имеют возможности правильно квалифицировать преступление по различным причинам. Если более подробно рассмотреть статью 151 УПК РФ, то в ней прямо указаны статьи и даже пункты, ориентируясь на которые необходимо отдавать дела по подследственности.

К примеру, предварительное расследование по статье 359 УК РФ (наемничество) относится к ведению и СК, и ФСБ. Однако по пунктам конкретно не указано, какой орган должен этим заниматься. Видимо, конкретная ситуация зависит от тяжести преступления и от силы влияния ее на безопасность страны.

Умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью в частях первой-третьей рассматривается органами внутренних дел, а уже в части четвертой – следственным комитетом, как определяет статья 151 УПК РФ.

Поэтому определение подследственности имеет большое значение и влияет в некоторых случаях на ход расследования. Здесь важен и опыт, который приобрели сотрудники, рассматривая дела, которые уполномочены расследовать в силу закона. Безусловно, все работники правоохранительных органов, давно работающие, имеют огромный багаж знаний, но здесь можно сравнить их с докторами, которые занимаются преимущественно лечением в какой-то определенной области – деятельность в совершено не подходящей сфере будет сопряжена с ошибками в некоторых случаях, а также с отсутствием опыта в лечении заболеваний, нехарактерных для конкретной специальности.

Определение подследственности по предмету или объекту

Таким образом, можно отметить, что при выявлении факта преступления сотрудник правоохранительных или других органов имеет возможность определить, согласно статье 151 УПК РФ, подследственность и сообщить об этом в соответствующее учреждение, если это явно следует из характера совершаемого преступления (или уже совершенного, или готовящегося) или же инициировать в собственном ведомстве проверку сообщения о деянии, носителем которого будет являться данный сотрудник.

К примеру, если обнаружен труп (совершено либо убийство, либо имеет место другое деяние, которые привело к смерти потерпевшего), необходимо установить причины.

Необходимо отметить, что по статье 105 УК РФ (убийство) предварительное расследование могут вести как сотрудники СК, так и ОВД. Этим делом не могут заниматься учреждения по контролю за оборотом наркотиков или служба безопасности государства. Однако сюда не входят случаи, когда убийство тесно связано со сферой деятельности указанных органов.

Нюансы

Кроме того, можно также привести пример по статье 211 УК РФ (угон воздушного или железнодорожного транспорта), по которой, согласно статье 151 УПК РФ, предварительные следственные действия проводятся органами ФСБ. Данная статья подлежит рассмотрению следственным комитетом. Здесь все зависит от тяжести преступления, поскольку, как уже отмечено, комитет занимается тяжкими и особо тяжкими деяниями, следовательно, данный орган будет рассматривать уголовное нарушение в связи со смертью потерпевших или при наступлении тяжких последствий (в части третьей).

Собственно, угон, осуществленный с целью совершения террористического акта (часть четвертая) больше относится к ведению ФСБ. Помимо того что статья 151 УПК РФ с последними изменениями довольно точно разграничивает полномочия, следует учитывать и наличие специальных средств и лиц для раскрытия конкретного преступления.

Частные заявления

Часто граждане сами заявляют в органы (прежде всего, в местные правоохранительные) о преступлении, совершенном в отношении самих физических лиц. Если дело не терпит отлагательств, дознаватель проводит проверку по заявлению и дальше передает по подследственности.

Имеют также место обращения граждан через интернет-приемную Следственного комитета. Заявление в обязательном порядке рассматривается и (если также нет необходимости в неотложных следственных действиях) дело по изучению состава передается в другие органы, комитет оповещает заявителя о передаче материалов в необходимую инстанцию.

Очень часто даже при наличии заявления от потерпевших, работники следствия или дознания не могут возбудить уголовное производство. Подобная ситуация связана с тем, что законодатель четко определяет компетенцию различных подразделений правоохранительных органов. Законодатель разрешает рассматривать нарушения закона в соответствии с признаками уголовного производства. В уголовном праве принадлежность уголовного производства к определенному контролирующему органу называют подследственность. Регулирует понятие ст. 151 УПК РФ.

Подследственность − это совокупность правил, которые дают возможность определить принадлежность уголовного дела к компетенции следственного органа или дознания. Подследственность позволяет также определить ведомство, которое может возбуждать уголовное производство и начинать следственные мероприятия.

Подследственность уголовных дел очень важное понятие, ведь с его помощью можно добиться большей четкости и оперативности ведения следствия, а также максимально индивидуализировать наказание виновным.

На сегодняшний день уголовные дела могут рассматривать дознаватели и следователи органов внутренних дел, специалисты органов контроля над оборотом наркотических средств, представители службы судебных приставов, а также таможенных органов. Нередко инициируют уголовные производства работники пограничных органов, ФСБ, а также начальники Вооруженных Сил РФ.

Любые споры, связанные с подследственностью, решает прокурор. Достаточно часто бывает так, что одно производство подлежит рассмотрению несколькими ведомствами. Своим постановлением прокурор может инициировать возбуждение уголовного дела в одном из ведомств. К примеру, если было совершено несколько преступлений одним человеком, но с разной территориальной принадлежностью, то согласно установленному закону, возбуждать производство будут в подразделении, на территории которого была совершена большая часть нарушений закона или самое тяжелое злодеяние.

Основные положения

Согласно ст. 151 УПК РФ, подследственность затрагивает абсолютно все уголовные производства. Распределение дел происходит по 5 критериям, каждый из которых обладает особой важностью. Если рассматривать юридическую принадлежность уголовного производства, можно отметить, что законодатель выделяет нарушения, совершенные несовершеннолетними, связанные с наркотиками и оборотом оружия, военные преступления, пограничные нарушения, а также злодеяния в сфере экономики и предпринимательской деятельности. Особый порядок возбуждения дел предусмотрен также для депутатов, судей, адвокатов и Президента.


Во всех случаях, помимо статей, указанных в пункте 3 ст. 151 УПК РФ, производство возбуждается следователями, и только в указных нормах необходимо вмешательство дознания. Орган дознания − это самостоятельная структура, которая, как правило, занимается делами незначительного уровня тяжести. Дознание может проводиться в общем порядке на протяжении 30 дней или же иметь сокращенную модель (20 дней). Следственный орган занимается делами более сложными по уровню тяжести и ведению расследования. Следствие может вестись от двух месяцев до восемнадцати.

Если производство было возбуждено не тем контролирующим органом, прокурор вправе изымать материалы и передавать его другому компетентному ведомству. Для осуществления этого права ему необходимо создать соответствующее постановление.

Виды и признаки

Ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации четко описывает обстоятельства, по которым контролирующие органы определяют подследственность каждого производства.

Подследственность в уголовном процессе определяют по таким признакам:

  • предметный;
  • территориальный;
  • персональный;
  • альтернативный;
  • по связи уголовных дел.

Подсудность и подследственность уголовных дел по предметному признаку напрямую зависят от квалификации злодеяния. Именно обстоятельства совершения преступления определяют, какая именно служба будет расследовать дело. Если речь идет о продаже наркотиков, делом будет заниматься Госнаркоконтроль, в случае международного шпионажа − задействуют ФСБ, если нарушение определено на таможне, то отвечает Пограничная служба.

Территориальный признак определяется местом совершения нарушения закона. Производство подлежит рассмотрению тем ведомством, в юрисдикции которого находится место совершения злодеяния. При инициировании уголовного производства именно этот признак является основным, хотя он не абсолютный.

Территориальная принадлежность дела может меняться в процессе расследования. Если злодеяние было начато в одном месте, а закончено в другом, то производство возбуждают в месте окончания злодеяния. В случае, когда определить место совершения преступления невозможно, уголовное производство возбуждают в органе, определившем нарушение закона.


Персональный признак определяется исходя из субъекта злодеяния, то есть кем является преступник – депутатом, военнослужащим, адвокатом и т.п. Немаловажной считают информацию о потерпевшем по делу, ведь нужно определить против кого осуществлялось злодеяние − против судьи, прокурора или других лиц в связи с их персональной деятельностью. В отношении указанных субъектов существует специальная модель возбуждения дел. Это же касается преступлений с участием несовершеннолетних или против интересов несовершеннолетних.

Альтернативный признак характеризуется возможностью ведения производства любым органом, определившим злодеяние. Альтернативный признак подследственности определяется в делах о мошенничестве, присвоении чужого имущества и других злодеяниях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

По признаку связи с преступлением подследственность уголовных дел определяется по делам, связанным с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, злоупотреблением должностными полномочиями, получением взятки и иными подобными нарушениями закона. В данную категорию дела отнесут, если, к примеру, была совершена кража и вовлечены в нее были несовершеннолетние. То есть подследственность одного дела определяется в зависимости от подследственности другого.

Комментарии к статье 151 УПК

Понятие подследственности и виды подследственности в уголовном процессе позволяют определить оптимальный режим работы контролирующего органа. Подследственность повышает эффективность расследования в целом и индивидуализирует работу следователя, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции, дознания, ФСБ и других.

Неправильно определенная подведомственность дела влечет за собой очень тяжелые последствия, которые затрагивают интересы как потерпевший стороны, так и обвиняемого. Гораздо быстрее и эффективней будет раскрыто преступление, связанное с наркотическими веществами Госнаркокнтролем, чем службой ФСБ. Работники наркоконтроля обладают соответствующими знаниями и навыками в расследовании характерных дел, соответственно, максимально точно подойдут к следственным мероприятиям и правильно оформят дело.

В случае возникновения спорной ситуации между признаками подследственности, помимо территориальной и предметной принадлежности, во внимание принимают персональный признак. Рассмотрение дела будет происходить в месте, где находиться обвиняемый, потерпевший или большее количество свидетелей, участников производства. Если нарушение совершено за пределами Российской Федерации, расследуется оно по месту жительства или пребывания потерпевшего в РФ.


Если нарушение закона осуществил психически больной или невменяемый гражданин, во внимание персональный признак, альтернативный и остальные не принимаются, дело будет рассматриваться по территориальной принадлежности.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Принцип определения подследственности дела очень сложно понять, не рассмотрев реальный пример. Объяснить суть термина можно на случае гражданина Петрова, который является военнослужащим. Отправившись в отпуск, в родной город, Петров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, подрался со своим знакомым и нанес ему травмы средней тяжести. На вызов очевидцев приехал патруль полиции, и составил протокол. После допроса свидетелей и обвиняемого было постановлено передать материалы происшествия по подведомственности в Вооруженные силы, а непосредственно в подразделение, где служит виновный.

Если бы виновный не являлся военнослужащим, то возбудить производство мог бы следователь района, на территории которого произошла драка. В случае с легкими травмами, которые нанес бы гражданин Петров, не будучи военнослужащим, дело рассматривал бы орган дознания или мировой суд, если потерпевший обратился бы с частным иском.

Больше всего проблем возникает при тяжелых преступлениях, состоящих из нескольких эпизодов. Следователям необходимо проделать колоссальную работу не только для того, чтобы определить круг виновных, но и для того, чтобы понять, какой именно из органов может возбудить производство и привлечь виновных к ответственности.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 151 УПК?

Все решения на начальном этапе расследования принимает следователь или дознаватель. Проверяет целесообразность и обоснованность решения следователя и дознавателя прокурор. Своим постановлением он может закрыть производство, возобновить его или перенаправить в другой компетентный орган.

Важно отметить, что решить вопрос подследственности может и сам потерпевший вместе со своим защитником. Достаточно часто потерпевшие составляют ходатайство о перенаправлении дела в другое ведомство. Сделать это можно не только исходя из утвержденных признаков подведомственности, но и когда отмечается предвзятость следователя или он не выполняет в полной мере своих обязательств.


В последнем случае передача дела по подведомственности в большей мере напоминает отвод следователя, только меняют не работников следствия, а целый отдел, который будет заниматься производством.

Возбуждением дела органы дознания чаще всего занимаются в отношении преступлений, описанных в пункте 3 ст. 150 УПК РФ, а по всем остальные нарушениям, помимо дел частного обвинения, дела возбуждает следователь. Исходя из квалификации преступлений, следователь или дознаватель может направлять материалы в специальное воинское подразделение, в Госнаркоконтроль, Службу судебных приставов, в Пограничную службу и др.

Что чаще всего является отягощающим и смягчающими обстоятельствами?

Отягощающие или смягчающие обстоятельства, в случае с определением подведомственности дела большой роли не играют. Квалифицирующие признаки в данном случае позволяют определить тяжесть непосредственного злодеяния и предполагаемого наказания, а также указать на то, будет заниматься производством следователь или дознаватель. Дела без отягощающих обстоятельств переходят в орган дознания или сразу в мировой суд, а дела, которые затрагивают интересы несовершеннолетних, организованные злодеяния и нарушения, повлекшие серьезные последствия, входят в компетенцию следственного органа.

Определение подведомственности важно не только для процессуального оформления материалов дела, но и необходимо для максимально эффективного проведения следственных мероприятий. Источников информации о преступлении гораздо больше можно найти, исследуя территориальную принадлежность злодеяния, субъектов нарушения, а также предметный признак подследственности.

Подследственность. Ст. 150, 151 УПК РФ.

Подследственность это совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (например: не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратуры).

Распределение уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия осуществляется в соответствии с установленными УПК правилами подследственности.

Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40 1). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования – неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

Уголовно-процессуальный институт подследственности имеет существенное организационно-правовое значение . Он позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами и т.д.

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31-32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы, т.е. обеспечивается право обвиняемого на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет признание полученных доказательств недопустимыми.

Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) – ст. 151 и территориальную (местную) – ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу:

а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или личная подследственность),

б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность),

в) исключительной компетенции того или иного органа уголовного преследования (универсальная подследственность, т.е. такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения; универсальная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК)).

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следователей следственного комитета, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи ФСБ производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).

С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подследственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч. 3 ст. 151).

Родовой признак является общим и используется «по умолчанию». Это означает, что при отсутствии иных специальных признаков подследственности именно он определяет ведомственную принадлежность уголовных дел.

Выделяют следующие виды подследственности:

1. предметная (родовая);

2. альтернативная (смешанная);

3. персональная;

4. территориальная;

5. подследственность по связи дел.

Предметная подследственность .

Определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или дознаватель. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должен расследовать строго определенный орган или должностное лицо.

Предметная подследственность закреплена в ст. 150, 151 УПК РФ. Ст. 150 УПК РФ – закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. Ст. 151 УПК РФ – определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственного комитета, ОВД, органов ФСБ и др.



При распределении дел между следователями различных органов учитываются задачи, принципы организации, условия и специфика деятельности каждого из органов следствия, так как правильное определение возможностей органа в расследовании той или иной категории дел служит гарантией более быстрого раскрытия, всестороннего и объективного расследования преступления.

Альтернативная (смешанная) подследственность.

Характеризуется тем, что расследование некоторой категории преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа одновременно. Расследование таких преступлений (они перечислены в ч. 5 ст. 151 УПК РФ) производит следователь того органа, который первый выявил эти преступления.

Персональная подследственность . пп. «б, в» ч.2 и ч.4 ст.151 УПК РФ.

Это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил, преступление.

Этот вид подследственности определяет, следователем каких органов расследуется дело о преступлении лиц в зависимости от их должностного положения. Например: дела о некоторых преступлениях, совершенных должностными лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 151 УПК РФ, расследуется следователями органов ФСБ; уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, расследуются следователями военной прокуратуры и т.п.

Территориальная подследственность . Ст. 152 УПК РФ.

Определяется местом совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то подследственность прокурором, который определяет ее по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Подследственность по связи дел . ч.6 ст.151 УПК РФ.

Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения этой проблемы предусмотрен данный вид подследственности.

Дела о преступлениях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, злоупотребление должностными полномочиями, заранее не обещанное укрывательство и др.) расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Все споры о подследственности разрешаются также прокурором.

Ст. 151 УПК РФ, посвященная подследственности, еще и раскрывает систему структуру уполномоченных органов и роль прокуратуры, и затрагивает иные вопросы.

Предварительное расследование

Предварительное расследование - второй этап производства по уголовному делу, результатом которого становится либо прекращение дела из-за отсутствия деяния или иных причин.

Этап следствия направлен на выявление и сбор всех фактов, которые имеют отношение к преступлению. Далее собранные материалы в виде уголовного дела передаются в суд с согласия прокурора.

Формы расследования

Ст. 151 УПК РФ указывает на две формы расследования:

  • предварительное следствие;
  • дознание.

Законом предусмотрена возможность проведения дознания в упрощенной форме.

Предварительное следствие производится следователями. Их отличие от дознавателей - в большем объеме полномочий. Дознавателю, например, приходится чаще спрашивать разрешения на те или иные следственные действия у начальника органа дознания или у прокурора.

Дознание является упрощенной формой следствия, и оно проводится по делам меньшей тяжести. Конечно же, это не значит, что виновный человек избежит тюрьмы. Примером служат дела, заведенные за уклонение или отказ от уплаты алиментов, за что виновных лишают даже свободы на короткое время (в судебной практике - примерно год).

Если обратиться к ст. 151 УПК РФ, работа следователя посвящена более сложным составам преступлений, за которые и наказания значительно серьезнее. Например, мошенничество.

Органы дознания кроме полиции присутствуют в ФССП, таможенной службе, ФСБ и других структурах. Следователи работают же только в и ФСБ.

Вопросы подследственности

Ч. 2 ст. 151 УПК РФ распределяет уголовные дела по - несколько иное понятие, включающее в себя распределение уголовных дел между следственными органами и дознавателями.

Есть несколько вариантов распределения дел:

  • следствие ведется строго в рамках компетенции (например, СК всегда занимается убийствами, полиция - кражами и т. д.);
  • следствие ведется органом, который выявил преступление;
  • следствие ведется органом, который назначен прокурором.

Третий вариант - согласно ст. 151 УПК РФ о подследственности, если выявлено несколько эпизодов преступной деятельности, выделение материалов дела в отдельное производство при этом невозможно. Решение спора о подследственности - в рамках компетенции прокурора.

Аналогичным образом решаются споры о ведении дознания. Если возбуждается дело небольшой или средней тяжести и необходимо вести дознание, то материалы сразу же передаются прокурору для выбора органа дознания.

Место расследования

Общие условия предварительного расследования требуют обеспечить производство по месту совершения преступления. Например, если кража совершена в Ленинском районе города, то расследованием занимается ОВД, находящееся в данном районе. Аналогично вопрос решается с органами дознания, СК и ФСБ.

Если деяние начато в одном месте, а окончено в другом, расследование обеспечивается органом по последнему месту.

Если было совершено несколько эпизодов (отдельных деяний), куда передать дела, решает начальник вышестоящего следственного органа. Закон разрешает назначить расследование органу, на территории обслуживания которого находится обвиняемый и большее число свидетелей.

Задача следователя - быстро собрать материалы, и последний вариант выгоден с технической точки зрения.

Если дело касается граждан РФ, проживающих за границей

Ст. 151 УПК РФ в новой редакции или ранее действующей формулировке не затрагивала и не затрагивает тему территориального распределения дел, в частности, если они касаются граждан, живущих за границей.

Граждане РФ, совершившие преступление, предусмотренное УК РФ, не привлеченные к ответственности, находясь за границей, все равно подлежат преследованию. Исключение составляют случаи, когда граждане РФ привлечены к ответственности правоохранительными органами иностранного государства. Обязательно должно иметься решение суда на этот счет.

Положение распространяется и на военных, служащих на территории частей, расположенных вне пределов России.

Иностранец, не проживающий в России, совершивший преступление против РФ, гражданина РФ либо лица без гражданства, постоянно живущего в России, подлежит привлечению к ответственности по российским законам. Исключение - случаи, если такой человек был осужден или оправдан иностранным судом.

В ситуации с иностранцами или гражданами, проживающими за границей, дело возбуждается по месту жительства или нахождения потерпевшего либо по месту нахождения основного числа свидетелей.

Расследование ведется по месту жительства обвиняемого, если потерпевший находится за границей.

Принятия решения о месте проведения расследования

Распределением дел между дознавателями и следователями занимается начальник отделов дознания или следствия соответственно. Ими сразу же принимается решение оставить материалы в своем районе.

Если следователь или дознаватель выявляют преступление, которое по закону расследуется другой службой (например, дежурная полицейская группа выехала по вызову по убийству), обязанность следователя - возбудить дело, провести допросы, осмотреть место происшествия, сделать все, что в его силах, и передать материалы своему непосредственному начальнику.

Дознаватель направляет материалы сразу же прокурору, однако без подписи начальника дознания прокурору материал все равно не направляется.

Если дело забирают «наверх»

Закон дает право вышестоящей инстанции забрать дело себе. Сообщение об этом направляется прокурору. Если дело не выходит за рамки ведомства, согласия прокурора не требуется, кроме того, надзор осуществляется прокурором более высокого ранга.

Подобное происходит с резонансными делами. Например, дело о мошенничестве, задевшее десятки людей, получившее общественную огласку, расследуется не районными отделами, а городскими или областными управлениями.

На сегодня сложилась практика установления подследственности в рамках одного органа подзаконными нормативными актами. Например, председатель СК вправе распределять уголовные дела между управлениями и отделениями ведомства. И следователи имеют представление о том, кто будет расследовать то или иное дело.

Соединение уголовных дел

В некоторых ситуациях проведение следствия признается более продуктивным при условии объединении нескольких дел в одно. Ст. 151 УПК РФ с комментариями ссылается на ст. 153 УПК. Закон предусматривает для этого следующие предпосылки:

  • совершено несколько деяний одной и той же группой лиц;
  • одно лицо совершило несколько деяний, по которым возбуждены отдельные дела;
  • лицо принимало участие в заранее не обещанном

Последний пункт основан на понимании заранее не обещанного сокрытия как формы соучастия.

Объединение допускается и при отсутствии подозреваемых, если есть основания предполагать, что преступления являются делом рук одних и тех же лиц.

Соединение дел, подследственных одному органу, разрешается начальником следственного отдела. Соединение дел, которые расследует дознаватель, производится с разрешения прокурора.

Если имеется необходимость соединить дела, подследственные разным органам, решение принимается прокурором. Решение вопроса зависит от того, чье дело серьезнее.

Выделение уголовного дела

Материалы дела выделяются, если:

  • соучастник совершил одно из своих преступлений отдельно от группы;
  • один из соучастников несовершеннолетний;
  • дело ведется в порядке упрощенного дознания;
  • обвиняемый заключил соглашение о сотрудничестве и его дело ведется упрощенном порядке.

Решение о выделении дела принимается следователем или дознавателем.

Выделение дела в отдельное производство

Данное действие отличается обнаружением нового преступления, никак не связанного ни с тем, по которому ведется расследование, ни с лицами, которые привлечены по ведущимся делам.

Следователь или дознаватель направляет материалы начальнику следствия и прокурору соответственно. Далее проводится проверка по аналогии с тем, как если бы было подано заявление о преступлении.

Правда, если начальник следствия самостоятельно проводит проверку или поручает ее одному из подчиненных, прокурор направляет полученный материал или начальнику дознания или начальнику следствия.

Постановление о выделении отдельного производства с приложенными материалами направляется прокурору.

Проблемы законодательного регулирования

Изменения в ст. 151 УПК РФ вносятся с достаточной регулярностью. Если ранее причина была в формировании СК, теперь они вызываются практикой споров о подследственности по ряду резонансных дел. Речь идет о крупных делах, где задеты интересы высоких чиновников, в частности сотрудников прокуратуры.

Если сравнить редакцию ст. 151 УПК РФ в 2015 году и на сегодняшний день, кроме того что уже готовы новые изменения, становится видимой интересная тенденция. Все большее составов расследуются теми, кто их обнаружил. Если ранее, например, ФСБ должна была передать дело в СК или полицию, теперь часть дел остается у следователей ведомства. Аналогично дело обстоит и с СК.

Кроме того, исключается вмешательство прокуратуры в связи с контролем исполнения норм о подследственности.